Проект по литературе диалектика душа. Формы выражения «диалектики души

«Диалектика души» - постоянное изображение внутреннего мира героев в движения, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не толь­ко объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Средства психологической изобразительности у Толстого: а) Психологический анализ от лица автора-повествователя. б) Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправда­ния (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). в) Внутренний Монолог, создающий впечатление «подслушан­ных мыслей» (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица г) Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера). д) Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредото­чивается не на самом предмете и явлении, а на том, как восприни­мает их персонаж (напр. первый бал Наташи).е) Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустер­лица). ж) Расхождение между тем временем, в котором реально про­исходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовали «всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалек­тика души, чтобы выразительным, определительным термином* непосредственно изображать психический процесс. Чернышев­ский отмечал, что художественным открытием Толстого стадо изо­бражение внутреннего монолога в форме потока сознания. Черны­шевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) Изо­бражение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек -текучее вещест­во»); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Духовные искания героев:

Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способ­ны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в его диалекти­ческой противоречивости (разочарования, обретение и потеря счастья). При этом герои сохраняют собственное лицо и собствен -ное достоинство. Общее и главное в духовных исканиях Пьера и Андрея то, что в конце концов оба приходят к сближению с наро­дом.

Этапы духовных исканий Андрея Болконского. а) Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности (разговор с Пьером в салоне Шерер, отъезд в дейст­вующую армию, военные действия 1805 г.). б) Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании (небо Аустер­лица, Наполеон, обходящий поле сражения).в) Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких».г) Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразования в име­нии.д) Встреча с Наташей в Отрадном (возрождение к новой жизни, аллегорически изображенной в образе старого дуба).е) Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности.ж) Разрыв с Наташей» духовный кризис.з) Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (солдаты полка зовут его «наш князь»).и) Перед смертью Болконский принимает бога (прощает врага, просит Евангелие), ощущение всеобщей любви, гармония с жиз­нью.

Т.о. Л.Н. Толстойизвестен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.

Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. ЛевТолстойделает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей отНаполеона, «Антихриста». Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться. Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному».

Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой. На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога». Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту. В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.

"

1. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)

2. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Ответы:

1. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)

Роман "Война и мир" Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре "Войны и мира", потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа.

Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как образ декабриста, но затем Толстой возвратился к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предстанет впоследствии как организатор тайного общества "независимых и свободных людей". Именно Пьеру предстоит в дальнейшем обвинить царя в бездействии, резко раскритиковать общественный строи, реакцию и аракчеевщину.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

Первое знакомство с героем происходит на фоне великосветского кружка Анны Павловны Шерер, и уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность -- откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.



Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: "Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя".

Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения, которые особенно проявляются в эпизодах женитьбы на Элен и отношений с ней. Точно так же, поверхностно, но в то же время восторженно, со всей душой, Пьер подчиняется духу масонства Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели.

И именно в такие, переломные минуты в Пьере проявляются сильная воля и самые лучшие стороны его характера, которые уже нельзя не отметить. Так, Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколько сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокойно соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыстен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица. Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в разговоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи. И это далеко не единственные сцены, где Пьер уже более походит на взрослого самостоятельного человека, смелого, горячего, с независимыми суждениями. Как прекрасен он в своей потерянности во время сражения на поле Бородино, и при спасении девочки во время пожара, и когда вступает "в восторге бешенства" в драку с французами в Москве! Здесь он уже не безвольный и робкий Пьер.



Хочется еще раз отметить умение Толстого изображать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно постоянно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер -- "массивный, толстый молодой человек, сумным наблюдательным взглядом". Совсем по-другому Пьер выглядит после женитьбы, в обществе Курагиных: "Он молчал... и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно". А когда Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельности, направленный на улучшение жизни крестьян, он "говорил с одушевлением радости".

И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Несмотря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда.

Так, пройдя тяжелый путь, исполненный ошибок, заблуждений в действительности русской истории, Пьер находит самого себя, сохраняет свою природную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого находится в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят его к истинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно борются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего наносного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел

Диалектика души в произведениях Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.

Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем».

Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Антихриста». Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться.

Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.

Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога».

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту.

В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.

Психологизм романа "Война и мир"


Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир" подробно описывает исторические события, которые крепко переплетаются с необыкновенными судьбами главных героев, влияя на их образ жизни, мышление, заставляя задуматься над самыми важными вопросами бытия. Любимых персонажей Лев Николаевич награждает диалектикой души, подробное изображение которой и составляет большую часть произведения.

Прекрасный образец диалектики души мы можем найти в таком персонаже, как князь Андрей Болконский.

Впервые этот герой предстает перед читателем в салоне Анны Павловны Шерер. Там читатель застает его скучающим, равнодушным к разговорам гостей. Кумиром Андрея является Наполеон, оттого он не находит общего языка с присутствующими. Пьер Безухов, близкий знакомый Болконского, разделяет его взгляды, из разговора с ним и становится ясно, что князю безмерно надоели светские вечера, он стремится проявить себя на войне. Жена так же приелась Болконскому, в ней он видит лишь часть того общества, из которого старается вырваться. На войне Андрея не особо интересуют награды, его мечта - совершить великий подвиг, поэтому он полностью отдается службе. Подобный шанс ему предоставляется в Аустерлицком сражении. Князь со знаменем ведёт армию на врага, но его ранят, и он неожиданно видит "высокое, бесконечное небо". В этот переломный момент Андрей разочаровывается в Наполеоне, осознает никчемность своих желаний. Он находит новый смысл существования в проявлении любви к близким людям, заботе о них, но, к сожалению, его жена его умирает при родах. От этого Болконский уходит в себя и занимается лишь благоустройством имения. Здесь он много читает и работает, однако не чувствует себя живым. Но Болконский убеждается в бесполезности своей деятельности, когда встречается с Аракчеевым и Сперанским. Важным моментом в становлении души Андрея является поздка в Отрадное, где происходит судьбоносная встреча &񗝂 он знакомится с Наташей Ростовой. В любви к девушке он открывает новые горизонты, понимает, что жизнь ещё не кончена, что многое впереди. Измена Наташи глубоко ранит князя, он снова отправляется на службу. Во время Бородинского сражения герой совершает подвиг перед самим собой. Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя "выше, над всеми", то здесь становится "одним из многих". Проблема поиска смысла жизни находит своё завершение во время Бородинской битвы. Близость смерти, возникшая вследствие получения тяжелого ранения, дала Болконскому понимание того, что любовь к людям и самопожертвование - главное в жизни. Не зря автор отмечает, что Андрей прощает Наташу, которую неожиданно встречает перед смертью. Тяжело ему даётся осознание приближающейся гибели, но он принимает ее и уходит с миром в сердце.

Ещё одним ярким примером может служить Пьер Безухов. Путь героя очень сложен, его характер складывается прямо на наших глазах. Юноша, отец которого является одним из богатейших людей в стране, приезжает из-за границы после нескольких лет учебы. Впервые появляется он, как и Андрей Болконский, у Анны Шерер. За границей юноша проникся бонапартизмом, поэтому в салоне к молодому человеку относятся с некой опаской. Долгое время Пьер пребывает в скуке, стараясь убить время, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это. Вскоре после прибытия сына в Россию смерть забирает старого графа Безухов, и по его завещанию Пьер наследует огромные богатства. Пользуясь растерянностью юноши, князь Василий Курагин устраивает свадьбу Пьера и своей дочери Элен - бездушной и хитроумной светской красавицы. Новоиспеченного графа Безухова внезапно "полюбил" свет, и Пьер искренне верит такому отношению. Живя по инерции, он приходит к катастрофе - встречается на дуэли с Долоховым, считая его любовником жены. Все отчетливее начинают проявляться нравственные терзания Пьера. Выход граф стремится найти в самосовершенствовании. Неудивительно, что атеист Безухов становится масоном, надеясь таким образом приступить у борьбе с мировым злом. Безухов ищет полезной общественной деятельности, но наивный и доверчивый он не замечает, как все становится только хуже. Граф пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь он терпит поражение, видя истинную сущность русского масонства. Война 1812 года выводит Пьера из нового нравственного кризиса. Всенародный патриотический подъем захватывает графа, исчезает вера в величие Наполеона. Пьер решает увидеть Бородинское сражение своими глазами. Событие производит переворот в его душе. Он впервые чувствует себя не жалким богатеем или неисправимым неудачником, а частицей своего народа. Под влиянием пережитого Пьер решается на необдуманный поступок - убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Приехав в захваченную Москву, Пьер участвует в спасении девочки, потерявшейся во время пожара, вступается за женщину, начав драку с французами, за что попадает в плен. Переломным моментом в судьбе Пьера становиться эпизод казни. Перенесенная трагедия снова вынуждает Пьера прибегнуть к душевным исканиям, к поиску нового смысла жизни. Не долго длятся в этот раз переживания графа. Будучи в плену, под влиянием простого и доброго Платона Каратаева, в нем снова просыпаются духовные силы и любовь к жизни. В Каратаеве Пьер видит мирное, духовное начало, привлекает его и воплощение в Платоне черт всего русского крестьянства. Этот персонаж помог Пьеру взглянуть на мир заново, дав понять, что смысл жизни - в самой жизни. Именно в плену Безухов обретает веру в Бога, понимает, как по-настоящему ценить свое существование. Вскоре Пьеру все же удается спастись из плена. И вот, в его жизнь входит Наташа. В итоге, их трудные, неординарные жизненные пути сошлись. Им пришлось пройти множество испытаний, которые и подготовили их к любви.

Пьер и Андрей являются любимыми мужскими героями Толстого в этом произведении. Писатель далек от идеализации этих персонажей, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Но пройдя тяжёлый жизненный путь, они становятся высокодуховными людьми. Именно диалектика души показывает внутреннюю красоту героев Л. Толстого.

Произведения великого русского писателя Льва Толстого насыщены интересными, сложными и порой противоречивыми героями.

Писатель старается не просто определенным моментом показать их, он хочет раскрыть их судьбы и личности полноценно, поэтому именно в контексте его знаменитых произведений говорят о «диалектике души» в литературе.

Ведь диалектика души представляет собой постоянное описание внутреннего мира героев, их развитие и движение.

Толстой создавал интересные образы героев и, показывая их внутреннее восприятие происходящего – обращал внимание читателя на их нравственность и ценности.

Герои близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, он желал совершенствоваться и двигаться вперед.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углубленный анализ личностей и влияние событий на их движение вперед или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал свое мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Используя внутренний монолог героя, Толстой создавал иллюзию «подслушанных мыслей», например – размышления князя Андрея под небом Аустерлица. Он подробно анализировал поведение и мышление героев, тем самым, предоставляя от автора уже готовую психологическую оценку.

Путем изображения различных и порой неожиданных событий в жизни героев, он раз за разом раскрывал глубины их душ и создавал впечатление того, что читатели вместе с персонажами проходят этот путь развития и переосмысления действительности.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированное впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев

Зачастую отмечают, что на многочисленных страницах книг Толстого души главных героев проходят через сложные и многогранные процессы перевоплощения. Это относится к понятию «диалектика души», ведь наблюдая за душевным ростом или падением героя, мы осознаем, что послужило этому или воспрепятствовало.

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлеты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Балконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая как протекала история становления их душ.