Теннесси уильямс стеклянный зверинец. Анализ пьесы теннесси уильямса «стеклянный зверинец

Теннесси Уильямс

Стеклянный зверинец

The Glass Menagerie by Tennessee Williams (1944)

Действующие лица

Аманда Уингфилд - мать. Эта маленькая женщина обладает огромным жизнелюбием, но не умеет жить и отчаянно цепляется за прошлое и далекое. Актриса должна тщательно создать характер, а не довольствоваться готовым типажом. Она отнюдь не параноик, но ее жизнь - сплошная паранойя. В Аманде много привлекательного и много смешного, ее можно любить и жалеть. Ей, несомненно свойственно долготерпение, она даже способна на своего рода героизм, и хотя по недомыслию иногда бывает жестока, в душе ее живет нежность.

Лаура Уингфилд - дочь. Не сумев установить контакт с действительностью, Аманда тем сильнее держится иллюзий. Положение Лауры гораздо серьезнее. Она в детстве перенесла тяжелую болезнь: одна нога у нее чуть короче другой и требует специальной обуви - на сцене этот недостаток должен быть едва заметен. Отсюда - ее растущая обособленность, так что в конце концов она сама становится похожей на стеклянную фигурку в своей коллекции и не может из-за чрезмерной хрупкости покинуть полку.

Том Уингфилд - сын Аманды и ведущий в пьесе. Поэт, который служит в лавке. Его гложет совесть, но он вынужден поступать безжалостно - иначе не вырваться из западни.

Джим О"Коннор - гость. Милый и заурядный молодой человек.


Место действия - улица в Сент-Луисе.

Время действия - Теперь и Тогда.

Не видел тонких рук таких даже у дождя…

Э. Э. Каммингс

«Стеклянный зверинец» - пьеса-воспоминание, поэтому ставить ее можно со значительной степенью ободы по отношению к принятым методам. Тонкий, хрупкий материал ее непременно предполагает умелую режиссуру и создание соответствующей атмосферы. Экспрессионизм и другая условная техника в драме преследует одну-единственную цель - как можно ближе подойти к правде. Когда драматург использует условную технику, он отнюдь не пытается, во всяком случае, не должен этого делать - снять с себя обязанность иметь дело с реальностью, объяснять человеческий опыт; напротив, он стремится или должен стремиться найти способ как можно правдивее, проникновеннее и ярче выразить жизнь как она есть. Традиционная реалистическая пьеса с настоящим холодильником и кусочками льда, с персонажами, которые изъясняются так же, как изъясняется зритель, - это то же самое, что и пейзаж в академической живописи, и обладает тем же сомнительным достоинством - фотографическим сходством. Сейчас, пожалуй, все уже знают, что фотографическое сходство не играет важной роли в искусстве, что правда, жизнь - словом, реальность - представляют собой единое целое, и поэтическое воображение может показать эту реальность или уловить ее существенные черты не иначе, как трансформируя внешний облик вещей.

Эти заметки - не просто предисловие к данной пьесе. Они выдвигают концепцию нового, пластического театра, который должен прийти на смену исчерпанным средствам внешнего правдоподобия, если мы хотим, чтобы театр, как часть нашей культуры, снова обрел жизненность.

Экран . Между первоначальным текстом пьесы и ее сценической редакцией есть только одно существенное различие: в последней нет того, что я в порядке опыта предпринял в оригинале. Я имею в виду экран, на который с помощью волшебного фонаря проецируются изображение и надписи. Я не сожалею, что в идущей ныне на Бродвее постановке экран не используется. Поразительное мастерство мисс Тейлор позволило ограничиться в спектакле самыми простыми аксессуарами. Однако я думаю, кое-кому из читателей будет интересно знать, как возникла мысль об экране. Поэтому я восстанавливаю этот прием в публикуемом тексте. Изображение и надписи проецируются из волшебного фонаря, расположенного за кулисами, на часть перегородки между передней комнатой и столовой: в остальное время эта часть не должна ничем выделяться.

Цель использования экрана, полагаю, очевидна - подчеркнуть значение того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важны в композиционном отношении. В пьесе, состоящей из отдельных эпизодов, в частности в «Стеклянном зверинце», композиция или сюжетная линия могут иногда ускользнуть от зрителей, и тогда появится впечатление фрагментарности, а не строгой архитектоники. Причем дело может быть не столько в самой пьесе, сколько в недостатке внимания со стороны зрителей. Надпись или изображение на экране усилит намек в тексте, поможет доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах. Я думаю, что помимо композиционной функции экрана важно и его эмоциональное воздействие. Любой постановщик, обладающий воображением, может самостоятельно найти удобные моменты для использования экрана, а не ограничиваться указаниями в тексте. Мне кажется, что возможности этого сценического средства гораздо более широки, нежели те, что использованы в данной пьесе.

Музыка . Другое внелитературное средство, которое использовано в пьесе, - это музыка. Нехитрая сквозная мелодия «Стеклянного зверинца» эмоционально подчеркивает соответствующие эпизоды. Такую мелодию услышишь в цирке, но не на арене, не при торжественном марше артистов, а в отдалении и когда думаешь о чем-нибудь другом. Тогда она кажется бесконечной, то пропадает, то снова звучит в голове, занятой какими-то мыслями, - самая веселая, самая нежная и, пожалуй, самая грустная мелодия на свете. Она выражает видимую легкость жизни, но в ней звучит и нота неизбывной, невыразимой печали. Когда смотришь на безделушку из тонкого стекла, думаешь, как она прелестна и как легко ее сломать. Так и с этой бесконечной мелодией - она то возникает в пьесе, то снова стихает, будто несет ее переменчивым ветерком. Она словно ниточка, которой связаны ведущий - он живет своей жизнью во времени и пространстве - и его рассказ. Она возникает между сценами как память, как сожаление о былом, без которого нет пьесы. Эта мелодия принадлежит преимущественно Лауре и потому звучит особенно ясно, когда действие сосредоточивается на ней и на изящных хрупких фигурках, которые как бы воплощают ее самое.

Освещение . Освещение в пьесе условное. Сцена видится словно в дымке воспоминаний. Луч света вдруг падает на актера или на какой-нибудь предмет, оставляя в тени то, что по видимости кажется центром действия. Например, Лаура не участвует в ссоре Тома с Амандой, но именно она залита в этот момент ясным светом. То же самое относится к сцене ужина, когда в центре внимания зрителя должна оставаться молчаливая фигура Лауры на диване. Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой и напоминает свет на старинных иконах или на изображениях мадонн. Вообще в пьесе можно широко использовать такое освещение, какое находим в религиозной живописи - например, Эль Греко, где фигуры как бы светятся на сравнительно туманном фоне. (Это позволит также более эффективно использовать экран.) Свободное, основанное на творческой фантазии применение света очень ценно, оно может придать статичным пьесам подвижность и пластичность.

Картина первая

Уингфилды живут в одном из тех гигантских многоклеточных ульев, которые произрастают как наросты в переполненных городских районах, населенных небогатым людом из «среднего класса», и которые характеризуют стремление этого самого большого и по существу самого закабаленного слоя американского общества избежать текучести, дифференциации и сохранить облик и обычаи однородной механической массы. Входят в квартиру с переулка, через пожарный ход - в самом названии некая символическая правда, потому что эти громады-здания постоянно охвачены медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния. Пожарный ход, то есть, собственно площадка и лестница вниз, составляет часть декорации.

Действие пьесы - воспоминания человека, и потому обстановка нереалистична. Память своевольна, как поэзия. Ей нет дела до одних подробностей, зато другие проступают особенно выпукло. Все зависит от того, какой эмоциональный отзвук вызывает событие или предмет, которого коснется память; прошлое хранится в сердце. Оттого и интерьер видится в туманной поэтической дымке.

Когда поднимется занавес, зрителю откроется унылая задняя стена здания, где обитают Уингфилды. По обе стороны здания, которое размещается параллельно рампе, - теснины двух узких темных переулков; они уходят вглубь, теряясь посреди перепутанных бельевых веревок, мусорных ящиков и зловещих решетчатых нагромождений соседних лестниц. Именно этими переулками выходят актеры на сцену или уходят с нее во время действия. К концу вступительного монолога Тома сквозь темную стену здания начнет постепенно просвечивать интерьер квартиры Уингфилдов на первом этаже.

Это, по сути, воспоминание. Том Уингфилд рассказывает о том времени - между двумя войнами, - когда он жил в Сент-Луисе с матерью Амандой Уингфилд - женщиной, наделенной огромным жизнелюбием, но не умеющей приспособиться к настоящему и отчаянно цепляющейся за прошлое, и сестрой Лаурой - мечтательницей, перенесшей в детстве серьезную болезнь, - одна нога у нее так и осталась слегка короче другой. Сам Том, поэт в душе, служил тогда в обувной лавке и мучительно страдал, занимаясь ненавистным делом, а по вечерам выслушивал бесконечные рассказы матери о ее жизни на Юге, об оставленных там поклонниках и прочих действительных и мнимых победах…

Аманда нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе Тома и выгодного замужества Лауры. Она не хочет видеть, как ненавидит свою работу сын и как робка и нелюдима дочь. Попытка матери устроить Лауру на курсы машинописи терпит крах - у девушки от страха и нервного напряжения так трясутся руки, что она не может ударить по нужной клавише. Хорошо ей только дома, когда она возится со своей коллекцией стеклянных зверюшек.

После неудачи с курсами Аманда еще больше зацикливается на замужестве Лауры. Параллельно она пытается воздействовать на сына - старается контролировать его чтение: она убеждена, что романы Лоуренса - любимого писателя сына - излишне грязные. Странным Аманде кажется и привычка Тома проводить почти все свободные вечера в кино. Для него же эти походы - способ сбежать от монотонной повседневности, единственная отдушина - как для сестры стеклянный зверинец.

Выбрав подходящий момент, Аманда вырывает у Тома обещание привести в дом и познакомить с Лаурой какого-нибудь приличного молодого человека. Некоторое время спустя Том приглашает к обеду своего коллегу Джима О"Коннора, единственного человека в магазине, с кем он на дружеской ноге. Лаура и Джим учились в одной школе, но для Джима неожиданность, что она сестра Тома. Лаура, еще школьницей, была влюблена в Джима, который всегда находился в центре всеобщего внимания - блистал в баскетболе, руководил дискуссионным клубом, пел в школьных постановках. Для Лауры снова увидеть этого принца своих девичьих грез - настоящий шок. Пожимая ему руку, она чуть не теряет сознание и быстро скрывается в своей комнате. Вскоре под благовидным предлогом Аманда отсылает к ней Джима. Молодой человек не узнает Лауру, и ей самой приходится открыть ему, что они давно знакомы. Джим с трудом вспоминает девушку, которой дал в школе прозвище Голубая Роза. Этот славный, доброжелательный молодой человек не столь уж преуспел в жизни, как обещал в школьные годы. Правда, он не теряет надежды и продолжает строить планы. Лаура постепенно успокаивается - своим искренним, заинтересованным тоном Джим снимает с нее нервное напряжение, и она постепенно начинает говорить с ним как с давним другом.

Джим не может не видеть страшной закомплексованности девушки. Он пытается помочь, убеждает, что ее хромота совсем не бросается в глаза, - никто в школе даже не замечал, что она носит специальную обувь. Люди совсем не злые, пытается он втолковать Лауре, особенно когда узнаешь их поближе. Практически у всех что-нибудь да не ладится - не годится считать себя хуже всех. По его мнению, главная проблема Лауры заключается в том, что она вбила себе в голову: только у нее все плохо…

Лаура спрашивает про девушку, с которой Джим встречался в школе, - говорили, что они обручились. Узнав, что никакой свадьбы не было и Джим давно уже ee не видел, Лаура вся расцветает. Чувствуется, что в душе ee зародилась робкая надежда. Она показывает Джиму свою коллекцию стеклянных фигурок - высший знак доверия. Среди зверюшек выделяется единорог - вымершее животное, ни на кого не похожее. Джим сразу обращает на него внимание. Тому, наверное, скучно стоять на одной полке с заурядными животными вроде стеклянных лошадок?

Через открытое окно из ресторана напротив доносятся звуки вальса. Джим приглашает Лауру танцевать, та отказывается - боится, что отдавит ему ногу. «Но я же не стеклянный», - со смехом говорит Джим. В танце они все же наталкиваются на стол, и забытый там единорог падает. Теперь он такой же, как все: у него отломился рог.

Джим с чувством говорит Лауре, что она необыкновенная девушка, не похожая ни на кого - совсем как ее единорог. Она красива, У нее есть чувство юмора. Таких, как она, - одна на тысячу. Словом, Голубая Роза. Джим целует Лауру - просветленная и испуганная, та садится на диван. Однако она неправильно истолковала это движение души молодого человека: поцелуй - просто знак нежного участия Джима в судьбе девушки и еще - попытка заставить ее поверить в себя.

Однако, увидев реакцию Лауры, Джим пугается и торопится сообщить, что у него есть невеста. Но Лаура должна верить: у нее тоже все будет хорошо. Надо только преодолеть свои комплексы. Джим продолжает изрекать типично американские банальности вроде «человек - сам хозяин своей судьбы» и т. п., не замечая, что на лице Лауры, только что излучавшем божественное сияние, проступает выражение бесконечной грусти. Она протягивает Джиму единорога - на память об этом вечере и о ней.

Появление в комнате Аманды выглядит явным диссонансом всему происходящему здесь: та держится игриво и почти уверена, что жених на крючке. Однако Джим быстро вносит ясность и, сообщив, что должен торопиться - ему еще нужно встретить на вокзале невесту, - откланивается и уходит. Не успевает еще закрыться за ним дверь, как Аманда взрывается и устраивает сыну сцену: к чему был этот обед и все траты, если молодой человек занят? Для Тома этот скандал - последняя капля. Бросив работу, он уходит из дома и пускается в странствия.

В эпилоге Том говорит о том, что ему никогда не удастся забыть сестру: «Я и не знал, что так предан тебе, что не могу предать». В его воображении возникает прекрасный образ Лауры, задувающей перед сном свечу. «Прощай, Лаура», - печально произносит Том.

Вы прочитали краткое содержание пьесы "Стеклянный зверинец". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Эта пьеса больше напоминает воспоминания. В ней Том Уингфилд рассказывает о тех временах, когда он жил в Сент-Луисе со своей матерью, Амандой Уингфилд. Это время припало как раз на перерыв между двумя войнами. Мать Тома была наделена огромным жизнелюбие. С ними жила его сестра, Лаура. Сестра была мечтательницей. В детстве она перенесла очень тяжелую болезнь, в результате которой одна нога осталась короче другой. Том, в душе, был настоящим поэтом. Работал он в обувной лавке, где очень страдал. Его заставляли заниматься делом, которое он ненавидел. После работы он выслушивал рассказы своей матери о жизни на Юге, о многих победах, которые были действительны и мнимы.

Аманда с огромным нетерпением ожидает успеха любимых детей. Она хочет, чтобы Лаура успешно вышла замуж, а Том продвинулся по карьерной лестнице. Она просто не хочет замечать как ненавидит свою работу Том, и как нелюбима дочь. Мать пробовала устроить Лауру на курсы машинописи, но попытка обречена на провал. От волнения и страха у дочери начинают трястись руки. С таким недостатком просто невозможно заниматься машинописью. Лауре хорошо только дома, где она играет со своими стеклянными зверушками. После неудачи на курсах Аманда еще больше надеться на удачное замужество дочери. В это же время мать пытается следить за чтением сына. Она думает что сын читает слишком вульгарные романы. Также она считает странным то, что сын каждый вечер проводит кино. На самом деле эти походы делают день для него менее монотонным, больше красочным.

Однажды Том обещает привести домой приличного мужчину и познакомить его с Лаурой. Несколько дней спустя то приводит домой Джима О"Конора, коллегу, единственного человека в лавке, с которым он был в дружеских отношениях. В детстве Лаура и Джим учились в одной школе. Молодой человек довольно сильно удивился узнав тот факт, что Лаура жена Тома. Лаура еще в школьном возрасте была влюблена в Джима. Тот всегда был в центре внимания: довольно хорошо играл в баскетбол, пел в школьных постановах, руководил дискуссионным клубом. Увидев Джима, Лаура была просто шокирована. Пожав ему руку, она чуть не потеряла сознание. Джим сразу не узнал девушку, ей пришлось напомнить ему то, что они давно уже знакомы. С огромным трудом молодой человек вспомнил, что дал Лауре прозвище Голубая Роза. Джим не так уж и преспел в жизни, как обещал в школе. Но, все же, не теряет уверенности в себя, строит различные планы на будущее. Лаура постепенно перестает нервничать, начинает общаться с Джимом как с давним другом.

Джим видит, что девушка очень закрыта в себе. Он всякими способами пытается ей помочь, убеждая что ее хромота практически незаметна. В школе никто не заметил, что она носили специальную обувь. Джим объясняет Лауре, что люди не такие ужи и злые, нужно просто присмотреться к человеку. Он считает, что главная проблема девушки это то, что она считает себя хуже всех. Лаура показывает ему свою коллекцию стеклянных зверей. Это, для нее, значит высшая степень доверия.

Лаура начинает спрашивать о девушке, с которой Джим встречался в школе. Ходили слухи, что они обручились. Узнав, что все это всего-навсего слухи, Лаура как будто расцвела. В ее душе появилась небольшая надежда.

Через окно дома слышен вальс из соседнего кафе. Джим приглашает Лауру потанцевать. Та отказывается, причиной называет то, что может отдавить ногу. Джим смеясь говорит: «Я ведь не стеклянный». Танцуя, они наткнулись на деревянный столик, где стояли стеклянные фигурки. С нее упал ее любимый единорог. У него отбился рог. Теперь он ничем не отличается от других животных. Этого покалеченного Эдинорога Лаура дарит Джиму как память о этом прекрасном вечере. После танца Джим сказал Лауре, что она очень красивая девушка, что такая как она встречается одна на миллион, затем целует ее. Увидев что девушка не так все поняла, Джим сообщает, что у него есть невеста. Лаура очень расстроилась. Джим начинает ее успокаивать всяческими американскими банальностями типа: «Человек сам строит свою судьбу», и тому подобное. В комнату входит Аманда, которая думает, что жених уже на крючке, но Джим во все вносит ясность. Джиму нужно спешить, ведь он должен встретить на вокзале невесту. Не успев откланяться и уйти, мать набрасывается со скандалом на Тома. Сын разозлился, бросил работу, и пошел странствовать.

В эпилоге говориться о том, что Том никогда не сможет забыть сестру, он всегда был и будет ей предан. Том очень любит Лауру, и был в глубокой печали, когда осознал, что, возможно, больше никогда ее не увидит.
Краткое содержание Пьесы «Стеклянный зверинец» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Стеклянный зверинец». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Перу выдающегося американского драматурга и прозаика, лауреата престижной Пулитцеровской премии Теннесси Уильямса (полное имя - Томас Ланир (Теннесси) Уильямс III) принадлежит пьеса "Стеклянный зверинец" (The Glass Menagerie).

В момент написания этого произведения автор был довольно молод - ему исполнилось 33 года. Пьеса была поставлена в Чикаго в 1944 году и имела громкий успех. Отзывы о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса были так многочисленны, что автор быстро стал знаменитым. Это послужило ему хорошим трамплином для начала успешной писательской карьеры.

Очень скоро репликам героев "Стеклянного зверинца" внимали уже в театре на Бродвее, и, получив премию Нью-Йоркского кружка театральных критиков "за лучшую пьесу сезона", пьеса стала считаться хитом.

Дальнейшая судьба этого произведения также сложилась успешно - много раз оно шло на театральных подмостках и экранизировалось.

В статье представлено краткое изложение "Стеклянного зверинца" Уильямса и анализ пьесы.

Тема

Это произведение не случайно обозначена автором как "пьеса-воспоминание", то есть отчасти написано оно на автобиографическом материале. Можно сказать, что изображенная в пьесе семья Вингфилдов "списана" с собственной семьи драматурга, в которой он вырос. Среди персонажей имеется и мать, подверженная припадкам гнева, и сестра с депрессией, и даже отсутствующий, но словно незримо влияющий на судьбу главного героя, отец.

Иллюзии или действительность - что важнее? Чтобы понять это главному герою придется сделать свой выбор. Экзистенциальная тема уникальности каждого человеческого существа - одна из главных в пьесе.

При этом, по отзывам о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса современных критиков, материал с эмоциональной точки зрения еще подан не с такой силой, как в последующих произведениях драматурга. По сути, это лишь первая, довольно робкая попытка.

Название пьесы

Стеклянным зверинцем автор назвал коллекцию фигурок, которую собирает сестра героя Лаура. По мысли Уильямса эти несколько фигурок из стекла должны были символизировать хрупкость, игрушечность, иллюзорность жизни, в которой обитают персонажи, члены семьи Вингфилд.

Мать и сестра так хорошо "спрятаны" в этом стеклянном мире, поглощены им, что сами, предаваясь самообману, становятся ненастоящими, и не имеют никакого желания задумываться о целях и задачах, которые ставит перед ними действительность.

"Стеклянный зверинец" как пьеса-эксперимент

Итак, пьеса названа пьесой-воспоминанием. В кратком содержании "Стеклянного зверинца" упомянем вступительное слово повествователя. Он говорит, что воспоминания - вещь нестабильная, у каждого они свои, поэтому какое-то, при сценическом воплощении, должно быть приглушено в зависимости от значимости его для вспоминающего, а какое-то, напротив, подано ярко и выпукло. Для выделения важности отдельных воспоминаний автор в начале пьесы пояснил, какими средствами можно достичь этой художественной задачи.

С точки зрения текстового материала пьеса "Стеклянный зверинец" содержит множество ремарок, что нехарактерно для обычного драматического произведения.

Обозначение времени тоже необычно: "сейчас и в прошлом". Имеется в виду, что монолог поизносится повествователем в настоящее время и рассказывает о прошлом.

Визуальный ряд

На сцене, по мысли Теннесси Уильямса, должен быть установлен экран, на который особый фонарь будет проецировать различные изображения и надписи. Действия должны сопровождать "единственная повторяющаяся мелодия". Это так называемая сквозная музыка, служащая для эмоционального усиления происходящего.

Для акцентировки событий на героя, который находится на сцене, должен падать луч света. Если же персонажей несколько, световым пятном ярче будет выделен тот, чье эмоциональное напряжение сильнее.

Все эти нарушения традиции, по мысли Уильямса, должны подготовить появление нового пластического театра,

Который должен сменить выдохшийся театр реалистических традиций.

Главный герой

Том Вингфилд, главный герой и "повествователь пьесы" - это

Поэт, работающий в магазине. По природе он не бесчувственен, но чтобы выбраться из западни, он вынужден действовать без жалости.

Герой живет в городе Сент-Луисе и работает в компании "Континентальная обувь". Его тяготит эта работа. Больше всего на свете мечтал бы он бросить все и уехать как можно дальше. Там, далеко, он зажил бы своей жизнью, занимаясь лишь написанием стихов. Но осуществить этот замысел невозможно: ему приходится зарабатывать, чтобы содержать мать и сестру-инвалида. Ведь после того как от них ушел отец, Том стал единственным кормильцем семьи.

Чтобы забыться от давящей тоскливой повседневности, герой часто проводит время в кинотеатрах и за чтением книг. Эти занятия его мать подвергает жесткой критике.

Другие действующие лица

В пьесе, кроме Тома Вингфилда, всего четыре персонажа. Это:

  • Аманда Вингфилд (его мать).
  • Лора (его сестра).
  • Значимым действующим лицом для развития сюжета является Джим О"Коннор, визитер, знакомый Тома.

Приведем характеристики этих персонажей, согласно тексту пьесы и замечаниям самого автора.

Лора, сестра Тома. Из-за болезни ноги девушки стали разной длины, поэтому она неловко чувствует себя в обществе посторонних. Ее хобби - стеклянная коллекция фигурок, расположенная на этажерке в ее комнате. Только среди них она не так одинока.

Маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место. Ее роль должна быть тщательно создана, а не скопирована с устоявшегося образца. Она не параноидальна, но ее жизнь сплошная паранойя. В ней можно многим восхищаться; она во многом смешна, но ее можно любить и жалеть. Безусловно, ее стойкость сродни героизму, и хотя подчас ее глупость невольно делает ее жестокой, в ее слабой душе всегда просматривается нежность.

Последним и недействующим персонажем сам повествователь называет отца - на фотографии. Когда-то он покинул семью "ради фантастических приключений".

Она носит название "В ожидании визитера".

Повествование ведет Том, который появляется и двигается по сцене по направлению к пожарному выходу. Он говорит, что своим рассказом поворачивает время вспять, и речь его пойдет об Америке 30-х годов.

Пьеса начинается в гостиной квартиры, где живет Том с матерью и сестрой. Мать с нетерпением ожидает, что сын вот-вот построит свою карьеру в обувной компании, а дочь выгодно выйдет замуж. Она не желает видеть, что Лора нелюдима и не собирается искать любовь, а Том ненавидит свою работу. Правда, мать пыталась пристроить дочь на курсы машинописи, но эта работа оказалась Лоре не под силу.

Тогда мать обратила свои мечты к хорошему браку и попросила Тома познакомить Лору с приличным молодым человеком. Тот приглашает Джима О"Коннора, своего коллегу и единственного приятеля.

Вторая часть

Лора тотчас узнает Джима - она помнит его еще по школе. Когда-то она была в него влюблена. Он играл в баскетбол и пел в школьных постановках. До сих пор она хранит его фотографию.

И пожимая руку Джима при встрече, девушка так смущается, что убегает в свою комнату.

Под благовидным предлогом Аманда отправляет Джима в комнату к дочери. Там Лора признается молодому человеку, что они давно знакомы. И Джим, совсем забывший об этой странной девушке, которую когда-то называл Голубой розой, припоминает ее. Благодаря доброжелательности и обаянию Джима, между ними завязывается беседа. Джим видит, как неловко девушке и как она закомплексована, и пытается убедить ее, что ее хромота совсем незаметна. Не надо думать, что она хуже всех.

Отметим в кратком содержании "Стеклянного зверинца" Теннесси Уильямса кульминацию пьесы: в сердце Лоры появляется робкая надежда. Доверившись ей, девушка показывает Джиму свои сокровища - стеклянные фигурки, стоящие на этажерке.

Из ресторана напротив доносятся звуки вальса, Джим приглашает Лору на танец, и молодые люди принимаются танцевать. Джим говорит Лоре комплименты и целует ее. Они задевают одну из фигурок, она падает - это стеклянный единорог, и теперь его рог отломан. Повествователь подчеркивает символизм этой утраты - из мифического персонажа единорог превратился в обычную лошадку, одну из многих в коллекции.

Однако, увидев, что Лора очарована им, Джим пугается ее реакции и, торопясь уйти, сообщает девушке прописные истины - что у нее все будет хорошо, нужно лишь поверить в себя и прочее. Опечаленная, обманутая в своих мечтах, девушка дарит ему единорога - на память об этом вечере.

Финал

Появляется Аманда. Весь ее вид излучает уверенность, что жених для Лоры найден, и дело почти на мази. Однако Джим сообщив, что ему нужно спешить, чтобы встретить на вокзале невесту, откланивается. В кратком содержании "Стеклянного зверинца" Уильямса особо отметим способность Аманды сдерживать свои эмоции: улыбаясь, она провожает Джима и закрывает за ним дверь. И лишь после этого дает волю эмоциям и, взбешенная, кидается на сына с упреками, что, мол, к чему же были обед и такие траты, если кандидат занят и т. д. Но и Том взбешен не меньше. Устав беспрестанно слушать упреки матери, он тоже кричит на нее и убегает.

Беззвучно, словно через стекло, зритель видит, как Аманда утешает дочь. В облике матери

Глуповатость исчезает, и появляются достоинство и трагическая красота.

А Лора, взглянув на нее, задувает свечи. Так пьеса окончена.

Эпилог

Приводя краткое содержание пьесы Уильямса "Стеклянный зверинец", необходимо отметить важность заключительной сцены. В ней повествователь сообщает, что вскоре после этого его уволили с работы - за стихотворение, которые он написал на обувной коробке. И Том уехал из Сент-Луиса и пустился в странствия.

При анализе пьесы У. Теннесси "Стеклянный зверинец" стоит отметить, что Том поступает в точности, как его отец. Вот почему в начале пьесы он появляется перед зрителями в форме моряка торгового судна.

И все-таки прошлое в образе сестры преследует его:

О, Лора, Лора, я пытался оставить тебя позади; я верен тебе больше, чем хотел бы!

Его воображение в который раз рисует ему образ сестры, задувающей свечу: "Задуй свои свечи, Лора - и прощай", - с грустью произносит Том.

Мы привели анализ, краткое содержание и отзывы о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса.

Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, – вот что составляет пьесу... Я романтик, неисправимый романтик.

Т. Уильямс

Теннесси Уильямс – крупнейший драматург послевоенной эпохи, одна из наиболее ярких фигур не только американской, но и мировой сцены второй половины минувшего столетия. Художник оригинальной манеры, новатор, он теоретик и практик того, что получило название пластический театр.

Начало: "Битва ангелов"

Настоящее имя драматурга – Томас Ланир. Он взял псевдоним Теннесси, видимо, изменив фамилию английского поэта-викторианца Альфреда Теннисона. Родился Уильямс (1911 – 1983) в маленьком городке Колумбус в южном штате Миссисипи. Семья писателя гордилась аристократическими (мать была аристократкой) "южными" корнями, но обеднела. В семье были сильны ностальгические настроения о былом величии Юга. В дальнейшем мотив несбыточных иллюзий, нереализованной мечты , контрастирующих с грубой прозаической реальностью, во многом определит атмосферу театра Т. Уильямса, художника, созвучного стилистике южной школы.

Литературные склонности проявились у Т. Уильямса рано: первая проба пера относится к 14-летнему возрасту. Он сочинял стихи, прозу. Но слава пришла к Уильямсу, когда ему было уже за тридцать.

В 1929 г. он начал учиться в университете Миссури, затем учеба была прервана по требованию отца службой в должности мелкого клерка в обувной компании. После постылой работы он отдавал вечерние и ночные часы сочинительству. Дебютом драматурга стала пьеса "Битва ангелов " (1940), не имевшая успеха. Но он ие оставил мечту о театре. Несколько лет начинающий литератор вынужден был кочевать по стране, побывал в Чикаго, Нью-Орлеане, Нью- Йорке, Сан-Франциско.

"Стеклянный зверинец": пьеса-воспоминание

Известность началась с триумфальным шествием по сценам мира драмы Уильямса "Стеклянный зверинец" (1944), удостоенной серии престижных наград. Она знаменовала смещение акцентов американской драматургии: в отличие от пьес "красного десятилетия" с их вниманием к социальной проблематике Т. Уильямс погружает зрителя в область тонких душевных движений, сугубо семейных проблем.

Драматург назвал ее пьесой-воспоминанием. Она построена на нюансах, намеках, а это достигается особым оформлением, использованием экрана, музыки и освещения. Ее незамысловатый сюжет: эпизод из жизни обычной, средней американской семьи Уитфилдов. Ее тема: неудачная попытка матери найти дочери жениха. Семья из троих человек: мать Аманда, сын Том и дочь Лаура – живут в скромном доме в Сент-Луисе. События выстроены как цепь воспоминаний Тома, героя-рассказчика. Мать переживает из-за неустроенности дочери: Лаура с детства хромает и носит протез. Отец давно бросил семью.

В обрисовке Аманды Уильямс соединил психологизм с гротеском, тонким юмором. Аманда живет в мире иллюзий. Она вся в прошлом, погружена в то незабываемое время, когда на Юге прошла ее юность. Там ее окружали "настоящие" дамы и кавалеры, поклонники, которые на самом деле – плод ее фантазии. Неисправимая мечтательница, она уверовала в достойные перспективы для своих детей.

Том также из породы фантазеров. Он трудится на обувной фирме, скучая от бездарной работы. Пытается писать, проводит вечера в кинозалах, лелеет мечту стать моряком.

Главное событие в пьесе – визит в дом Джима О"Коннора, приятеля и сослуживца Тома. Его приход – повод Аманде помечтать о матримониальных перспективах Лауры. Отягощенная физической неполноценностью, дочь тоже предается надеждам. Она коллекционирует стеклянных зверюшек. Они – главный художественный символ пьесы: хрупкие фигурки человеческого одиночества и эфемерности жизненных иллюзий. Выясняется, что Лаура была знакома с Джимом в старших классах и что он предмет ее тайных надежд. Джим вежливо доброжелателен. Вдохновленная его обходительностью, Лаура показывает ему свой "зверинец" и любимую игрушку – фигурку единорога. Когда Джим пробует учить Лауру танцевать, они неловко задевают стеклянное изделие. Она падает на пол и разбивается. Джим, желая приободрить Лауру, вспоминает, что в школе ее за непохожесть на других звали Голубой розой. Он называет ее милой и даже пробует поцеловать, но затем, убоявшись собственного порыва, спешит покинуть дом Уингфилдов. Джим объясняет, что не сможет больше приходить, поскольку у него есть девушка. Он помолвлен и собирается на ней жениться.

Матримониальный замысел Аманды терпит фиаско. Мать обрушивает упреки на Тома, пригласившего в качестве гостя "несвободного" мужчину. После резкого объяснения с матерью Том уходит из дома.

"Стеклянный зверинец" – пьеса о человеческом одиночестве, о людях-"беглецах" и несбыточности иллюзий, сталкивающихся с реальностью. Обнажая трогательную беззащитность героев, Уильямс исполнен сочувствия к ним.