А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения

О приближении Нового Года говорят уже не только наряженные елки и яркая иллюминация на улице и но и множество новогодних представлений. В Детском театре эстрады уже начался показ волшебной сказки "Снегурочка"!

Нам с Кирой выпала честь увидеть эту волшебную историю одними из первых)))

Снегурочка живет в уединении с Отцом Дедом Морозом. Мать Весна незримо присутствует рядом: всегда поддержит и утешит ее. И есть у нее мечта: пожить с людьми, послушать их песни, танцевать с ними без устали. Пока она решается только издалека послушать душевные песни пастушка Леля. Дед Мороз, видя ее тоску, решается отпустить ее, но для защиты и помощи отправляет вместе с ней своего верного слугу Лешего.
Снегурочка знакомится с Лелем, но ей не понятно как такая душевная песня может стоить всего лишь ее поцелуя. Купава готова стать верной подругой Снегурочке и знакомит ее со своим суженным Мизгирем. Но тут происходит неожиданное....

Очень интересно, по-новому интересно зазвучали в сказке народные мотивы. А в сочетании с танцами превратилось в яркое зрелище: тут и зимние забавы ("слепили" отличного снеговика), и обычай одаривать подарком не только невесту, но и ее подружек, и масленичный хоровод, когда каждый берется за цветную ленту и т.д.
Очень понравились костюмы героев: яркие, самобытные, интересные, имеющие свой неповторимый стиль. Особенно выделялись костюмы Деда Мороза, Снегурочки, Лешего и Мизгиря. Кокошник, пышная юбка, синие цветы в стиле гжель: одеждой Снегурочки можно любоваться бесконечно) До сих пор не понимаю хитрости, с помощью которой большой цветок на юбке поменял цвет!
Еще хочу добавить про декорации: воздушные конструкции, которые то превращались в трон, то в кусты в зимнем лесу были прекрасны. А прозрачный занавес, разделяющий сцену на две части, который то мерцал звездочками, то подсвечивался разными цветами.

Оригинальное окончание сказки неожиданное и, я бы сказала, в современном стиле: хороших песен для сильного и взаимного чувства все же не достаточно. Для меня вся постановка случилась неожиданной: я почему-то думала увидеть классическую сказку про Снегурочку, но нужно было познакомиться с первоисточником) У А.Н. Островского был свой взгляд на историю про Снегурочку))) Авторы постановки решили, что Новый год - это веселый праздник, поэтому в это волшебное время сказки не могут заканчиваться печально! Поэтому сказка заканчивается неординарно и, может быть, даже не логично, но это и есть самое интересное!

Очень уютный и удобный зрительный зал: хороший подъем, да и еще можно взять для ребенка подушку. Перед представлением ребята могут попробовать себя в русских народных забавах. Мы когда зашли в здание Детского театра эстрады мы сразу словно на ярмарку попали, так шумно и задорно ребят зазывали присоединиться))

Яркое и музыкальное новогоднее представления для детей и их родителей. Если вы готовы к современному прочтению классической пьесы, великолепным костюмам, ярким танцам и нетривиальному окончанию сказки, то это спектакль для вас! Прихватите с собой новогоднее настроение и приходите)

Лед тронулся…


В театре им. Ермоловой - новый сезон, новая жизнь, новые спектакли. Театр пригласил молодого режиссера Алексея Кузмина-Тарасова, который предложил оригинальную трактовку поэтической сказки Александра Николаевича Островского «Снегурочка». Для экспериментального спектакля в Театре Ермоловой собрали недавних выпускников разных театральных училищ: молодых актеров в составе труппы ермоловского театра определенно не достаточно, а для «Снегурочки» нужны были именно юные создания. Возраст у Снегурочки примерно такой, как у Джульетты, когда любовь ценится дороже жизни, и ее выбирают, попирая смерть, ведь не случайно самый большой процент самоубийц именно среди подростков: наивная юность не знает, как быстро проходит «вечная» любовь, как много всего еще может быть в жизни…

«Сцены из захолустья в 12 песнях», так обозначил поэтическую сказку Островского режиссер-постановщик, вполне соответствуют всем временам, когда гуляли в деревнях парни с девками, и сегодня в любом захолустье так гуляют, разве что девки возмужали и стали смелее, а парни все больше как-то женственней и нерешительней.

Испокон веку люди искали свою половинку, и кому найти удавалось, тот счастливым был. В царстве Берендея все так и было, пока день следовал за ночью, весна за зимой. Но однажды привычный порядок вещей был нарушен - Весна родила от Мороза дочь, и этот союз не принес счастья ни матери, ни дочери. Любвеобильной Весне (Елизавета Пащенко) нет жизни с Морозом, а и их снежной дочери Снегурочке (Вероника Иващенко) нет жизни без жаркой любви, а с ней и подавно. Интересно, что Весна в спектакле выглядит не старше Снегурочки, что вполне в духе сегодняшнем (при современных-то средствах омоложения некоторые бабушки выглядят ровесницами внучек), к тому же женщина опытная и страстная, она легко уводит у отмороженной дочери сластолюбивого и мягкотелого Леля.

Лель (Артем Ефимов) – вялый, избалованный женским вниманием юноша, становится немного энергичнее, лишь взяв в руки гитару. Ему не столь важно, чтоб его любили женщины, сколь, чтоб обожали слушатели. Поклонников и поклонниц у сладкоголосого певца хватает, и надо отметить, песни, исполняемые им, довольно приличные, и написаны они самим режиссером на аутентичные тексты Островского. Молодые зрители с удовольствием воспримут композиции в стиле блюза, регги, хип-хопа, рэпа. Музыканты из группы Гарика Сукачева «Неприкасаемые» - безусловно, хороши, жаль, что им не нашлось достойного места, и потому на сцене они смотрятся так, словно еще идут репетиции. Надо было их приодеть соответствующе, вовлечь в действие, отчего спектакль только бы выиграл, а так, благодаря их присутствию на сцене получился какой-то условно-концертный вариант.


Тем не менее, сюжет сказки не теряется, все идет, как положено: есть завязка, кульминация, развязка. Мизгирь, горячий юноша «азиатских» кровей (Рустам Ахмадеев) влюбляется в Купаву (Анна Кузьмина). Мужчине с таким темпераментом добиться женщины легко, но к доступной Купаве Мизгирь быстро теряет интерес. Куда привлекательней цель: завоевать холодную Снегурочку, к тому же блондинку! Однако просто любви ему мало, надо еще указать женщине место, так в доброе и светлое царство Берендея чужие нравы привносят смуту. Как ни пытаются Царь (Сергей Бадичкин) с Бермятой (Юрий Казаков) призвать народ к любви и миру, идиллия берендеева царства рушится: любовь поругана, добро беззащитно, и даже солнце не появляется на небосводе. Но, как известно, скоро сказка сказывается, и нарисованный на реке-помосте лед вдруг начинает трескаться и сползать с натуральным грохотом вниз (сценография Леонида Шулякова), парни и девки, бойко стреляя глазками, находят друг друга с песнями и плясками. С песнями, как мы уже заметили, дело обстоит неплохо, а вот с плясками пока никак: не получается еще у подданных Берендея прилично двигаться (хореограф Рамуне Ходоркайте), так что шевелятся пока, кто во что горазд.

Но даже с этими недостатками, которые легко исправить, постановка вышла задорной и ироничной, несмотря на некоторую сырость (и не только от растаявшей в конце Снегурочки, которую почему-то совсем не жалко). И солнце, которое мы тоже в России ждем с нетерпением, в финале все-таки появляется, и крепнет надежда на то, что из этой молодежи будет толк. Молодое вино бродит в ермоловских мехах, дадим ему вызреть и порадуемся отменно выдержанному вкусу.

Спектакль «Снегурочка» в Новом Пространстве Театра Наций

«Снегурочка» в театре Наций

Дети - самые непредвзятые зрители, которые не смотрят ни на имя режиссера, ни на известность актеров… Поэтому увлечь и заинтересовать их особенно сложно. Олег Долин и вовсе поставил перед собой непростую задачу - он решил показать всем известную пьесу Островского «Снегурочка» совсем с другой стороны, в первую очередь как добрую и поучительную сказку.

О спектакле «Снегурочка»

«Снегурочка» - спектакль, открывающий новый и оригинальный проект для детей. Он, в отличие от многих других постановок, предполагает серьезный разговор, в ходе которого предстоит ответить на непростые вопросы. Кроме того, Олег Долин стремится приблизить сказку к современности, показав, что она вполне может быть актуальной.

Премьера спектакля «Снегурочка» в театре Наций - одно из самых ярких событий осени 2018 года.

Другие мероприятия режиссера

Олег Долин, несмотря на то, что известен больше как кино и театральный актер, уже не первый раз радует маленьких зрителей своими постановками. На сцене РАМТ уже идет его спектакль «Морозко». И вот теперь он удивил ребят современной и необычной «Снегурочкой».

Как купить билеты на спектакль

Как ни странно, но хороших и действительно ярких спектаклей для детей на театральной сцене ставится куда меньше, чем для взрослых. Именно поэтому купить билеты на «Снегурочку» непросто. Мы готовы помочь вам порадовать своего ребенка. Почему из всех компаний нужно обратиться именно к нам? Потому что, в отличие от конкурентов, мы:

  • понимаем, насколько важна для вас грамотная организация семейного досуга - по каждому обращению работает персональный менеджер, который ответит на все интересующие вопросы и поможет подобрать лучшие места;
  • ценим ваше время - купленные билеты курьер доставит по Москве и Санкт-Петербургу совершенно бесплатно;
  • заботимся о вашем комфорте - заказ можно оформить не только онлайн, но и по телефону. Кроме того, предусмотрена возможность оплатить его любым удобным способом: наличными, банковской картой, денежным переводом;
  • любим тех, кто нам доверяет, поэтому предусмотрели скидки для постоянных клиентов.

Спектакль «Снегурочка» наверняка привлечет не только юных зрителей Москвы, но и их родителей - хотя бы потому, что каждый хочет привить своему ребенку любовь к сказкам. А уж если эта сказка не оторвана от современной действительности - то увидеть ее хочется вдвойне сильнее!

«Если тринадцать за столом, то, значит, есть тут влюбленные», - замечено в чеховских «Трех сестрах». Тринадцать действующих лиц спектакля свидетельствуют о том же. На сцене театра им М.Н. Ермоловой сыграли историю любви, в которой без жертв не обошлось, – «Снегурочку». Сказку? Ложь! Музыкальный спектакль. Если первое неоспоримо, то второе пока – на вырост.

Дед Мороз, по Островскому отец Снегурочки, из спектакля выведен. Весна-красна предстает перед зрителями в телогрейке и валенках – в наши северные края Весна в ином прикиде не дошла бы. Большой дворницкой лопатой она собирает со сцены следы пребывания мужа – сугробы. Впрочем, история сказочная, а потому сугробы оживают и оборачиваются уснувшими под снегом берендеями: под снегом теплее. «Весенней сказкой» зрителей Ермоловского тоже хотят согреть, но воспринимается она с прохладцей.

Алексей Кузмин-Тарасов в этом спектакле един в трех лицах – автор идеи, воплощения и музыки. Музыки в спектакле довольно и публика довольна ею вполне. «Снегурочка» определена как «Сцены из Захолустья в 12 песнях», так что оперное творение Н. А. Римского-Корсакова осталось нетронутым. Зато текст А.Н. Островского, написанный 140 лет назад, свободно уместился в ритмах фолка, регги и рок-н-ролла, исполняемых музыкантами группы Гарика Сукачева «Неприкасаемые». Ведь и у автора пьесы песни были предусмотрены, а потому подобная музыкальная трактовка не кажется чуждой первоисточнику. Музыка в спектакле живая и зажигательная, и певцы нареканий не вызывают, - все в такт: и звуки, и голоса, и покачивания зрительских ног. И все же «Снегурочка» далека от мюзикла, ведь двенадцать песен разбавлены «сценами».

Снегурочка – персонаж зимний, праздничный, но А.Н. Островский написал весеннюю сказку, а стало быть дочери Мороза, пошедшей душой в отца, праздновать недолго. Вероника Иващенко, исполняющая эту роль предстает то угловатым взлохмаченным (из леса) «синим чулком» (в синем же платье), то эффектной холодной блондинкой, на которой то и дело вянут полевые венки – резкий перепад температур. Ну и без мотивов детского утренника и бело-синей шубки с инвентаризационным номером здесь не обошлось. Снегурочка желает любви, не имея о ней никакого понятия. Для нее, в спектакле, заносчивой и высокомерной особы, любовь – нечто вроде дресс-кода, без которого ее не допустят на вечеринку по случаю Ярилина дня. Потому слова: «Мам, дай любви!», - она произносит с бесстрастной будничной интонацией вроде: «Мам, дай денег!». Снегурочка принарядит и стан и сердце, но наряд этот сродни тому, что подарила Медея Креусе пропитанному ядом (в данном случае - любви) платью. Финал известен, - «тает, тает, исчезает». От Снегурочки останется мокрое место и сухие глаза зрителей.

Перипетии «Снегурочки» по причинам, родом из детства, удивить не могут, потому ждешь повода для удивления от актеров. И получаешь его. Артисты спектакля, недавние выпускники театральных ВУЗов, жара и энергию молодости, как ни странно, в спектакль не привнесли. Напротив, играют по погоде – «солнце светит, но не греет». Не то, чтобы их можно было назвать «Отморозками» (спектакль Кирилла Серебренникова), но реакция и динамика их оставляют желать лучшего. Исполнители замедленны, расслаблены, разнежены, а ведь их персонажам недостает солнца, с неба здесь не «льется золотая лень», и лютые морозы, казалось бы, должны были расшевелить берендеев. Сбитень не варят, и не понятно чем согреваются. Душевным пламенем? Но до зрителей его искры не долетают. Слова в «Снегурочке» не «звучат», зато звучат песни.

Поет и Лель (Артем Ефимов), первый парень на деревне (а деревня, судя по декорации Леонида Шулякова, – в один дом) с гитарой на перевес (из которой, правда, не извлекает ни звука), вместе с Весной (прекрасная работа Елизаветы Пащенко) и Снегурочкой. Между матерью и дочерью намечена едва заметная конкуренция за сердце пастушка. Хороши и «ребята с нашего двора» вроде Курилки (Антон Колесников), эдакого уличного задиры с цепями на джинсах, вертящего на пальце ключи от … неработающего мотоцикла, или здоровяка Брусилы (Николай Зозулин). Примечательны и девушки-подруженьки разобиженной Купавы (Анна Кузьмина) – Радушка (Маргарита Толстоганова) и Малуша (Валентина Оленева), забавно-странна Прекрасная Елена (Кристина Пивнева). Из общего пестрого полотна спектакля выделяются лишь восточный юноша Мизгирь (Рустам Ахмадеев) и его непредусмотренный в пьесе телохранитель, названный простым «славянским» именем Эмиль (Егор Харламов). Если слобожанам Берендеевки вполне пошел бы легкий говорок, то Мизгирю совсем не к лицу явный акцент. Впрочем, Мизгирь в Берендеевом Посаде чужак, а потому его восточный флер как дополнение, противопоставляющее его посадским парням. Другая отличная черта актера – нарочитая серьезность в трактовке предлагаемых обстоятельств: актер подает своего героя надрывом, резким жестом, трагической гримасой, что делает его нелепым на фоне расслабленных, спокойных «коллег». И это не столько проблема спектакля, сколько актера, утяжеляющего легкую постановку. «Горит восток», - замечает Снегурочка и, судя по пылкости Мизгиря, кажется, что он ответит ей; «Джульетта - это солнце».

«Снегурочку», положенную на музыку, слушать приятно, а видеть – престранно. Никакого фольклора, в крайнем случае – фолк. На художнике по костюмам сэкономили - его нет в программке, не найти его следов и на сцене. Актеры одеты в будничную, лишенную единого стиля одежду, кто в чем –в летнем сарафане, в свитерке, в платьишке. Музыканты в шапках (правда они их снимают), актеры с термосами и пластиковыми стаканчиками, посторонние (не из Островского) реплики… В сочетании со студенческими приметами спектакля создается полная иллюзия открытой репетиции, на которую допустили публику. Люди на сцене, что люди с улицы, по крайней мере по внешним характеристикам, и этот «демократизм» «Снегурочке» не на пользу. Отсутствие единого стиля может оправдать разве что, упомянутое в программке с заглавной буквы Захолустье. Есть такой «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» на карте Псковской области, но вряд ли костюмы писаны с тамошних местных жителей.

При всей легковесности замысла и значительном монтаже текста, есть в спектакле любопытные, но неразвитые (режиссером) моменты. Так, диалог Царя (Сергей Бадичкин) и «ближнего боярина» Бермяты (Юрий Казаков) оказывается весьма созвучным времени (не сценическому, местному). Царь сетует на то, что у народа «исчезло служенье красоте», в общем на падение нравов, на что советник предлагает универсальное во все времена для властей предержащих средство: «Издай указ!». «А пользы-то дождемся?», уточняет Царь, «Никакой», - слышит в ответ, - «Очистка нам».

Положение дел в царстве Берендея сродни диагнозу Карамзина – «Воруют», правда, царство сие «маловато, разгуляться негде», а потому Бермята уточняет: «Понемножку». «И ловите?», - без особого интереса спрашивает его Величество; – «Зачем же их ловить,/ Труды терять? /Пускай себе воруют,/Когда-нибудь да попадутся…». Но, судя по нехитрому убранству царских палат, – все уже разворовано. Да и сам царь, разменявший скипетр и державу (а может быть с заглавной буквы?) на массивные часы и топор, который он всаживает в помост на сцене, - не слишком походит на царя. Хотя так уж повелось, цари они или с, или под топором. По-иному – только в сказках, где «каша из топора». Для «Снегурочки» и каша –смешение жанров, и топор – монтаж текста и смыслов - символичны.
«Народ великодушный во всем велик», - поет Царь в финале спектакля задорную песнь. Грустно подпевают царю берендеи. Как и положено народу при Царе – хором. За несколько сцен до финала «великодушный народ» радовался смертному приговору, вынесенному Мизгирю, крича: «А когда? Во сколько?». Озимые с яровыми – в поле, а надобно и душу напитать – зрелищами. Но казнь отменят, правда, смерти Мизгирю не миновать. Народная жертвенность проявляется здесь в ежеминутной готовности принесения жертвы. Вернее в жертву тех, кто живет не «по-берендейски», тех, кто не привык кланяться «почаще, да пониже».

Музыкальные номера идут в спектакле «на ура», но стоит голосившим сбиться на речитатив пластинку будто заедает. Стиль спектакля – эдакий джем сейшн (не музыкальный, а артистический), – который разыгрывают без особых подготовок, мыслей и затраты сил. Кажется, что артисты на сцене приятно проводят время, зрители, в общем, тоже всем довольны. И тем, кто на сцене, и тем, кто в зале в течение около двух часов удается довольно сносно провести досуг. «Снегурочка» - это не вечер в театре, а театрализованный вечер. Говорить о трактовках образов, сверхзадачах и актуальности тут не приходится, но и пропащим такой вечер не назовешь. «Снегурочка» в сочетании с демократичным и гостеприимным буфетом театра – идеальный вариант для встреч, коротания вечеров и мгновений, когда возникает острое желание оказаться на людях. Мило, интеллигентно, не дорого. Не сердцу, но и не кошельку. Но и такой род театра, который «не низок, не высок», не просто может, но должен существовать. «Заботы прочь гоните: для заботы своя пора», - поют в спектакле и они правы.

«Снегурочку», по мысли режиссера, играют в «безвременьи», но связано это, пожалуй, с временным ее присутствием в репертуаре театра. Появление ее, впрочем, вполне оправдано – театр не боится открывать двери молодым режиссерам, а это дорогого стоит. Речь, конечно, не об убытках. «Снегурочка» - проект универсальный, семейный, необременительный и весенний. «Весна идет», «ум с сердцем не в ладу», но у «Снегурочки» есть все шансы не растаять, а настроиться на нужный лад.

"Комсомольская правда", "Театрон"