Литературно мемориальный музей я коласа. Я памятник себе воздвиг…

Музей Якуба Коласа в Минске открыт для посещения с 1959 года, до этого это был дом Коласа, в котором он прожил последние 11 лет своей жизни. Якуб Колас (настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич) – знаменитый писатель, поэт, общественный деятель и учёный. При его жизни дом по улице Академическая 5 был своеобразным духовным центром столицы, в котором царила дружеская и творческая атмосфера. Частыми гостями Коласа были знаменитые писатели, артисты, художники, учёные, политические и гражданские деятели.

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа включает в себя дом писателя и прилегающую к дому территорию , включая деревья, посаженные самим Коласам.

На первом этаже дома расположены экспозиции, повествующие о жизненном и творческом пути Якуба Коласа , о его общественной и научной деятельности. На втором этаже сохранены спальня, рабочий кабинет, гостиная и столовая в том виде, какими они были при жизни поэта. В личном кабинете со дня смерти писателя до сих пор не тронуты его вещи. Даже недописанное Коласам письмо вот уже на протяжении 50 лет лежит на рабочем столе. Во время написания этого письма от сердечного приступа 13 августа 1956 года и скончался Якуб Колас.

Якуба Коласа по праву считают основателем национальной прозы, он автор поэтических шедевров – поэм «Новая земля» и «Сымон-музыка». Этот человек внёс неоценимый вклад в белорусскую культуру и литературу, он открыл для других стран мира белорусское письменное слово и воспел белорусский народ.

Произведения Якуба Коласа неоднократно переводились на иностранные языки, многие его повести и рассказы ставились на сценах театров, а некоторые даже экранизированы. С 1972 года раз в два года присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа за лучшие прозаические произведения и литературоведческие работы. Его именем названы библиотеки, площади, улицы городов и деревень Беларуси. Во многих местах установлены памятники и мемориальные доски народному поэту.

Музей Якуба Коласа в Минске проводит общие, тематические экскурсии и лекционные занятия. Среди них: «Великая Отечественная война в судьбе Якуба Коласа», «Малоизвестные факты биографии Якуба Коласа», «Поэма «Новая земля»: история произведения, образы и прототипы», «Якуб Колас в годы заключения: неизвестные факты (к 100-летию освобождения Якуба Коласа из Пищаловского замка)» и др. Кроме этого, музей проводит мероприятия для дошкольников и детей младшего школьного возраста, а также различные культурно-просветительские мероприятия. Самым известным из них являются «Коласовины» - литературно-музыкальный праздник ко дню рождения поэта.

Посещение музея Якуба Коласа в Минске способствует не только близкому знакомству с деятельностью народного поэта, белорусской литературой и искусством, но и духовному возвышению туристов, предпочитающих отдых в Беларуси. Многие литературные экскурсии по Беларуси, познавательные туры по Беларуси и туры выходного дня в Беларуси предусматривают посещение музея Якуба Коласа в Минске.

Дата обновления: 29 июня 2012

Работу над памятником Якубу Коласу, входящим в известный архитектурный ансамбль на названной в честь поэта площади, Заир Азгур начал в 1949 году.

На фотографии, на которой Константин Михайлович позирует Заиру Исааковичу, мы видим бюст писателя, который в итоге остался в творческой мастерской скульптора. Но это выражение лица Коласа увековечено и на памятнике, под которым несколько поколений минчан назначали и назначают друг другу встречи.

Коласу в силу возраста при позировании сложно было стоять на одном месте, но скульптор нашел выход. Он из двух скамеек соорудил импровизированный пьедестал, на что писатель отреагировал с иронией: «Вы соорудили мне роскошный трон. Я должен взойти на него?» Первоначально работа скульптора выглядела так: писатель одной рукой опирался на трость, во второй держал книгу. Но один элемент заслонял другой, поэтому от трости, с которой Колас в пожилом возрасте не расставался, решили отказаться. И все же тросточки, помогавшие Константину Михайловичу передвигаться, также стали частью истории - они остались в музее поэта. Колас, бывало, сам вырезал их из дерева.

Это не первая совместная работа двух талантливейших белорусов: впервые Азгуру заказали бюст Коласа еще в 1924 году. Когда совсем еще молодой скульптор приступил к работе, уже сделавший себе имя поэт начал декламировать отрывки из «Новай зямлі». Во время второго сеанса в мастерскую пришел Янка Купала. Азгур переживал, что Колас получается старше, чем он есть на самом деле, на что Купала сказал: «Якубе будет жить больше ста лет, не страшно, что он тут чуть старше выглядит. Позднее он станет сам старше, а скульптура будет моложе». Памятник-бюст самого Купалы позже также появился в портфолио Азгура.

Взаимоотношения скульптора и поэта выходили за рамки «мастер - натурщик». Колас знал, что учившийся в Ленинграде с 1925 по 1927 годы Азгур постоянно испытывал материальные трудности, поэтому ежемесячно высылал ему по 40 рублей. Однажды, приехав в Минск на каникулы, Азгур встретился с Коласом в доме дядьки-писателя, а собираясь домой, Заир обнаружил в пиджаке полные карманы яблок. Дома его ждал очередной сюрприз: в том же пиджаке лежали огромные для того времени деньги - 200 рублей. Колас помогал всем, кто к нему обращался, причем ни одно письмо не оставалось без ответа. Крестьяне просили денег на корову; однажды написала девушка с просьбой помочь купить свадебное платье - Колас не отказал.

На третий день после смерти Коласа вышло постановление ЦК КПБ об увековечивании памяти писателя. Документ включал много пунктов: издать собрание сочинений, открыть музей, назвать его именем улицы. Дань памяти дядьке Якубу отдавали не только чиновники. Например, благодаря белорусскому космонавту Петру Климуку миниатюрное издание стихов Коласа побывало даже в космосе: так члены экипажа скрашивали досуг. Позже Климук принес этот экземпляр в музей поэта, расписался на нем и оставил на память. А к 90-летию Коласа была издана книжка размером 5х4 см, обложка которой выполнена из серебра и малахита.

Константина Михайловича Мицкевича знают не только в Беларуси. В Дунайском пароходстве теплоход был назван «Якуб Колас». Кстати, капитан судна лично приезжал в Минск за материалами о Коласе, чтобы каждый пассажир мог не только насладиться поездкой на теплоходе, но и познакомиться с творчеством белорусского писателя. Любят нашего земляка даже в Китае: на китайский язык были переведены поэма «Новая зямля» и повесть «Дрыгва». А в 2012 году китайский художник Ао Те изобразил пожилого поэта на рисовой бумаге. Это полотно также заняло свое достойное место в музее Якуба Коласа.

Якуб Колас - номинальный классик белорусской литературы XX века. Скажу сразу, что книги Коласа я не люблю - вся проблематика, поднятая в них, давно осыпалась и завяла вместе с тем строем, что ее породил. Или даже раньше. Или даже ее не существовало вовсе, проблематики этой.

Если коротко - все книги Коласа про крестьян и про деревню. Даже когда он писал про город - все равно получалась книга деревенского жителя про деревню. Ни про что другое он писать не умел и не хотел. Бесконечные унылые деревянные хаты, серая и неинтересная жизнь, домотканые рубахи и гнилая картошка, бесконечные несчастья честного трудового народа "пад панскiм гнетам". Чтобы вы поняли - это примерно как если всю историю США свести к жизни афроамериканских гетто. Потом еще начались бесконечные партизаны, говорящие цитатами из справочника молодого чекиста.

За это он получил кучу званий и наград и умер в теплой постели. И это в то время, когда творили Кафка и Джойс, Томас Манн и Бертран Рассел. Когда сыпались искры из-под литературной наковальни, ковавшей новое понимание того, что же такое есть человек.

Впрочем, не будем о грустном. Как бы то ни было - Колас пока еще остается видной фигурой в культуре Беларуси, его именем названа центральная площадь столицы и улица, на которой стоит дом с моей минской квартирой. Давайте просто посмотрим, как жил "дзядзька Якуб" в пятидесятые годы.

03. Дом Коласа располагается в Минске, в районе Академии наук. В начале пятидесятых годов это была окраина города, а сейчас это самый что ни на есть центр - город сильно вырос в восточном направлении. Строил дом архитектор Георгий Заборский; тот самый, что спроектировал много зданий в . Дом выглядит достаточно узнаваемо и интересно.

05. Обойдем вокруг дома. Слева от входа расположился погреб-"лядоўня".

07. Перефразируя известный афоризм - "Можно вывезти дедушку из деревни, но деревню из дедушки - никогда".

08. За забором виднеется здание попроще, куда переселили детей и родственников Якуба Коласа после его смерти, сделав из его дома музей. Мне почему-то кажется, что этот дом начали проектировать и строить еще при жизни Якуба, прямо перед окном его кабинета - но об этом позже.

09. С обратной стороны Дом Коласа выглядит вот так.

11. Давайте заглянем внутрь. Дом начинается с вешалки (вспомнилась пословица про театр), на которой до сих пор сохранились оригинальные медные крючки. К сожалению, это одна из немногих оригинальных деталей, оставшихся в доме - особенно на первом этаже.

12. Из прихожей открывается вот такой вид. По обе стороны от точки съемки - по две проходные комнаты. Прямо - что-то вроде бывшей кухни. Сейчас в доме Коласа экспозиция музея, сделанная в лучших советских традициях - выбросить все настоящее и оставить идеологически верное. В доме не осталось ни ванной, ни кухни - как известно, советские писатели не писяют и не кушают, а только лишь постоянно думают о судьбах народа, мировой революции, и пишут, и пишут.

13. Вот, например, дверь. Лично мне она гораздо интереснее бесконечных сборников произведений Якуба Коласа, выставленных вокруг. Что было за ней? Как выглядела реальная жизнь в доме? Книгу я могу и в магазине посмотреть. Зачем они выкинули старую ручку и привинтили китайскую позолоченную, купленную за 2 доллара в "Хозтоварах" на Логойском тракте?

14. Книжечки под стеклом. Справа, кстати, отличная иллюстрация в традициях белорусской книжной графики, но все равно - книгам тут не место. Верните коласовскую кухню, я хочу видеть, где он завтракал каждый день.

15. Давайте поищем еще оригинльных деталей. Вот, например, лепной плинтус. Не знаю, был ли он тут в пятидесятые.

16. Дверная коробка, безусловно, оригинальная. Может, чуть подкрашенная в ходе ремонта.

17. Давайте пойдем на второй этаж, там осталось больше всяких интересных оригинальных штук. Лестница. Под потолком - типичная лампа пятидесятых годов (у меня дома такая же есть, осталась от прежних хозяев квартиры), направо - двери на большой балкон-террасу, прямо - двери в кабинет и спальню Коласа (туда мы еще заглянем), налево - двери в парадную часть дома. Идем туда.

18. На втором этаже сохранился оригинальный паркет пятидесятых. Да, именно такой - не очень качественный, неровный. Стыки между комнатами "добирались" из остатков. При ходьбе паркет скрипит. Кстати, на первом этаже под современным ковровым покрытием серого цвета остался этот же паркет - старый и скрипучий.

19. Гостиная. Здесь осталсь оригинальная мебель - Колас привез ее, кажется, откуда-то из Прибалтики, и уже в то время это был антиквариат. Мебель, по-моему, довольно безвкусная.

20. Несмотря на достаточно презентабельный вид, в доме пахнет бедной деревней - запах сырости и мышей. Не знаю, почему так.

21. Под полтолком в гостиной - аляповатая розетка.

22. Телевизор. Не знаю, смотрел ли его Колас. В настоящее время от оригинального телевизора пятидесятых остлся один остов, внутри которого стоит горизонтовский "кубик" - уже тоже старый.

24. В старые оконные рамы вставили современные стеклопакеты. Хорошо еще, ручки оставили.

25. Столовая на втором этаже. Напоминает типичную минскую квартиру пятидесятых.

26. Мебель здесь поприятнее, чем в гостиной.

28. Дверная ручка. Вот это настоящая жизнь - ролик, с помощью которого дверь закрывлась. Чаще всего он проваливался внутрь - и приходилось на дверную коробку подбивать резинку, чтобы дверь закрывалась плотно. Еще очень примечательны шурупы - они чаще не закручивались, а забивались молотком - раз и навсегда.

30. Пишущая машинка. Это еще дореволюционная модель, на которую добавлена белорусская буква "у нескладовае". На бумаге набран велеречивый текст - про мудрую политику коммунистической партии, советского народа, бла бла бла. И это в то время, когда Элиас Канетти... ладно, не будем о грустном.

24. Книжный шкаф. Выбор книг писателя комментировать не буду.

24. Часы на книжном шкафу. Вообще в комнате осталось довольно много часов и несколько барометров - это производит достаточно странное и загадочное впечатление. И мне кажется, я раскусил эту загадку. Сидя в кабинете своего нового дома и то и дело глядя на часы, столь быстро отсчитывающие время, уже очень немолодой Якуб Колас понял, что этот дом выстроили вовсе не для него - а для будущего музея его имени. В котором о его жизни будут расскзывать идеологически верные экскурсоводы.

25. Я знаю, что ощущал Колас, каждый день садясь за новый стол рабочего кабинета. От него больше не ждут книг, не ждут стихов; есть своеобразный запрет на превращения - он должен остаться "белорусским писателем про деревню". Писать больше ничего не нужно.

26. Жизнь прожита. Ты живешь в музее собственной осторожности, бесхребетности, лоялизма. Те, кто был иным - лежат в земле с простеленной головой. Ты выжил, ты же лучше их. Правда, Якуб? - спрашивает сова-пресс-паье.

27. Не знаю, что отвечал Колас сове-совести.

28. Осталась последняя дверь. Дверь в спальню писателя - это маленькая проходная комнатка из кабинета. Она оставляет удивительное впечатление - в самом дальнем углу огромного дома притаилась маленькая комнатушка. Потолок в ней ниже, чем в остальном доме. В уголке стоит маленькая, почти подростковая кроватка. В ногах кровати - дверь в уборную, слева от двери - печь.

Все очень напоминает маленькую комнатку в деревенском доме.

29. На стене висит портет сына и барометр. Мне кажется, что именно в этой комнатке Колас чувствовал себя уютно. Он вспоминал времена "Нашей Нивы" - когда не было еще ни СССР, ни званий и регалий, ни ежедневной необходимости писать про успехи на посевной, ни нервной обязанности отвечать на ежедневные звонки из "доброжелательной организации".

Он вспоминал о жизни без золотой клетки.

30. Просыпался, смотрел в потолок и думал, думал.

30. А на стуле лежит портфель писателя...

За последние четыре года жизни, прошедшие в новом доме, Якуб Колас не написал ни одной новой книги.

Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа - музей, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству выдающегося белорусского поэта, прозаика, драматурга, публициста и педагога Якуба Коласа (Константина Михайловича Мицкевича, 1982-1956).

О музее

Музей Якуба Коласа был основан в 1956 году, для публики открыт в 1959 году. Музей размещается в доме, где провел последние годы своей жизни народный поэт Беларуси Якуб Колас. Двухэтажный деревянный дом и прилегающий к нему сад площадью 0,4 га находятся на территории Академии Наук Беларуси.
Музейная экспозиция размещается в 10 залах, в двух из которых (рабочем кабинете и спальне) сохранен подлинный интерьер дома Коласа. Среди экспонатов музея - личные вещи, исторические документы и фотографии, рукописи и книги.

Информация для туристов

Время работы: понедельник - суббота с 10.00 до 17.30; воскресенье - выходной. Касса работает с 10.00 до 17.00.
Стоимость билетов: для взрослых - 20 тыс. бел.руб., для студентов - 14 тыс. бел.руб., для детей - 10 тыс. бел.руб.; для льготной категории граждан вход бесплатный.
В последнюю субботу каждого месяца вход в музей - бесплатный для всех.
Телефон: + 375 17 284 17 02
Как добраться: пешком от станции метро «Академия наук». Музей находится за главным корпусом Академии наук Беларуси.
Официальный сайт: www.yakubkolas.by

Показать больше

Фото: Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа

Фото и описание

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа был открыт 4 декабря 1959 года в доме, где жил народный поэт Белоруссии. Расположен по адресу пр. Ф. Скорины, 66а.

Сегодня невозможно представить себе современную белорусскую литературу без Якуба Коласа. Великий белорусский поэт пел песнь революции и войны, прославляя героический подвиг своего народа.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) родился в 1882 году в деревне Окончицы. С 1906 года вел активную революционную борьбу, публиковал стихотворения и поэмы с ярким революционным содержанием. В 1928 году Якуб Колас стал академиком, во время войны писал поэмы о героическом подвиге белорусского народа, после войны, в 1946 году стал председателем Белорусского комитета защиты мира, с 1953 году был редактором русско-белорусского словаря.

Двухэтажный дом с садом, в котором расположен музей, построен на территории Академии Наук Белоруссии. Дом неоднократно перестраивался и в том виде, в каком мы можем видеть его сейчас, был построен в 1952 году к 70-летнему юбилею поэта.

В музее размещена экспозиция общей площадью 319 кв метров, разместившаяся в 10 залах, рассказывающая о творческом пути Якуба Коласа, о знаменитых гостях, бывавших в этом доме, восстановлены интерьеры рабочего кабинета и спальни.

В саду Якуба Коласа сохранены его любимые сосны, под которыми он любил посидеть с друзьями, другие деревья, посаженные руками поэта. Поэт жил скромной простой жизнью. В музее все сохранено и воссоздано в том виде, как было при жизни Якуба Коласа.