Определение резпрезентативных сиситем художник или мыслитель? биатест. Диагностическая методика "художник или мыслитель" Тесты по обществознанию

Тест 1 «Художник или мыслитель»

Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный.

Для художественного типа, т. е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции , логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов , он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.

Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие).

1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Диагностика интеллектуальных способностей ориентирована на учет двух показателей индивидуального интеллекта: интеллектуальную продуктивность и своеобразие интеллектуальной деятельности.

Диагностируемые психологические качества (с указанием соответствующих процедур).

Показатели интеллектуальной продуктивности

I. Уровневые свойства интеллекта:

1) объем кратковременной слуховой и зрительной памяти (методики «Воспроизведение рядов цифр», «Воспроизведение геометрических фигур»);

2) сравнительные возможности эффективности механического и логически-смыслового запоминания (методика «Механическое и смысловое запоминание пар слов»);

3) основные свойства внимания (методики «Корректурная проба», «Отыскание чисел», «Перепутанные линии»);

4) уровень развития пространственных представлений (методика «Сложение фигур», «Магическая фигура»);

5) уровень вербального понимания (методики «Сложные ассоциации», «Выявление существенных связей между понятиями»).

II. Процессуальные свойства интеллекта:

1) гибкость мыслительного процесса, связанная со способностью переходить от одного способа решения к другому (методики «Решение серии арифметических задач», «Текст с противоречием»);

2) индивидуальные стили кодирования информации (методика «Пиктограмма»).

Показатели своеобразия интеллектуальной деятельности

Выраженность основных познавательных стилей. Преобладание полезависимого – поленезависимого стиля интеллектуальной деятельности (методика «Включенные фигуры»).

Методика «Воспроизведение рядов цифр»

Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти.

Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:

Обработка результатов. После завершения работы учитель обсуждает с учениками успешность выполнения задания и определяет объем кратковременной памяти. Чем больше рядов запомнит ученик, тем больше объем его кратковременной памяти.

Методика «Воспроизведение геометрических фигур»

Инструкция. В течение 10 сек. учащийся должен внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов. По команде попытаться нарисовать их в том же порядке.

Оборудование. Плакат со стимульным материалом, бланк, ручка.

Стимульный материал


Обработка результатов. Подсчитайте продуктивность В (%):

число правильных фигур

В = х 100%

От 70 до 100% - высокий показа;

от 30 до 70% - средний показа;

от 0 до 30% - низкий показа

Методика «Механическое и смысловое запоминание пар слов»

Работа проводится в два этапа. На первом этапе предлагается запомнить пары слов, не связанных по смыслу, на втором – пары слов, связанных по смыслу.

Инструкция. Прочитайте и запомните пары слов.

1 этап

1) жук – щетка;

2) очки – грибы;

3) ромашка – зарядка;

4) дождь – сердце;

5) мухомор – диван;

6) гребенка – ветер;

7) сапоги – циркуль;

8) топор – кисель;

9) муравей – экскаватор;

10) стол – дым

Учитель предлагает записать слова. Он называет первое слово, а учение записывает второе слово пары.

Как правило, школьники воспроизводят 3 – 8 пар слов.

2 этап

1) сарай – дрова;

2) стул – кресло;

3) зерно – булочка;

4) дерево – лист;

5) котенок – тигр;

6) кухня – кастрюля;

7) муха – бабочка;

8) солнце – свет;

9) молния – гром;

10) пластилин – стекло

На этом этапе количество воспроизведенных пар слов значительно выше, чем в первом случае, что является показателем большей продуктивности смыслового запоминания по сравнению с механическим.

Методика Бурдона «Корректурная проба»

Инструкция. На бланке написаны различные буквы. Просмотрите их слева направо. Буквы «а» подчеркнуть, а буквы «о» зачеркнуть. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркнуть, а «о» подчеркнуть.

При работе по первому способу через минуту следует команда: «Черта, второй способ!». Это значит: нужно провести вертикальную линию на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем через минуту следует команда: «Черта, первый способ!». Поставьте черту и начинайте работать первым способом и т. д.

Время работы – 5 мин.

носмкалверлкевссвмлормраекнрековнлмрслаоскемрвкнсонеалкрамен

окрнрвмланрклоенмрвклсклмлоеараслвмрнаеонлармссвавсекенавасз

мнсккраовлменрслаосрвкеннлаеомралсвмвоеасрнлсоеоамлывкмронв

аквориесамекворменокравсемалнлмркесовмлнкесрнеовмвакасосмнлл

ломеснкавоковмнесалквемрнаовскамрнрсомлкралеснрвлкевалмнеско

лнмсосалкавмвоенрсекнлнвосекрмнлнаксвоанрмевкласенмвоковакнсе

квнорнквнлмаоеослнрсаеовмвслармеоалннекврсоалсрнемлвоарккснм

савоанекесвавссмралноевнрмвлсарреаолмколкврмнеолкрналмврнрко

немарклаеноенкврнексоалсрмлнвокереароморлмвссвеклревлакмсона

сонакмевлклрсвемвсорлромкеарокелнвсрмоалексвсврмснкенокламраен

рковрналмкрнеолрмнлквлксолмраелсармвевнлномравссчваеконсавгез

смнркквоаемлсрноалврспекелнмеолармвсеоврсаслноеолмаквнормквн

вкарноасекемровномркосвамелнлкрмоселмвекннрсвоеавмалксослмн

молнсевакоконмвасевклрмеоанкстрмасрнлмоаркселврнекллавенмокс

онмсаквлреклвессмврлмороеарккеволнрмлсоаксмеррнкосенларкмане

конрврлмнакролнермквсллклмоерасавлрмвноеелнрасмвсваесеканвоса

нмксркоалветнлсоарсквнелноамерслмвоваерслносоеманклврмнокв

каоврнсемакеовмрнекоарсвмелаенрмексосмвнлекрсенвовмкаасосмслн

олемнсаковаквменосклеврманвоксманрсрмокралернсрврклвеланмсоке

неармалконекнсмрвскелаомрсвнлекораекморлросвмевсрлклвемканос

Обработка результатов.

1. По завершении работы учитель просматривает бланк испытуемого, подсчитывая по заранее подготовленному ключу число ошибок: за каждую ошибку, пропущенную или неверно зачеркнутую букву вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – 60 знаков.

2. Подсчитывается общее число просмотренных букв.

3. Особое внимание обращается на то, как снижается (или увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет число ошибок.

Оценка результатов

Ошибка в баллах

Количество посмотренных знаков (минус ошибки)

От 920 до 1075 – выше среднего;

от 670 до 920 – средний;

от 0 до 670 – ниже среднего.

Методика «Отыскание чисел»

Инструкция. На бланке таблица с 25 клетками, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40. Необходимо как можно быстрее записать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке. Если какое-либо число будет пропущено, ничего исправлять не надо, так как исправление равноценно ошибке. Работа продолжается.

Обработка результатов. Время работы – 1,5 мин.

Оценка результатов осуществляется по таблице.

Ошибка в баллах

Количество правильных ответов (минус ошибки и исправления)

От 7 до 9 баллов – выше среднего (1);

от 4 до 6 баллов – средний (2);

от 1 до 3 баллов – ниже среднего (3).

Методика «Перепутанные линии»

Инструкция. На рисунке 25 перепутанных линий. Необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она заканчивается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинать следует с линии, обозначенной слева 1, найти, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем перейти к линии 2 и т. д.

Ответы следует записывать по порядку на отдельном листе бумаги, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание надо только путем зрительного контроля, не ведя вдоль карандашом или пальцем.





Начало линий Конец линий




1 1

2 2


3 3

4 4

5 5


7 7


8 8


14 14

16 16

17 17

19 19

Обработка результатов. Правильные ответы: 1 – 22, 2 – 1, 3 – 8, 4 – 23, 5 – 6, 6 – 13, 7 – 21, 8 – 14, 9 – 3, 10 – 4, 11 – 11, 12 – 2, 13 – 10, 14 – 15, 15 – 19, 16 – 12, 17 – 16, 18 – 9, 19 – 7, 20 – 25, 21 – 24, 22 – 17, 23 – 20, 24 – 18, 25 – 5.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

Методика «Сложение фигур»

Инструкция. Необходимо мысленно составить целые геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, крест) из отдельных элементов, расположенных на бланках. Необходимые для составления фигуры элементы следует отметить крестиком.

Материал для решения каждого задания состоит не только их необходимых частей, но и из лишних.

Время работы – 15 мин. Работайте быстро и точно.

Обработка результатов. Обработка осуществляется по формуле Р – В, где Р – число отработанных заданий, В – число ошибок, Т – время выполнения заданий. Т

Больше 1,5 – выше среднего;

от 1,0 до 1,5 – средний;

меньше 1,0 – ниже среднего.

Задание

Ответ

Рис. 1. Пример сложения треугольника, квадрата, круга и креста из различных фигур.

Задания



Ответы

Методика «Магическая фигура»

Следует рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

2. Сколько равнобедренных треугольников?

3. Сколько прямоугольных треугольников?

4. Сколько прямоугольников?

5. Сколько ромбов?

Ответы: 1) 68; 2) 32; 3)36; 4) 18; 5) 13

Методика «Сложные ассоциации»

Представленные пары слов находятся в логической связи, шесть пар из них отмечены шифром-буквой, а двадцать пар – шифром-числом. Необходимо к двадцати парам слов по аналогии (по ассоциации) подобрать пары слов, отмеченные буквой. В таблице в графе «Ответы» необходимо поставить соответствующую букву или число и букву. Например, первая пара слов: испуг – бегство. Отношение между ними: испуг – причина, бегство – следствие. Этому соответствует шифр «Д» (отравление – смерть). Значит, в ответе пишут «Д» или «1Д».

Пара слов

Шифр-буква

Овца – стадо

Малина – ягода

Море – океан

Свет – темнота

Отравление – смерть

Враг - неприятель

Пара слов

Шифр-буква

Ответ

Испуг – бегство

Физика – наука

Правильно – верно

Грядка – огород

Пара – две

Слово – фраза

Бодрый – вялый

Свобода – воля

Страна – город

Похвала – брань

Месть – поджог

Десять – число

Плакать – реветь

Глава – роман

Покой – движение

Смелость - геройство

Прохлада – мороз

Обман – недоверие

Пение – искусство

Тумбочка – шкаф

Обработка результатов. Критерии оценки результатов приводятся в таблице.

Оценка в баллах

от 7 до 20 баллов – выше среднего;

от 10 до 15 баллов – средний;

от 6 до 9 баллов – ниже среднего

Методика «Выявление существенных связей между понятиями»

Инструкция. Даны двадцать обобщающих слов, к каждому из них – набор по пять слов, на которых два более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, периметр, шестиугольник).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круг, печать).

8. Чтение (глаза, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).

10. Игра (картина, игроки, штрафы, наказание, правила).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Обработка результатов. Критерии оценки результатов приведены в таблице.

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

от 18 до 20 баллов – выше среднего;

от 14 до 17 баллов – средний;

от 9 до 13 баллов – ниже среднего

Тест «Решение серии арифметических задач»

В данном тесте, предложенном А. Лачинсом, ригидность измеряется с помощью последовательного решения 12 арифметических задач. Операционально ригидность моделируется как «склонность к неадекватному применению старого способа действия в новых условиях». Задачи 1 – 5 выполняют роль установочной серии; задачи 6 – 9 – контрольные и допускают простое решение; 10 – 12 – критические и могут быть решены только простым способом. Переход на новый способ в задачах 6 – 9 спонтанный, в задачах 10 – 12 – вынужденный.

При выполнении теста в групповой форме учащимся дается устная инструкция.

Инструкция. Следует решить 12 арифметических задач. У них общее условие – тремя сосудами разной вместимости отмерить заданный объем жидкости. Например: даны три сосуда емкостью 15, 5 и 2 литра. Как отмерить ровно 6 литров?

Возможный вариант решения. Наполним водой сосуд объемом 15 литров, отольем из него 5 литров и два раза по 2 литра. Оставшееся количество жидкости составляет как раз 6 литров. Запись решения: 15 – 5 – 2 – 2 = 6.

По команде «Начали!» учащиеся начинают как можно быстрее решать задачи и записывать решения в виде равенства (как в указанном примере). Все расчеты производить в уме. По окончании работы школьники поднимают руку для регистрации времени.

Образец бланка

№ п/п

Дано

Надо

Решение

15 – 5 – 2 = 6

Интерпретация результатов. Показателем ригидности является номер пробы, на которой учащийся перешел от старого, громоздкого к новому, адекватному способу решения. Чем больше номер, тем сильнее проявляется ригидность.

Методика «Текст с противоречием»

Получив отрицательные ответы, учитель предлагает учащимся перечитать текст. Если и на этот раз ребята не находят правильного ответа, учитель указывает на места с противоречиями в тексте. Образец текста – отрывок из книги К. Ферри «Золотоискатели».

Лодка была медленно подхвачена бурным потоком. Река несла лодку, как будто и лодка, и пассажиры не имели ни веса, ни каких бы то ни было возможностей противостоять этому всесильному потоку. Во время крутых спусков берега проносились мимо испуганных путешественников со страшной скоростью, прибрежные камни и редкие деревья мелькали, сливаясь в пеструю ленту, вызывающую головокружение. На подъемах движение реки замедлялось, она как бы оседала, темнела. Река была подобна живому существу – так же легко и радостно спускалась с горы и так же, как тяжело нагруженный путник, поднимающийся в гору, становилась ленивой и неузнаваемой на редких, затяжных, высоких подъемах.

Мальчики приходили в себя, оторопело смотрели друг на друга, но не успевали они вдоволь посмеяться над своим испуганным видом, как поток срывался с завоеванной вершины, и опять начиналось стремительное мелькание, томительное ожидание следующей передышки.

Методика «Пиктограмма»

Инструкция. Предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень большой и с первого раза его трудно запомнить. Для облегчения запоминания можно, сразу после того как названо слово, выполнить в качестве «узелка на память» то или иное изображение, которое затем поможет воспроизвести названное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения: этот рисунок выполняется для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру называемого слова.

После ознакомления с инструкцией учащимся читают поочередно слова с интервалом не более 30 сек. Перед каждым словом (словосочетанием) называют его порядковый номер. Слово выговаривают четко, один раз.

Воспроизведение названных слов проводят через некоторое время, например в конце урока.

Слова и словосочетания для пиктограмм

1-й вариант 2-й вариант

1. Веселый праздник. 1. Трудная работа.

2. Развитие. 2. Разлука.

3. Богатство. 3. Сомнение.

4. Ядовитый вопрос. 4. Смелый поступок

5. Глухая старуха. 5. Слепой мальчик.

6. Печаль. 6. Болезнь.

7. Дружба. 7. Война.

8. Беззубый дед. 8. Темная ночь.

9. Сердитая учительница. 9. Мальчик-трус.

10. Надежда. 10. Страх.

11. Любовь. 11. Зависть.

12. Мысль. 12. Власть.

Обработка результатов. Учащиеся воспроизводят зашифрованные в рисунках слова. Учитель повторно читает перечень, учащиеся проверяют правильность воспроизведения. Можно выделить три группы,

1-я группа: высокая продуктивность памяти, вербальный материал воспроизведен полностью и без ошибок;

2-я группа: материал воспроизведен полностью, но с искажениями, например, вместо «мальчик-трус» - «трусливый мальчик», вместо «глухая старуха» - «глухая бабушка»;

3-я группа: материал воспроизведен не полностью, со значительными искажениями.

На основании анализа рисунков-пиктограмм можно выделить группы по типу используемых изображений.

Группа А – используются преимущественно абстрактные и знаково-символические формы (линии, стрелки, геометрические фигуры и т. п.). Эту группу можно условно назвать «мыслители».

Группа В – преобладают конкретные изображения (различные предметы: часы, автомобиль). Условно эту группу можно назвать «реалистичные».

Группа С – преобладают сюжетные и метафорические изображения (человек в выразительной позе, ситуация с несколькими участниками, взаимосвязанные предметы, иносказательные изображения. Например, «дружба» - пиктограмма в виде тройки коней и т. п.). Условно эту группу можно назвать «художники».

Методика «Включенные фигуры»

Тестирование проводится в индивидуальной и групповой формах. В первом случае учащиеся с помощью учителя знакомятся с заданием и выполняют тренировочный образец на первой странице тестового материала методики.

Во втором случае после тренировочной серии учитель знакомит учащихся с инструкцией и при помощи секундомера фиксирует время выполнения задания в минутах (секунды округляются до минут).

Инструкция. По команде «Начали!» каждый учащийся должен на бланке рядом с номером карточки написать букву, обозначающую элемент, включенный в фигуру. Каждому потребуется разное время на выполнение задания. Поэтому, дав последний ответ, учащийся поднимает руку, чтобы можно было точно зафиксировать время окончания работы. Не следует долго задерживаться на каждой фигуре. Если нет ответа, то на листе ответов ставят прочерк и переходят к следующей фигуре.

Пример задания

Буквами А – Д обозначены элементы, один из которых обязательно присутствует в приведенных далее изображениях. Напишите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке.

1 (А) 2 (Г) 3 (В)

Пример работы с включенными фигурами: а – задание, б – ответ

Ученые провели эксперимент, поочередно отключая оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение.

У большинства художников, скульпторов, музыкантов, актеров доминирует правое полушарие. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.

      «Мыслитель или художник»
1. Я не вижу причин для печали. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Мне трудно дается алгебра. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Мне легко первому начать разговор. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Я легко запоминаю незнакомые лица. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Я не вижу особых причин для радости. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений.

    Если первая сумма (Л) больше, чем на 5 превышает вторую (П), вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером.

    Если вторая сумма (П) больше, чем на 5 превышает первую (Л), вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей можете быть успешны в эстетических видах деятельности.

    Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие
    (Л - левое, П - правое). Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики «мыслителя» и «художника». Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности.

Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно с помощью простого теста:

  1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху?
  2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?
  3. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
  4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?

Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.

Можно определить ведущее полушарие, но «просчитать» творческие способности с помощью тестов нельзя – наличие у вас способностей к музыке, живописи, литературе, науке можно выявить по результатам – музыкальным произведениям, рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач.

Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу… Стихи …
- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …
Собеседником Моцарта был Гете.

  • Вы, наверное, слышали выражение - «зарыть талант в землю». Как вы его понимаете? Знаете ли вы, откуда взялось это выражение?
  • Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вами оказались люди, которые помогут вам поверить в свой талант – родители, учителя, друзья.

    Приложение 3

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Дом детского творчества» Красногвардейского района Белгородской области

    Диагностическая методика

    "Художник – Мыслитель"

    Быкова Людмила Митрофановна

    педагог дополнительного образования

    г. Бирюч, 2014

    Тест "Художник – Мыслитель"

    Инструкция: Ответьте на вопросы, пользуясь 10-ти балльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию 10 баллов.

    Вопросы:

    1. У меня преобладает хорошее настроение.

    2. Я помню то, чему учили.

    3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

    4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его образах.

    5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

    6. Мне трудно дается алгебра.

    7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

    8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

    9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

    10. У меня преобладает плохое настроение.

    Подсчитайте сумму баллов:

    Л= 1,2,5,8,9 (левополушарный)

    П= 3,4,6,7,10 (правополушарный)

    Если ваш (л) результат более, чем на 5 баллов превышает (п) результат, то у вас преобладает логический тип мышления (мыслитель)

    Если у вас (п) больше (л), то вы человек художественного склада (художник).

    Вместе с тем в этой методике используется практическая часть с заданиями, эти задания является наиболее показательными при определении способностей учащихся воображать и находить образ. Бесконечное разнообразие цвета и фактура отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность.

    Тест: “Цветные зонтики”

    Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.

    Детям предлагалось следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, зонтик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”.

    Тест: Игра “Закорючка”

    Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать.

    Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребенка.

    Тест: “Я чайник”

    Детям предлагается изобразить себя в роли одушевленного образа чайника и раскрасить его цветом, не смешивая краски без палитры.

    Это тест-задание полно отражает способность ребенка мыслить образно. А также с помощью цветового решения можно выявить некоторые особенности личности.

    Тест: “Тайна отпечатков”

    Ребенок доложен задумать определенный образ и в соответствии с этим расположить на листе цветовые пятна. Далее поменяться с соседом работой, и отгадать задуманный им образ.

    Тест: “Орнамент”

    Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу.

    Тест: “Маэстро”

    Дети выступают в роли великих художников живописи:

    Задание №1. Скомпоновать слова в четыре группы, по определенным признакам:

    Чувства

    Персонажи

    Состояния

    Место

    Радостный

    Счастливый

    Печальный

    Молодая девушка

    Дружелюбный

    Сердитый

    Озабоченный

    Путешественник

    Испуганный

    Спокойный

    Завистливый

    Героический

    Удивленный

    Таинственный

    Задание №2. Выбрать из каждого столбца какое-нибудь слово, подбирая их смысловые значения, и нарисовать картину, которая возникнет в их воображении на основе четырех слов. Особое внимание обращается на цветовое решение замысла, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал словам, которые выбирают ребята. Используются разнообразные художественные материалы.

    Данное тестирование позволяет определить душевное состояние ребенка в данный момент времени.

    Далее на 3 этапе используется задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени.

    Задание: “Фантазеры”.

    Агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств и свойств (задумать слова арбуз - электричество - рыба; в действительности не соединяемые, но дети могут нарисовать электрического кота с арбузом вместо головы, туловищем в виде рыбы и двумя глазами - лампочками).

    Задание: “Волшебник”.

    Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (муха с большими глазами, в которых отражается мир; кит, на нем огромные города).

    Задание: “Дизайнеры”.

    Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа.

    Задание: “Бегемотик Буби-Бу”.

    При проведении данного задания учащиеся слушают сказку Е.Каргановой “Бегемотик Буби - Бу” и передают ощущения главного героя через цвет.

    Задание: “Волшебные краски”.

    Схематизация - сглаживание различных предметов (кувшин - змея; чашка - цветок) и их превращение в различные образы.

    Задание: “Что попало в сети”.

    Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение.

    Задание является завершающим и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления и творческих способностей детей.

    Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.

    «Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей - художников и мыслителей, - писал И.П.Павлов. – между ними резкая разница. Одни – художники во всех родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

    Ученые проделали эксперимент, поочередно усыпляя то правое, то левое полушарие. Оказалось, что человек с отключенным правым полушарием, сохраняя рассудок, впадает в эйфорию: становится возбужденным словоохотливым, сыплет глупыми шутками… Если такое произойдет с писателем, композитором или ученым, то они лишаться творческих способностей, будто растратив их на словесный поток. С отключенным левым полушарием они будут работать по-прежнему, он зато хорошее настроение их покинет, уступив место депрессии, мир предстанет в мрачных тонах. И только слаженная работа обоих полушарий дает возможность воспринимать мир полно и объективно. Но не всегда у человека эти 2 типа мышления – логический и художественный находятся в гармоническом единстве.

    Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Если он останется всю жизнь неграмотным и будет заниматься примитивной работой, то эта асимметрия у него почти не разовьется. И напротив, активная деятельность способствует специализации полушарий.

    Для художественного типа, то есть людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного - преобладают абстракции, теоретизирование, логическое рассуждения. Говорить, кто из них умнее нет смысла, так как речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успеха в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ фактов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления.

    Чтобы узнать, кто ты – художник или мыслитель, ответь на вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию -10. но если вопрос ставит вас в тупик, постарайтесь поставить себе справедливую оценку - от 1 до 9.

    1. У меня преобладает хорошее настроение.

    2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

    3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно ее воспроизвести.

    4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его себе в образах.

    5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают

    6. Мне трудно дается алгебра.

    7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

    8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

    9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

    10. У меня преобладает плохое настроение.

    Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).

    Если ваш «левополушарный» (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть проблем решите самостоятельно. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, программистом и т.д.

    Если П больше Л. Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может работать даже в неблагоприятных условиях (шум и проч.). его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

    Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Управленец и испытатель, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположного типа мышления.

    Главная > Инструкция

    Тест 1 «Художник или мыслитель» Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

      У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.
    Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 6, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) больше пяти баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником и т.д. 2. П больше Л означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и пи этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. 3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления. Тест 2 «Художник или мыслитель» Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ. А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат. Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Если предмет сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то ведущий – левый глаз и наоборот. Какой глаз ведущий? Запишите результат. В. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука оказалась сверху? Запишите результат. Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишите результат. Интерпретация результатов. ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения. ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпелив и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин. ПЛЛЛ – этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Интерпретация: сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП – мыслительному. Остальные сочетания отражают многообразие психологических структур. Тест оценки общих умственных способностей (КОТ) (краткий отборочный тест) Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению. Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) – число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые дают возможность оценки результатов по принципу «верно – не верно». Если ПТ оптанта равен или выше нормы, то испытуемому можно рекомендовать обучение (если не требуется более тонкой диагностики по тестам специальных способностей), которое связано в первую очередь не только с отработкой практических навыков, но и с развитием потенциального интеллекта. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время заполнения бланка ответов ограничено 15-20 минутами. Инструкция. Вам предлагается тест, который содержит 50 вопросов. На его выполнение дается 15-20 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. ВОПРОСЫ. 1. Одиннадцатый месяц года – это: 1 – октябрь; 2 – май; 3 – ноябрь; 4 – февраль 2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову: 1 – резкий; 2 – строгий; 3 – мягкий; 4 – жесткий; 5 – неподатливый 3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1 – определенный; 2 – сомнительный; 3 – уверенный; 4 – доверие; 5 – верный 4. Верно ли то, что сокращение «н.э.» означает «нашей эры» («новой эры»)? 1 – да; 2 – нет 5. Какое из следующих слов отлично от других? 1 – звонить; 2 – болтать; 3 – слушать; 4 – говорить; 5 – нет отличающихся слов 6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову: 1 – незапятнанный; 2 – непристойный; 3 – неподкупный; 4 – невинный; 5 – классический 7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1 – сладкий; 2 – язык; 3 – запах; 4 – зубы; 5 – чистый 8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C. Sharp M.C. Fielder E.H. Filder E.N. Connor M.C. Conner M.G. Woesher O.W. Woerner O.W. Soderguist P.E. Soderguist B.E. 9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 – очевидный; 2 – явный; 3 – недвусмысленный; 4 – отчетливый; 5 – тусклый 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 11. Слова СТУК и СТОК имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 12. Три лимона стоят 45 рублей. Сколько стоят 1,5 дюжины? 13. Сколько из следующих шести пар чисел являются полностью одинаковыми: 5296 5296 66986 69686 834426 834426 7354256 7354256 61197172 61197172 83238324 83238234 14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову: 1 – дружеский; 2 – приятельский; 3 – чужой; 4 – родной; 5 – иной 15. Какое число является наименьшим? 1) 6; 2) 0,7; 3) 9; 4) 36; 5) 0, 31; 6) 5 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение: ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ 17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других? 1 2 3 4 5 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2. МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ 21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл: 1) держать нос по ветру; 2) пустой мешок не стоит; 3) трое докторов не лучше одного; 4) не все то золото, что блестит; 5) у семи нянек дитя без глаза 22. Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 ? 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 1) июне; 2) марте; 3) мае; 4) ноябре 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключение будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Все передовые люди – образованные. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые образованные люди занимают крупные посты. 25. Поезд проходит 75 см за ¼ сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.? 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени. 27. Пять полукиллограмовых пачек мясного фарша стоят 20 рублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 8 рублей? 28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. 5 4 6 3 7 2 8 1 13 11 9 14 12 10 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей. 31. Автомобиль «Жигули»,стоимостью 2400 долларов, был уценен во время сезонной распродажи на 33,33%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 32. Какие три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция? 1 2 3 4 5 . 33. На платье требуется 2,33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней. 35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину. 37. Коммерсант купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что две дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 39. Если полкило картошки стоит 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно купить за 50 центов? 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? 1/4 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/6 41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют: 1 – сходное значение; 2 – противоположное; 3 – ни сходное, ни противоположное 42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м? 43. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью. 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз? 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили? ¼ 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14 46. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 45000 рублей, К. -35000 рублей, П. – 20000 рублей. Если прибыль составит 24000 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам? 47. Какие из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл? 1. Куй железо, пока горячо. 2. Один в поле не воин. 3. Лес рубят, щепки летят. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Не по виду суди, а по делам гляди. 48. Значения следующих двух фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны Лес рубят, щепки летят. Большое дело не бывает без потерь. 49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие? 1 2 3 4 5 50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом? Обработка результатов. Обработка производится при помощи ключа правильных ответов. Подсчитывается общее число совпавших с ключом ответов. КЛЮЧ

    ответ

    Ответ

    ответ

    ответ

    Ответ

    ТАБЛИЦА НОРМ

    Выборка

    Норма

    Уровень

    Стандартные отклонения

    Школьники 7 – 9 классов

    Школьники 10 – 11 классов

    Методика «Воспроизведение рядов цифр»

    Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:
    1. Тесты по обществознанию. Введение

      Тесты

      ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.

    2. Тест: Определение основных мотивов выбора профессии > Тест: Ваша мотивация к успеху > Тест: Структура мотивации. Командовать или подчиняться?

      Документ

      Профессионал Третьего тысячелетия… Каким он будет, кто станет у штурвала или у пульта организации деятельности людей, какими качествами должны обладать эти люди? Есть ли ответы на эти вопросы, которые интересуют многих? Революции,

    3. Тест Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1 Архитрав; 2 Минотавр; 3 Аид; 4 Лабиринт Тест 3

      Документ

      Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

    4. Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться в психологических проблемах современного человека.

      Книга

      Пытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии,

    5. Внутри вас

      Документ