Урок по музыке "Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека."














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные цели (цели УД обучающихся):

Освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

Освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

Обучения :

1. Oрганизовать УД обучающихся:

По освоению ими понятия “портрет” в музыке;

По освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

По освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

По отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Организовать:

  • знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
  • понимание особенностей музыкального образа;
  • деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
  • обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
  • рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: а удио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

Преподаватель Обучающиеся
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию... (слайд №1) Мелодия – это...?

Молодцы, ребята!

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

- Добрый день!

Душа музыки (хором)

- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

Давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

А теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день...
- Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

- она изображает нам картину природы
Исполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1 )

А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

- ответы детей

О том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет

- Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами

веселыми и...

озорными и...

хвастливыми и....

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

- грустными

Спокойными

Скромными

Слушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

- ответы детей

Ответы детей

Портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

Почему именно эта картинка?

За счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

- быстро...
Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

- ответы детей... чтобы показать, что девочка любит поговорить

Быстрая...

Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?

- Да!

Быстрый темп, веселый характер...

- Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

- Нравится!!!
- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

Какой у неё характер? Что она делает?

Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

Джульетта!

Озорной, она бегает

- Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

Правильно. Как вы думаете, почему?

- несколько

Ответы детей.

- Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

Скажите, а Джульетта вам нравится?

Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Домашнее задание на следующий урок

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 25

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Работа по теме урока:

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?

Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.

Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.

Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)

Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что невозможно передать иными средствами.

Например, известная картина «Девочка с персиками» - разве это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину, где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини.

А вот совсем другой музыкальный портрет.

Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт.

В центре изображения - Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви.

Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального исполнения.

Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали - жужжащего веретена.

Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.

Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность. Её песня - образ, картина, включающая несколько планов: внешний (изобразительный), лирический, психологический.

Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.

Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.

Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже совсем не сказочное, а живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер: изломанные, причудливые ритмы и скачки, имеющие ярко изобразительный характер, уступают место нисходящему движению аккордов, звучание которых проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.

«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.

Вопросы и задания:

  1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью?
  2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
  3. Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского?
  4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
  5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» - стр. 26-27.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия «Паруса», mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани», mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Портрет в музыке и живописи

Цель: Осознание ребятами родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Задачи:

  1. Познакомить с “музыкальными портретами”, созданными М.П. Мусоргским и С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художниками И.Е. Репиным и Р.М. Волковым.
  2. Продолжить работу над развитием навыка анализа музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
  3. Способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.

Вокально-хоровая работа:

  1. При разучивании музыкальных фрагментов, добиваться изображения характера героя голосом.
  2. Работать над четким произнесением текста.

Оборудование урока:

Компьютер (диск, презентация с репродукциями картин).

Структура урока

  1. Слушание: Песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.
  2. Обсуждение “музыкального портрета”.
  3. Разучивание отрывка из “Песни Варлаама”.
  4. Сопоставление “музыкального портрета” и портрета И.Репина “Протодьякон”.
  5. Разучивание отрывка из “Арии Кутузова”.
  6. Знакомство с портретом Р.М.Волкова “Кутузов”.
  7. Сопоставление двух “портретов”.
  8. Разучивание песни
  9. Вывод.

Форма работы

  1. Фронтальная
  2. Групповая

Ход урока

Учитель

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.

Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Продолжая тему “Можем ли мы увидеть музыку”, сегодня на уроке речь пойдет, как вы уже догадались из стихотворения, о портрете в музыке и живописи. Что такое портрет?

Учащиеся.

Портрет – это изображение донного человека.

Учитель.

И так, слушаем первый портрет.

Слушание: песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.

Учитель.

Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о данном персонаже? Какими качествами он обладает?

Учащиеся.

Этот герой веселый, в нем чувствуется сила.

Повторное прослушивание.

Разучивание фрагмента.

Учитель.

Сила добрая или злая?

Учащиеся.

Сила, все-таки, злая. Музыка властная, значит и герой очень властный, в тоже время разгульный, жестокий, его все боятся.

Учитель.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного “героя”?

Учащиеся.

Учитель.

А интонация какой песни используется композитором для изображения данного персонажа?

Учащиеся.

Русской народной плясовой

Учитель.

Исходя из перечисленных вами средств музыкальной выразительности, как вы думаете, как выглядит этот человек внешне?

Учащиеся.

Этот человек пожилой, с бородой, взгляд злой и властный.

Показывается портрет И.Репина “Протодьякон”.

Учитель.

Давайте, подумаем, есть ли сходство нашего “музыкального героя” с человеком, изображенным на данной картине? И если есть, то, какое?

Учащиеся.

Сходство есть. Человек, изображенный на картине тоже пожилой, с бородой.

Учитель.

Ребята, а обратите внимание на взгляд этого человека. Попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?

Учащиеся.

Взгляд острый, хищный, злой. Брови густые, черные, вразлет, что делает взгляд тяжелым и властным. Картина, как и в музыке, в темных тонах.

Учитель.

Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и художественный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского (песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга.

Просмотр отрывка из оперы “Борис Годунов” (“Песня Варлаама”).

Учитель.

Ребята, а как вы думаете, почему возникли такие портреты как Варлаам, протодьякон?

Учащиеся.

Композитор и художник увидели таких людей и их изобразили.

Учитель.

Слушая “песню Варлаама” и глядя на картину “Протодьякон”, как вы думаете, как относятся художник и композитор к таким людям, одинаково или по-разному. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

И композитор, и художник не любят таких людей.

Учитель.

Действительно, когда Мусоргский увидел “Протодьякона” он воскликнул: “Да это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

И.Е.Репин в портрете “Протодьякона” обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Учитель.

Скажите, а нам передалось отношение авторов к своим персонажам?

Учащиеся.

Кон

Учитель.

А в наше время вы встречались с такими портретами?

Учащиеся.

Нет.

Учитель.

А почему в наше время таких портретов не создают?

Учащиеся.

Потому, что в наше время таких людей нет. В прошлых веках таких “героев” было много. Такие священники были характерны для того времени. В наши дни таких священнослужителей нет.

Учитель.

То есть искусство отражает окружающую нас реальность.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным портретом.

Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.

Разучивание арии.

Класс делится на три группы и получает следующие задания:

1-я группа – дает словесный портрет персонажа (внешний и “внутренний”);

2-я группа – выбирает один портрет, соответствующий данному музыкальному произведению из предложенного видеоряда, обосновывает ответ;

3-я группа – сопоставляет полученный портрет с данным музыкальным произведением.

Учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на средства музыкальной и художественной выразительности, используемые композитором и художником.

Учитель.

Мы с вами познакомились еще с одним портретом, прямо противоположным Варлааму. Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”.

Кто такой Кутузов.

Учащиеся.

Полководец, победивший Наполеона в войне 1812 года.

Учитель.

Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

Учащиеся.

Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

Учитель.

А как к этому герою относятся и композитор и художник?

Учащиеся.

Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.

Учитель.

Учащиеся.

Конечно

Учитель.

К какому ранее изученному музыкальному произведению по духу близка эта ария?

Слушание или исполнение отрывка из арии .

Учащиеся.

К “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.

Учитель.

Слушая арию и глядя на картину, можно ли назвать Кутузова богатырем. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

Да, потому, что он сочетает в себе все три качества – Сила, Ум, Добро.

Учитель.

А Варлаама можно назвать богатырем?

Учащиеся.

Нет, в нем есть Сила, Ум, но нет Добра.

(На доске оба портрета)

Учитель.

А почему были созданы портрет Кутузова Прокофьевым и Волковым и “Богатырская” симфония Бородина и картина Васнецова “Богатыри”?

Учащиеся.

Потому, что такие люди, герои существовали на самом деле.

Учитель.

Мы с вами сегодня разучим песню, герои которой обладают Силой, Умом, Добром. А главная их сила в дружбе. Песня из кинофильма “Гардемарины, вперед!” “Песня о дружбе”.

Разучивание песни.

Вывод:

  1. С какими портретами и их авторами мы познакомились на уроке?
  2. Как изображаются в музыке и живописи одни и те же герои?
  3. Что дает нам понять такая “родственность” между музыкой и живописью?

>>Музыкальный портрет

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе , изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека . «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время

не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временно е (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной не программной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Н.Рерих. Русский художник(1874-1947) Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей.

Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу…

Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Портрет композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

«Вселенная Моцарта» (Ирина Якушина ) так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений - Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема».

П очему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них - отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 -1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей.

Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман - создатель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флейта» и создания «Реквиема».

Прочитайте маленькую трагедию

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери. Слушать Здесь.

Рассмотрите иллюстрации М. Врубеля.

Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства?

Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.

Моцарт Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". Слушать Здесь.

Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?

Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные исполнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?

Моцарт симфония №40 в современной обработке. Слушать Здесь.

Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенное и земное» Слушать Здесь, стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).

Ю.Воронов Моцарт. Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор.Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор лит-ра. Слушать Здесь.

Лев Болеславский. Реквием. Слушать Здесь