Вера павловна как новый человек. Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать? Новые, но такие разные

Вера Павловна Розальская - главная героиня романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Это красивая, стройная девушка с южным типом лица. У нее черные волосы и смуглая кожа. До встречи с Лопуховым проживала с матерью, отцом и братом Федей на Гороховой улице в Петербурге. Отец Веры был управляющим доходным домом, а мать давала деньги под проценты и мечтала выдать дочь за богатого человека. Чтобы избежать замужества, навязываемого злой и глуповатой матерью, Вера заключила брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым. Он был учителем ее брата, так они и познакомились.

Пара благополучно жила на съемной квартире. Со стороны их отношения казались странными, так как они жили в разных комнатах, но Вера уверяла, что так дольше продлится брак. Она во всем демонстрировала зрелость духа. Вскоре она обзавелась швейной мастерской, где наряду с ней работали и другие девушки. Производство процветало, так как Вера Павловна брала девушек на работу не по найму, а на равных с ней условиях. Они вместе не только работали, но и устраивали совместные пикники. В их доме бывало много гостей, одним из которых был друг и бывший однокурсник Лопухова - Александр Кирсанов .

Незаметно для себя Вера и Александр влюбились друг в друга и не знали, что делать. Выход из ситуации нашел Лопухов. Он решил инсценировать самоубийство на Литейном и, таким образом, исчезнуть на время из жизни влюбленных. Сам же он уехал заграницу изучать промышленное производство. Поначалу Вера была безутешна и во всем винила себя. Однако друзья Лопухова поддержали ее, а Кирсанов даже предложил стать его женой. Вскоре в их доме появилась чета Бьюмонт. Как оказалось, Чарльзом Бьюмонтом был сам Лопухов. Теперь он был женат на Екатерине Полозовой (Бьюмонт) и пары стали дружить семьями.

Когда я стала подробно разбирать роман Н. Г. Чернышевского по содержанию, у меня получилось три полочки. На одной – стоят нравственные взаимоотношения героев с окружающим миром и между собой. На другой – экономические изыскания. А на третьей, потайной, полке – революционная деятельность Рахметова. Автор писал своей жене, что задумал “книгу… в самом легком, популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, сценами, остротами, так, чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов”. Эти строки говорят нам о том, что Николай Гаврилович отдавал предпочтение литературе для ума. Однако ради увеличения читательской аудитории он пошел на мелодраматические уловки.
Но даже любовный жанр, благодаря просветительскому дару писателя, превратился в занимательный учебник по воспитанию чувств. В нем есть страницы о положении женщины в обществе, о любви и ревности, о новых взаимоотношениях в семье. Главная героиня романа Верочка, впоследствии Вера Павловна, начала борьбу за свое право любить, еще находясь в стане врагов, до встречи с “новыми людьми”. Мать хотела выдать ее замуж за богатого, но никчемного человека. Вера совершила смелый поступок, когда пошла наперекор воле матери. Первой союзницей девушки в этой борьбе стала легкомысленная француженка Жюли. Этот образ интересен тем, что автор не осуждает падшую женщину, а показывает, что она свободнее и во многом порядочнее почтенных дам. Представляю, как были шокированы современники Чернышевского тем, что именно в уста продажной женщины он вложил пламенный призыв: “Умри, но не давай поцелуя без любви!” Сама Жюли любить уже не может и считает себя недостойной любви. Но это не мешает ей понимать ценность истинного чувства.
Знакомство Верочки с Лопуховым стало поворотным в ее судьбе. В неразговорчивом студенте она нашла первого единомышленника и верного друга. Он стал ее спасителем, помог ей вырваться из мрачного подвала на яркий солнечный свет. В своем первом сне освобожденная Вера выпускает на волю других девушек и впервые знакомится с так называемой “невестой всех женихов”. Кем она является на самом деле, станет ясно только в четвертом сне. Верочка не могла не полюбить Лопухова и была очень счастлива, когда выходила за него замуж. Автор подробно описывает нам, какие порядки установились в “новой” семье. Лопухов хвалил свою жену за то, чего прежние мужья и представить себе не могли, – за самостоятельность: “Так, так, Верочка! Всякий пусть охраняет свою независимость всеми силами от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верил ему”. Чернышевский отстаивает революционную по тем временам мысль, что женщина ничем не хуже мужчины и должна во всем иметь равные с ним права.
Несколько лет Вера и Лопухов живут в полном согласии. Но постепенно в душе у нашей героини появляется смутное ощущение, что ей чего-то не хватает. В третьем сне открывается причина этого беспокойства. То чувство, которое она испытывает к “миленькому”, вовсе не любовь, а неправильно понятая благодарность. Мало того, по-настоящему она любит лучшего друга своего мужа. И Кирсанов любит Веру Павловну уже много лет. Мне кажется, в романе “Что делать?” именно любовь подвергает проверке на прочность верность героев идеалам “новой” жизни. И Лопухов, и Кирсанов, и Верочка проходят это испытание. В своих мучениях они предстают перед нами не героями, а просто хорошими, порядочными людьми.
Разрешение этого любовного треугольника очень оригинально. “Проницательному читателю” просто невозможно поверить в существование такого решения. Но автора не заботит мнение обывателя.
Проверке чувством подвергается и “особенный человек” Рахметов. “Я не должен любить”,- говорит он и делает из себя железного воина, но любовь проникает под его броню и заставляет с болью воскликнуть: “…и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить. Ну да ничего, пройдет”. Он, конечно, героическая личность, но мне его жалко, потому что человек, который душит в себе любовь, становится бесчувственной машиной. Впоследствии он может только рассуждать о чувствах, но верить ему в этих вопросах не стоит. Рахметов говорит Верочке о ревности: “В развитом человеке не следует быть ей. Это искаженное чувство… это следствие взгляда на человека как на мою принадлежность, как на вещь”. Слова правильные, но что может знать об этом суровый воин? Об этом может говорить только тот, кто любит и побеждает в себе оскорбительную для другого ревность.
Моим любимым героем в романе является Кирсанов. В отличие от Рахметова, когда Кирсанов осознает, что любит жену друга, он борется не с чувством, а с самим собой. Страдает, но не нарушает спокойствия Верочки. Смиряет в себе ревность и желание личного счастья ради дружбы. Мне кажется, что слова А. С. Пушкина, которые я взяла эпиграфом к сочинению, можно полностью отнести к любви Алексея Кирсанова.
В четвертом сне Веры Павловны Н. Г. Чернышевский разворачивает перед читателями картину идеального будущего. В ней большое место занимает любовь. Перед нами проходит вся история человечества с точки зрения эволюции любви. Верочка, наконец, узнает имя своей путеводной звезды, “сестры всех сестер” и “невесты всех женихов”: “…это слово – равноправность… Из него, из равенства, и свобода во мне, безкоторой нет меня”. Мне кажется, этим автор хотел сказать, что без свободы выбора и равенства прав истинная любовь не может существовать.
В заключительной части романа мы видим Веру Павловну, Кирсанова, Лопухова и его новую жену Катю полностью счастливыми в любви. Автор рад за своих героев: “…немногими испытано, что очаровательность, которую всему дает любовь, вовсе не должна… быть мимолетным явлением в жизни человека”. Счастье Любви будет вечным, только “надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу да нынешнее понятие о правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь”.
Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова: он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимается делами других людей, он всерьез работает для общества. Рахметов вообще обладал множеством отличительных черт. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.
Рахметов ставил невообразимые опыты над свои телом и до смерти пугал этим свою хозяйку, Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не желая допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.
“Да, смешные люди, даже забавные… Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных и добрых людей, но таких одержимых людей мало; но они в ней – теин к чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли”.

Сочинение по литературе на тему: Вера Павловна и француженка Жюли в романе “Что делать?”

Другие сочинения:

  1. Николай Гаврилович Чернышевский – создатель произведения особого жанра – художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини – Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в Read More ......
  2. Вера Павловна Характеристика литературного героя Вера Павловна Розальская – главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион. У нее есть большой талант Read More ......
  3. И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский писатели второй половины XIX века. Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов “Современник” и “Отечественные записки”. Н. Г. Чернышевский был идейным вождем, противником крепостного права. В своих произведениях писатели выступили за освобождение Read More ......
  4. Роман Н. Г. Чернышевского по содержанию можно разделить на три части. В первой части показаны нравственные связи героев с окружающим их миром и между самими собой. В следующей части экономические исследования героев. А в третьей, самой потаенной, части – революционная Read More ......
  5. “Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим…” А. С. Пушкин Когда я стала подробно разбирать роман Н. Г. Чернышевского по содержанию, у меня получилось три полочки. На одной – стоят нравственные взаимоотношения героев Read More ......
  6. Герой романа Рахметов – революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге. Рахметов без труда сблизился в столице Read More ......
  7. аким опасным конспиративным занятиям предается его герой: “Но часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила”. В окружении Read More ......
  8. Примечательно, что для Н. Г. Чернышевского наверно, больше, чем для любого другого русского писателя XIX столетия, было характерно единство художественного творчества и мировоззрения. Мне кажется, что именно в этом своеобразии сила и слабость этого писателя. Чернышевский относится к ряду тех Read More ......
Вера Павловна и француженка Жюли в романе “Что делать?”

Главной героиней романа «Что делать?» является Вера Павловна.

Девушка довольно красивая, стройная, похожа на южную принцессу. Она обладатель густых черных волос и смуглой кожи. Вера Павловна невероятно обаятельная, женственная, одевается со вкусом.

Вера выросла в мещанской семье, где была ужасная атмосфера пошлости и разврата. Ее отец – трусливый и безнадежный человек, а матушка – женщина с крутым нравом, сложным характером, очень корыстная. В какой-то степени воспитание матерью можно назвать тираническим.

Вера Павловна – это светлый персонаж произведения. Она невероятно чуткая, добрая, имеет душевную гармонию. Так же она очень творческая личность: обожает играть на фортепиано и петь. Голос у нее просто чудесный, который заставляет влюбляться всех, кто его услышал.

Главная героиня поставила целью своей жизни обрести свободу и независимость. Она не хочет никому подчиняться, ведь с самого детства она обязана была обшивать всю семью. Девушка не боялась грязных работ, не была белоручкой. Вера – это идеал того времени. Гордая, игривая, независимая от чужого мнения. Свобода для нее на первом месте. Этот человек постоянно самосовершенствуется и растет, развивая свои навыки.

Когда Вера узнала о том, что ее мать-тиран хочет ее « продать», то есть выдать «удачно» замуж за какого-то пошлого и ужасного мужчину, девушка решается на отчаянный шаг – покончить жизнь самоубийством. Ведь ее пылкий характер и воля к свободе гораздо важнее, чем прихоти матери. Она не готова мириться с такой несправедливостью, по ее мнению, лучше умереть, чем жить с тем, кого не любишь.

Избежать нежеланной свадьбы помогает учитель брата, Лопухов. Он организовал фиктивный брак. Вера, в свою очередь, устраивает швейное производство. Главный его принцип - это равенство работающих девушек, она хочется научить их свободе.

Позже Вера знакомится с другом Лопухова – Кирсановым. Вера влюбляется в этого молодого человека и их чувства взаимны. Лопухов, понимая, что Вера Павловна под надёжной защитой, исчезает из их жизни.

Образ Веры – это стремление к свободе и настоящему счастью без каких-либо рамок. Эта та героиня, которая добивается того, чего хочет. Она не остановится на своем пути ради заветной цели.

Сочинение на тему Вера Павловныа

Чернышевский оставил наследие своим потомкам в виде романа о «новых людях». Роман «Что делать?» задает вопросы читателю и заставляет анализировать происходящее. Здесь можно встретить и революционера, и просветителя, и «новых людей» и человека, который не готов к новому. Вера Павлова Розольская – женщина, которая на протяжении всего романа показывает свою силу и уверенность. Она даже в сложных обстоятельствах совершенствуется, становиться хозяйкой швейной мастерской и врачом. Этот образ написан с любовью, поскольку Чернышевский отображает в ней свое мировоззрение писателя-революционера.

Вера Павловна родилась и провела детство в мещанской семье. Родители не отличались высокими нравственными чувствами. С самого детства она была вынуждена работать. Поэтому бросила занятия на фортепиано с учителем. Но на уговоры матери выйти замуж за состоятельного мужчину – не согласилась и оформила фиктивный брак с Лопуховым. В этом эпизоде показан бунтарский дух девушки. Она не готова примиряться с устарелыми законами, выступает против фальши и ложи. И даже в этой семье все по новым правилам: основным в быту является равноправие, никто не переходит границы. Вера Павловна убеждена в том, что главное – независимость, которая проявляется не только в возможности делать то, что хочешь, но и по отношению к другому человеку и в отношениях в целом.

Но её борьба сводится не только к эгоистичному желанию быть равной с мужчиной. Она спасает от бедности молодых девушек. В новой квартире организовывает швейную мастерскую, нанимает работников, с которыми делит прибыль поровну. Вместе с девушками не только работает, но и ходит на пикники, общается на важные темы. Для Веры Павловны очень важно дарить счастье другим.

Она не может обманывать мужа Лопухова, когда полюбила Кирсанова сразу об этом сказала. Она самодостаточная и понимает, что любой исход будет правильным. Ведь женщина не бросает швейное дело и изучает врачебное ремесло. После «самоубийства» Лопухова она испытывает боль и винит себя. Но поборов эти чувства все же остается с возлюбленным Кирсановым, а позже в доме появляется еще одна семья – Бьюмонт.

Вера Павловна любит музыку и театр, много читает классической и современной литературы. Занимается своей внешностью, поэтому всегда имеет опрятный вид и выглядит женственно. Но при этом у нее сильный характер и стойкая жизненная позиция. Чернышевский в образе Веры Павловны соединил черты свой жены и «новых женщин» того времени.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Андреева Рассказ о семи повешенных

    Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники

  • Сочинение Илья Бунчук в романе Тихий Дон Шолохова

    Илья Бунчук – рьяный борец противник старого режима, который существовал ранее на протяжении долгого времени. Его идеология не просто приверженность, это смысл его жизни, за которое он регулярно борется.

  • Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.

  • Сочинение по картине Новая планета Юона 8 класс

    В 1921 году Юоном была написана картина «Новая планета». Характер этой картины очень сильно отличается от его других работ. Родилось это полотно в переломный момент для России, во времена Великой Октябрьской революции.

  • Образ и характеристика Швондера в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    Главным антагонистом профессора Преображенского в повести М, А, Булгакова «Собачье сердце» является некто Швондер, управляющий жилтовариществом дома, где проживает учёный.

Образ Веры Павловны и его роль в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

I. Вступление

Вера Павловна – главная героиня романа: именно ее био­графия последовательно прослеживается автором, именно с ее образом связаны важнейшие проблемы романа – свобода и равноправие женщин, новая мораль, устройство семейного быта, пути «приближения будущего».

II. Главная часть

1. Сюжет романа отражает духовный рост Веры Павлов­ны. Сначала мы видим ее в родительском доме обыкновенной девушкой из небогатого, но обеспеченного семейства, полу­чившей неплохое воспитание и образование. Вера Павловна заявляет свою самостоятельность, отказываясь выйти замуж за нелюбимого человека. Далее следует любовь к Лопухову и брак с ним, в котором Вера Павловна чувствует себя счастли­вой. В дальнейшем движении сюжета героиня обнаруживает более широкие и развившиеся потребности: она устраивает мастерские, «выпускает девушек из подвала» – это ее обще­ственная деятельность.

В личной жизни Вера Павловна также начинает лучше по­нимать себя и испытывать недовольство от своих отношений с Лопуховым. Следствием этого стала любовь к Кирсанову, в бра­ке с которым Вера Павловна нашла свое счастье. К концу романа мы видим Веру Павловну, которая готовится стать врачом, то есть получить чисто мужскую по тем временам специальность.

2. Вера Павловна – обыкновенный «новый человек»; она не герой, как Рахметов, а просто хорошая, порядочная и умная женщина. В ее изображении автор намеренно подчеркивает чисто человеческие черты и даже слабости: она любит хорошие сливки, не прочь понежиться по утрам в постели, имеет при­страстие к хорошим ботинкам и т.п. Этим Чернышевский хочет показать, что путь, по которому идет Вера Павловна, в принци­пе открыт всем: чтобы идти по нему, не требуется каких-то особых дарований, не требуется что-то ломать в себе и т.д.

3. Вместе с тем именно с образом Веры Павловны в рома­не связан образ будущего, которое она видит в своем четвер­том сне, что делает ее фигуру особенно значимой в идейном мире романа.

4. Роль образа Веры Павловны в композиции романа – важнейшая, потому что именно с ним связано как сюжетное действие, так и постановка и решение главных проблем романа.

III. Заключение

Итак, в образе Веры Павловны Чернышевский изобразим совершенно новый для русской литературы тип женщины. Она принципиально отличается от героинь русских романов первой половины XIX века (Татьяны Лариной, Маши Миро новой у Пушкина, женских образов в «Герое нашего времени» Лермонтова, «тургеневских девушек», Катерины в «Грозе» Островского и др.). В создании этого образа ярко проявилось идейное и художественное новаторство Чернышевского.

Здесь искали:

  • образ веры Павловны
  • сочинение по 4 сну веры павловны егэ

Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа «Что делать?». В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини - Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в иносказательной форме. Писатель в многочисленных публицистических отступлениях объясняет свои взгляды на окружающих, роль литературы в формировании общественного мнения.

Чернышевский своей деятельностью старался приблизить построение справедливого, разумного строя, в условиях которого бы каждый человек мог развивать свои способности, работая на себя и на государство. Не вина писателя, что на протяжении веков многие стремились к этой утопии. Николай Гаврилович дает конкретные рецепты: что необходимо делать, чтобы стать счастливым и богатым, построить ту общественную формацию, которая была бы универсально приемлемой для всех.

В снах героини автор показывает путь мыслящей девушки к вершинам профессионализма. Надо учесть, что роман писался в то время, когда в России не было системы женского образования. Женщинам отводилась второстепенная роль: хранительниц очага, воспитательниц детей, которым дано будет жить в новом мире, но матери, жены, сестры и дочери не могли рассчитывать на более широкий круг общественной деятельности. Лишь «крохи с барского стола» могла поднять женщина.

Герои Чернышевского - новые люди. Они по-иному смотрят на женщину и ее роль в общественной жизни. Не случайно Лопухов предоставляет Вере Павловне полную свободу после замужества. Он «выпустил ее из подвала» жизни, теперь она вправе сама выбирать свой путь. Она становится создательницей женской артельной мастерской. Но вскоре Вера Павловна понимает, что это не то дело, которому бы она хотела посвятить жизнь. Дела в швейной мастерской налажены, она дает стабильный доход и хозяевам и работницам, участвующим в доле прибылей, а Вера Павловна становится ассистенткой своего второго мужа - врача Кирсанова. Это ли не свободный выбор женщины?!

В снах Веры Павловны писатель объясняет или предсказывает то, что последует потом в жизни героев или России в целом. Четвертый сон Веры Павловны - это утопическое видение Чернышевским будущего справедливого общественного устройства страны. Своего рода это классическое описание коммунистического устройства страны, к которому впоследствии шла Россия на протяжении ряда лет.

Не вина писателя, что мечтам и планам его не дано было сбыться. Художник имеет право на вымысел, а Чернышевский завоевал это право той подвижнической деятельностью и жизнью, которую положил на алтарь прекрасного будущего.

Сейчас, с высоты XXI века, легко давать оценки, судить прошлое и предков, тем более, что оппоненты не могут ответить. Их легко обвинить во всех грехах, даже своих собственных. Но история хранит неопровержимые доказательства, что свою деятельность Чернышевский подчинял не корысти, собственническим интересам, карьере, будущей славе, а высокому служению России. Он не столько великий писатель, сколько самоотверженный и честный человек, сумевший прожить в ладу с собой, а это очень не просто и заслуживает уважения потомков.

Первое, что заставляет иначе увидеть суть отношений между этими людьми и заподозрить себя самого в непроницательности, - это то, что Лопухов оставляет медицинскую Академию за два месяца да окончания, чтобы, женившись, избавить Верочку Розальскую от гнета в родительском доме. И это тот Лопухов, который разумно и рационально утверждает, что поступками его всегда руководит выгода!

Что же понимает этот человек под словом «выгода», если он способен на поступки, явно нелогичные именно с точки зрения житейского удобства? Эта мысль позволяет увидеть отношения между собою «новых людей» - ас их-то помощью Чернышевский и представляет человеческие отношения в романе - другим взглядом...

Начинаешь понимать, что студент

Лопухов, оставляя Академию, действительно поступает в соответствии со своей выгодой. Все дело в том, что подобные дела выгодны доброму и порядочному человеку. А ведь именно о Дмитрии Лопухове Чернышевский пишет: «У этих людей, как Лопухов, есть магические слова, привлекающие к ним всякое огорченное, обижаемое существо». Нетрудно догадаться, что «магические слова» являются выражением высоких свойств человеческой души. Чернышевский уверен, что по-настоящему творит добро тот, кто не любуется в это время собой. Эта характеристика как нельзя лучше подходит к личности Лопухова.

Для Лопухова человеческие отношения - не торг по принципу: «Ты - мне, я - тебе», - а эстафета: «Ты - мне, я - другим». Не случайно Верочка, не испытывая любви к Лопухову, дружески общаясь с ним, сразу воспринимает этот нравственный принцип. Ее первый сон, в котором она освобождает людей из подвала, как раз и свидетельствует об этом.

Стоит почувствовать этот главный, в самой сути заложенный принцип человеческих отношений, исповедуемый главными героями, как начинаешь думать: а может быть, не так и важно, каким образом они устраивают свой семейный быт? Конкретные приметы быта меняются в зависимости от времени, а главное остается неизменным... Для современного человека важно понять то главное, что определяет отношения «новых людей» в романе «Что делать?».

В полной мере отношения между людьми раскрываются, когда на сцене появляется Александр Кирсанов. Во многом он похож на Лопухова. Оба они, по словам автора, грудью, без связей, без знакомств прокладывали себе дорогу. Оба приложили немало сил для того, чтобы реализовать свои способности. И когда в отношениях Кирсанова, Лопухова и Веры Павловны сложился неразрешимый «любовный треугольник», оба повели себя достойно в тяжелейшей ситуации.

Кирсанов долго пытался отказаться от всяких отношений с женой своего друга. Но чувство оказывается сильнее логических построений, и герои романа «Что делать?» не были бы самими собой, если бы строили свою жизнь только по законам логики, игнорируя чувства.

Но существуют еще условия повседневной жизни, и каждый сам решает, как соотнести с ними свои чувства. Кирсанов и Вера Павловна не могут соединить свои жизни, не пройдя перед этим через унизительную для всех процедуру развода. Понимая это, Лопухов предпринимает единственный возможный шаг: решает уйти со сцены. Он делает это, подчиняясь велениям той самой «выгоды», которая определяет для него человеческие отношения вообще и собственные поступки в частности. А по этой выгоде, если стремиться к преобразованию жизни, мечтать о будущем, в котором люди будут гармоничны и духовно свободны, то и сегодня нужно быть не только образованным, трудолюбивым и честным, но и счастливым, полагаясь в этом не столько на судьбу, сколько на себя.

Возможно, кто-то посчитает, что Лопухов поступил неверно, кто-то одобрит его поступок - это уже зависит от кодекса чести каждого из нас. Лопухов повел себя так, как нашел нужным: инсценировал самоубийство и дал возможность Вере Павловне и Кирсанову быть вместе. Он уезжает за границу и возвращается в Петербург только тогда, когда былое чувство прошло.

Но самое главное заключается в том, что человеческие отношения, построенные на такой нравственной основе, не кажутся Чернышевскому чем-то из ряда вон выходящим. Он прямо пишет об этом в романе: «Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры... Нет, друзья мои, не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко... На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди».

Здесь высказан главный урок, данный героями романа «Что делать?». Меняются политические системы, меняются жизненные устремления людей, а нравственные принципы человеческих отношений остаются неизменными во все времена. Можно быть благодарным писателю, который напоминает об этом.