Состояние проблемы сохранения памятников культуры в РФ‏. Проблема исторической памяти Исчезновение памятников истории и культуры аргументы

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

О сохранении памятников культуры

Данный текст написан в публицистическом стиле. В этом тексте просматриваются важные проблемы нравственного вос­питания общества.

Первая проблема - о необходимости бережного отноше­ния к памятникам культуры. К этому призывает нас академик Д.С. Лихачёв, признанный авторитет в области филологии. Ком­ментируя эту проблему, можно сказать, что памятники, которые он призывает сохранить, отражают историю нации, в частности некоторые важные моменты в жизни нашего Отечества.

Вторая проблема состоит в том, что памятники культуры - это отражение духовной жизни народа, его национальных осо­бенностей, его художественного мышления. Комментируя эту проблему, нужно отметить, что памятники культуры, оставляю­щие яркий след в нравственной жизни народа, могли создать лишь талантливые мастера.

Автор текста высказывает мысль о том, что слово «памятник» напрямую связано со словом «память», и это есть выражение авторской позиции. Небрежное отношение к памятникам куль­туры и даже их уничтожение обедняют духовность нации, явля­ются причиной утраты связи искусства с жизнью общества.

Я согласен с мнением автора и хочу привести доказательство правильности его позиции. Первый храм Христа Спасителя был построен на народные деньги в знак победы над Наполеоном. А памятник Дзержинскому, возведённый на Лубянке, олице­творял порядок в молодой стране Советов. Оба эти памятника культуры были рождены временем, символизировали черты своей эпохи. Уничтожение храма было кощунством, надруга­тельством над народной святыней. Это счастье, что по его об­разу построили новый. А стоило ли сносить памятник Дзержин­скому? Это вопрос спорный. Можно осудить за неправедные дела человека, исторического деятеля. Но умолчать о его роли, значимой и масштабной, нельзя.

Доказательство второе. Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети» в своём стремлении перестроить Россию собирался «место расчистить». Он имел в виду, очевидно, разрушение прежнего государственного порядка революционным, насиль­ственным путём. И тут не до культуры с её памятниками и вся­ческими излишествами. И «Рафаэль гроша медного не стоит». Это его, Базарова, изречение.

История показала, насколько не правы люди базаровского типа. Смысл жизни - в созидании, а не в разрушении.

Здесь искали:

  • проблема сохранения культурного наследия аргументы
  • проблема вклада в отечественную культуру аргументы
  • проблема сохранения памятников культуры аргументы

В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор затрагивает очень важную для всего общества проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить достойного будущего. Природа - это тоже память, наша история. Так, гибель острова Матёра и одноименной маленькой деревушки стали причиной утраты памяти о прекрасных днях жизни в этой местности, ее прежних жителях… К сожалению, лишь старшее поколение, например, главная героиня Дарья Пинигина, понимали, Матёра — не просто остров, это связь с прошлым, памятью предков. Когда Матёра скрылась под водами бушующей Ангары, и последний житель покинул это место, память умерла.
  2. История героев научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» также является подтверждением того, что природа — часть нашей общей истории. Природа, время и память - все эти понятия сплетаются воедино, и это подчеркивает писатель-фантаст. Смерть маленького существа, бабочки, стала причиной гибели будущего всего мира. Вмешательство в жизнь дикой природы доисторического прошлого обошлось очень дорого жителям планеты Земля. Таким образом, проблема сохранения природного наследия в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» поднимается для того, чтобы люди задумались о ценности окружающей среды, потому что она неразрывно связана с историей человечества.

Сохранение культурного наследия

  1. В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значат для человека памятники культуры. Доктор филологических наук напоминает нам, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению. Он призывает всех принимать активное участие по сохранению памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. Это утверждение должно убедить каждого неравнодушного человека попытаться разрешить проблему сохранения культурного наследия, поставленную Д.С. Лихачевым.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен в том, что культура незаменима в жизни людей. Автор пытается донести через этого героя мысль о важности культурного наследия не только нигилисту Евгению Базарову, но и всем читателям. Без целебного влияния искусства Евгений, например, не смог понять себя и вовремя осознать, что он – романтик, и тоже нуждается в тепле и ласке. Именно духовная сфера помогает нам познать самих себя, поэтому мы не можем ее отрицать. Музыка, изобразительное искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.

Проблема памяти в семейных отношениях

  1. В рассказе К.Н. Паустовского «Телеграмма» Настя долгие годы забывала о своей матери, не приезжала, не навещала. Она оправдывалась каждодневной занятостью, но никакие дела не сравнятся по важности с родной матерью. История главной героини дается автором в назидание читателю: забота и любовь родителей не должны забываться детьми, потому что однажды станет поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Лишь после смерти матери девушка поняла, что очень мало времени уделила той, что оберегала ее сон у детской кроватки.
  2. Слова родителей, их наставления порой запоминаются детям на долгие годы и даже на всю жизнь. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , Петр Гринев, очень четко уяснил для себя простую истину отца «береги честь смолоду». Благодаря родителям и их наставлениям, герой никогда не сдавался, никого не обвинял в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь. Память о родителях была чем-то сакральным для Петра Гринева. Он уважал их мнение, старался оправдать доверие к себе, впоследствии это помогло ему стать счастливым и свободным.
  3. Проблема исторической памяти

    1. В романе Б. Л. Васильева «В списках не значился» главный герой еще не успел отметиться на боевом посту, как началась кровопролитная Вторая Мировая Война. Он вложил все молодые силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Даже оставшись в одиночестве, он не переставал наводить ужас на оккупантов своими ночными вылазками. Когда Плужникова поймали, враги отдали ему честь, так как советский солдат поразил их своей отвагой. Но название романа говорит нам о том, что множество таких безымянных героев утеряны в сутолоке дней, когда их просто не успели внести в очередной список. Но сколько они, неузнанные и забытые, сделали для нас? Для того чтобы мы хотя бы это сохранили в нашей памяти, автор посвятил подвигу Николая Плужникова целое произведение, ставшее тем самым памятником боевой славы на братской могиле.
    2. В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» описывается общество, отрицающее свою историю. Как мы видим, их идеальная, не омраченная воспоминаниями жизнь стала лишь приторным и бессмысленным подобием настоящей жизни. У них не осталось чувств и эмоций, семьи и брака, дружбы и других ценностей, определяющих личность. Все новые люди – пустышки, существующие по законам рефлексов и инстинктов, примитивные создания. На их фоне выгодно выделяется Дикарь, чье воспитание было построено на связи с достижениями и поражениями прошлых эпох. Именно поэтому его индивидуальность неоспорима. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.
    3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Урок развития речи в старших классах ориентирован прежде всего на усвоение основных требований к выполнению задания с развернутым ответом. Учащиеся должны владеть основами анализа текста, правильно формулировать проблему, комментировать её, определять авторскую позицию, выражать своё мнение по сформулированной проблеме и аргументировать его, приводя аргументы из художественной, публицистической и научной литературы.

Цель: подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына.

образовательные:

  • познакомиться с историческими материалами о строительстве и разрушении Храма Христа Спасителя;
  • выполнить анализ текста А.Солженицына;
  • изучить письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

развивающие: совершенствовать умения:

  • выполнять работу в соответствии с конкретной речевой задачей;
  • правильно определять тему и основную мысль текста;
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • пересказывать и анализировать текст;
  • наблюдать, собирать материал для рассуждения;
  • сравнивать тексты, соотносить их по проблематике;
  • систематизировать материал, соотносить с проблемой исходного текста;
  • анализировать текст, оценивать его по критериям К1-К4;
  • строить сочинение в определенной композиционной форме: в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом К1-К4;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка.

воспитательные:

  • воспитывать чувство глубокого уважения к культурному наследию нашей страны;
  • воспитывать понимание ценности храмов, свидетельствующих о духовном богатстве нашего народа.

Оборудование: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009г.; интерактивная доска для демонстрации слайдов презентации, раздаточный дидактический материал для наблюдения и анализа, критерии оценивания задания с развернутым ответом К1-К4.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о памятниках архитектуры. Какую роль они играют в жизни современного человека? Стоит ли их сохранять в условиях активного современного строительства?

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы.

4. Слово учителя. Памятники архитектуры обязательно надо сохранять. Поговорим о храмах. Они являются образцами духовных устремлений народа. В них живет напоминание потомкам о вечных ценностях. В них до сих пор живут незримые законы гармонии и красоты. В них выражена мысль о стремлении человека к прекрасному, к духовному преображению мира земного.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили пересказ текстов по группам, выделение ключевых слов в каждой части. В результате устной работы состоится сообщение об истории строительства Храма Христа Спасителя, художественное описание Храма перед его открытием и художественное описание в ночь после его разрушения. Приложение 1.

6. Выявление восприятия.

Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения, пересказа? Какие образы предстали перед вами? Расскажите о своих чувствах, используя ключевые слова из текста. (Сожаление об утрате прекрасного, духовно значимого творения рук человеческих. Возмущение бездушным отношением к культурному наследию. Тревожность за шаткое, неустойчивое пребывание прекрасного в жестоком мире. Образ величественного Храма, имеющего собственную душу, и образ груды развалин после взрыва). Ключевые слова: "Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой", "истинная красота и гармония были целителями страждущей души", "храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы", "храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения", "думали, храму стоять вечно", тысячи землекопов выбирали и вывозили землю", вдохновенные художники расписывали своды", "скульпторы украшали храм", "понадобилось семнадцать лет", "проступали бесчисленные тени ратников", "храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памятью народа..., дабы народ не заплутался во тьме", "из года в год писалась незримая, вечная книга времен". "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти".

7. Слово учителя. Сегодня Храм Христа Спасителя радует людей своей прежней красотой. Он восстановлен. И радуется человеческое сердце, обретая веру в победу добра, справедливости, бессмертия.

8. Просмотр слайдов презентации. Приложение 2 .

9. Работа с текстом из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. ФИПИ, 2012 г.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13)Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

- (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь, - сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

- (29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32)Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (36)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон, пропела Агния. - Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон, твердила своё Агния.

- (41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон. - (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

- (44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы рек, повторённые последними фонарями...

(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Какова тема текста? Какова его основная мысль? (В тексте говорится о разрушении храма. Основная мысль заключается в том, чтобы показать недоумение и огорчение человека, увидевшего искореженный пустырь на том месте, где когда-то стоял великолепный храм).

Какие образы противопоставлены? (Автор противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Кроме того, "высота с просторной открытой далью", красота панорамы противопоставлены "теснине города", тихий голос девушки - "городскому громыханию").

Определите основные проблемы. (Проблема сохранения культурного наследия. Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека).

Найдите слова-маркеры, средства выражения позиции автора. (В данном тексте позиция автора открыто не выражена. Слова маркеры будем искать в образах Агнии и Антона, а также в словах автора).

В каких словах выражена авторская мысль? (В словах Агнии " Москва - уходит!" выражена мысль о разрыве связи поколений. Уходит Москва, оставленная нам предками. Уходит история. В словах Антона "Это - Москва!", "Это художественный памятник, его как пить дать оставят". В словах автора "захваченно произнёс Антон", "разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу", "Яконову стало горячо в глазах. Он зажмурился, тихо сел. На каменные обломки, завалившие паперть").

Какое средство выразительности ярко подчеркивает недоумение, потрясение Антона? (Парцелляция в предложениях 17, 18).

Какая смысловая связь может быть между данным текстом и предыдущими? (Речь идет о красоте и величии храмов, а также об оставшихся от них обломках. "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти" --- "3емля под ногами в обломках кирпича , в щебне , в битом стекле , и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству... Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу". Тексты объединены общей проблемой: проблемой сохранения культурного наследия).

10. Слово учителя. Мы видим удручающие картины, являющиеся следствием разрушения. У человека, глубоко понимающего закономерности нетленного созидания, связанного с нравственными законами, с традициями православной культуры, у человека, глубоко понимающего историческую ценность подобных архитектурных сооружений, в душе возникает недоумение, сожаление об утрате прекрасного, вечного.

11. Слово учителя. Одним из защитников культурного наследия был Д.С. Лихачёв. Он выступал против бездушного преобразования исторически ценных объектов. Для него было важным сохранение памятников прошлого такими, какими оставили нам в наследие заботливые предшественники, любившие своё Отечество.

12. Чтение отрывка письма сорок третьего из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…

Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

13. Работа над основной мыслью и ключевыми словами. "Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда".

Делаем вывод о влиянии храма на жизнь человека. Задача - глубоко прочувствовать степень утраты памятника архитектуры, ставшего для академика Лихачева началом новой жизни, связанной с изучением истории Руси. Почувствовать ответственность за свои поступки перед будущим.

14. Оценка сочинения ученика по критериям К1-К4.

У каждого человека, наверное, есть дорогое, памятное место, где он испытывает особое чувство причастности к чему-то великому, вечному. Храмы… Немые свидетели величия и славы страны. Надо ли их сохранять? Именно эту проблему затрагивает Александр Солженицын.

Писатель противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Антону вспомнились горькие слова Агнии о том, что церковь снесут, что “Москва уходит”. Ему больно смотреть на это место, ведь он тогда был уверен, что “художественный памятник... оставят”.

Солженицын жил в эпоху, когда разрушение храмов было явлением нередким. Автор считает, что подобное отношение к памятникам прошлого разрывает связь поколений, нарушает гармонию в жизни человека. Писатель уверен: общество должно бережно относиться к памятникам, сохранять то, что дарит высокие, светлые чувства.

Несомненно, сегодня всем русским людям дорог Храм Христа Спасителя, построенный в ознаменование победы в войне 1812 года. Насколько важен для человека этот храм, мы узнаем из книги "Отречение" писателя и общественного деятеля Петра Проскурина. Он рассказал о долгой, кропотливой работе лучших мастеров из разных уголков страны, о значении храма – символа русской соборности, единства…

Строившийся годами, он был разрушен за одну минуту. О том, что осталось потомкам, написано в статье Петра Георгиевича Паламарчука. Мы видим страшную картину запустения: одинокий остаток собора посреди бесчисленного множества обломков.

Хочется отметить, что к культурному наследию надо относиться бережно, помнить о том, что дошедшее до нас из глубины столетий строилось на века в знак безмерной любви к Родине. И не могут, не имеют права решать судьбу памятников несколько человек. Здесь важно учитывать общественное мнение.

(Ученики оценивают текст по критериям К1-К4).

15. Итоги урока. Рефлексия. Какие чувства испытываете? Какие мысли возникли к концу урока? Какие средства выразительности будете использовать в сочинении, раскрывая проблему сохранения культурного наследия?

16. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына, используя в качестве литературных аргументов материалы: упр. 182 (Статья Даниила Гранина о защите сохранности Невского проспекта Д.С. Лихачёвым), упр. 188 (Статья Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"), письмо сорок третье из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Использованы материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998 г. (Упр. 315).

2. Письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

3. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько. - М. : Национальное образование, 2011. - (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).

4. Интернет-ресурсы: фотографии (Яндекс. Картинки), материалы о Храме Христа Спасителя (ru.wikipedia.org> Храм Христа Спасителя), Проскурин П.Л. Отречение. Электронная библиотека (http://royallib.com/).

(Наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе, хотим мы этого или нет).

· Вышедшая в свет книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» Людмилы Овчинниковой стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны. Автор описывает воспоминания детей военного Сталинграда. История человеческого горя и самопожертвования потрясла меня. Эта книга должна быть в каждой школьной библиотеке. Событиям героического прошлого не дано стереться из человеческой памяти.

· Проблему исторической памяти поднимает в своей статье «Древняя Спарта» Л. А. Жуховицкий. Какую память оставили после себя великие древние государства? В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие «напряжённую духовную жизнь» людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то «Афины заложили фундамент современной культуры».

· В романе-эссе «Память» В. А. Чивилихин пытается вспомнить наше историческое прошлое. В центре произведения – русское героическое Средневековье, бессмертный урок истории, забывать о котором недопустимо. Писатель рассказывает о том, как грабительское степное войско 49 дней штурмовало и не могло взять лесной городок Козельск. Автор считает, что Козельск должен войти в историю наравне с такими гигантами, как Троя, Смоленск, Севастополь, Сталинград.

· Сейчас многие вольно обращаются с историей. Ещё А. С. Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

· Поэма А. С. Пушкина «Полтава» - героическая поэма. В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события. Поэт считал, что русский народ, идя самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

· Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

· Проблему исторической памяти поднимает В. А. Солоухин в своих публицистических произведениях. «Разрушая старину, всегда обрываем корни, но при этом, подобно деревцу, у которого каждый корневой волосок на счету», в тяжёлое время те самые корешки и волоски и создают всё сызнова, возрождают и дают новые силы».

· Проблема утери «исторической памяти», стремительного исчезновения памятников культуры является общим делом, и решить её можно только сообща. В статье «Любовь, уважение, знание» академик Д. С. Лихачёв повествует о «невиданном поругании народной святыни» - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю! «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». А если память стирается, то люди, отдалённые от своей истории, становятся безучастными к свидетельствам прошлого. Поэтому память – основа совести и нравственности…

· Человек, не знающий своего прошлого, не может считаться полноценным гражданином своей страны. Тема исторической памяти волновала А. Н. Толстого. В романе «Пётр I» автор изобразил крупного исторического деятеля. Его преобразования – осознанная историческая необходимость, реализация экономического развития страны.

· Сегодня для нас очень важно воспитание памяти. В своём романе «Рой» С. А. Алексеев пишет о жителях российской деревни Стремянки, которые отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. Более трёх четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди помнят её, мечтают вернуться на свою родину. Но молодёжь не понимает своих отцов и дедов. Поэтому Заварзин с трудом упрашивает своего сына Сергея съездить в прежнюю Стремянку. Эта встреча с родной землёй помогла Сергею прозреть. Он понял, что причины неудач и разлады в его жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Ахматовой «Реквием». Произведение стало памятником всем матерям, которые пережили страшные 30-е годы, и их сыновьям, жертвам репрессий. А. Ахматова видит свой долг человека и поэта в том, чтобы донести до потомков всю правду об эпохе сталинского безвременья.

· Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти». Память, преемственность, долг стали основными понятиями поэмы. В третьей главе тема исторической памяти выходит на первый план. Поэт говорит о необходимости такой памяти в духовной жизни народа. Беспамятство опасно. Необходимо помнить о прошлом, чтобы не повторить его страшных ошибок.

· Человек, не знающий своего прошлого, обречён на новые ошибки. Не может он считаться полноценным гражданином если не знает, что за государство Россия, её историю, людей, проливших кровь за нас, за потомков. Особое место в нашей литературе занимала тема Великой Отечественной войны. Мы узнаём о настоящей войне из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Нелепая и жестокая смерть девушек-зенитчиц не может оставить нас равнодушными. Ценой своей собственной жизни помогают старшине Васкову задержать немцев.

· В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт один за другим вплетаются русские праздники. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель святости. Забвение предков, забвение традиций не принесёт России мира, мудрости, духовности и нравственности. Такова основная мысль автора.

· Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом. Роман «Генерал и его армия» известного русского писателя Георгия Владимирова привлекает наше внимание обжигающей правдой о войне.

Проблема неоднозначности человеческой натуры.

· Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми? В произведении «Мой Марс» И. С. Шмелёв поднимает проблему неоднозначности человеческой натуры. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.

IY. Семейные проблемы.

Проблема отцов и детей.

(Отцы и дети – вечная проблема, которая волновала писателей разных поколений).

· Название романа И. С. Тургенева показывает, что эта проблема самая важная. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. «Отцы» придерживались старых взглядов. Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Их конфликт был конфликтом двух мировоззрений.

· Образ Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является в романе центральным. Но немаловажны и образы его престарелых родителей, которые души не чают в своём сыне. Казалось бы, Евгений равнодушен к своим старикам. Но в конце произведения мы убеждаемся, как трепетно Базаров относится к своим родителям. «Таких людей, как они, днём с огнём не найти», - говорит он перед смертью Анне Сергеевне Одинцовой.

· Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстаёт перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его, чувствует свою вину перед ним, но всё же уехала, оставив отца одного. Для него это поступок дочери оказался большим ударом. Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застаёт его в живых.

· Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни. Такова Кабаниха в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабанихе противостоит Катерина, которая идёт наперекор её правилам. Всё это и явилось причиной гибели Катерины. В её образе мы видим протест против родительских понятий нравственности.

· Одно из столкновений отцов и детей происходит в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов учит жить Чацкого, то же высказывает свой отношение к жизни. Фамусову в отступлении от «завета отцов» уже мнится покушение на весь уклад их жизни, даже больше – неуважение моральных заветов, посягательство на моральные устои. Данный конфликт непримирим, потому что обе стороны глухи друг к другу.

· Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве А. С. Грибоедова «Горе от ума». Представитель «века нынешнего» Чацкий, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего».

· Каждый из писателей по-своему видел конфликт отцов и детей. М. Ю. Лермонтов в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…»

· Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию между отцами и детьми, достаточно бывает одного маленького шага друг к другу – любви. Непонимание между отцом и сыном разрешается самым неожиданным образом в произведении В. Г. Короленко «Дети подземелья». Вася, рассказчик всех событий, глубоко переживает смерть матери. Он любит и жалеет своего отца, но отец не подпускает его к себе. Понять друг друга помогает им совершенно чужой человек – пан Тыбурций.

· Связь поколений не должна обрываться. Если юношеский максимализм не даёт объединить молодёжи два поколения, тогда мудрость старшего поколения должна сделать первый шаг навстречу. Г. И. Кабаев в своём стихотворении пишет: « Одной мы связаны судьбой, Одной семьёй, единой кровью… Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью.