Каково положение тихона в семье. Образ и характеристика тихон в пьесе гроза островского сочинение

Является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещённых в произведении. Тихон - старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы - вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. В «Грозе» характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения к матери и жене.

Образ Тихона в «Грозе» вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову «инфантильность». Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признаётся в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости. Часто образ Тихона сравнивают с образом ребёнка (из-за сходства в способе мышления и поведении). Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днём всё больше превращает Тихона в великовозрастного идиота.
Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребёнок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по её указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договорённости, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым. Тихон испытывает к Кате тёплые чувства, жалеет её, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны. Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребёнка достойно, потому что сам морально слишком слаб. Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В «Грозе» для Тихона открываются два пути. Первый - пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй - командировка. Отъезд по делам лишает Тихона «грозы на несколько дней». Под «грозой» здесь подразумевается накалённая атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведёт себя Тихон с другими действующими героями? С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично.
Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского |

В пьесе «Гроза», которая была написана Н. Островским, отсутствуют сильные мужские персонажи (исключение составляет, разве что, Дикой). Образ Тихона Кабанова является одним из главных в этом произведении. Автор показывает героя в качестве жертвы «тёмного царства». У Кабанова нет сил жить так, как хочется, поэтому он полностью подчиняется воле своей матери. Благодаря этому персонажу автор открыл читателю множество проблем, связанных с влиянием общества на личность.

Вконтакте


Тихон представлен как безвольный и слабый человек, который сильно запуган родной матерью и не способен постоять за свою жену Катерину. Н. Островский подбирал имя под стать персонажу. Почитав произведение «Гроза», можно дать детальную характеристику этому персонажу, полностью основываясь на его поступках, поведении и отношениях с женой и матерью.

Характеристика образа

Вся жизнь главного героя диктуется его матерью, он боится высказать своё мнение, поэтому полностью подчиняется ей.

Тихон по-своему любит жену Катерину, однако он не способен увидеть её страстную и свободолюбивую натуру, её душу. Вся проблема состоит именно в этом. В связи с такими затруднениями, главный персонаж находит отдушину в алкоголе и командировках в Москву. Командировка для него - это возможность нагуляться.
Сам по себе Тихон Кабанов является слабым и бесхребетным. Однако оно и неудивительно, так как с самого детства его попытки принимать решения самостоятельно пресекались матерью. Именно её тирания стала причиной такого инфантильного поведения.

Отношения с женой

Тихон не может постоять даже за собственную жену, когда на неё нападает его мать. Единственное, что он может, так это просить Катерину, чтобы она не обращала внимания на самодурство его матери и все обидные слова пропускала мимо ушей.

Любил ли он свою жену? Да, но только по-своему, исходя из тех моральных устоев, что навязала ему мать. Он не проявлял своих чувств. В конечном счёте поведение Тихона привело к тому, что его жена полюбила другого.

Она выбрала противоположность своему мужу . Борис - ее избранник - был городским пижоном, с ним она была готова бросить все и начать новую жизнь. Однако Борис отличается от остальных жителей Калинова только внешне. Он не обладал сильным характером, поэтому не мог ничего противопоставить Дикому, как и Тихон - своей матери.
Известие об измене жены главный герой воспринял хладнокровно, оно не вызвало у него ярость или же злость. Создается такое ощущение, будто ему все равно. В этой ситуации он был полностью зависим от мнения своей матери. Он был готов даже простить Катерину, но его мать была против.

Герой пьесы по-своему жалеет свою жену, так как понимает, что к измене подтолкнул её именно он. Ведь Кабанов видел, как страдает его возлюбленная, но никаких решительных действий так и не предпринял.

Только после смерти матери Кабанов решается на небольшой бунт, переворот. Со временем он понимает, что причиной его бесхарактерности является его же мать.

  • бесхарактерность;
  • безынициативность;
  • мягкотелость;
  • инфантильность.

Н.Островский постарался показать, что все проблемы Тихона кроются в его детстве . Этому персонажу проще всегда находиться в тени, чем высказывать своё мнение. Он выбирает путь с самым малым сопротивлением.

По сюжету произведения Кабанов не раз убеждается в собственной беспомощности и бесхребетности. Такие черты, как детская инфантильность и мягкотелость, делают из него бесхребетного человека, который не способен принимать решения.

Что дает пьесе образ Тихона

Автор в своём произведении раскрывает следующие негативные черты:

  • нерешительность;
  • молчаливость;
  • бездейственность.

Все они присущи главному персонажу на протяжении всей пьесы. Только в конце, после самоубийства жены, Тихон понимает в чём его проблема, почему у него такой характер, и кто виноват в этом. Такая трагедия подтолкнула главного персонажа к тому, что он публично обвинил мать в смерти жены. Он впервые пошёл ей наперекор, тем самым нанеся самый страшный удар.

Образ Кабанова - символ конца матриархального уклада. Сам по себе он не злой человек, но слабый, поэтому и оказался между двух огней - матери и жены.

Н. Островский в своей пьесе «Гроза» раскрывает множество социальных проблем . На основе главного персонажа - Тихона - он показывает последствия тиранического воспитания. Это произведение учит тому, что общество и близкие имеют сильное влияние на формирование характера человека, иногда это может быть решающим. Так, именно мать и общество сделало из Кабанова забитого человека, раба судьбы. Все проблемы героя родом из детства, родители не научили его любить и проявлять свои чувства.

Конец пьесы неоднозначный и трагичный. Добро так и не победило, но и зло тоже не восторжествовало. Весь конфликт, который раскрывается в произведении, основан на эмоциональной борьбе главного героя. Тихон привлекает внимание читателя в первую очередь свой добротой, но в то же время отталкивает бездеятельностью и отсутствием характера.

Тихон Кабанов один из главных персонажей данного произведения. Проживает в доме матери вместе с молодой женой. Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» полны противоречий. С одной стороны мужчина полностью подчинен матери, завися от нее и не смея ослушаться. С другой имеет собственное мнение, мысли, но отстаивать точку зрения не может в силу бесхарактерности и покорности обстоятельствам.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи. Муж Катерины

Образ и характеристика

Имя Тихон исключительно подходит этому человеку. Тихон – тихоня. Замкнутый, нерешительный, Не слышно его, ни видно. Абсолютная амеба, не имеющая слова и мнения. Неудачник. Не сумевший реализовать себя ни как муж, ни как сын.

Мать полностью лишила сына возможности принимать решения самостоятельно, подчинив себе. Здоровый, немолодой мужик лишний раз рот боится раскрыть. Вдруг мамочка не одобрит и разгневается.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит».

Типичный маменькин сынок.

Несчастный. Жизнь в доме, деля крышу с матерью, ежедневная мука.

«С этакой-то неволи, от какой хочешь, красавицы убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить»


Бесхребетный. Не в силах защитить жену от нападок матери, мечтающей загнать Катерину в гроб. Жену Тихон любит, но ее страдания ему непонятны. Как помочь ей справится с душевными муками, поддержать супругу он не знает.

Дальние командировки, совместное распитие алкогольных напитков с соседом его отдушина. Хороший способ отвлечься от семейных проблем, накаленных отношений в доме. На время запоя Тихон забывал о матери и жене.

«Я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…»

Инфантилен. Собственная мать поставила на нем крест, как на мужчине и сыне. Он сродни безмолвной марионетке, постоянно кивающей головой в знак согласия. Боящийся отстоять свою точку зрения, пойти наперекор матери.

Мягкотелый. Не может вести разговор по-мужски. Не понимает, зачем применять силу и власть по отношению к жене.

«Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Именно мягкость характера сыграла с ним злую шутку. Он не смог остановить и образумить Катерину, видя, что она увлеклась другим мужчиной. После ее покаяния Тихон не смог оградить жену от людских упреков. Даже измена не смогла встряхнуть мужчину. Он простил Катерину в душе и жил бы с ней дальше, но судьба распорядилась иначе.

Слабак. Проявление слабости видно в финальной сцене возле тела Катерины.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

В этом возгласе слышится явный протест против старых устоев и порядков, против насилия над человеком и ограничения свободы. Он бы ушел вслед за супругой, но решиться на такой отчаянный шаг никогда не сможет, слишком страшно что-то менять в жизни. Ему проще страдать, виня во всем мать.

Смелость. Первый раз в жизни Тихон смог бросить матери в лицо, что она сыграла финальный аккорд в судьбе Катерины. Он публично высказал все, что думает о ней. Это было смело. Удар достиг цели. Кабаниха никак не ожидала подобного выпада от сына. Видимо смерть жены смогла пробудить в нем скрытые душевные силы для открытого протеста.

Глупый. Тихон знает, что умом не блещет. Неоднократно признавался в этом окружающим. Зачем шевелить мозгами лишний раз, когда есть маменька.

«Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить». «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…».

Плаксивый. Любит жаловаться на жизнь горемычную. Готов пустить нюни в разговоре, словно маленький ребенок, желающий, чтобы его успокоили и приласкали.

«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой же ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»


Характер Тихона формировался за счет деспотичного влияния матери. Добрый по характеру, податливый, он мог быть счастлив в браке, живи они отдельно от свекрови. Кабаниха загнобила сына, лишив права слова, превратив мужчину в бесхребетное существо не способное ни на что.

Тихон -- загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам "темного царства". Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении/ внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее.

Он говорит: "...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!" Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: "Вы ее погубили!"
Так как пьеса "Гроза" произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Кабанов Тихон Иванович - один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано - «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т. по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Ка-линова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Т., Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

Т. ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином, но также опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям: «Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» - говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать», - отвечает Варвара. Для Т. вырваться из-под опеки матери на волю значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.

Вместе с тем Т. любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» - утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Кабаниха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», - не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Т. к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Т. испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Т. в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все», И только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.

Одним из главных героев пьесы Островского является Тихон, супруг Екатерины. Можно сказать, что имя его говорит само за себя. Тихон человек скромный, практически не говорит. К сожалению, он не имеет собственного мнения. Его жизнь полностью подчинена его матери Кабанихе. Тихон слишком покладистый, поперек слова не может сказать своей матушке.

Проблема мужчины в том, что из-за своей недалекости он не может разглядеть натуру своей жены. Екатерина, по своему характеру, он энергичная, страстная и свободолюбивая личность. Тихон никак не может понять жену, разобраться в ней. У мужчины есть пагубная привычка, а именно пьянство. Собутыльника он находил в лице соседа и когда уезжает в Москву по работе.

Тихона можно назвать бесхребетным, не имеющим индивидуальности. Скорее всего, главной причиной стало угнетение его матери. К великому сожалению, именно из-за матери и ее тирании, Тихон никогда не пытался жить собственным умом.

Тихон очень инфантилен, он никогда не защищал свою жену. Екатерина постоянно терпела издёвки Кабанихи и ее нападки. Единственное, чем мог помочь Тихон, по его мнению, советом. Не слушать эту женину и пропускать все мимо ушей.

Такое безалаберное поведение мужа толкает Екатерину на измену. Выбор ее падает на Бориса – полную противоположность ее мужа. Борис – городской пижон. Екатерина готова ради него на все, на самый отчаянный шаг – бросить все и умчаться с ним. К сожалению, Борис, как и Тихон, такой же бесхребетный и не может ее защитить.

Когда Тихон узнал об измене, он не повел себя, как ревнивый дурак. Нет. Ничего подобного и близкого не было. Он спокойно отнесся и никак не отреагировал. Здесь свою роль опять сыграла его мать. Он готов было простить супругу, но мать была категорически против.

Тихону жалко возлюбленную. Он видит, как она страдает, на ней нет лица, ходит мрачнее тучи. К сожалению, на действия не решается, он просто не способен их принять в силу своего характера.

К сожалению, только после смерти Екатерины он решается на поступок. На маленький бунт такого же небольшого человека. Наконец-то он смог высказать все Кабанихе, обвинив ее в тирании. Только в конце произведения, читатель замечает, что Тихон способен чувствовать и говорить. Что он – человек, а не жалкое подобие матери-тирана.

Скорее всего, это просто временный бунт, гроза. Когда это стихийное явление утихнет, все будет по-прежнему и Тихон станет прежним.

2 вариант

Тихон – один из центральных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Писатель не зря назвал своего героя именно так. Имя персонажа говорит само за себя. Тихон – крайне тихий молодой человек. Тихая, неприметная и слабая личность. Стоит разобраться, почему он получил такую характеристику.

Тихону пришлось расти и воспитываться среди людей «темного царства», главный представитель которого – его мать Кабаниха. Люди ее круга безжалостны, расчетливы, жестоки и эгоистичны. Мнение других людей для них ничего не значит. Вот и мнение самого Тихона является пустым звуком для его матери. Кабаниха давит на сына жалостью, угрозами, не считаясь с тем, что он, как личность, тоже должен проявлять какие-то свои, личные, интересы. Но Тихон этого не делает. Как уже говорилось выше, он крайне тих и молчит о том, чего бы ему хотелось. А узнать о его характеристике читателю возможно лишь из разговоров Тихона с другими персонажами пьесы.

У Тихона есть жена Катерина. Их брак несчастен, потому как молодой человек вечно приспосабливается к матери, пытаясь всячески ей угодить. Кабаниха притесняет Катерину, а Тихон ничем не может помочь девушке. Он – слабая и бесхарактерная личность. Ему, конечно, хочется избавиться от гнета матери, ведь он уже по горло сыт ее оскорблениями и унижениями. Но противоборствовать Кабанихе Тихон не в силах.

Поведение и жизнь героя не вызывает у читателей чувства сострадания. Скорее, его судьба только лишь раздражает. Ведь то, что он рос под покровительством своей матери, не оправдывает его бесхарактерность и слабость души. Его родная сестра Варвара – совершенно другой человек, способный исполнять свои желания, но лгать матери.

Катерине, жене Тихона, очень трудно живется в доме Кабанихе. Она не похожа на этих людей. Девушка ищет счастья и добра, потому изменяет нелюбимому мужу. Узнав о позоре жены, Тихон даже не пытается защитить ее честь перед лицами окружающих. Он не смог сделать ничего для того, чтобы освободить Катерину от злых взглядов и слов. Только лишь со смертью жены Тихон решается восстать против матери, обвиняя ее в этой беде. Конфликт стал причиной разрушения семьи. Островский сравнивает это с надвигающейся грозой. Потому и пьеса имеет подобное название.

Деспотизм Кабанихи делает из Тихона слабого, не способного постоять за себя человека. Все добро и светлые порывы его души скрываются за желанием угодить матери. Желание жить свободно сидит где-то далеко в душе героя, но он не может его исполнить, пока будет потыкать желаниям Кабанихи.

Сочинение про Тихона

В пьесе Островского под названием “Гроза” Тихон сыграл ключевую роль. Тише воды, ниже травы - в этом весь Тихон.

Тихон Иванович Кабанов – приходится сыном Кабанихи. Это богатая и злобная купчиха по имени Марфа Игнатьевна. У Тихона есть сестра Варвара. Так же он женат на молодой девушке – Катерине. Тихон страдает от постоянных упреков и унижений со стороны своей матери, из-за этого он стал бесхарактерным, несамостоятельным, но в редких случаях способен на короткий бунт. Попытки угодить своей матушки ведут свои корни из его страха к ней. Тихон глупый человек, его возраст не оглашается в пьесе, но скорее всего он уже не молод.

Жизнь с мамой для него мучение и страдания, но что бы освободиться от нее – не желает ничего предпринять и поменять в своей жизни. Когда он уезжал по делам и был в не области видимости Кабанихи – постоянно ходил напиваться. Тихон мягкий человек, сам он не стал бы бить свою жену Катерину, но с приказом матери он делает это. Хоть, по словам Тихона, он любит маму и жену, за вторую он никогда не пытался заступиться. Жене говорил – не обращай внимания на Марфу, но и перечить ей не нужно.

Во всех невзгодах Тихон винит Кабаниху, но будет терпеть ее и унижения, что она несет с собой, он так и будет во всем с ней соглашаться. Его мнение о том, что не нужно придерживаться всех устаревших правил – очень хорошее, но у него не хватает сил и воли, что бы отстаивать свое мнение и точку зрения. Скорее всего, Тихон стал таким из-за сильного воздействия со стороны матери, но его сестра абсолютно другая и не похожа на него.

Слабый характер этого героя губит жизнь молодой женщины Катерины, он винит в этом свою мать. Сам же не понимает, что и он причастен к ее смерти, ведь его безвольность и бездействие привели к этой трагедии. С гибелью Катерины погиб и смысл жизни для Тихона, он любил ее и испытывал только теплые чувства к ней.

Тихон не отрицательный персонаж, хоть и отчасти по его вине, а именно из-за бездействия и слабого характера погибла его жена. После ее смерти он осмелился и выразил явный протест против своей матери – Кабанихи, ведь он понял, что ему больше нечего терять и решился на такой, ранее невыполнимый шаг.

Что такое семья? Это важная составляющая каждого из нас. Отдельная ячейка общества, в которой мы с вами живем. В нашем современном мире семья оказывает колоссальное влияние на продолжительность нашего рода

  • Деревенская проза Шукшина кратко сочинение

    Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

    Все персонажи пьесы «Гроза», яркие и неоднозначные, вызывают множество споров и разногласий. Здесь будет приведена характеристика Тихона из пьесы «Гроза», купеческого сына, полностью подчиненного деспотичной матерью и не имеющего собственных убеждений и прав на самостоятельную жизнь.

    Тихон Кабанов - молодой мужчина из богатой купеческой семьи, женат на красивой и покладистой женщине, живет в довольстве и достатке, но счастлив ли он?

    Конечно, нет. Катерина и Тихон – супружеская пара, живущая вместе с матерью, которая, по сути, и является главой семьи и требует полного подчинения со стороны сына и невестки.

    Тихон - совершенно бесхарактерный человек, как говорится, «маменькин сынок». Ничего не делает без прямого позволения властной Кабанихи. В доме родной матери чувствует себя как в тюрьме. Речевая характеристика героя пьесы подтверждает его приниженную роль в доме. Тихон постоянно поддакивает матери, твердит, что не выйдет из ее воли, не может и не хочет жить своим умом.

    Кабаниха не стесняется в выражениях со своим единственным сыном, ругает и учит традициям его и свою нелюбимую невестку Катерину.

    Отношения с женой

    Образ Тихона в пьесе «Гроза» показывает плаксивого, недалекого человека, который не имеет права называться мужчиной. Любит ли он свою супругу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, хотя, способен ли испытать настоящую любовь забитый и слабый человек.

    Тихон женился по воле своей матери, может быть, он и неплохо относится к жене, но такой муж - не защитник. Он мечтает о свободе, но вряд ли знает, что с ней делать. Думает в первую очередь о себе, а не о несчастной женщине, живущей с ним рядом.

    Герой пьесы хочет свободы, но никаких шагов по обретению желанной независимости не предпринимает. Уехав из дома на две недели в Москву, уходит в загул, всю дорогу пьет и веселится. Радуется, что над ним не будет «грозы» в течение этих нескольких дней, и проводит время как подсказывают ему совесть и воспитание.

    Жестокая мать ревнует своего единственного сына к жене, поэтому часто обижает ее без всякой причины. Покорный Тихон пытается успокоить мать, но не спешит заступаться за безответную жену.

    По существовавшему в то время «домострою», муж являлся полным хозяином жизни и судьбы своей жены. Однако характеристика Тихона в этом произведении совсем другая. У этого персонажа нет деспотичных, властных черт характера.

    Он не желает наказывать свою жену, но по приказанию матери все же бьет ее и ругает, хотя сам жалеет ее при этом. Когда встает вопрос о том, кто виновен в смерти грешной Катерины, слабый Тихон прямо обвиняет свою мать.

    Цитатная характеристика, созданная по репликам героя пьесы, подчеркивают его характерные черты:

    • моральную слабость;
    • нравственную неуравновешенность;
    • полную подчиненность власти Кабанихи.

    Противопоставление образов Тихона и Варвары

    В «Грозе» у жестокой Кабанихи, кроме сына, есть еще дочь Варвара. Эти два персонажа служат антиподами. Насколько Тихон слаб, мягок и податлив, что даже в мыслях не может перечить матери, настолько Варвара хитра и изворотлива.

    Никакой близости у брата с сестрой нет, может быть, из-за разницы в возрасте. Вероятно, это норма для «темного царства»: не испытывать родственных чувств к близким людям, а подчиняться лишь силе и корысти. Варвара живет по принципу «лишь бы все было скрыто, и никто ничего не узнал».

    Девушка гуляет по ночам с Кудряшом, потому что ее скоро выдадут замуж за нелюбимого старого мужчину, попросту продадут, и ее девичьей воле придет конец. Она не мучается от этого, на словах не перечит матери, хотя, порой, пытается себя защитить от несправедливых попреков, а затем старается все сделать по своему. Варвара учит тому же прямодушную и чистую Катерину.

    Это интересно! Скорее всего, со временем дочка превратится во вторую Кабаниху. Тихон же, старший по возрасту и единственный мужчина в семье, но уже полностью сломленный матерью, будет все больше превращаться в «тряпку». Если его оставить без руководства, он опуститься и сопьется, поскольку жить без твердой руки, направляющей весь его путь, не может.

    Что говорит критика о персонаже

    В критических статьях 19 века характеристика Тихона из пьесы «Гроза» дается развернуто, как образец человека, полностью подчиненного власти грозной и деспотичной матери.

    В «темном царстве» всегда прав лишь тот, кто обладает деньгами, он подчиняет себе всех, делая покорными рабами своей воли. Таковыми являются Кабаниха и Дикой, которые испытывают некое подобие уважения только к себе подобным.

    Мнение критиков о герое пьесы:

    • по своей сути муж Катерины человек неплохой, добрый и мягкий;
    • сострадает своей жене и сочувствует ей, понимая, как несладко ей живется под пятой свекрови;
    • старается остановить супругу, когда та, испытывая муки совести за совершенный грех, начинает каяться в присутствии посторонних;
    • не имеет воли к сопротивлению, привык с детства к полному подчинению, раздавлен тяжким материнским гнетом;
    • не может мыслить самостоятельно, а тем более совершать решительные действия;
    • допускает оскорбления в адрес своей жены, подчиняясь приказанию матери, сам оскорбляет и бьет ее, хотя потом и признается, что ему жаль несчастную женщину и по собственной воле он бы и пальцем ее не тронул.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Только после трагической гибели Катерины, сын находит в себе силы протестовать и бросать обвинения в адрес матери. Причем его последние слова о том, что Катерина теперь свободна в своей смерти, а он остается жить и мучиться, звучат как обличение всего «темного царства» и его обитателей.

    Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

    Пьеса «Гроза»

    Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

    По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

    «Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

    Система образов

    Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

    «Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

    Тихон: характеристика

    «Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

    Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

    Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

    Катерина и Тихон: характеристика

    «Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

    Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

    Образы Тихона и Бориса

    Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

    Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает чтобы помочь ей, защитить.

    Традиционное восприятие Тихона как «тупого и ленивого» должно быть уточнено.

    Вряд ли в начале пьесы Тихон любит Катерину (вспомните, он ведь женился на ней без всякой сердечной склонности, по приказанию матери). Правда, молодой Кабанов несомненно жалеет жену, относится к ней с явным участием и, как может, стремится облегчить ее участь. Но как раз возможности-то его очень невелики. Подлинным защитником Катерины он так и не смог стать, а она искала в нем прежде всего защитника.

    И все же именно Тихону дано если не понять, то, во всяком случае, почувствовать глубину пере-живаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее — умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова.

    Так уж бывает в жизни, что мы начинаем лю-бить человека лишь тогда, когда его теряем. Тихон неожиданно для себя ощущает нежность к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что потерял ее. Совсем недавно еще он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему. И лишь когда страшная правда раскрывается перед ним, в нем самом нежданно-негаданно пробуждаются новые чувства.

    К сожалению, школьники нередко читают текст художественного произведения не очень вниматель-но, во всяком случае, на авторские ремарки в пьесе они далеко не всегда обращают должное внимание. На вопрос «что делает Тихон после горького признания Катерины?» («И все-то десять ночей я гуляла...») чаще всего десятиклассники отвечали:

    — Ударил ее... Отвернулся... Заплакал...

    А вы помните, что сделал Тихон?

    Он сделал что-то такое неожиданное, что, быть может, заставит вас задуматься над тайнами чело-веческой психологии.

    Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается прямой мостик к началу пя-того действия, где речь идет о последних событиях в доме Кабановых.

    Передав слова матери о Катерине («ее надо жи-вую в землю закопать»), Тихон говорит Кулигину: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее».

    Слова эти часто не привлекают внимания, не комментируются. А вот здесь-то как раз и содержит-ся один из великих уроков Островского. Тихон об-наруживает такую тонкость чувств, такую необык-новенную деликатность, такое сочувствие к горю и страданию близкого ему человека, что просто диву даешься, откуда он и слова-то эти взял. Ведь речь идет о жене, которая ему изменила! А говорит он прежде всего не о себе, а о ней, ее называет безответной, ее жалеет, сам убивается, глядя на нее...

    Теперь Тихон другими глазами смотрит на Ка-терину. Он, наконец-то, увидел в ней человека — несчастного, страдающего, покаявшегося. Вместо гру-боватого и недалекого купчика, снисходительно по-сматривавшего на молодую жену, перед нами появ-ляется человек, способный подняться до высот под-линного драматизма.

    Что-то произошло с Тихоном. Разрушились око-вы, искусственно стягивавшие его человеческие чувст-ва, его душу, и он находит в себе силы, чтобы перед всеми воскликнуть: «Маменька, вы ее погу-били! Вы, вы, вы...» Материал с сайта

    Не стоит осуждать Тихона за то, что он во всех бедах, обрушившихся на его семью, обвиняет одну мать, не будучи в состоянии подняться до осо-знания более общих и более грозных причин гибели Катерины. Достаточно и того, что Тихон в финале становится фигурой трагического плана. Именно так играл эту роль любимый артист Островского А. Б. Мартынов. Современники вспоминали, что по-следнюю сцену Мартынов проводил с потрясающей силой. Он поистине заставлял публику рыдать. Тихон в исполнении замечательного артиста пред-ставал перед зрителем как человек, ощутивший в себе нового человека, способного отстаивать свое человеческое достоинство.

    Впрочем, по отношению к молодому Кабанову школьники часто бывают снисходительными. Зато Борис вызывает почти единодушное презрение.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • тихон кабанов цитаты
    • тихон цитаты гроза
    • цитаты тихона островский
    • почему тихон был несчастен гроза
    • тихон цитатный материал