Сухомлинский во внешней человеческой красоте. Проблема истинной красоты

Идеал человеческой красоты.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни. Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония - единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Человек не только создавал образы идеальной красоты, которые дошли до нас в творениях великих поэтов и писателей, мастеров живописи и скульптуры, но и в реальной жизни пытался подражать во всем этому, идеалу. Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания.

Во все времена ценителями женской красоты были мужчины, и первым из них (по греческой мифологии) был сын троянского царя Парис, Зевс поручил ему рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью: «Прекраснейшей» – Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в употреблении пудры и губной помады.

Так, почти одновременно с появлением человека возникает косметика, сохраняющая красоту, подчеркивающая достоинства и маскирующая недостатки. Сейчас у современных женщин есть всё: косметика, салонные процедуры, мастер-классы от профессионалов. Но женщинам, жившим куда ранее нас с вами, было сложнее бороться за красоту. Есть некоторые факты из истории, о том на что были способны женщины, ради своей красоты, смотреть на это действительно страшно, но несмотря на всю абсурдность, это происходило в действительности. Вот, некоторые из них:

ЯДОВИТАЯ КРАСОТА

В 19 веке было модно есть мышьяк, чтобы «придать лицу цветущий вид, глазам – блеск, а телу – привлекательную округлость». Приём мышьяка, конечно же, регламентировался целым набором правил – луна должна быть прибывающей, первый приём – только одно зёрнышко (пока не выработается сопротивляемость), и если уж вы начали, то должны продолжать есть эту гадость всю жизнь – иначе смерть.

Правда, были и побочные эффекты – мышьяк накапливается в щитовидной железе и вызывает зоб. А иногда и смерть. Но когда речь идёт о красоте, кого это может остановить.

НОЖКИ ЗОЛУШКИ

Более тысячелетия о красоте женщин в Китае судили по ее стопе. Чтобы нравиться китайским мужчинам и повысить шанс на замужество, женщины Срединной Империи должны были калечить себе ноги. Женщина с нормальной стопой не имела надежды выйти замуж. При первом перевязывании стопы в возрасте двух лет четыре пальца прибинтовывались к подошве лентами метровой длины так туго, что ломались кости. В конечном итоге стопа должна была стать похожей на лунный серп.При этой процедуре большинство девочек теряли сознание от боли или так кричали, что их матери затыкали им рот кляпом. С каждым днем повязки затягивали все туже и туже. Это приводило в итоге к тому, что кожа на ногах начинала гнить, ногти врастали или полностью отмирали и отслаивались. Подгнивающую кожу каждый день подрезали и вынимали обломки костей. Иногда матери способствовали скорейшему процессу разложения тканей и подсыпали под бинты фарфоровую крошку, грязь или червей. От ног исходил ужасающий запах. Деформация продолжалась около трех лет, после этого стопы ног были фактически мертвы. Идеальный размер составлял 7,5 см!

Самый тяжелый период корсетной моды пережили испанские женщины эпохи Возрождения. Железный чехол на шарнирах с дырочками для вентиляции, который служил корсетом, недаром назывался орудием пытки. Талия уменьшалась до 20–30 см в обхвате. В результате корсет сдавливал и смещал печень, желудок, почки, половые органы, нарушал кровообращение. В итоге молодые женщины страдали хроническими заболеваниями внутренних органов, преждевременно погибая от них. Тем не менее такие жесткие корсеты были популярны вплоть до XVIII века

ПЛАСТИКА

Пластическая хирургия, что это? Крайнее средство, к которому прибегают люди, чтобы исправить те или иные дефекты в своей внешности или же это настоящая зависимость, схожая с наркотической или алкогольной?

В погоне за идеальным лицом и формами знаменитости отдают миллионы, а в итоге становятся похожими на героев фильмов ужасов. Некоторые увлекаются скальпелем хирурга настолько, что их внешний образ заставляет содрогнуться.

АНОРЕКСИЯ

Анорексия уже по праву носит название болезни XXI века. По некоторым данным до 30% населения развитых стран страдает расстройствами пищевого поведения, 9% из них приходится на анорексию. Ежегодно анорексия уносит множество жизней молодых женщин и девушек, некоторые остаются инвалидами на всю жизнь.

Красота человеческого тела возведена нашим веком до невероятных высот. Культ молодости и красоты так абсолютен, что порождает в людях не столько стремление достичь этой нереальной высоты, сколько страдание, что идеал не достижим. Все мысли современного человека поглощены внешней красивостью. За тоннами пудры и румян мы прячем нашу неуверенность в себе, наши несовершенства. Человечество слишком увлеклось игрой в совершенство. И не то страшно, что идеал красоты так высок, а то, что любое несоответствие этому искусственному идеалу, приравнивается чуть ли не к уродству. Нашему веку, как никогда важно, чтобы идеал красоты стал более одухотворённым. Доброта и нежность, искренность и щедрость, чистота и доброжелательность должны выйти на передний план в оценке человеческой красоты. Может, зря мы так упрямо стремимся достичь какого-то иллюзорного идеала. Может, пора принять себя такими, какими мы есть!?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Омский государственный технический университет"

Нефтеюганский филиал

Кафедра "Экономики и управления"

ЭССЕ

На тему «Идеал человеческой красоты»

По дисциплине "Культурология"

Выполнил:

Студент заочного отделения

1-го курса группы ЗМН-114-НЮ

Спирихина Вероника Витальевна

  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.

(по новым критериям) (1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана... Что может быть причиной неприятия человека обществом? Можно ли изменить отношение к себе со стороны других людей? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Н.С.Лесков...


(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит... Что такое душа человека? Какие сокровища она хранит? Точно ответить на эти вопросы невозможно, ведь у каждого человека неповторимая душа, наполненная как удивительными достоинствами, так и неприятными недостатками. Именно проблему духовности, неоднозначности человеческой души и поднимает в своём тексте М.Пришвин...

(по новым критериям)
(1)С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки... Как проявляется любовь человека к природе? Почему люди по-разному воспринимают окружающий мир? Именно над проблем ой отношения человека к природе заставляет задуматься в своём те ксте Л. Леонов.

(по новым критериям) (1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы... Что такое настоящая любовь к родине? С чем связано ощущение родины у русского человека? Именно проблему ощущения родины поднимает в своём тексте В.Конецкий.

(по новым критериям) (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки... В чём смысл человеческой жизни? Для чего дан человеку огромный запас энергии?Именно над проблемой смысла жизни человека заставляет задуматься в своём тексте Б.Васильев...

7. (по новым критериям)
(1)Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет… (2)Через минуту входит ко мне молодой человек приятной наружности. (З)Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях: он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы. Что значит быть ответственным человеком? Именно проблему ответственного отношения к жизни затрагивает в своём тексте А.П.Чехов.

Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. … Что значит быть добрым человеком? Именно проблему гуманного, сострадательного отношения к людям затрагивает в своём тексте И.А.Бунин.



Едем в Болдино. С нами архитектор‑реставратор Петр Дмитриевич Барановский, и мы по старой Смоленской дороге ехали в его родные места. ....Именно проблему сохранения памятников затрагивает в своём тексте В.А. Чивилихин.

Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Почему дети видят окружающий мир иначе? Чем отличается восприятие мира взрослым человеком от ребёнка? Именно над этими вопросами предлагает задуматься в своём тексте Д.А.Гранин.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? Честь и достоинство... Что они значат в наше время? Готовы ли современные молодые люди их защищать? Именно этими проблемными вопросами сохранения чести и достоинства задаётся Д.Шеваров в своём тексте...


(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк.

1. Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев ...

2. «Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека...

Какую роль играет истинное искусство в жизни человека? Какое влияние способна оказать музыка на человека? Именно проблему воздействия музыки на душу человека поднимает в своём тексте В.П.Астафьев...

(1)Однажды летом наша семья отдыхала в Эстонии, на берегу озера Пюхяярве. (2)Я видел много прекрасных озер. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-3алес­ского.

1. Природа… насколько она удивительна и неповторима. Но не все способны чувствовать её магическую силу. И в тексте С. Львов поднимает сложную проблему взаимоотношений человека и природы...

2 . Нужна ли природа человеку? Такую философскую проблему взаимоотношений человека с природой С.Львов поднимает в своём тексте...

(1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Какой ценностью обладает человеческая культура в сознании людей? Именно эту проблему признания ценностей культурного наследия человечества Д.Лихачёв поднимает в своём тексте...


(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. Почти в каждом уголке нашей планеты живут люди. Они чем-то похожи друг на друга, чем-то различаются. Но насколько правильно можно понять человека при знакомстве и в процессе общения с ним? Именно проблему предвзятого отношения к личности затронул в своём тексте С. Сивоконь... В чём проявляется самоотверженная преданность С.Я.Маршака своему делу? Именно проблему преданности творчеству затрагивает С.Сивоконь в своём тексте...

(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сказал: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он считал себя достойным примером для своей дочери. Было ли так на самом деле? Но во все времена взаимоотношения поколений являлись болезненным вопросом, на который каждый искал свой ответ. Так и в тексте А.Ивановой затрагивается актуальная проблема непонимания младшего поколения старшим, проблема отцов и детей...


(1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. И.Новиков затрагивает в своём тексте проблему восприятия жизни как источника радости...

Сочинение с дополненным комментарием (с учётом новых требований)

Что делает человека счастливым? Именно проблему восприятия жизни как источника радости затрагивает в своём тексте И.Новиков...


(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Русский язык - это национальный язык русского народа. Для любого человека, живущего на необъятных просторах нашей родины, язык - это гордость великого народа, это он "всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо". Именно проблеме экологии русского языка и посвящён текст Т.Жаровой ...

(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции. Важна ли классическая литература в жизни взрослого человека? Именно над этим вопросом предлагают задуматься П.Вайль и А.Генис , поднимая проблему значимости книг в жизни человека...

В.А.Солоухин, предлагая задуматься над проблемой материнской любви...

(1)Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (2)Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье...Что такое истинная красота? Как красота внешняя связана с внутренней одухотворённостью человека? Над этими вопросами заставляет задуматься в своём тексте В.А.Сухомлинский, раскрывая проблему восприятия красоты...


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. Ч асто ли мы проявляем мужество? Требуется ли оно в обычной жизни? Именно проблему проявления мужества затрагивает в своём тексте Ф.А.Вигдорова...

(1)Однажды я ехал в электричке . (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. Что такое счастье? Как его можно достичь? Именно над проблемой понимания счастья предлагает задуматься в своём тексте С.Л.Соловейчик.



Книги... Как много неповторимых,захватывающих дух историй хранят они на своих страницах! Книга - целый мир, в котором она рада каждому гостю. Порой небольшой, невзрачный томик переворачивает сознание читателя и меняет его мировоззрение. Именно над проблемой роли книги в жизни человека задумывается в своём тексте Е. А.Евтушенко.


Как искусство влияет на человека и его повседневную жизнь? Именно проблему роли искусства в жизни человека затрагивает в своём тексте Е.М.Богат.

Разделы: Русский язык

Цели урока.

Образовательные:

  • обобщить и расширить представление о рассуждении как типе речи;
  • систематизировать знания о публицистическом стиле текста;
  • научить отбирать материал на морально-этическую тему.

Развивающие:

  • продолжить работу над формированием умения строить текст рассуждения;
  • продолжить работу над формированием умения находить в тексте языковые приметы публицистического стиля;
  • продолжить работу над формированием умения отбирать материал на морально-этическую тему.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся чувство прекрасного;
  • развить у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

Оборудование: репродукции картин, мультимедиапроектор, диск с записью музыкального произведения А. Вивальди “Времена года”, раздаточный материал с фрагментом произведения В. А. Сухомлинского “Письма к сыну”.

План урока:

I. Вступительное слово.

II. Введение эстетической категории “красота” на основе произведений изобразительного искусства.

III. Разъяснение понятия “красота”. Обращение к народной мудрости и музыкальному произведению.

IV. Воплощение красоты в слове. Анализ текста (В. А. Сухомлинский “Письма к сыну”).

V. Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.

VI. Определение тем сочинения.

Ход урока

I. Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

II. Посмотрите на репродукции картин: “Венеры” Боттичелли, “Джоконды” Л. да Винчи, “Портрета Карамзина” Кипренского, различных детских портретов, пейзажей, изображений архитектурных памятников.

Какие эмоции вызывают у вас эти картины?

Ученик: Чувство прекрасного. Красота порождает положительные эмоции, доставляют эстетическое наслаждение.

Учитель: Почему всем людям доставляет наслаждение смотреть на шедевры мирового искусства?

Ученик: Они несут “вечные” ценности: Доброту, Красоту, Любовь. Они отражают многовековой опыт человеческого гения.

III. Учитель: Как вы понимаете слово “красота”?

Ученик: Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).

Учитель: Вот что говорит о красоте народная мудрость: (Учитель с помощью мультимедиапроектора демонстрирует примеры пословиц)

Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.

Красна весна цветами, осень – снопами.

Красна птица пением, а человек – умением.

Красна речь поговоркою.

Красота без разума пуста.

Какие примеры пословиц можете привести вы?

Какая из перечисленных пословиц кажется вам исходной, необходимой для понимания других?

Ученик: Красота без разума пуста.

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученик: Только мыслящий человек способен оценить истинную красоту.

Учитель: Какие виды искусства, известные вам, воплощают красоту?

Ученик: Живопись, музыка, скульптура, архитектура, киноискусство.

Учитель: Обратимся к музыкальным произведениям. Прослушайте фрагмент произведения А. Вивальди “Времена года”, а затем запишите ряд ассоциаций, возникших во время этого прослушивания. (Можно предложить отрывок из композиции “Лето” из этого цикла)

Ученик: Ветер, порывистость, стена дождя, холодные струи, ярость, мощь, буря, гроза.

Учитель: Музыка – феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния, настроения…

IV. Мы увидели, как прекрасное воплощается в живописи и музыке. Обратимся к его словесному образу, ярко представленному в письме Василия Александровича Сухомлинского к сыну.

(Раздаточный материал)

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат пред ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности.

Духовная пустота делает безликой внешность человека. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом.

Прочитайте текст вслух.

Кому адресовано это послание?

Ученик: Сыну.

Учитель: Только ли ему? Подумайте.

Ученик: Это духовное завещание всему человечеству.

Учитель: Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши мысли.

Ученик: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты”.

Учитель: Как определяет В. А. Сухомлинский эту непреложную высшую человеческую ценность?

Ученик: “Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни”.

Ученик: “Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека”. “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.

Ученик: Идеально развитой личностью является личность гармоничная, прекрасная внешне и внутренне.

Учитель: Но нередко именно внешняя красота обращает на себя внимание в первую очередь, ведь по одёжке встречают. Особенно в наше время, когда активно пропагандируются культ внешней красоты и вечной молодости. Однако многовековой опыт подтверждает мудрые и справедливые слова В. А. Сухомлинского: “Духовная пустота делает безликой внешность человека”. Размышляя о духовности, В. А. Сухомлинский подводит следующий итог. А какой именно, найдите сами.

Ученик: “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.

V. Учитель: Структурным элементом какого типа речи является итог-вывод?

Ученик: Рассуждения.

Учитель: Вспомните композицию рассуждения и выявите ее в тексте.

Ученик: В качестве тезиса в тексте выступает предложение: “Красота – это глубоко человеческое”. Доказательствами являются утверждения о единстве внешней и внутренней красоты, как о необходимых составляющих гармонично развитой личности. Вывод дается в конце фрагмента: “Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится”.

Учитель: В каком стиле текста чаще используется рассуждение?

Ученик: В публицистическом и научном.

Учитель: К какому стилю относится данный текст? Какие языковые приметы этого стиля вы можете найти в тексте?

Ученик: В тексте часто встречаются предложения, функция которых воздействие на сознание читателей: “Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство”. “Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом”.

Повествование отличается особой эмоциональностью, проявляющейся в употреблении различных изобразительных средств: “лазурного неба”, “серые нити дождя”, “голубой колокольчик подснежника”, “расцветет благородство”. В тексте встречаются и примеры терминологического характера: “антропологическое совершенство”, “нравственного достоинства”, “эстетического совершенства”.

VI. Учитель: Дома напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  1. Красота спасет мир?
  2. Красота вечная и красота современная.
  3. “Ты – творец собственной духовной красоты”.

Литература

  1. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю// Классный руководитель. – 2006. - №5. – С. 82-97
  2. Лизинский В. М. Этические и культурологические проповеди на каждую неделю (окончание)// Классный руководитель. – 2006. - №6. – С. 105-116
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995
  4. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. (Письмо № 22) – М., 1987. – С. 79-83

Что такое красота? Какой она может быть? Говоря о красоте человека, в первую очередь мы подразумеваем внешние данные человека. Так что же делает человека красивым? Именно эту рассматривает в своем тексте Сухомлинский.

Автор обращает внимание читателя на то, что внутренний мир человека накладывает печать и на его внешность. Так, он приводит в качестве примера дискобола, которого Мирон запечатлел в момент, когда напряжение внутренних духовных сил человека гармонирует с напряжением его физических сил.

Но Сухомлинский также обращает внимание на то, что красота создается волнениями, заботами – тем, что обычно называют «муками творчества».

Вспомним героиню романа Льва Толстого «Война и мир» Наташу Ростову. Автор нарочно показывает внешнюю некрасивость Наташи, но никто из окружающих не мог назвать ее некрасивой: все были восхищены юной особой, её чистой и светлой душой. Говоря об этом романе, нельзя не соотнести образ Наташи с образом Элен Курагиной. В данном случае за красивой внешностью скрывается мелочная, жадная и эгоистичная натура, об этом говорят её многочисленные измены и ложь, которых нельзя ничем оправдать. Её внешняя красивость лишь испортила, Элен не смогла скрыть за ней свой скудный внутренний мир.

Таким образом, можно прийти к выводу, что внешность человека играет немаловажную роль в его судьбе, но самым главным все равно будет душа. Именно душевная красота кладет отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и поведение.

Обновлено: 2018-02-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Настоящая красота человека по тексту В. А. Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления...»