Учим анатомию тела для рисования. Основы анатомии для изображения человека

Курс представляет собой детальный адаптированный разбор схем гениального художника-анатома Готфрида Баммеса иллюстратором Ярославой Клепиковой и уроки по рисованию с натуры преподавателя МХПА им. С. Г. Строганова Александра Безина. Погружение в логику этих схем, изучение объемов и плоскостей человеческого тела, их расположение в трехмерном пространстве, изучение силовых линий и принципов механики движений позволит вам осмысленно и реалистично рисовать человеческое тело, а выполнение заданий по рисунку с натуры позволит лучше понять особенности применения своих знаний на практике.

  • 34 урока
  • 30 минут ежедневных занятий
  • 11 недель

Чему вы научитесь

  1. Научитесь рисовать фигуру человека с натуры или по фото.
  2. Разберетесь в особенностях человеческой анатомии.
  3. Подробно разберете рисунки и схемы тела и лица человека с учетом пропорции, строения, мимики и изменения в движении.
  4. Получите необходимые для практической работы научные сведения.

Расписание

  1. Основные пропорции человека. Вид спереди, вид сбоку. Основные объемы. S-образная линия позвоночника.
  2. Контрапост. Изменение основных линий плечевого и тазобедренного поясов.
  3. Рисунок фигуры человека стоя с опорой на одну ногу. Эскизная часть.
  4. Композиционный поиск в листе. Соотношение пропорций. Конструктивное построение.
  5. Сравнение мужской и женской фигур. Пропорции, основные объемы, их различия.
  6. Введение в законы линейной перспективы. Куб как универсальная модель трехплоскостного пространства. Принципы параллельных прямых в рисунке.
  7. Фигура человека в перспективе. Основные линии тела в линейной перспективе.
  8. Поза человека со скручиванием. Изменение объемов груди и таза относительно друг друга. Основные плоскости.
  9. Основные пропорции лица человека. Плоскости лица. Принципы построения глазниц, нижней челюсти, носа и рта.
  10. Основные пропорции лица человека. Фронтальный и боковой ракурсы.
  11. Быстрые наброски головы: лицо направлено вверх, ракурс сзади, ракурс сверху. Особенности реализации объема.
  12. Рисование головы с натуры. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  13. Грудная клетка. Вид спереди и сбоку. Чем образован плечевой сустав. Ребра. Ключицы. Основные плоскости.
  14. Грудная клетка. Вид сзади. Лопатки. Ребра. Основные плоскости.
  15. Плечевой пояс. Вид сверху. Движение лопаток и ключиц при приведении и отведении рук.
  16. Рисунок портрета с плечевым поясом в цвете. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  17. Кости таза. Особенности строения. Основные плоскости.
  18. Строение таза. Вид сзади и снизу. Основные плоскости. Направляющие. Подвздошная, седалищная и лобковая кости.
  19. Торс, вид сзади. Мышечные объемы грудной клетки и таза.
  20. Торс, основные мышечные группы. Формирование плоскостей и объемов груди, живота, руки.
  21. Женский торс. Грудные железы. Принципы построения.
  22. Скручивание плеча и предплечья. Основные объемы и плоскости.
  23. Локтевой сустав. Вид сзади, вид спереди. Наружная и внутренняя стороны руки. Вращение локтевого сустава. Схемы построения.
  24. Кисть руки. Принципы построения. Основные плоскости. Общие плоскости пальцев. Большой палец антагонист.
  25. Различные положения кисти руки. Скручивание. Отношение плоскостей плеча и предплечья друг к другу.
  26. Кисть руки. Различные положения пальцев. Особенности построения. Поворот кисти. Кулак.
  27. Обзор ноги от бедра до стопы. Объемы, рельефы, пропорции. Костный состав. Объем мягких тканей. S-образная дуга. Силовая линия. Вид спереди. Вид сзади.
  28. Коленный сустав. Большая и малая берцовые кости.
  29. Коленная чашечка. Положение коленной чашечки при сгибании и разгибании коленного сустава.
  30. Стопа. Состав и расположение основных костей стопы. Пяточная кость, предплюсна, плюсна, пальцы.
  31. Особенности формы. Основные плоскости.
  32. Движение голеностопного сустава: отношение костей стопы, большой и малой берцовых костей.
  33. Вид голеностопного сустава при различных положениях стопы.
  34. Общий вид стопы. Особенности построения плоскостей. Своды стопы. Создание объема.
  35. Изменение положения стопы: на мысок, на пятку. Точки опоры. Дуга свода стопы. Основные плоскости. Схемы построения. Пальцы ног.

Необходимые материалы и инструменты

  • Пачка офисной бумаги А4
  • Альбом А3 перекидной на пружине с твердой обложкой (для того, чтобы использовать как подложку)
  • Уголь пресованный упаковка
  • Уголь в карандаше: мягкий
  • Карандаши: 2Н, Н, НВ, В, 2В
  • Ластик Kohinoor
  • Клячка

Как проходит обучение

Обучение проходит в группе Фейсбука и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. Нужно смотреть лекции, задавать вопросы в Фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. После прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

Усвоение сложного материала через работу над неизбежными ошибками. Освоение базовой анатомии, что качественно улучшит ваш навык рисования, сделает его более точным и профессиональным, даст хорошую основу для новых художественных экспериментов.

Преподаватели работали для


Примеры работ преподавателей

Работы студентов

Мнения выпускников

Юлия Чистякова

Ярослава, огромное спасибо вам за этот курс! Даже не верится, что он уже закончился. Вы научили меня по-другому смотреть на человеческое тело, видеть закономерности на месте «случайных» форм. Осталось собрать все знания воедино и научиться применять их на практике:)

Юлия Езопова

За время занятий рука стала себя вести более увереннее и совсем иначе наносить линии, многие вопросы разложились по полочкам в голове:) Со временем конечно в нашем бешенном ритме мегаполиса тяжело, особенно в самом начале занятий. Но потом удалось найти необходимое количество времени и задать хороший темп для выполнения работ. :) На самом деле, весь период обучения со мной в рюкзаке всегда были карандаши и бумага, чтобы в свободную минутку уделить им время:) Даже в отпуске я весь набор начинающего художники собрала с собой:) И это было потрясающе!!!:) До сих пор со мной всегда и везде бумага и карандаши:) Я долгое время пыталась самостоятельно изучить рисунок человека (около 5 лет!!!), но пробелы в знаниях и опыте все же оказались огромными! А осенью предыдущего года я стала студентом библиотеки bangbangeducation и записалась на курс анатомии человека:) Вот тут мои горизонты и расширились!!!:) После курса анатомии пришло жгучее желание развиваться дальше как и в академическом рисунке так и в творчестве вцелом:) Я стала более решительная в своем желании сменить род деятельности (я инженер) и потихонечку к этому иду:) Спасибо Вам за прекрасную школу, отличный курс анатомии и внимательное отношение к ученикам:)

Мара Фрибус

Хотелось бы сказать вам огромное спасибо за внятные и подробные объяснения, за информативные поправки, ответы на вопросы и много полученных знаний в течение этого курса! Мне кажется, я получила самое главное — как правильно думать, чтобы что-то нарисовать. Спасибо!

Александр Карпов

Юлия Зильберт

С самого детства я мечтала научиться рисовать, но в моем плотном графике (хореография, английский, музыкальная школа) никогда не было на это времени, и в какой-то момент я уже смирилась с тем, что рисовать мне не дано, но рискнула и записалась на курс Лены Кер по фэшн-иллюстрации. Как говорится, была-не была, притом, что график с годами легче не стал, но тут, в первую очередь, меня привлекла возможность заниматься удаленно, в удобное для меня время смотреть видео-уроки, выполнять домашние задания и, конечно же, прекрасная обратная связь с преподавателем. За месяц я сделала не просто шаг, а огромный прыжок в моем стремлении научиться рисовать. Если бы кто-то сказал мне, что я смогу так, я бы ему не поверила. Я до сих пор не верю, что это рисую я! Тот человек, который и карандаш в руках держать толком не умел, а уж человека нарисовать было для меня за гранью.

Маргарита Стрелковская

Я выбрала курс потому, что чувствовала нехватку в крепкой базе. Я училась только в художественной школе, а там упор был в основном на построении головы, других подробностей не хватало. Заметила, что часто не получается перенести на бумагу образы из воображения: человеческие фигуры будто распадаются, в них отсутствовует цельность. Больше всего я ждала видео о построении стоп и кистей: с этим у меня были особые проблемы. Ошибочно думала, что остальное будет более понятно и легко. Однако в итоге самыми полезными для меня стали упражнения с вращением-скручиванием и построением таза в разных ракурсах. Оказывается, о тазе я вообще не имела никакого представления. Большое спасибо за курс! Думаю, для добросовестных новичков это просто клад. Но я на всякий случай буду рекомендовать его тем, кто уже выработал привычку рисовать каждый день.

Людмила Заякина

Хочу поблагодарить за мегаполезный курс! Для меня учиться на нем было сплошным удовольствием. Особенно радовали подсказки преподавателя к домашним заданиям: нюансы, которые помогали лучше понимать схемы и как их рисовать. Домашнее задание поначалу занимало много времени: было ощущение, что я вообще первый раз карандаш в руку взяла. Но зато стала смелее «в линии». Многое в фигуре человека стало понятным: какие линии какими хрящиками-косточками объясняются. Очень понравились задания, где нужно было по аналогии со схемами с урока нарисовать другие ракурсы. Жаль только, таких заданий было немного. Сейчас я уверенней рисую человека с натуры, независимо от позы, которую этот человек принимает. Прежде сложные ракурсы вызывали у меня ужас, и я старалась их по возможности избегать. С удовольствием продолжу практиковать полученную теорию, чтобы загрузить ее поглубже на подкорку.

Технику изображения человеческого тела изучает художествнная анатомия. Без знания этой науки не может быть настоящего художника. Теме посвящено огромное количество научных трудов ведущих преподавателей художественных школ. Их наглядные пособия этих – шедевры гениальных художников. Сегодня существуют художественные студии, формирующие на основе данной науки собственные авторские программы техники рисунка, отражающие современные подходы к изображению человеческого тела. Среди них – наиболее популярная в этом направлении Московская студия «Матита»

Особенности обучения художественной анатомии

Преподаватели школы – известные художники, влюбленные в свое дело. Их оригинальная методика рассчитана на любого человека, желающего научиться технике рисунка:

  1. Они не просто своими произведениями украшают мир, но стремятся приобщить к искусству изображения красоты и гармонии человеческого тела людей любого возраста.
  2. Их студенты – целеустремленные начинающие художники.
  3. Изучается художественная анатомия нетрадиционными методами лекций.
  4. Она становится достоянием студентов капля за каплей, в процессе создания собственной картины.
  5. Теория и практика рисунка слиты воедино на всех этапах работы.

Вот почему столько благодарных отзывов звучит в адрес преподавателей. Студенты с головой уходят в творческий процесс. Они узнают все из уст квалифицированных единомышленников:

  1. Преподаватель тонко руководит техникой рисунка.
  2. На рабочем полотне зарождается новая жизнь, шедевр, создаваемый людьми, которые еще вчера не имели представления о технике штриховки.
  3. Суть данного курса научить рисовать любого человека, не имеющего первоначальных навыков.
  4. Это достигается при помощи усвоения авторской техники штриховки.

С нами можно научиться живописи

Уверенность преподавателей в том, что рисовать умеет каждый, гармонично переходит к подсознанию студентов. Выставочный зал школы является красноречивым свидетельством этого. Зайдите на сайт компании, где представлен целый мир работ высокой художественной ценности. Это не только профессиональные работы преподавателей. Это картины начинающих художников, которые сумели воплотить в рисунке собственные взгляды. Студия создала для этого все условия:

  1. Занятия проходят по гибкому расписанию. Оно удобно для учащихся и работающих.
  2. Творческая лаборатория начинающих художников оснащена всеми необходимыми атрибутами для создания рисунка.
  3. Начать обучение можно с пробного занятия, на котором поступающие осваивают предлагаемую методику.
  4. Идея автора способна увлечь без подготовительных этапов.

Случаев ухода после пробных работ не зафиксировано. На сайте можно увидеть готовые талантливые работы, выполненные на подготовительном занятии. Их исполнили не художники, а люди, пришедшие впервые, чтобы проверить свои силы.

Особенно высокую ценность имеет студия для детей, имеющих стремление к рисованию. Они способны увлечься творческим процессом и сделать его целью всей жизни. Сегодня занятость детей по-настоящему полезными увлечениями чрезвычайно актуальна. Она способна отвлечь малышей и подростков от бессодержательных и опасных игр, предлагаемых современной информационной техникой.

Студия дает детям и подросткам путеводную нить к развитию способностей, зарождению истинного таланта, раскрытию лучших черт характера, становлению творческой личности. Связаться со школой можно через сайт. Одного клика достаточно, чтобы перейти в гармоничный мир высокого творчества. Студия рада встрече с вами.

Если раньше строение человеческого тела было известно немногим, а для его изучения существовали лишь анатомические атласы, то сейчас все намного проще: составить представление о том, что же находится у нас внутри, можно, скажем, в картинной галерее или на модном показе. Более того, авторы предлагают нам познакомиться с анатомией существ, которых даже не существует в природе! В этой статье – подборка вариаций на тему анатомии в современном искусстве.


Испанский художник (Fernando Vicente) создает картины на различную тематику, но серия произведений «Anatomy Portraits» стоит в его творчестве особняком. Многим его работы кажутся отвратительными, но ведь они всего лишь показывают человека таким, каким он есть на самом деле – изнутри.


Джейк Паркер (Jake Parker) вдохновился просмотром анимационного фильма «Тачки» и решил, что его герои просто не могут быть неодушевленными кусками железа. Так на свет появилась анатомическая иллюстрация, где «Молния МакКуин» предстал в виде живого существа с внутренними органами.


Джейсону Фрини (Jason Freeny) также не дают покоя мультяшные герои. Как бы выглядели скелеты рыбки Немо или инопланетянина из «Истории игрушек», если бы они были настоящими? Для ответа достаточно лишь взглянуть на скульптуры автора.


«Овощи – это все, что требуется вашему телу», - утверждает Международный вегетарианский союз и для наглядности иллюстрирует этот постулат в своей рекламной кампании.


Бельгийский уличный художник умудряется сочетать в одном изображении и внешний облик животного, и то, что находится у него внутри. Все зависит лишь от того, под каким углом зритель смотрит на граффити.


Мир моды, как обычно, тоже не остается в стороне. Чего только стоит коллекция «Мечтательная анатомия» (Rachel Wright): по ней можно изучать строение человека не хуже любого учебника!


Девушка Сара из Торонто, выбравшая для себя ник beatblack, занимается созданием бижутерии из полимерной глины. Наверное, носить кулоны в виде пищеварительного тракта или запонки в виде головного мозга осмелится далеко не каждый, но ведь и оригиналов среди нас хватает – иначе бы украшения beatblack не пользовались спросом.


В Нидерландах есть удивительный музей Corpus – единственный в мире музей человеческого тела. Во время экскурсии посетители словно попадают в середину организма человека и могут увидеть, услышать и почувствовать его работу. Особая реалистичность достигается благодаря звуковым эффектам и технике создания трехмерного пространства.

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать человека в полный рост для начинающих поэтапно карандашом на примере девушки.

Возьмем модель. Во всех учебниках по рисованию анатомии для художников показаны обнаженные формы, это для того, чтоб изучить полностью анатомию человека, в этом ничего такого стыдного нет. Если вы решили научиться рисовать человека, то вам однозначно придется работать с обнаженными телами, делать наброски тел с натуры или есть видео натурщиц, готовьтесь. Так как много на сайте детей, то мы возьмем модель в купальнике.

Чтоб начать рисовать нужно знать пропорции человека, есть среднестатистические пропорции, которые еще вывели в античности. Единицей измерения выступает длина голова и высота тела составляет 7-8 голов. А на самом деле люди очень разные и каждый раз высчитывать пропорции очень не комфортно, поэтому вы должны «набить» глаз при рисовании тела с фото, либо с живого человека. Пока не будем лезть в это, так как есть отдельные уроки, целые лекции по анатомии человека, ссылки я дам внизу.

Давайте просто попробуем нарисовать тело человека, в данном случае девушку. Я замерила высоту головы и отложила вниз 7 таких же отрезков. У нее рост получается почти 8 голов. Обратите внимание, где находятся плечи, грудь, локти, талия, лобок, конец рук, колена, ступни.

Чтоб нарисовать дело девушки представьте ее скелет, кстати скелет тоже нужно будет изучить, но не сильно подробно, хотя бы основные детали. И изобразить это просто линиями, которые бы показывали позу, в которой стоит девушка. По началу пока вы учитесь, всегда старайтесь изобразить эту простую форму тела. Вам может показаться, что это ерунда, но данном этапе уже мы должны проследить основные пропорции, у вас может быть так, что руки будут кончаться выше таза или ноги очень короткие, или длинное туловище — это не правильно.

1. Нарисуйте голову овалом, горизонтальной линией мы показываем расположение глаз, а вертикальной — середину головы. Отмерьте линейкой длину головы и отложите еще 7 таких отрезков вниз. Теперь ориентируясь на рисунок, нарисуйте так называемый скелет тела. Ширина плеч равна ширине двух голов, у мужчин -трех.

2. Теперь упрощенно нарисуйте грудную клетку, область таза, и , кружочками показываем гибкие суставы.

3. Сотрите первоначальные линии и сделайте очень светлые линии, которые вы рисовали в шаге 2, просто пройдитесь ластиком по них. Теперь рисуем ключицу, шею, плечи, грудь, соединяем линиями грудную клетку и туз по бокам, выводим линии ног и рук. Старайтесь повторить все изгибы, они образуются мышцами. Т.е. чтоб научиться рисовать тело человека вам необходимо знать анатомию, скелет и расположение мышц, и как мышцы и кости ведут себя при разных движениях, позах.

4. Стираем ненужные нам линии, рисуем купальник. Вот так можно с помощью таких нехитрых построений правильно нарисовать тело человека для начинающих.

Давайте попробуем еще попрактиковаться, только возьмем позу другую, по середине.

Кликните на изображение, чтоб подробнее разглядеть фото

Итак, начинаем также с построения простых линий и форм, уделите этому пункту должное внимание, не торопитесь. Первым временем вы можете подносить карандаш к экрану и смотреть направление, уклон линий, а потом приблизительно также рисовать на бумаге. Расстояние от носка до лобка (лобковой кости) и от него до верха головы, должно быть приблизительно одинаковым, допускаются разные отклонения, т.к. люди разные, но сильных контрастов быть не должно. Рисуем.

Теперь стараемся передать форму тела, опять же повторюсь, чтоб понять почему происходят такие изгибы, вы должны изучить анатомию человека, могут выступать как кости, так и мышцы.

Многим начинающим художникам не составит труда нарисовать цветы, деревья, дома. Но когда приходит время изображать на бумаге людей, они теряются. Потому что не знают, как правильно рисовать тело человека. Если у вас тоже не получается, даже не думайте опускать руки. Благодаря нескольким техникам можно быстро этому научиться.

Они довольны просты. Одновременно эти полезные советы помогут вам справиться с необходимым заданием:

  • Даже если вы не планируете превращать свои наброски в цветные иллюстрации, в самом начале все равно пользуйтесь карандашом. Он в любое время позволит исправить рисунок.
  • Сильно не давите. Все движения проделывайте только легкими штрихами. Если вы ошибетесь или захотите перерисовать элемент картины, вам не придется мучиться, стирая резинкой толстые линии.
  • Практикуйтесь каждый день. Не расстраивайтесь, если вы не знаете, как рисовать тело. Верьте в себя!
  • Следите за своей осанкой. Вы не сможете отдать все свое внимание рисунку, сидя неправильно.
  • Если вы всерьез увлекаетесь искусством, изучайте технику других людей, ходите в художественные галереи, покупайте тематические книги. Опытные художники хорошо знакомы с тем, как рисовать тело человека.
  • Если вы срисовываете с уже готового рисунка, не бойтесь делать ошибки. Помните, что вам не обязательно изображать точно такого же персонажа. Будет намного лучше, если он получится другим.

Пропорции тела

Во все времена особое внимание уделялось соотношению между фигуры. Перед тем как рисовать тело, нужно знать его правильные пропорции. Высота фигуры взрослого - 8 его голов, тинейджера - 7. Эту часть тела школьника можно расположить в длину 5 раз, младенца - 4. Размер рук должен доходить до середины бедра, при этом локти должны располагаться на одной ступени с талией, а колени - точно посередине ноги. Длина ног - 4 головы, а голова вместе с туловищем - это половина высоты всей фигуры. Пальцы опущенной руки располагаются в районе середины бедра. Высота стопы - размер носа. А ее длина такая же, как и у предплечья. Высота женской головы равна расстоянию между выдающимися точками груди, мужской - половине ширины плеч.

Различия мужских и женских параметров

Средний рост мужчины - около 170 см, женщины - 160. Руки у сильной половины человечества длинные и мускулистые, когда так руки девушек немного короче. А вот ноги у женщин длиннее (по отношению к туловищу). Мужчины обладают крепким телосложением, широкими плечами и коротким туловищем. Женское тело длиннее, плечи часто короче бедер. Мужчины имеют толстую шею, девушки - наоборот, тонкую. Что касается мускулатуры, у мужчин она обозначена сильно. При этом контуры тела резкие. Одновременно у женщин очертания мягкие, формы круглые, жировая прослойка больше. Мужская стопа - массивная, крупная, женская - намного меньше по размеру.

Рисуем мужчину

Следующий мастер-класс показывает, как рисовать тело мужчины:

  1. Начните сверху. Изобразите небольшой круг, снизу проведите кривую линию. Должна получиться форма яйца, только перевернутого.
  2. Нарисуйте шею, набросав две прямые линии. Как ориентир возьмите расстояние от уха до уха.
  3. Нарисуйте длинную (2-3 ширины головы) горизонтальную линию, чтобы она оказалась перпендикулярна шее. Она определяет местоположение ключиц.
  4. У завершения двух линий нарисуйте небольшие круги одинакового размера - это плечи. Немного ниже набросайте два овала, чуть-чуть длиннее, чем высота головы - это бицепсы.
  5. В месте, где начинаются бицепсы, очертите корпус тела. Геометрически это будет выглядеть так: перевёрнутый трапецоид - грудь, вертикальные прямые - торс, перевернутый треугольник - таз. Место выше последней геометрической фигуры пометьте точкой - там будет пупок.
  6. По обеим сторонам треугольника нарисуйте два круга (большая часть должна находиться снаружи), а сразу ниже их - длинные овалы. Они будут бедрами.
  7. Ниже - два небольших овала для коленей. Пусть немного переплетаются с бедрами. А еще ниже - для голеней.
  8. Для ног начертите два треугольника, в самом низу.
  9. Попробуйте нарисовать конкуры тела, добавьте детали, придумайте вашему персонажу одежду.

Рисуем женщину

Теперь, когда вы знаете основные и научились работать с мужским силуэтом, можно изучить, как рисовать женское тело:

  1. Начните с самого главного - нарисуйте вертикальную линию. Для обозначения торса поместите перевернутый треугольник в верхнюю ее часть.
  2. Внутри получившегося треугольника нарисуйте еще один, смотрящий вверх. На углах внутренней фигуры очертите два круга, обозначая груди. Если вы все сделали правильно, первый из них должен оказаться справа, а другой слева от проведенной ранее линии.
  3. Чуть ниже основного треугольника нарисуйте равнозначный по размерам круг. Его верхняя часть должна немного заходить за треугольник. Это будет таз.
  4. Для прорисовки бедер и ног проведите две изогнутые линии из вершины круга. А ниже - еще две, но уже короче. Одни должны выглядеть, как скобки.
  5. Добавьте линии и детали, оденьте девушку.

Готово, теперь вы знаете, как рисовать тело девушки.

Подводим итоги

По техникам, представленным выше, можно нарисовать практически любого человека - взрослых мужчину и женщину, подростка, ребенка. Главное, что нужно делать - следовать инструкциям, научиться работать по схеме. Через некоторое время вы сами, без чьей-либо помощи, будете изображать на бумаге красивых и пропорционально правильных персонажей. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. В любой момент вы можете попробовать еще раз.

Помните еще одно важное правило: работа художника не заканчивается в момент, когда он понимает, как рисовать тело. Необходимо также продумать прическу персонажа, его стиль, наделить его эмоциями, изобразить характер. Другими словами, с помощью карандаша «вдохнуть» в него жизнь. Обучайтесь искусству рисования, совершенствуйте свои навыки - и у вас все обязательно все получится!