Виды и стили граффити. Вы знаете, что такое граффити? Граффити история возникновения стили и виды

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 09.12.2014 18:43 Просмотров: 4877

Сегодня граффити считается видом уличного искусства и одной из самых популярных форм художественного самовыражения по всему миру.

Существуют различные стили и виды граффити. Граффити уже утвердился как самостоятельный жанр современного искусства и как часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах райтеры создают на улицах городов настоящие шедевры.

Часто граффити используют для сообщений политического и социального характера. Однако следует знать, что в большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону.
История граффити уходит в глубокое прошлое. Но обо всём по порядку.

Происхождение термина

(от итальянского graffito, во множественном числе graffiti) – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные или нарисованные краской (чернилами) на стенах и других поверхностях. Graffiare (итальянск.) – «царапать».
А в настоящее время наиболее популярен спрей-арт , рисование граффити с помощью аэрозольной краски. В древности граффити наносились на стены с помощью острого предмета, а также мела или угля.

История граффити

Всем известно, что настенные надписи существовали в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме.
Самые ранние граффити относят к 30 тысячелетию до н. Это доисторические наскальные рисунки и пиктографии, нанесенные на стены. Рисунки делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них были изображены животные или сцены охоты. Сафский язык, существовавший в период с I в. до н.э. по IV в. н. э., только и сохранился в виде граффити – надписей, выцарапанных на скалах в южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии.

Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника
Древнее граффити сохранилось и в древнегреческом городе Эфесе (территория современной Турции). Существуют граффити викингов.

О чём писали древние люди? Примерно о том же, о чём пишут и сейчас: о любви, о политике и о другом насущном. Писали так же: с грамматическими и орфографическими ошибками. Есть надписи типа «здесь был Вася». Нет ничего нового под солнцем!
А как обстояли дела с граффити на Руси? Прекрасно! В Новгороде существуют 10 граффити XI в., а в Киеве (Древняя Русь) – около 300 граффити XI-XV вв. находятся в соборе св. Софии. Они рассказывают о политических событиях того времени.
В современном виде граффити появилось в начале XX в. – в нью-йоркском метрополитене, а затем на товарных вагонах и в подземных переходах. С тех пор граффити превращается в часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих граффити является образом жизни, скрытым от общественности и непонятным для окружающих. Политические активисты использовали граффити для распространения своих идей.
К 1970-м годам популярность граффити очень выросла, в нём стали выделять новые стили. Первым райтером, получившим известность, стал TAKI 183, подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил – 183. Таки работал курьером, и куда бы он ни ездил на метро, он всюду оставлял свои теги. У него появилось очень много последователей.
Постепенно манера тегов стала усложняться, стали появляться новые стили граффити, а само движение приобрело соревновательный характер.

Более сложный тег
В связи с этим городские власти начали бороться с граффитчиками. Ведь не все работы были достаточно умелыми, а граффити стали отождествлять с засорением улиц городов – каракули на стенах приравнивались к мусору, свалкам и запустению. На борьбу с граффити тратились огромные деньги. Но одновременно с этим иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. В некоторых странах для райтеров выделяли специальные места на улицах, в подземных переходах и т.д., где они могли спокойно самовыражаться.

«Легальное граффити» в городе Страуд (Англия)
Стал серьёзно обсуждаться вопрос, является ли граффити видом искусства. А тем временем граффити стало завоёвывать все большее пространство: его стали использовать в компьютерной рекламе, в видеоиграх, в дизайне скейтбордов, одежды и обуви.
Граффити получило распространение во всём мире. Сегодня Сан-Пауло (Бразилия) считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.

Граффити в городе Олинда (Бразилия)

А как в России?

Массовое движение современного граффити в России относится к 1980-м годам. В 2006 г. в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль граффити. А в крупных городах России проводятся ежегодные фестивали граффити. Расскажем об одном из них.

Snickers Урбани́я (SNICKERS URBANиЯ) – ежегодный молодежный фестиваль уличной культуры. Впервые фестиваль состоялся в 2001 г., он включает в себя основные направления уличной культуры: экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл. Его цель: дать шанс современной молодёжи заявить о себе и о своём таланте, а также предоставить возможность попробовать свои силы на профессиональном оборудовании для экстремальных видов спорта. Фестиваль проводился в крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, а также в Казахстане – в Алматы.

Площадка BombART
В начале 1980-х гг. зародилось и трафаретное граффити. Оно создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.
Самый главный инструмент в граффити – аэрозольная краска в баллонах. Используют валики для краски и трафареты, кисти, маркеры, восковые стержни, мелки и др.

Граффити в современном мире

В основном граффити выполняется на улицах (стены зданий, подземные переходы, гаражи, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); на транспорте; в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); в интерьерах учреждений.
Очень медленно, но граффити начинает приобретать статус социально нейтрального явления и воспринимается как неотъемлемый элемент современного мегаполиса, массовое культурное явление. Оно утрачивает значение протеста. Язык граффити становится универсальным кодом городской коммуникации.

Виды и стили граффити

Теггинг представляет собой быстрое нанесение подписи автора на поверхности. Отдельная подпись называется «тег» (от англ. tag – метка). Теггеров не очень интересует смысл и эстетика их творений, главное – оставить как можно больше «автографов». Часто теги непонятны не посвящённым в детали людям.
Среди райтеров ценятся теги, поставленные в труднодоступных, но видных местах. Тег команды называется «сингл».
Надписи обычно наносят при помощи баллончиков с краской или толстых маркеров. Опытные райтеры могут написать тег за 2-3 секунды.

Уайлд (англ. Wildstyle – дикий стиль). Главной чертой этого стиля являются запутанные сплетения букв, острые углы, осколки и стрелки. Название стилю дал характер рисунка: дикий, непонятный, так как часто буквы настолько переплетены и введено множество посторонних элементов, что читаемость становится нулевой. Из уайлда выделяют 3D Wildstyle (к обычному уайлду добавлен объём).

Как называются разные виды и стили граффити? Рисунки на стенах создаются отнюдь не в хаотичном порядке. Рассмотрим подробнее основные направления в этом виде уличного искусства.

Основные виды граффити

Writing – это один из основных стилей нанесения граффити. Всех художников-граффитистов называют “райтерами”. Это направление можно считать основоположником всех стилей. Здесь нет ограничений или какой-то определенной техники; художник сам определяет для себя в каком стиле ему лучше рисовать. Это направление включает в себя использование:

  • аэрозольной краски;
  • настенных маркеров;
  • готовых трафаретов;
  • роликовых валиков, кистей и т.д.

Работы выполненные в этом стиле принято называть скетчами. Sketch может быть подготовлен заранее на бумаге или при использовании специальной программы.

Tagging – теггинг (таггинг) используется для обозначения имени и зачастую применяется в качестве подписи к работе. Здесь очень часто применяется техника каллиграфии и смешанные технологии райтинга. Причем, теги можно ставить только под собственными работами, хаотичное нанесение собственной подписи на разные объекты принято относить к вандализму. Теги тоже могут рисоваться от руки или подготавливаться в специальной программе.

Bombing – это экстремальное направление граффити. Суть этого метода заключается в том, чтобы нарисовать изображение как можно быстрее на движущихся объектах или в опасных условиях. Например, на краю моста или на высоком балконе. Этому стилю свойственно иметь плохую прорисовку мелких деталей, так как у граффитистов не хватает времени и возможности прорабатывать мелкие детали.

Scratching / Scrabbing – подразумевает нанесение изображений посредством царапин. Такая манера исполнения не очень уважается среди райтеров. Такой стиль всегда подразумевает порчу поверхности различных предметов и объектов, и большинство граффитистов сходятся во мнении, что такой стиль не приведет ни к чему достойному.

Clean Advertising – это сравнительно новое направление, которое относится к коммерческой деятельности; очередной способ размещения рекламы, а также источник заработка для коммерческих художников.

Стили рисования граффити

Bubble Letter – “bubble” в переводе с английского означает “пузырь”. И, как становится ясно из названия, для этого стиля характерны круглые и дутые формы. В таком стиле выполняются примитивные рисунки и создаются слова. Также один из первых видов граффити. При использовании техники Bubble Letter комбинируются два схожих цвета, которые придают рисунку объем.

Throw-up – этот стиль граффити принято относить к одному из самых простых. Впервые он появился в Нью-Йорке. Характерная черта для этого стиля выражается в использовании двух цветов и простых линий. Такие рисунки бывают как правило очень крупными и объемными.

Blockbusters – был придуман в Лос-Анджелесе. Использовался уличными группировками для того, чтобы обозначить свои территории. Ключевая особенность этой манеры рисования заключается в использовании одного или двух цветов. Рисунок при этом должен быть максимально простым и лаконичным, отображать символику авторской группировки.

Characters – нанесение различных персонажей из мультфильмов, известных фильмов и книг. К этому направлению можно причислить и персонажей созданных самостоятельно в иной вселенной, например, в комиксах. Это один из самых сложных стилей, так как он требует художественных навыков. Часто при этой технике используется тонкая игла с краской для прорисовки мелких деталей.

Messiah Style – это направление graffiti было придумано известным райтером из Нью-Йорка по кличке Vulcan. В этом стиле используются буквы с эффектом, похожим на наложение слоев.

Wild Style – один из самых сложных для прочтения стилей. При его создании используется от трёх и более цветов. Зачастую переплетение оказывается настолько сложными, что их могут разобрать только сами авторы. Подготовка такого рисунка занимает достаточно много времени и требует высокого уровня мастерства. Даже после того, как рисунок будет продуман до мельчайших деталей, понадобится большое количество времени для реализации изображения.

Computer Roc Style – авторская идея еще одного исполнителя из Нью-Йорка под псевдонимом Case2. Второе название этого стиля “перел”. Для этого стиля характерно разделение разных фрагментов рисунка и наклонение их в разные стороны.

3D / FX Style – одна из новых (сравнительно) разновидностей, которая подразумевает нанесение изображений в формате 3D. Оптические иллюзии очень выгодно выглядят на поверхностях стен; именно по этой причине многие граффитисты создают работы именно в этом стиле.

Каждый день разрабатываются новые техники рисования и развитие этого направления искусства не стоит на месте. Возможно, в будущем мы сможем увидеть новую манеру исполнения и самые дерзкие решения.

Сайт, открытый нью-йоркскими граффити-райтерами старой школы в 1998-м году. Свое название он получил от самого популярного в 1970-1980 годы места встречи райтеров - пересечения 149-й улицы и Гранд Конкорс в Бронксе (там пересекаются вторая и пятая линии нью-йоркской подземки). Сайт был создан, чтобы задокументировать историю нью-йоркского граффити: на нем собраны профайлы большого количества райтеров и команд первой и второй волны, а также опубликованы статьи, написанные самими райтерами.

На заре граффити: 1966-1971

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос » (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США - прим. пер. ), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

Граффити (итал. graffiti - "надписи") - надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, поездах и т.д., сделанные от руки краской или маркерами. Сейчас сложно дать точное определение этому термину, так как он достаточно многогранен.



Т рейн-райтинг, трейн-бомбминг - (англ. train wrtining - "письмо на поезде", train bombing - "бомбежка поезда") - рисование на поездах, при котором зачастую многим райтерам больше важен сам факт рисования, а не качество рисунков.

Пионеры: 1971-1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи , опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204 , Frank 207 и Joe 136.

Райтер, граффти-райтер - (англ. writer - "писатель") - человек, занимающийся граффити.



Тег, тэг (англ. tag - "ярлык", "этикетка", "бирка") - подпись райтера (его псевдоним), сделанная одним цветом маркером или краской. Глагол - тегать, тэгать. Занятие - тегинг, тэгинг. Человек - тегер, тэгер.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Король, кинг (англ. king - "король") - райтер, рисующий больше и лучше остальных, признанный авторитет среди других райтеров.

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают - меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

Стиль тегов

Через некоторое время такое количество людей начало тегать, что нужно было придумать новый способ, с помощью которого можно было бы выделиться. Первый способ заключался в том, что нужно было придумать неповторимый тег - начали появляться различные каллиграфические стили. Райтеры добавляли к тегам росчерки, звездочки и другие элементы дизайна (многие из них используют до сих пор - прим. ред. ). Какие-то значки служили просто украшением, а у каких-то был смысл. Так, например, короны использовали райтеры, которые считали себя «королями». Наверное, наиболее известным тегом за всю историю граффити можно считать Stay High 149 : фигурка персонажа из телевизионного сериала The Saint с косяком на месте буквы H.

Размер тегов

Super Kool 223

Затем изменения коснулись размера тегов. Райтеры начали делать теги больше. Стандартный кэп был достаточно узким, поэтому теги большего размера все равно не привлекали особого внимания. Райтеры начали делать буквы «толще» и обводить их другим цветом, а также использовать кэпы от других аэрозольных красок. Так зарождались «куски». Не известно, кто первым сделал кусок, но чаще всего называют Super Kool 223 из Бронкса и WAP из Бруклина. Толстые буквы давали простор для развития имени. Райтеры начали украшать буквы кружочками, штрихами, звездами и клеточками. Добавление цвета и декоративных элементов были настоящим прорывом, однако куски продолжали сильно напоминать теги, от которых они и произошли. Среди известных райтеров того врмени можно назвать: Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Phase 2 , Pro-Soul, Tracy 168 , Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161, Junior 161 и Stay High 149 .

Кусок (англ. piece - "кусок", сокращение от masterpiece - "шедевр") - цветной рисунок, сделанный на стене или на поезде, на который тратится гораздо больше времени, чем на флоп.


Троу-ап, флоп - (англ. to throw-up - "бросать", "кидать"; to flop - "ронять", "шлепаться") - быстро сделанный рисунок, состоящий из контура и заливки одного цвета. Буквы обычно округлой формы, а наиболее популярное сочетание цветов - черный и хром.

Riff 170

Tracy 168

Stay High 149

Развитие стилей

Атмосфера соревнования привела к развитию современных стилей. Topcat 126 считается основоположником стиля «Бродвей» (Broadway ), который позднее эволюционирует в огромные блочные шрифты и наклонные шрифты. Затем Phase 2 придумал округлые буквы - «пузыри» (bubble letters ). «Бродвей» и «пузыри» были самыми первыми стилями, в которых выполнялись куски, и они стали прародителями всех остальных стилей. Вскоре к буквам начинают добавлять стрелочки, завитки и связки. Они становятся все сложнее и изощренней и приводят к появлению нового «механического» стиля (mechanical style ) или, как его теперь называют, «дикого» стиля (wild style ).

Соперничество между Phase с одной стороны и Riff 170 и PEL с другой привели к дальнейшему развитию граффити. Riff был одним из провокаторов «войн стилей» (style wars ). Flint 707 и Pistol внесли огромный вклад в развитие трехмерных шрифтов и привнесли в куски глубину, которая станет образцом для подражания у будущих поколений райтеров.

Подобный всплеск творчества не остался незамеченным. Хьюго Мартинес (Hugo Martinez), окончивший социологический факультет нью-йоркского Сити-колледжа (City College of New York), обратил внимание на творческий потенциал нелегальных художников того времени. Мартинес основал United Graffiti Artists: они выбрали лучших райтеров, рисовавших в подземке, и представили их работы в галерее. Именно благодаря UGA райтеры получили возможность выйти из подполья. В Razor Gallery Мартинес выставлял работы Phase 2 , Mico, Coco 144, Pistol, Flint 707, Bama, Snake, Stitch.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168 , Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car - "весь вагон", "вагон целиком" ). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

Death

Cliff 159

Hondo 1

Расцвет: 1975-1977

Основные стили сформировались где-то после 1974-г года. Все стандарты были прописаны, и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались всеми достижениями райтеров первой волны. По Нью-Йорку ударил экономический кризис, и на транспортную систему никто не обращал внимания. Этот период стал расцветом рисования в нью-йоркской подземке. В это время началось размежевание между теми, кто уделял основное внимание стилю (стайл-райтерами), и теми, для кого главным были скорость и количество рисунков (бомберами). Хол-карами уже нельзя было никого удивить, а любимой формой самовыражения бомберов стали троу-апы, они же флопы. Троу-апы выросли из шрифтов-«пузырей»: это куски, сделанные на скорую руку, которые состоят из контура и небрежной заливки. Большинство этих работ состояли из двух-трех букв.

Райтинг, стайл-райтинг (англ. writing - "процесс написания букв", "письмо"; style writing - "стильное письмо") - рисование на стенках и поездах с упором на стиль и форму букв. Позднее райтингом стали чаще называть только рисование на стенах.


Бомбинг (англ. bombing - "бомбежка") - рисование тегов, флопов, кусков.

Blade

Особо отличились в то время команды POG, 3yb, BYB TC, TOP, и короли флопов: Tee, , Dy 167, Pi, In, Le, To, Oi, Fi aka Vinny, Ti 149, Cy, Peo. Началась настоящая гонка: команды и райтеры соревновались, кому удастся сделать больше троу-апов. Расцвет флопов и хол-каров пришелся на 1975-1977 годы. В это время, следуя по пути пионеров граффити Tracy и Cliff, такие райтеры, как Butch, Case, Kindo, Blade , Comet, Ale 1, Doo2, John 150, Kit 17, Mark 198, Lee, Mono, Slave, Slug, Doc 109 Caine One украшали поздемку и пригородные поезда потрясающими хол-карами.

Граффити сегодня повсеместно признается частью молодежной культуры, но в 70-х, когда только лишь начинались Нью-Йорские эксперименты, все наблюдали за ежедневной татуировкой города и не могли представить к чему это всё может привести. Кто-то видел в этом только вандализм и деградацию города. Но для райтеров которые рисковали жизнью, были арестованы и молодежи, режиссеров, и в конечном счете кураторов,которые восхищались им, граффити было формой искусства. Галереи и музеи догнали такую точку зрения только в начале 80-х, когда граффити стало частью эры художественного бума.

К середине 70-х годов многие вагоны метро были покрыты рисунками «top-to-bottom» (сверху до низу, так же называемыми “masterpieces”), из-за которых из вагона метро нельзя было увидеть то, что творится снаружи. Для райтеров это была золотая пора, именно тогда наиболее шустрые и плодовитые могли стать “kings” пройдя “all-city” (весь город-прим автора.), написав свое имя на всех пяти районах Нью-Йорка. Мэр Линдсей (Lindsay) в 1972-ом году объявил первую войну с граффити, начало было затяжным, медленно эта битва подошла к своей кульминации в мае 1989-ого года, когда последний разграффиченый поезд был окончательно выведен из эксплуатации.

Сегодня граффити подвергается стиранию растворителем с окон вагонов метро и тем не менее оно до сих пор живо и прекрасно себя чувствует на окраинах города. И во многом благодаря Интернету, который кишит граффити-сайтами, это стало мировым феноменом.

Начало (1969)

Ivor L. Miller, автор книги «Aerosol Kingdom: Subway Painters of New York City»: Люди писали символы на стенах с незапамятных времен. Но надежней всего назвать происхождением Нью-Йорк в конце 60-х, когда молодое поколение давало художественный ответ в публичных протестах «Black Power» и движениях за гражданские права. Несомненно что-то новенькое появилось с введением в эксплуатацию баллонов с краской, под влиянием психоделических плакатов и с появление цветного телевидения. Проекты Манхеттенвилл, которые находились севернее 125-ой улицы в Западном Гарлеме, именно там обитал очень важный райтер по имени TOPCAT 126.

Sharp: TOPCAT 126 приехал из Филадельфии в конце 60-х, возможно в 1968-ом. Он начал тэгать на улицах, затем соединился с Julio 204 и TAKI 183, и вместе они разожгли огонь

.C.A.T. 87: В конце 60-х, я видел маленькие буковки с именем TAKI 183 повсюду, JOE 182 и Julio 204. Однажды я играл на 182-ой улице и вышел JOE 182. Он был одним из самых горячих райтеров тогда. Он сказал, «Смотри что пишут в газетах!» Там был нарисован мультяшный парень поймавший рисующего на стене и говорящий, «Ты JOE 182?» А райтер отвечал ему «Нет, я его призрак.» Потому что никто не мог поймать его. Он был очень таинственной персоной.

MICO: Мы начинали в разных районах, но у нас всех была одна общая черта: мы все хотели быть известными. Я начал рисовать в East Flatbush в 1970-ом году. Тогда я потихоньку познакомился с людьми из всех четырех районов. Все подходили к скамейке райтеров на 149-ой улице и Grand Concourse в Бронксе. И была еще одна скамейка для Бруклинских райтеров на Atlantic Avenue. В Washington Heights, это были скамейки на 188-ой улице и Audubon Avenue. Мы просто выходили погулять, посмотреть наши работы, и любой мог подойти и взять у нас автограф. C.A.T. 87 был с Washington Heights. TRACY 168 был из первого поколения. COCO 144 обычно проживал на 144-ой улице и Бродвее, отсюда и появилось число 144.

LEE: Я познакомился с очень большим количеством людей сидя на скамеечке на 149-ой улице. В то время это было очень легко, все приходили и травили истории.

Я вырос в Бронксе. Мы с моим другом FJC4 разносили юридические документы по Квинсу — его отец был адвокатом и во время этих прогулок мы доставали маркеры. Мы никогда не думали, что увидим наш тег снова, но на обратном пути нам попадался тот же поезд и рядом с нашим тегом кто то уже ставил новую подпись. Это было похоже на коммуникацию. В то время Нью-Йорк, погрузился во мрак. У нас были накаченные ветераны возвратившиеся с Вьетнама, у нас были военные протесты и у нас были уличные банды.

C.A.T. 87: Я был в банде «Savage Nomads». У нас были «Saints» на 137-ой улице и Бродвее, на 170-ой базировались «Young Galaxies». Но я был C.A.T. 87 и ребята из других районов видели мое имя и вместо того, чтобы пытаться побить меня они просили автографы.

Jeff Chang, автор книги «Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip-Hop Generation» : Во многих бандах были граффити райтеры, особенно в самых крупных бандах, таких как «Black Spades»,»Savage Skulls» и «Ghetto Brothers». Они помечали территорию и расписывали жилетки участников. В то же время, были граффити команды, которые перемещались отдельно от банд и могли перейти их территориальные разграничения. В конце концов, банды изжили себя и граффити райтеров можно считать предвестниками новой эры.

MICO: Мы не называли это граффити в начале семидесятых. Мы говорили просто, «Пойдем покрасим сегодня вечером.» Граффити — это термин, который ввела газета «New York Times», и это порочит искусство, потому что это были изобретенные молодежью цвета. Если бы это было изобретено детьми богатых и влиятельных родителей, они заклеймили бы это авангардным Поп артом.

Hugo Martinez, основатель United Graffiti Artists : В 1971-ом, когда CAY 161 и JUNIOR 161 покрасили сверху донизу стену на станции 116-ой улицы. Это момент является знаковым. И Norman Mailer писал об этом в книге «The Faith of Graffiti» — это была первая книга, которая была посвящена граффити. Примерно в 1971 году CAY 161 также покрасил крыло ангела на фонтане Bethesda, в Центральном парке. Все говорили об этом. Это было в тот момент, когда пуэрториканцы забрали себе фонтан Bеthesda.

Нужно самое большое и опасное место, чтоб ваш рисунок был признан самым. Я написал свое имя белой краской на крыле ангела на фонтане Bethesda и много народу сказало, «Ого, как он забрался туда и сделал это?» Я подтянулся на одном крыле и залез.

Richard Goldstein, автор статьи “The Graffiti ‘Hit’ Parade”: Мне понравилась идея, что граффити это порча поверхностей и я воссоздал ее в другом виде. Это был очень творческий подход, о том как оно привносит новый вид старым пространствам, заброшенным зданиям, полуразрушенным подземным переходам и превращает их в реальные центры энергии. Я нашел Hugo Martinez, который был студентом в то время, и он познакомил меня с парой детей в теме. Они все были с Washington Heights. И я начал смотреть на социальную составляющую всего этого. Это позволяло людям объединятся, создавать команды. И у всего этого был свой собственный жаргон, присутствовал соревновательный дух между районами.

Война стилей (1971)

Jeff Chang: Твое имя — это твой бренд, и писать свое имя это как печатать деньги. Качество (эстетический стиль) и количество (количество поездов и стен, которое вы сделали) являются основными способами, чтоб доля бренда на рынке росла. Если вы самое большое имя на линии или на районе, тогда вы король. После того как «New York Times» напечатали о Taki 183, стало больше конкуренции, это способствовало более быстрому изменению стиля.

LEE: Это было отражением великой стороны капитализма, где каждый хотел иметь самый большой портфель акций или облигаций, или самый быстрый или очень дорогой автомобиль.

MICO: В 1971-ом, я был одну ночь в отстойнике Sheepshead Bay — это туннель, где поезда останавливаются на час пик. И мы нашли имена PAN 144, COCO 144, и ACE 137 на некоторых поездах. Краска была еще свежей. Это открыло нам глаза на то, как можно сделать весь город.

: Я жил вблизи IRT, и там был отстойник между 137-ой и 145-ой улицей, между остановок. Мы пробирались туда каждую субботу и воскресенье утром, и уничтожали поезда внутри и снаружи. Мой стиль мы тогда называли хитом (от англ. — hit): просто подпись в одну строчку.

MICO : «Хиттинг» (от англ. — hitting) был просто способом подняться, засветится вокруг. Чем больше хитов вы делали, тем более известным становились. «Убийство» (от англ. — killing) или «бомбинг» (от англ. — bombing) были немного более разнообразными. Это обозначало разукрасить стены района — сотнями хитов от MICO, MICO, MICO и убить вагон метро. Или ты мог сделать полноценный кусок (от англ. — masterpiece), действительно большой кусок, который вы распланировали еще начиная с эскиза.

Я был первым кто начал использовать трафарет. Это был трафарет COCO 144 с короной на верху. Я пытался развивать скорость и я рисовал свое имя вокруг таким способом намного быстрее.

MICO: Буквы становились более навороченными, более большими и длинными. Каждый пытался перещеголять другого. Я занимался общественно-политической работой и к сожалению у меня не было конкуренции в этой сфере. Одним из самых важных моментов в моей карьере я считаю образование United Graffiti Artists.

Hugo Martinez: Я задумал United Graffiti Artists в 1972-ом, как коллектив, который смог бы обеспечить альтернативу миру искусства. Я видел это началом Американской живописи, кроме всего прочего задолго до того как это все появилось в Европе. Эти дети были полны хиппи-идей о любви, мире, свободе и демократизации культуры, пересмотра целей искусства. Они представляли собой торжество соли земли над частной собственностью.

MICO: Это было объединение лучших райтеров с разных районов. Вы могли стать участником, если вы были достаточно хороши, тогда вас приглашали на собеседование. У меня была первая выставка в Сохо, в галерее Razor. Первый канвас, который я продал коллекционеру за 400 бакинских, был канвас с изображением Пуерто-Риканского флага. Это была попытка донести форму искусства подземки в галереи.

LEE: Большинство райтеров были больше озабочены развитием элементов, они не думали о том чтобы собраться вместе на стенах галереи. Молодые люди были заинтересованы в создании марки, в буквальном смысле, на своей территории. Такая позиция выглядела героически.

На этом на сегодня все,
в ближайшее время ожидайте продолжения этой истории…

С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей, а если говорить конкретней, то молодежи. Все, кто рисуют на стенах, называют себя граффитчиками или райтерами, но далеко не все они таковыми являются. Многие начинают рисовать, только потому что это стало модно, и далеко не у всех это хорошо получается. Что же касается настоящих мастеров, то они плевать хотели на моду. Они не ищут славы и признания, а просто рисуют, оставляя на стенах города потрясающие картины.

Если есть желание и немного способностей, то нарисовать граффити не составит особого труда. Для начала рисуем скетч (эскиз), затем, с помощью краски, переносим его на стену. Очень часто между эскизом и конечным результатом (граффити на стене) есть существенные различия. А некоторым эскизы вообще не нужны, они просто берут в руки баллон с краской и импровизируют. Так уж сложилось, что для надписей в граффити используют латиницу,хотя есть и такие, кто выполняет красивые надписи на русском.

Искусство граффити многогранно и в нем, как и в любом другом искусстве, есть несколько направлений. Уметь рисовать по всем направлениям довольно сложно, а и вовсе не обязательно, хотя некоторые профессионалы считают, что настоящий мастер должен уметь все. Итак, что же это за направления?

Тегинг – нанесение своей собственной подписи (тега) на стены, вагоны другие, понравившиеся тебе поверхности. Она может быть как одним словом, так и целой фразой. Тегинг – это предок современного граффити, зародившийся в 70х годах в Нью-Йорке.

Скрэтчинг – нанесение своего тега на стекла. Это направление похоже на предыдущее, но надпись в последнем случае делается не краской, а камнем (в основном для заточки ножей) или, например, грубой наждачной бумагой на стекле. Стереть или удалить такой рисунок (скрэтч) невозможно и это, пожалуй, единственный его плюс.

Бомбинг – быстрое нанесение рисунков на любые поверхности. Здесь главное – скорость, все нужно делать максимально быстро. Вообще-то, бомбинг нелегален, и те, кто «бомбардируют», рискуют угодить в милицейский «бобик», и поэтому они рисуют в основном по ночам, когда их никто не видит, и, конечно, делают это очень быстро.

Концепт-рисунок – наиболее сложное направление в граффити, чем-то похожее на традиционную живопись. Это сложные работы, совмещающие в себе и надписи и рисунки. Чаще всего, выполнение таких рисунков легально, так как требует большое количество временных и денежных затрат. Стиль New School относится к этому направлению.

Рисуй стильно

Помимо направлений, существуют еще и стили граффити. Вот самые основные:

Old School – простые стили ближе к классике.

Flat – плоский рисунок. Рисуя в таком стиле, работа получается плоская, а не объемная, буквы перекрывают друг друга. Обычно рисуют в двух цветах и не детализируют картинку.

Bubble style – история названия этого стиля очень длинная. Название пошло от первых рисунков, буквы на которых выглядели как огромные пузыри. Сейчас так называется все простое граффити, никаких сложных элементов, цветовая гамма ограничивается, как правило, двумя – тремя цветами. Буквы друг друга не перекрывают, иногда изображаются в «объемном» стиле. В основном этот стиль граффити используется для бомбинга. Что называется, просто и быстро.

Blockbusters и Throw-up – тут размер имеет определяющее значение. Надписи, сделанные в этом стиле, огромны. Для их рисования используют валик и широкие кэпы.

Newschool – более современные и усложненные стили.

Wild style – стиль высокой сложности. Переплетения букв создают сложные и оригинальные узоры, присутствует некая иллюзия трехмерности, есть детали, которые затрудняют понимание рисунка, огромное разнообразие цветов. Все это приводит к тому, что рисунок понять могут далеко не все, труднее всего не знакомым с граффити людям.

3D-style, FX-style - это сочетание стилей. Буквам придается трехмерность, они различаются по форме, размеру и расположению относительно оси координат, акцент делается на тенях.

Многие граффитчики помимо надписей в своих работах используют объекты. Объект может красоваться на рисунке, заменяя одну букву, или присутствовать на картине в добавок к надписи. Еще райтеры рисуют кэрэкс (сharacs) – созданный ими персонаж, их «визитная карточка».

Буква закона

Граффити и закон не всегда находят общий язык. Например, художественное оформление клуба, проведение различных конкурсов и участие в них абсолютно легальны. Даже если ваш сосед попросил вас разрисовать ему гараж и будку для собаки, это тоже легально. Что касается всего остального, то тут могут возникнуть серьезные проблемы. Если рисовал в неположенном месте и тебя поймали, то официально ты попадаешь под следующие статьи УК РФ: ст. 167 - умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 214 – вандализм, ст. 243 - уничтожение или повреждение памятников истории культуры. Согласно этим статьям, штраф составляет 100 000 рублей, а кроме того, тебя могут и арестовать. Это если все официально. На деле же все может решиться гораздо меньшей суммой денег, нежели 100 000 рублей, положенной в карман дяди милиционера. В Москве, например, отделаться от стражей порядка гораздо легче, чем в Петербурге, где за красотой города следят очень внимательно. Но ведь есть шанс не попасться, даже, если ты рисуешь в людом месте в светлое время суток. Главное, быть осторожным и четко понимать, где можно рисовать, а где категорически запрещено. Есть конечно еще такой вариант, если денег отдавать не хочется – бросай все, ноги в руки и вперед!

Выбор места для рисунка

Очень важно найти хорошую поверхность для рисования. Во-первых, ы рисуешь не только для себя, но еще и для того, чтобы твое творение увидели, заметили. Следовательно, тебе нужна поверхность в людном месте. Во-вторых, не забывай о безопасности. Вот здесь возникает вопрос: как найти баланс между этой самой безопасностью и популярностью твоих рисунков? Попробуй найти такое место, где рисунок увидят, а тебя (во время создания этого рисунка) – нет. Это нелегко, но возможно.

Месторасположение – не единственный критерий, по которому выбирают поверхность для граффити. Очень важен и тип материала, на котором ты собираешься рисовать. Неровная поверхность вроде забора с орнаментом, металл или неокрашенное дерево не подойдет для рисования. Не рисуй на ржавчине или побелке, так как тогда твои рисунки неля будет назвать долгожителями, они исчезнут вместе с верхним слоем. А вот что действительно подойдет, так это пористый бетон (не перепутай с бетонными плитами). А если хочешь создать максимально пригодную для рисования поверхность, загрунтуй ее. А если все-таки решил рисовать не металле, то стоит потрудиться его обезжирить, чтобы краска легла лучше. Старайся не рисовать в дождь и холод. Поверхность должна оставаться сухой. А в холод краска плохо ложится и медленно сохнет. И рукам тоже холодно.

Чем рисовать

Сначала поговорим о красках. Они продаются в баллонах разного объема (от 0,4 до 0,6 литра). Вот самые распространенные:

Название краски Комментарий Средняя цена

Abro Одна из самых дешевых красок, быстро выцветает Подойдет для тех, кто пока не собирается много тратить на граффити и не надеется на долговечность работы. 105 р.

Abro Sabotage Держится чуть дольше, чем Abro. Но запах краски не из лучших, и больше подходит для female-кэп. 85 р.

Montana Black Одна из лучших красок. Новая Montana Black стала Идеально подходит для граффити, почти не выцветает, хорошо ложится и долго держится. 185 р.

MTN Hardcore Подходит для любителей бомбинга. Быстро заполняет поверхность цветом за счет высокого давления. 170 р.

MTN 94 Превосходная краска, полуматовая, идеально подходит для райтинга. Уникальная система клапана позволяет регулировать давление. 185 р.

Belton Molotow Отличная краска, широкая гамма цветов, прекрасно подходит для использования при отрицательных температурах. Отдельный минус – достаточно высокая цена. 205 р.

Если увидишь такие названия - Rust-Oleum, Dutch Boy, Red Devil, Sparvar – не пугайся, тоже неплохие краски, но в России мало встречаются.

Новички обычно для контуров берут «Монтану», а для заливки «Абро». Получается прилично и недорого. Настоятельно советую не покупать в автомагазинах краски Fiesta, King или Pride, она попросту не подходит для настенных рисунков. Она слишком жидкая и медленно сохнет, поэтому будет течь, и нижний цвет перекрыть не сможет.

Для обводки в бомбинге также можно импользовать уникальный продукт, который продается у нас – Мастику. Большой объем, низкая цена.

Существует еще возможность смешивания красок. Занимаются этим, в основном, профессионалы. Очень хороший способ экономии и получения нужного цвета. Например, смешивают дорогую и дешевую краску или, когда в разных баллонах осталось мало краски, то ее переливают из одного баллона в другой. Технология переливания не отличается простотой, поэтому новичкам не стоит экспериментировать. В общих чертах переливают краску так: баллон, откуда переливают краску, нагревают, а баллон, куда переливают краску – охлаждают, затем соединяют стержнем от шариковой ручки и нажимают...

Как ты уже понял, одной краской не обойтись. Да и помимо краски есть еще много интересных штучек.

Кэпы – насадки на баллон для распыления краски.Они бывают тонике и широкие. Первые предназначены для рисования контуров, а вторые – для создания хорошей, равномерной заливки, это особенно помогает при работе с большими поверхностями. В принципе, этих кэпов для создания граффити вполне достаточно, но если хочешь больше разнообразия и оригинальности, то можешь приобрести набор каллиграфических кэпов. Они предназначены для прописных шрифтов, у них вращается распылитель, с помощью них можно выводить линии различной толщины под разным углом. Кэпы бывают двух видов: male и female. Female-кэпы имеют отверстие в основании и надеваются на штырек на верхушке баллона. Male-кэп, наоборот, оснащен таким штырьком. Все становится предельно ясно, если знаешь перевод слов male и female). Для баллонов Mоntana, Belton и Abro подходит male-кэп, для Abro Sabotage – female. Имей ввиду, что кэпы имеют свойство забиваться краской, поэтому на всякий случай имей при себе запасной вариант. Некоторые мастерят кэпы самостоятельно. Например, чтобы сделать кэп ultra-skinny (тонкий), достаточной впаять иглу от шприца в дырку-распылитель. Но средняя цена одного кэпа – около 15 р., поэтому легче пойти в магазин и не париться с паяльником.

Респиратор – надежное средство при хим.атаке) А если серьезно, то он незаменим при работе с краской, она крайне вредна для легких. Его рекомендуется надевать как при работе в замкнутых пространствах, так и на открытом воздухе. Без него и астму можно заработать. Что касается выбора респиратора, то в основном выбор падает на фирму М3, а цена колеблется в районе 1500 р. Если надо подешевле, можно купить советские противогазы за 150 р., они-то уж от всего спасут. Есть еще вариант китайской маски – он совсем дешевый, рублей 15. Но качество здесь такое же, как цена.

Вандалайзер – широкий маркер, идеально подходит для рисования по гладким поверхностям. В основном его используют для тэгов. Еще он хорошо подходит для исправления недостатков или ошибок на рисунке, если таковые имеются. Но на шершавых поверхностях им лучше не писать, сотрется быстро. Самые популярные среди граффитчиков фирмы вандалайзеров – Mоntana, BOMB, On The Run или Aerosol Art. В магазине за них придется выложить от 150 до 250 р. Маркер можно заправлять. Палитра краски (8-12 заправок) стоит 500 р. Если жало маркера пришло в негодность, его тоже можно заменить. Не рекомендую рисовать вандалайзером размером больше L по шершавым поверхностям, новое жало для него найти будет очень сложно. Граффитчики – еще те умельцы, поэтому даже вандалайзер могут сделать самостоятельно. В качестве исходного материала они используют маркер для обуви, только краску в него заливают самостоятельно. А для того, чтобы краска смешивалась с растворителем, они бросают туда стальной шарик, например, от мышки или подшипника. Чтобы продлить срок жизни тэга, гаффитисты наносят на него слой воска (например, с помощью обыкновенной свечи). Некоторые ухитряются делать несмываемую краску, заливая в маркер смесь дешевого лака с лакоснимателем. Насчет пропорций приходится лишь догадываться...

Трафарет – готовый шаблон для твоего рисунка. Вырезать его можно дома из куска линолеума или картона. Сначала нужно придумать эскиз, затем перенести его на картон или линолеум. С помощью трафарета можно наносить на стену оригинальные рисунки или рисовать тэги за предельно короткое время.

Перчатки – чтобы остаться чистым. Как бы ты ни старался рисовать аккуратно и по всем правилам, все равно испачкаешься. Краска при распылении все равно будет ложиться тебе на руки или капать с верха баллона, особенно если ты давно не менял кэп. Если все-таки не боишься испачкаться и у тебя нет аллергии на краску, то летом перчатки можешь не надевать. Хотя нет ничего сложного в том, чтобы купить в аптеке пару медицинских перчаток за 2 рубля и не отмываться потом от краски.

Чтобы не совершать ошибок

Итак, ты купил краску, нашел подходящую поверхность для рисования и жаждишь начать работу. Ничего не забыл? Тебе стоит предусмотреть еще кое-что:

Не закрашивай надписи на стене однотонным цветом, если того не требует скетч. Краска для граффити непрозрачна, поэтому закрасит все, что угодно. Даже белый может закрасить черный.

Не забывай про фон! Многие начинающие райтеры совершают такую ошибку, начинают с контура, а потом закрашивают его краской. В результате получается,мягко говоря, не слишком красиво. Чтобы у тебя не получилось то же самое, рисуй сначала эскиз цветом фона основной надписи, потом фон, потом контур.

Иногда случается так, что краска течет. Если ты начнешь останавливать ее руками, рукавами и т.п., то это вряд ли спасет твой рисунок. Самый лучший вариант – подождать, пока краска высохнет и тогда закрась потеки нужным цветом. Еще можно прихватить из дома обычную губку и,если вдруг краска потечет, промакивать потеки.

Кэпы нужно чистить после каждого использования. Для этого переверни баллон и в течение пяти секунд подержи кэп нажатым. Краска перестанет выходить, и тогда можешь смело отложить баллон в сторону. Но если ты этого не сделал, кэп можешь выкидывать, он уже ни на что не годен.

Перед началом работы опробуй краску, иначе ты можешь испортить рисунок. Брызни краской на землю или на другой участок стены, который тебе не понадобится, чтобы проверить, все ли в порядке с кэпом, правильно ли он установлен и т.д. А если баллон новый, то меры предосторожности необходимы вдвойне, так как в первые секунды рисования он может «поплеваться» краской.

У райтеров тоже есть свой «кодекс чести» и его нужно соблюдать. Ни в коем случае не трогай чужие работы, какими бы они ни были. Не подписывайся под чужими рисунками и не порти чистые стены.

Начинать лучше всего с грунтовки рабочей поверхности, чтобы краска лучше ложилась и ничего лишнего на стене не осталось (например, старые рисунки). Для грунтовки можно использовать эмаль или водоэмульсионную краску. Эмаль – более выигрышный вариант, так как она более стойкая, чем водоэмульсионка, и цвета на ней получаются ярче. Ее можно использовать как фон, добавив немного другой краски, создав тем самым нужный цвет.