Боги воздуха в разных мифологиях. Мифические мужские и женские имена и их значение

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мифические имена

Мифические мужские и женские имена и их значение

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Книга "Энергия имени"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мифические имена. Мифические мужские и женские имена и их значение

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми её многообразием и красками. За каждым явлением материального мира – грозой, войной, бурей, рассветом, лунным затмением, по мнению греков, стояло деяние того или иного бога.

Теогония

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

  • Нюкта (Ночь),
  • Гея (Земля),
  • Уран (Небо),
  • Тартар (Бездна),
  • Скотос (Тьма),
  • Эреб (Мрак).

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Боги-олимпийцы

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Зевс

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Гера

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аид

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.

Боги Олимпа Древней Греции

Имена древнегреческих богов, которые у всех на слуху – Зевс, Гера, Посейдон, Гефест – на самом деле потомки главных небожителей – титанов. Победив их, младшие боги, руководил которыми Зевс, стали обитателями горы Олимп . Греки поклонялись, почитали и отдавали дань 12 богам Олимпа, олицетворявшим в Древней Греции стихии, добродетель или важнейшие сферы общественной и культурной жизни.

Поклонялись Древние греки и Аиду, но он не жил на Олимпе, а обитал под землей, в царстве мертвых.

Кто главнее? Боги Древней Греции

Неплохо между собой уживались, но иногда между ними происходили стычки. Из их жизни, которая описана в Древнегреческих трактатах и появились легенды и мифы этой страны. Среди небожителей были те, кто занимал высокие ступени пьедестала почета, другие же довольствовались славой, находясь у ног вершителей. Список богов Олимпии таков:

  • Зевс.

  • Гера.

  • Гефест.

  • Афина.

  • Посейдон.

  • Аполлон.

  • Артемида.

  • Арес.

  • Деметра.

  • Гермес.

  • Афродита.

  • Гестия.

Зевс - самый главный из всех. Он является царем всех богов. Олицетворяет этот громовержец бесконечный небосвод. Под его предводительством молнии. Именно этот вершитель распределяет доброе и злое на планете, считали греки. Сын титанов женился на собственной сестре. Их четверых детей нарекли Илифией, Гебой, Гефестом и Аресом. Зевс – страшный изменник. Он постоянно занимался прелюбодеяниями с другими богинями. Не пренебрегал и земными девушками. Удивить их Зевсу было чем. Он представал перед гречанками то в виде дождя, то лебедем или быком. Символы Зевса – орел, гром, дуб.

Посейдон . Этот бог властвовал над морской стихией. По значению он стоял на втором месте после Зевса. Кроме океанов, морей и рек, штормов и морских чудищ, Посейдон «отвечал» за землетрясения, вулканы. В древнегреческой мифологии он являлся братом Зевса. Жил Посейдон во дворце под водой. Разъезжал в богатой колеснице, запряженной белыми конями. Трезубец – символ этого греческого бога.

Гера . Она является главной из женщин-богинь. Покровительствует эта небожительница семейным традициям, браку и любовным союзам. Гера – ревнивица. Она жестоко карает людей за прелюбодеяния.

Аполлон – сын Зевса. Он брат-близнец Артемиды. Изначально этот бог являлся олицетворением света, солнца. Но постепенно его культ расширил свои границы. Этот бог превратился в покровителя красоты души, мастерства в искусстве, всего прекрасного. Под его влиянием находились музы. Перед греками он представал в довольно утонченном образе человека с аристократическими чертами. Аполлон прекрасно музицировал Занимался целительством и прорицательством. Он отец бога Асклепия - покровителя докторов. В свое время Аполлон уничтожил страшное чудовище, которое оккупировалоДельфы . За это был сослан на целых 8 лет. Позже он создал свой оракул, символом которого стал лавр.

Без Артемиды Древние греки не представляют себе охоты. Покровительница лесов олицетворяет плодородие, рождение и высокие отношения между полами.

Афина . Все, что относится к мудрости, душевной красоте и гармонии – под покровительством этой богини. Она великая изобретательница, любительница науки и искусства. Ей подчиняются ремесленники и земледельцы. Афина «дает добро» на возведений городов и зданий. Благодаря ей мерно течет государственная жизнь. Эта богиня призвана защищать стены крепостей и замков.

Гермес . Этот древнегреческий бог довольной озорной и заслужил славу непоседы. Гермес покровительствует путешественникам и торговцам. Он является и посланником богов на земле. Это на его пятках впервые засияли прелестные крылышки. Греки приписывают Гермесу черты изворотливости. Он хитер, умен и знает все иностранные языки. Когда Гермес украл десяток коров у Аполлона, чем заслужил его гнев. Но был прощен, поскольку Апполона пленило изобретение Гермеса – лира, которую он и подарил богу прекрасного.

Арес . Этот бог олицетворяет войну и все, что с ней связано. Всевозможные битвы и сражения – под представительством Ареса. Он всегда молод, силен и красив. Греки рисовали его могучим и воинственным.

Афродита . Она - богиня любви и чувственности. Афродита постоянно подстрекает своего сына Эрота пускать стрелы, зажигающие огонь любви в сердцах людей. Эрот - прототип римского Амура, мальчика с луком и колчаном.

Гименей – бог брака. Его узами связываются сердца людей, встретивших и полюбивших друг друга с первого взгляда. Древнегреческие свадебные песнопения назывались «гименеи».

Гефест – бог вулканов и огня. Под его покровительством находятся гончары и кузнецы. Это трудолюбивый и добрый бог. Судьба его сложилась не очень хорошо. От рождения он хромал, поскольку мать Гера выбросила его с горы Олимп. Гефест находился на воспитании богинь - цариц моря. На Олимп он вернулся и щедро одарил Ахилла, преподнеся ему щит, а Гелиосу – колесницу.
Деметра . Она олицетворяет силы природы, которые покорили люди. Это земледелие. Под зорким контролем Деметры находится вся жизнь человека – от рождения – до смертного одра.
Гестия . Эта богиня покровительствует семейным связям, охраняет домашний очаг и уют. Греки заботились о подношениях Гестии, ставя в своих домах жертвенники. Все жители одного города являются одной большой общиной-семьей, уверены греки. Даже в главном городском здании находился символ жертвоприношений Гестии.
Аид – властелин царства мертвых. В его подземном мире ликуют темные существа, мрачные тени, чудовища-демоны. Аида относят к одному из наиболее могущественных богов. Перемещался по царству Аид в колеснице, сделанной из золота. Кони его черные. Аид – владеет несметными богатствами. Все самоцветы, руды, что заключены в недрах, принадлежат ему. Греки боялись его пуще огня и даже самого Зевса.

Кроме 12 богов Олимпа и Аида, у греков есть еще масса богов и даже полубогов. Все они потомки и братья главных небожителей. У каждого из них есть свои легенды или мифы.

    Приморская мозаика. Салоники, история и достопримечательности

    Афинские кладбища и погребальные обычаи

    Керамик, район гончаров, является так же территорией древнего кладбища. Оно расположено к западу от Агоры. Часть античного кладбища занимает раскопки германских археологов. Первое кладбище- самое интересное из возникших после восстановления независимости Афин. Оба кладбища содержат самые трогательные образцы искусства той эпохи. По древнему афинскому обычаю, мёртвых хоронили за пределами городских стен. Павших на войне, обычно хоронили там, где они погибли, но вначале 5 века до н. э. мёртвых стали привозить домой и устраивать им государственные похороны на общем кладбище за городскими стенами, в Керамике

    Лептокария

    «Илиада» Гомера

    «Илиада«- поэма о войне. Поэма названа «Илиадой» в честь Илиона(т. е. Трои)- города у которого происходят события, описанные в поэме. В 12 веке до нашей эры греческие племена захватили и сожгли Трою- могущественный город, находившийся на азиатском берегу Геллеспонта. Темой «Илиады» является «гнев» Ахилла, направленный против Агамемнона, и его ужасные последствия. Все события в «Илиаде» происходят в течении 52 дней, поэма состоит из 15537 стихов, которые образуют 24 песни

    Остров Саламин: история великой битвы

    Персы, разбитые в ожесточенном сражении под Марафоном противником, у которого сил было намного меньше, были вынуждены вернуться Азию, и в течение десяти лет не могли смириться со своим поражением. Спустя десятилетие, они начали новую военную кампанию, растянувшуюся на долгие годы. Афины на тот момент и сами были ристалищем политических битв между демократической группировкой и аристократами, поддержку которым оказывали крупные и средние землевладельцы.

Боги есть великие, такие как Вишну и Шива, Зевс и Кронос, Аллах и Христос, и малые боги, так сказать божки. В Индии в ведийском пантеоне это, например, боги Адити, воплощающие свободу, освобождение от зла. Боги бывают также межгосударственные (Митра, Христос, Аллах), государственные (японская богиня Аматерасу), национальные (бог евреев - Яхве), городские, местные, уличные (у древних римлян), родовые, племенные, семейные (у древних римлян они назывались лары и пенаты) и личные (“личным” богом правителя Лагаша был бог Нингишзида, а личным богом героя шумерского эпоса Гильгамеша был Лугальбанде).

Каждый населенный центр Месопотамии имел своего собственного бога. Так называемая «Большая скрижаль», состоявшая из 12 колонн, насчитывала, по-видимому, более 2.500 имен богов. Они имели жен и детей, несметные свиты прислужников. Во многих дошедших до нас документах наряду с главными богами перечисляются все их министры, дети и даже рабы. Боги эти жили очень хорошо, можно даже сказать шикарно. Обитали они в великолепных храмах, в которых принимали вассалов, подобно самодержцам.

Согласно индийским Ведам (древнейшему памятнику индийской религиозной литературы датируемому концом II-го - началом I-го тысячелетия до н.э.), существует 33 основных и миллионы второстепенных
полубогов, которые ответственны за управлением мировыми процессами. Намного меньше богов в Японии: в VIII-X веке в синтоистском пантеонеЯпонии насчитывалось всего 3.132 бога. Примерно столько же богов было
в древней Индии - в ведийских гимнах упоминается 3.339 богов. Большое количество богов - несколько тысяч было у ацтеков.

Уже из сказанного ясно, что на свете существует огромное количество богов. Естественно возникает вопрос, а знают ли они друг о друге? Судя по всему, они часто даже и не подозревают о наличии других богов или делают вид, что других богов не существует. О существовании других богов они узнают лишь тогда, когда в результате войны они оказываются победителями или побеждёнными. В одном случае они становятся главными богами, а боги побеждённого народа второстепенными. В других случаях боги побеждённого народа и их жрецы (священники) просто уничтожаются.

Когда у нас князь Владимир в 988 г. по политическим и экономическим соображениям решил принять чуждую нашему народу религию – христианство, его дружина стала уничтожать – разбивать, рубить и топить изображение богов, которым на протяжении тысячи лет молились восточные славяне, а также места им поклонения - капища. С этого началась насильственная христианизация Руси. Сами языческие боги – Велес, Даждьбог, Хорс, Перун и даже древний бог Род не смогли (или не захотели) себя защитить! Христос в общении с ними не вступал, но с помощью своих новых приверженцев – новообращенных христиан, он их просто уничтожил. А заодно была уничтожена и вся древнерусская культура.

А когда испанские конкистадоры завоёвывали государства майя и ацтеков, последние узнали, что кроме их богов есть могущественный бог Иисус Христос. По-видимому, именно в этот период и боги индейцев узнали о существовании могущественного христианского бога. Христианский бог по примеру своего отца - Яхве-Саваофа не захотел дружить с индейскими богами и с помощью своих последователей и верных слуг стал уничтожать не только этих богов, но и людей, которые в них верили.

Интересно отметить, что претендующие на единоправие боги Яхве, Христос и Аллах не хотят признавать наличия не только языческих богов, но и богов, как и они, считающих себя единственными. Например, Аллах, который требует от своих приверженцев ежедневного пятикратного признания, что он Бог единственный: «Нет Бога, кроме Аллаха и Магомет пророк его». Не хочет признавать других богов и еврейский бог Яхве (Саваоф), который требует, чтобы почитающие его, т.е. его рабы, не поклонялись, а потому и не создавали изображения других богов: «Не сотвори себе кумира!». Этого же требовал (правда раньше, сегодня он этого уже не требует) и христианский бог Христос. Однако положение Христа крайне сложное. Конечно, он хочет, чтобы его считали единственным Богом. Но в то же время он является частью троицы богов, в которой есть ещё один единственный Бог – Яхве (Саваоф), он же – Бог-отец. Об этом говорится в Никео-Цареградском символе веры, принятом в 325 году. Следует отметить, что из этого упрямого и крайне невежливого по отношению к другим богам заявления следует парадоксальный вывод. Отрицая существование других богов, а также требуя, чтобы люди им не покланялись, они выступают как самые настоящие безбожники и даже атеисты.

При этом получается, что самый первый атеист в мире - это еврейский бог Яхве. Правда, атеист он непоследовательный – он и его приверженцы отрицают существование других богов, заявляя, что они ненастоящие, т.к. настоящий Бог – только он один! Не секрет, что бесполых богов, как правило, не бывает - все они делятся на богов мужского и женского пола. В то же время в Древней Греции существовал бог, который имел признаки обоих полов - мужского и женского - Гермафродит. А у африканского племени бомбара многие из богов могли даже свободно изменять свой пол, выступая то в мужской, то в
женской ипостаси. Например, бог Одудва в одних мифах был мужским божеством, а в других - женским (богиней Земли).

Большая часть богов была и продолжает оставаться богами мужского рода. Но богов женского рода тоже хватает. Сторонников равноправия полов может удовлетворить то обстоятельство, что богини
занимали в обществе богов весьма важные должности. Хотя большинство богов Солнца мужского пола, встречаются и божества Солнца женского пола. Так, у хеттов в XVII-XII веках до нашей эры Солнце было богиней, которую звали Мецуллой. Причём она была не только богиней Солнца, но и главным божеством этого народа. Божеством Солнца у японцев и сегодня является богиня Аматерасу. У древних египтян были боги плодородия Ваал (Баал), Мин, Птах, Сепа, Серапис, Хнум и Банебджент и богини плодородия - Ануке, Рененут, Таурт и Хекет. Водой у египтян заведовал бог воды Себек и появившаяся позднее богиня воды Себектед. Исключение составляли только первобоги (верховные боги), которые были мужского пола.

Интересно отметить, что феминизм бывает не только у людей, но и богов. У многих народов богини ни в чём не уступали богам и занимали такие сугубо мужские должности, как ответственные за войну и охоту. Так, у древних египтян войной управляла богиня Астарта (она же Анат). По совместительству она отвечала и за боевые колесницы. А в другой ипостаси Анат выполняла и обязанности божества охоты. Греческая богиня мудрости Афина одновременно была ответственной за справедливость при ведении военных действий. Одно из её названий - Промахос - “передовой боец”, - сделало бы честь любому мужскому божеству войны.

В целом же, как и у людей, у богов царил патриархат. Жены даже верховных богов не могли сравняться по своей роли и важности с таковыми своих мужей. В угаритских мифах высшим богом был отец богов Эл. У него была жена Эла, называвшаяся матерью богов. Творцами мира у древних майя была тройка богов - боги Кукумац и Хуракан и богиня Тепев. Древнегреческая богиня Гера - жена Зевса - часто возражала ему и даже спорила с ним на совете богов. Кончалось это тем, что разгневанный громовержец грозил ей наказаниями и тогда она умолкала. Она хорошо помнила, как однажды он подверг её бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между небом и землёй, привязав к её ногам две тяжелые наковальни. Чтобы хорошенько подумала о том кто в доме главный и как вести себя примерной жене.

Как правило, боги очень богаты, что не удивительно, поскольку они обладают большой властью. Уже в древнем Шумере (Месопотамия, III тысячелетие до н.э.) вся пахотная земля принадлежала богу, в то время как царь-жрец был только управляющим, "земледельцем-арендатором", как он себя титуловал. Но эту землю надо было возделывать, поэтому на бога работали тысячи людей. За весьма скудное вознаграждение. Жрецы этого бога внушали верующим, что работа на полях, принадлежащих богу, является исполнением религиозных обязанностей предуказанных самим богом. Поэтому роптать им не пристало. Правда они, почему-то, не понимали, что эта работа для них представляет большую радость. Видимо, они были тогда не очень сознательными. Самому же богу некогда
было разъяснить это людям.

Не намного беднее этого бога Шумера был бог другого шумерского города-государства - Ура, бог Луны Нанна. Он получал не только десятую часть всего урожая (вот откуда идёт церковная десятина у христиан), но и арендную плату. Сегодня самым богатым богом является бог мусульман Аллах – ему принадлежит весь мир. А чтобы все правоверные не забывали об этом, арабы Ближнего Востока над входной дверью своего дома обычно выбивают на каменной плите надпись по-арабски: «Собственность Бога». Интересно, что другие единоправящие Боги это не оспаривают. В соответствии с понятиями добра и зла, существуют боги добрые и злые. К добрым, например, относятся индийские Ашвины - братья Ушас. Они распоряжаются мёдом, нектаром жизни, а также сомой (опьяняющим напитком). Именно они дарят мёд пчёлам, лечат им богов и людей. Они любят помогать: спасают потерпевших кораблекрушение, возвращают женщинам утерянную способность к деторождению, подыскивают мужей старым девам. А ещё помогают новобрачной войти в дом мужа. Деление на добрых и злых богов имеется и у японских айнов.

У древних египтян было божество Ху персонифицирующее волю бога, его творящего слова. А у африканского племени йоруба ещё недавно был бог Элегба, представлявший... гнев другого их бога Фа. Боги древнего Ирана обладали “хварной”, что можно понимать как “харизма,” некоей сакральной сущностью, обладание которой даёт удачу, могущество, способность овладевать умами огромных масс людей и
управлять ими. Хварной обладал, в частности, бог Ахурамазда и спаситель мира Саошйант. Вся сила и мощь индийского бога Шивы заключается не столько в нём самом, сколько в его “шакти” - духовной энергии, появляющейся и проявляющейся лишь при определённых обстоятельствах. Во-первых, эта энергия накапливается в нём в периоды аскетических бдений и созерцаний. Во-вторых, энергия шакти тесно сплетена с его мужской животворящей силой. Считается, что момент соединения Шивы с его женской половиной Парвати - это момент многократного усиления его энергии.

Особый интерес представляют так называемые живые боги. Живым богом, принявшим человеческий облик (богочеловеком), был Иисус Христос. Но Христос не единственный живой бог. В Непале (государстве между Индией и Китаем) и сегодня живёт живая богиня Кумари. Эта богиня из плоти и крови представлена в виде маленькой девочки и тоже является, по сути, богочеловеком. Она представляет ипостась богини Шакти, но только невинной, юной, вобравшей в себя ипостаси женских божеств. Девочка, предназначенная на роль богини, отбирается жрецами чрезвычайно строго и придирчиво. Трёхлетняя кроха должна обладать сложением богини и не иметь ни малейшего изъяна. Если хоть один из восьмидесяти внешних признаков не отвечает твёрдо установленному стандарту, кандидатка не подходит. Девочка претендующая на титул живой богини, в самый короткий срок обязана научиться владеть собой и ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа. В противном случае можно ожидать большого несчастья. Она должна без дрожи следить за рубкой козлиных голов, провести ночь в тёмном подвале, наполненном скелетами и расчленёнными трупами. Если девочка испугается или как-либо нарушит этикет, это могут посчитать зловещим знамением.

Дело тут в том, что Кумари, которая считается покровительницей Непала, отводится хотя и номинальная, но очень заметная роль в жизни страны. Именно к ней отправляется на ежегодное поклонение король Непала, чтобы испросить её благословения на управление страной на очередной год. Обязанности богини не слишком обременительны. В половине седьмого утра она пробуждается от сна и сразу же попадает в заботливые руки жрецов. После положенных, всегда одних и тех же дыхательных упражнений и ритуального омовения, приступают к ежедневной процедуре “отверзания божественного глаза”. Для этого на лобик богини кармином наносят широкий знак в форме ритуального секача, рукоятью обращённого к переносице. Затем обводят его по контуру желтой краской и тщательно вырисовывают в середине очень реалистическое широко раскрытое око и удлиняют чёрной тушью уголки глаз данных природой. Далее, сообразуясь с указаниями астрологов, жрецы решают какого цвета одеяние выберет сегодня Кумари. Её украшают драгоценной короной, напоминающей древнерусский кокошник, серебряными монистами, тяжелой кованой гривной, кольцами и браслетами. Чаще всего Кумари “предпочитает” надевать алое платье, символизирующее необоримую власть женственности, женскую энергию, которая управляет всем мирозданием.

Подготовленную таким образом богиню усаживают в специальное кресло с круглым подножием и выносят в приёмную. Здесь, сидя у северной стены, словно бронзовая статуя, она принимает жертвенные цветы и сласти, бесстрастно внимает звукам развлекающей её музыки, не глядя следит за прихотливыми фигурами танца, который специально для неё исполняют танцовщицы. Так незаметно проходит день за днём. Когда солнце заходит, жрецы начинают готовить богиню ко сну. Её окуривают благовониями, снимают серебряные вириги, смывают грим.

Лишь однажды в году у маленькой богини праздник - восьмидневные торжества Индраджатра, в которых вместе с индуистами самое активное участие принимают и буддисты. В этот день её вывозят на шумные, заполненные восторженными толпами улицы города. Во время этого праздника богиня являет себя народу. В течение трёх дней она вместе с богом Ганешей совершает объезд опекаемого ими города. И все эти дни продолжаются доводящие до неистовства наэлектризованную толпу пляски. Сам король выходит на площадь, чтобы на глазах у народа склониться перед таинственной властью маленькой девочки, чей нарисованный жрецами глаз страшит, как проклятие. В этот момент торжество достигает кульминации.

Целый год будет помнить одинокая, разучившаяся смеяться и плакать девочка о сладостных минутах своего торжества. Лишенная общества сверстников, не знающая игр, она терпеливо будет ждать
следующего праздника. Но однажды всё неожиданно кончится. По достижении двенадцатилетнего возраста, когда по мнению жрецов в ней пробуждается женственность, она, уснув богиней, проснётся обыкновенной девочкой. Тихо и незаметно покинет она храм, чтобы вернуться в семью, чтобы попробовать научиться жить в человеческом облике. Войти в новую для неё роль бывает очень трудно. Несмотря на значительное приданое, которое она получает на прощание, таких девушек крайне неохотно берут в жены. Да и кому хочется жениться на богине, приученной только повелевать. Поэтому частоеё удел - одинокое прозябание, наполненное грёзами и воспоминаниями о прежнем величии...

Кроме живой богини в столице Непала Катманду есть ещё, по крайней мере, две живые богини. Одна живёт в Патале, а другая - в Бхактапуре. Помимо них в долине Катманду существуют ещё живые богини местного значения. Недаром эту долину часто называют “Долиной богов”.

Где боги живут?

По одним представлениям первые боги жили на Земле. Так, шумерские боги, когда они поняли, что Земля хороша, захотели на ней остаться. Они обратились к богу Энлилю с просьбой, чтобы он устроил место, где они могли бы жить вместе. И вот в центре земного диска (по представлению шумеров, Земля была плоской) Энлиль построил город Ниппур, поселив там своих братьев и сестёр. Но и себя, любимого, он не забыл, соорудив в центре города высокий помост и воздвигнув на нём прекрасный дворец из лазурита. Место, где они поселились, шумерские боги назвали «блаженной землей» - «Эн-Эден». Древние евреи, позаимствовав у шумеров (и не сославшись на них) миф о сотворении мира, лишь слегка переделали название этого места, превратив его в знакомый всем Эдем, т.е. рай. Древнеегипетский бог Ра, завершив первичное обустройство мира богов и людей, поселился на священном холме Бен-Бен в Гелиополе (находившимся в Египте). При этом ночи он проводил в цветке лотоса, который покидал на рассвете и затем парил в течение всего дня над землёй.

На Земле жил и китайский бог Хуан-ди. Укрепив и утвердив в борьбе с другими богами свою власть, воздвиг он себе величественный и прекрасный дворец на горе Куньлунь. В этом дворце он проводил свободное время и развлекался. Дворец окружала яшмовая ограда. С каждой стороны её было по девять колонн и по девять ворот, а внутри дворец был окружен пятью стенами и двенадцатью башнями. У дворца рос рисовый колос в пять охватов. На западе от него росли два дерева - жемчужное и нефритовое. На восток от колоса росли дерево шатан и дерево лангань. На дереве фучан, что рядом с деревом лангань, сидел трёхглавый дух Личжу, три головы которого по очереди засыпали и просыпались. Был у Хуан-ди ещё один дворец на горе Цыняшоань. К северо-востоку от этого дворца находились знаменитые висячие сады, расположенные так высоко, что казалось они висят в облаках. На земле живут и африканские боги. Так, главный бог народов кикуйю
и камба Нгаи живёт на горах, которые сам же и построил: горе Кения, “Горе большого дождя”(на востоке), “Горе ясного неба” (на юге), “Горе сна или тайного убежища” (на западе).

На вершине хрустальной горы живёт бог Шива. А вот жилище древнегерманских богов Асгард находилось на верхушке дерева. Интересно, что воздвиг это жилище некий великан, которому помогал... конь. Мировые деревья выбирал своим местопребыванием бог дождя у индейцев майя. Некоторые боги предпочитают жить под землей. Под землей была великая гора, а в ней - преисподняя, которой управляла богиня Эрешкигаль и её муж Нергал.

Хоть на земле и хорошо, но всё же лучше жить на небесах интереснее. Поэтому большинство богов жило и живёт именно там. Ещё на заре человеческой цивилизации, в Месопотамии, на небесах обосновались боги города-государства Ура (примерно за 2.330 лет до н.э.). Греческие боги - Зевс и подчинённые ему божества тоже жили не на Земле, а высоко над ней - на светлом Олимпе. Три прекрасные Оры охраняли вход на высокий Олимп и поднимали закрывающее врата густое облако, когда боги сходили на землю или возносились в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое небо, с которого лился золотой свет. В царстве Зевса не бывало ни дождя, ни снега; там всегда было светлое, радостное лето. Пировали боги в золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Сам Зевс сидел на высоком золотом троне.

У его трона располагались богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Помимо дворцов, расположенных над землёй, греческие и римские боги по временам жили в особых, специально построенных для них верующими домах - храмах. Туда приходили верующие, чтобы обратиться к ним с молитвами и поблагодарить за оказанные им услуги. А вот дворец великого брата Зевса колебателя земли бога Посейдона находился глубоко в пучине моря. Вместе с ним жила его прекрасная супруга Амфитрита. В небесном царстве живут также и боги Индии. У Индры свой тысячевратный город Амаравати, полный золота и драгоценных камней. Там вечно цветут сады и ни холод, ни жажда не угнетают обитателей небесного града. Они не ведают ни старости, ни недугов, ни страха. Взоры их услаждают плясками прекрасные танцовщицы - ансары. Кроме того, у них есть и жилище на вершине Химавата (Гималаев). На самых верхних небесах жили также боги ацтеков Ометекутли и Омесиуатль - божественная пара, породившая богов и людей.

Некоторые боги своим местожительством выбирают не просто небеса, а облака. В облаках, в огромном сияющем медном дворце живёт бог африканского племени йоруба Шанго. Боги древнего Шумера, жившие постоянно на небесах, иногда оказывали людям милость и спускались с неба в свои земные храмы.

Особенно они любили "высокие" храмы на платформах, называвшиеся зиккуратами. В то же время они жили и в "нижних" храмах в образе своих статуй. Индийский бог Кришна, с одной стороны, всегда пребывает в своей обители, с другой - он вездесущ (Бхагавад-гита 8:22). А раз он вездесущ, то он пребывает и в сердце каждого верующего (Бхагавад-гита 18:61). Как и люди, древние боги жили также и в домах (дворцах). Победив своего отца, индийский бог Индра перестроил весь мир. Этот мир он устроил наподобие дома: он стоит на четырёх столпах, а сверху накрыт крышей-небом. В доме две двери. Утром через дверь восточную, широко раскрытую, входит солнце. Вечером заботливый Индра на миг приоткрывает дверь западную, чтобы выпустить уходящее на ночь солнце. За день оно проделывает большую работу и очень устаёт, а потому хочет спать.

Судя по Ветхому завету, бог Яхве-Саваоф первоначально вообще не имел определённого местожительства, пока ему не пришла в голову замечательная мысль создать наш материальный мир. Зачем это было ему нужно – никто не знает. Может быть и он сам этого не знает. Во всяком случае, в Библии об этом ничего не говорится. Судя по описанию этого сотворения, мудрый и всезнающий Яхве даже не подозревал, что этот мир окажется таким хорошим («И увидел Бог, что это хорошо». Бытие 1:10). А когда он сотворил свет, то удивился ещё больше и даже обрадовался. Оказалось, что со светом-то жить лучше («И увидел Бог свет, что он хорош» Бытие 1:4). Закрадывается мысль, что миллиарды лет бедный Яхве жил … без света, в полной, даже кромешной темноте. И ни лучины, ни фонарика-то у него не было. Он даже и не догадывался, чтожизнь со светом будет лучше. Приходится только удивляться, как такого бога евреи называют всезнающим и всемудрым?…

Хоть мир Яхве и создал, но определить своё местоположение в нём (а, значит, и устроить свой быт) он не спешил. Сколько бы это продолжалось – неизвестно, но тут в его жизнь вмешались поклоняющиеся ему догадливые и умные евреи, которые предоставили ему постоянное жильё в "ковчеге завета", хранившимся во времена их кочевой жизни в особом шатре, который ставился в различных безопасных местах (чтобы какие-нибудь дикие животные не нарушали покой всесильного и всемогущего бога – творца всего мира). Позднее еврейский царь Соломон в 953 г. до н.э. построил своему богу роскошный храм. Однако ввиду того, что Йегова привык к кочевой жизни, он не польстился на этот храм и не избрал его местом своего постоянного пребывания. В то же время, чтобы евреи не обиделись на него, Йегова объявил, что в этом храме пребывает … его имя (3 Царств 8:16).

В 586 г. до н.э. по недосмотру еврейского Бога этот замечательный храм был разрушен чужеземцами (видимо, Йегова в это время занимался своими какими-то очень важными делами или пребывал в других мирах),
но евреи его восстановили. Когда же в 70 г. н.э. храм был разрушен снова (на этот раз римлянами), иудеи не стали его восстанавливать. И хотя после этого разрушения прошло уже почти 2 тысячи лет, и уже почти 60 лет евреи живут в своем государстве, он до сих пор не восстановлен. В результате иудеям приходится молиться своему богу в зданиях, которые в какой-то степени замещают Храм - синагогах (синагога - греч. - “дом собрания”). А терпеливый Яхве всё ждёт, когда же иудеи одумаются и восстановят, наконец, ему Храм. Случай в религиях, конечно же, уникальный и парадоксальный: бог еврейского народа, создавший согласно учению иудаизма весь мир и выбравший в качестве объекта своей любви из всех народов мира этот народ, уже две тысячи лет не имеет своего дома (храма). Как же он должен любить свой народ, что до сих пор не обиделся и не наказал его за такое невнимание и неуважение к себе! Другой бог жестоко отомстил бы своему народу за такое пренебрежение к себе!

Вместо того, чтобы восстановить своему богу Храм, иудеи ждут посланца своего Бога - мессию (не того, который по учению христиан вторично придёт на землю и которого они называют Иисусом Христом, а настоящего мессию!), который, как они считают, и восстановит им Храм. Мол, Яхве допустил разрушение Храма, пусть он сам или с помощью своего посланца его и восстанавливает.

Однако, судя по тому, что ни один из великих и малых богов никогда сами свои храмы не строили и не отстраивали (!), иудеи напрасно тянут время и не восстанавливают Храм, который был разрушен по их же вине (Храм был разрушен римлянами, поскольку евреи превратили его в крепость и центр восстания). Сегодня для восстановления Храма у иудеев есть всё – деньги самых богатых людей планеты, самая современная строительная техника, архитекторы, инженеры и рабочая сила. А восстанавливать Храм на Храмовой горе, где он раньше находился и где сегодня расположено целых две мусульманских мечети – «Куббат ас-Сахра» («Наскальный купол») и «Масджид аль-Акса» («Дальняя мечеть»), нет никакой необходимости. Места в самом Йерусалиме для строительства Храма вполне достаточно. Для Яхве главное чтобы у него вновь был свой Храм, а в каком месте Йерусалима он будет стоять - не столь уж важно. Ведь по учению иудеев, их Бог является не только творцом, но и хозяином всей земли!

Верующие могут общаться со своими богами (богом) и на свежем воздухе - в лесу, на горе, в поле. Древние арии для встречи с богами выбирали возвышенное место, на котором расстилали жертвенную солому. На неё и приглашали сесть богов. У древних славян большинство священных культовых мест носило временный характер - на один праздник, на один сезон, на один год. Это было связано не столько с кочевым или полукочевым образом жизни, сколько с верой в разовое посещение данного места богом. Затем стали строить капища (от старославянского “капь” - идол; “копиться” - собираться) и требища (“треба” - жертва и жертвоприношение). Первоначально древние боги встречались со своими верующими под открытым небом. Но позднее они сообразили, что достойны более комфортных условий и велели строить себе здания - сначала башни, а затем и особые дома-храмы, которые стали их жилищами. А вот относительно новые боги (Христос и Аллах) в своих домах-храмах постоянно не живут, а поселяются временно или посещают их лишь иногда. Боги очень любят, когда у них в каждом городе, селе и деревне есть свой дом, куда они могут заглянуть и даже на время остановиться - немножко отдохнуть и погостить.

Если старые боги имели всего несколько своих домов, а то и вовсе один, то современные боги, например, Иисус Христос имеют таких домов-храмов сотни тысяч, разбросанных по многим странам и континентам и имеющих самые разнообразные формы. В каком же из них он живет?

Вопрос очень сложный: ведь если он поселится в одном из них, то обидятся священники и верующие других храмов. А если он будет переселяться из храма в храм, то должен быть составлен график его пребывания в разных церквах. Но ведь такого графика нет! Выход из этого сложного положения состоит в том, чтобы Бог присутствовал во всех из них сразу. Во времена Иоанна Златоуста так и считалось: «В храме невидимо присутствует сам Бог». С этим соглашался и весьма почитаемый в РПЦ проповедник Иоанн Кронштадский: «Бывая в храме, помните, что вы находитесь в живом присутствии Господа Бога, стоите перед лицем Его, пред очами Его, в живом присутствии Божией Матери». Из этих слов, которым должен верить каждый православный христианин, следует, что Христос присутствует одновременно во всех церквах. Как он умудряется это делать не знает никто, т.к. это великая тайна. Естественно, Бога.

Именно на авторитете этих людей и покоится убеждение, что в каждом храме они могут побеседовать со своим Богом. Ведь само слово «церковь» (по-гречески “кюриоке”) означает “дом господень”, т.е. дом, в котором живёт Бог. Но если даже его сейчас там нет (отлучился, например, куда-нибудь по своим божьим делам), то он всё равно услышит все обращенные к нему молитвы. Так говорят священнослужители. И хотя они этого точно знать не могут (ведь сам Бог с ними не общается), они в то же время не могут и сказать, что Бога в этом храме нет. В противном случае люди не будут туда приходить и покупать свечки и требы, а значит, у священника не будет денег, чтобы этот храм содержать, да и жить ему будет не на что!

Конечно, можно, как протестанты, говорить, что Христос присутствует во всех храмах одновременно потому, что пребывает везде в пространстве и во времени. Но если встать на точку зрения основной части христиан - католиков и православных, то такой взгляд является еретическим. В то же время у них нет своего объяснения, как же всё-таки Бог успевает одновременно находиться во всех церквах. Если же принять точку зрения протестантов что Бог находится везде одновременно во времени и пространстве, то значит с ним можно общаться в любом месте.

Отсюда следует очень неприятный для католиков и православных вывод о том, что нет никакой необходимости строить Богу особые дома-храмы. А если протестанты будут последовательными, то окажется, что здания, где они собираются, они должны называть не храмами и церквами, не молитвенными домами, а всего лишь залами собраний или, как их называют Свидетели Йеговы – «Залы Царства». Получается, что строительство храмов и церквей нужно только священно- и церковнослужителям…

Исламский бог Аллах тоже не живёт в мечети. Мечеть (по-арабски “масджид”) - это “место, где отдаются земные поклоны”, т.е. это место, где богу молятся. И хотя Аллаха в мечети нет, все молитвы, обращённые к нему, таинственным образом до него доходят.

Конечно же, боги принимают молитвы к ним, читаемые и в иных местах (дома, в поле, в дороге и т.д.), но предпочитают, чтобы они произносились в этих молитвенных домах - церквах, кирхах, мечетях, синагогах. Боги, особенно боги-творцы и сами могли бы создать себе храмы, но заниматься этим им, видимо, недосуг или просто лень. Поэтому они ждут, когда эти храмы построят верующие. И верующие, особенно власть имущие, которые могут расходовать на строительство храмов не только (и не столько) свои личные, но и деньги государства, строят большое количество храмов чтобы заслужить милость Бога - попасть в рай, если даже они сами понимают, что заслуживают не рая, а ада. Так, популярный у иудеев и христиан еврейский царь Соломон для строительства храма Яхве в течение многих лет по договоренности с финикийским царём Хирамом возил в Израиль золото - примерно 20 тонн в год, которое было предназначено для строительства этого храма. За это он отдал Хираму, как сказано в Ветхом Завете, “20 городов в земле Галилейской” (3 Царств 9:11).

Большие церкви (храмы) у христиан (католиков и православных) называются соборами. Верующие каждой религии сами определяют архитектуру и убранство своей церкви - от очень простых, невзрачных строений, почти сараев, до роскошных дворцов, вмещающих тысячи прихожан. Примером последних являются храмы, посвященные индийскому богу Вишну и Собор Святого Петра в Риме. Весьма интересен огромный всё еще недостроенный храм Святого семейства (Sagrada familia) в Барселоне (Испания). До 1990 г. самым большим христианским собором в мире был собор Святого Петра в Риме. А в 1990 г. его превзошел собор в городе Ямусукро - столице африканского государства Кот-д`Ивуар. Он занимает площадь в 22.067 кв. метров, его высота составляет 189 м, длина без портика - 186,4 м, а с портиком - 211,5 м.

А почему строятся такие большие храмы? Оказывается, вовсе не потому, чтобы собрать как можно больше верующих! Например, построенные в начале IV века в Трире (Германия) и Женеве (Швейцария) соборы занимали обширные участки земли, хотя их посещало сравнительно немного прихожан. В XI в огромный собор в городе Шпайер не заполнили бы даже все жители этого города. Огромные размеры соборов и пышность их убранства свидетельствуют всего лишь о том, что заказчики их строительства движимы отнюдь не религиозными чувствами. Побуждающей силой нередко служат гордость и тщеславие епископа или аббата, поощрявшими строительство собора. “Мы возведём собор такой огромный, что при виде его люди сочтут нас безумцами”, - говорил один испанский священнослужитель в Севилье в 1402 году. Даже сегодня собор в Севилье считается вторым в мире по величине. “Возможно, - пишет журнал Свидетелей Йеговы “Пробудись!” (8 июня 2001 г.), - соборы и прославляют людей, которые их построили, но никак не Бога”.

Убранство домов молитвы может быть как очень скромным и простым, как, например, в исламских мечетях, иудейских синагогах, протестантских залах молитвенных собраний, так и очень богатым, даже роскошным, как в католических и православных храмах: стены украшены иконами и картинами на библейские темы, а потолок покрыт росписью. В православных храмах алтарь отделён от основной части помещения специальной стенкой, состоящей из икон – иконостасом. В католических и протестантских храмах верующие могут общаться с богом сидя, а вот в православных храмах, как правило, только стоя, иногда же на коленях или распростёршись ниц на полу. На коленях обращаются к Аллаху и магометане.

О том, что уже в древнейшие времена люди строили богам большое число храмов, свидетельствую раскопки в Вавилоне. Одна из надписей на глиняной табличке гласит, что в нём было 53 храма великих богов, 55 святилищ бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 - небесных божеств, 180 алтарей славной богини Иштар, 180 алтарей богинь Нергал и Адади и 12 других алтарей! Эти раскопки подтвердили, что жители Вавилона так любили (а точнее боялись) своих богов, что большую часть своих жизненных и творческих сил отдавали сооружению этих культовых зданий. Церкви (храмы) бывают маленькие и большие. Примером небольшой церкви может служить архитектурной чудо - Храм Покрова на Нерли. Самой большой христианской церковью является собор святого Петра в Риме, который может вместить несколько десятков тысяч молящихся. Не отстают от христиан и мусульмане - например, мечеть султана Сулеймана в Стамбуле вмещает до 10 тысяч человек.

Обычно каждому богу посвящается отдельный храм. Например, храм Весты или Сатурна в Риме. Однако существуют и храмы, посвященные всем богам сразу. Например, построенный в 27 г. до н.э. Марком Агриппой Пантеон, в котором стояли статуи многих богов. Пантеон - величайшее античное купольное сооружение почти без изменений дошедшее до наших дней. И в настоящее время существуют храмы, в которых верующие могут молиться сразу нескольким богам - Христу, Аллаху и Яхве. Количество храмов у богов разное - от одного, как например, в прошлом у бога Йеговы-Яхве, до десятков и даже сотен тысяч - у Христа и Аллаха. В одной России к началу 1917 года только православных церквей, молитвенных домов и часовен было около 78 тысяч.

В последние десятилетия, учитывая, что верующие не очень охотно посещают храмы, в западных странах, особенно в США, всё большее распространение получают так называемые “электронные церкви”. Они представляют собой радио и телевизионные передачи, а также компьютерные программы, которыми верующие могут пользоваться, где бы они ни находились - дома, на работе, на отдыхе, во время путешествий. “Электронные церкви” предлагают верующим христианские новости, всевозможные христианские спектакли-диалоги, религиозные мультфильмы, игры и головоломки религиозного содержания. Интересно, что сам Бог, как и прежде, не стремится воспользоваться новыми возможностями общения со своими верующими. Видимо ему не до этого, он очень занят... Вот только чем?

Жизнь богов, их поведение и занятия

Богам ничто человеческое не чуждо - как и люди, они работают, отдыхают, гуляют, едят, пьют, спят и даже видят сны. Им присущи многие человеческие черты: они впадают в гнев, не свободны от зависти, могут грустить и радоваться. Боги очень гордятся своим положением и поэтому весьма тщеславны. Так, шумерский бог Энки - бог воды и мудрости -
любил воспевать себя, своё высокое положение в иерархии богов, свой храм Абзу и, конечно же, свои многочисленные благодеяния. Прежде всего созданные им законы, управляющие миром. Он хвалился тем, что ввел пахотное земледелие и тем, что назначил присматривать за орудиями пахоты бога Энкиду. Он гордился тем, что соорудил закрома для хранения зерна, передав надзор за ними богине Ашнан, а также изобретением мотыги и формы для изготовлении кирпичей. Будучи во всём последовательным, он поручил присматривать за изготовлением кирпичей богу кирпичей Куллу. Очень гордится собой и своими делами Аллах, поэтому в Коране он называет себя “Мы”.

Богам не чужды также привычки и обычаи людей. Так, после победы и воцарения во дворце, победивший бог перестраивал свой дворец в соответствии со своими вкусами. Например, угаритский бог Баал после победы над богом морей и рек Йам-Нахаром несмотря на вполне приличный дворец (из кирпича и кедра), посчитал, что его дом хуже, чем у остальных богов и решил заменить его роскошным дворцом, который построил из золота, серебра и лазурита. В честь каких-либо успехов - победы над врагом, окончания строительства дворца, рождения ребёнка - боги устраивали праздники-пиры. Покушать они любили всегда, ели со вкусом и много. Учитывая колоссальные размеры желудка накормить их было очень трудно. Так, у индийского бога Индры было два желудка, огромных, как озёра. .Можно себе представить, сколько он должен былсъесть, чтобы насытиться… После смерти бога Баала была устроена тризна, для чего было убито 60 быков, 60 козлов и 60 косуль. Как и люди, боги очень любят отмечать дни рождений. Судя по мифам, особенно хорошо жилось богам в древности.

Древнегреческие боги основное своё время проводили в пирах. Дочь Зевса, юная Геба и сын царя Трои Ганимед подносили им амврозию и нектар - пищу и напиток греческих богов. Прекрасные хариты (грации) и музы услаждали их пением и танцами. Взявшись за руки, они водили хороводы, а боги любовались их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Эти боги, как и люди, любили хорошо поесть, попить, в том числе хорошего вина, потанцевать, послушать музыку. Люди в те времена ещё не изобрели радио, телевизора и записи музыкальных произведений на видеокассеты и компактные диски. А поскольку боги не спешили одаривать людей плодами цивилизации, разными удобными изобретениями, сами они (видимо из скромности) ими тоже не пользовались. Поэтому им приходилось слушать только “живую” музыку, то есть концерты музыкантов, которые выступали перед ними. Но это имело и свою положительную сторону: под “фанеру” музыканты перед ними никогда не выступали. Но на своих пирах боги не только веселились - на них они решали заодно и все важные дела, определяли судьбы мира и людей.

В прошлом боги любили показать свою силу, повоевать, поучаствовать в сражениях. Во время военных действий боги, как и простые люди, могли попасть в плен. Так, вавилонский бог Мардук пробыл в ассирийском плену 21 год - с 689 по 668 год до н.э. Хотя боги и любили повеселиться, работы и ремёсел они не чурались. Так, угаритский бог ремёсел Котар-и-Хасис изготовлял великолепные произведения прикладного искусства.

Жизнь некоторых богов расписана буквально по минутам. Так, в одной из кришнаитских сект в Индии, в штате Раджастхан ещё недавно в течение дня проводилось восемь церемоний, во время которых бога Кришну будили, одевали, пели о том, как он ведёт на пастбище стадо коров, затем "кормили", предоставляли ему дневной отдых, снова будили, ещё раз "кормили", пели о том, как он гонит коров домой, после чего укладывали спать на ночь. В другом месте Индии - в городке Пажани (южная Индия) популярного и весьма уважаемого бога тамилов Мурагана ещё и сегодня ежедневно (!) возят на вечернюю прогулку. Едет он на колеснице - башне, высотой около пяти метров, поставленной на четырёхколесную платформу. Сам бог представлен изваянием юноши с копьём в руке, восседающим на павлине. Тащат колесницу, ухватившись за канаты, около трёх десятков человек. За колесницей несколько молодых мужчин волокут большой генератор, обеспечивающий электроэнергией устроенную в честь бога иллюминацию.

А вот распорядок дня ещё одного индийского бога - Витхобы. Ежедневно бадве (жреческий клан, отправляющий все службы Витхобе) совершает пять обязательных ритуальных церемоний - на рассвете, утром, в полдень, вечером и ночью. Каменное изваяние Витхобу, которое для большинства верующих является лишь символом для молитвенного сосредоточения, нежно пробуждают, омывают, умащивают, одевают и украшают (при этом особые жрецы “дингре” подносят Витхобе зеркало, чтобы он мог по достоинству оценить усилия жрецов), кормят и укладывают на отдых. По много раз на дню Витхоба участвует в молебнах - пуджах. Целью пуджи может быть исполнение обета, умилостивление божества, приобретение добродетелей или прасада - пищи, осенённой божественным прикосновением. Во время пуджи непрерывно звучат песнопения, а объект поклонения неоднократно обмывают в пяти “сладостных нектарах” - молоке, мёде, сахарном сиропе, простокваше и топленом масле.

Некоторые боги древности были одновременно и царями на земле. Так, бог Сет был царём Верхнего Египта, а Гор - Нижнего Египта. Затем Гор получил в управление оба египетских царства. Весьма неплохим правителем города-государства Ура был бог Энки. Он постоянно заботился о его процветании и превосходстве над другими городами. Для начала он наполнил реку Тигр свежей, сверкающей и животворной водой.

Для обеспечения надлежащего порядка работы рек Тигра и Ефрата, он назначил для надзора за ними бога Энбилулу - “надзирателя каналов”. Создал он и животворный дождь, заставлял его падать на землю (вот ведь какой заботливый!) и назначил для надзора за ним бога бури Ишкура. Для обработки земли он изобрёл плуг, ярмо и борону и велел богу Энкиду присматривать за ними. Не забыл он и о домах и, в частности, о кирпичах, из которых они строятся. А главным архитектором (“великим строителем”) он назначил бога Мушдамму.

И всё же жизнь большинства богов далеко не такая легкая и приятная, как это может показаться. У них есть не только друзья, но и враги. Так, у египетского бога Ра таким врагом был змей Апоп - тоже, разумеется, бог. Это был очень зловредный гигантский змей, который не только докучал Ра во время его пребывания на земле, но даже хотел свергнуть и уничтожить солнечное божество. Борьба с ним продолжалась целый день от восхода до заката, и Апоп, хотя и был повержен, сумел выжить и скрыться в подземном царстве, где с тех пор еженощно нападаетна ладью Ра.

В младенческие годы бога Кришну пыталась погубить богиня оспы Путан`а (не путать с путбной - гулящей женщиной), которая предложила богу-младенцу грудь, полную яда. Но Кришна, несмотря на юный возраст, как и положено великим богам, в обиду себя не дал: он высосал всё содержимое груди богини-убийцы и иссушенная Путан`а погибла. На этом неприятности Кришны не кончились. Увидев Кришну в колыбели, спустился с небес, чтобы убить ребёнка демон Шактасура. Но юный бог расправился и с ним, обратив его в прах ударом ноги. Но и на этом не кончились происки враждебных Кришне сил - ещё много раз ему приходилось сражаться с асурами, принимавших вид разъярённых животных - слонов, быков, коней, ослов и змей. В «Махабхбрате» 10 приводится длинный перечень поединков и всевозможных схваток, в которых Кришна неизменно побеждал. Однажды ему пришлось сразиться с весьма необычным противником - собственным двойником, присвоившим его имя.

Что же касается занятий таких великих богов, как Саваоф-Яхве, Аллах и Иисус Христос, то о них практически ничего не известно. Согласно Корану, Аллах всё время бодрствует (“...не овладевает им ни дремота, ни сон.” Сура 2, аят 256). А вот чем он заполняет своё драгоценное время - неизвестно. Во всяком случае своим последователям он это не сообщает, а сами верующие спросить не решаются - страшно, а вдруг, это ему не понравится и он рассердится. Великие, единоправящие боги общались с людьми только в далёком прошлом. Они уже давно не общаются с людьми и не дают о себе знать.

Как явствует из Библии, Саваоф-Яхве очень много потрудился над сотворением мира - целых 6 дней и потому очень устал. Ведь создавал он мир (т.е. Землю) и всё, что её населяет с помощью слова. Сколько же надо было ему произнести слов, чтобы создать всю флору и фауну! Затем он стал отдыхать и, судя по всему, занимается этим приятным занятием до сих пор. Во всяком случае, он не вмешивается в дела людские. Спасая своего Бога от критики, христианские богословы и священнослужители придумали его поведению особое объяснение: Бог, мол, дал людям свободу. От этой свободы больше всего выиграл сам Бог – отныне ему не надо ни о ком заботиться, а во всех своих бедах люди виноваты сами – злоупотребляли своей свободой: плохо или неразумно себя вели и много грешили! Да и земные, а также и космические проблемы христианского Бога интересуют едва ли.

Иисус Христос в своём человечьем обличье, судя по Евангелиям, много потрудился по распространению своего учения. Но после распятия, последовавшего затем вознесения на небо и возвращения в своё “нетварное” состояние, он тоже не очень-то утруждает себя проблемами людей. Какими только качествами и талантами не обладают боги разных народов, но вот состояния нирваны могут достигать только индийские.

Аид – бог – владыка царства мертвых.

Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним.

Аполлон – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши.

Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры

Асклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды

Борей - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.

Вакх - одно из имен Диониса.

Гелиос (Гелий ) - бог Солнца, брат Селены (богини Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном, богом солнечного света.

Гермес - сын Зевса и Майи, один из самых, многозначных греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия.

Гефест - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников.

Гипнос - божество сна, сын Никты (Ночи). Его изображали в виде крылатого юноши.

Дионис (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове.

Загрей — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны.

Зевс - верховный бог, царь богов и людей.

Зефир - бог западного ветра.

Иакх - бог плодородия.

Кронос - титан , младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был сверг-нут с престола Зевсом..

Мом - сын богини Ночи, бог злословия.

Морфей - один из сыновей Гипноса, бог сновидений.

Нерей - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.

Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.

Океан - титан , сын Геи и Урана, брат и супруг Тефиды и отец всех рек мира.

Олимпийцы - верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп.

Пан - лесной бог, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровите-лем пастухов и мелкого скота.

Плутон - бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира.

Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.

Понт - одно из старших греческих божеств, порождение Геи, бог моря, отец многих титанов и богов.

Посейдон - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра,
он повелевал бурями и землетрясениями.

Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.

Сатиры - козлоногие существа, демоны плодородия.

Танатос - олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.

Титаны - поколение греческих богов, предки олимпийцев.

Тифон - стоглавый дракон, рожденный Геей или Герой. Во время битвы олимпийцев и титанов был повержен Зевсом и заключен под вулканом Этна на Сицилии.

Тритон - сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину — рог.

Хаос — бесконечное пустое пространство, из которого в начале времен возникли древнейшие боги греческой религии - Никта и Эреб.

Хтонические боги - божества подземного мира и плодородия, родственники олимпийцев. К ним относились Аид, Геката, Гермес, Гея, Деметра, Дионис и Персефона.

Циклопы - великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи.

Эвр (Евр) — бог юго-восточного ветра.

Эол - повелитель ветров.

Эреб - олицетворение тьмы подземного мира, сын Хаоса и брат Ночи.

Эрот (Эрос) - бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах - самовозникшая сила, способствовавшая упорядочению мира. Изображался в виде крылатого юноши (в эллинистическую эпоху - мальчика) со стрелами, сопровождающего мать.

Эфир - божество неба

Богини древней Греции

Артемида – богиня охоты и природы.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Демитра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Диа́на —богиня охоты

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.