Нравственные образы повести В. Быкова "Сотников"

Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.

В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности. Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.

Вначале Рыбак представляется нам вполне задушевным человеком: он помогает своему больному товарищу, делится с ним последним зерном, не злится из-за нечаянной обузы. По-своему Рыбак добр. Он так и не смог убить старосту, хотя считал, что это необходимо сделать.

Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу. В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.

Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу». Рыбак не только согласился вступить в полицию, но и помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».

Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен... Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников... тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому!..». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны. В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно. Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и... не мог согласиться на её сочувствие и помощь». Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.

Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «... пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой». И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил... к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».

На допросе Сотников в первую очередь старался спасти Дёмчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком, и уже перед казнью безуспешно попытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть «с солдатским достоинством».

Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.

Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.

Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.

Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения. Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.

В. Быков – повесть «Сотников». Тема душевной стой­кости и предательства, расширение понятия «героизм» харак­терны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им дос­тать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Парти­заны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь рас­ходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак – пре­дательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь. Анали­зируя поведение Рыбака, автор отмечает: «Появилась возмож­ность жить – это главное. Все остальное – потом». Каковы же причины предательства Рыбака? Над этим размышлял сам писатель: «Мне думается, что причина падения Рыбака в его душевной всеядности, несформированности… Нравственная глухота не позволяет ему понять глухоту падения. Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть… В итоге – ду­ховная гибель, которая оказывается горше и позорнее физи­ческой гибели» (В. Быков).

Здесь искали:

  • предательство рыбака в произведении сотников
  • сотников предательство
  • сотников предательство рыбака

Какой подвиг совершил Сотников в повсети Василя Быкова и получил лучший ответ

Ответ от БЕСПАРДОННЫЙ[гуру]
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь - автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного, недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.
По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак - крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
“Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. - Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. - Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников”.
Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.
Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая
дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, - пишет автор.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Сочинение-отзыв на повесть В. Быкова «Сотников»

Жизнь! Мы славим величье её.

Жить! – вот благо и счастье людское!

За него, за счастье мое и твое.

Свои жизни отдали герои.

65 лет прошло с того дня, как над российской землей прозвучали залпы победного салюта. Но и по сей день в сердцах людей живет память о тех известных и неизвестных героях, которые выстояли, несмотря на потери, смерть близких, и одержали победу в этой страшной и жестокой войне. Еще живут в памяти людей боль и горе за не вернувшихся с войны отцов и братьев, мужей и сыновей. Вечным памятником героизму нашего народа стали книги о войне, книги, призванные рассказать о страшных роковых днях Великой Отечественной войны. Эта тема надолго вошла в литературу. Многие писатели сами прошли тяжкий путь войны, став свидетелями и участниками великой трагедии и великого подвига. Да, немало книг написано о войне. Это произведения Ю. Бондарева и Г. Бакланова, К. Воробьева и С. Никитина, многих других. Авторы пытались понять и рассказать нам, читателям, какими же были те, вставшие на защиту родной земли.

Самыми интересными для меня стали повести В. Быкова. «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета» представляют собой своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических ситуациях войны. В своей повести В. Быков изображает войну и человека на войне, изображает правдиво, без прикрас.

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году. Реальные герои повести никогда не существовали в действительности, но случай, который лег в основу этого произведения, произошел в реальной жизни.


Это случилось в августе 1944 года, когда наши войска прорвали оборону и окружили немцев. Среди пленных оказался человек, который давно считался погибшим. Не выдержав страшных испытаний, он пошел на предательство, пошел на это сознательно. Ему казалось, что это только на время, что в удобный момент он вернется к своим. Но судьба не представила ему такой возможности. Наверное, на то оно и есть предательство, чтобы ему не было оправдания. Василь Быков узнал этого человека, а затем о нем написал повесть, в которой он ставит нравственные проблемы о смысле жизни, о духовной силе человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Перед героями встает выбор – умереть достойно или выжить подло.

Уже в самом начале повести между героями обнажается пропасть. Рыбак никак не может понять того, почему больной Сотников идет на задание, ведь у него была возможность отказаться. А «потому и не отказался, что другие отказались». Вот этого и не может взять в толк Рыбак, ему не понять этого, потому что нет в нем того патриотического чувства долга, так необходимого на войне.

Обессиленному Сотникову противопоставлена энергичная и решительная натура Рыбака. Но как произошло, что именно Рыбак становится предателем. Когда он оказывается в плену, им овладевает панический страх, страх перед смертью. Можем ли мы винить его в том, что до последнего момента в нем была надежда выжить? Ведь не хотел он быть предателем, не хотел выдавать своих товарищей, а пытался только обмануть немцев, но почему-то предал, выдал, сам того не заметив, оказался в лагере полицаев. Ничто не остановило его перед предательством. И что уже говорить о том, что ради собственного спасения он готов пожертвовать жизнями Петра и Дёмчихи, у которой остались дети, Рыбак ищет выгоды даже в смерти друга, с которым столько пройдено. До последнего момента Сотников не может поверить в предательство. «Безусловно, от страха и ненависти люди способны на любое предательство, но Рыбак, кажется, не был предателем, как не был и трусом. Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако он держался достойно. По крайней мере, не хуже других». Да и в перестрелке с полицаями Рыбак не оставляет друга, что-то заставило его вернуться к раненому Сотникову. Но это что-то, наверное, слишком мало, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство.

В этой повести мы видим не только предателя, но и человека, чье имя, самоотверженное чувство и мужество не могут оставить равнодушными читателей. Если Рыбака волновало только то, как спасти свою шкуру, то Сотников думает о том, чтобы «свою смерть, какой бы она не была… встретить с солдатским достоинством – это стало главной целью его последних минут». Жить хочет не только Рыбак, но и Сотников, но для него существуют более высокие ценности: гражданский долг, человеческое достоинство. Оказавшись перед лицом смерти, Сотников хочет спасти людей, обреченных вместе с ним на смерть, пытаясь взять всю вину на себя. Наверное, самым трудным и дорогим на войне было сохранить в себе человечность, совестливость. Довольно трудно с самого начала предсказать исход повести. Порой кажется, что Рыбак достоин больших симпатий, чем Сотников. Но постепенно в разворачивающихся событиях мы видим, как в поступках героев выявляются их характеры. Предательство Рыбака вызывает ненависть и презрение. Подвиг же Сотникова рождает в сердце восхищение и гордость.

В повести «Сотников» Василь Быков дает нам урок человечности, учит нас быть верными себе, своей совести даже в самых трудных и сложных ситуациях в жизни. Горе, гордость охватывают читателя при чтении повести «Сотников». Спасибо писателю за его урок.

Давайте всегда помнить наших известных и неизвестных героев, которые выстояли и одержали победу в этой страшной и жестокой Великой Отечественной войне. Это они подарили нам счастье жить.

Урок литературы

Класс

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Слово о писателе

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

3) В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

9) Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

10) Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- «В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- «Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?


Похожая информация.