К г паустовский теплый хлеб основная мысль. К.Г.Паустовский "Теплый хлеб": описание, герои, анализ произведения

«Теплый хлеб» анализ — тема и главная мысль, реальное и сказочное в рассказе . Также Вы узнаете чему учит сказка «Теплый хлеб».

«Теплый хлеб» Паустовский анализ

Жанр — рассказ

Тема — труд и забота о животных

Главная мысль. Злое дело обязательно надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никому и никогда.

Время — события происходят в годы Гражданской войны, в деревне Бережки

  • Филька — главный герой произведения «Теплый хлеб»
  • Раненый конь
  • Мельник Панкрат
  • Бабка
  • Сорока
  • Мороз, метель
  • Ребята
  • Жители деревни Бережки

Чему учит сказка «Теплый хлеб»?

Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.

Что реального в сказке «Теплый хлеб»

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик
2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
3. Бабушка Фильки
4. Решение мальчика идти за помощью к людям.
5. Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.
6. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. Ветер, мороз, мыши.
2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности (легенда).

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Паустовский Теплый хлеб

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Главная мысль

В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

Главные герои рассказа Константина Паустовского «Теплый хлеб» — деревенский мальчик Филька и конь по имени Мальчик. Конь был особенный, кавалерийский, он получил ранение в ногу и его оставили в деревне, у мельника Панкрата. Кормить коня старому мельнику было трудно, и конь часто бродил по деревне в поисках угощения.

Однажды он пришел к дому, где жил мальчик Филька вместе со своей бабушкой. Филька в этот момент ел хлеб с солью. Он вышел из дома, и конь потянулся к хлебу. Но мальчик ударил коня по губам, зло закричал на него и выбросил хлеб в снег.

Конь испуганно заржал, взмахнул хвостом, и в этот момент началась метель. Метель была настолько сильная, что Филька с трудом добрался до дома. Его бабушка смогла вернуться домой только вечером, когда метель стихла. После метели резко похолодало, и бабушка переживала, что из-за мороза в деревне наступит голод.

Она рассказала, что когда-то давно был такой же мороз, порожденный людской злобой. Один мужик не захотел дать хлеба солдату-инвалиду и бросил тот хлеб на пол. Солдат хлеб поднял, вышел из дома, свистнул и налетел на деревню лютый мороз.

Филька, понимая, что своей грубостью с конем вызвал мороз, спросил у бабушки, что же теперь делать? Бабушка сказала, что надо идти за советом к мельнику Панкрату. Так Филька и сделал. Он пришел к мельнику и рассказал о том, как грубо он поступил с конем. Мельник сказал, что Филька должен придумать способ исправить ситуацию, потому что от мороза вода замерзла, мельница остановилась, и он не может молоть муку.

Филька подумал и сказал, что уговорит ребят выйти с ломами на пруд, чтобы раздолбить лед. Этот разговор слышала старая сорока, которая жила в сенях у мельника. Сорока незаметно куда-то улетела.

На следующий день деревенские ребята вышли долбить лед. К ним присоединились и старики. Все дружно работали, и никто не заметил, как начал дуть теплый южный ветер. К вечеру лед треснул, и вода полилась на мельничное колесо.

Вечером же вернулась и сорока. Она рассказала деревенским воронам о том, что летала к теплому морю, где разбудила в горах теплый ветер и попросила его о помощи. Но вороны ей не поверили.

А на мельнице тем временем Панкрат молол зерно на муку. Обрадованные жители растопили печи и стали печь из муки хлеб.

Утром деревенские ребятишки во главе с Филькой пришли к Панкрату с караваем теплого хлеба. Они сказали, что Филька хочет помириться с конем. Конь поначалу испугался Фильки, но мельник его успокоил. Тогда конь взял из рук мальчика кусок хлеба, посыпанный солью, и съел его. Потом он съел еще один кусок и положил Фильке голову на плечо в знак примирения.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Паустовского «Теплый хлеб» заключается в том, что нельзя обижать слабых. Филька обидел коня, и сама природа отомстила и ему, и жителям деревни, напустив сильный мороз. И только активные действия людей и помощь старой сороки помогли исправить ситуацию.

Сказка учит быть добрым как к людям, так и к животным, никого не обижать понапрасну.

В сказке мне понравилась старая сорока, которая отправилась в дальний полет, чтобы попросить теплый ветер помочь людям спастись от мороза.

Какие пословицы подходят к сказке Паустовского «Теплый хлеб»?

Делая зло, на добро не надейся.
Береги нос в большой мороз.
Без краюшки не прожить и старушке.
На великое дело - великая помощь.

Класс: 5

Ключевые слова: средства выразительности

Цель урока :

1) анализ произведения,

2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в православном учении,

3) развитие аналитического мышления учащихся,

4) нравственное воспитание.

Совершенствовать навыки выразительного чтения,

Развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения,

Развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.

Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.

По ходу урока звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

Молюсь и каюсь,
И плачу снова,
И отрекаюсь
От дела злого…
А.К.Толстой

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение.

III. Вступительное слово учителя о К.Г.Паустовском.

Приложение 1 (На экране проецируется портрет писателя, слайды, иллюстрирующие его биографию)

К.Г.Паустовский - известный русский писатель. Родился в 1892 году в городе Москве, но детство провел на Украине. Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги, и, по словам самого писателя, частыми переездами семья была обязана его неуживчивому характеру.

Учился будущий писатель в киевской гимназии, где и начал писать свои первые произведения.

По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели двух его братьев Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославле, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть “Романтики”, которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.

Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. Впоследствии переехал в Киев, много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете “Моряк”. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ, живя в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. Его первый сборник рассказов вышел в 1928 году. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты “Правда” и журналов “30 дней”, “Наши достижения” и других, много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Награждён орденом Ленина, другими орденами и медалью.

Последние годы жизни Константин Георгиевич провел в городе Таруса, который полюбил всей душой. 30 мая 1967 года К.Г. Паустовскому присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы". И это вполне заслуженно. Паустовский полюбил Тарусу и боролся за ее сохранение и развитие. Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски.

Провожала Паустовского Россия
к тихому последнему порогу.
Принимались дождики косые,
обмывали длинную дорогу.
Широко, далёко, в тихом горе
день стоял неяркий, сизый, русый.
На высоком окском косогоре
хоронила Паустовского Таруса.

Константин Георгиевич – взрослый писатель. Его романы и рассказы внесли в нашу суровую жизнь свет, радость и надежду. Не забыл писатель и о детях, сочинив для них несколько сказок: “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Дремучий медведь”, “Теплый хлеб” и др.

Произведения эти не совсем похожи на сказки. Так как события, описываемые в них, очень жизненные, реальные. Но в каждой сказке содержатся глубокие мысли, подтверждающие силу слова, укрепляя наш дух и мудрость христианских заповедей.

Константин Георгиевич жил в такое время, что само слово Бог, законы божьи были под запретом, рушились храмы, уничтожались священные книги. Чтобы донести до читателей мудрость Христовых заповедей, писатель прибегнул к форме притчи, назвав их сказками.

IV. Словарная работа: давайте вспомним, что такое притча? (Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание). Записать определение в тетрадь по литературе.

V. Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.

Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.

2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?

А) Что мы узнали о Фильке?

Б) Понравился ли вам мальчик?

В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?

Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?

Д) Где его родители?

Е) Как обходятся старый и малый без помощи?

Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?

VI. Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

VII. Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.

VIII. Анадиз прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех . Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

IX. Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

X. Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

XI. Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

XII. Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

XIII. Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

XIV. Слово учителя. Филькой овладел страх. Так же когда-то испугались содеянного Адам и Ева и решили спрятаться от Бога, потому что ими овладели страх и стыд. Так же поступает и наш маленький грешник. Разве вы, когда сотворите что-то неприятное, не пытаетесь скрыть содеянное? Но Бог, ваша совесть, вездесущ. Его голос звучит в вашем сердце. И чем дольше вы скрываете свой грех, тем горше будет потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.

Физразминка. Действительно, у каждого человека есть невидимая часть – душа, и видимая - тело.

Давайте проверим на месте ли наше тело. Встаньте прямо. Поднимите головы вверх. А теперь делаем наклоны головы к плечам, вращаем головой. Молодцы! У всех есть голова на плечах! Поднимаем плечи вверх. Теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе, представим, что зажали лопатками грецкий орешек и расколем его. Итак, спины у всех прямые? Молодцы! Давайте проверим на месте ли наши руки. Подняли их вверх, опустили. Делаем вращения кистями рук. Сжимаем и разжимаем пальцы. Почувствуем наши ноги. Делаем приседания. Молодцы! Тело у всех на месте. Садитесь.

Учитель: А мы продолжаем беседу о том, что же случилось с героем сказки К.Г.Паустовского.

XV. Что же происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем эпизод со слов “ Ночью он слез c печи…” до слов “..Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу”.

XVI. Выделить ключевые слова в абзаце, описывающем состояние мальчика на пути к мельнице. (Воздух синий, страшный; воздух замерз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шел, заржал и забил копытом раненый конь). Долог и сложен путь нашего героя к покаянию.

XVII. Что происходит потом? Чистосердечно ли устыдился содеянного Филька? (Да. Он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде). Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?

XVIII. Слово учителя. Как Филька искупил свой грех, вы дочитаете дома. А сейчас мы с вами попытаемся представить, какой труд совершает душа человеческая на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, очищает от гнета вины. Приложение 1 (Весь последующий рассказ учителя иллюстрируется слайдами на экране).

Самая первая ступень – это осознание своего греха, стыд за неправедное дело (а также слово или даже мысль, намерение). Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит, сотворил зло.

Вторая ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли, - это преодоление страха наказания и стыда пред людьми, которые узнают о твоем проступке.

Следующая, еще более трудная ступень - чистосердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел, это нелегко, так как нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом же деле ты только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, пред своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения – и тебе становится легко и весело.

Однако не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступеньку покаяния - искупления, исправления греха . Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом.

Пятая, самая высокая ступень, благодарность за урок . Кого же мы должны благодарить и каким образом? Подумайте над этим дома и ответ напишите в тетрадь по литературе.

XIX. Итог урока : какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”? Чему же учат нас эта сказка? В чём её мудрость?

Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Так писал о силе слова и дурного поступка поэт Я.Козловский.

Злое дело обязательно нужно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. И, главное, бережно обращаться со словом. Господь всех людей наделил даром слова. Благодаря этому дару мы можем общаться, понимать друг друга, договариваться между собой, учиться всему доброму и полезному. Но греховная природа человека толкает его на извращении красоты речи. И тогда слово из доброго помощника, лекаря превращается во врага. Словом можно ранить и даже убить, как пулей или ножом. И поэтому с ним надо обращаться бережно, вдумчиво. И поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.

“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”, - учит нас великий Л.Толстой.

Нельзя быть равнодушным, нельзя опускать руки перед злом. Бороться с ним единственно доступным для нас оружием – словом. Вся русская литература, начиная с древности, пропитана идеями и традициями православия, основывается на библейских и евангельских учениях. Именно в православии восторжествовала свобода выбора: человек сам избирает путь праведности или греха, но и, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением. Человек не может предугадать, к чему приведут его поступки. Но все равно он должен поступать разумно, нравственно. Недаром эпикурейцы говорили: “Чтобы быть счастливым, нужно иметь здоровое тело и чистую совесть. Как иметь здоровое тело, вам об этом любой врач скажет, а как насчет совести: Не совершайте преступлений, и вас не будут мучить угрызения совести”.

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся

Список литературы

  1. М.Алигер, “Сборник стихов”, Москва, Просвещение, 1975 г.
  2. И. М. Бондаренко Таганрог в литературе. Таганрог, Лукоморье, 2007.
  3. Википедия.
  4. С.Ф.Иванова “Введение во храм слова”, “Отчий дом”, Москва, 2006.

Тема урока: « К. Паустовский «Теплый хлеб»

Цель урока:

Задачи:

-

-

Оборудования:

Учебник:

Ход урока:

I . Организационный момент.

II Проверка конспектов.

III Вступительное слово.

Мотивация.

Старик улыбнулся и ответил:

Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро - это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро - это радость, спокойствие.

Изучение материала.

Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?» - Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо? - Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок? - Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя? - Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? - Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? - Почему конь простил Фильку?

Анализ описания природы. - Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. - Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? - Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание) - Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

Начало метели - это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки. - Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание) - Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

IV. Закрепление изученного. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый» - Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие - сказочными.

Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной? - Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб». На доске записано несколько лексических значений данного слова. Не знающий морозов, южный. Имеющий отопление. - В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб ? - Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? - Итак, в чем смысл названия сказки? Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый - значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

Что нового вы открыли для себя на уроке? - Заинтересовали ли вас затронутые проблемы? - Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками? Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

V. Подведение итогов. Обобщение.

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Блез Паскаль

VI . Домашнее задание:

Групповая работа.

1 группа - Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа - Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа - Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

Вывод: природа - это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

1 группа - Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа - Что, по-вашему, сказочное?

Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую - он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).

Чтение отрывка.

слеза счастья)

Тест

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

А) Попросил у него прощения.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7Б.

Просмотр содержимого документа
«К. Паустовский «Теплый хлеб»»

Тема урока: « К. Паустовский «Теплый хлеб»

Цель урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке;

Задачи:

- проверить знание материала учащимися;

- повторение темы " художественные средства языка",

Воспитание любви к природе, к близким людям.

Оборудования: иллюстрации, «Вся мировая и русская литература»

Учебник: «Русская словесность» 5 класс, под ред. Чаплышкиной;

Ход урока:

I . Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока.

II . Проверка домашнего задания. Проверка конспектов.

III . Сообщение нового материала. Вступительное слово.

Мотивация.

- Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

Подберите антоним к слову зло. (Добро)

Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.

В каких поступках может выражаться добро?

Изучение материала.

Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».

Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.

Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. Занесите их в нашу темницу.

Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»
(Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)
- Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?
(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».
«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании?
- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?
Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?
(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)
- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»
- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
- Почему конь простил Фильку?
(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.)

Анализ описания природы.
- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся.
- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?
В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
- Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание)
- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.
- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание)
Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.

- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.

IV . Закрепление изученного. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»
- Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?
- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».
Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый
- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб ?
- Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?
- Итак, в чем смысл названия сказки?
Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?
- Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?
Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

V . Подведение итогов. Обобщение.

Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского

Какие размышления у вас есть по этому поводу? (В деревне было тепло, значит, там жили добрые люди. Но Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)

Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах - это желание их утаить.

Блез Паскаль

Групповая работа. Оценивание.

VI . Домашнее задание: анализ произведения «Теплый хлеб»

Групповая работа.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали, лопались»

2) «В морозные дни… с темной водой».

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

IV. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа – Что, по-вашему, сказочное?

Предлагаю прочесть эпизод сказки.

«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».

Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье, какой-то задор, доброта, умиротворение).

Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.

Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.

«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»

Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу новыми характеристиками. Возможно, некоторые слова вы уже записывали. Не бойтесь, если слова будут повторяться. Это только лишь покажет, что вы уже ориентируетесь в проблеме.

Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)

- Давайте прочтем. Художественное чтение отрывка .

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо поступил с конем, которого все в деревни считали своей обязанностью покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.) Заполним таблицу словами и словосочетаниями, которые характеризуют зло в природе. (Метель, мороз, слеза от обиды, пронзительный ветер).

Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.

Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.)

В чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.)

Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.

Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).

Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? (Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)

Слушая следующий эпизод сказки, подберите слова для нашего цветка.

Чтение отрывка.

«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.

Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет хлеб чудесным?

С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? (На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости). Предлагаю прикрепить еще один лепесток к нашему цветку добра (слеза счастья)

Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)

Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?

Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)

Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».

Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.

Тест

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7Б.