Уход за изделиями из кожи, кости, рога, пластмассы и резины, способы ухода, советы. Уроки прикладной некромантии или очистка кости для резьбы Средства для отбеливания кости

Кость обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается. Изделия из нее, выполненные народными мастерами, издавна славились. Из кости можно делать ажурные гребни, резные шкатулки, рукоятки для ножей и вилок и другие вещи.
В современном декоративно-прикладном искусстве используется поделочная кость нескольких видов: бивни мамонта, клыки и зубы моржа, зубы кашалота, простая кость животных: коровы, лошади, верблюда, моржа. Самое широкое применение в художественных промыслах имеет сейчас простая кость.

Кость легко пилится ножовкой по металлу, хорошо обрабатывается напильником. Сверлится она перовыми сверлами, а ажурная резьба делается борами с помощью гибкого вала бор-машины.
Полируют, кость на хлопчатобумажном круге с помощью мастики, которую готовят из зубного порошка, свиного жира и скипидара.

Из кости также делают различные украшения и поделки. Например, можно попробовать изготовить из нее перстень.
Для этого из трубчатой кости нужно вырезать кусочек шириной 10-15 мм. Затем расширить изнутри этот отрезок кости соответственно размеру пальца. Затем обрабатывают поверхность напильником, придавая ей нужную форму и округляя наружные детали.
Верхняя площадка перстня должна остаться плоской. На ней можно вырезать монограмму или какой-нибудь рисунок, сделать треугольным надфилем пропилы по окружности.
Кость можно окрашивать в разные цвета. Перед окрашиванием ее обезжиривают спиртом.

Изделия из кости можно тонировать, окрашивать поверхностно, а также применять глубинное окрашивание. Тонирование производится графитовым порошком или насыщенным раствором акварельных красок, в которое изделие помещают на 3-5 мин. После тонирования резное изделие отполировывают на чистом тряпичном круге. Тонировка подчеркивает глубину резьбы.
Поверхностное окрашивание производится анилиновыми или природными красителями. Природные красители - наиболее древний материал окрашивания кости.

Для окрашивания кость вначале обезжиривают, а затем опускают на некоторое время в крепкий настой красителя. При окрашивании луковой шелухой кость приобретает красно-коричневый оттенок, а чай дает желто-коричневый цвет. Кость, окрашенная чаем или луковой шелухой, почти не выгорает.

Для окрашивания кости чай или луковую шелуху (1 часть) нужно залить кипятком (3 части) и настоять около часа в закрытой посуде. В этом настое кость нужно прокипятить в течение 30-40 мин.
Изделия из кости можно окрашивать также анилиновыми красителями для шерстяных тканей. Они дают ровное красочное покрытие, на котором можно выгравировать белый рисунок. Но анилиновые красители легко выгорают на солнце.

Процесс глубинного окрашивания более сложен и требует тщательного обезжиривания кости.
Кость вываривают в эмалированной посуде в течение 5-7 ч в растворе кальцинированной соды (50 г на 2-3 л воды), затем промывают теплой водой и высушивают. Окрашивают кость в красящем растворе в течение 7-12 суток в стеклянной или эмалированной посуде.

Чтобы получить синий краситель, разводят 1 часть медного купороса в 6-9 частях воды и добавляют нашатырный спирт до получения нужного цвета.
В желтый цвет кость окрашивают раствором двухромовокислого калия в воде (в той же пропорции).
Для получения зеленого красителя смешивают 2 части синего и 1 часть желтого красителей.
В фиолетовый цвет кость окрашивают раствором хлористого кобальта.
Коричневый цвет получается при смешивании желтого (1 часть) и фиолетового (2 части) красителей.

Окрашивать можно самые разные костяные изделия: пряжки, пуговицы, кулоны, браслеты, гребни, заколки, вязальные крючки и шкатулки, рукоятки для ножей и миниатюрные скульптуры. И даже бильярдные шары! Так, чтобы окрасить шары в черный цвет, их нужно подержать несколько минут в горячем отваре синего сандала, а затем поместить в раствор уксуснокислой соли.

Изделия из слоновой кости можно также посеребрить. Для этого их погружают в слабый раствор азотнокислого серебра, а как только раствор приобретет темно-желтый цвет, изделия вынимают и опускают в чистую воду и выставляют на солнце. Когда через несколько часов кость совершенно почернеет, ее натирают кусочком кожи. После этого отполированное изделие приобретает красивый блестящий серебряный оттенок.

Сырье для изготовления изделий из кости и рога является отходами мясной промышленности и зачастую его можно приобрести почти без затрат. Вместе с тем, возможно изготовление очень многих изделий: шкатулок, гребней, пуговиц, брелоков, стаканов, ножей для бумаги, пряжек, трубок для курения, мундштуков, табакерок, статуэток, украшений и т. п.
Материал для художественной обработки должен подбираться тщательнейшим образом, т. к. все виды кости и рога подвержены разрушению и деформации — растрескиванию, расслаиванию, короблению. Влажность и температура очень влияют на сохранность и качество.

Подготовка материала :
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха — +15-20°С, относительная влажность — 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.


Предварительная обработка .

Уход за изделиями из кости

Отбеливание изделий из кости

Кость широко используют для изготовления различных художественно-декоративных изделий и сувениров; из кости изготовляют клавиши музыкальных инструментов, биллиардные шары, шахматные фигуры п другие изделия.

Изделия из кости, пожелтевшие от времени или изготовленные из темной костной массы, отбеливают следующими способами.

1. Наиболее быстрым и надежным способом является беление перекисью водорода. Отбеливающее действие перекиси водорода основано на ее способности при разложении выделять кислород, который окисляет окрашенные вещества в бесцветные соединения. Перекись водорода быстро разлагается при нагревании и в щелочной среде.

Изделие из кости погружают в 3%-ный раствор перекиси водорода так, чтобы оно целиком было покрыто жидкостью, и ставят в теплое место (температура 30-35° С) на 20-24 ч. Отбеленное изделие промывают чистой водой и сушат на воздухе или вытирают мягкой тканью.

2. Изделия промывают 5%-ным раствором соды и покрывают свежеприготовленной кашицей из хлорной извести. Кашицу готовят из хлорной извести и воды, размешивая их в любом соотношении. Через 10-12 ч кашицу с изделия смывают водой и протирают поверхность сухой мягкой тканью.

3. К мыльному раствору приливают небольшое количество нашатырного спирта и промывают изделие. Промытое изделие погружают в 1%-ный раствор гидросульфита. Побелевшее изделие споласкивают теплой водой, добавив к ней немного уксуса.

4. К раствору 3%-ной перекиси водорода добавляют немного нашатырного спирта и погружают изделие в раствор на 10-12 ч; отбеленное изделие промывают чистой водой и вытирают сухой тряпкой.

Кроме того, изделия из кости можно мыть бензином, скипидаром, спиртом-денатуратом. Из средств, имеющихся в продаже, можно использовать кислородсодержащие отбеливатели - "Персоль", "Отбеливатели 1 и 2", "Триронг" и др. и хлорсодержащие - "Хлорокс".

"Персоль" представляет собой мелкокристаллический порошок белого цвета, химическое название его - перкарбонат натрия.

В водном растворе "Персоль" разлагается с выделением кислорода, который окисляет красящие вещества. Для отбеливания порошок (10-15 г) растворяют в горячей воде (1л) и погружают в раствор изделие на 20-30 мин. Отбеленное изделие промывают водой и вытирают насухо.

"Отбеливатели-1 и 2" в качестве основного компонента содержат гидросульфит натрия (85-90%), небольшое количество щелочных солей (10-5%) и поверхностно-активное вещество (до 5%). Гидросульфитный отбеливатель (2-3 г) растворяют в горячей воде (1 л) и погружают в раствор изделие из кости. Через 15-20 мин изделие вынимают, промывают чистой водой и сушат.

"Хлорокс" - отбеливающая жидкость, пахнет хлором, содержит 4-5%-ный раствор гипохлорита натрия в слабощелочной среде. Этой жидкостью можно протирать изделие и можно погружать в раствор, разбавив жидкость водой в соотношении 1: 1. После отбеливания изделие полируют мелом или венской известью; порошок насыпают на кусочек кожи, смоченной в спирте-денатурате, и растирают по поверхности до получения блеска, затем вытирают сухой мягкой тканью.

К пищевым отходам, получаемым при обработке мяса, относятся кости и сухожилия. Количество отходов зависит от вида мяса и его упитанности. Кости используют для приго­товления бульонов. Перед использованием зачищенные кости разрубают для того, чтобы при тепловой обработке лучше вываривались пищевые вещества. Разрубают кости топором на разрубочном стуле. На крупных предприятиях применяют костедробилки или распиливают кости на костепилках. У трубчатых костей с двух концов отпиливают утолщенную часть, а трубку оставляют целой. Позвоночные кости разрубают на позвонки и поперек, крупные кости - на куски размером 5-7 см. После измельчения их промывают.

Рёберные и лопаточные кости используют для технических целей.

§ 10. Полуфабрикаты, поступающие от предприятий-заготовочных

и мясокомбинатов

Снабжение предприятий общественного питания мясными полуфабрикатами, изготов­ленными на крупных предприятиях-заготовочных, фабриках-кухнях и мясокомбинатах, дает возможность эффективнее использовать оборудование, механизировать трудоемкие процес­сы, повышать производительность труда.

На предприятия поступают полуфабрикаты: крупнокусковые, порционные, мелкокуско­вые и рубленые изделия. Полуфабрикаты должны соответствовать техническим условиям МРТУ 18/90-65. Рубленые полуфабрикаты вырабатываются в соответствии с ОСТ 49 121-78. Не допускаются признаки порчи, загара. Натуральные порционные полуфабрикаты должны иметь незаветрившуюся поверхность, влажную, но не липкую. Панированные полуфабрика­ты должны иметь ровные края, толщину слоя панировки не более 2 мм. Кусочки мелкокус­ковых полуфабрикатов должны быть правильной формы, иметь запах и цвет, характерные для данного вида мяса. У полуфабрикатов из рубленого мяса поверхность равномерно пани­рованная, без трещин или ломаных краев.

Крупнокусковые полуфабрикаты изготавливают из говядины, баранины, телятины и свинины. Они представляют собой отдельные части мяса, зачищенные от лишнего жира, пленок, сухожилий. Из говядины вырабатывают следующие полуфабрикаты: вырезка - мышца, покрытая блестящим сухожилием;

толстый край - пласт мякоти прямоугольной формы, с наружной стороны покрыт бле­стящим сухожилием; без мышц и сухожилий, прилегающих непосредственно к позвоночни­ к у;

тонкий край - пласт мякоти прямоугольной формы, с наружной стороны покрыт бле­стящим сухожилием;

верхняя часть - мякоть округлой формы, у которой удалены грубые сухожилия;внутренняя часть - крупные мышцы округлой формы, покрытые тонкой поверхностной пленкой;

боковая часть - крупные мышцы квадратно-плоской формы;

наружная часть - пласт мяса из двух сросшихся мышц, имеет удлиненно-плоскую фор­му;

лопаточная часть - мякоть разделена на две части: плечевую клинообразной формы и заплечную - состоящую из двух мышц продолговатой формы, соединенных вместе пленкой;подлопаточная часть - мякоть квадратной формы;

грудинка - мякоть, снятая с грудной кости и прилегающей к ней нижней трети реберной части;

покромка - пласт мяса прямоугольной формы;

котлетное мясо - куски мяса различной величины из шейной части, пашины и обрезков, а также покромка от туш мясаIIкатегории.

Из баранины, телятины и свинины поступают следующие полуфабрикаты: корейка - спинная и поясничная части с реберными костями длиной не более 8 см, без позвонков;

тазобедренная часть - мякоть задней ноги без жилистого мяса;

лопатка - мякоть, снятая одним пластом с лопаточной и плечевой костей, без мяса, при­легающего к локтевой и лучевой костям;

грудинка - реберная часть мякоти с реберными костями, без грудной кости и пашины;

шея - мякоть, снятая одним пластом с шейной части свинины;

котлетное мясо - куски мяса различной величины из шейной части (кроме свинины) и обрезков, получаемых при зачистке крупнокусковых полуфабрикатов.

Крупнокусковые полуфабрикаты поступают уложенными в металлические или деревян­ные ящики массой 20 кг. Крышки ящиков имеют отверстия для доступа воздуха. В ящики должны быть уложены крупнокусковые полуфабрикаты из одного вида мяса, изготовленные в одно время. Хранят их при температуре не выше 6 °С не более 48ч. с момента изготовле­ния. Вырезка может поступать в замороженном виде блоками массой не более 20 кг. Круп­нокусковые полуфабрикаты на предприятии вынимают из тары, промывают и используют для приготовления порционных полуфабрикатов.

Порционные полуфабрикаты. Из говядины поступают следующие полуфабрикаты: бифштекс, филе, лангет, антрекот, говядина духовая, зразы натуральные, нарезанные массой по 80 или 125 г, ромштекс без панировки, массой 70 или 110 г и ромштекс панированный, массой 80 или 125 г.

Из баранины и свинины поступают полуфабрикаты: котлеты натуральные, эскалоп, ду­ховая баранина или свинина, массой по 80 или 125 г; котлеты отбивные и шницель без пани­ровки, массой 70 или 110 г; котлеты отбивные и шницель панированные, массой 80 или 125г.

Порционные натуральные и панированные полуфабрикаты поступают в металлических или деревянных ящиках. Их укладывают на дощатые или металлические вкладыши в один ряд наклонно, чтобы один полуфабрикат частично находился под другим. В ящике должно быть не более трех вкладышей. Порционные полуфабрикаты хранят при температуре 6 °С, срок реализации с момента изготовления натуральных полуфабрикатов 36ч., панированных - 24 ч.

Мелкокусковые полуфабрикаты поступают в следующем ассортименте: бефстрога­нов, азу, поджарка, гуляш, рагу, плов, шашлык из баранины, свинины, говядины. Мелкокус­ковые полуфабрикаты поступают на предприятия упакованными так же, как крупнокусковые полуфабрикаты. Для розничной торговли их расфасовывают в целлофановые или пергамент­ные пакеты по 125, 350, 500 и 1000 г, после чего укладывают на вкладыши.

Из рубленых изделий на предприятия поступают котлеты (массой 50 г), биточки и бифштексы.

Московские котлеты приготовляют из говядины с добавлением сала-сырца.

Домашние котлеты приготовляют из говядины и свинины с добавлением репчатого лу­ка.

Киевские котлеты приготовляют из говядины с добавлением шпика. Форма бифштекса рубленого и котлет круглая.

Полуфабрикаты поступают уложенными в один ряд на вкладыши, посыпанные паниров­кой, бифштексы укладывают без панировки.

Полуфабрикаты мясные рубленые охлажденные поступают в следующем ассорти­менте: шницель натуральный рубленый, шницель рубленый, котлеты натуральные рубленые, люля-кебаб. Их дозируют и формуют на автоматах АК-2М-40, К6-ФАК-50175. Полуфабри­кат «шницель натуральный рубленый» формуют массой 96г., «шницель рубленый» - 61, «котлеты натуральные рубленые» - 71, «люля-кебаб» - 71 г. Затем укладывают в один ряд в функциональные емкости, смазанные жиром, закрывают крышками, устанавливают в кон­тейнеры и подвергают интенсивному охлаждению до температуры 6-8 °С внутри продукции. Хранят в холодильных камерах при температуре от 4 до 8 °С не более 14 ч.

Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент.

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

  • У вас должна получиться подобная заготовка.

  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

  • Проработайте детали.

  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

  • Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби , подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще