Кто такой иван тимофеевич из повести олеся. А.И

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в «Олесе». Так в «Гранатовом браслете». Так в «Суламифи». Так в «Поединке». до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и , испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть «Гранатовый браслет» заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: « !»

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, «легко и радостно».

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельча ние чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к «любви, верной до смерти». Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написана по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: «Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"«

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. «Молчать и гибнуть»... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милее жизни.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, «дитя природы», не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. «Олеся» - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

Иван Тимофеевич – главный герой повести А.И. Куприна . От его лица ведется повествование. Иван Тимофеевич вспоминает все то, что с ним произошло в Полесье, где он находился шесть месяцев по службе.

Герою повести было скучно находиться в Полесье. Все свои книжки он прочел довольно быстро, попытался познакомиться с интеллигенцией, но из этого ничего не вышло. Поэтому единственным его увлечением была охота, которая скрашивала тихие и одинокие дни героя.

Иван Тимофеевич является дворянином, которому, однако, не приятно рабское преклонение перед ним. Герой не привык сидеть без дела. Наскучившись в деревне, он решает лечить людей, помогая им. Он смотрел на деятельность конторщика из унтеров и урядника, которые давали женщинам и мужикам целовать их руки, и не понимал этого. Когда герою приходившие на лечение люди пытались поцеловать руки, он сразу же их убирал. Рассказчик отмечал, что, когда он хотел просто пообщаться с простым народом, люди пытались целовать ему руки, потому что были подвержены старым традициям и обычаям.

Как представитель дворянского общества Иван Тимофеевич был человеком образованным. Он умел, в отличие от слуги Ярмолы или Олеси, читать и писать. Главный герой был писателем, поэтому интересовался различными местными преданиями и легендами.

Иван Тимофеевич – добрый человек. Он с душевной теплотой разговаривает с Ярмолой и проводит с ним свободное время. Он даже учит Ярмолу грамоте, чтобы тот смог писать свою фамилию. Помимо этого, герой помогает Ярмоле в содержании его семьи.

Герой входил в высшее общество, однако он принимает решение жениться на Олесе, хоть и понимал, что она не впишется в то общество, в котором он находился.

Познакомившись с Олесей, Иван Тимофеевич показал ей свое неверие в гадания и колдовство. Герой пытался убедить Олесю в том, что она слишком серьезно относится к этому, однако у него ничего не получилось. Со временем, когда все то, что предсказывала Олеся, начало сбываться, он поверил в существование необъяснимого.

Дает характеристику Ивану Тимофеевичу, и в ее словах герой раскрывается с другой стороны. Девушка отмечает, что герой – слабый человек, который «не господин» своему слову. Олеся видела, что мужчина не хочет подчиняться другим людям, но подчиняется им. Она также сказала о том, что Иван Тимофеевич не умеет копить деньги, поэтому никогда не будет богатым человеком.

Главный герой влюбляется в Олесю и помогает ей и ее бабушке Мануйлихе в том, чтобы их не выгнали из дома. Однако из предсказания Олеси, которое девушка дала еще до их любовных отношений, читатель понимает, что Иван Тимофеевич любил Олесю не по-настоящему, потому что он никогда не сможет полюбить, так как его сердце холодное и ленивое.

Таким образом, в купринской повести «Олеся» образ Ивана Тимофеевича показан неоднозначно, так как описание идет со стороны самого рассказчика и со стороны колдуньи Олеси, которая говорит о том, каков герой на самом деле и что его ожидает в будущем.

Частый герой литературы конца 19 века - интеллигент, у которого не складывается жизненный путь вследствие его пассивности, нерешительности, неумения найти места в жизни, лености, страха жизни и совершения поступков.

Таким, добрым, но слабым, умным, но бездейственным, предстает перед нами герой повести Александра Куприна «Олеся» - Иван Тимофеевич.

Характеристика персонажа

Человек, несколько пресыщенный жизнью, небогатый, но избалованный, оказывается в глуши, в лесах Полесья. Скука, преследующая его в глухой деревне, толкает его на то, что «от безделья» герой принимается учить и лечить простых людей, и думается, что эта скука преследовала его и свете, от которого он сбежал. Судьба преподносит ему встречу с местной дикаркой и ведьмой, девушкой Олесей. Герой влюбляется, ведомый мистическими чарами девушки, её экзотичностью по сравнению с обычным окружением героя, её красотой, естественностью, слиянием с природой. Однако герой не может ни принять решение относительно брака с лесной красавицей, ни защитить её от враждебного общества, он безошибочно видит невозможность этого союза. В результате история заканчивается трагически - Олеся подвергается нападению со стороны жителей села и сама принимает решение исчезнуть из жизни героя. Больше они не увидятся, Олеся тайно уходит, оставляя в памяти героя яркие, ни на что не похожие воспоминания их свиданий и, как символ этой яркости, алую нитку коралловых бус.

(Геннадий Воропаев в роли Ивана Тимофеевича, х/ф "Олеся", СССР 1971 )

Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, поэтому четкого внешнего портрета у читателя нет, внешний образ складывается из отрывочной характеристики, данной Олесей и иными героями повести. Сам себя Иван считает человеком «тихим и скромным», склонным к «бродячей» жизни, а значит, перед нами человек без корней, без семьи и любви. К моменту того как Иван приехал в Полесье, он был начинающим писателем, успевшим напечатать рассказ в маленькой газете (то, как он отзывается об издании - «газетка» - и как называет свое творчество словом «тиснуть» свидетельствует о невысокой оценке своих опусов).

С людьми он прост и вполне радушен, помогает бедняку Ярмоле, спасает от голода его семью и лечит окружающих крестьян.

Основные черты и качества, психологический портрет персонажа

Гораздо более честно и большим психологизмом говорит об Иване мнение со стороны. И это мнение Олеси, когда девушка гадает ему: добрый, но слабый, а скорее равнодушный, попустительствующий. То есть, доброта Ивана - не стремление, а скорее доброжелательность, следование этикету. Сердце же у него ленивое и холодное, и слову своему он не господин. Легко поддается губительному влиянию алкоголя, страстям, вследствие чего, утверждает Олеся, может быть много горя в его жизни. Согласно олесиному предсказанию, «ленивое» сердце не даст в будущем и совершить самоубийства - будет у Ивана большое горе, но вследствие своей склонности к равнодушию, ему удастся это «так пережить», хоть и будет соблазн наложить на себя руки.

Психологический портрет, представленный Олесей, скорее всего, верен, хотя читатель и не знает, как после встречи с лесной колдуньей сложилась его жизнь. Иван действительно оказался падок на красоту (не верил ни в какое колдовство, а ведьмой заинтересовался, пришел в её дом и влюбился в роковую лесную принцессу, совершенно не думая о последствиях), но предпочитал не думать о последствиях, он быстро загорался идеями, но быстро остывал (попытки стать ближе к народу, обучить его, узнать ни к чему не привели), он не предпринял ничего, чтобы остановить Олесю от похода в храм, в результате чего случилась трагедия.

Образ в произведении

(Иван - Геннадий Воропаев и Ярмола - Борислав Борундуков на охоте, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971 )

С Ярмолой Иван сходится по одной страсти - охоте. Бывает время, когда его ничего не интересует и не радует, кроме лесных пейзажей, он чувствует некую нераздельность с лесными тропинками. Он чувствует потребность быть столь же естественным человеком, какой была Олеся в родном лесу. Только такая естественность кажется герою красивой, а олесины слова - мудрыми и точными.

(Олеся - Людмила Чурсина; Иван - Геннадий Воропаев, кадр из х/ф "Олеся", СССР 1971 )

Именно поэтому видится четкое противопоставление образов Олеси и Ивана и воспевание образа естественного человека. Иван, интеллигент, образованный человек и писатель, но места ему нет ни в глуши, ни в свете, так как кругом ложь, человеческие страсти, пошлость, ограниченность или невежество. Олеся как чистый луч света на лесной полянке, мелькает в его жизни, но до неё Ивану не дорасти, нравственно он проигрывает её неподражаемому благородству, её милосердию, бескорыстности, доброте, самоотдаче. И в этом трагедия всей русской интеллигенции 19 века - начинать и бросать, влюбляться и предавать, жить, плывя по течению и всюду не находить места.

Иван Тимофеевич является главным героем и повествователем рассказа «Олеся». Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения. Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то влиять или изменить. Главный герой относится к русской интеллигенции позапрошлого века, он очень внимателен ко всем людям. Очень придирчив.

Писателю удалось показать своего героя читателям на распутье двух дорог. Когда читаешь повесть, появляется двоякое отношения к герою, с одной стороны мы оцениваем как положительного персонажа, но в то же время появляются отрицательные черты. Он очень умный и образованный человек, но скука побеждает этого человека, он не знает чем себя увлечь. В это время он находится в Полесье, и его бездействие приводит к беде.

Главный герой никогда не обсуждал личную жизнь людей, но своими рассказами и нравоучениями он пытается научить общество чему-то полезным. Иван Тимофеевич, лечил людей, занимался репетиторством и даже хотел сотрудничать с местной властью. Но у него настолько тонкая душа, что ему это все скучно. Нужно больше волнения и адреналина. Он готов на крайности, собирается познакомиться с ведьмой, которая жила в тех краях.

Очень хорошо описывает героя жительница леса Олеся. Она говорила, что жизнь его очень несчастливая, наполнена огорчениями и разочарованиями. Но Олеся тонко подметила, что Иван Тимофеевич, очень начитанный человек, знает множество отраслей наук, но он пожелал соединить не соединяемое. Он любил делать подарки девушкам. Однажды герой спросил у нее. Что она хочет получить в подарок, на что девушка попросила сходить с ней в церковь. Для нее это был бы самый лучший поступок. Но он знал, что девушки нельзя туда идти. Он бежал за ней, умолял, падал на колени, просил ее, что бы она туда не шла. Но не удалось убедить девушку, за что она и понесла расплату.

Наш герой очень мягкая натура. У него отсутствует сила воли, человек слабохарактерный, он не любит, когда ему руки целуют, и когда очень близко приближаются. Любит держать людей на расстоянии. Говорят, что от судьбы не убежишь, вот и Иван Тимофеевич не старался от нее убежать, тем самым погубив юную девушку. Радует одно, что в данной ситуации герой себя не оправдывает и где-то глубоко в душе даже корит себя за это.

История Ивана Тимофеевича

Смена обстановки всем нам необходима время от времени для того, чтобы отдохнуть, набраться новых впечатлений. Вот и Иван Тимофеевич едет на Полесье. Иван Тимофеевич очутился в полесской глубинке по долгу службы и с надеждой собрать фольклор для своих литературных начинаний. В реальности же всё оказалось не так радужно: полешуки на контакт не шли, он был для них чужаком, обучить их грамоте также не вышло.

Единственным развлечением стала охота. И вот однажды заблудившись в лесу, барин встречает прекрасную Олесю. Красивая, дружелюбная, с бархатистым живым голосом девушка словно пленила Ивана Тимофеевича. Встречи влюблённых в лесу были для барина словно бальзам на душу.

Девушка, как и её бабка Мануйлиха, умела хорошо гадать. Гадание же Олесе предвещало беду от встреч с Иваном Тимофеевичем. Девушка чувствовала слабохарактерность барина, но её даже это не остановило.

А у барина действительно силы воли не было: дела до конца доводить не умел, бросал все свои начинания на пол пути (попытка обучить грамоте полешуков), слова расходились с его поступками, хотя и словам своим хозяином он не был.

Время шло. Отношения с простыми крестьянами лучше не становились, отношения с Олесей продолжались. Хоть и был Иван Тимофеевич умным, интеллигентным, добрым, но даже со своими мыслями разобраться не мог.

И Олесю принять такой какой она была тоже не мог. Иван Тимофеевич и вовсе ставит перед выбором девушку: или он или её колдовство. Время понадобилось ему и для того, чтобы осмелиться сделать Олесе предложение руки и сердца.

Согласившись девушка обрекла себя на верную гибель. Барин чувствовал, что поход Олеси в церковь явно ничем хорошим не закончиться, но не сделал ничего чтобы спасти её от позора. Иван Тимофеевич осмелился заглянуть к ней уже после случившегося. Униженная, больная, испуганная Олеся.

Так трусость, слабость, страх барина смогли погубить молодую девушку. Куприн не осуждает Ивана Тимофеевича, а наоборот сочувствует ему потому, что несмотря на всё, но барин понимает свою вину и ответственность за случившееся, но исправить уже ничего нельзя, образ удивительной Олеси останется лишь в памяти.

Сочинение 3

Иван Тимофеевич является интеллигентным, родившимся в городе, также он начинает писать рассказы. Оказавшись в одной местности под названием полесье, он пытается найти различные былины для того, чтобы начать свое творчество.

Обсуждение личной жизни других людей никогда не вызывало положительных эмоций у Ивана Тимофеевича. Но на протяжении всего рассказа, нельзя утверждать только из-за того, что он пытается каждого чему-то да научить. Он совмещал то, что нельзя: лечил больных людей, занимался репетиторством и старался дать людям хоть какое-то образование. Но ему очень скучно заниматься всем этим, ему хочется получать от жизни максимум адреналина и незабываемых чувств.

Однажды барин узнают о существование ведьмы, которую зовут Мануйлиха. По рассказам, она обитает рядом с болотами. Иван Тимофеевич заинтересовался этим случаем. Конечно, он не верил в какие-то явления, которые могли происходить не из мира сего, но ему хотелось познакомиться с ней. Такая встреча скоро получилось. Будучи на охоте, главный герой заблудился и набрел на дом той самой ведьмы. Выглядела старая женщина, как подобает настоящей ведьме. Незваного гостя, она приняла очень плохо, но за монету пообещала погадать. Как выяснилось через некоторое время, у злодейки оказалась и внучка, с такими же способностями. Звали её Алёной, но прозвали её Олесей за свои поступки. Девушка была невероятно красива, Иван не мог налюбоваться ей. Она запомнилась ему настолько, что не мог забыть её образ.

Иван был человеком добрым, но эта доброта исходила не от чистого сердца. Олеся поняла ль этом сразу, но уже не смогла ничего сделать. Барин не был ответственным и не довёл ни единого дело до ума. Единственный пример можно привести, от которого станет все ясно: Иван Тимофеевич пытался обучать крестьян грамоте, о быстро заканчивал благодаря тому, что они не блистали своим умом. Олеся собралась в церковь, и беда была неминуема, но главный герой не решился предотвратить её. Хоть этот человек и был откровенным и отзывчивым, но все же сердце не позволяло ему открываться людям.

Герой данной повести является очень нежной натурой, вследствие чего он показывает свою слабохарактерность. Он погубил бедную девушку, не пытаясь даже сделать что-то для того, чтобы исправить ту страшную ситуацию, которая произошла в конце повести. Но читатель может понять, что Иван не оправдывает себя и даже ругает себя за произошедшее, ведь сам понимает, что все зависело только от него.

Вариант 4

Куприн - русский писатель, который рос без отца, и начинал свою творческую деятельность в Москве. После смерти отца, он с мамой переехал туда. Там окончил военное училище и стал заниматься переводом иностранных работ. Позже стал увлекаться написанием собственных произведений, которые попали в местные журналы. Благодаря этому, писатель набирал популярность среди местных жителей, и это дало толчок к написанию рассказа «Олеся».

Наиболее ярким персонажем данного произведения стал Иван Тимофеевич. Этот интеллигентный человек, имел яркие черты характера, и правильный склад ума. Несмотря на это, герой рассказа пессимистично относиться к протекающей жизни, в своём спокойствии, такие люди не способны стать правителем в обществе, и что – то изменить в себе или окружающих. Его утомляло даже то занятие репетиторством, которым он порой любил заниматься больше всего. Он даже пытался лечить людей, но это не утешало его натуру ко всему происходящему. Душа персонажа хотела грандиозных перемен в жизни. Его попытки найти общих друзей в правительстве увенчались скукой, и это толкнуло его на решительный шаг – изменить свою жизнь поездкой на Полесье.

Благодаря данному переезду, автор смог показать образ главной героини Олеси, которую встретил Иван Тимофеевич, заблудившись однажды в лесу. Олеся, была красива и привлекательна. Истоки этого знакомства идут из увлечений персонажа к охоте. В охоте, Иван Тимофеевич смог побыть наедине с природой и с самим собой.

В этих событиях рождается привязанность главных героев друг к другу. Несмотря на то, что Олеся имела способность гадать и владеть внеземными силами, она решилась стать супругой Ивана Тимофеевича. Мать героини, всячески объясняла, что этот брак ей не нужен. Сам же герой рассказа, не имея «твёрдого» слова, каким то образом повлиял на девушку, и привёл в разочарование её хрупкое сердце. В таких событиях Олеся остаётся одна, и её бывший супруг в силу своего вялого склада ума, не может ни чего изменить. Его безразличие к жизни, губило всё на своём пути. Автор в некой мере даже жалеет персонажа. Украсив его образ добротой и отзывчивостью к людям, он никогда не пытается довести своё дело док конца. В итоге остаётся полным неудачником. В глубине души, он ругает себя, и понимает что не вилах что – то изменить, его безразличие затянуло его в омут неудач, из которого уже не выбраться.

Данная работа автора, ярко выражает поступки людей, которые не «хозяева» своего слова. Куприн очень красиво выражал самооценку главного героя, что поучительно повлияло на общество. Только благодаря этому произведению, многие читатели увидели сущность пессимизма в человеке, к чему он приводит, и что с этого получается.

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Над пропастью во ржи Сэлинджер

    «Над пропастью во ржи» - это самое известное произведение Джерома Сэлинджера. В романе идет речь о подростках и их взаимоотношениях друг с другом и окружающим миром.

  • Анализ произведения Алые паруса Грина 6 класс

    «Алые паруса» - это одна из самых известных повестей Александра Грина. Идея написания пришла ему в голову случайно - на прогулке он увидел кораблик-игрушку с белым парусом в магазине

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

    Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

  • Сочинение Письмо в прошлое солдату Великой Отечественной войны

    Здравствуй, уважаемый защитник Отечества! Я не знаю, сколько тебе лет. Если ты меня старше – будь мне старшим братом, если старше намного – будь мне дядей, если ты девушка – будь сестрой или тётей.

  • Геракл, хоть и сын Бога, но все еще не совершенен. В двенадцати подвигах, он играет роль ученика на пути, который через символические задания, должен взять в свои руки низшую свою природу и волю, чтобы выявить Божественность в себе

Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни. Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его могла бы быть более результативной, но сделать ее значимой он не способен.

Такие герои в русской литературе начались еще с легкой руки Гончарова. Его Обломов перевернул представления об интеллигенции России 19 века. И Иван Тимофеевич из купринской «Олеси» ничуть не лучше. Он, конечно, не лежит на диване, но его пассивные желания имеют такую же разрушительную силу, как лень Василия Обломова. Когда нужно действовать решительно Иван Тимофеевич только вопрошает: «А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь!» . А ведь женщине, которой адресован этот вопрос и которую он искренне и горячо любит гораздо тяжелее, чем ему в ту минуту.

Александр Куприн как-то сумел нарисовать для читателя своего героя на грани между положительным к нему отношением и презрением. Грамотный, умный мужчина, который относится к слову «благородный» и производным от него, как к чему-то неприятному и постыдному: «Во всех ее движениях, в ее словах,… есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова)…» , он от скуки не знает чем заняться во время вынужденного пребывания в Полесье. Это и приводит к беде.

Никого не осуждая и не высмеивая, Иван Тимофеевич пытается народ лечить, рассказы писать, уроки давать и даже делает попытки наладить взаимоотношения с представителями местного общества. Однако человеку тонкой душевной организации хочется настоящего, интересного и волнительного. Он готов, пренебрегая рекомендациями, познакомиться с местной ведьмой. Для чего ему это нужно, сам сказать не в силах. И здесь полностью проглядывает в каждом поступке, жесте русский интеллигент, описание которому так точно и ярко дала жительница леса Олеся: «Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь» .

Права Олеся оказалась во всем. И судьба у героя Куприна не счастливая, и поменять он ее не смог или не захотел. Но самое главное, что Иван Тимофеевич, умный и начитанный, тонко подмечающий мельчайшие детали, вдруг пожелал соединить несовместимое. Как можно было получить такой подарок от Олеси, как ее желание сходить в церковь? Как можно было, столько времени общаясь с ней и уже начиная чувствовать как она, не прислушаться к себе! «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь» . Но не сделал этого Иван Тимофеевич. А расплатилась за все сполна невиновная Олеся.

Такая мягкость натуры, слабохарактерность и какое-то извечное чувство русского человека покорности судьбе дополнены Александром Куприным едва уловимыми замечаниями о том, что не любит его герой, когда ему руку целуют. Более того, он сам пишет: «… я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…» . Подмечает автор, что жалеет Иван Тимофеевич первого пропойцу в Переброде Ярмолу, точнее, даже не его самого, а многочисленную семью: «Меня останавливало только чувство жалости к его огромной нищей семье, которой четыре рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голода» .

Не убегая от судьбы, он фактически губит бедную девушку, косвенно являясь причиной ее испытаний. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что себя в этой ситуации он не оправдывает. Все повествование, написанное легким, местами ироничным слогом, ведется от лица главного героя. Иван Тимофеевич красочно передает свои эмоции и мысли. Любя искренне Олесю, он признает, что для него все же важнее условности. В данной ситуации мнение света: «…Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…» .

Как хотелось бы, чтобы роман Ивана Тимофеевича с Олесей завершился бы как у Владимира Высоцкого с Мариной Влади, которая стала знаменитой после роли главной героини в одноименном фильме по повести Куприна:

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени,
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.