Фредерик Стендаль — краткая биография. Стендаль: биография и творчество

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Анри Мари Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле.

Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир», ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 22 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

Годы жизни: с 23.01.1783 по 23.03.1842

Непризнанный при жизни величайший французский писатель XIX века, автор романов «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен».

Настоящее имя - Анри-Мари Бейль.

Родился в Гренобле (Франция) в семье богатого адвоката Шерюбена Бейля. Его дед был врачом и общественным деятелем, и как большая часть французской интеллигенции того времени увлекался идеями Просветительства, был почитателем Вольтера. Отец Стендаля увлекался Жан-Жаком Руссо. Но взгляды семьи существенно изменились с началом революции, семья имела состояние и углубление революции напугало ее. Отец Стендаля вынужден был даже скрываться.

Мать писателя, Генриетта Бейль, рано умерла. Сначала воспитанием мальчика занимались тётка Серафи и его отец, но так как отношения с отцом у него не сложились, его воспитание предоставили католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя под воздействием взглядов своего деда Анри Ганьона, единственного родственника, который относился к Анри с добротой, он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Полученные впечатления в детские годы от Первой французской революцией сформировали мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь.

В 1797 году Стендаль поступил в Центральную школу в Гренобле, целью которой было введение в республике государственного обучения вместо религиозного, и предоставление молодому поколению знаний об идеологии буржуазного государства. Здесь Анри увлекся математикой.

По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, но он туда так и не попал, вступив в 1800 году в армию Наполеона, в которой он прослужил более двух лет, а затем в 1802 году вернулся в Париж с мечтой стать писателем.

Прожив в Париже три года, изучая философию, литературу и английский язык, Стендаль в 1805 году возвращается на службу в армию, вместе с которой в 1806 году он вступает в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1812 году Стендаль по собственному желанию принимает участие в походе Наполеона в Россию. Бежит из Москвы вместе с остатками войска во Францию, сохранив воспоминания о героизме российского народа, которую тот проявил при защите своей родины и сопротивлении войскам Франции.

В 1814 году после падения Наполеона и при захвате российскими войсками, Парижа Стендаль едет в Италию, и поселяется в Милане, где живет почти безвыездно в течение семи лет. Жизнь в Италии оставила глубокий след в творчестве Стендаля сыграв большую роль в формировании взглядов писателя. Он с увлечением изучает итальянское искусство, живопись, музыку. Италия вдохновила его на целый ряд произведений, и он пишет свои первые книги - "Историю живописи в Италии", "Прогулки по Риму", новеллы "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармская обитель", который он написал за 52 дня.

Одним из его ранних работ является психологический трактат «О любви», который был основан на его неразделенной любви к Матильде, графине Дембовски, с которой он встречался, живя в Милане и которая рано умерла, оставив след в памяти писателя.

В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, из-за чего за ним с подозрением следят. Не чувствуя себя в безопасности в Милане Стендаль возвращается во Францию, где пишет неподписанные статьи в английские журналы. В 1830 году после поступления на государственную службу, Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита-Веккия.

В том же году выходит роман «Красное и черное», который становится вершиной творчества писателя. 1834 году Стендаль занялся романом «Люсьен-Левен», который так и остался незавершенным.

В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Умер Стендаль, так и непризнанный современниками, в 1842 году после второго апоплексического удара, во время очередного приезда в Париж. Гроб с телом на кладбище сопровождали лишь трое его близких друзей.

На надгробной плите, как он и просил, были высечены слова: "Анри Бейль. Миланец. Жил, писал, любил".

Информация о произведениях:

Стендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман.

Библиография

Романы:
- Арманс (1827)
- (1830)
- (1835) - незавершенный
- (1839)
- Ламьель (1839–1842) - незавершенный

Новеллы:
- Rose et le Vert (1837) - незавершенный
- Mina de Vanghel (1830)
- (1837–1839) - входят новеллы "Ванина Ванини", "Виттория Аккорамбони", "Семья Ченчи", "Герцогиня де Палиано" и др.

Фредерик Стендаль, биография

«Жизнь и творческий путь Фредерика Стендаля»

Настоящее имя писателя – Анри Мари Бейль. Он родился в Гренобле на юге Франции в семье адвоката. Когда писателю было 7 лет, он потерял мать. Отец был весьма черствым и грубым человеком, поэтому нежная натура мальчика тянулась к дедушке по материной линии, который прививал мальчику идеалы просвещения: тягу к знаниям и служению своей Родине, любовь к искусству и литературе.

В 13 лет мальчика отправили учиться в центральную школу Гренобля, где ему пророчили будущее инженера, т.к. были явно выражены способности к матиматике и прочим точным наукам. Большое влияние на юного Анри оказала личность Наполеона, который выбился из низов общества, этот пример сыграл главную роль в том, что юноша вступил в армию Наполеона, с которым прошел множество стран: Германию, Польшу, Австрию, Россию. После падения Наполеона начался период Реставрации: аристократы вернули себе власть, пытались возобновить старые порядки, т.е. свои привилегии. Они преследовали единомышленников Наполеона, поэтому Стендаль был вынужден покинуть Родину и эмигрировать в Италию, где и началась его литературная деятельность, сначала он писал книги об искусстве Италии. Хотя для Бейля эта страна и была чужой она стала для него еще одной Родиной, мало того в Италии происходит действие его крупнейших романов. Он был попросту восхищен этой страной: итальянская опера, музыка Чимарозы и живопись Корреджо. Стендаль был в восторге от итальянцев и их темперамента, считал его более естественным, нежели французский. Италия, в особенности Рим и Милан, так полюбились ему, что он даже предложил высечь на своем могильном камне слова: "Enrico Beyle, Milanese" ("Энрико Бейль, миланец"). А еще он любил итальянских женщин, с этого времени вся его жизнь это просто мемуары любовных приключений в Италии. Вернувшись во Францию, начинает писать художественные произведения: «Арманс», «Ванина Ванини» , «Красное и черное» . В 1830 г. Он вновь едет в Италию, уже как французский консул, в городок Чивита-Веккия, где продолжает писать роман «Пармский монастырь». Внезапная смерть от сердечного приступа 22 марта 1842 года помешала дописать два романа «Люсьен Левен» и «Ламьель».

Однако писатель не сразу стал известным и любимым, путь на вершину литературы был долгим и тернистым. Стендаль говорил, что пишет для единиц, и что слава придет к нему лишь после 1880. И оказался прав. Скорей всего основная его проблема была в несоответсвии стериотипам того литературного времени и жанра в которых он творил. Страсть к личностям ставящим себя в абсолют, типа Наполеона не соответствовала канонам того времени, но и романтистом его нельзя было назвать. Стендалю недоставало эпического размаха Гюго равно сентиментальности Ламартина. И только когда эти гении пера ушли со сцены стало явно видно, в чем состояла особенность произведений Стендаля, его коньком был психологический-реализм.

В творчестве Стендаля можно проследить две тематические линии:

  1. Современная французская действительность после Великой Французской Революции (произведения: «Арманс», «Люсьен Левен», «Красное и черное».
  2. Италия (книги об искусстве «Ванина Ванини», «Пармский монастырь»).

Возможно кроме биографии Стендаля Вас также заинтересует.

Фредерик Стендаль - литературный псевдоним Мари-Анри Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в. При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей - как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле. Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви. Увлечение сочинениями Гольбаха , Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля. Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г., преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г., он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации. В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир », ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым. Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу. Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии. Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман - «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт. Произошло это осенью 1841 г., а 23 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности. Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.

В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.

Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в , чтобы поступить в Политехническую школу.

Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.

В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.

Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.

Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.

Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.

Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.

В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.

Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.

Произведения Стендаля

Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.

После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.

В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.

В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.

К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».

После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.

Личная жизнь

В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.

При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.

Смерть

Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.

Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.

За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.

Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.

Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Если вам понравилась краткая биография Стендаля – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!