Второстепенные персонажи в комедии А. П

В интересующей нас пьесе А.П. Чехова система образов представлена тремя основными группами. Рассмотрим вкратце каждую из них, после чего подробно остановимся на образе Лопахина Ермолая Алексеевича. Этот герой "Вишневого сада" может быть назван самым ярким действующим лицом пьесы.

Ниже представлено фото Антона Павловича Чехова, великого русского драматурга, создателя интересующего нас произведения. Годы жизни его - 1860-1904. На протяжении вот уже более ста лет различные его пьесы, в особенности "Вишневый сад", "Три сестры" и "Чайка", ставятся во многих театрах по всему миру.

Люди дворянской эпохи

Первую группу персонажей составляют люди дворянской эпохи, уходящей в прошлое. Это Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич, ее брат. Эти люди владеют вишневым садом. По возрасту они вовсе не стары. Гаеву всего лишь 51 год, а его сестра, вероятно, лет на 10 его моложе. Можно также предположить, что к данной группе относится и образ Вари. Это приемная дочь Раневской. Сюда же примыкает и образ Фирса, старого лакея, являющегося как бы частью дома и всей уходящей жизни. Такова в общих чертах первая группа персонажей. Конечно, это лишь краткая характеристика героев. "Вишневый сад" - произведение, в котором каждый из этих персонажей играет свою роль, и каждый из них по-своему интересен.

Наиболее действующее лицо

Очень отличается от этих героев Лопахин Ермолай Алексеевич, новый владелец вишневого сада и всего имения. Его можно назвать наиболее действующим лицом в произведении: он энергичен, активен, движется неуклонно к намеченной цели, которая заключается в покупке сада.

Молодое поколение

Третью группу представляет в лице Ани, дочери Любови Андреевны, и Пети Трофимова, который является бывшим учителем сына Раневской, недавно погибшего. Без упоминания о них была бы неполной характеристика героев. "Вишневый сад" - пьеса, в которой эти персонажи являются влюбленными. Однако объединяет их кроме любовного чувства и устремленность прочь от обветшавших ценностей и всей старой жизни к прекрасному будущему, рисующемуся в речах Трофимова бесплотным, хотя и сияющим.

Взаимоотношения между тремя группами персонажей

В пьесе эти три группы противопоставлены не друг другу, хотя у них разные понятия, ценности. Главные герои пьесы "Вишневый сад" при всем различии в мировоззрении друг друга любят, проявляют сочувствие, сожалеют о неудачах других, готовы даже прийти на помощь. Основная черта, которая разделяет их и определяет будущую жизнь, - отношение к вишневому саду. В данном случае он является не просто частью имения. Это некая ценность, практически одушевленное лицо. На протяжении основной части действия решается вопрос о его судьбе. Поэтому можно сказать, что есть еще один герой "Вишневого сада", страдающий и самый положительный. Это сам вишневый сад.

Роль второстепенных персонажей пьесы "Вишневый сад"

Главные герои были в общих чертах представлены. Скажем пару слов и о других участниках происходящего в пьесе действия. Они не просто второстепенные лица, которые нужны по сюжету. Это образы-спутники основных героев произведения. Каждый из них несет в себе определенную черту главного героя, однако лишь в утрированном виде.

Проработанность характеров

В глаза бросается разная степень проработанности характеров в произведении "Вишневый сад". Главные герои: и Леонид Гаев, и в особенности Любовь Раневская - даны нам в сложности их переживаний, сочетании грехов и душевных достоинств, легкомыслия и доброты. Петя Трофимов и Аня в большей степени намечены, чем изображены.

Лопахин - самый яркий герой "Вишневого сада"

Остановимся более подробно на самом ярком персонаже пьесы, который стоит особняком. Этот герой "Вишневого сада" - Ермолай Алексеевич Лопахин. По характеристике Чехова, он является купцом. Автор в письмах к Станиславскому и Книппер объясняет, что Лопахину отводится центральная роль. Он отмечает, что этот персонаж - мягкий человек, порядочный во всех смыслах. Он должен держаться интеллигентно, благопристойно, не мелко, без всяких фокусов.

Почему же автор считал, что роль Лопахина в произведении центральная? Чехов подчеркивал, что он не похож на типичного купца. Выясним, каковы мотивы действий данного персонажа, которого можно назвать убийцей вишневого сада. Ведь именно он вырубил его.

Мужицкое прошлое

Ермолай Лопахин не забывает о том, что он мужик. Одна фраза врезалась в его память. Ее произнесла Раневская, утешая его, в то время еще мальчишку, после того как Лопахина избил отец. Любовь Андреевна сказала: "Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет". Этих слов Лопахин не может забыть.

Интересующего нас героя мучает, с одной стороны, осознание своего прошлого, но с другой - он гордится тем, что ему удалось выбиться в люди. Для бывших хозяев к тому же он человек, который может стать благодетелем, помочь им распутать клубок неразрешимых проблем.

Отношение Лопахина к Раневской и Гаеву

То и дело Лопахин предлагает Гаеву и Раневской различные планы спасения. Он говорит о возможности отдать принадлежащую им землю на участки для дач, а сад вырубить, поскольку он совершенно бесполезен. Лопахин искренне огорчается, когда понимает, что его разумные слова не воспринимают эти герои пьесы "Вишневый сад". У него не укладывается в голове, как можно быть столь беспечными на краю собственной гибели. Лопахин прямо говорит, что не встречал столь легкомысленных, странных, неделовых людей, как Гаев и Раневская (герои "Вишневого сада" Чехова). В его стремлении помочь им нет ни тени коварства. Лопахин предельно искренен. Зачем же он хочет помочь своим бывшим хозяевам?

Возможно, потому, что помнит то, что сделала для него Раневская. Он говорит ей, что любит ее как родную. К сожалению, за пределами пьесы остается благодеяние этой героини. Однако можно догадаться, что в силу благородства, мягкого характера Раневская уважала Лопахина, жалела его. Одним словом, она вела себя как настоящая аристократка - благородная, культурная, добрая, великодушная. Возможно, именно осознание подобного идеала человечности, его недосягаемости и заставляет этого героя совершать столь противоречивые поступки.

Раневская и Лопахин являются двумя центрами в произведении "Вишневый сад". Образы героев, описанные автором, весьма интересны. Сюжет развивается таким образом, что межличностные отношения между ними все-таки являются не самым главным. На первое место выходит то, что Лопахин совершает как бы невольно, удивляясь самому себе.

Как раскрывается личность Лопахина в финале произведения?

В нервном напряжении проходит третье действие. Все ожидают того, что скоро с торгов приедет Гаев и привезет весть о дальнейшей судьбе сада. Владельцы усадьбы не могут надеяться на лучшее, остается лишь уповать на чудо...

Наконец роковое известие сообщено: сад продан! Раневскую словно громом поражает ответ на совершенно бессмысленный и беспомощный вопрос: "Кто купил?" Лопахин выдыхает: "Я купил!" Этим действием Ермолая Алексеевича решается будущее героев "Вишневого сада". Кажется, Раевская от него не ожидала. Но оказывается, что имение и сад - мечта всей жизни Ермолая Алексеевича. Поступить иначе Лопахин не мог. В нем купец отомстил за мужика и победил интеллигента. Лопахин словно находится в истерике. Собственному счастью он не верит, не замечает Раневскую, убитую горем.

Все происходит по его страстному желанию, однако против его воли, поскольку через минуту, заметив несчастную Раневскую, купец неожиданно произносит слова, которые противоречат его восторгу минутой раньше: "Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь..." Но уже в следующий момент бывший мужик и купец в Лопахине поднимают голову и кричат: "Музыка, играй отчетливо!"

Отношение Пети Трофимова к Лопахину

Петя Трофимов говорит о Лопахине, что тот нужен"в смысле обмена вещества", как хищный зверь, съедающий то, что попадется ему на пути. Но вдруг Трофимов, который мечтает о справедливом устройстве общества и отводит роль эксплуататора Ермолаю Алексеевичу, говорит в четвертом действии, что любит его за "тонкую, нежную душу". - это сочетание ухваток хищника с нежной душой.

Противоречивость характера Ермолая Алексеевича

Он страстно жаждет чистоты, красоты, тянется к культуре. В произведении Лопахин является единственным действующим лицом, появляющимся с книжкой в руке. Хотя, читая ее, этот герой засыпает, другие персонажи на протяжении пьесы вообще не держат в руках книжек. Однако в нем сильнее оказываются купеческий расчет, здравый смысл, земное начало. Понимая, что испытывая по поводу обладания им гордость, Лопахин торопится при этом его вырубить и все устроить согласно собственному пониманию счастья.

Ермолай Алексеевич рассуждает о том, что дачник размножится лет через 20 до необычайности. Пока он лишь пьет чай на балконе. Но однажды может случиться так, что он займется хозяйством на своей десятине. Тогда вишневый сад Раневской и Гаева станет роскошным, богатым, счастливым. Но Лопахин в этом ошибается. Дачник не тот человек, который станет хранить и умножать доставшуюся ему красоту. Его сугубо практический, хищнический. Он исключает из все непрактичные вещи, в том числе культуру. Поэтому Лопахин и решает вырубить сад. Этот купец, обладающий "тонкой душой", не осознает главного: нельзя перерубать корни культуры, памяти, красоты.

Значение пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

Интеллигенция из крепостного, покорного, забитого раба создала талантливого, свободного, творчески активного человека. Однако сама она умирала, и ее создание - вместе с ней, так как без корней человек существовать не может. "Вишневый сад" - драма, повествующая об утрате духовных корней. Это обеспечивает ее актуальность в любое время.

Пьеса Антона Павловича Чехова показывает отношение людей к происходящим на стыке эпох событиям. Это было время, когда происходила капитализация общества и гибель русского феодализма. Такие переходы из одной общественно-экономической формации в другую сопровождаются всегда гибелью слабых, усиленной борьбой различных групп за выживание. Лопахин в пьесе является представителем людей нового типа. Гаев и Раневская - персонажи отживающей эпохи, которые уже не в состоянии соответствовать происходящим переменам, вписаться в них. Поэтому они обречены на поражение.

Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху. Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.

  • Трофимов Петр Сергеевич — студент. Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб. Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны. Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.
  • Персонажи и их роль в произведении

    1. Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям. Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой». Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного. На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние. Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.
    2. Аня — добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет. Почему? Потому что она одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц.
    3. Варя — приемная дочь Раневской. Хорошая хозяйка, постоянно в работе. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам. Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.
    4. Гаев Леонид Андреевич. На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха». Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани. Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.
    5. Лопахин Ермолай Алексеевич. К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя. Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка. Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».
    6. Трофимов Петр Сергеевич. Одет в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать. В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.
    7. Симеонов – Пищик Борис Борисович. Помещик. Засыпает на ходу. Все его помыслы направлены только на то, как достать денег. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать.
    8. Шарлотта Ивановна — гувернантка. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря. Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.
    9. Епиходов Семен Пантелеевич работает в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет. Безответно влюблен в Дуняшу.
    10. Дуняша — горничная в доме Раневской. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
    11. Фирс. Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам. Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет.
    12. Яша. Необразованный молодой лакей, грезящий о Париже. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.
    13. Характеристика героев

      1. Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка. Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.
      2. Аня. В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна. Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.
      3. Гаев Леонид Андреевич. Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить. Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.
      4. Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения. Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.
      5. Трофимов Петр Сергеевич. Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Его уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера. Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика. Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.

      Как Чехов относится к своим героям?

      А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

      Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

      На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

      Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Лирическая комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» - одна из вершин драматургического творчества писателя. Созданные им образы главных персонажей стали хрестоматийными, но немалое значение также имеют и образы второстепенных героев. Конечно, эти персонажи не вносят серьёзного вклада в развитие общего сюжета, но помогают автору нарисовать и показать зрителям и читателям более полную и объемную картину.

    Ключевая задача второстепенных героев заключается в обобщении основных мыслей и мнений главных персонажей. Они словно высказывают то, что не произнесли в своей речи главные персонажи. С помощью них Чехов показывает важность узловых моментов, которые являются основополагающими для понимания и осознания пьесы.

    Чехов практически никак не описывает второстепенных персонажей, все черты их характеров можно увидеть через их реплики, которые автор удачно и эффектно «заставляет» их произносить.

    Рассмотрим такого героя, как Епиходов. По его мнению, он очень образованный человек, что является сильным преувеличением, так как по сути, мы видим его недалекий склад ума и самолюбие. Его речь отличается нагромождением слов, не совсем правильных сравнений, он часто вставляет в речь иностранные слова, которые неуместны в данном контексте. С одной стороны, его речь красивая и хорошая, но с другой его сложно понять:

    «Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук... Вот такой. (Показывает обеими руками.) И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана.»

    Возьмем такого персонажа, как Яша. Это молодой человек, который нахватался пагубной атмосферы парижской жизни, что особенно хорошо видно в его обращениях к Дуняше, которую он называет «Огурчик». Яша говорит, но его в его речи нет особого смысла, он излишне самоуверен, жестоки и мстительный человек. Особенно ярко это заметно в эпизоде, когда он жестоко расправился с укусившей его собакой Шарлотты прямо напротив ее окна. Яша человек без принципов и без морали, но он довольно простой и понятный, а такие люди нужны везде, поэтому он этим может пользоваться.

    Есть и еще один герой, которому сложно дать определение «второстепенный», так как по сути, он практически играет главную роль в «Вишневом саде» - Фирс. Он мало присутствует на сцене, но в его уста автор вложил финальный монолог, подводящий итоги пьесы. Фирс – «вечный крепостной», который когда-то сам отказался от долгожданной свободы.

    Я думаю, что несправедливо называть второстепенных персонажей фоном, словно предметы мебели. Они такие же важные действующие лица пьесы, хоть им и отведено немного времени. Персонажи не могут выйти победителями в сложившихся условиях жизни, но они не считают это трагедией. Они уходят со сцены ярко, эффектно, запоминающееся. Важно понять, что, если главные герои не способны побороть свою тоску и горе, а второплановые персонажи словно отпугивают все плохое своим поведением, своим смехом. Это превращает пьесу именно в комедию, а местами и в фарс, что и акцентирует внимание на том, что это драматургическое произведение.

    Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик

    В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада».

    Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.

    На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.

    Краткие характеристики главных действующих лиц

    Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.

    Раневская Любовь Андреевна главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

    Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

    По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

    В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич , центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

    Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.

    Аня, дочь Раневской . Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по- юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

    Краткие характеристики второстепенных персонажей

    Действующие лица пьесы «Вишневый сад» разделены на главных и второстепенных лишь по времени их участия в действиях. Так Варя, Симеонов-Пищик Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи практически не говорят о имении, и их мировосприятие через сад не раскрывается, они от него как бы оторваны.

    Варя – приемная дочь Раневской. Но по сути она экономка в имении, в чьи обязанности входит забота о хозяевах и слугах. Она мыслит на бытовом уровне, а ее желание посвятить себя служению богу ни кем не воспринимается всерьез. Вместо этого ее пытаются выдать замуж за Лопахина, которому она безразлична.

    Симеонов-Пищик – такой же помещик как и Раневская. Постоянно в долгах. Но его позитивный настрой помогает преодолевать его сложную ситуацию. Так, он ни капли не раздумывает, когда поступает предложение сдать свои земли в аренду. Тем самым решив свои финансовые трудности. Он способен приспосабливаться к новой жизни, в отличии от хозяев вишневого сада.

    Яша – молодой лакей. Побывав за границей его уже не прельщает его Родина и даже мать, пытающаяся с ним встретиться уже не нужна ему. Высокомерие его главная черта. Он не уважает хозяев, у него нет привязанности ни к кому.

    Дуняша – молодая ветреная девушка, живущая одним днем и мечтающая о любви.

    Епиходов – конторщик, он хронический неудачник, о чем прекрасно знает. По сути его жизнь пуста и бесцельна.

    Фирс – самый старый персонаж, для которого отмена крепостного права стала величайшей трагедией. Он искренне привязан к своим хозяевам. И его смерть в пустом доме под звук вырубаемого сада весьма символична.

    Шарлотта Ивановна – гувернантка и циркачка в одном лице. Главное отражение заявленного жанра пьесы.

    Образы героев «Вишневого сада» объединены в систему. Они дополняют друг друга, тем самым помогая раскрыть главную тему произведения.

    Тест по произведению