Правила чтения сказок. Рабочие материалы

Урок чтения во 2 классе

Тема: «Вершки и корешки» (русская народная сказка).

Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Вершки и корешки».

Задачи:

Образовательные

Формировать умение правильно, осознано читать по слогам;

Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию.

Коррекционно-развивающие

Корригировать произвольное внимание на основе упражнений в распределении, концентрации и устойчивости внимания;

Развитие кругозора учащихся;

Воспитательные

Воспитание интереса к народному творчеству;

Формировать учебные навыки (слушать, не перебивая друг друга, читать самостоятельно).

Оборудование: Предметные картинки (медведь, репа, пшеница).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Мы проснулись, (изобразить, как трут глаза)

Потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись, (ритмичные хлопки)

Здравствуй, солнышко, (скрещенные руки над головой)

Колоколнышко! (ритмичные хлопки)

  1. Речевая разминка

Соедините буквы, прочитайте:

У ю

ы и

о а ё

э е

  1. Сообщение темы раздела. Знакомство с темой урока.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями из раздела, который называется «Сказка за сказкой».

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочинял народ, эти сказки рассказывали детям и друг другу, они называются народными сказками. В сказках происходят разные чудеса, неожиданные превращения, добро побеждает зло, а животные разговаривают человеческими голосами.

Отгадайте загадку и вы узнаете одного из героев нашей сказки:

Хозяин лесной просыпается весной

А под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь).

(Сопровождается картинкой)

  • А как называется сказка, вы узнаете, если прочитаете слова наоборот:

Икшерок и икшреВ

Это русская народная сказка.

  1. Образец чтение учителем.
  • Почему сказка называется «Вершки и корешки»?
  1. Словарная работа.

Что такое вершки?

Вершки – это верхняя часть растений, которая находится на поверхности земли.

Что такое корешки?

Корешки – это корень, он находится под землёй.

(Сопровождается картинками, показ частей растений).

Что едят у репы? У пшеницы? Что делают из пшеницы? А из муки?

  1. Игра «Пирамида слов»

Репа

Сеять

Вершки

Корешки

Пшеницу

Поворчал

Подружился

  1. Чтение по абзацам.
  2. Беседа по содержанию

Что мужик с медведем посеяли в первый раз?

Как мужик решил поделить урожай?

Почему медведю не понравились вершки репы?

Что мужик и медведь посеяли во второй раз?

Как медведь решил поделить урожай?

Почему не понравились медведю корешки пшеницы?

9. Физкультминутка

(Имитационные упражнения)

Будем сажать, собирать и делить урожай. Чтобы вырос хороший урожай, землю пашем, бороним, сеем семена, поливаем. Урожай репы созрел, выдёргиваем репу. Делим вершки медведю, корешки мужику.

Снова сеем урожай пшеницы. Созревший урожай срезаем серпом, корешки выдёргиваем и делим корешки медведю, а колоски мужику.

10. Выборочное чтение (работа с иллюстрациями к сказке).

Найдите в сказке слова, которые подходят к первой картинке? Ко второй? К третьей?

Почему медведь и мужик больше не дружат?

11. Самостоятельное чтение. Индивидуальная работа с учащимися.

12.Закрепление пройденного материала.

Упражнение «Закончи фразу»

Медведь большой, а мужик …

Медведь глупый, а мужик …

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы …

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы …

Поле засевают весной, а урожай собирают …

13. Итог урока.

С какой сказкой мы познакомились?

Мужик в сказке какой? А медведь?

Чему учит сказка?

Домашнее задание: пересказ сказки с опорой на иллюстрации.


Тема:Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Викторина по сказкам. Озвучивание иллюстраций из народных сказок. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Чтение сказки по ролям. Инсценирование сказки.

Задачи:

    расширить представление о волшебной сказке;

    учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

    обогащать словарный запас школьников;

    развивать речевое чутьё на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Цели:

    обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

    создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

    продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения;

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувств ответственности, умение принимать решения в сложившихся ситуациях.

Ход урока

    Организационный момент .

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем, запоминаем

И красиво отвечаем.

II. Скороговорка:

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре-старушки

Все четыре большие болтушки.

III .Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Конкурс лучшего чтеца отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

IV .Сообщение темы и цели урока.

1.Слово учителя .

Книги учат детей

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

2. Прочитайте предложения .

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Жилибылидедибаба.

Жилибылистариксостарухой.

-Что это такое?(Зачин сказок)

-А какой конец у сказки обычно?

3.Актуализация знаний .

Слово учителя о сказке. Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др)

Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ …..» Продолжите (намёк, добрым молодцам урок)

III. Изучение нового материала.

А) -Посмотрите на картинки. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко, Иван царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Петух и т. Д.)

Знаете ли фамилии писателей, которые написали сказки об этих героях? Почему?

В ваших книгах, которые вы принесли одна сказка или несколько? (Сборник)

VI. Из какой сказки эти вещи

    Туфелька («Золушка»)

    Стрела («Царевна- лягушка»)

    Сапог («Кот в сапогах»)

    Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Печка («По щучьему веленью»)

    Кому принадлежат эти слова:

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Корова – «Хаврошечка»)

- «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная» (Морозко)

«Не пей, братец, козлёночком станешь» («Алёнушка»)

- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша)

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве» (Царевна-лягушка)

IV Викторина

    Ответь на вопросы.

    • Чем угощала лиса журавля? (кашей)

      Чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

      Из чего варил солдат кашу?(из топора)

      Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси- лебеди»? (платочек)

      Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси- лебеди»? (мышка)

      Кого заморозил Мороз-синий нос?(купца)

      Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»

Ну, доченьки, мы на ярмарку поедем! Вам гостинцев привезём, а вы. деточки, за Иванушкой приглядывайте, чтобы не бы беды.

Выходит девочка и плачет. Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажите, где его искать?

- Это героиня какой сказки?

- Это героиня русской народной сказки “Гуси-лебеди”.

- А ещё какие бывают сказки?

На доске.

Какие сказки появились раньше?

Раньше появились сказки народные.

Как дошли до наших дней народные сказки?

Их рассказывали взрослые детям.

А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве” ...

В сказках часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста” ...

В сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

Почти во всех сказках побеждает добро.

В сказках может быть волшебство.

III . Физминутка.

IV. Чтение сказки “Гуси-лебеди” по абзацам детьми.

Перед чтением вопрос :

Почему с детьми приключилась беда?

- Дочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.

V .Работа по вопросам учебника.

Расскажите, с какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке?

    Баба-Яга

    яблонька

    гуси-лебеди

    печка

    речка.

Кто и почему помог девочке с братцем убежать от Бабы-Яги? Кто были её добрые помощники в пути? .

VI. Речевая работа.

Как вы понимаете:

Сидит ни жива, ни мертва” - очень испугалась, замерла от испуга.

Зачем на глаза явuлась” - зачем пришла.

Подбери слова синонимы:

    кликала” - звала;

    причитывала” - говорила с плачем;

    “покуда” - пока;

    мой батюшка” - отец.

    худо будет” - плохо;

Работа со словом яблонька

. Посмотрите внимательно на слова и найдите другие слова(конь,блок…)

«Знаешь ли ты сказки?»

Я начинаю,а вы продолжаете

    Курочка -….

    Баба-…

    Жар-…..

    Иванушка- ….

    Царевна - …..

    Гуси - …

    Ковёр - ….

    Скатерть- …

    Сапоги - ….

    Сивка - …..

VIII .Разгадывание кроссворда.

Героиня сказки, которая украла петуха.

Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

Главный герой сказки «По щучьему велению».

Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.

Имя девочки из сказки «Три медведя»

Вставь имя героя и название сказки: «…- ясный сокол»

Как звали девочку, чей братик превратился в козлёночка?

Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?

Героиня сказки «Бурёнушка».

IX. Итог урока.

Чему нас учит эта сказки?

    надо слушаться старших;

    быть скромным и вежливым;

    на добро отвечать добром.

Русские народные сказки.

Цели урока: ознакомить детей с жанром русской народной сказки,

признаками этого жанра;развивать мышление, речь,

формировать умение передавать содержание произведения;

воспитывать интерес к народному творчеству,

русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок,

иллюстрации к сказкам,карточки с пословицами,

видеокассета или диафильм с русской народной сказкой;

на доске названия русских народных сказок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей

На доске:

внекоторомцарствевнекотормгосударстве

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

- Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили?Какие предложения получились?

(Это слова из сказок. Это начало,зачин,разных сказок. )

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир

русских народных сказок.

    III.Актуализация знаний

1.Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими,мама или бабушка, укладывая вас спать,

рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими

ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом.

Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям.

Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась

удачной,она запоминалась и передавалась «из уст в уста».

    Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось

2.Беседа.

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие. )

- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои

мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.

Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да вней...»

Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок. )

IV. Изучение нового материала

- Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

(Перо Жар-птицы, печь, яблоко; Иван Царевич, Баба Яга,Колобок,Лиса,Волк,Петух и т.д. )

- Есть ли на обложке книги фамилия автора? (Нет.)

- Почему? (Это народные сказки, их автор неизвестен.)

- Откройте первую страницу. Что написано под названием сказки?

(В обработке А.Н. Толстого. В обработке А.Н. Афанасьева. В пересказе

А.Н. Толстого. В пересказе К.Д. Ушинского и е.д.)

-Что это значит?(Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)

- Перелистайте страницы книги.(Дети рассматривают книги.)

- В вашей книге одна сказка или несколько?

- Книга, в которой собраны несколько сказок называется сборником сказок.

- Как нам найти сказку, которую мы будем читать вместе?

    (Надо открыть содержание.)

- Найдите в содержании книги сказку «Волк и Коза».

- Кто обработал эту сказку? (А.Н. Афанасьев.)

- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора.

Девочки хором -слова козы, а мальчики - слова волка.

Волк и коза.

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

А козлятки отвечают:

Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

- Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Приходит коза. Сколько ни причитывала - никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу - а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

- Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Эх, кума, кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

- Нет, кум, не до гулянья!

- Пойдем! - уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку:

- Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда да прыг к матери. И стали они жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

    Чему учит эта сказка? Какова её главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:

    Волков боятся- в лес не ходить.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за своё коварство? Прочитайте.

    Прочитайте начало сказки.

    Часто начало сказки начинается словами «жили-были».

    Это одна из примет народных сказок-сказочный зачин.

    Прочитайте сказочную концовку-ещё одну примету русских народных сказок.

    Какие ещё приметы народных сказок вы заметили в тексте?(Старинные слова.)

    Приведите примеры.(Воротится,запрут,отопрут,бирюк-волк,брюхо, доставалися.)

    В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например:давным-давно,

    видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волк и коза» такие слова.

    («Крепко-накрепко», «строго-настрого», «жить-поживать».)

    Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки вы читали дома.

    Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы,

    определять главную мысль сказки.

    V. Проверка домашнего задания

    На доске записаны названия русских народных сказок. Какие вы читали?

    Сегодня вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из

    народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку.

    Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется.

    VI. Физкульминутка.

    Выберите слова одного из сказочных героев и придумайте движения.

    VII. Литературная игра.

    1.Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную

    игру. Игрок,получивший за ответы большее количество баллов,- победитель.

    Первый тур

    Угадай, из какой сказки этот предмет: репа, кувшин и тарелка, яичко, печка, стрела, гусли, яблоко, перо птицы. («Репка» «Лиса и журавль» «Гуси-лебеди» «Курочка Ряба»

    «Царевна лягушка» «Кот,петух и лиса» «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    «Сивка-бурка»)

    Второй тур

    Кому принадлежат эти слова из сказки?

    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано».(Корова - Хаврошечка).

    «Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)

    «Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)

    «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано,видом не видано,а нынче русский дух сам пришёл».(Баба Яга)

    «Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)

    «Как выскочу,как выпрыгну,пойдут клочки по закоулочкам».(Лиса)

    «Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)

    «Козлятушки,ребятушки,отворитеся,отопритеся,ваша мать пришла,молока принесла»

    (Коза или волк)

    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)

    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве,в тридесятом государстве».(Царевна-лягушка)

    Третий тур

    Разгадывание кроссворда.

    1.Героиня сказки,которая украла петуха.

    2.Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

    3.Главный герой сказки «По щучьему велению».

    4.Непоседа,который укатился от бабушки и дедушки.

    5.Имя девочки из сказки «Три медведя».

    6.Вставь имя героя в название сказки: «....... - ясный сокол».

    7.Как звали девочку,чей братик превратился в козлёночка.

    8.Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку.

    9.Героиня сказки «Бурёнушка».

    Четвёртый тур

    Назовите сказки, в которых главным героем была лиса.

    VIII. Награждение победителей

    IX. Итог урока

    Какие сказки мы читали сегодня на уроке?

    Какие признаки русских народных сказок вы знаете?

1. Педагогическая ценность чтения сказок.

2. Классификация сказок, их жанровое своеобразие.

3. Специфика изучения сказок в начальных классах.

Детская литература – это то, что создано мастерами слова специально для детей.

Литература для детского чтения – т.е. произведения, которые читаются детьми.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Теперь признана их безусловная ценность, но еще в 20-е годы нашего столетия некоторые педагоги и литературные критики отрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Фантастический вымысел отождествлялся с суеверием и религией. Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного наследия, нужного для эстетического воспитания детей в социалистическом обществе.

Нигилизм и вульгаризация в педагогической науке были осуждены советской общественностью. Еще в 1934 г. С. Я. Маршак говорил: «Возьмем... сказку. У многих наших обывателей есть представление, будто бы сказку убила революция. Я думаю, это ложное представление».

Вся практика советской педагогической науки, практика работы детских издательств доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги, и особенно в книги, с которыми знакомят дошкольников.

Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, – вот он и попался лисе («Колобок»). В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш»– не стало теремка («Теремок»). В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, – петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весел и слушателю сказки.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк – жадный, медведь – глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок-кривоног по горке скок», «комар-пискун», «муха-горюха» и др. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры.Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов, мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебядей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.

Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его миро ощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трехглавого сменяет шестиглавый, шестиглавого - девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу - и каждая новая все труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющееся скакание на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.

Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли, – говорится в сказке «Гуси-лебеди», – а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Кликала, заливаясь слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом». Беззаботная игра девочки передана словами: «заигралась-загулялась», а затем внезапное, словно сердце упало: «Глядь - братца нету!» Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала... братец не откликнулся!»

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях,- это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говорится так: «налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», «пропал» и т. д. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, море - синее, лебеди - белые, луга - зеленые. Это все густые глубокие цвета, не полутона . Меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги – пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.


Чтобы маленькому ребенку было интересно слушать, сказки желательно не читать по книге, а рассказывать. Ведь недаром они и называются «сказками», от того что их «сказывают».

6 правил чтения или рассказывания сказок детям

  1. «Живое слово» даст возможность смотреть не в книжку, а на ребенка. И при необходимости быстро реагировать на его эмоции, делать паузу, менять интонацию.
  2. Погрузиться в мир сказки, вникать в смысл рассказанного, научиться понимать характеры персонажей поможет способ рассказывания. При этом жест, мимика и голос помогут передать события, характер персонажей.
  3. Рассказывать сказку надо так, как будто говорящий сам был участником этих событий. Если сказка вам еще не знакома, перечитайте ее несколько раз, дословно учить не обязательно. Смысл сказки важно передать не только словами, но и эмоциями.
  4. При рассказывании сказок желательно соблюдать все традиции: начинать с зачина, а заканчивать концовкой.
  5. За раз детям, в зависимости от возраста, можно читать от 1-2 до 3-5 коротких стихов, рассказов или сказок. Очень важно соблюдать меру, чтобы малыш не устал и не потерял интерес. Заканчивать чтение нужно тогда, когда ребенок просит еще почитать (так же, как и из-за стола нужно вставать с легким чувством голода).
  6. С детства нужно заложить основы культуры чтения. Поэтому каждый раз сначала необходимо знакомить ребенка с книгой: озвучить автора, название и жанр произведения.

Общение с книгой – это не только шаг к развитию образного мышления и интеллекта ребенка. Это и прекрасное средство воспитания!