Музыка на одной струне. Выдуманная история из жизни паганини Скрипач на одной струне


Сын портового грузчика не только сумел стать знаменитым на весь мир – его игра на скрипке была такой виртуозной, что это породило невероятные слухи: скрипач заключил договор с дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины. Паганини действительно играл так, что, казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности.



Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.



В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты.



В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей.



Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.



Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».





После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.

кто был адресатом «Лунной сонаты», или Почему Бетховена обвиняли в том, что его музыка слишком мрачна и угрюма

Паганини оставил свой след, как один из столпов современной техники игры на скрипке. Но Паганини хорошо играл не только на скрипке – Паганини увлекался азартными играми. Из-за своего пристрастия Никколо часто попадал в ситуации, что ему не хватало денег даже на еду. Паганини был композитором, но и этот аспект был омрачен его страстью к азартным играм.

Никколо Паганини настолько виртуозно играл на скрипке, что многие считали что он подписал договор с дяволом, это предположение стало еще более распостранненным, после того как было открыто завещание Паганини когда он умер в 1840 году, в котором он отказывался быль похороненным на кладбище.

  • Пара пустяков

    Перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все струны, кроме одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как обычно, сыграл блестяще.
    Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались:
    - Маэстро, а совсем без струн вы моги бы сыграть!
    - Пара пустяков, - усмехнулься Паганины и с присущей только ему виртуозностью исполения исполнил пицикато на барабане.
  • скупой король

    Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
    - К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
  • ну. если вы тоже виртуоз...

    Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз превышающую обычную.
    - Десять франков? - удивился Паганини. - Вы шутите!
    - Вовсе нет, - отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне!
    - Хорошо, я заплачу вам десять франков, - согласился Паганини, - но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!
  • очевидное - невероятное

    Немецкий скрипач и композитор Генрих Эрнст дал однажды концерт, в котором он исполнил вариации Паганини "Nel cor piu non mi sento". На концерте присутствовал автор.
    Прослушав свои вариации, он был крайне удивлен. Дело в том, что генуэзский виртуоз никогда не печатал своих сочинений, предпочитая оставаться их единственным исполнителем. Возможно ли, что вариации были выучены Эрнстом по слуху? Это казалось невероятным!
    Когда на следующий день Эрнст явился к Паганини с визитом, тот поспешно спрятал какую-то рукопись под подушку.
    - После того, что вы сделали, я должен опасаться не только ваших ушей, но даже глаз! - сказал он.
  • это не так важно

    Паганини был не просто рассеянным, он был абсолютно равнодушным к событиям собственной жизни. Он не помнил даже года своего рождения и писал, что "родился в феврале 1784 года в Генуе и у своих родителей был вторым сыном". На самом же деле Паганини родился на два года раньше и был не вторым, а третьим сыном в семье. К подобным пробелам в памяти маэстро относился достаточно равнодушно:
    - Моя память находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку.
  • я уже умер

    Некоторые из музыкантов, современников Никколо Паганини, не хотели верить, что в технике игры на скрипке он превзошел всех виртуозов своего времени, и считали его славу раздутой. Однако послушав его игру, им пришлось смириться с этой мыслью.
    Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца, что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
    - Ну, мы все теперь можем писать завещание.
    - Не все, - меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...
  • превзошел самого себя

    На мало искушенных в музыке слушателей Паганини воздействовал многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых и т. п. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных". Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:
    - Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.
    Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...
  • Лучшие дня

  • конец рулетке!

    С юных лет Паганини был чрезвычайно суеверен и боялся дьявола.
    Как-то скрипач зашел вместе с приятелем в игорный дом. Страсть к азартным играм досталась ему по наследству - отец Паганини любил острые ощущения и неоднократно проигрывался до нитки. Не везло в игре и Паганини. Но проигрыши не могли его остановить.
    Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в кармане, скрипач покинул его утром с целым состоянием. Но вместо того чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
    - Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
    -Кто?
    - Дьявол!
    - С чего ты взял?
    - Но я же всегда проигрывал?
    - А может, сегодня Бог тебе помог...
    - Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу незаработанных денег. Нет, это дьявол, это его происки!
    И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных заведений.
  • «Начало карьеры – дар богов; остальное – тяжёлый труд»

    Никколо Паганини

    Итальянский скрипач-виртуоз и композитор.

    Отец начал учить его музыке с 5 лет (по другим данным - с 8 ) и жестоко наказывал в случае неудачи... Никколо начал выступать как исполнитель с 11 лет и первый из скрипачей применил в концертной практике игру не по нотам, а наизусть.

    Никколо Паганини развил необычайную силу мышц кисти – вот что вспоминает современник: «Я плохо понимал, чем был более захвачен: то ли его невероятной техникой, то ли сказочной силой пальцев, необычайной хваткой его левой руки, я недоумевал, как его узкие и тонкие пальцы могут производить впечатление такой потрясающей силы. Если бы он обладал рукой атлета, как мой немецкий коллега Шпор, это можно было бы ещё понять. А Никколо только рассмеялся в ответ на моё изумление: «Мои пальцы сильнее, чем можно себе представить!» - и, говоря это, взял хрустальную тарелку от овощей, стоявшую перед ним на столе, поместил её в руке так, что средний палец оказался сверху, а два других внизу. «Он для Вас сломает тарелку», - сказал Цуккани. И действительно, раздался сильный треск и тарелка разломилась надвое. Напрасно Цуккани и я ломали себе пальцы, чтобы таким же способом продемонстрировать свою силу. Никколо над нами посмеивался, как дьявол. Очевидно, его сухожилия и нервы, так же как и его сила воли, были стальными».

    Григорьев В.Ю., Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., «Музыка», 1987 г., с. 43.

    Никколо Паганини написал и исполнял произведения на одной скрипичной струне. Не понимая «как он это делает?», сплетники утверждали, что струна изготовлена скрипачом из кишок собственноручно убитой им любовницы… Но вот оценка игры на одной струне современного профессионала-скрипача:
    « - А вы, подобно Паганини, могли бы сыграть на одной струне?
    - Да, убирая три струны, я играл вариации Паганини, которые написаны именно для одной струны. Такая игра ненамного отличается от игры на инструменте с обычным количеством струн. Кроме чисто визуального, циркового эффекта в этом ничего особенного нет».

    Викулова О., Сергей Стадлер: «Я никогда не играю для души», еженедельник «Телевидение и Радио», 2010 г., N 14, с. 33.

    Современники отмечали, что «… после концертов у Паганини появлялись признаки, близкие к картине эпилептического припадка: подёргивались мышцы, кожа охлаждалась, пульс слабо прощупывался, на вопросы он почти не мог отвечать, будучи до 20-30 минут практически полуотключённым от внешнего мира. В своих письмах к Джерми артист часто упоминает о каком-то, как он называет, «электричестве», которое рождается в нём: «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Когда же артист подолгу болел, то это «электричество» накапливалось, что было ещё более болезненным».

    Григорьев В.Ю., Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., «Музыка», 1987 г., с. 80.

    Искусство скрипичного исполнения последующих веков развивалось во многом под влиянием приёмов игры Никколо Паганини.

    Оценивая гений Паганини, скрипач Д.Ф. Ойстрах писал в 1940 году: «Паганини являл собой удивительный комплекс, чудесное сочетание таланта, темперамента и поразительного умения использовать свои психофизиологические качества. Его искусство - плод труда и гения, интуиции и точного расчёта. Знание своего мышечного аппарата и умение приспособляться к нему, свойственные Паганини, могут служить примером для каждого скрипача-виртуоза».

    Ойстрах Д.Ф., Воспоминания. Статьи, Интервью. Письма, М., «Музыка», 1978 г., с. 151.

    Остается только горько сожалеть, что технический прогресс, который мы привыкли называть стремительным, все же иногда опаздывает. Из-за этого мы никогда не услышим, как играл на скрипке Николо Паганини. У нас остались только воспоминания современников. Маленький инструмент в руках гения не просто играл, он пел, разговаривал, выражал самые потаенные чувства человека. Перед слушателями возникали яркие картины жизни - звуки улицы, шум моря, плач ребенка, стоны страдания и крики радости. Зрители уходили с концерта потрясенные нечеловеческой виртуозностью игры музыканта. "Паганини мягким ударом смычка то уводил нас в самые солнечные выси, то открывал перед нами полные ужаса глубины", - писал поэт Генрих Гейне.

    Паганини не любил вспоминать свое детство, прошедшее в итальянском городе Генуе. Да и что он мог вспомнить? С утра до ночи отец заставлял мальчика играть на скрипке, он видел талант сына и мечтал заработать на нем. Николо играл до изнеможения, до кровавых мозолей на пальцах. На любые мольбы о пощаде отец отвечал побоями или запирал мальчика в чулане без еды и питья. От такой жизни Николо часто болел, но, едва выздоровев, снова принимался за скрипку. У него были учителя - композитор Ньекко, педагог Коста, но достичь непревзойденной виртуозности ему помогли все же талант и нечеловеческий труд.

    Паганини рано начал концертировать по городам Италии, и о нем сразу же заговорили как о "чуде". В шестнадцать лет музыкант освободился от опеки отца и уехал в Пизу, где его ждал громадный успех. С тех пор слава скрипача-виртуоза разнеслась по всей Европе. Но слава эта носила налет скандальности: и простые любители музыки, и профессионалы не могли понять, как ему удается так играть. По-ползли слухи, что скрипка Паганини - заговоренная, а сам он в обмен на мастерство продал душу дьяволу.

    На самом деле музыкант много работал и неустанно открывал новые технические возможности своего инструмента. Он изобрел массу эффектов, сложных пассажей, которые, кроме него, никто не мог повторить. Он играл сложные произведения на двух и даже на одной струне.

    Паганини был не только великим скрипачом, но и композитором. Его "24 каприса для скрипки соло" и сейчас под силу исполнить лишь самым выдающимся музыкантам, а тогда сыграть их мог только он один. Поэтому произведения композитора при жизни были мало известны.

    В 1834 году Паганини поселяется в Парме: кочевая жизнь становится ему не под силу. Через четыре года впервые дает о себе знать тяжелая болезнь. Сын Ахиллино и друзья организуют Паганини поездки на курорты Франции, но все напрасно. В конце весны 1840 года музыкант умирает в Ницце. И даже после смерти душа его долго не находит покоя: католическая церковь запрещает хоронить артиста в Италии. Тридцать пять лет сын и друзья музыканта добиваются разрешения перенести его прах на родину.

    Ныне в городском музее Генуи раз в году торжественно открывается заветная витрина, в которой хранится завещанная родному городу скрипка Паганини. Инструмент работы Гварнери дель Джезу на один вечер передается молодому музыканту, победителю конкурса имени Паганини. И вновь в переполненном зале звучит волшебная скрипка, возносятся чудесные звуки и кажется, что под сводами зала витает душа великого маэстро...

    Это интересно

    Существует легенда, что Паганини начал играть на одной струне после того, как его недоброжелатели перед концертом подпилили все остальные струны на скрипке. На самом деле эту идею подсказала музыканту одна его поклонница. Прослушав, как Паганини виртуозно сыграл композицию "Дуэт двух влюбленных" на двух струнах, она подошла к нему и сказала:

    Маэстро, вы совершенно не оставляете шанса другим музыкантам превзойти вас. Пожалуй, это сможет сделать лишь тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!

    Паганини запомнил ее слова и спустя несколько недель исполнил сонату на одной струне. Весть об этом неслыханном событии быстро облетела город и дошла до самых простых его жителей. Однажды музыкант опаздывал на концерт и нанял извозчика, который, узнав знаменитость, заломил за проезд цену в десять раз выше обычной. На недоуменный вопрос седока кучер спокойно ответил:

    Ведь вы сейчас возьмете с каждого из слушателей по десять франков за возможность послушать, как вы играете на одной струне.

    Хорошо, - не растерялся Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.

    1. Паганини был очень суеверен
    Личность великого скрипача была окутана таинственностью, которой способствовала удивительная «демоническая» внешность и неправдоподобно длинные пальцы. О его суеверности ходили упорные слухи, которые рождали предположение о его атеизме или даже о том, что Паганини заключил сделку с дьяволом, купив у него свой талант, и церковь даже пыталась запрещать его концерты. Епископ Ниццы, где скончался Паганини даже отказал в заупокойной мессе, но вмешался папа. Как бы там ни было, но
    дьявола скрипач очень боялся. При этом все же заглядывал в игорный дом вместе с приятелем, где регулярно проигрывал, подобно своему отцу. И лишь однажды, когда Паганини зашел в заведение с несколькими лирами, а вышел оттуда с немалым состоянием в кармане, он испугался, зашептав: «Это он, дьявол!» «Может быть, тебе сегодня Бог помог выиграть!» - попытался успокоить его друг, но музыкант возразил: «Вряд ли Бог сделал бы так, чтобы человек получил кучу незаработанных денег...». С тех пор Паганини никогда не посещал игорный дом.

    2. Известные музыканты были готовы писать завещание, послушав Паганини
    Загадочный ореол вокруг своего имени Паганини поддерживал сам. Он частенько говорил о необычайных секретах своего мастерства, которые обнародует только после окончания своей карьеры. На самом же деле неискушенного зрителя Паганини с легкостью удивлял не только своим дарованием, но и необычайной техникой и безукоризненной чистотой исполнения. В его время богатые возможности скрипки были еще не раскрыты, Паганини сам находил новые эффекты. Когда музыкант исполнил перед слушателями композицию всего ан двух струнах, одна почитательница восторженно сказала: «Вы несносный человек, ничего не оставляете другим! Кто сможет превзойти вас? Разве тот, кто сыграет на одной струне, но это же невозможно!» Через несколько недель Паганини играл на концертах сонату на одной струне. Другие скрипачи, послушав музыку итальянского дарования, шутили, что им теперь можно писать завещание.

    3. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок
    С детства маленькая скрипочка была его любимой игрушкой, хотя отец и был чересчур строг с сыном, заставляя его заниматься до истощения... Много позже в колекции Паганини появятся такие великолепные инструменты, как скрипки Страдивари, Амати, Гварнери. Последняя была самой любимой скрипкой Паганини, ее он завещал родному городу Генуе — не хотел, чтобы какой-нибудь другой музыкант играл на ней. Выходя на сцену, Паганини преображался, будто становясь другим человеком и оказывался в полном психическом слиянии со скрипкой. Инструмент, на котором играл великий музыкант, после его смерти получил имя «Вдова Паганини».

    4. Паганини был фантастически рассеянным
    Казалось, ему вовсе не было дела до тех сторон своей собственной жизни, которые не касались музыки. Он путал год своего рождения, писал, что является вторым сыном в семье, хотя в семье было еще два брата. К подобным промахам маэстро относился достаточно равнодушно, заявляя, что его память «находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку».

    5. Паганини выступал и перед монархами
    Европейские правители приглашали его для личного выступления и платили большие гонорары. Однажды Паганини даже исполнял масонский гимн в великой ложе Италии. Вот только из-за любви к азартным играм Паганини часто оставался без денег на еду. Тем не менее, к старости он все же скопил небольшое состояние — возможно, не последнюю роль здесь сыграл отказ от азартных игр. Да и сам Паганини старался не продешевить: когда английский король предложил скрипачу за выступление половину требуемого гонорара, Паганини в ответ предложил не тратиться и посетить за меньшую сумму его концерт в театре. А когда извозчик попытался взять со скрипача цену, вчетверо больше обычной («Вы ведь тоже недешево берете за свои концерты, а играете всего на одной струне!»), Паганини ответил: «Что ж, я заплачу назначенную сумму, если вы довезете меня до места на одном колесе».