Какого отношение автора к поступку наташи. Образ Наташи Ростовой методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

"Сущность ее жизни -любовь", - так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни - измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею -- к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Самостоятельная работа. Используя таблицу, ответить на вопросы.

Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

Танец Наташи во время охоты.

Ошибки, цена испытаний

Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным? Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа – воплощение любви

Что возрождает Наташу к жизни после смерти Андрея Болконского?

Замужество

Какой показана Наташа в эпилоге? Чего добилась в жизни?

Предварительный просмотр:

УРОК

ТЕМА: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

ЦЕЛЬ: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Наташи Ростовой», фрагменты видеофильма.

ХОД УРОКА

Эпиграф Я не жил прежде. Только теперь живу.

Князь Андрей

Эта девушка такое сокровище…Это редкая

Девушка.

Пьер Безухов

1. Орг. Момент

Добрый день, ребята. Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности. Назовите героев романа. (Ребята, называя героев, садятся).

2. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».

Особенности писательской манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал "диалектикой души", имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Словарная работа

Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь. Это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие,карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

хранительницу очага, основу семьи;

высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;

движение души.

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

3. Беседа.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека – героя произведения. Как правило, литературный персонаж имеет несколько прототипов. Совмещая в себе отдельные четы различных лиц, известных автору. Прототипом Наташи Ростовой считаются своячница Л.Н.Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа.

Значение имени Наталия. Наталия означает «родная». Происхождение имени Наталия. Анализ тайны имени Наталия имеет смысл начать с происхождения. История имени Наталия имеет латинские корни, и произошло в первые века христианства от латинского слова Natalis Domini, что означает рождение, Рождество. Существует форма Наталья.

Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.

В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).

Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.

Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.

Что же возрождает Наташу к жизни?

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.

Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А отношение ее к мужу? Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – саамы лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.

В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы).

ВЫВОД: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

4. Самостоятельная работа. Используя таблицу, ответить на вопросы.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАТАШИ РОСТОВОЙ

Первая встреча с Н. Ростовой

«…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…».

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».

Характер Наташи

Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь.

Первый бал Н. Ростовой

«Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …».

«Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью».

«Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты.

«Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … - Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

«Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…»

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа – воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение.

«Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Замужество

«Наташа вышла замуж весной 1813г., и у ней в 1820 г. было уже три дочери и один сын».

Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

Обвиняли Толстого в том, что Наташа Ростова осталась в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Эмансипация – освобождение от зависимости, подчинённости, угнетения, предрассудков.

Задания:

Составить характеристику Наташи Ростовой.

Ответить письменно на один вопрос:

  1. Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
  2. Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?
  3. Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?
  4. Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
  5. Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?
  6. Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?
  7. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

1. Подготовить сообщения « Семейство Болконских», «Семейство Ростовых», «Семейство Курагиных».

2. Подготовиться к тематическому контролю

Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вопросы и задания для исследовательской работы

1. Первое знакомство с Наташей (т. 1 ч. 1 гл. 8, 9, 10, 16).

Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает"некрасивая,но живая", в другой -- "тоненькая, миниатюрная брюнетка", в третьей --"холодная и спокойная"?

Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? ("Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру").

В повести "Детство" Толстой писал: "В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно".Понаблюдайте,как улыбаются героини. Наташа: "смеялась чему-то", "ей все смешно казалось", "расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись", "сквозь слезы смеха", "заливалась своим звонким смехом". Соня: "улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого", "притворную улыбку". Жюли: "вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор". Вера: "Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно". Элен : ". что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо" (т. 1 ч. 3гл. 2).

Итог урока . "Сущность ее жизни -- любовь", -- так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий:от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни -- измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею -- к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

Цель урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Любимые Нелюбимые Сложно определить ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Любимые Нелюбимые Сложно определить Наташа Ростова А. П. Шерер Соня Марья Болконская Элен Курагина Вера Жюли Карагина А. М. Друбецкая Лиза Болконская Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Особенности писательской манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал " диалектикой души", имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека – героя произведения. П рототипом Наташи Ростовой считаются своячница Л.Н.Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ НАТАША Наталия означает « родная ». Имя Наталия имеет латинские корни и произошло в первые века христианства от латинского слова Natalis Domini , что означает «рождение», «Рождество».

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С НАТАШЕЙ РОСТОВОЙ «Она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка ». «Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери … и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка … и остановилась в середине комнаты». Юная Наташа – это «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» - поёт так, что у слушателей «дух захватывает от восхищения».

ПЕРВЫЙ БАЛ НАТАШИ РОСТОВОЙ «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня … Нет, это не может быть,- думала она».

НОЧЬ В ОТРАДНОМ Толстого привлекает распахнутость Наташи в мир природы. Её потрясает красота лунной ночи: «Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» - Ну как можно спать! … Да ты посмотри, что за прелесть! Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало! Соня неохотно что-то отвечала.

НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ НАТАШИ «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала,- эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить (т.2, ч.4 гл.7)»

ОШИБКИ, ЦЕНА ИСПЫТАНИЙ «Погибла я для любви князя Андрея или нет..?» (т.2, ч.5, гл. 10)

НАТАША РОСТОВА – ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ «Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ НАТАШИ « Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!- закричала она (Наташа).- Они остаются!..» (т.3, ч.3, гл.16)

ЗАМУЖЕСТВО «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой) «Наташа вышла замуж весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын».

«Сущность её жизни – любовь. Именно своей молодостью, естественностью она привлекает князя Андрея «вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…»

НАТАША ПЬЕР МАРЬЯ НИКОЛАЙ БОРИС БЕРГ АНАТОЛЬ АНДРЕЙ

Судьба Наташи Ростовой раскрывает взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее её призвание и назначение … в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных уставов, тем светлым и добрым началам, которые ведёт мир к гармонии и красоте.

Толстой ценит и любит в женщине: - хранительницу очага, основу семьи; высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем; - движение души


УРОК---ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ» в 10 классе

района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области

СЕРЕДА Лариса Николаевна

Цель урока : Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Задачи:

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

    Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.

    Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

    Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

    Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. Бетховена.

Эпиграф: Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

I . Оргмомент. Вступительное слово учителя: Мы завершаем работу н ад романом-эпопеей «Война и мир». Толстой писал в те же годы, когда создавалась «Война и мир»: «Цель художника в том, чтобы … заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях» и что… для худож­ника «не может и не должно быть героев, а должны быть лю­ди» . « Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых и будущих»,-- писал русский критик Н. Н. Страхов. Можно совершенно уверенно сказать, что автор гениального произведения русской и мировой литературы, величайший художник слова достиг такой цели. «Война и мир» поражает и будет поражать своей многогранностью, актуальностью и совершенством, а любимые герои романа-эпопеи вошли в жизнь каждого человека, как живые реальные люди, привлекающие своими лучшими душевными качествами. От имени своего великого автора они учат нас « любить жизнь во всех её проявлениях», «жить, верить и любить», стремиться жить по законам «простоты, добра и правды», разбираться в людях. Одной из этих героев является любимая героиня автора «Войны и мира» Наташа Ростова.

Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы сможем отметить. Мы вслед за автором будем анализировать образ этой героини и попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ.Мы увидим отражение этого образа в изобразительном искусстве, искусстве кинематографии, а также в наших сердцах и душах. Две наших художницы будут рисовать Наташу Ростову такой, какой они себе её представляют.

Слайд 1. Тема урока «Образ Наташи Ростовой».

Слайд 2. Цель урока.

Слайд 3 . В искусстве кинематографии образ Наташи Ростовой очень удачно сыграла актриса Людмила Савельева(фото на экране).

Поэтической, преисполненной жизни, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

II . Прежде, чем перейдем к теме, вспомним некоторые теоретические понятия по теме

(литературоведческая лотерея).

художественный мир

исторический персонаж

роман-эпопея
антитеза
композиция

народность

эпилог
литературный образ-персонаж
прототип

III . Итак, Наташа Ростова-литературный образ-персонаж, созданный Толстым в романе-эпопее «Война и мир». А был ли у Наташи прототип?

(Сообщение ученика).

I V . Назовите средства создания литературного образа-персонажа писателем.

Учащиеся называют: портрет, речь, поступки, отношение к людям (родным и чужим), внутренние монологи, характеристики других героев, авторские характеристики, художественные детали, характеризующие героя.

Так какой изобразил Л. Н. Толстой свою любимую героиню?

V . Проблемный анализ эпизода. Слайд 4 .

Сообщение учащихся (работа в паре):

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения семьи Ростовых.

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Учащиеся анализируют эпизоды, описывающие Наташу-девочку и Наташу-подростка (первое появление, отношение к родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, доброты и бескорыстия, от любви ко всем людям, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, все люди кажутся ей добрыми и милыми, потому что такова она сама. Слайд 5.

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты, открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было. Именно поэтому Денисов называет её волшебницей.

VI . Наташа не перестаёт удивлять читателя на протяжении всего романа своими душевными качествами, своим восприятием жизни.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

Слайд 6. Индивидуальная работа. (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира, умение видеть в обыденных событиях возвышенность и неповторимость мгновения.

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

VII . Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её внутреннего мира.

Слайды 7, 8, 9. Первый бал Наташи Ростовой. Устное словесное рисование. Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и светящаяся изнутри душевная красота, притягательность и прелесть, что каждый чувствующий это, замечал и тянулся к ней. То же произошло с князем Андреем Болконским.

-- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её ? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

VIII .Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из них-близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у дядюшки. Слайд 10.

Опыт проблемного анализа эпизодов. Сцены охоты, в гостях у дядюшки и святки.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого. Она живёт свободно и раскованно, однако все её поступки согреты изнутри скрытой теплотой нравственного чувства, которое она впитала из русской атмосферы ростовского дома. Народное в Наташе превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские….» Толстой пишет, что его героиня-дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком русском человеке».

Одним из средств создания художественного образа являются характеристики других героев. Слайд 11. Такой была Наташа в глазах общавшихся с ней людей.

Стремясь к объективности и правдивости, Толстой показывает Наташу в таких жизненных ситуациях, когда проявляется её яркая индивидуальность и неповторимость, она ведёт себя не всегда правильно и рационально, совершает ошибки, но в этом и проявляется справедливость и проницательность автора.

IX . Слайд 12. Наташа и Анатоль Курагин. Комментарий эпизода учеником.

Во всех своих поступках Наташа безотчётно следует законам простоты, добра и правды. Однако Толстой показывает и внутренний драматизм той человечности, которую несёт в себе жизнелюбивая и непосредственная героиня.

Почему же Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться.

X . Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем Курагиным?» (Учащиеся выражают свои мнения).

XI . Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев Толстого. Не является исключением и Наташа.

Наташа в дни событий войны 1812 года. Слайд 13. Эпизод с ранеными.

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.) XII . В эти трагические дни в облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

Слайд 14 . Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником.

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским, с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство героини, её дар любви к людям. Слайд 15.

Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

XIII . Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? Слайд 16. Опыт проблемного анализа. (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи . “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

XIV . Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой. Сейчас проведём конкурс «Вспомни эпизод». Вы увидите иллюстрацию и должны определить, к какому она эпизоду относится.

XV. ОБОБЩЕНИЕ. Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель. Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость, доброта, жизнелюбие, целостность, гармоничность внешнего и внутреннего, талант любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию, душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство красоты, поэтичность, любовь к природе, возвышенность, обаяние, скромность, благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.

--Каково значение этого образа?

XVI .«Трибуна собственного мнения»:

    «Какой я увидел героиню Толстого? Есть ли сейчас Наташи Ростовы?»

    Представление портретных зарисовок художников и комментарий.

XVII . Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир», охватывает все этапы её духовного развития от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи-это художественное открытие писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство, ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

XVIII . Подведение итогов. Выставление оценок.

Кто на что сработал сегодня? Оцените свою работу.

XIX . Домашнее задание. 1. Сопоставительная характеристика Наташи Ростовой и Марьи Болконской.(1 гр.) Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и мир».(2 гр.).

Заключительный аккорд: (ученик читает).

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

В чём различие отношения Андрея Болконского (да и других Болконских) и Пьера Безухова к поступку Наташи Ростовой?

Неопытная, наивная, доверчивая Наташа Ростова, не подозревавшая в Анатоле Курагине коварства, подлости и эгоизма, совершила нравственную ошибку. Она отказала Андрею Болконскому в письме, решив, что любит Курагина. Как отнеслись к этому Болконские? Старый Болконский был этому рад и внутренне торжествовал, ведь он был против брака сына на младшей Ростовой, считая её невыгодной партией для сына и неподходящей кандидатурой на роль мачехи, он презирал девушку, считая её ничтожной. Князь Андрей был уязвлён в самое сердце, но внешне этого не показывал, он чувствовал оскорблённое самолюбие и презрение к девушке, не желая её прощать, говоря Пьеру, что он не собирается идти «по следам этого господина», говоря об Анатоле Курагине, которого ненавидел. Княжна Марья не поняла Наташу и не полюбила её.

Внешне она выражала сочувствие брату, но в глубине души была рада тому, что её брат не женился на «маленькой Ростовой». Пьер испытывал сожаление и сочувствие, он не мог поверить, что в отношениях его друга и Наташи всё закончено, что Болконский не может простить Наташу.

Обновлено: 2018-07-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Олицетворение женственности

Начиная читать известное произведение, мы понимаем, что Наташа Ростова является любимой героиней Толстого в романе «Война и мир». Он выделяет её среди всех героев, посвящает жизни девушки целые главы, описывает с особенно тёплым чувством внешность, переживания, поступки. Наташа Ростова для писателя олицетворение женственности. В её образе воплощены идеи автора по поводу главного предназначения женщины, как матери и жены.

Главная героиня не идеальна. Характер Наташи сложный, изменчивый и противоречивый. Любимица Толстого, как и каждый человек, имеет свои достоинства и недостатки. Но есть в ней что-то такое хорошее и настоящее, что притягивает внимание читателя, заставляет сопереживать, вызывает симпатию.

Первая встреча с героиней

Знакомство с любимой героиней Толстого в романе Наташей мы начинаем с юного возраста. В этот период ребёнок ещё не сформировался окончательно. Писатель даёт возможность проследить весь путь развития своей героини. Мы видим её девочкой четырнадцати лет «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой» в окружении близких и родных людей. В гостеприимном доме Ростовых царит атмосфера искренности, любви и взаимного уважения. Всё, что происходит в душе ребёнка, находит отклик в сердце родителей.

Первая любовь

Первый бал Наташи Ростовой – важная веха на её жизненном пути. Готовясь к празднику, Наташа представляет себя светской дамой. Но переступив порог залы, утонув в сиянии огней, растворившись в звуках вальса, она забывает о своих планах. Юная девушка не умеет скрывать своих эмоций, именно этим выделяется на фоне присутствующих и привлекает внимание князя Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой соединяет дорогих ему персонажей. Между такими разными Наташей и Андреем возникает глубокое искреннее чувство. Внезапно вспыхнувшая любовь делает героиню взрослее и серьёзнее. Присутствие близкого человека жизненно необходимо Наташе, поэтому странное решение Болконского отложить свадьбу становится для неё большим испытанием. Увлечение героини развратным Анатолем Курагиным можно объяснить её наивной доверчивостью и неискушённостью в отношениях с мужчиной. Первая встреча с подлостью нанесла Наташе глубокую рану и погубила любовь. Трудно осуждать девушку за этот легкомысленный поступок. Ведь любовь – основа её существа. Она постоянно находится в поиске, постоянно в кого-то влюблена. В детстве увлекается Борисом Друбецким, потом учителем пения, героическим другом брата Василием Денисовым. Ей необходимо постоянно чувствовать на себе восхищённые взгляды, принимать знаки внимания. Такова женская сущность романтичной Наташи. Умный и рассудительный Андрей Болконский не сумел до конца понять влюбчивую и ранимую натуру своей невесты. Настоящую преданную любовь героиня обретёт гораздо позже. Её счастливым избранником станет добрый Пьер Безухов.

Дорогие автору черты

Наташа Ростова – любимая героиня Толстого натура глубокая и художественно одарённая. Писатель любуется ею во время бала, восхищается пением. Музыка играет большую роль в жизни девушки, помогает пережить самые тяжёлые минуты, спасает от отчаяния. Музыка во всех своих проявлениях находит отклик в душе героини. Она великолепно исполняет классические произведения и приходит в искренний восторг от простых народных напевов. Старательно обучается бальным танцам и, не задумываясь, пускается в пляс под гитару своего дядюшки. Наташа «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Автор наделяет свою героиню чертами, которые близки и дороги ему самому. Наташа любит природу и умеет замечать красоту и неповторимость окружающего мира. Лунная ночь в Отрадном вызывает восхищение. «Ах, какая прелесть! Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы. Вот так!» – восклицает Наташа.

Она близка к простому народу. Искренне радуется святкам и ряженым, с удовольствием катается на санях, принимает участие в святочных гаданиях. Её любят и слушаются все без исключения слуги, живущие в доме Ростовых.

Детская непосредственность и искренность отличают Наташу Ростову от других действующих лиц романа. Она живет по велению сердца. Наташа, не стесняясь, хлопает в ладоши и дёргает почтенных гостей при виде пляшущего отца, громко визжит на охоте, выражая свои эмоции от удачного гона. В ней нет большого ума, светского лоска и заученных манер. «Она не удостаивает быть умной. Да нет, она просто обворожительна, и больше ничего…», – даёт характеристику Наташе Пьер Безухов. И читатель вместе с автором любуется этой героиней.

Взбалмошная и легкомысленная Наташа Ростова способна на сильные чувства и решительные поступки. Больная она проводит несколько суток около страдающей матери, самоотверженно ухаживает за умирающим Андреем Болконским, спасает раненых, жертвуя своим приданым. Она не думает, не рассуждает, а просто поступает так, как подсказывает внутренний голос, чувство сострадания или любовь к родным людям.

Преображение Наташи Ростовой

В эпилоге романа мы вдруг открываем для себя совершенно новую Наташу Ростову. Писатель намеренно лишает свою героиню внешнего очарования. В ней не осталась и тени былого кокетства, желания обольщать и очаровывать мужчин. Перед нами располневшая женщина, которую мало беспокоит забота о своём внешнем виде. Зато её окружают близкие люди: любимый муж, дети, пожилая графиня Ростова. Она не выезжает на балы, не посещает светские салоны. Всё своё время Наташа посвящает своей семье. Она счастлива и спокойна. Прежнюю «чаровницу» можно узнать по излучающим свет и любовь глазам, когда она видит любимого Пьера или обожаемых детей. «Эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту-то душу её, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней…», – говорит о своей жене Пьер Безухов.

В сочинении на тему «Любимая героиня Толстого в романе «Война и мир» я попыталась дать характеристику Наташе Ростовой. Именно она, по мнению писателя, является идеалом женщины, счастье которой состоит в семье и детях.

Тест по произведению

Разделы: Литература

Цели урока:

Обучающая:

  • Проверить знания учащихся фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
  • Формировать умение ценить прекрасное.

Развивающая:

    азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Умение выделять главное из второстепенного.
  • Развивать культуру общения.
  • Развивать интерес к театральному искусству.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, стенд “Толстой – это целый мир”, иллюстрации Д.Шмаринова, учащихся; аудиозаписи оперы

С. Прокофьева “Война и мир”, Л.В.Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

Урок начинается с чтения наизусть сонета № 130 Вильяма Шекспира. (Читает ученик под музыку Л.В.Бетховена)

Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк,
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней современных линий,
Особенного света на челе…

Это сонет великого Шекспира. Его называли певцом любви. Но не с меньшим основанием можно и Льва Толстого назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке вместе с автором “Войны и мира” мы отправимся в Москву, заглянем в гости к дядюшке, побываем на именинах у Ростовых, в вихре вальса закружимся на первом балу, испытаем тяготы и невзгоды военного времени 1812 года. И это всё мы увидим глазами любимой героини Л. Толстого – Наташи Ростовой.

“Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Тема урока: Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.

Прежде, чем перейдем к теме, проведем литературоведческую разминку:

роман-эпопея
антитеза
композиция
прототип
народность
конфликт
эпилог
прекрасное в искусстве
безобразное в искусстве

А что же означает имя Наташа? (На факультативе мы не раз проводили исследовательскую работу).

В книге Г. Успенского “Ты и твоё имя” мы читаем: “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)”.

А кто же послужил прототипом для Наташи Ростовой? (сообщение

учащихся).

Используя алгоритм “Образ героя в литературном произведении”, мы видим, что изучение литературного героя начинается с портретной характеристики:

    1. Имя героя (“говорящие фамилии”)
    2. Возможный прототип героя
    3. Портретная характеристика:
    4. Цельность портрета или противоречивость;
      -типологизм портрета;
      -социальный портрет;

    5. Самохарактеристика героя
    6. Авторская характеристика героя
    7. Характеристика другими персонажами
    8. Художественные детали, характеризующие героя литературного произведения
    9. Речевые особенности персонажа
    10. Пейзаж (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя)
    11. Значение образа для раскрытия идеи и проблематики произведения

Вспомните, какой предстает перед нами Наташа-девочка? Зачитайте, пожалуйста. (“Бег… Несколько мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула”, - и вот она: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…”).

Лев Толстой неисчерпаем. Многие художники иллюстрировали произведения великого мастера. Назовите, пожалуйста, кто из великих живописцев обращался к произведениям Толстого? (А.Н.Николаев, Н.Ге, Д.Кардовский, М.С.Башилов, И.Репин, Л.О.Пастернак, И.Н.Крамской, В.А.Серов, П.М.Боклевский).

Сегодня мы обратимся к творчеству Дементия Алексеевича Шмаринова, народному художнику, которому удалось в своих иллюстрациях раскрыть образы бессмертной эпопеи Л.Н. Толстого, исторически верно воссоздать колорит эпохи. (Сообщение учащихся).

Один из самых поэтических образов русской литературы – образ Наташи Ростовой – также воссоздан Д.А.Шмариновым с большим мастерством. Д.А.Шмаринов иллюстрирует образ любимой героини Толстого в отдельных портретах и в жанровых сценах, выделяя на первый план не обстановку, а внутренний мир героини.

Вот групповой портрет: молодежь дома Ростовых выбегает из задних комнат в гостиную. (Рисунок1) Остановимся только на портрете Наташи, чтобы показать эволюцию характера героини.

Посмотрите внимательно на рисунок, в рисунке есть небольшое отступление от текста. Какое? Назовите, пожалуйста. (Нет куклы Мими ).

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Л.Н. Толстой беспощадно подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

Обратимся к портрету художника Д.А.Шмаринова. (Рисунок 2)

Наташа изображена сидящей на окне в лунную ночь в Отрадном. Она смотрит в сад, освещенной луной. На лице её застыла улыбка счастья, она мечтает. Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе.

Литературовед и педагог Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе

Л.Н. Толстого “По страницам “Войны и мира”, заканчивает её так: “И снова я открываю “Войну и мир” - и перечитываю много раз читанные страницы… Но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова…”

Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном. (Инсценировка). (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3)

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Почему же тогда Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

“Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться. На вопрос матери: “Что ты ходишь как бесприютная?” Наташа, блестя глазами и не улыбаясь, сказала: “Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо”. При этом голос её оборвался, слезы брызнули из глаз”.

Как всегда у Л. Толстого, подлинным зеркалом души его героев служат глаза. Именно глаза Наташи сделали её неузнаваемой.

Русский композитор Сергей Прокофьев создал оперу “Война и мир”. Сейчас прозвучит фрагмент из этой оперы. Ваша задача - записать, какой предстает перед нами в любви Наташа Ростова. (Нежной, взволнованной, мечтательной, бурной, страстной, неудержимой) . Этот материал вы сможете использовать в сочинении.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Всегда ли Наташа была такой? Назовите, пожалуйста, эпизоды из жизни Наташи Ростовой, где мы видим другую Наташу? (Смерть Андрея, гибель брата Пети, война 1812 года) . Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

Иллюстрируя III том романа, Д. Шмаринов раскрывает образ Наташи на фоне грозных событий Отечественной войны. В облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. В рисунке “Наташа пускает раненых во двор своего дома” героиня показана в новой обстановке. Иными стали глаза Наташи: если раньше мы видели в них детский задор и оживление, а в сцене в Лунную ночь в Отрадном мечтательность, то теперь они полны боли и сострадания. Наташа смотрит, как одна за другой въезжают телеги с ранеными во двор. Создается впечатление непрерывного движения. (Рисунок 3)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.)

Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3 – год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже… И материалы, из которых построено это счастье самые некрасивые – дети, которые кричат и мараются; жена, которая кормит одного, водит другого…”. У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (Ограничены взгляды на роль женщины в обществе, но эпоха большего не давала).

Перед вами опорный конспект. Озвучить его.

В центре сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое нездоровое отталкивает к берегу: Берга сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречен … Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки - и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми… Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает её найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

А что такое любовь? Как вы понимаете значение этого слова? Дома я попросила вас найти значение этого слова в словарях. Зачитайте, пожалуйста.

На доске записаны цитаты, прочитайте, пожалуйста, ту цитату, которая послужит эпиграфом к уроку

  • Сущность её жизни – любовь.

Л.Н. Толстой

  • Эта девушка такое сокровище…

Это редкая девушка.

  • Все любовались ею…

Л.Н. Толстой

  • У неё и характер плохой, и ума нет, и эдакое…

Домашнее задание: написать письмо

“Ах, Наташа Ростова, Наташа Ростова…”

Итоги урока.

  • Почему Наташа Ростова нравится сегодня?
  • Почему её любят сегодня?
  • Почему образ Наташи Ростовой является классическим?
  • Есть ли сегодня Наташи Ростовы?

На фоне музыки Л.В.Бетховена “Лунная соната” звучит заключительное слово учителя.

Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек! Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, не отцветающей связью рода человеческого остается любовь! И, собственно, когда человек умеет любить по-человечески, он и Человек!

Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо, способное стать Человеком, но ещё не ставшее таковым.

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.