За что я люблю волшебные сказки. Почему дети любят сказки

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

Почему сказка так важна для развития детей?

Роль сказки в жизни ребенка понимают все родители, но читают ли они их своим детям? Слушать эти небольшие поучительные истории и интересно, и познавательно. Уже давно умные профессора и психологи доказали, что они развивают фантазию, память, мышление и, конечно, речь, причем, речь правильную и красивую, поэтому-то роль сказок в воспитании детей так велика. Именно через сказки любой малыш впервые сталкивается с такими понятиями, как «добро» и «зло», понимая, что побеждает в итоге.

Скучные разговоры и нравоучения родителей не интересны ребенку, а вот то же самое в «сказочной» форме позволит ему посмотреть на это с другой стороны. Но современные мамы и папы часто не находят времени для чтения сказок, не понимая, что это явно не пойдет на пользу ребенку, не даст ему развиться и понять окружающий его мир в полной мере. При этом о роли сказок в развитии детей умным видом рассуждают все и всегда.

Роль сказок в развитии детей трудно переоценить. На их основе ребята учатся представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучают новые и непонятные слова, которые обогащают их речь, делая ее живой, яркой и эмоциональной. Несомненно и то, что те дети, которым рано начали читать сказки, неважно, понимали они смысл или нет, раньше начинали говорить, грамотно оформляя свою речь. Основы поведения и общения также закладываются во время чтения и прослушивания сказок.

Сказка очень важна не только для развития речи или мышления, она помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Они способны разрушать детскую психику, нарушая ее становление. Как же сказки решают такие проблемы?

Для этого разыгрываются целые театральные представления и ролевые игры, ведь не зря среди детей так популярен кукольный театр, а в детских садах и школах есть самые настоящие драматические кружки и театральные студии. Нужно обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ваш актер, рад ли он счастливому концу сказки, и с кем ассоциирует себя и окружающих.

Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Сейчас родители очень серьезно, иногда даже слишком, подходят к выбору книг для своих детей, поскольку многие современные авторы создают подобные произведения. Какие же вопросы задают родители при выборе сказки?

  1. Как выбрать сказки, чтобы они соответствовали возрасту и развитию ребенка?
  2. Почему малыши больше любят сказки о животных?
  3. Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?
  4. Все ли сказки «одинаково полезны»?
  5. Какова роль сказок в развитии детей?
  6. С какого возраста можно начинать читать книжки с волшебными сказками с запутанным сюжетом?

Конечно, у каждого родителя могут быть свои вопросы в отношении выбора книжек и сказок для ребенка, ведь все дети индивидуальны, что ни говори. Ответы на все эти вопросы можно узнать, поняв, как развивается малыш в определенном возрасте. Роль сказок в развитии малыша велика независимо от этого фактора.

Разговаривать с ребенком мама начинает с первых дней его жизни. В первый год после рождения малыш хорошо воспринимает колыбельные, потешки, небольшие стихи, лепеталки, в общем, все, что помогает ему развиваться, двигаться и познавать все вокруг себя. После года ребенок способен понимать и запоминать простые действия героев и их названия (имена). От года до 3 лет малыши любят сказки про животных, потому что воспринимать запутанные отношения взрослых и их мир им еще тяжело. Роль сказки в воспитании детей на этом этапе особенно важна.

Сказка никогда не дает прямых наставлений, чего не любит ни одни ребенок, она лишь дает образы, помогающие узнать об опасностях мира. Малыши подражают любимым сказочным героям, принимая их роль на себя. К 5 годам наши маленькие фантазеры способны придумать и составить в уме весь сюжет читаемой ему сказки, и именно сейчас волшебные сказки будут интересны любому ребенку.

Уже можно читать «серьезные» сказки или сказки для девочек и мальчиков, но будьте внимательны, у ребенка не должны возникать страхи ли неправильное представление о мире. Современные сказки грешат слишком яркими образами различных роботов, трансформеров, несуществующих предметов и других, «бог весть каких», персонажей.

Дети постарше любят интересные сказки, которые будут развивать интеллектуальные способности, задевающие его личность. В этом возрасте ребята уже понимают, где реальность, а где фантазия, и что-то могут домыслить самостоятельно. По окончании сказки необходимо обсудить с ребенком прочитанное, узнать, все ли ему понятно, поэтому здесь на первые позиции выходят взаимоотношения между родителями и детьми.

Роль сказки в жизни ребенка

Чтобы роль сказки в жизни ребенка действительно была высока, нужно покупать книжки, где есть сказки с открытым сюжетом, ведь можно придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный родителям и их детям. Так можно скорректировать развитие ребенка, повысить уверенность в своих силах и своем будущем. Важно, чтобы у сказки был смысл, понятный для ребенка и чтобы она помогала найти ему выход из непростых ситуаций и проблем.

Читать сказки важно и нужно! Огромную роль играют старые добрые сказки в жизни своих маленьких читателей. Можно не только их читать, но и придумывать собственные сюжеты, узнавая, что интересно ребенку. Именно так ребята развиваются, познают окружающий мир, а мы, родители, становимся ближе к нашим детям!

Ко всему прочему, сказки замечательно устанавливают связь между ребенком и его родителями. Что может быть милее и приятнее для ребенка, чем провести вечер с мамой, которая читает ему сказку? А если мама будет еще и объяснять поступки героев, делиться своим мнением или узнавать мнение ребенка, то кроме приятного времяпрепровождения это принесет еще и огромную пользу.

По своей сути сказки просты и понятны, особенно народные, поскольку складывались они столетиями, передаваясь из уст в уста. В основе всех сказок - противостояние добра и зла, глупости и ума, красоты и уродства, а потому сказки являются идеальным примером для первых шагов в нашей жизни. Сказки наполнены аллюзиями и повторами, они мифологичны - это одна из причин, почему дети любят сказки. К примеру, сказка «Котигорошко» о мальчике, который победил Змея Горыныча. А ведь в мировой литературе подобных сказок множество. Российские, украинские, французские - все они основываются на мифах, которым много-много лет. В детстве ребенок тянется к чему-то родному и понятному - это их способ самосохранения, ведь они так уязвимы в этом возрасте.

Сказки очень красивы и в них присутствует волшебство. С одной стороны они понятны и просты, а с другой в них всегда присутствует чудо. Будто бы нет боли и зла, а если все же есть, то оно слабое и его легко победить. Начиная слушать сказки, дети открывают дверь в волшебную страну, где живет магия, а звери умеют говорить. В такое легко поверить, можно легко воплотить играя, с этим приятно жить.

В своей голове ребенок наделяет предметы, игрушки, животных, растения живыми человеческими характерами, потому что для него важно, чтобы все его страхи и радости были выражены и персонифицированы. Опасности и какие-то проблемы у ребенка обычно ассоциируются с драконами или чудовищами, которых храбрые сказочные герои должны обязательно победить. Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект - освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.

Каждое прочтение - это по факту сеанс психотерапевтической помощи малышу, поскольку «взрослый» мир таит в себе много опасностей и малыш часто боится их. Несмотря на то, что родители опекают ребенка, малыш все равно каждый день сталкивается с чем-то новым и непонятным, а это не всегда заканчивается чувством радости и восторга. Иногда испытанный страх и стресс требует выхода, и сказка, в этом смысле, играет одну из ключевых ролей. Сказка может научить малыша преодолевать трудности, побеждать врагов, не бояться опасностей и надеяться на лучшее.

Хотя текст сказки прост, но он всегда очень содержателен, что касается образов. Ребенок может развить в себе способность мечтать, а воображение становится богаче. В связи с маленьким возрастом у ребенка есть некоторые ограничения, которые могут помешать испытать некоторые эмоции, однако в сказочной реальности все легко можно пережить, мечтая и фантазируя. Дети любят сказки, потому что сказка для ребенка - это реальность, в которой он себя не ощущает беззащитным маленьким ребенком, там он личность, растущая и развивающаяся.

Отсутствиеромантики

Многие женщины нуждаются в сказочных историях, потомучто в жизни им самим попросту не хватает романтики. При этом у них может бытьлюбимой человек, которого они ценят и которым дорожат, но его зажатость вчувствах становится причиной отсутствия романтичности в отношениях.

Одинокие дамы также любят читать сказки и смотретьсказочные мультфильмы и фильмы. Конечно же, их любимым жанром являются именносказки о любви. Почему? Потому что благодаря таким произведениям, женщины попроступродолжают верить в то, что искренние и настоящие чувства существуют. Темболее, в современных интерпретациях сказок, положительные и романтичные героистали больше походить на реальных людей, которых можно всегда встретить наулице. Вот поэтому, читая и просматривая сказочные истории, женщины подогреваютв себе веру в любовь вообще и в мужчин в частности. На основе сказочныхперсонажей они создают себе образы и фантазируют. Поскольку все сказки длядетей пишут взрослые люди, зачастую, в них есть более глубокая философия,которую мы попросту не замечаем в детском возрасте. Зато взрослые девушкивполне могут понимать и осознавать, какой именно подтекст вкладывал автор, чемухотел научить. К тому же, в сказках всё происходит очень легкои просто, принцы всегда сами находят своих принцесс. А многие женщины так ихотят: ничего не делать, а потом раз – и выйти замуж за самого красивого, умного, любящего и вообще,идеального мужчину. Сказки являются отличнымлекарством от комплексов, потому что в сказках получить свою любовь можетпрактически каждая.

Приключения

Кстати, сказкисмотрят не только те, кому не хватает романтики. Ещё их любят настоящиеавантюристы и искатели приключений. Стоит отметить, что сказками можно называтьне только те истории, которые изначально определяются как сказки. Например,многие приключенческие фильмы, по большому счёту, тоже можно отнести к сказкам,поскольку все они заканчиваются хорошо, герои обладают какими-тосверхъестественными способностями, в них прославляется дружба, взаимоподдержкаи любовь. Приключенческие сказки любят те, кому не хватает в жизни остротыощущений. Это люди, которым пришлось отказаться от своих настоящих желаний,ради роботы, из-за каких-то личных страхов и так далее. Вот они и смотрятсказочные приключенческие истории, ассоциируя себе с главными героями этихпридуманных эпопей. Сказочные приключения всегда захватывающие. В них нет местаодинаковым дням и скучному быту. Это те основные характеристики, которые ипритягивают людей к сказочным приключенческим историям. Многие могут сказать,что с таким же успехом человек может любить каждую историю о приключениях. Ноэто не совсем так. Просто в сказках всё всегда заканчивается хорошо. Там никтоне теряется, не умирает, не делает больно окружающим. Вот поэтому мы выбираемименно сказочные истории, ведь в них нет места горю и разочарованию, глядя наэкран или читая книгу, мы заряжаемсятолько позитивом.

Дружбаи героизм

Ещё одна причина, по которой взрослые люди любят сказки – это нехватка появления настоящих дружеских качеств и героизма в их реальной жизни.Людям хочется получать то, чего им не могут дать окружающие. Вот поэтому они ипогружаются в сказочную жизнь. Ведь там нет места предательству. Еслисуществует компания друзей, то все они будут стоять друг за друга до самогоконца. В сказочных историях никто никого не предаёт. Даже совершив какую-тоглупость, в итоге, люди осознают свои ошибки и просят прощения, искупают своигрехи. Сказочные персонажи намного искреннее и добрее тех, кого мы встречаем вреальной жизни. Сказки позволяют людям не потерять свою веру в настоящуюдружбу. С одной стороны, они вроде бы и понимают, что это всего лишь сказка. Но с другой стороны, такие историидействуют на их подсознание, укореняя мысль о том, что настоящие друзья всё-такисуществуют, никогда не подводят и не предают. В итоге, люди начинают искатьсебе друзей по образу и подобию сказочных героев, и что характерно, зачастуюнаходят именно таких, поскольку подсознательно чувствуют, какой именно человеким нужен.

Что же касается героизма, то многим людям хочетсяспасать других или чтобы спасали их. Но в реальной жизни далеко не всегда этоудаётся. К тому же, в реальности все враги и проблемы намного более жестокие излые, чем в сказках. Поэтому людям становится легче, когда они ассоциируютсебя со сказочными рыцарями и принцессами, которые спасают дуг друга, проявляютгероизм и так далее. Благодаря сказкам, мы не прекращаем верить во что-тохорошее, светлое, доброе, в чудо, которое всё-таки когда-то с нами произойдёт.Именно поэтому очень хорошо, когда взрослые люди любят сказки, потому чтоименно сказки дают им силы жить и надеяться на лучшее.

Оказывается, не все родители осознают значение сказок для детей. В Великобритании 25 % недавно опрошенных родителей заявили, что они не читают сказки детям в возрасте до пяти лет, потому что они ничему их не учат, учат плохому или просто слишком страшные. Например, одна из причин, по которой некоторые родители не читают своим детям сказку «Три медведя», заключается в том, что эта сказка, по их мнению, исподволь учит детей тому, что воровать - это хорошо. Вряд ли. Скорее, трактовать заложенный в ней посыл можно несколько иначе: не врывайся в чужой дом, потому что там может жить семья медведей. Или же трактовать более позитивным образом.

Значение сказок

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им больше сказок» (Альберт Эйнштейн).

1. Сказки учат детей справляться с проблемами. Мы учимся у сказочных персонажей даже во взрослом возрасте. Сказочные герои помогают нам, потому что мы связываем их перипетии с нашей собственной жизнью, мечтами, тревогами и размышляем над тем, как бы мы поступили на их месте. Сказки помогают детям учиться понимать эту жизнь и ориентироваться в ней.

«Сказки не рассказывают детям о существовании драконов. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно победить» (Гилберт Кит Честертон).

2. Сказки развивают эмоциональную устойчивость. Сказки рассказывают о реальных проблемах, с которыми сталкивается практически каждый человек, и делают это деликатно, с помощью фантастических сюжетов, в которых главный герой чаще всего торжествует (за исключением сказок братьев Гримм.) Пребывая в безопасной среде родной семьи, дети должны уяснить для себя, что плохое может случиться с каждым. Почему? Никто не застрахован от проблем - именно поэтому нам так необходимо раскрывать потенциал наших детей. По сути, есть два варианта: либо мы помогаем им накачать их «эмоциональные мышцы», чтобы они могли использовать их в трудные времена, либо мы постоянно защищаем детей, делая их настолько слабыми, что они становятся неспособными справиться с любой проблемой, требующей душевных сил.

3. Сказки учат нас разговорному языку (культурной грамотности и правилам). Мы встречаем сказки в различных парафразах и пантомимах, они помогают нам понимать иносказательные выражения и деликатно высказывать свое мнение. Мы дышим ими. Мы знаем их.

4. Сказки стирают межкультурные границы. Во многих культурах есть общие для всех сказки, такие как, например, «Золушка», имеющие свой особый культурный колорит. Мы читаем разные версии и понимаем, что для всех нас характерна очень важная черта - необходимость обретения смысла жизни посредством определенной истории и надежды на победу добра над злом.

5. Сказки учат понимать структуру рассказа. Сказки учат понимать основы любого рассказа - времени и места действия, персонажей и сюжета (завязки, кульминации и развязки), а также понимать разницу между художественной и научной литературой. Когда ребенок понимает принципы рассказа, это развивает его способность предугадывать и понимать смысл других рассказов, которые он читает.

6. Сказки развивают воображение ребенка.

«Когда я анализирую себя и свои методы мышления, то прихожу к выводу, что дар фантазии значит для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению» (Альберт Эйнштейн).

7. Сказки дают возможности обучать детей навыкам критического мышления. Можно просто ненавидеть диснеевскую «Русалочку». Девушка, которая отказывается ради мальчика от самой жизни, вряд ли должна стать примером для подражания для дочерей. Даже оригинальная версия показывает, на первый взгляд, слабую женщину, которая погибает ради мужчины (по крайней мере, страдает от последствий!).

Но… Это не значит, что нужно запрещать детям читать истории о русалке. Родительская попытка защитить ребенка не научит его навыкам критического мышления . А раскрытие информации и направляемый в нужное русло разговор непременно научат!

8. Сказки преподают уроки. Используйте сказки, чтобы преподавать ребенку уроки нравственности . Что ребенок может почерпнуть из «Руслана и Людмилы»? А из «Золушки» и «Кота в сапогах»?

Итак, бывают ли слишком страшные сказки для детей? Иногда.

  • Вы должны учитывать возраст и уровень развития ребенка . Мы не читаем двухлетним детям сказку «Рапунцель» в оригинале, где принц слепой и окровавленный, потому что дети не поймут ее в любом случае. Используйте вашу логику родителя. Пусть дети также высказывают свои собственные суждения - они могут рассказать вам, считают ли они эту сказку слишком страшной или нет.
  • При чтении сказок необходимо учитывать время дня. Возможно, некоторые сказки не следует читать на ночь. Что ж, читайте их днем!

Не нужно исключать сказки из жизни ребенка только потому, что некоторые из них страшные или неполиткорректные. Всегда можно найти адаптированные версии сказок, которые больше подойдут именно вашему ребенку и вашей семье.

Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии. С чего начать Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь). Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более " простом " материале. Существуют разные " рецепты " организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6- летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).


Олеся 6 лет Жил - был щенок. Звали его Шоник. Однажды он бегал по полянке около дома. Играл, лаял, бегал за своим хвостом. Увидел красивую бабочку и погнался за ней. Убегал все дальше и дальше от дома, пока не заблудился в лесу. Щенок сел на пенёк и заплакал. И тут Шоник увидел свою подругу собачку Кешу со своей хозяйкой - Мариной. Марина с Кешей ходили в лес за ягодой и уже возвращались домой. Шоник залаял от радости. Все вместе они пошли домой. Щенок запомнил на всю жизнь, что убегать одному из дома нельзя. Гулять теперь он ходил только вместе со своей хозяйкой Леной! Приключения Шоника


Никита 5 лет Жил - был большой и добрый Робот. Он играл, веселился раскладывал карточки по кругу. Потом пошёл гулять на площадку около дома. Взял мячик, чтобы поиграть с детишками. Тут путь ему преградило злое дерево. Оно хотело обмануть Робота! Но у Робота были друзья, которые не дали злому дереву обидеть Робота! Робот и злое дерево


Илья 6 лет Панда и его друг слоненок. Жил - был маленький Панда. У него были очень хорошие мама, папа и друг слоненок. На них всегда нападали леопарды. Прошло много лет и Панда и его друг Слоненок выросли. Решили друзья построить большую, крепкую стену. Строили, строили и наконец построили! Всех ждала награда: банка вкусного эвкалиптового варенья. Все стали жить дружно и счастливо! На них больше никто не нападал.


Миша 6 лет День рождение Белочки. Однажды Ёжик шел на день рождение Белочки. Ему навстречу идет злой Енот и говорит: « Отдай торт, а то я тебя не отпущу!» Идет навстречу Медвежонок. Одет нарядно, торопится. « Медвежонок, помоги мне!» – Позвал Ёжик. Медвежонок услышал Ёжика и поспешил ему на помощь. « Эй! Енот не обижай младших! Пошли лучше с нами поздравлять Белочку с днем рождения! Еноту тоже хотелось поздравить Белочку. Зверята дружно пошли к Белочке!




Удивительная сказка Полина 5 лет Жили - были две коляски: розовая и синяя. Розовую звали - Полина, а синюю - Вера. Однажды они увидели золотую рыбку и стали ловить её удочкой и поймали. И отпустили рыбку в аквариум. Там рыбка научилась говорить. А в это время в далекой деревне жила злая машина и звали её - Никита. Она любила во всех врезаться и это ей нравилось. Как - то раз машина ехала по Москве и встретила две колясочки: Полину и Веру. Они объяснили Никите, что врезаться это плохо! Машина стала доброй и хорошей. Все вместе они поехали домой к своей говорящей рыбке!


Добрая сказка Маша 6 лет Жил - был веселый трамвай Он был розового цвета, а звали его Больше всего на свете трамвай 25 Любил быстро ездить по рельсам и возить пассажиров, особенно детей. Однажды к нему села очень грустная девочка. Трамвай решил, что её надо развеселить! И тогда он сменил свой маршрут (вообще - то это строго запрещено) Взял и поехал к цирку. А там в это время выступали веселые клоуны. Они жонглировали мячами, катались на одном колесе и всех смешили. Девочка перестала грустить и её лицо стало тоже весёлым. А ещё ей подарили два воздушных шарика: красный и желтый!


Александра Жила - была девочка Саша и не было у нее никаких игрушек. И вот однажды родителиПодарили девочке игрушку, называлась она - Зублс, была она маленькая, кругленькаяи весёленькая. Как - то раз, Саша, поиграв с Зубалсом, решила оставить его на подоконнике и ушла по своим делам. А Зублс сидел, сидел на подоконнике и покатился по дорожке. Катится Зублс катится, а навстречу ему бежит собака по имени - Вельмут. Лабрадор из соседнего дома. Увидел Вельмут шарик катится по дорожке и говорит ему - « Ты кто такой? Я тебя сейчас съем!» А Шарик как раскрылся и превратился в Зублса с большими ушами и маленькими ручками. Зублс говорит Вельмуту: « Не ешь меня Вельмут! Я от Саши ушёл и от тебя убегу » Сказал и убежал! Вельмут полаял, полаял и пошел в свой домик. Катится дальше Зублс, а навстречу ему корова: Му - му, из соседней деревни где Саша покупает молоко. « Ты кто такой? Я тебя съем!» А Зублс раскрыл свои уши, напугал корову и убежал. Катится дальше Зублс по дороге, вдруг, его останавливает большой гусь. « Га - га - ты кто?» Бедный Зублс от страха ударился о камень и его уши раскрылись, ручки выпали. Гусь, как увидел это еще больше испугался. Зублс тоже испугался и решил вернуться к своей хозйке - Саше. Покатился Зублс домой Саша увидела своего маленького дружка и очень обрадовалась. « Больше я тебя никуда не отпущу »- сказала Саша и положила Зубалса в карман.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки или анекдоты. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности. Многие родители упрекают своих детей в склонности к излишнему фантазированию и « витанию в облаках ». Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы. Сказки, сочиняемые детьми не только отражают их внутреннюю реальность, проблемы, волнующие их, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие личностному развитию ребенка сказки