Cочинение «Тема чести и бесчестия в повести А. Пушкина «Капитанская дочка

В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на первый план среди прочих выдвигается тема чести и бесчестия. В произведении противопоставляются два героя, придерживающиеся различных позиций относительно понятия чести – Швабрин и Гринев.

Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли.

Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью. Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство. Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.

Проверка героев сложными обстоятельствами

Истинная суть человека раскрывается в самые сложные жизненные моменты. Для персонажей «Капитанской дочки» таким испытанием становится захват крепости пугачевскими мятежниками. Для Швабрина главным становится сохранение собственной жизни. Ради этого он переходит на сторону бунтовщиков, становится правой рукой Емельяна в процессе расправы над обитателями Белогорской крепости.

Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.

Отношение героев к Маше Мироновой

Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.

Заключение

Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.

В эпиграфе к повести: «Береги честь смолоду», — мы можем предположить авторское отношение к проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем.

«Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен.

Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось

В русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, - выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни.

Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну - приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь.

Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, - о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто по-человечески защищает девушку от клеветы.

Шварбин же - полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту.

В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева.

В отличие от Петра Гринева, Швабрин изменяет присяге, переходя на сторону самозванца ради сохранения собственной жизни, получения должности коменданта и власти над Машей. Сам момент предательства Пушкин не показывает. Мы видим лишь результат - Швабрин, «обстриженный в кружок и в казацком кафтане », словно он, изменив присяге, сменил и личину. Верный своему офицерскому долгу, Петруша является в Оренбург и вносит одно предложение за другим, чтобы освободить Белогорскую крепость и спасти Машу. Но командование не интересует судьба дочери капитана Миронова, геройски погибшего «за матушку государыню», больше заботит сохранность собственной шкуры и покой. Устав имитировать деятельность в ленивой перестрелке, до глубины души тронутый мольбой Маши, Гринев самовольно уезжает к Пугачеву. Он понимает, что подобное нарушение дисциплины противно офицерской чести, но в данный момент он выше слепой буквы кодекса, защищая жизнь и честь девушки, всецело доверившейся ему.

Долг и честь Петруши вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за близких. Так, например, он не может бросить в плену у пугачевцев отставшего на плохой лошади Савельича. В истинно нравственном отношении к людям нет мелочей и второстепенного. Честно признавшись Пугачеву, что его невеста - дочь капитана Миронова, Гринев говорит: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»… Когда Маша освобождена и, казалось бы, можно было наслаждаться счастьем, Петруша отправляет девушку к своим родителям, а сам вступает в отряд Зурина, не забыв о воинском долге перед Родиной.

Все поведение Петруши - поведение сильного и цельного человека, пусть и очень молодого. В его отношении к людям и к своим обязанностям нет ни капли эгоизма. И снова антитезой образу Гринева предстает пред нами Швабрин, живущий по принципу: «Если не мне, так и никому». Именно он, понимая, что Маша ускользает из его рук, выдает ее Пугачеву, без зазрения совести и всякого сочувствия ставя под угрозу жизнь девушки. После подавления восстания Пугачева, оказавшись обвиненным как изменник, Швабрин клевещет на Гринева. И снова Петруша делает нравственный и чисто человеческий выбор, решаясь не называть имя Маши Мироновой, потому что сама «мысль впутать ее имя между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку» кажется ему невыносимой.

Таков же и отец Петруши: его страшит не казнь сына, а бесчестие: «Пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..»

У Петруши выбор еще сложнее - между своим бесчестием, вернее, честью, которую он не может защитить, не пожертвовав честью любимой девушки. Если б Гринев-старший знал истинные причины, помешавшие Петруше сказать что-либо в свое оправдание, он бы понял сына. Потому что понятие чести и долга у них одно - семейное, выстраданное. Пушкинское. …В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А в январе 1837 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе. Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» - по чести. Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может привести. Главный герой повести Петр Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя не слишком адекватно.

Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней - это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева - это долг.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем. Как человек он может быть и неплохим: платит добром за . Но в качестве захватчика он жесток.

Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.

В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.

Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания». И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.

В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.

Ни одно противостояние Гринева героям или судьбе, раскрывшееся на страницах повести, не сумело отнять у него честь и достоинство. Честь и впрямь нельзя отнять. Человек, поступающий по чести, неспособен расстаться с этим чувством под влиянием окружающих. На мой взгляд, человек может потерять честь, но происхо-дит это не только и не столько под влиянием обстоятельств. Они служат лишь своего рода катализатором. В сложной ситуации раскрываются все самые темные стороны души человеческой. И здесь в самом герое заключены силы справиться с ними.

Один из героев повести «Капитанская дочка», Швабрин своим примером подтверждает вынесенное в название данной работы высказывание А. П. Чехова. Он теряет честь. Обозленный, потерявший любимую девушку, Швабрин примыкает к Пугачеву, и впоследствии его осудят как нарушившего присягу офицера. То есть Пушкин продемонстрировал, что человек, потерявший честь, будет наказан - судьбой или людьми. На примере Швабрина автор хочет показать, что образованность, наносная культура и воспитанность мало влияют на становление характера человека. Ведь Швабрина можно считать умным собеседником, нельзя его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.

Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях большинства писателей. Понимание чести, что вполне естественно, различно у каждого человека. Но ис-тинность или ложность этого понимания доказывается самой жизнью.

На примере повести Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и его значение в жизни человека. Хотелось бы подвести итоги: честь и в самом деле нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасности и жизненные сложности. Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство... Но при этом не все осознают, сколь многое теряют. Сила и человечность человека заключается именно в его чести.

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одна из основных тем исторического романа Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести. Это задается еще в самом эпиграфе к произведению и подхватывается на его первых же страницах. Ведь именно такое напутствие дает своему юному сыну Андрей Петрович Гринев, отправляя того на военную службу. Это подчеркивается еще и тем, что Петрушу, продолжателя старинного дворянского рода Гриневых, отец отправляет служить в «сторону глухую и отдаленную». Никаких поблажек для сына он не ищет, наоборот, желает, чтоб тот стал настоящим офицером, человеком чести и долга. Перед глазами Петруши всю жизнь был достойный пример. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Понятие чести и долга в повести многозначно. Тема дворянской чести отчетливо звучит в истории знакомства Петруши с Зуриным. Тогда молодой человек проиграл крупную сумму денег. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому дворянину пришлось поссориться со своим дядькой, чтобы получить эту сумму. Савельич, придя в ужас от количества проигранных денег, умолял Гринева отказаться от уплаты долга, сказать, что у него таких денег нет. Но Петруша был неумолим. Он не может не уплатить бильярдный долг, ведь это дело дворянской чести.

В истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой тоже возникает тема чести. Девушка была страшно оклеветана Швабриным. Петруше такое потерпеть было просто невозможно. Защищая честь любимой девушки, он вызывает подлеца на дуэль, которой помешало вмешательство коменданта. Тем не менее, она возобновилась, ведь истинно честный и порядочный человек не мог стерпеть такого обращения с девушкой. Здесь идет речь о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив юную девушку, он чувствует себя ответственным за ее судьбу. Защищать и оберегать возлюбленную – его прямой долг. Поэтому когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы спасти ее. Очень интересен тот факт, что Петруша не нашел никакой поддержки у официальной власти. В этот момент он готов обратиться за помощью даже к Пугачеву. И так получается, что именно этот разбойник, бунтарь и убийца помогает ему. Пугачев освобождает Машу, не смотря на то, что она является дочерью коменданта Белогорской крепости, офицера войск противника. С образом Петруши здесь связана тема не только рыцарской чести, но и мужской. Ведь главный герой вряд ли мог бы считать себя настоящим мужчиной, если бы не смог вызволить возлюбленную из столь унизительного положения.

Примечательно здесь еще и то, что после ареста над Гриневым состоялся суд. Но, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей. Он боялся впутать в это дело Машу Миронову: «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее саму, привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и смутился». Герою проще понести незаслуженное наказание, чем оскорбить сколько-нибудь доброе имя Маши. Можно сказать, что это истинно рыцарский поступок, ведь Петруша готов ценой своей жизни защищать покой Марьи Ивановны.

Также в повести можно отметить тему воинской чести, долга перед отечеством, верности присяге. Особенно ярко это заметно благодаря истории отношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев признает в Петруше своего прежнего попутчика и спасает его от неминуемой казни. Но разбойник требует Гринева признать в нем государя. Молодой человек не может этого сделать, понимая, что перед ним самозванец, виновный в гибели не только коменданта крепости и его жены, но и многих других невинных людей. Гринев отказывается целовать руку Пугачева, понимая, что за этим может последовать страшная расправа. Но Пугачев не трогает Петрушу, он лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости». Гринев отказывается видеть в разбойнике своего государя и служить ему, хотя жизнь молодого человека висит на волоске. Петруша говорит Пугачеву, что он дворянин, присягавший императрице, и не нарушит своей присяги. Кроме того, Гринев даже не может пообещать Пугачеву, что не будет выступать против мятежников. Ведь он обязан подчиняться темам воинского долга, повиноваться приказу. Думаю, Пугачев смог оценить благородство натуры Петруши, поэтому отпустил его.

Также тема чести воплощается и с помощью других персонажей. Например, Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца своим государем и предпочитает погибнуть, до конца выполняя долг коменданта крепости. Для него лучше смерть, чем измена своему долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьевич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, всем положительным героям повести тема чести близка и понятна, каждый из них готов пожертвовать своей жизнью ради своего долга, считая это несказанно лучше, чем предать собственные идеалы.