Преступление и наказание конфликт разума и чувств. Пример сочинения по направлению "разум и чувство"

Итоговое сочинение: Разум и чувства

Может ли человек жить, не прислушиваясь к рассудку, здравому смыслу, или, наоборот, руководствуясь только им, отказываясь от чувств, эмоций? Е. Онегин и Г. Печорин, Р. Раскольников А. Болконский, Мастер из романа М.Булгакова и герой рассказа И. Бунина «Солнечный удар» - никто из них, делая выбор между велениями разума или чувства, не обретал душевной гармонии. Так может быть, как сказал В.Г.Белинский: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой»? На этот вопрос я попытаюсь дать ответ.

Обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Читая роман, узнаешь о Р. Р. Раскольникове - бывшем студенте, авторе теории о разрядах людей. Главный герой полагает, что «существуют такие лица», которым позволено переступить через чью-то кровь ради достижения важной цели, а остальные всего лишь «твари дрожащие». Желание проверить, относится ли он к гениальным или « служит материалом для зарождения себе подобных», приводит Раскольникова к планированию и осуществлению жестокого убийства старухи-процентщицы. Могло ли что-то остановить Раскольникова? Думаю, это могла быть жалость к Алене Ивановне - скупому, неприятному, но все-таки человеку, или страх осознания того, что он готов лишить жизни живое существо? К сожалению, Раскольников переступает через свои чувства, душевные терзания и идет на проверку «теории». История героя Ф.М. Достоевского даёт возможность понять смысл высказывания В.Г.Белинского, говорившего о том, что разум без чувства - безнравствен, мертв.

А могут ли в человеке сосуществовать душевные порывы, эмоции и требования разума? В романе можно встретить одну из таких героинь. На первый взгляд Соня Мармеладова, живущая по жёлтому билету, должна вызывать недоумение, непонимание, сочувствие. Но знакомясь с её историей, убеждаешься в том, что это по-настоящему сильный герой. Соня способна пожертвовать собой ради других, понять и разделить страдания. Мне кажется, сила героини в том, что ее разум и чувства не противоборствуют между собой. Бедственное положение семьи безработного чиновника Мармеладова, полусумасшедшая мачеха, полуголодные сестра и брат - всё это вынуждает Сонечку переступать через себя, чтобы, осознанно отказавшись от достойного, с точки зрения общества, будущего, зарабатывать на жизнь. Что движет Соней? С одной стороны, конечно, простой расчёт. С другой - глубокая жалость, искреннее сострадание по отношению к еще более слабым и беззащитным. Таким видит Соня Мармеладова и Родиона Раскольникова - героя, разум и чувства которого противоборствуют. Мастерство Ф.М.Достоевского помогает понять, насколько сильна «великая грешница» (так называет главный герой Соню) благодаря внутренней гармонии. Что заставляет Соню «принять» преступника-убийцу, вести с ним долгие диалоги, убеждать в силе веры? Конечно, только сочувствие к запутавшемуся, истерзанному мыслями Раскольникову в совокупности с пониманием того, что она может, а поэтому должна попробовать освободить героя от его внутреннего раскола, показать силой собственного убеждения, примера путь нравственного возрождения.

Ф. М. Достоевский, его роман «Преступление и наказание » и история Р. Р. Раскольникова помогли мне понять: только сочетание разума и чувств позволяет жить человеку в гармонии с собой, окружающим миром.

Трагедия Родиона Раскольникова. Острейшие конфликты, присущие русской жизни 60-х годов, обусловили трагическое мировосприятие героя романа, раздвоенность его сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия: Раскольников), внутреннее противоборство, столкновение в его душе добра и зла, любви и ненависти. Раскольников - гордый, мыслящий, талантливый, самолюбивый человек, он глубоко переживает социальную несправедливость, боль и страдания других людей, но выход видит только в анархическом бунте.

Герой романа приходит к выводу, что в мире всегда существовало и существует различие между двумя разрядами людей: большинство покорно и привычно подчиняются установленному порядку; меньшинство - избранные, необыкновенные, особенные (Магомет, Наполеон), напротив, могут нарушать общепринятые нормы, не останавливаются даже перед преступлением, пролитием крови. Понятие «особенный человек» было памятно многим читателям по роману Чернышевского; но Раскольников совершенно иначе мыслит себе самую функцию избранника: особенные, необыкновенные противостоят массе, толпе, народу.

К какому же типу людей принадлежит сам Раскольников? Позднее, исповедуясь перед Соней, он восклицал: «…мне нужно было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? тварь ли я дрожащая, или право имею…». Свое преступление - убийство старухи-процентщицы он рассматривает лишь как «пробу», проверку, желая узнать, сможет ли он преступить нравственные общечеловеческие законы, позволено ли ему безнаказанно пролить кровь - хотя бы и во имя самых благородных идей, например, с тем, чтобы на деньги ростовщицы помочь впоследствии десяткам, сотням бедняков и т. д. Слово проба тоже было уже произнесено в русской литературе: оно прозвучало в размышлениях Рахметова, который решил испробовать свою физическую выносливость. Однако он устраивает жестокий эксперимент над собой; Раскольников же «пробует» свою теорию на других. Достоевский не случайно заставляет его убить не только старуху, действительно вызывающую чувство крайней гадливости, но и безропотную Лизавету - эстетического дублера Сонечки Мармеладовой. Так проясняется античеловеческая сущность теории героя романа.

Преступление Раскольникова является следствием его идеи, но сама эта идея возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних жизненных обстоятельств. Ему во что бы то ни стало необходимо найти выход из того социального тупика, в который он попал, надо предпринять какие-то активные действия. Вопрос «что делать?» стоит и перед ним. Он становится свидетелем потрясающей по искренности, безысходности и отчаяния исповеди Мармеладова, его рассказа о трагической судьбе безответной Сони, ради спасения близких вынужденной пойти на улицу, продавать себя, о мучениях маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей, вечно раздраженной матерью - Катериной Ивановной. Из письма своей матери Раскольников узнает о том, как в доме Свидригайловых была опозорена его сестра, Дуня, бывшая там гувернанткой, как она, желая помочь брату, соглашается стать женой дельца Лужина, то есть готова по существу продать себя, что напоминает герою судьбу Сони:

* «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?»

Апелляция к разуму в данном случае очень многозначительна. Именно разум приводит Раскольникова к его чудовищной теории, к преступлению. Постоянно возвращаясь к одной и той же мысли, Раскольников приходит к неопровержимому, на его взгляд, выводу: «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» Арифметика становится символом сухого расчета, построенного на доводах чистого разума, логики. Достоевский убежден, что арифметический подход к явлениям жизни может привести только к самым трагическим последствиям. Сугубо книжная, «головная» теория и погубила Раскольникова.

Нравственная трагедия героя романа раскрывается в его отчуждении от людей, от жизни. Он сам себя «загнал» в тупик, из которого нет выхода. Протестуя против основ буржуазного общества, Раскольников принимает философию этого же общества: его идеи, его теории порождены тем же буржуазным миром, против которого он восстает. Бунт его оказывается бесплодным и бесперспективным. Протест против всеобщей несправедливости вылился в анархический бунт одиночки. Так последовательно опровергаются философские основы буржуазного индивидуализма, какими бы благородными гуманистическими теориями они ни прикрывались.

Наказание для Раскольникова наступает не после преступления, а значительно раньше. Оно началось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести. Он не может побороть в себе человеческое начало. Неспособность Раскольникова вынести преступление - самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят крушение логические построения Раскольникова, его рационализм. Он не принял в расчет сопротивление человеческой натуры. Как писал Г. А. Бялый, теория господствует над героем романа, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй, натура первая, первичная ей не подчиняется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В отличие от своих многочисленных литературных предшественников Раскольников никогда не думает только о себе, о богатстве, карьере, положении в свете. Для него характерны мысли о мучениях и нищете других людей. Душа его не закрыта для страданий (вспомним сон героя романа об избиваемой лошади). И в конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной человеческой натурой и совестью, перед убитой им Лизаветой и Сонечкой, перед матерью и Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем».

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

Делая свой выбор в пользу чего-либо или кого-либо, нельзя опираться лишь на чувство или руководствоваться одним только разумом. Человек, совершая поступок, должен прислушаться к сердцу и тщательно всё обдумать, только так можно принять правильное решение. Однако такую простую истину, к сожалению, понимает не каждый.

Родион Раскольников, к примеру, решаясь на убийство, руководствовался одним только разумом. Он просто приводил в действие придуманную собой же теорию. Герой заглушил голос сердца, призывавший его к доброте и милосердию. Но если человек «право имеет», чувствами он может пренебречь, – ошибочно думал Раскольников. Преступление заняло лишь совсем небольшую часть произведения, всё остальное посвящено наказанию. Сам преступник после содеянного начинает страдать. Если бы герой прислушался к своему сердцу, я считаю, что он не совершил бы ни одного преступления.

Также вспоминается Семён Захарович Мармеладов. Этот человек когда-то был чиновником, у него было всё необходимое для достойной жизни, он даже женился на вдове с тремя малолетними детьми. Но потом он спился, и его уволили со службы. Видимых причин для постоянных запоев у него не было. Скорее наоборот, забота о большой семье обычно сдерживает человека. Однако герой не отказывал себе в постоянном желании выпить и не мог осознать, как это отразится на его близких. В результате, его единственная дочь Соня пожертвовала честью, получив «жёлтый билет». Остальным детям и жене приходилось жить в нищете. А Мармеладов лишь чувствовал вину. В данном случае герой руководствовался одним только чувством, совершенно не задумываясь ни о своём будущем, ни о своей жене, ни о детях.

Так можно сделать вывод, что нельзя полагаться на одну из крайностей. Следует принимать к сведению и довод разума, и голос чувства, решение в любой ситуации должно быть взвешенным и обдуманным, тогда оно всегда будет правильным.

Вместе со статьёй «Сочинение «Разум и чувство» («Преступление и наказание»)» читают:

Поделиться:

Аргументы к итоговому сочинению 2017 по произведению "Преступление и наказание"

Итоговое сочинение 2017: аргументы по произведению "Преступление и наказание" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои:

Литературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом. Однако реализовывается это стремление не совсем благородно. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.

Победа и поражение.

Герои: Родион Раскольников, Соня Мармеладова

Литературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности. «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.

Ошибки и опыт.

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

Разум и чувства.

Герои: Родион Раскольников

Литературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.

Разум, продукт деятельности человеческого интеллектуального мышления, и чувство, союз человеческих эмоций.

Что побеждает в человеческом существе: разум или чувство? Многие столетия пытаются решить этот вопрос ученые, писатели, философы. Самые глубокие мыслители основывали идейные течения, отдавая предпочтение разуму или чувству. Так, например, нигилисты ставили во главу угла разум, а сенсуалисты - чувство.

Несмотря на большое количество аргументов от разных точек зрения, самым точным образом на вопросы о разуме и чувстве отвечает русская классическая литература. Ей всегда было свойственно поднимать важные в любую эпоху вопросы чувственного и разумного восприятия мира. Классики литературы всегда склонялись ко мнению, что наиболее оптимальный вариант для человека - жить не одним лишь разумом, а в большинстве своем чувствами, не чувствами-страстями, а духовными благими чувствами, обобщающими все живое.

Человек, который живет лишь разумом, попадает в его тиски, его давят чувства, пытающиеся вырваться на свободу из клетки разума.

Очень точно такого человека показывает русский классик Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» в лице Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа мы можем наблюдать метаморфозы Раскольникова, под влиянием теории, рожденной его разумом. Идеи витают в воздухе, и Раскольников, будучи студентом, подхватывает их, выстраивая на их основе свою жуткую теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих», заурядных, простых обывателей, и «право имеющих», двигающих мир вперед, коим положены привилегии над людьми простыми. Апогей власти теории разума над Раскольниковым настает в тот момент, когда он решает проверить свою теорию в жизни: имеет ли он право распорядиться жизнью «твари дрожащей», как ему угодно, вплоть до взятия этой самой жизни у человека. Теория вырывается из объятий разума и уничтожает все нити в Раскольникове, нити чувств. Чувства еще взывают к нему муками совести, но Раскольников, заглушая их, ранит себя. Все это приводит к болезни, чуть ли не безумию. Вот он, человек, живущий разумом. Он исступленно бьется в клетке собственного сознания, обрекая себя на душевные муки.

В противовес разуму, конечно, есть чувство. Человек, который живет не одним лишь разумом, а своим добрым сердцем, вызывает лишь чувство восхищения. Таким персонажем у Достоевского является Соня Мармеладова, которая верит в воскресение Раскольникова, а вера не требует разумных объяснений. Раскольников склоняется перед Соней из-за ее жертвы, но не мотивов, которые привели к ней, мотивов, вызванных светлым чувством сострадания; лишь в конце, когда Раскольников осознает все полноту и глубины Сониных действий, он склоняется перед ней по-настоящему. Соня, сохраняя свою веру, проводит Раскольникова через путь воскресения, исцеляя его от ран, нанесенных неприрученным разумом. Чувство усмиряет разум. Сердечный человек может вызвать лишь одно желание: пытаться быть как можно сердечнее.

Чувство нельзя подавить разумом, оно должно быть свободным потому что это - природная норма. Аномально и жутко на этом фоне выглядит разумный человек с отголосками чувств, подавляемыми ежечасно. Раскольников и Мармеладова воплощают в себе все худшее в разуме и лучшее в чувстве. Разум и чувство должны идти в человеке рука об руку. С.Я. Маршак сказал: «Пусть добрым будет у вас ум, а сердце умным будет».