Беседа день белорусской письменности в старшей группе. Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры в ДОУ

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию. (Слайд 3)
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Слайд 4 .Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 5 .Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Слайд 6 . Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды, отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 9 . 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу - славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)
4 Станция «Сказочно - загадкино" (Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в детский сад. (Слайд 19)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)

Цель:

Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование:

Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

Ход.

(Слайд 2) Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Слайд 3) - Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Мы решила вам сделать сюрприз.

(Выносит букварь) (Слайд 4)

Вопросы детям:

Что это? (книга, Азбука)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Ребенок читает стих:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Вопросы детям:

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности . (Слайд 5-6)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание.

(В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)

Вот такая история появления письменности.

А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Игра-задание «Напечатай букву»

Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени.

Рассказ воспитателя:

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)

(дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок детьми об учении

(Дети рассказывают пословицы об учении) (слайд 28)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Рассказ воспитателя

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)

С лавянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Игра «Разбери буквы» (слайд 30)

(выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)

Рассказ воспитателя:

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)

(Дети читают стихи) (Слайд 33)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

(слайд 34) - Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

В России ежегодно в мае отмечается праздник День славянской письменности. В , в рамках патриотического воспитания, расширения исторических знаний детей проводится неделя славянской письменности, в соответствии с ФГОС ДО и рекомендациями программы «От рождения до школы». На этой неделе воспитатель рассказывает о появлении письменности, Кирилле и Мефодии, знакомит детей со славянской литературой и играми. Итогом недели становиться развлечение «День славянской письменности», где дети закрепляют полученные знания. Описание бесед с детьми, сказки славянских народов вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Неделя славянской письменности».

Социально-коммуникативное развитие

Дети готовят сообщение о родословной, выясняют, что означают цвета на флаге России, обсуждают рассказ «Как цыпочка писать училась», что способствует социально-коммуникативному развитию.

Познавательное развитие

В области познавательного развития запланированы презентация «Как люди писать научились», эксперименты «Естественная лупа» и «Вдвоём веселее», изготовление макета «Весна в лесу», наблюдение за картофелем на огороде.

Речевое развитие

Старшие дошкольники учатся правильно развёрнуто отвечать на вопросы, решают проблемную ситуацию «Что было бы, если бы люди так и не научились писать». Взрослый предлагает игры и упражнения на знакомство детей с предложением, звучащим словом и т.д., решая задачи речевого развития.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланированы пение знакомых народных песен, лепка и конструирование по замыслу, рисование «Художники — волшебники» для развития умения смешивать цвета.

Физическое развитие

В области физического развития педагог продумывает знакомство с играми славянских народов, повторяют считалки. Для формирования привычки к здоровому образу жизни запланировано поле чудес «Продукты для здоровья», беседы о режиме дня.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Домашние заготовки «Моя родословная». Цель: расширять представления о родственных связях. Просмотр мультимедийной презентаций «Как научились люди писать». Цель: познакомить детей с появлением письменности, приобщать к социально-культурным ценностям. Проблемная ситуация «Что было бы если люди так и не научились писать». Цель: учить нестандартно мыслить. Рассматривание альбома «Народные промыслы». Цель: закрепить знания о разных видах росписи. Знакомство со славянской игрой «Тише едешь». Цель: уточнить правила игры.
Про-
гулка
Беседа «Что означают цвета нашего флага». Цель: закреплять знания о государственной символике. Упражнение «Найди игрушку». Цель: развивать пространственное восприятие во время передвижения. Беседа «Как правильно ответить на вопрос». Цель: формировать культуру речи. Конкурс рисунков на асфальте «Моя любимая сказка». Цель: закрепить представления о сказках и их героях. П.и. в «Школе мяча». Цель: закрепить умение детей выполнять разные действия с мячом, развивать координацию движений, глазомер, ловкость. П.и. «Цветной муравей». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о празднике «День славянской письменности». Цель: дать сведения о Кирилле и Мефодии, пополнить исторические знания детей. Познавательно-исследовательская деятельность «Естественная лупа». Цель: показать детям способ рассмотреть маленькие предметы без лупы. Беседа «Что такое мифы и легенды». Цель: познакомить с новыми литературными жанрами. Развивающее конструирование «Разные постройки». Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. Самостоятельные игры с физкультурным оборудованием. Цель: воспитывать дисциплинированность, уважение к другим игрокам.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Кому это нужно?» Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомство со славянскими народными играми. Цель: приобщать детей к культуре России. Игра «Телефонный разговор». Цель: развивать умение грамотно выражать свои мысли. Повторение русских народных танцев. Цель: порадовать детей. Беседа «Мышцы и их значение». Цель: расширять представления детей о своём организме.
Про-
гулка
Мытьё игрушек на веранде. Цель: развивать аккуратность и добросовестность. Наблюдения на огороде за картофелем. Цель: сделать выводы о том, что пророщенный картофель даёт ранние всходы. Игра «Кто больше назовёт». Цель: обогащать словарь. Д.и. «Художники — волшебники». Цель: показать навыки работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков. П.и. «Медведь и пчёлы». Цель: формировать умение запрыгивать на возвышенность. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений.
ОД

Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

Миру;

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо, хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.


День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти создателей кириллицы – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, был возрождён в России в 1991 году. В Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор, каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник.


Воспитатели старшей группы познакомили детей с историей возникновения этой памятной даты.


Неделя славянской письменности прошла познавательно и интересно. Воспитатели прививали детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории, в доступной форме, рассказывали о деятельности братьев-просветителей, их неоценимом вкладе в культуру братских славянских народов. Объяснили ребятам понятие «славянский мир», показали примеры общих истоков, схожести языка и традиций родственных этносов.


Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.


Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю. Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.


Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.


Чтобы лучше понять прочувствовать историческую культуру родной страны, можно окунуться в те далёкие старославянские времена, побывать в «гостях» у славян.


Дети старшей группы вместе с воспитателем Пономарёвой Валентиной Александровной, нарядились в славянские костюмы и стали не гостями, а героями увлекательного развлечения «Какие мы славяне». В ходе познавательной беседы, милые детушки, услышали рассказ Славянки о Святой Руси, о далёких временах…


Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать, да косить, дома – терема рубить. И пряли, и ткали, в кузне мастерили, с глиной, да деревом умели работать. Хорошими охотниками и рыбаками были. Могли петь и хороводы водить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать…


Стихи, загадки, презентацией «Какие мы славяне», словесные игры, игры- хороводы, и народные песни возле русской берёзки, помогли ребятам побывать в далёких исторических временах и ещё раз вспомнить прославленные труды братьев Кирилла и Мифодия, основоположников славянской письменности.


Такая нетрадиционная работа легко и непринуждённо приобщает детей к истории России, сохраняет и передаёт культурный и исторический опыт.