Гамлет» — философская трагедия. Философские проблемы трагедии Почему трагедия гамлет философская

Семинарское занятие № 4.

Трагедия Шекспира «Гамлет»

1. Что послужило основой трагедии «Гамлет» Шекспира? Почему лишь специалистам известен сюжет о датском принце Амлете, тогда как шекспировский «Гамлет» известен всему миру?

Не секрет, что Шекспир не редко писал свои книги, вдохновившись старинными, уже кем-то рассказанными сюжетами. Например, история Ромео и Джульетты была изложена до Шекспира в поэме Артура Брука. Кто-то неизвестный задолго до Шекспира написал примитивную драматическую повесть «Король Лир и три дочери». Предание о Гамлете тоже насчитывало многовековую давность. Его историю изложил Саксон Грамматик в своей «Истории датчан» (ок. 1200г.). В ней описывалась жизнь ютландского принца Амлета, жившего в языческие времена, т. е. до 827г., когда в Дании было введено христианство.

Впоследствии этот сюжет пересказывался несколько раз разными авторами, а в 1589г. история принца даже шла на Лондонской сцене.

Эти предания и легенды с присущей им первозданной простотой и наивностью, продолжали бы существовать, как бытуют до сих пор многие легендарные и сказочные сюжеты, сохраняя всю прелесть их примитивности. Но именно Шекспиру они обязаны обретением необыкновенной глубины постижения жизни, огромной поэтической силой. Кто бы знал Ромео и Джульетту, Лира, Макбета, Отелло, Гамлета, если бы их судьбы не изобразил Шекспир? Эти и многие другие истории Шекспир поднял на высоту такого понимания жизни, какого в искусстве не было до него.

2. Почему в «Гамлете» каждый послешекспировский век видел созвучное его поискам произведение? В чем загадка принца Датского?


Трагедия Шекспира «Гамлет» наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека, и имеют поистине общечеловеческое значение. Кроме того, трагедия ставит острые моральные проблемы; именно поэтому «Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, но каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе.

Однако каждый видит принца Гамлета по-своему.

Например, Гете считал его «прекрасным, чистым, благородным, высоконравственным существом», хотя и отмечает у него «слабость воли при высоком сознании долга».

Немецкий исследователь Август Шлегель приходит к выводу, что чрезмерная склонность к рассуждениям, рефлексия убивает решимость, волю к действию. Так трагедия Гамлета начинает рассматриваться как извечная трагедия интеллигенции.

Тургеневу же он казался эгоистом: «Он весь живет для самого себя… Он скептик и вечно возится и носится с самим собою». Он противопоставляет нерешительному, скептически настроенному, неспособному увлечь Гамлету Дон Кихота, как человека действия.

утверждает, что Гамлет на разных этапах проявляет и силу, и слабость, и нерешительность, и молниеносную решимость; и что только так, в эволюции, в движении, и следует рассматривать многогранный образ Гамлета.

Отсюда парадокс восприятия великой трагедии. Именно потому, что она очень лично задевает каждого, она порождает совершенно разные, подчас противоречивые толкования.

3. В чем трагедия Гамлета?

«Он человек был во всем» (Характер Гамлета, его содержание и способы его раскрытия).

Доказать, анализируя тексты, что Гамлет - человек мысли, философ.

Гамлет - носитель гуманистического мировоззрения своей эпохи и одновременно критик идей Возрождения.

Проблема воли Гамлета.

Трагедия - редкий гость в мировом искусстве. Есть целые эпохи духовного развития, лишенные развитого трагического сознания. Причина этого в характере господствующей идеологии. Трагедия может возникнуть в условиях кризиса религиозной идеологии, как это было в древней Греции и в эпоху Возрождения.

Шекспир был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения, которая родилась на рубеже XIII-XIVвв. То была длительная полоса общественного и духовного развития Европы, когда происходила ломка многовекового феодального уклада и рождение буржуазного строя. Начало этому было положено в Италии. Новое мировоззрение формировалось в связи с ростом городов, развитием товарного производства, образованием мирового рынка, географическими открытиями… Был положен конец духовному господству церкви, появились зачатки новых наук.

Отдельно надо сказать про рождение и формирование новой гуманистической культуры. В скульптуре и живописи возник культ античности, в ней видели прообраз свободного человечества.

Сначала гуманизм означал лишь изучение языков и памятников письменности греко-римского мира. Эта новая наука противопоставлялась господствующему церковному вероучению феодального средневековья, носителем которого было богословие . С течением времени гуманизм обрел более широкое значение. Он оформился в обширную систему взглядов, охватывающих все отрасли знания - философию, политику, нравственность, природоведение .


Гуманисты отнюдь не отвергали христианство как таковое. Его нравственное учение, этика добра была им не чужда. Но гуманисты отвергали христианскую идею отречения от благ жизни и, наоборот, утверждали, что земное существование дано человеку для того, чтобы в полной мере использовать свои силы.

Для гуманистов человек - центр мироздания. Идеалом гуманистов был всесторонне развитый человек, равно проявляющий себя в области мысли и практической деятельности. Сломив старую мораль покорности существующим порядкам, сторонники нового взгляда на жизнь отвергали всякого рода ограничения деятельности человека.

Шекспир отразил все стороны этого сложного процесса. В его произведениях перед нами предстают как люди, еще склонные жить по старинке, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не означает права строить свое благополучие на несчастьях других.

Герои пьес Шекспира - люди именно такого склада. Им присущи большие страсти, могучая воля, безмерные желания. Все они - выдающиеся натуры. Характер каждого проявляется с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.

Гамлет - передовой человек своего времени. Он - студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира передовым. Прогрессивное мировоззрение Гамлета проявляется и в его философских взглядах. В его рассуждениях чувствуется проблески стихийного материализма, преодоление религиозных иллюзий. Правда, несчастья, с которыми он столкнулся, внесли разлад в его мировоззрение. С одной стороны, Гамлет повторяет хорошо усвоенное им учение гуманистов о величии и достоинстве человека: «Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!» (II, 2). Этой высокой оценке человека противостоит тут же произносимое Гамлетом неожиданное заключение: «А что для меня эта квинтэссенция праха? Из людей меня не радует ни один…» (II 2). Этими высказываниями он одновременно и подтверждает идеи Возрождения и критикует их.

Исходя из текста, смело можно предположить, что до страшных происшествий, нарушивших его духовный покой, Гамлет был человеком цельным, а это в особенности проявляется в сочетании мысли, воли и умения действовать. Потрясенное сознание привело к распаду единства этих качеств.

Первый же монолог Гамлета обнаруживает его склонность из отдельного факта делать широчайшие обобщения. Поведение матери приводит Гамлета к отрицательному суждению обо всех женщинах: «Бренность, ты зовешься женщина!»

Со смертью отца и изменой матери для Гамлета наступило полное крушение того мира, в котором он до тех пор жил. Он видит весь мир в черном цвете:

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О мерзость! Этот буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует.

Шекспир изображает своего героя натурой, наделенной большой чувствительностью, глубоко воспринимающей ужасные явления, их затрагивающие. Гамлет - человек горячей крови, большого, способного к сильным чувствам сердца. Он отнюдь не тот холодный рационалист и аналитик, каким его себе иногда представляют. Его мысль возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их. Если мы с самого начала ощущаем, что Гамлет возвышается над окружающими, то это не есть возвышение человека над обстоятельствами жизни. Наоборот, одно из высших личных достоинств Гамлета заключается в полноте ощущений жизни, своей связи с ней, в сознании того, что все происходящее вокруг значительно и требует от человека определения своего отношения к вещам, событиям, людям. Гамлета отличает обостренная, напряженная и даже болезненная реакция на окружающее.

В «Гамлете» более чем где-либо еще у Шекспира выявлена переменчивость личности. Например, сначала задачу мести за отца Гамлет принимает с несколько неожиданным пылом. Ведь совсем недавно мы слышали от него жалобы на ужасы жизни и признание, что он хотел бы покончить самоубийством, лишь бы не видеть окружающей мерзости. Теперь же он проникается негодованием, собирается с силами для предстоящей задачи. Немного времени спустя для него уже мучительно, что такая огромная задача легла на его плечи, он смотрит не нее как на проклятие, она для него - тяжкое бремя:

Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Он проклинает век, в который родился, проклинает, что ему суждено жить в мире, где царит зло и где он, вместо того, чтобы отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, должен все свои силы, ум и душу посвятить борьбе против мира зла.

Проблема воли Гамлета - это проблема его выбора. В самом своем знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет сомневается, как никогда до этого. Это высшая точка его сомнений:

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

В этом монологе Гамлет предстает глубоким философом, в нем проявляется мыслитель, задающийся новыми вопросами: что такое смерть:

Умереть, уснуть -

И только: и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти - как такой развязки

Не жаждать?

Монолог «Быть или не быть?» от начала до конца пронизан тяжким сознанием горестей бытия . Это апогей его раздумий. Суть в том, остановится ли Гамлет на этих размышлениях или они - переходная ступень к дальнейшему?

Но в акте III, сцене 5 Гамлет, после долгих мыслей, в еще одном монологе обретает окончательную решимость.

Я сам не знаю,

Зачем живу, твердя: «Так надо сделать»,

Раз есть причина, воля, мощь и средства,

Чтоб это сделать.

До Шекспира ни один писатель не передавал таких глубоких нравственных терзаний, не описывал таких глубоких раздумий.

4. В чем героизм деяний Гамлета и величие его подвига (доказать, анализируя основные монологи Гамлета)? Оцените ваше отношение к Гамлету и методам борьбы со злом, которые он выбирает.

Гамлет непримирим ко злу, но он не знает, как с ним бороться. Героизм его в том, что, пройдя адовы круги сомнений, размышлений, терзаний, он все таки доводит свою месть до конца.

Любопытная деталь: когда Лаэрт подозревает, что его отца убил Клавдий, он поднимает народ на восстание против короля. Гамлет в точно такой же ситуации не прибегает к помощи народа, хотя народ его любит. Почему Гамлет не действует, как Лаэрт? Гамлет даже не думает о таком способе свести счеты с королем. Его борьба с Клавдием имеет для него исключительно моральный смысл. Гамлет - одинокий борец за справедливость. Но интересно, что борется он против своих врагов их же методами - он притворяется, хитрит, стремится выведать тайну своего врага, обманывает и - как это ни парадоксально - ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля. Гамлет убивает (правда, не намеренно) Полония, Отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он является прямой причиной безумия Офелии и косвенно виновен в ее смерти. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников.

В наше время можно только ужасаться методам, которые избрал Гамлет. Но надо знать историю кровавой мести эпохи, когда возникла особая изощренность отплаты врагу, и тогда станет понятной тактика Гамлета. Ему надо, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врага сначала внутренними терзаниями, муками совести, если она у него есть, и лишь потом нанести роковой удар так, чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон, всечеловеческая справедливость.

Монологи - вопрос № 3.

5. Широта и полнота шекспировских характеров (образы Полония, Клавдия, Гертруды, Лаэрта, Офелии и др.) Эпизодические персонажи.

Клавдий приятен, обходителен, и, возможно, в иных глазах даже обольстителен. (Гамлет: «Улыбчивый подлец, подлец проклятый».)

Клавдий, в отличие от Ричарда III, например, свершив одно злодеяние, готов был на нем остановиться. Достигнув цели, он, как показывает его тронная речь, стремился упрочить свое положение мирными средствами: во-первых, обезопасить страну от возможного набега Фортинбрасса, во-вторых, помириться с Гамлетом. Отлично понимая, что он отнял у него трон, Клавдий, компенсируя эту потерю, объявляет его своим наследником, просим видеть в нем своего отца. Единственное, чего он требует от Гамлета - не покидать датского двора, чтобы за ним было удобнее наблюдать (Гамлет: «Для меня Дания - тюрьма»).

Он осознает, что совершил тяжкий грех - братоубийство. Но молится он от раскаяния, не потому, что глубоко верит, он хочет всего лишь смыть с себя вину, в надежде вымолить прощение. Он сам признает, что он «нераскаян». Низменность его проявляется и в том, что он дважды тайно замышляет убить Гамлета, хотя женат на его матери! В итоге он невольно отравляет ее. Ко всему прочему он убил бывшего короля, оказывается виновником смерти наследного принца - он истребил всю королевскую семью и поэтому, по замыслу Шекспира, достоин смерти.

Гертруда. Гамлет уверен, что Гертруда искренне любила его отца, а выйти замуж за Клавдия ее побудила исключительно низменная чувственность, вызывающая у него отвращение. Гамлет укоряет и даже с ожесточением осуждает Гертруду не только в этом, но и в кровосмесительстве, что в те времена считалось тяжким грехом. Она так слепо предалась своей жажде счастья, выходя замуж второй раз, что не распознала истинного характера того, в чьи руки отдала свою судьбу. Тем не менее Гертруда знает, что безумие Гамлета мнимое, но никому этому не выдает.

Во время поединка Гамлета с Лаэртом она открыто встает на сторону сына. Коварный сговор короля с Лаэртом ей неизвестен. Она спокойно выпивает кубок с ядом, приготовленный для Гамлета. То, что она выпивает яд, предназначавшийся ее сыну, имеет символическое значение. Она, как и Гамлет, падает жертвой коварства Клавдия, и это хотя бы отчасти искупает ее нравственную вину.

Полоний. Вероятно, он занимал высокое положение и при старом короле. Новый король жалует его своими милостями и ему первому готов их оказывать. Это дает основания предполагать, что после смерти прежнего монарха Полоний сыграл важную роль в избрании Клавдия королем. Низкопоклонствующий перед царствующими особами, в своем доме он неограниченный властелин , требующий безусловного послушания. Ему надо знать все, что творится во дворце. Он всегда спешит сообщить все новости королю и сразу бежит объявить ему, например, что причина помешательства Гамлета - отвергнутая любовь. Главное средство добывать информацию у него - слежка. Он и погибает, подслушивая беседу Гамлета с матерью.

В его речах нет ни слова о сочувствии или помощи другим людям. Полоний знает сам по себе: «Я знаю сам, когда пылает кровь, как щедр бывает язык на клятвы». Он рекомендует осторожность в общении с окружающими и почти каждое его предписание проникнуто недоверием к людям, даже отправляет человека шпионить за собственным сыном, чтобы проверить, выполняет ли Лаэрт в Париже его заветы.

Мудрость Полония - это мудрость царедворца, изощренного в интригах, идущего к цели не прямыми путями, умеющего действовать тайком, скрывая истинные намерения.

Лаэрт. Если Гамлет преклонялся перед отцом, то Лаэрт желал поскорее избавиться от его опеки. После гибели отца его подозрение мгновенно падает на короля. Из этого можно сделать вывод о том, какого мнения он о своем государе. Не долго думая, Лаэрт поднимает на бунт народ, врывается во дворец и собирается убить короля. Значит, он считает себя равным королю. Месть за отца у него - дело чести, но у него о ней свое понятие. Например, он возмущается тем, что праху его отца и сестры не были отданы должные почести, но в то же время собирается перерезать Гамлету горло в церкви. Ради мести он готов даже на святотатство

Но в полной мере его презрение к истинной чести проявляется в том, что он соглашается на коварный план Клавдия убить Гамлета обманным путем, борясь с ним отравленной рапирой против обыкновенной рапиры Гамлета для фехтовальных упражнений. Он ведет себя не как рыцарь, а как коварный убийца. Перед смертью Лаэрт, правда, раскаивается. К нему с опозданием возвращается благородство духа и он признается в своем преступлении; он понимает теперь: «Я сам своим наказан вероломством».

Гамлет прощает его: «Будь чист пред небом!» Почему? Он брат Офелии и Гамлет убежден в благородстве Лаэрта, в том, что у него должны быть такие же высокие понятия о чести как и у него самого. Если вспомнить все, в чем Гамлет был виноват по отношению к семье Полония, то отношения между ними вполне могут быть охарактеризованы формулой Шекспира - «мера за меру».

Офелия. Она произносит всего 158 строк текста, но в эти строки Шекспир смог вложить целую жизнь.

Любовь Офелии - ее беда. Хотя ее отец приближенный короля, его министр, тем не менее она не королевской крови и поэтому не ровня своему возлюбленному. С первого же появления Офелии ясно обозначен главный конфликт ее судьбы - отец и брат требуют от нее отказаться от любви к Гамлету. Повинуясь им, мы видим у нее полное отсутствие вои и самостоятельности.

В трагедии нет ни одной любовной сцены между Гамлетом и Офелией. Но есть сцена их разрыва. Она полна потрясающего драматизма.

Слова, которые произносит Гамлет над могилой Офелии, окончательно нас убеждают в том, что его чувство к ней было подлинным. Вот почему сцены, где Гамлет отвергает Офелию, проникнуты особым драматизмом - все жестокие слова, которые он говорит ей, даются ему с трудом, он произносит их с отчаянием, ибо, любя ее, сознает, что она стала орудием его врага против него и для осуществления мести надо отказаться от любви. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинить боль Офелии, и, подавляя жалость, беспощаден в своем осуждении женщин. Примечательно, однако, что лично ее он ни в чем не винит и не шутя советует ей уйти в монастырь из этого порочного мира.

Горацио. Друг Гамлета по университету. Совершенно бездействующему персонажу, Горацио отведена в идейном замысле важная роль. Он служит Шекспиру для выявления идеала человека. Ему единственному Гамлет полностью доверяет свой план мести. Он не раб страстей; Горацио человек спокойный, уравновешенный, ему присущ рационализм. Но главное, что в нем подчеркивает Гамлет, это его философский взгляд на жизнь. Горацио при всем своем мудром спокойствии горячо любит Гамлета. Видя, сто принц умирает, он хочет разделить с ним судьбу и готов выпить яд из отравленного кубка. Гамлет останавливает его.

Горацио - человек гуманистической культуры, горячий поклонник античности. Перед попыткой выпить яд и покончить жизнь самоубийством он восклицает: «Я римлянин, не датчанин душою».

Розенкранц и Гильденстерн. Они - это тихие повадки, угодливость и увертливость, поддакивание, ласкательность и льстивость, притворство, пресмыкательство, всегодность и ничтожество.

Своеобразный драматизм их судьбы в том, что они пешки в чужой игре. Привыкшие угождать и повиноваться, они не знают ничего о сути происходящего, даже о том, в чем непосредственно они участвуют. Добровольные слуги зла, они гибнут, как и Полоний, попав под удар одного из двух могучих противников.

Принц Фортинбрасс и его отец.

Роль Фортинбрасса едва ли не самая маленькая в трагедии. Принцы никогда не встречаются лично, они судят друг о друге понаслышке, но оба высокого мнения друг о друге.

Фортинбрасс идет сражаться, движимый честолюбием. Гамлет же ради этого не поднял бы меча. Рыцарской воинственностью норвежский принц идет в отца, который не любил сидеть без дела. Он томился покоем и без всякого повода вызвал на поединок отца Гамлета, сам выдвинув условие, что побежденный отдает свои земли победителю, и проиграл.

Гамлет отдает Фортинбрассу голос на владение Данией, т. к. он, в отличие от Клавдия, но несмотря все же на некую его ограниченность, действует с открытым забралом, честно, без злонамеренности и коварства. Не будучи идеальным рыцарем, он является, можно сказать, наименьшим злом.

Отец Гамлета. Без него не было бы трагедии. От начала и до конца его образ витает над ней. Завещая принцу отомстить Клавдию, Призрак предупреждает Гамлета не причинить никакого зла матери, карой для которой должны послужить ее собственные душевные терзания и не запятнать свою честь.

6. Актуальны ли идеи «Гамлета» сегодня?

Проблемы нравственного выбора будут актуальны всегда. Чем глубже читатель вдумывается в великое творение Шекспира, тем больше он будет находить в нем. Смысл произведения раскрывается не только в характерах и ситуациях. Есть в трагедии нечто конкретно не выраженное. Это совершенно особенное чувство, будто, читая или смотря пьесу на сцене, мы приобщаемся к самым корням жизни. Этого не выразить словами. Но после всего, что мы узнали о людях, появившихся в трагедии, после того как свершилась судьба каждого из них, возникает ощущение того, что поэт подвел нас к той центральной точке, в которой сосредоточились величие, красота и трагизм бытия. Тщетно искать в творении Шекспира четких и ясных ответов на вопросы, возбуждаемые ею. Чем полнее мы сможем представить многообразие характеров, сложность драматического действия, чем глубже мы вчувствуемся в трагические судьбы героев, тем больше мы приблизимся к тому огромному миру, который гений Шекспира сумел воплотить в сравнительно малом объеме своей великой трагедии.

Эта одно из тех произведений, которые удивительно стимулируют мышление. Для большинства она становится тем личным достоянием, о котором каждый чувствует себя вправе судить. Поняв Гамлета, проникшись духом великой трагедии, мы не только постигаем мысли одного из лучших умов; «Гамлет» - одно из тех произведений, в котором выражено самосознание человечества, сознание им противоречий, желание преодолеть их, стремление к совершенствованию, непримиримость ко всему, что враждебно человечности.

Проблематика

Проблема нравственного выбора

Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни человек руководствуется высшими, благородными порывами, он, скорее всего, не решится на антигуманный и преступный шаг, не нарушит известные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д. Однако в трагедии Шекспира «Гамлет» мы становимся свидетелями несколько иного процесса. Главный герой в порыве мести убивает нескольких человек, его поступки вызывают неоднозначные чувства, но осуждение в этом ряду стоит на последнем месте.

Узнав о том, что его отец пал от руки злодея Клавдия, Гамлет встает перед сложнейшей проблемой выбора. Знаменитый монолог «Быть иль не быть?» воплощает душевные сомнения принца, совершающего сложный нравственный выбор. Жизнь или смерть? Сила или бессилие? Неравная борьба или позор малодушия? Такие сложнейшие вопросы пытается разрешить Гамлет.

Известный монолог Гамлета показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных - все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что «Дания - это тюрьма» и «век расшатался». Отныне главный герой остается один на один с ханжеским миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.

Гамлет постоянно ощущает противоречие: его сознание ясно говорит, что он должен сделать, но ему не хватает воли, решимости. С другой стороны, можно предположить, что отнюдь не отсутствие воли оставляет Гамлета долгое время без действия. Недаром тема смерти постоянно возникает в его рассуждениях: она находится в прямой взаимосвязи с осознанием бренности бытия.

Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим. Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец.

Поиск смысла жизни и смерти

Монолог «Быть или не быть» демонстрирует нам, что в душе Гамлета происходит огромная внутренняя борьба. Все происходящее вокруг настолько тяготит его, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти: что она такое - сон или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь?

«Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленье века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотной заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом?» (5, с.44)

Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей вернуться в реальность и не помышлять о «безвестном крае, откуда нет возврата».

Несчастная любовь

Отношения Офелии и Гамлета образуют самостоятельную драму в рамках великой трагедии. Почему любящие друг друга люди не могут быть счастливы? В «Гамлете» отношения между любящими разрушаются. Месть оказывается препятствием для единения принца и любимой им девушки. В «Гамлете» изображена трагедия отказа от любви. При этом роковую роль для любящих играют их отцы. Офелии отец приказывает порвать с Гамлетом, Гамлет рвёт с Офелией, чтобы всего себя отдать мести за отца. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинять боль Офелии и, подавляя жалость, беспощаден в своём осуждении женщин.

Анализ поэмы "Медный всадник"

Одним из основных вопросов творчества А.С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема "маленького человека". Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему...

Анализ произведения Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства...

Анализ романа У. Эко "Имя розы"

События в романе наталкивают нас на мысль, что перед нами детектив. Автор с подозрительной настойчивостью предлагает именно такое истолкование. Лотман Ю. пишет, что «уже то...

Основные жанровые особенности руской повести 40-х годов.

Теперь перейдем к литературной проблематике направле-ния. Направление -- это прежде всего творческое единство пи-сателей. Направление на зачаточной стадии может сущест-вовать стихийно, без ясно осознанной и сформулированной программы...

Проблематика и поэтика лирико-философской повести И.А. Бунина "Митина любовь"

бунин герой любовь жанровый При анализе проблематики данной повести мы опирались на работы А. Волкова, О. В. Сливицкой. Проблематика повести тесно переплетена с образами главных героев...

Проблематика и поэтика цикла стихотворений Б. Пастернака "Когда разгуляется" (импрессионистические тенденции)

Концепция времени. "…Хочу понять <…>, как Пруст нашел потерянное время…". "Я мир трущоб избрал жилищем…". Особенности поэтики цикла: Метафора. Элементы импрессионистической техники...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

1. Перехід до індустріального суспільства, капіталізму (масштабне капіталістичне сільськогосподарське виробництво перетворює вільного землевласника до становища безликого і безсловесного придатку машини. З однієї сторони - Джоуди...

Роль эпиграфа в романе Грэма Грина "Комедианты"

грин художественный комедианты эпиграф В «Комедиантах» (1966) писатель подвергает беспощадной критике реакционные режимы, в том числе тот, который установлен с помощью США на Гаити...

Роман Дж. Д. Селінджера "Над прірвою в житі"

Холден не розуміє міркувань свого кращого вчителя, застерігає про безодні, що звилася перед молоддю: "Безодня, в яку ти летиш, - жахлива прірву, дуже небезпечна. Той, хто в неї падає, ніколи не відчує дна. Він падає, падає без кінця. Це буває з людьми...

Сравнительный анализ "Пиноккио" К. Коллоди и "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А.Н. Толстого

Впервые сказка итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио. История одной марионетки", увидевшая свет в 1883 году, была переведена на русский язык в 1906 году и опубликована в журнале "Задушевное слово"...

Тема народа в романе "Война и мир"

Огромное количество статей и книг написано о романе «Война и Мир». Но основными проблемами были и остаются: композиция и жанр, «мысль народная», историческая правда в романе и основные образы...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость - важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби...

Трагедия Шекспира "Гамлет"

Проблема нравственного выбора Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора...

Традиции жанра антиутопии в западной литературе

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора...

Художественные особенности антиутопии Е. Замятина "Мы"

Две основные проблемы, которые поднимаются в данном произведении - это влияние развития техники на человечество, а так же проблема «тоталитаризма». Остальные проблемы уже являются порождением, последствием этих двух. Рассмотрим...

II семестр

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

УРОК № 65

Тема. Философская проблематика трагедии Шекспира «Гамлет»

Цель: определить философские проблемы, поднятые в трагедии «Гамлет»; проанализировать инсценированные отрывки; устанавливать межпредметные связи; развивать творческие способности; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование: реквизит для инсценировки; тексты трагедии «Гамлет»; репродукция картины Е. Делакруа «Гамлет и Горацио на кладбище».

Увы, бедный Йорик!

В. Шекспир

ХОД УРОКА

I. Франко так писал о трагедии Шекспира: «“Гамлет” является не только наиболее личной, но также наиболее філософічною драмой Шекспира. Герой трагедии - мыслитель, а события трагедии подталкивают его мнению разборка важнейших, самых тяжелых вопросов о цели существования, о ценности жизни, о природе нравственных понятий и социального строя».

Поэтому и мы сегодня, вслед за Гамлетом, попробуем выяснить поставленные Шекспиром вопрос, и, возможно, найдем на них ответы.

II. Обобщение и систематизация изученного

Отрывок первый

Рука ненатруджена, всегда чувствительнее... »

Второй могильщик (копает и поэт)

В дни молодой любви, любви,

Я думал - милей всего

Коротать часы - ох! - с огнем - ух! - в крови,

Я думал - нет ничего.

Гамлет

Или этот молодец не чувствует, чем он занят,

что он поет, роя могилу?

Горацио

Привычка превратила это для него

в самое простое дело.

Гамлет

Так всегда, рука, которая мало трудится,

всего чувствительнее.

Первый могильщик (поет)

Но старость, крадучись, как вор,

Взяла своей рукой

И увезла меня в страну,

Как будто я не был такой.

(Выбрасывает череп.)

Гамлет

У этого черепа был язык, и он мог петь когда-то; а этот мужик швыряет его оземь, словно это Каинова челюсть, того, что совершил первое убийство!

Может быть, это башка какого-нибудь политика, которую вот этот осел теперь перехитрил; человек, который готов был провести самого господа бога,- разве нет?

Горацио

Возможно, принц.

Гамлет

Или придворного, который говорил: «Доброе утро, дражайший государь мой! Как вы себя чувствуете, всемилостивейший государь мой?» Быть может, что государь мой Такой-то, который хвалил лошадь государя моего Такого-то, рассчитывая ее выпросить, - разве нет?

Горацио

Да, мой принц.

Гамлет

Вот именно; а теперь это - государыня моя Гниль, без челюсти, и ее стукает по крышке заступ могильщика; вот замечательное превращение, если бы только мы обладали способностью его видеть. Разве так дешево стоило вскормить эти косты, что только и остается играть и в рюхи? Моим костям больно от такой мысли.

Первый могильщик (поет)

Лопата и кирка, кирка,

И саван бел, как снег;

Ах, довольно яма глубока,

Чтоб гостю был ночлег.

(Выбрасывает еще череп.)

Гамлет

Вот еще один. Почему бы ему не быть черепом какого-нибудь законоведа? Где теперь его крючки и каверзы, эго казусы, эго кляузы и тонкости? Почему теперь он позволяет этому грубому мужику хлопать эго гряВНОй лопатой по затылку и не грозится привлечь его за оскорбление действием? Хм! Быть может, в свое время этот молодец был крупным скупщиком земель, со всякими закладными, обязательствами, купчими, двойными поручительствами и взысканиями; неужели все эго купчие и взыскания только к тому и привели, что его землевладельческая башка набита гряВНОй землей? Неужели все его поручительства, даже двойные, только и обеспечили ему из всех его приобретений что длину и ширину двух рукописных крепостей? Даже эго земельные акты вряд ли уместились бы в этом ящике; а сам обладатель только это и получил?

Горацио

Ровно столько, мой принц.

Отрывок второй

«О, бедный Йорик!»

Гамлет

Сколько времени человек пролежит в земле,

пока не сгниет?

Первый могильщик

Да что же, если он не сгнил раньше смерти - ведь нынче много таких гнилых покойников, которые и похороны едва выдерживают,- так он вам протянет лет восемь, а то и девять лет; кожевник, тот вам протянет девять лет.

Гамлет

Почему же он дольше остальных?

Первый могильщик

Да шкура у него, сударь, вот ремесла такая дубленая, что долго не пропускает воду; а вода, сударь, великий разрушитель для такого собачьего мертвеца. Вот еще череп; этот череп пролежал в земле двадцать лет и три года.

Гамлет

Чей же это?

Первый могильщик

Сумасброда одного собачьего; по-вашему, это чей?

Гамлет

Право, не знаю.

Первый могильщик

Чума его разнеси, шалопая сумасбродного! Он мне однажды бутылку ренского на голову вылил. Вот этот самый череп, сударь, это - череп Йорика, королевского шута.

Гамлет

Этот?

Первый могильщик

Этот самый.

Гамлет

Покажи мне. (Берет череп.) Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раВНОсил меня на спине; а теперь - как отвратительно мне это себе представит! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселье, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом; посмеши ее этим.- Прошу тебя, Горацио, скажи мне одну вещь.

Горацио

Какую, мой принц?

Гамлет

Как ты думаешь, у Александра был вот такой же

вид в земле?

Горацио

Точно такой.

Гамлет

И он так же пахнул? Фу! (Кладет череп наземь.)

Горацио

Совершенно так же, мой принц.

Гамлет

На какую низменную потребность можем мы уйти, Горацио! Почему бы воображению не проследить благородный прах Александра, пока оно не найдет его затыкающим бочечную дыру?

Горацио

Рассматривать так - значило бы рассматривать слишком пристально.

Гамлет

Нет, право же, ничуть; это значило бы следовать за ним с должной скромностью и притом руководясь вероятностью; например, так: Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину, и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнут пивную бочку?

Государственной Цезарь, обращенный в тлен,

Пошел, быть может, на обмазку стен.

Персть, целый мир страшившая вокруг,

Латает щели против зимних вьюг!

Но тише! Отойдем! Идет король.

2. Беседа по содержанию инсценированных отрывков

Отрывок первый

Поражающая Гамлета на кладбище? (То, что копатель могил поет во время своей работы.)

Как, по мнению принца, он должен был себя вести? (С уважением к умершим, сдержанно, без песен.)

Почему копатель могил оправдан Гамлетом? (Он объясняет себе это поведение тем, что копатель привык к особенностям своей работы.)

О чем размышляет Гамлет, увидев черепа, выкопанного из земли? (О том, кем мог быть этот человек по жизни; выражает сожаление, что после смерти человек теряет все.)

Объясните название инсценированного отрывка. (Гамлет оправдывает копача словами: «Рука, что ненатруджена, всегда чувствительнее», объясняя, что цинизм могильщика связан с многолетней работой в таких условиях. А мозоли могут возникнуть не только на руках, но и на душе, если человек живет среди зла или горя. Гамлет чувствителен к человеческому горю и поражен тем, во что превращается человек после смерти.)

Отрывок второй

Объясните слова копатели могил о тех покойников, которые сгнили раньше смерти». (Не впервые в трагедии встречаются слова, обозначающие гниль - это проявление высшей степени испорченности, неспособности жить полеВНОй и радостной жизнью.)

Как характеризует Гамлет Йоріка, королевского шута? (Принц вспоминает время, проведенное с Йоріком, с грустью, вспоминает его как веселую, остроумную, творческого человека. Гамлет поражен тем, что держит в руках его череп - все, что осталось от Йоріка.)

Йорик - только королевский шут. Гамлет размышляет о судьбе «сильных мира сего». К каким выводам он приходит? (Гамлет приходит к выводам, что и большие, и обычные люди имеют один конец: после смерти они превращаются в прах, землю. И даже Александр Великий не исключение, и теперь часть его может находиться в бочке из-под вина.)

3. Философские проблемы в трагедии Шекспира

Трагедию «Гамлет» называют философским, потому что в ней затронуты проблемы, связанные с основами человеческого бытия.

Совокупность проблем в произведении называют проблематикой.

Определим, какие вопросы (проблемы) нарушает автор трагедии.

Проблема жизни и смерти является лейтмотивом всей пьесы. Большинство героев произведения умирают, почти все из них рассуждают о смерти и жизни. Важным моментом для осознания скоротечности человеческой жизни есть сцены на кладбище.

Проблема борьбы и бездействия

Что лучше: смириться или бороться со злом? А бывает ли добро с кулаками? Не превращается ли оно в это время на зло? Больше вопросов, чем ответов.

Проблема любви и предательства

Измена - понятие, которое присутствует в пьесе почти постоянно. На предателей и шпионов превращаются даже близкие для Гамлета люди. Почему королева изменяет память отца Гамлета, Офелия - Гамлет, Клавдий - брата, Розенкранц и Гильденстерн - друга?

Ясно одно: настоящая любовь и измена несовместимы.

Худ. Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище

III. Итоги урока

Составить сенкан на тему «Трагедия “Гамлет”» (И вариант) или «Гамлет» (II вариант).

умный, благородный,

думает, борется, умирает,

одинокий борец со злом,

мыслитель-герой.

IV. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «В чем трагедия Гамлета?»

Материал для написания сочинения

Сочинение-размышление отличается от других произведений своим построением и содержанием.

Во вступлении нужно высказать точку зрения на вопрос (тему) - общепринятую или ту, что принадлежит известному человеку.

В основной части необходимо высказать ваше мнение по данному вопросу (согласны или не согласны) и привести доказательства, аргументы, подтверждающие справедливость вашей позиции. В заключении подводите итоги защиты вашего мнения относительно раскрытия вопроса «В чем трагедия Гамлета?»

Цитаты для использования в произведении (по желанию учащихся)

«“Гамлет” - это художественное произведение, а не трактат; не поучительная история, а драма о том, как открывается человеку жизнь в ее найтрагічнійших проявлениях». (А. Анікст)

«Трагедия Гамлета является трагедия познания человеком зла». (А. Анікст) «Гамлет не мог решить вопрос. Величие его заключается в том, что этот вопрос был им поставлен». (М. Морозов)

«Величие и трагизм Гамлета порожденные разрывом между долгом мыслителя и борца». (С. Нельс)

«Гамлет уверен, что печальная повесть о его жизни нужна людям - как урок, предостережение и призыв... Своей судьбой он свидетельствует о трагические противоречия истории, тяжелую, но все более упорную работу по очеловечиванию человека. И доказывает особое значение мужественной индивидуальной жертвы трагических обстоятельств». (М. Урнов)

«От природы Гамлет человек сильный: его желчная ирония, его мгновенные вспышки, его страстные выходки в разговоре с матерью, гордое презрение и нескрываемая ненависть к дяде - все это свидетельствует об энергии и величие души». (В. Г. Белинский)

«Гамлет - синтетический портрет гуманистов эпохи Шекспира». (М. Морозов)

Вечные проблемы в трагедии Шекспира «Гамлет»

Шекспир – художник позднего Возрождения, трагического времени, когда высокие идеалы Ренессанса, прежде всего идеал Человека как личности свободной, прекрасной и гармоничной, сталкивались с реальностью жестокого бытия. В одном из вершинных произведений английского драматурга – трагедии «Гамлет» - поднимаются проблемы, которые всегда будут волновать: добро и зло, жизнь и смерть, сила и слабость человека, истоки нравственного выбора, предначертанность судьбы и свобода воли.

Борьба добра и зла

Борьба добра и зла – одна из главнейших проблем трагедии. Тяжелейшее бремя взвалила судьба на плечи Гамлета: «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его». «Восстановить» расшатавшийся век – такая миссия под силу лишь титану, каким, по сути, и мыслился человек художниками Возрождения. Мы встречаемся с Гамлетом в тот момент, когда перед ним – человеком, выросшим в понимании и любви, студентом Виттенбергского университета – обнажается драматизм бытия. Первая настоящая боль – смерть отца, которого Гамлет боготворил, в котором чтил идеал Человека («Он человек был, человек во всем»). Однако противоречие, разбившее гармонию в душе Гамлета, - это «гнусная поспешность» матери, через месяц после смерти мужа ставшей женой Клавдия. В сознании Гамлета не стыкуются любовь матери к отцу, которую он помнил и в которой вырос, и такая быстрая замена на Клавдия. Это ранит Гамлета настолько, что у него проскальзывает мысль о самоубийстве («Иль если бы предвечный не уставил запрет самоубийству»). Первый монолог Гамлета в пьесе – крик боли, непонимания, он раздираем противоречием: любит мать, но не может простить ей «гнусной поспешности».

Однако самые страшные открытия о дисгармонии мира ждали Гамлета в словах Призрака. Еще подлее и страшнее кажутся ему замужество матери, лицедейство и вероломство дяди. Гамлет видит, что человек, совершивший братоубийство, наслаждается жизнью, как если бы он не сделал ничего дурного. Это явилось для Гамлета страшным открытием, поколебавшим все его представления о жизни: он видит, что рушатся основы гармоничного миропорядка, признаки распада видны во всем, прежде всего в том, как изменились люди. Для них порок уже не является пороком, а добродетель – добродетелью:

Можно жить с улыбкой

И с улыбкой быть подлецом.

Из мира исчезли честность и честь.

Воплощением зла в пьесе становится Клавдий. Уже в первых словах Клавдия – лицемерие, двуличие, эгоизм: под маской скорби и печали – довольство достигнутой целью. Называя погубленного им короля Гамлета-старшего «возлюбленным братом», Клавдий скрывает изначально жившую в его душе отравляющую и ослепляющую зависть к брату; обращаясь к Гамлету «близкий сердцу сын», «первый в роде», «сын наш и сановник», Клавдий ненавидит его как ближайшее напоминание о той плате, которую пришлось заплатить за престол и королеву.

Клавдий сознает свою вину, свой страшный грех, именно поэтому Гамлету удалось заманить его в свою «мышеловку», увидеть во время пьесы страх, смятение короля. Клавдий боится божьего суда, в его душе навсегда поселился страх, он пытается смягчить душевное смятение молитвой, но к небу могут подняться лишь чистые слова: «Слова без мысли к небу не дойдут». Однако по законам вероломства и человеческой низости, вместо раскаяния, очищения совести, Клавдий выбирает иной путь – путь избавления от Гамлета. Зло растет как снежный ком, порождая новое зло: от тяжести одного убийства Клавдий пытается избавиться через другое. Таким сложным, наступательным, агрессивным оказывается зло, против которого восстает Гамлет. Однако Клавдий не бездушная машина зла, а все же человек, которому не чужды человеческие чувства – страсть к Гертруде, ощущение страха и греха. Но именно потому, что он человек, он в ответе за все, им содеянное, а потому и платит за свой нравственный выбор – неожиданной, не очищенной молитвой смертью.

Проблема нравственного выбора . Предначертанность судьбы и свобода воли. Цена человеческой жизни.

С образом главного героя связаны и такие важнейшие проблемы, как нравственный выбор, предначертанность судьбы и свобода воли человека, цена человеческой жизни. Один из вопросов, который рождается при чтении пьесы, - почему Гамлет медлит с возмездием. Ответ можно найти, сравнив трех героев пьесы в ситуации мести: Фортинбраса, Лаэрта и Гамлета. Фортинбрас изначально отказывается мстить за отца, так как Норвежец повержен в честном бою. Лаэрт, узнав о смерти Полония, в отличие от Гамлета, «летит на крыльях мести» вслепую, напролом, не размышляя. Врываясь к Клавдию с возгласом «Ты, мерзостный король, верни отца мне!», он тут же становится игрушкой в руках умного и хитрого короля. Клавдию не составило большого труда направить гнев Лаэрта на Гамлета, Лаэрт с охотой соглашается стать «орудием» в руках короля и лишь за мгновение до смерти прозревает, понимает все и успевает сказать Гамлету: «Король…король виновен». Так решимость, не связанная «путами» сомнений, размышлений, не знающая вечного «быть или не быть», приводит к катастрофе, смерти, умножает зло. В отличие от Лаэрта, Гамлет хочет служить не слепой мести, а Истине. Это – его Миссия, его крест, его избранничество.

Сомнения Гамлета не показатель его слабости, напротив, он умеет быть смелым и решительным, как немногие. Уже в первом акте открывается в Гамлете сильная воля, мужество, решительность: его предостерегают идти за Призраком – он неостановим в своем порыве узнать правду. «Руки прочь!» - говорит он пытающимся его остановить. Гамлет – Мыслитель, Аналитик, у него особая активность – активность Мысли. Три монолога Гамлета в пьесе – это его прикосновение к вечным проблемам бытия: добра и зла, предначертанности судьбы и свободы воли, цены человеческой жизни и назначения человека. Пожалуй, самый знаменитый монолог не только пьесы Шекспира, но и всей мировой драматургии – «Быть или не быть?» Восстать против зла или смириться с ним, пройти весь тернистый путь во имя истины или отступить, решив, что достичь ее невозможно? «Умереть, уснуть»,- Гамлет не вправе даже умереть, ведь смерть была бы слишком простым решением, она стала бы Отказом от выбора.

Что благородней духом – покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут,

Сразить их противоборством?

Вечная проблема – человек перед лицом выбора, глобального, колоссального, от которого зависит и его жизнь, и жизнь мира – в этом нравственно-философское звучание монолога. Такой выбор под силу лишь титану. Уже только осознать этот выбор, взглянуть в лицо своей судьбе – уже лишь на это нужны нечеловеческие силы и мужество. Вера Шекспира, художника Возрождения, сказалась уже в том, что он видит в человеке такие силы.

Встреча с войском Фортинбраса, идущим в Польшу, заставляет Гамлета задуматься о цене человеческой жизни, о цели и средствах:

Смерть вот-вот поглотит двадцать тысяч,

Что ради прихоти и вздорной славы

Идут в могилу, как в постель, сражаться

За место, где не развернуться всем,

Где даже негде схоронить убитых.

На одной чаше весов – жизнь и смерть тысяч, на другой – «прихоть» и «вздорная слава». Для Гамлета-гуманиста это неприемлемо: не все средства хороши для достижения цели, жизнь человеческая несопоставима с клочком земли, цена этой жизни не должна быть ничтожно мала.

О цене человеческой жизни, о жизни и смерти заставляет Гамлета задуматься и встреча с могильщиками. Бесследно ли исчезает человек? Что остается после него? Действительно ли смерть, всех равняющая и примиряющая, есть обращение человека в прах? Гамлет не хочет согласиться, что человек полностью растворяется в небытии, он восстает против самого закона природы: «Моим костям больно от такой мысли». Однако уже то, что в памяти Гамлета оживает Йорик, чей череп сейчас он с такой грустью держит в руках, говорит, что человек не стирается в прах, что невидимая аура его присутствия ощутима на земле.

В этих монологах Гамлет раскрывается как философ и поэт. «Поэт – это строй души», - скажет Марина Цветаева. Этот «строй души» ощутим в Гамлете: кто, как не поэт, мог сказать, что видит отца «в очах своей души», кто мог так обостренно воспринимать разрушение гармонии, созвучия своей души и мира.

Гамлет – трагический герой: он делает сознательный выбор борьбы со злом, понимая, что этот неравный поединок может закончиться гибелью. Гамлет, как истинный герой эпохи Возрождения, восстает против мировой дисгармонии в защиту гармонии, однако в этом противостоянии оказывается одиноким. Казалось бы, внешне Гамлет не одинок: его любит мать, ему благоволит народ, за ним всегда готово подняться войско, однако мы вправе говорить об особом внутреннем одиночестве шекспировского героя – одиночестве Первого. Гамлет дальше других ушел в постижении зла, ему открылось то, что закрыто для других, рядом с ним нет человека, одаренного той же душевной силой, даже Горацио, действительный друг Гамлета, не вправе быть с ним в решающие моменты его жизни.

Даже мнимое безумие Гамлета подчеркивает его одиночество в противостоянии с миром зла: безумие – это маска, которая помогает ему говорить правду в мире лжи: «Дания – тюрьма», «Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?», « Быть честным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». Безумие – это возможность на время перестать быть тем Гамлетом, которого опасается и ненавидит Клавдий, это единственная возможность выжить в безумном мире.

В борьбе со злом Гамлет гибнет, как гибнут почти все герои трагедии, кроме Горацио и Фортинбраса. Фортинбрас решителен и благороден, он действительно достоин занять датский трон, однако полной заменой Гамлету быть не может: человек незаменим. Гамлет многое успел: он зло назвал злом, сбросил маску лицемерия, обнажив коварство Клавдия, он отомстил за смерть отца. Однако финал пьесы трагичен, и появление Фортинбраса не снимает трагического напряжения. В роковом поединке со злом Гамлет гибнет – и в этом трагическое признание Шекспира сложности и многоликости зла, которое не под силу победить одному человеку, даже если этот человек – Гамлет.

После ухода Гамлета остается пустота, которая ничем и никем не может быть заполнена: мир стал беднее на Гамлета, из мира ушел Мыслитель, Поэт, Человек. Однако трагизм финала все же не давит гнетущей безысходностью, есть в трагедии Шекспира свет веры в человека, в его величие, его возможности, есть просветленная печаль признания драматизма судьбы человека в мире, есть надежда.

Проблема трагической судьбы любви в мире, для любви не предназначенном.

У многих в пьесе своя трагедия – у Офелии трагедия любви в мире расчета и обмана. Истинная причина безумия и смерти Офелии - гибель гармонии, столкновение с такими трагедиями, которые сокрушили ее разум: «безумие» Гамлета, которое Офелия воспринимает как собственную боль и крушение надежд на счастье и любовь, смерть отца. В ее песнях – отражение дисгармонии в душе, потерявшей радость и свет: она поет о смерти, обмане, коварстве любимого. Сама смерть Офелии кроткая, овеянная печалью и своеобразной горестной прелестью: она, сама не сознавая своего конца, становится частью воды (а вода – символ очищения). Офелия, как и жила, умирает чистой, ее внутреннее благородство, способность любить, душевная тонкость не погублены коварством мира – и в этом ее своеобразная победа над злом. Судьба Офелии – неискупимая вина мира, в котором красота и чистота не смогли выжить.

Потеря Офелии для Гамлета боль такой силы, что он, не обдумывая, не страшась быть узнанным, бросается в ее могилу, чтобы еще мгновение побыть с той, которую любил и которую отнял у него «расшатавшийся век».

Вечная тема любви еще в большей степени отражает трагизм судьбы Гамлета: рядом с ним не осталось человека, чья любовь способна была бы примирить с несовершенством мира. Слишком много преград оказалось на пути этой любви: смерть отцов, интриги двора, наказы старших, но главное – само время, для любви не предназначенное.

Вильям Шекспир (1564-1616) – самый выдающий из всех писателей английского Возрождения. Его перу принадлежат комедии [«Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»], трагедии, сонеты, исторические хроники [«Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V»].

Трагедии: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Гамлет».

Трагедия «Гамлет». Гамлет, принц датский, узнает, что его отец не умер, а был предательски убит Клавдием, который затем женился на вдове покойного и унаследовал его престол. Гамлет клянется отомстить за отца, но вместо этого размышляет, философствует, не предпринимая ничего решительного. Он убивает Клавдия, но чисто импульсивно, узнав, что тот его отравил. На самом деле Гамлет не пассивен и не безволен. Просто учась в университет, он был далек от двора и его интриг. Сейчас же с его глаз как бы упала пелена. Он увидел непостоянство матери, которая вышла замуж во второй раз буквально сразу же после похорон первого мужа. Видит фальшь и развращенность всего датского двора. Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства отца, а в том, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принести плоды убийце лишь благодаря равнодушию, попустительству и угодничеству всех окружающих. Гамлет мог бы расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом. Он должен бороться с неправдой всего мира, выступая в защиту всех угнетенных. Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна для одного человека, поэтому Гамлет отступает перед ней, уходит в свои размышления, погружается в глубину своего отчаяния. Но такая позиция заостряет его мысли, делает беспристрастным судьей жизни. Высказывая исключительные по глубине мысли, Гамлет является не выразителем идей самого Шекспира или его эпохи, а конкретным человеком, слова которого, выражая его глубокие личные переживания, приобретают через это особую убедительность.

Трагедия изучается в школе в 10 классе, также в 8 классе изучается трагедия «Ромео и Джульетта».



20) «Фауст» Гете как жанр просветительской трагедии .

Роль прологов («Пролог в театре», «Пролог на небесах») в композиции трагедии. Фауст и Мефистофель – два взгляда на мир. Образ Маргариты. Изучение трагедии в школе.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) – величайший поэт Германии. Гениальный поэт, прозаик, драматург, человек энциклопедических знаний. В творчестве Гете воплощены наиболее прогрессивные и гуманные идеи его времени.

Трагедия «Фауст» – одно из величайших произведений мировой литературы, над которым поэт работал в течение всей жизни. Сюжет Гете заимствовал из «Народной книги» 16 века о докторе Фаусте, маге и чернокнижнике. Своему Фаусту Гете придал черты гуманиста, рвущегося из тьмы средневековья к новым, светлым временам. Стремясь познать смысл жизни, Фауст заключает союз с дьяволом, который обещает ему подарить все радости бытия. После великих испытаний и разочарований, изведав взлеты и падения, познав любовь, приобщившись к искусству, Фауст обретает внутреннюю гармонию. Высшее счастье и удовлетворение Фауст находит только в созидательной деятельности на благо народа.

Начинается трагедия с «Пролога в театре». В нем высказаны эстетические взгляды Гете. Поэт отстаивает высокое предназначение искусства. Во втором вступлении «Прологе на небесах» четко намечена оптимистическая просветительская идея трагедии. Циничному скептицизму Мефистофеля, его клевете на человека Гете противопоставляет жизнеутверждающую концепцию, вложенную поэтом в уста Господа, высказывающего уверенность, что Фауст, пройдя через все заблуждения и опасные соблазны, добьется победы и отстоит высокое звание человека.

Гете считал, что в борьбе противоречий созидается гармония мира, в столкновении идей – истина. Фауст и Мефистофель – два антипода. В них вложены определенные человеческие черты. Фауст – неудовлетворенный, мятущийся, страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Он очень чувствителен, его сердце легко ранить. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Мефистофель – уравновешен, страсти, и сомнения не волнуют его. Он смотрит на мир без ненависти и любви. Но это не тип злодея. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он видит несовершенство мира и знает, что оно – вечно, что никакими потугами его не переделать.

Лучшие страницы первой части «Фауста» посвящены описанию встречи Фауста и Маргариты, их любви и трагической гибели девушки. Маргарите присущи простосердечие, душевная чистота, чуткость она всецело доверилась Фаусту – прекрасному незнакомцу, встреченному ею случайно на деревенском празднике. Он завладел ее сердцем и умом. Девушка по своей натуре склонна любить, прощать недостатки, смиряться. Ей чужд дух сомнения, борьбы. Она теряется перед Мефистофелем. Его речи ее пугают. Фауст покорен душевной чистотой Маргариты. Но, добившись ее любви, он покидает ее. Маргарита убивает своего ребенка и попадает в тюрьму. Она лишается рассудка. Маргарита сознает свою страшную вину, но по-прежнему всем сердцем стремится к Фаусту.

В школе трагедия Гете «Фауст» изучается в 10 классе.