Островский А. Гроза, Образ «жестокого мира» в драматургии А

Пьеса "бесприданница" была написана в 60-70-е г. Это был срок расцвета творческих сил Островского. Никогда прежде не раскрывались так многогранно возможности дарования драматурга.

В это час Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в ту эпоху, точнее, изображение моральной стороны представителей этого класса.

В ряду пьес подобной тематики "Бесприданница", несомненно, является одной из лучших, т. к. как раз в ней нравственная сторона жизни показана наиболее четко и выпукло.

Основная мысль "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не располагать вероятность проявить ее - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

Под внешним лоском европеизированных коммерческих дельцов скрывалось отвратительное хищничество. Для Кнуровых, Вожжеватовых и Паратовых не существует никаких сдерживающих моральных правил. Да и для чего они им, когда они могут купить и продать абсолютно все. И более того речи не идет о том, что такие понятия, как совесть, честь, достоинство не продаются. В этом жестоком мире и они имеют свою цену, надо лишь быть в курсе, сколько предложить. Такими принципами руководствуются эти люди. Для них эгоистический расчет, законы рынка стоят вечно на первом месте. Но что самое ужасное, они и не считают себя неправыми.

"Что такое жаль, это я, - говорит Паратов Кнурову, - не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно",

Слова Паратова могут послужить лейтмотивом ко всей пьесе. Действительно, для таких людей нет ничего заветного. Сам Паратов остается верным своему низменному кредо и продает себя богатой невесте. Он более того успевает дважды обмануть несчастную девушку.

Зараза буржуазного образа мышления распространилась и на молодое поколение. Вожеватов заявляет, что в себе не замечает того, "что любовью-то называют", и находит в этом полную поддержку Кнурова: "Хорошим купцом будете".

Жалкими на этом фоне выглядят попытки чиновника Карандышева вести себя подобно финансовым акулам. Он пыжится из всех сил, не понимая что ставит в глупое положение не только себя, но и свою невесту, не понимая, что эти люди просто издеваются над ним, смеются ему в лицо. Его разум затмевает охота во что бы то ни стало приблизиться к этому кругу, вступить в эту касту. Но пропуск в это общество - денежки, которых Карандышев не имеет. Все в этом мире измеряется деньгами. И будь ты более того отъявленным негодяем, непроходимым болваном, просто жалким человеком, общество Кнуровых и Вожеватовых спишет тебе любой недостаток.

В этом ужасном мире людям чистым, светлым, натурам возвышенным практически не остается выбора. Путь Ларисы - либо замужество и жизнь с нелюбимым человеком, прозябание в деревенской глуши, либо роскошное, но позонное существование в качестве содержанки. И Лариса, как нравственно чистая натура, выбирает первое, хотя и понимает, что и это для нее не выход. Жизнь с Карандышевым рано или поздно убила бы ее, если не физически, то, по крайней мере, морально, что не менее страшно. А жизнь содержанки ее не привлекает, т.к. она придерживается высоких моральных принципов. Возможно, она бы выбрала и такой путь, предложи ей это любимый ею Паратов. Но, увы, он не принял ее любви. Ложное понятие о благородстве заставляет признаться ей, что он помолвлен, и тем самым он подписывает ей смертный приговор. Ибо, как я уже отмечала, какой бы путь не избрала Лариса, исходом его была бы смерть.

Жестокость этого мира находит свое последнее выражение в циничных торгах, устроенных Кнуровым и Вожеватовым. Когда Лариса оказывается в безвыходном положении, зная, что ей некуда деваться, они просто разыгрывают ее в орлянку. Этот момент красноречиво показывает всю бессердечность, весь эгоизм людей-хищников, для которых денежки составляют главную часть этой жизни.

Поэтому смерть Ларисы становится спасением для нее, и она полностью искренно благодарит Карандышева. Она слишком любит жизнь, чтобы покончить с собой, а существовать дальше ей все же невыносимо. Но что же это за чудовищный мир, где для чистых, светлых людей смерть является спасением?

Островский показал драму возвышенной души, "горячего сердца" в жестоком мире дельцов-коммерсантов. И надо высказать, что показанная ситуация не менее актуальна и е наши дни. Не надо забрасывать об этом.

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году в результате поездки по России 1855 года, организованной Морским министерством. Путешествие по Волге дало огромный материал Островскому. Соприкоснувшись с реальной жизнью удалённых от Москвы городов, он увидел, что в них купеческие и мещанские семьи составляют основу русской жизни. Так, на примере несуществующего «собирательного» города Калинова, Островский сумел ярко показать застойную жизнь России, тем самым выявив необходимость изменений. По мнению И. А. Гончарова, в пьесе «Гроза» нарисована «широкая картина национального быта и нравов».
Система образов в драме А. Н. Островского «Гроза» сложна, но в то же время обладает стройностью и упорядоченностью. Она построена автором по принципу парности: используя приём антитезы, драматург сопоставляет прямо противоположных или контрастных героев. А. Н. Островский делит всех действующих лиц на две основные группы: угнетатели и угнетённые (как экономически, так и духовно), деспоты и их жертвы.
К первым относятся городские самодуры. Островский использовал старое слово (самодуры), но с новой социальной окраской - у него это люди, стремящиеся к безграничной власти над другими. Мир самодуров представлен в пьесе многосторонне.
В образе Дикого драматург рисует нам один из типов самодурства. Дикой - богатейший купец города, один из его «столпов» и «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный, беззастенчивый приобретатель. Встречая всюду только покорность, Дикой не привык сдерживать себя ни внутренне, ни внешне. Образ данного персонажа позволяет автору раскрыть повседневную жестокость калиновского мира. Так, при разговоре с Кулигиным он властно заявляет: «.. .ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Это грубый угнетатель, необузданный, «ругатель», «воин», как назвал его Шапкин, и в семье, и среди зависимых от него людей, и на улице. «...Как с цепи сорвался...» - так характеризует его Кудряш. Однако такое «открытое» самодурство не приветствуется калиновцами, даже Кабаниху возмущает его бестактность, и на его грубость она отвечает: «.. .ты найди подешевле меня ».
Второй тип самодура олицетворяет Марфа Игнатьевна Кабанова. Поведение Кабанихи - норма для Калинова, «блаале- пие» сопутствует Кабанихе - человеку, не нарушающему нравов патриархальной жизни, а следующему им и защищающему их. Марфа Игнатьевна - богатая купчиха, скрывающая свою жестокую, властно-деспотическую сущность под маской внешнего благочестия. Кабаниха не терпит ни малейшего противоречия. Её власть непререкаема, абсолютна. Она «поедом ест» и «точит, как ржа железо» своих близких. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит Кулигин, намекая на её ханжество. Кабанихе важен не столько сам порядок, сколько видимость порядка: как за соломинку, она держится за обряды и традиции. Марфа Игнатьевна Кабанова - поистине страшный образ, олицетворяющий самые тёмные стороны «жестокого мира».
На контрасте с самодурством показана вторая часть города Калинова - это подневольные, жертвы «тёмного царства», это масса необразованных, не читающих книг людей, узнающих новости от странниц. Создавая отрицательные образы городских обывателей, драматург обращался к средствам сатирического обличения. С иронией говорит автор о жителях города, не знающих собственной истории (разговор о Литве, которая «.. .с неба упала»). Обыватели города Калинова не способны видеть красоту. Так, на слова Кули- гина о «необыкновенном виде» заречных далей Кудряш отвечает: «Нешто!»; также Кулигин обращается к горожанам с горьким упрёком: «Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться... а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору». Характерные черты калиновцев - инертность, страх, согласие на роль жертвы, о чём говорит Кулигин: «Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ?» Вполне естественно, что такие люди не могут противостоять самодурской силе.
«Жестокий мир» поражает таких людей, как Тихон, да и не могло быть в семье Кабанихи другого сына - сызмальства его поставило на колени и задавило «тёмное царство». Калинов - город, где все отношения держатся исключительно на страхе. Так, Тихон, уезжая на ярмарку, с облегчением восклицает: «...недели две никакой грозы надо мной не будет», это значит, что две недели он сможет пить и гулять, ни разу не вспомнив о доме, - в этом проявляется двойная мораль калиновцев. Тихон смирился со своим положением и не считает нужным что-либо менять в положении вещей: «Что я за несчастный такой человек на свет рождён!»
Другой вариант существования в этом мире являет собой Варвара. Она не боится матери, однако и не вступает с ней в конфликты. Варвара приспособилась к « жестокому миру », усвоила все его неписаные законы и правила и научилась их обходить: «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Ложь, притворство, обман -главное, что управляет «тёмным царством», по словам Варвары, «весь дом на обмане держится».
Кулигин, человек образованный, пишущий стихи в духе Державина и Ломоносова, который на голову выше всех калинов- цев, ничего не может сделать, чтобы уничтожить зло, он отчасти принимает философию «жестокого мира», безнадёжно заявляя: «Лучше уж стерпеть».
И в этой атмосфере всеобщего страха и жестокости, грубости и беспощадности появляется человек, не принимающий существующую мораль. Очень важно, что главная героиня - Катерина того же времени, воспитывавшаяся в патриархальном духе. Из её монолога о девичестве мы узнаём, что до замужества её ничего не заставляли делать, она всё больше «по бархату золотом» работала, о цветах заботилась. Когда Варвара говорит, что у них всё то же самое, Катерина отвечает, что у них « всё как будто из-под неволи ». Катерина отличается от «жестокого мира» Калинова прежде всего своей нравственностью и силой воли. Её душа постоянно тянется к красоте, сны полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного её воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить страх «перед судией» за грех самоубийства. Катерина не борец с бытом « жестокого мира », но её смерть действительно бросает вызов всему «тёмному царству».
В финальной сцене Кабаниха терпит полный крах. Поначалу она торжествует, предвкушая возможность сказать о том, к чему « воля ведёт ». Однако неожиданно Тихон во всеуслышание обвиняет её в смерти Катерины. Безусловно, его протест будет подавлен («мы об этом ещё дома поговорим»), но важно, что эта реплика прозвучала: если уж такие робкие люди возвышают свой голос, то ситуация действительно меняется и долго так продолжаться не может, ибо если личность проснулась, то остановить её нельзя.
Однако мнение автора не приравнивается к голосу Тихона, драматург смотрит шире: в смерти Катерины виновата не Кабаниха, а весь «жестокий мир». Но его дни сочтены, и это чувствует Кабаниха, считающая себя чуть ли не последней блюстительницей « правильного миропорядка ». Ожидание, что с её смертью наступит хаос, придаёт трагизм её фигуре. Исчерпанность и обречённость традиционных отношений и форм быта инстинктивно чувствует Катерина, заявляют свой протест Кулигин, Тихон. Семья, столь
«благолепная», рассыпается, человек приобретает свою самостоятельность.
Картина «жестокого мира», нарисованная драматургом, не оставляет безнадёжного впечатления, пафос этой пьесы носит очистительный характер: зло калиновского мира будет сокрушено - в этом заключён нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»)

Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – . Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.
http://vsekratko.ru/ostrovskiy/groza105

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” – это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи бы то ни было схемы и догмы, веривший в правоту своего понимания жизни, в обоснованность своих идейно-художественных принципов.
Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые расположены в соответствии с логикой положений и ситуаций. В очередной раз Островский в центр пьесы ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной стороны. Автор противопоставляет холодному, бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость “горячего сердца”. Ларису Огудалову, как и Катерину в пьесе “Гроза”, окружает “темное царство”. Представителями его являются Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Они опутывают героиню плотным кольцом, противопоставляя свои лицемерные представления о жизни чистым стремлениям “белой чайки”, так переводится с греческого языка имя Лариса.
Первыми из представителей “темного царства” на сцене появляются Кнуров и Вожеватов. Включая Кнурова и других персонажей в орбиту нашего внимания, Островский использует распространенный в драматургии прием предварительных характеристик. Они, разумеется, субьективны и выражают не столько точку зрения драматурга, сколько высказывающего их персонажа. Так, Гаврила характеризует Кнурова через его сравнение с Вожеватовым. Все различие между ними заключается лишь в том, что Вожеватов “малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет”.
В списке действующих лиц читаем, что “Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием”. Теперь о его имени. По словарю Даля, “кнур” – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров. Это цивилизованный “идол”, миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: “Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев,- ну что за знакомство для меня!”.
У Кнурова и имя, и отчество необычны, подобранные к определенному интонационному звучанию и символическому значению. А имя, Василий Данилович, – обиходное и распространенное. “Вожеватый”, по Далю, обозначает – обходительный и приветливый человек, занимательный собеседник. Но таков ли он, этот обходительный и приветливый купец? По ходу пьесы мы видим, что Вожеватов холодный и здравомыслящий человек. Ему неизвестна потребность в том, что “любовью-то называют”. Чувство, названное Стендалем “безумием, доставляющим человеку величайшее наслаждение”, вовсе ему незнакомо, и он по этому поводу нисколько не сокрушается. Кстати, слово “любовь” Кнуров употребляет в пьесе единственный раз, когда подозревает Вожеватова в способности ее испытывать. Видимо, взгляд на любовь у этих героев совпадает.
Кнуров женат, Вожеватова мысль о женитьбе не привлекает, Лариса для них недостижима. Они вынуждены признать: “Хорош виноград, да зелен”. Но вскоре выясняется, что они оба хотели бы “прокатиться на выставку” в Париж с Ларисой. Кнуров с завистью говорит о молодости Вожеватова, о его молодой горячности и способности к порывам, однако, Вожеватов решительно отвергает такое о себе представление: “Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам”. Здесь в пьесе появляется тема купли-продажи человека, как товара. Эта тема получает свое логическое развитие в четвертом действии, в одной из самых жестоких сцен пьесы, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой. Это счастье достается Кнурову. В согласии Ларисы никто не сомневается. Кнуров имеет возможность предложить Ларисе содержание – столь громадное, что заставит замолчать самых злых критиков чужой нравственности. Виновником такого положения Ларисы является Паратов.
Этот персонаж характеризуется так: “Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30”. Не правда ли, тут все благозвучно и даже изысканно? Фамилия, однако, тоже не только звучит красиво, но и еще кое что значит. На языке охотников, паратый – сильный, быстрый зверь. Перед нами – барин из судохозяев, несущий в себе нечто звериное, а может быть, и хищное.
Какие разные они люди – Паратов и Вожеватов! Один – дворянин и барин – пленителен, обаятелен, смельчак. Для него, согласно его словам, “ничего заветного нет”. Другой – молодой купчик – осмотрителен, ни на какие порывы не способен. Однако, при всем различии, обнаруживается в них нечто общее. Ведь фразу-то свою, что “ничего заветного нет”, Паратов кончает словами: “Найду выгоду, так все продам, что угодно”. Начинает свою фразу Паратов как человек широкой души, по-барски, по-молодецки, а кончает по-вожеватовски, по-деловому. Таким образом, Паратов в пьесе – фигура драматическая. Добро и зло все еще борятся в его душе. И Островский показывает читателю, как дух делячества полностью овладевает героем. Отказываясь от Ларисы, Паратов становится неотделим от Кнурова и Вожеватова. В финале Паратов и Вожеватов – родственные натуры: каждый из них думает о выгоде. И каждый из них нуждается в шуте. Им нужен шут без имени, без отчества, обезличенный и приниженный.
На эту роль идеально подходит Юлий Капитоныч Карандышев, “молодой человек, небогатый чиновник”. Тут имя римского императора нарочито сочетается с очень бытовым, прозаическим отчеством. А фамилия? У Даля “карандыш” – коротышка, недоросток. В фамилии явно содержится нечто уничижительное. Юлий Капитоныч ставит себя в положение шута поневоле. Он унижает себя, намереваясь возвеличиться. Карандышев болезненно обидчив и вместе с тем не чувствует наносимых ему обид. Этот образ по ходу действия из-за своей серости не обращает на себя особого внимания. Лишь в конце третьего действия из-под шутовской маски, надетой Карандышеву Паратовым с Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо. В финале Карандышев становится убийцей Ларисы.
Карандышевскую тему самолюбия, тему уязвленного и болезненного ощущения своей неполноценности подхватывает и развивает, как это не странно, Паратов. Они совсем разные по общественному положению, по воспитанию и уму. Но в ходе сложной борьбы друг с другом выявляется нечто для нас неожиданное. Победитель женских сердец и мелкий неказистый чиновник – оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть, а какими хотели бы казаться. Легким намеком здесь выявляется одна из главнейших ситуаций в пьесе. Она связывает воедино барина и его шута: личность, претендующую на значительность, с призванной потешать ее безличностью.
Развитие галереи образов жестокого мира в пьесе “Бесприданница” дается автором не опосредовано, а через главную героиню Ларису Огудалову. Все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев, несмотря на всю кажущуюся комичность этого героя. Но он был и остался единственным из всех четырех, кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Таково логическое развитие этого образа.
В четвертом действии Паратов тоже раскрывается для читателя с неожиданной стороны. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза и понять, что он тоже – всего только вещь, уже купленная богатой невестой.
Действующие лица Островского, данные в глубоко реалистичной обусловленности, возникают перед нами как живые, покоряя и огромной степенью типизации, и неповторимой индивидуальностью.
Всевластие денег, с которыми можно вершить любые дела, и не только в области коммерции и промышленности, но и в других сферах жизни, становилось в пореформенной эпоху (особенно в 70-х годах) одной из главных тем художественной литературы. И “Бесприданница” проникнута протестом против этого всевластия. Но все же, мотив купли-продажи, бессилия бедности и всевластия денежного мешка тут трансформируется, сливается с другими. Главным для Островского было показать не столько социальную подоплеку сложившейся ситуации, а ее нравственно-духовный аспект. Таким образом, к созданной ситуации автор обратился для того, чтобы увидеть ее не как бытовую, а как социально-психологическую, связанную с жизненными противоречиями, порожденными новой, пореформенной эпохой. Так образно преломляется у Островского весьма характерный для буржуазного общества тип отношений, который вынуждает человека быть либо палачом, либо жертвой.

Сочинение по литературе на тему: Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”)

Другие сочинения:

  1. Главный конфликт пьесы “Беспридан ница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы Read More ......
  2. В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений – драму “Гроза”, в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем “жестокого мира”. В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким Read More ......
  3. “Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников. В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: Read More ......
  4. У них арифметика вместо души. А. Н. Островский Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой Read More ......
  5. Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных сословий. Карандышев – небогатый чиновник, не могущий похвастать ни тугим кошельком, ни блестящей родословной. Паратов же – барин, из судохозяев. Он богатый человек, живущий ради наживы. Другими словами, Read More ......
  6. Драма, А. Н. Островского “Бесприданница”, написанная в 1879 году, отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развития торговли и промышленности, изменение прежнего “темного царства” в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую Read More ......
  7. Действие пьесы “Бесприданница” развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает “чайка”). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса – девушка умная, тонко и глубоко Read More ......
  8. Узкий круг провинциальных дворян и дельцов.(Город Бряхимов, вобравший в себя черты множества городов, стоящих на Волге. Изображение буржуазной среды – бессердечной, пошлой, эгоистичной. Социальная тема – в названии пьесы. Деньги разрушают все романтические иллюзии.) Паратов. (За благородной внешностью – расчетливый Read More ......
Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы “Бесприданница”)