Сочинения. История создания романа «Отцы и дети» Тургенева Сочинение по литературе на тему: Замысел и сюжет романа Тургенева “Отцы и дети”

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».

В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).

Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе "Отцы и дети". Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Подробное описание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь "изящный и породистый" облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, "красивая рука с длинными розовыми ногтями" обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как "широкий лоб", "крупные выпуклости просторного черепа", которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более, что автор настойчиво противопоставляет "плебейские манеры" Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.

Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов - две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника "сатанинской гордостью". Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему максимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, "говорит красиво". Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата. В тихом "дворянском гнезде" Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни.

Каков был замысел романа "Отцы и дети"? Как отразилась в нем общественно-политическая борьба 60-х годов XIX века? Совпали ли в данном случае замыслы писателя и объективное значение его произведения?

"Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса", - утверждал И. С. Тургенев. В Базарове ему рисовалась фигура незаурядная, титаническая, выросшая из народной почвы, но одинокая и потому обреченная на гибель. Основной конфликт романа автор замышлял как конфликт идеологий: умеренно-либеральной позиции "отцов" и крайне левых взглядов нигилистов (читай, революционеров, Замечает автор). Писатель хотел показать торжество демократизма над аристократией, но был уверен в поражении революционеров. Поэтому он категорически возражал против революционных выводов, сделанных Добролюбовым по прочтении "Отцов и детей", и порвал из-за этого с дорогим ему "Современником". Писатель, служивший "революции сердечным смыслом своих произведений" (из прокламации народовольцев), оказался неправ: объективное значение его романа переросло замысел, оказалось шире и убедительнее, чем предполагал Тургенев.

Каков основной конфликт в "Отцах и детях"? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий? Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете? Как выглядит в изображении Тургенева поколение "отцов" (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их? Какова сущность идейных споров между "отцами" и "детьми"? На чьей стороне Тургенев? Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли? Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане "отцов", но и среди "детей"? Докажите, что Базаров - борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?

У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, - результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова - это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что "наука "вообще" не существует вовсе", что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что "каждый человек сам себя воспитать должен", и в пример приводит себя. Он вправе называть себя "самоломанным", потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.

Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости? Известно, что испытание любовью - трудный экзамен для тургеневских героев. Как раскрывается Базаров в любви? Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя? Достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова? "Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг". Согласны ли вы с этим мнением Д. И. Писарева? Как вы полагаете, почему роман завершается картиной смерти Базарова? Как отвечает на этот вопрос Д. И. Писарев? Почему Тургенев назвал Базарова "лицом трагическим"? Какова роль пейзажа в "Отцах и детях"? Почему Аркадий принадлежит стану "отцов"?

Аркадий в эпилоге "сделался рьяным хозяином", его "ферма приносит значительный доход". Это говорит о том, что влияние

Каким образом раскрываются идейные взгляды героев в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева?

Базарова быстро исчезло - ведь Аркадий, несмотря на поиски общественного идеала вне дворянской идеологии, оставался "либеральным барином". Он хранитель традиций "отцов" не только в отношении культуры. Идейные взгляды героев И. С. Тургенева полнее всего раскрываются в спорах между Кирсановыми и Базаровым.

Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.

Павел Петрович Кирсанов - аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками "с длинными розовыми ногтями", "английским сьютом, модными низенькими галстуками", "удивительными воротничками". Говорит он с подчеркнутой изысканной учтивостью, слегка наклоняя голову.

Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?

Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бессилен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависимость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном поединке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуждениям о ничтожности человека перед лицом вечности.

Как вы понимаете значение слова "нигилист"?

Понятие "нигилизм" И. С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов "новых людей", вошедших в русскую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Нигилизм - это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опытное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. "Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем".

В чем слабость позиции Базарова?

Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождествляющий физиологию и нравственность ("у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены", значит, и "нравственные качества" у всех одни и те же). Базаров не имеет преданных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.

Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смертью героя?

И. С. Тургенев считал, что "русские Инсаровы" пришли, но не пришло их время. Базаров - преждевременный человек, не имеющий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.

Каков смысл названия романа "Отцы и дети" И. С. Тургенева?

Название имеет двойной смысл: противостояние двух общественных сил - либеральных дворян ("отцов") и демократов-разночинцев ("детей"); вечное противоречие поколений.

Какие детали портрета подчеркивают демократизм Базарова?

И. С. Тургенев во внешнем виде подчеркнул демократизм Базарова. Его лицо "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". Одевается он просто и подчеркнуто небрежно - в "длинный балахон с кистями", а руки у него "красные и обнаженные", никогда не носившие перчаток.

  1. Каков был замысел романа «Отцы и дети»? Как отразилась в нем общественно-политическая борьба 60-х годов XIX века? Совпали ли в данном случае замыслы писателя и объективное значение его произведения?
  2. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — утверждал И. С. Тургенев. В Базарове ему рисовалась фигура незаурядная, титаническая, выросшая из народной почвы, но одинокая и потому обреченная на гибель. Основной конфликт романа автор замышлял как конфликт идеологий: умеренно-либеральной позиции «отцов» и крайне левых взглядов нигилистов (читай, революционеров, Замечает автор). Писатель хотел показать торжество демократизма над аристократией, но был уверен в поражении революционеров. Поэтому он категорически возражал против революционных выводов, сделанных Добролюбовым по прочтении «Отцов и детей», и порвал из-за этого с дорогим ему «Современником». Писатель, служивший «революции сердечным смыслом своих произведений» (из прокламации народовольцев), оказался неправ: объективное значение его романа переросло замысел, оказалось шире и убедительнее, чем предполагал Тургенев.

  3. Каков основной конфликт в «Отцах и детях»? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий?
  4. Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете?
  5. Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их?
  6. Какова сущность идейных споров между «отцами» и «детьми»? На чьей стороне Тургенев?
  7. Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли?
  8. Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»?
  9. Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?
  10. У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.

  11. Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости?
  12. Известно, что испытание любовью — трудный экзамен для тургеневских героев. Как раскрывается Базаров в любви? Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя? Достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова?
  13. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Согласны ли вы с этим мнением Д. И. Писарева? Как вы полагаете, почему роман завершается картиной смерти Базарова? Как отвечает на этот вопрос Д. И. Писарев? Почему Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
  14. Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»?
  15. Почему Аркадий принадлежит стану «отцов»?
  16. Аркадий в эпилоге «сделался рьяным хозяином», его «ферма приносит значительный доход». Это говорит о том, что влияние

  17. Каким образом раскрываются идейные взгляды героев в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева?
  18. Базарова быстро исчезло — ведь Аркадий, несмотря на поиски общественного идеала вне дворянской идеологии, оставался «ли-беральным барином». Он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры. Идейные взгляды героев И.С. Тургенева полнее всего раскры-ваются в спорах между Кирсановыми и Базаровым.

  19. Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.
  20. Павел Петрович Кирсанов — аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками «с длинными розовыми ногтя-ми», «английским сьютом, модными низенькими галстуками», «удивительными воротничками». Говорит он с подчеркнутой изыс-канной учтивостью, слегка наклоняя голову.

  21. Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жиз-нью?
  22. Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бесси-лен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависи-мость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном по-единке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуж-дениям о ничтожности человека перед лицом вечности.

  23. Как вы понимаете значение слова «нигилист»?
  24. Понятие «нигилизм» И.С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов «новых людей», вошедших в рус-скую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Ниги-лизм — это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опыт-ное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

  25. В чем слабость позиции Базарова? Материал с сайта

    Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождеств-ляющий физиологию и нравственность («у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены», значит, и «нрав-ственные качества» у всех одни и те же). Базаров не имеет пре-данных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.

  26. Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смер-тью героя?
  27. И. С. Тургенев считал, что «русские Инсаровы» пришли, но не пришло их время. Базаров — преждевременный человек, не имею-щий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.

  28. Каков смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тур-генева?
  29. Название имеет двойной смысл: противостояние двух общест-венных сил- либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»); вечное противоречие поколений.

  30. Какие детали портрета подчеркивают демократизм База-рова?
  31. И.С. Тургенев во внешнем виде подчеркнул демократизм База-рова. Его лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху пло-ским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми гла-зами и висячими бакенбардами песочного цвета оживлялось спо-койной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Одевается он просто и подчеркнуто небрежно — в «длинный балахон с кис-тями», а руки у него «красные и обнаженные», никогда не но-сившие перчаток.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему и.с. тургенев назвал свой роман отцы и дети
  • вопросы по роману "отцы и дети"
  • смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети
  • цитаты базарова из романа отцы и дети о природе
  • рассказ"отцы и дети"(каковы взгляды базарова?)

Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».

В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).

Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Название романа – учебник стр 238- 240

Как мы помним, в предыдущих двух романах Тургенев убеждает и себя, и читателя в том, что дворянство в России обречено тихо и бесславно уйти со сцены, поскольку на нем лежит великая вина перед народом. Поэтому даже лучшие представители дворянства обречены на личное несчастье и на неспособность что-либо совершить для Родины. Но вопрос остается открытым: где же взять героя-деятеля, способного провести в России кардинальные преобразования? В романе «Накануне» Тургенев попытался найти такого героя. Это не дворянин и не россиянин. Это болгарский студент Дмитрий Никанорович Инсаров, который колоссально отличается от предыдущих героев: Рудина и Лаврецкого.

Рис. 2. Елена и Инсаров (Ил. Г.Г. Филипповского) ()

Он никогда не будет жить за чужой счет, он решительный, действенный, не склонен к болтовне, говорит увлеченно только тогда, когда говорит о судьбе своей несчастной родины. Пока еще Инсаров студент, но цель его жизни - возглавить восстание против турецкого владычества. Казалось бы, найден идеальный герой, но это не совсем тот герой, потому что он болгарин и будет сражаться против врагов Болгарии. В самом конце романа, когда многие погибают, в том числе Инсаров и его возлюбленная Елена (рис. 2), некоторые герои размышляют, будут ли в России такие инсаровы.

Теперь обратимся к роману Тургенева «Отцы и дети», написанному в период с 1860 по 1861 гг. (рис. 3).

Рис. 3. Титульный лист второго издания романа «Отцы и дети», 1880 год ()

В самом начале произведения мы видим вопрос одного из героев: «Что, Петр, не видать еще?» Разумеется, ситуация в романе вполне конкретная: Николай Петрович Кирсанов (рис. 4)

Рис. 4. Николай Петрович Кирсанов (Художник Д. Боровский) ()

ждет своего сына Аркашу, кандидата, только что окончившего университет. Но читатели понимают: продолжается поиск героя. « Никак нет-с, не видать» , - отвечает слуга. Затем снова следует тот же вопрос и такой же ответ. И вот мы на протяжении трех страниц ожидаем не просто Аркашу-кандидата, а героя, значительного, умного, деятельного. Таким образом, мы сталкиваемся с определенным авторским приемом, который легко прочитывается. Наконец герой появляется. Вместе с Аркадием приезжает Евгений Базаров, (рис. 5)

Рис. 5. Базаров (Художник Д. Боровский, 1980) ()

который отличается честностью, чёткостью, мужественностью, он презирает обычные предрассудки: приезжает в дворянское семейство, но одет совершенно не так, как положено в таких случаях. При первом же знакомстве мы узнаем, что Базаров нигилист. Напомним, что в первых трех романах Тургенев упорно ищет героя-деятеля, но новые выходцы из дворянского сословия и интеллигенции на эту роль не подошли. Не подошел на эту роль и Инсаров. Базаров, в свою очередь, также не совсем подходит, поскольку он не герой-деятель, а герой-разрушитель, который проповедует всестороннее разрушение.

«Нигилист - это от латинского слова nihil, ничего; это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»

Нигилизм Базарова впечатляет. Он отрицает Бога, поскольку он убежденный атеист, он отрицает все законы современной ему России, обычаи народа, к народу относится тоже нигилистически, поскольку убежден, что народ находится на низкой ступени развития и является объектом действия таких, как Базаров. Базаров скептически относится к искусству, не умеет ценить природу и ее красоту, для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров скептически относится и к дружбе. Его преданным, хотя и немного недалеким другом является Аркадий. Но как только Аркадий попытается поговорить с Базаровым о чем-то задушевном, Базаров обрывает его достаточно жестко: «Об одном прошу тебя: не говори красиво… » . Базаров любит родителей, но этой любви он скорее стыдится, потому что боится «рассыропиться», поэтому отталкивает и их. И, наконец, любовь, мир чувств. Базаров считает, что если от женщины можно добиться некоего толка, то нужно действовать, а если нет, то следует искать в другом месте. Он совершенно отрицает возможность загадочного взгляда: « Мы, физиологи, знаем […] анатомию глаза: откуда тут взяться […] загадочному взгляду? » Таким образом, нигилизм Базарова поражает своей масштабностью, он всеобъемлющ.

Современные исследователи указывают на то, что базаровский нигилизм не похож на реальные проявления нигилистов, современников Базарова, потому что нигилисты даже не узнали себя в этом портрете. Появились возмущенные отклики. Молодой критик Антонович (рис. 6)

Рис. 6. М.А. Антонович ()

даже написал статью «Асмодей нашего времени», Базаров показался ему мелким чертом. Нигилисты в жизни отрицали многое, но не всё. Тургенев возражал своим молодым оппонентам и говорил, что хотел изобразить фигуру во всей её масштабности. И действительно, Базаров - настолько значительная личность, что у него в романе нет ни друзей, ни врагов. Он трагически одинок. Можно ли серьезно говорить о его дружбе с Аркадием? Аркадий - человек добрый, приветливый, симпатичный, но он мелковат и не самостоятелен, он буквально светится отраженным светом Базарова. Однако, как только у него появляется более серьезный авторитет, молодая и решительная девушка Катя, (рис. 7)

Рис. 7. «Отцы и дети». Глава 25. Аркадий и Катя (Художник Д. Боровский, 1980 г.). ()

Аркадий уходит из-под влияния Базарова. Базаров, в свою очередь, видя это, сам обрывает их приятельские отношения.

Есть в романе два человека, Ситников и Кукшина, которые считают себя учениками Базарова. Это анекдотичные личности: глупые, следящие за модой, нигилизм для них - модное развлечение. Врагом Базарова можно считать Павла Петровича Кирсанова (рис. 8),

Рис. 8. Павел Петрович Кирсанов (Художник Е. Рудаков, 1946-1947 гг.) ()

он единственный человек, который возражает Базарову. Как мы помним, Николай Петрович не всегда согласен с Базаровым, но возражать боится, стесняется или не считает нужным. А Павел Петрович с первых минут почувствовал к Базарову резкую антипатию, и ссоры вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства (рис. 9).

Рис. 9. «Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем (Художник Д. Боровский) ()

Если не вникать в суть спора, то можно заметить, что Павел Петрович суетится, ругается, быстро переходит на гнев, в то время как Базаров спокоен и самоуверен. Но если вникнуть, то окажется, что Кирсанов не так уж и неправ. Он обвиняет Базарова в отрицании всего нравственного, а между тем народ консервативен, он живет этими принципами. Разве можно в стране, населенной огромным количеством безграмотных крепостных крестьян призывать к насильственным действиям? Не будет ли это гибелью для страны? Эти мысли вынашивал и сам Тургенев. Базаров же в ответ говорит вещи довольно странные: сначала мы хотели только критиковать, потом поняли, что критиковать бесполезно, нужно менять всю систему. Они приняли идею полного разрушения всего, что есть. Но кто же будет строить? Над этим Базаров пока не думает, его дело - разрушать. Именно в этом и заключается трагедия романа. Базаров, скорее всего, неправ. У нас уже есть исторический опыт: мы помним, какой катастрофой обернулись желания разрушать в 1905, 1917 гг.

Но сам Павел Петрович не может составить идеологическую конкуренцию Базарову, хотя бы потому, что он потратил свою жизнь впустую: он живет в деревне, исповедует принципы либерализма, аристократизма, но ничего не делает. Всю жизнь Кирсанов посвятил безумной любви к княгине Р. (рис. 10),

Рис. 10. Княгиня Р. (Художник И. Архипов) ()

которая умерла, а Павел Петрович затворился в деревне.

Как же сам Тургенев относился к нигилистически настроенной молодежи? Он был знаком с такими людьми, в которых его поражала некая неопрятность, их тип образованности, а главное - отношение к судьбе России. Тургенев был против революции, которая, как он считал, могла привести к катастрофе. Объективное отношение к такой молодежи, авторское несогласие с их позицией легло в основу образа Базарова.

Вот как сам Тургенев определяет замысел романа: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, сухостью, резкостью, то я как писатель не достиг своей цели». Т. е. герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.

Теперь посмотрим, есть ли динамика в образе Базарова. Вначале он абсолютно уверен в себе, он тотальный нигилист и сам себя полагает выше всех тех явлений, которые он отрицает. Но затем Тургенев ставит перед героем испытания, и вот как он их проходит. Первое испытание - любовью. Базаров не сразу понимает, что влюбился в Одинцову (рис. 11),

Рис. 11. Анна Сергеевна Одинцова (Художник Д. Боровский) ()

умную, красивую, глубоко значительную женщину. Герой не понимает, что с ним происходит: он теряет сон, аппетит, он беспокоен, бледен. Когда же Базаров осознает, что это любовь, но любовь, которой не суждено сбыться, то получает тяжелый удар. Таким образом, Базаров, который отрицал любовь, смеялся над Павлом Петровичем, сам оказался в подобной ситуации. И непоколебимая стена нигилизма начинает немного разрушаться. Внезапно Базаров ощущает всеобщую тоску, он не понимает, зачем хлопочет, отказывает себе во всем, живет строгой жизнью, лишая себя всяческих удовольствий. Он сомневается в смысле собственной деятельности, и эти сомнения разъедают его все больше и больше. Он удивлен беспечной жизни своих родителей, которые живут не задумываясь (рис. 12).

Рис. 12. Родители Базарова - Арина Власьевна и Василий Иванович (Художник Д. Боровский) ()

А Базаров ощущает, что его жизнь проходит, что его великие идеи превратятся в ничто и сам он бесследно исчезнет. Вот к чему приводит нигилизм Базарова.

У современных исследователей есть мнение, что не только студенты и разночинцы того времени послужили прототипом Базарова, но и в некоторой мере Л.Н. Толстой (рис. 13),

Рис. 13. Л.Н. Толстой ()

который в молодости был нигилистом, чем приводил Тургенева в бешенство. Но через 10 лет Толстой также испытает ужас от того, что жизнь конечна, а смерть неизбежна. В своем романе Тургенев словно предсказывает, до чего может довести нигилизм.

Таким образом, нигилизм Базарова проверки не выдерживает, первое же жизненное испытание начинает эту теорию разрушать. Второе испытание - это близость смерти. В тяжелейшем душевном состоянии Базаров живет у стариков-родителей, помогает отцу, и однажды они едут вскрывать тело крестьянина, умершего от тифа. Базаров наносит себе порез, йода не оказывается, и герой решает положиться на судьбу: будет заражение крови или нет. Когда Базаров узнает, что заражение произошло, то перед ним встает вопрос о смерти. Теперь мы видим, что как личность Базаров эту проверку выдерживает. Он не теряет мужества, не изменяет своим базовым убеждениям, но перед смертью оказывается более человечным, более мягким, чем раньше. Он знает, что если умрет без причастия, то это принесет страдания его родителям. И он договаривается: когда он потеряет сознание, пусть родители сделают так, как им кажется правильным. Перед смертью ему не стыдно проявить любовь и заботу к родителям, не стыдно признаться, что он любил Одинцову, не стыдно позвать ее и попрощаться с ней. Таким образом, если в начале романа перед нами был герой-нигилист, похожий на лермонтовского демона, то в конце произведения Базаров становится настоящим человеком. Его смерть напоминает уход шекспировского Гамлета, который также принимает ее мужественно.

Почему же Тургенев обрек на смерть своего героя? С одной стороны, как говорил Тургенев: «Там, где я пишу «нигилист», я имею в виду «революционер»». А не изображать революционера Тургенев мог и по причине цензуры, и по причине незнания этого круга людей. С другой стороны, сомнения, мучения и героическая смерть колоссально увеличивают в сознании читателя фигуру Базарова. Тургенев хотел сказать, что категорически не согласен с тем, что́ новое молодое поколение пытается предложить в качестве спасения своей стране. Но в то же время он отдает должное этим людям, которые обладают высокими духовными качествами, которые самоотверженны и готовы жизнь отдать за свои убеждения. Именно в этом проявилось высокое писательское мастерство Тургенева, его высокая духовная свобода.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Litra.ru ().
  2. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
  3. Turgenev.net.ru ().

Домашнее задание

  1. Раскройте отношение автора к Базарову.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Инсарова и Базарова
  3. * Проанализировав образы Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова, выведите идеальный образ нового героя-деятеля.