Презентация и бунин лес точно терем расписной. Презентация для начальных классов "И

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной… В 1902 году в издательстве «Знание» вышел первый том сочинений И.А. Бунина.

Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят,- Недаром эта ночь прошла! Двор пуст и холоден. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». 6 Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Дети. – Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

Стоит над светлою поляной. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели. Одно из самых красивых стихотворений об осени – стихотворение Бунина “Листопад”. Обратите внимание ребенка на то, что хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Первая часть произведения представлена читателю в виде прекрасного образа леса, окутанного золотистой листвой и растительностью.

Дальнейшая часть стихотворения уже показана в виде картины, на которой преобладает безмолвный и уставший лес, которые ожидает скорой смерти. И. Бунин в стихотворении «Листопад» старается передать читателю осенний период максимально ярко и выраженно, чтобы человек смог ощутить натуральность происходящего.

Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья. Они разрушат старый терем, Оставят колья и потом На этом остове пустом Повесят инеи сквозные, И будут в небе голубом Сиять чертоги ледяные И хрусталем и серебром.

Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев.

Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». Такой признак осени называют листопадом. У. Найдите этому подтверждение в тексте стихотворения. У. Почему осень для писателя праздничная и нарядная? У. А теперь закройте глазки и послушайте еще раз это стихотворение.

Откройте глазки и посмотрите, какой изобразил художник Левитан золотую осень. Русская природа – это одна из основных тем произведений художников. Всмотритесь внимательно в эту картину. На ней изображен русский пейзаж, какой вы встречали в жизни не раз, но не остановили внимания на нем. А Левитан смог подсмотреть русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием.

Администрация сайта и форума не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями. Несколько летних дачных сезонов в период с 1896 по 1900 год Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) провел в подмосковном Царицыне. Описывая в стихах и прозе природу Царицына, он делал акцент на осенние мотивы. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Бунина — осень царицынская.

Во времена Ивана Бунина Верхний царицынский пруд имел три затона, образованных речками Язвенкой, Черепишкой и Городней. Но в душе — все веселей! Пребывание в Царицыне многих писателей и поэтов влекло к романтическим образам. Короткий рассказ «Десятое сентября» навеян воспоминаниями о трагическом случае, свидетелем которого был Бунин в Царицыне. Ведь у Бунина нет никакой привязки.

Желательно, чтобы места пребывания Бунина в Царицыне были как-то отмечены. 1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

5)Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки? Учитель. Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства. Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. Учитель. А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Учитель. А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать. 7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

И свою любовь к природе. Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Вступает в пестрый терем свой… Мотивы царицынской осени звучат и в прозе Бунина. Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.

Урок Литературного чтения И. Бунин «Листопад»

Цели урока:

образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.

Ход урока

I.Оргмомент.

Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь

Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.

– Как еще можно представить образ осени?

Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции картин разных художников: И.С.Остроухова , В.Д.Поленова , И.И.Левитана

– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?

Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.

2.Сообщение темы и цели урока .

Как вы, думаете о чём мы будем говорить, читать на уроке?

Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

3. Проверка домашнего задания.

Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Вот вам и дома нужно было подготовить чтение наизусть стихотворение Некрасова.

Не наскучило ли вам это занятие?

Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)

Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?

Почему? (мы не всегда замечаем красивое, в окружающей нас природе)

4. Работа над стихотворением .

4.1. Вступительная часть.

Не читая стихотворения, по названию, мы можем определить, о чем пойдет речь?

Так о чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)

4.2. Первичное восприятие.

Чтение стихотворения детьми.

Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?

Какие чувства вы испытали?

4.3. Вторичное чтение по частям

Анализ первой части отрывка.

Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.

Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)

Подчеркните их.

Есть ли непонятные слова? (лиловый - фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий)

Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.

О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)

Как называются такие слова в художественной литературе?

(эпитеты - на доске)

Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)

Подчеркните их.

Что же особенно удивило Бунина?

Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной)

Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?

Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси

Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)

Подчеркните его.

Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.

Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.

Почему лес стоит стеной?

А почему пёстрой, весёлой?

Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)

Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)

Объясните это выражение.

Как называется этот приём? (сравнение)

Подчеркните сравнение.

На что похожи ёлочки? (на башни терема)

Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)

Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?

Что заметили? Какой прием использует автор? (автор использует сравнение)

Почему появились эти оконца?

Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

О каком качестве поэта это говорит?

Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)

Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)

А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?

Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

1) "лес, точно терем расписной"

Что делает Бунин?

он удивляется, восхищается

2) "оконца", "ёлочки"

он любуется, любит то, о чём пишет

3) "весёлой, пёстрою толпой"

он радуется, ему весело:

Вывод по 1 части.

В каком образе предстала осень?

4.4. Физкультминутка .

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем парке листопад.

4.5 Анализ 2 части отрывка.

А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

Какова здесь осень? (грустная)

Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)

Грустят вдовы, грустит и осень

Какое средство художественной выразительности использует автор?

(олицетворение)

О чём грустит осень?

Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)

Случайно ли это?

Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)

Подчеркните их.

А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) Подчеркните их.

Как он пишет о тишине?

Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)

Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)

Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)

Докажите. (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:)

А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)

Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила)

Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?

здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?

"молчанье" - ч;

"вышине" - ш;

"можно" - ж;

"тишине" - ш;

"расслышать" - ш;

"шуршанье" - ш.

Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю)

Какое оно?

В каком образе выступает осень в этой части?

5. Работа над выразительностью.

Работа в парах.

На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.

Просмотр клипа.

Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

6. Творческая разноуровневая работа в группах.

1 группа.

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над светлою поляной.

Лес, точно терем расписной,

Березы желтою резьбой

Веселой, пестрою стеной

Как вышки, елочки темнеют,

Блестят в лазури голубой,

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Задание. Собери стихотворение

(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)

2 группа.

Задание. Проталинки.

(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

Лес, точно терем _________

Лиловый, ___________, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою _________

Березы _________резьбой

Блестят в лазури ___________

Как вышки, __________темнеют,

А между кленами ___________

То там, то здесь в листве сквозной

В небо, что оконца.

3 группа

Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?

7. Домашнее задание. (по выбору)

2. Сочинить сказку "Осень в лесу"

8. Итог урока

Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)

Для чего И.Бунин написал это стихотворение?

А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

9. Рефлексия.

Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.

10. Заключительное слово учителя.

Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)

Что происходит в этом месяце? (наступает зима)

Да.

"В полночь дождь перестал,

И как белый пушок,

На осеннюю грязь

Илья Семёнович Остроухов

Исаак Ильич Левитан

Иван Алексеевич Бунина

Эпитет – яркое, красочное выражение Сравнение – приём когда автор сравнивает предметы

Терем – в древности на Руси дом в виде башни.

Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Настроение И. А. Бунина «лес, точно терем расписной» Удивление, восхищение «оконца», «ёлочки» Любуется, любит то, о чём пишет «весёлой, пёстрою толпой» Радуется, ему весело

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека

Аллитерация – повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи

В полночь дождь перестал, И как белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок.


Ответы к школьным учебникам

Поэт рисует картины золотой осени. Сначала мы видим лес, разрисованный разными красками: «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный». Жёлтые берёзы, тёмные ёлочки, сквозь которые видны голубые про­светы неба. Восхищение красками, радость, восторг! Потом можно ощутить запахи: «Лес пахнет дубом и со­сной». Осень величаво вступает в свои владения. Инто­нация становится более спокойной и размеренной.

Поэт рисует поляну, на которой играет последний моты­лёк, и блестит воздушная паутина. Много света и тиши­на. «Такое мёртвое молчанье в лесу и синей вышине, что можно слышать листиков шуршанье». Благоговение и трепет души. Интонация неожиданности от мотылька сменяется скрытым тихим восхищением.

И, наконец, умиротворение, покой, наслаждение красо­той природы и заворожённость ею. «Лес...стоит над солнечной поляной, заворожённый тишиной».

Поэт использует сравнения, чтобы оСогатить своё стихо­творение более яркими образами, чтобы читатель мог точнее представить картины золотой осени.

«Лес точно терем расписной» - осенняя листва много­цветная, и лес словно раскрашен разными красками как терем. Светел, богат и необыкновенно красив.

«Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой» - резьба - это способ искусного украшения изделий из твёрдого материала тончайшим, словно кружевным, ри­сунком. Изящная листва берёз похожа на эту необыкно­венно красивую резьбу.

«Как вышки ёлочки темнеют» - ели имеют глубокий зе­лёный цвет хвои, значительно темнее, чем осенний окрас любого другого дерева. Стволы ёлочек - ровные, пря­мые, смотрящие вверх.

«Просветы в небо, что оконца» - сквозь листву видно чистое голубое небо. Кажется, что смотришь через ма­ленькие окошечки, украшенные старинной резьбой. По­этому автор называет их оконцами.

3. Как изменяется лес? Как поэт показывает эти изменения? Прочитайте. Как вы представляете эту картину: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»? Расскажите.

На вопрос «Как изменяется лес?» ответ можно прочитать в задании 1.

«И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой» - Осень приходит постепенно, краски осени сменяют одна другую, летняя активность природы замедляется, природа успокаивается и засыпает. Золотая осень сопровождается разноцветием красок, которое скоро исчезнет.

4. Как изменяется настроение Осени с приходом «долгого ненастья» и зимних холодов? Как об этом говорит поэт?

Грусть, печаль, покой, умиротворение - такие чувства приносит с собой поздняя осень, которая стирает пёстрое многоцветие осени золотой. «Играя, в небе промелькнёт скворцов рассыпанная стая - и снова всё кругом замрёт».