Социальный вывод о произведении бесприданница. Анализ «Бесприданница» Островский

Пьеса «Бесприданница» относится к числу психологических драм, к которым Островский обратился в 1870-е годы. Она несколько выбивается из общего контекста драматургии автора, наряду с социальными, в ней звучат психологические вопросы. После того как мы проведем краткий анализ пьесы "Бесприданница", станут более явны те акценты, которые Островский расставил в произведении, а также будет ясна задумка автора.

Социально-психологическая проблематика пьесы «Бесприданница»

Бесприданница – это девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Этим определяется основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, их взгляд на жизнь и во многом характер. Так, в начале пьесы два успешных купца Кнуров и Вожеватов рассуждают о всевластии капитала.

Начнем мы анализ пьесы "Бесприданница" именно с этой мысли. Они всё привыкли мерить деньгами. Примечательно, что на реплику Кнурова о том, как хорошо было бы «прокатиться» с Ларисой в Париж, да недолго в неё и влюбиться, Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть», «я… лишнего не передам». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Этим определяется отношение людей друг к другу. Паратов вызывает всеобщее уважение тем, что сорит деньгами. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, привечает богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в доме у неё «базар», «табор». Карандышев завидует более обеспеченным людям, что обостряет его болезненное самолюбие.

В этом мире всё продаётся и покупается. Проводя анализ пьесы "Бесприданница", отметьте это. Паратов рассказывает, что «женится на миллионе», совсем не испытывая чувств к невесте. В финале Лариса, узнав, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому она достанется, с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек».

Но в не менее важен и психологический конфликт. Он определяется противоречием между миром капитала, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, хитрить, заманивая женихов. Она верит в чувства Паратова, понимая только в конце, что он её обманул. Не сразу осознаёт, насколько мелок и ничтожен Карандышев. Противоречия между внутренними стремлениями и реальностью приводят к драматической развязке.

Анализ пьесы «Бесприданница» - система образов

Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов - «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы "Бесприданница" им это счастья не приносит.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы "Бесприданница" Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте

Психологическая драма Островского «Бесприданница» так же, как и пьеса «Гроза», принадлежит к числу драматургических шедевров Островского. Она отличается остротой общественной проблематики, колоритностью и яркостью характеров, утонченным психологизмом, редчайшим по своей выразительности сплетением социального и индивидуально-личного.

Почти двадцать лет отделяют «Бесприданницу» (1978) от «Грозы» (1859). Интенсивные перемены в русской жизни привели к усилению капитализации, «торжеству буржуазии». Действие пьесы происходит в приволжском городе Бряхимове в «настоящие дни» (то есть в конце 70-х годов XIX века). Герои пьесы — европеизированные купцы, которые, по выражению одного из слуг, разговаривать ездят «в Москву, в Петербург да за границу».

Сквозным в пьесе, во многом определяющим ее конфликт является мотив всевластия капитала. Значительную часть экспозиции драмы «Бесприданница», анализ которой нас интересует, занимает диалог миллионщика Кнурова с представителем богатой торговой фирмы Вожеватовым. У обоих купцов, как и у большинства персонажей Островского, значимые фамилии: «кнур» — боров, кабан, «вожеватый» — вежливый, обходительный. Купцы обсуждают сенсационную новость: согласие первой красавицы города, обаятельной и артистичной Ларисы Огудаловой, на брак с бедным чиновником Карандышевым, который в глазах преуспевающих торговцев совершенно ничтожен. «Ну, что такое Карандышев!» — презрительно заявляет Кнуров (д. 1, явл. 2).

Из диалога купцов мы узнаем об отношениях Ларисы с любимым ею Паратовым, который, по словам Вожеватова, «женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда» (д. 1, явл. 2). Лариса в безвыходном положении, она бесприданница, и это главная причина ее личных несчастий. Собеседники оценивают и собственные шансы в соперничестве за Ларису. Борьба за нее, ведущаяся чуть ли не по законам биржевой игры, открывает в каждом из соперников всю безмерность их личных амбиций, стремление утвердиться в роли «героя дня». О чем бы ни заговорили купцы, даже о самом личном, сокровенном,— везде на первом месте мотив купли-продажи.

Каждый из персонажей пьесы «Бесприданница» (Островский), анализ которой нас интересует, сообразно своим представлениям стремится к овладению «искусством жизни». Среди иерархии жизненных ценностей купцов и дворян на первый план выходят богатство, роскошь, изысканные удовольствия. Кнуров, имеющий громадное состояние, ведет себя как человек, для которого «невозможного мало». «С шиком живет Паратов» — так оценивают купцы стиль жизни «блестящего барина». «Любит и сама пожить весело»,— говорит о матери героини Харите Игнатьевне Огудаловой завсегдатай ее дома молодой, удачливый Вася Вожеватов. Бедный чиновник Карандышев, «человек самолюбивый и завистливый», стремясь к успеху и комфорту, предстает пародийным двойником Паратова. Карандышев не может усвоить чуждый, неорганичный для него стиль поведения и сбивается. По удачному выражению А. И. Журавлевой, он не может «попасть в образ». И только душевно утонченная Лариса как бы существует «над бытом», жаждет одухотворенной и нравственной жизни, мечтает о возвышенно романтических отношениях. Естественно, что при столь разных представлениях о жизни они с Карандышевым говорят на разных языках.

Закономерно возникает вопрос: искренен ли Карандышев в своем чувстве к Ларисе? Без сомнения, этот мелкий чиновник с большими амбициями по-своему любит ее. Но это чувство неотделимо у него от надрывной амбиции, желания повеличаться, предъявить соперникам свой «капитал». М. В. Отрадин верно замечает, что отношения Ларисы и Карандышева «сразу проявляются как взаимные претензии». Карандышев, едва став женихом, начинает с обвинений, ведет себя неблагородно, напоминает своей невесте о жизни «в таборе». Лариса отвечает ему с уничтожающей, беспощадной откровенностью: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей, разве я пошла бы за вас?» (д. 1, явл. 4). Романтически настроенная Лариса не скрывает от Карандышева, что ее идеалом мужчины является Сергей Сергеич Паратов. Она воспринимает Паратова в ореоле высоких романсовых ассоциаций (М. В. Отрадин), видит в нем смелого, щедрого, во всем исключительного человека. Согласившись на брак с Карандышевым, Лариса изменяет своим представлениям о любви и подлинном счастье. Однако согласие Ларисы на брак с нелюбимым человеком допускает разные толкования. Потеряв, казалось бы, обретенное счастье (Паратов уехал и забыл о Ларисе), она не утрачивает надежды на достойную и нравственную жизнь. И именно поэтому выбирает путь брака. «Хоть за Карандышева, да замуж»,— не без досады говорит Вожеватов. Примечательно, что мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, гораздо менее разборчива в средствах достижения жизненного благополучия. Она не исключает «теплого участия» в жизни дочери богатого человека, о чем свидетельствует ее разговор с Кнуровым. «Хорошо, как найдется это участие»,— соглашается она с Кнуровым (д. 2, явл. 2). В глазах старшей Огудаловой дочь — товар, поэтому замужество Ларисы или «покровительство» участливого богача для нее — матери — стоят друг друга.

Главным событием в первом действии становится возвращение в Бряхимов Паратова. Его приезд важен не только для влиятельных лиц города. Ему рады и трактирные слуги, и цыгане. Паратов — всеобщий любимец. Когда он рассказывает о механике с «Ласточки»: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то» (д. 1, явл. 6),— читатель (зритель) вправе ожидать, что сам Паратов — истинно русский человек с широкой душой. Паратов и стремится к тому, чтобы его именно так воспринимали. Но здесь же открывается, что ему нетрудно найти с купцами общий язык: «У меня, Мокий Парменыч,— обращается он к Кнурову,— ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» (д. 1, явл. 6). За этим весьма откровенным самопризнанием следует сообщение о женитьбе на девушке с очень богатым приданым. Островский показывает, что в русском обществе идет процесс стирания различий между сословиями. Большой барин рассуждает и поступает вполне по-купечески. То обстоятельство, что Паратов с его образованностью и умом, способностью чувствовать прекрасное служит тем же идолам, что и купцы, драматически заостряет конфликт, неотвратимо приближает катастрофу.

Примечательно, что по сравнению с сильными мира сего комический актер Аркадий Счастливцев (в сюжете его роль второстепенна) предстает более естественным человеком. Его реакции на мир более непосредственны, но это лишь усугубляет его положение шута, с которым «отводят душу» просвещенные российские самодуры новейшей формации. В сходном шутовском положении оказывается и жених Ларисы, которому соперничающие мужчины постоянно пытаются указать его истинное место. С Робинзоном соотносится и сама Лариса, на которую «медичисы» смотрят как на вещь.

Во время встречи с Ларисой (д. 2, явл. 8) Паратов ведет себя как режиссер и как актер одновременно. Его обращение к шекспировскому Гамлету может быть объяснено стремлением к игре, смене ролей, масок. Паратов — крайне эгоцентричный человек, привыкший первенствовать во всем и, прежде всего, в любви. Его мужскому самолюбию льстит, что Лариса по-прежнему во власти страстных чувств. Несомненно, он принадлежит к «хищному» типу героев («паратый» — сильный, хищный зверь). В ответ на просьбу Ларисы не злоупотреблять ее откровенностью Паратов лицемерно заявляет: «Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня — дело священное» (д. 2, явл. 8). Истинность этих слов опровергается всем последующим его поведением, всем ходом событий. Для него брак — выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе, и возможную перспективу счастья с ней за крупное приданное нелюбимой столичной невесты.

Без преувеличения можно сказать, что самолюбие— тот «архимедов рычаг», которым движется действие. «Все себя любят»,— с горечью говорит Лариса.

Карандышев, затевая званый обед, лелеет тайное желание посмеяться над богатыми «фанфаронами» и отомстить им. На обеде он поднимает тост за свою невесту Ларису — и произносит похвальное слово себе. Карандышев ощущает себя в зените величия, а его гости видят только, как он смешон. В борьбе амбиций побеждают сильные и преуспевающие. Паратов, издеваясь над хозяином обеда, добивается своей цели: в глазах Ларисы Карандышев унижен, а следовательно, уничтожен. Лариса освобождается от внутренних обязательств перед женихом.

Не задумывается и Карандышев о том, что для Ларисы брак с ним — компромисс, что в семье она надеется найти уединение и покой. Для него породниться с дворянской семьей Огудаловых, заполучить красавицу-жену — «сыграть на повышение». Поэтому он мечтает о парадной пышной свадьбе, которая претит Ларисе.

В центре драмы судьба обаятельной и талантливой бесприданницы, вокруг которой ведется откровенный и циничный торг. В процессе развития действия «пытка чувств» (термин Б. Эйхенбаума) героини максимально затягивается. Паратов, решивший уничтожить Карандышева, не задумывается над тем, какую боль он причинит Ларисе.

Доминирующие мотивы пьесы образуются и поддерживаются музыкальной романсной стихией. Лариса поет романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В этой элегии господствуют разочарование, усталость души, неспособность к обольщениям любви. Романс можно рассматривать как ключ к драме героини. Пение Ларисы — голос исстрадавшейся души. Девушка пьесы, испытывая высокое романтическое чувство к Паратову, пыталась, но не смогла смириться с ролью невесты нелюбимого человека, которого ее мать придерживала в доме «на всякий случай».

В анализируемой пьесе «Бесприданница» Островского, как и в романсах, немало внутренних парадоксов. Страдания Ларисы, казалось бы, дошли до последней черты. И вдруг она услышала в словах восхищенного Паратова то, что ждала и хотела услышать, по-своему восприняла и истолковала его зыбкие, но страстные признания. Ее душа мгновенно отзывается на влюбленный, взволнованный голос любимого. Жить для Ларисы и значит любить. Поэтому она не задумываясь соглашается ехать за Волгу с человеком, в котором уже было разуверилась (д. 3, явл. 12). Реплика Паратова — «Она поедет»,— адресованная Кнурову и Вожеватову, как бы перечеркивает всю предыдущую ситуацию (сватовство Карандышева, согласие на брак Ларисы). Паратов всегда ощущает себя хозяином положения.

Для Карандышева бегство гостей и невесты — страшный удар. Его монолог: «Да, это смешно... Я смешной человек...» (д. 3, явл. 14) — полон патетических интонаций. И читатель (зритель) — едва ли не впервые — начинает сочувствовать ему. Психологическая характеристика этого персонажа заметно усложняется, его положение драматизируется. Карандышев собирается мстить своим оскорбителям, и этот бунт против них: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого» (д. 3, явл. 14) — совершенно естествен.

В «Бесприданнице» Островского значительное место отведено мотиву игры, многогранно развернутому автором и в действии пьесы, и в характерах, и в отношениях персонажей. Это и злая шутка с актером Счастливцевым, которого Паратов выдает за иностранца Робинзона и обещает отправить в Париж. Но и «Париж», куда попадает Счастливцев, — бряхимовский ресторан. Это и игра чувств и самолюбий центральных героев.

Это и одна из форм воплощения конфликта. Во втором действии Паратов беседует с матерью Ларисы. Он игриво замечает: «Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!» (явл. 7). На самом деле он далек от джентльменства: благородный лоск — его маска, а за ней — натура и интересы дельца. Харита Игнатьевна пытается раскрыть игру Паратова, обнаружить его тайные намерения: «Понимаю: выгодно жениться хотите?» Женитьба на бесприданнице Ларисе для Паратова невозможна — это игра, не стоящая свеч: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,— вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл было дурака» (д. 1, явл. 7). Да и сами отношения с Ларисой, пробуждающие в Паратове азарт игрока, — жестокая, опасная игра, вполне осознанный риск: «Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью» (д. 3, явл. 12). В сцене узнавания витиеватые речи Паратова расцениваются Ларисой как игра в слова: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите!..» (д. 4, явл. 7). Понятие «игра» реализуется в пьесе и в метафорическом смысле: «жизнь — игра». «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать» (д. 3, явл. 12). Последнее действие начинается сценой карточной игры, а за ней следует эпизод розыгрыша Ларисы в орлянку, где Кнуров и Вожеватов полагаются на волю случая.

«Жестокая игра» Паратова и Ларисы закончилась тем, что героине открывается наконец истинный Паратов, для которого расчет и выгода превыше всего. Разочарование в любимом для Ларисы равносильно потере смысла жизни. Страдая от предательства Паратова, бесприданница ни в ком не находит сочувствия, даже в друге детства, Вожеватове. Последний диалог в пьесе, Ларисы и Карандышева, идет на сильных эмоциональных перепадах. Убийственное слово «вещь», которое находит для бывшей невесты Карандышев, становится одним из лейтмотивов этого последнего разговора. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— говорит Карандышев (д. 4, явл. 11). Но далее, потрясенный намерением Ларисы пойти к Кнурову, он смягчается: «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». Карандышев умоляет осчастливить его, признается в любви. И затем — в ответ на категорический отказ и презрение Ларисы — следует новый эмоциональный перепад: «Так не доставайся ж ты никому!» Бывший жених Ларисы, решивший защищать ее и мстить за нее (один из всех и один против всех), не удерживается на этой высоте и убивает свою возлюбленную, подтверждая взгляд на нее как на вещь (Б. О. Костелянец).

Лариса расценивает выстрел Карандышева как благодеяние. В ней нет цельности Катерины, поэтому Лариса оказалась на грани компромисса и нравственного падения, хотя в ней жива страстная мечта о чистоте и красоте человеческих отношений. Смерть позволяет ей сохранить цельность и высоту, не утратить собственного достоинства. Но, как подчеркивает А. И. Журавлева, «чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя».

Смысл названия пьесы «Бесприданница», анализ которой мы провели, ориентирован не только на социально-бытовой, но и на нравственно-психологический конфликт. «Катерину бесприданницей не назовешь. Она богата: за нею мощь традиции, сила народного мировосприятия и народной поэзии. Лариса прекрасна, но она сама по себе»,— справедливо заметил Н. Н. Скатов. Героини двух драматургических шедевров Островского предстают индивидуально-неповторимыми и относятся к самым обаятельным женским образам русской и мировой литературы.

Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1874-1878 годы.

История создания – За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.

Тема - Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.

Композиция – Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт - экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт - развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт - кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт - развязка (смерть Ларисы).

Жанр – Пьеса. Социально-психологическая драма.

Направление – Реализм.

История написания

В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.

Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.

Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».

Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.

И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.

Тема

Суть драмы Островского полностью отражает смысл названия – «Бесприданница». Раньше так называли бедных девушек, у которых за душой не было ни гроша. Положение их было весьма унизительным и тяжелым - редко кто хотел создавать семью с иждивенкой, которую всю жизнь необходимо было полностью содержать. Лишь красота, воспитание и внутренние качества могли привлечь внимание достойного жениха, готового закрыть глаза на отсутствие приданого у невесты.

Таким образом, автор рисует одну из серьезных проблем общества, в котором человек предстает товаром, который можно купить или продать. Мало кого интересуют личность человека, его душевные переживания, поскольку каждый преследует одну лишь цель - не продешевить.

Лариса Огудалова - тонко чувствующая, добрая и ранимая девушка, настоящая красавица, которая, все же обладает одним существенным недостатком - отсутствием приданого. Смысл своей жизни они видит в поиске настоящей любви, и вскоре находит ее в лице Сергея Паратова. Его образ она видит в некоем ореоле, наделяя его несуществующими на деле достоинствами.

Однако вскоре романтический флер спадает с глаз героини, и она здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Люди, окружающие ее, в том числе и родная мать, видят в ней лишь роскошную забаву, дорогую игрушку, которой можно похвастать в обществе. Даже в близком окружении никто не стремится заглянуть в ее душу, проявить к ней искреннее участие.

Лариса приходит к печальному выводу, что она - вещь, которую следует продать подороже. Столкновение чистой души с порочным материальным миром неизменно приводит к трагической развязке - гибели главной героини. Однако в своей смерти Лариса находит отраду, поскольку та дарит ей долгожданную свободу.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт - кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт - развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Главные герои

Жанр

Пьеса «Бесприданница» полностью соответствует жанру драмы, поскольку в ней представлена непростая судьба главной героини, вынужденной жить в постоянном конфликте своей души и общества.

Цель социально-психологической драмы, к коей и принадлежит «Бесприданница» – раскрыть читателю все тяготы, с которой вынуждена сталкиваться личность в чуждой ей среде. Как правило, главных героев драмы ожидают внутренние противоречия, духовные страдания, и в итоге - трагическая судьба. Но, вместе с тем, драма в полной мере отражает реалии окружающей жизни, заставляя задуматься о многих важных проблемах, царящих в любом обществе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 708.

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Персонажи “Бесприданницы” - представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н. Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И. Журавлевой, “основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника - через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий” .

Мы ставим своей задачей сначала выявить установки персонажей “Бесприданницы”. Речь пойдет об этикете, о жестах, игровых и смеховых формах созидания характеров персонажей.

Установки в действиях тех из них, кто окружает Ларису Огудалову, едины в своей исходной точке. Каждый исполнен самолюбивых амбиций, жажды “повеличаться”, покрасоваться в избранном обществе. Соблазнительна сама мысль стать “притчей на устах у всех”. Сфера ценностей, признаваемых этим кругом общества, объемно выражена в словах Кнурова о Карандышеве: “Пожалуй, со своей точки зрения, он не глуп. Что он такое? Кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество”. Подняться на более высокую, а значит, и более заметную ступеньку, удержаться на ней - едва ли не единственная цель “героев” “Бесприданницы”. Для того чтобы “состояться” в обществе, все настойчиво ищут подобающий внешний облик.

Персонажи, озабоченные своим престижем, - Кнуров, Вожеватов, Огудалова, Паратов, Карандышев - неизменно следуют неким правилам поведения, назовем их этикетом, который, однако, никем и ничем не предначертан - не является жестко предписанным, но тщательное соблюдение его негласных установок имеет особое значение в городе Бряхимове.

Наиболее яркая фигура в этом отношении - Кнуров. Для него соблюдение этикета - знак причастности к высокому слою общества; ему важно убедить бряхимовцев в своем абсолютном превосходстве, удержать “престол”. Эмоциональная атмосфера поведения Кнурова - напряженность и беспокойство. Если дворянский этикет осуществлялся органично и ненапряженно, то купцы пытаются соблюдать этикетные правила с некоторой долей беспокойства и тревоги, заботясь дополнительно о том, чтобы возвеличить себя в глазах общества. (Любопытно, как преображается “этикет”, будучи заимствован купцами: розыгрыш Ларисы в “орлянку”- это своего рода перелицовка дворянской дуэли, а “честное купеческое слово” Вожеватова - дурной двойник “слова чести” дворянина.)

Итак, Кнурову нужна маска сдержанности и отчужденности, недосягаемости и могущества - все, что заставило бы окружающих почтительно считаться с ним. Но его осмотрительность и осторожность, постоянная оглядка на чужое мнение и т. п. обретают в глазах драматурга комический оттенок. Смешно и то, что этикет соблюдается перед людьми, открыто презираемыми. Выразительны в своем постоянстве реплики Кнурова: “люди посмотрят, скажут”, “много у них всякого сброда бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут”. Подобные детали готовят читателя и зрителя к смеховому восприятию первого вопроса Кнурова в разговоре с Огудаловой - он задан почти анекдотично, без обиняков, “в дверях”: “У вас никого нет?”.

Персонажи, утверждая себя посредством этикета, стремятся дать понять другим, кто они такие, и подчеркивают при этом различия социального статуса окружающих. В связи с этим вспоминаются “Мертвые души” Гоголя: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если и не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас не то, у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть выходи до миллиона, все найдутся оттенки”.

Сцена приглашения на обед представляет и Кнурова, и Вожеватова, и Огудалову, и Карандышева виртуозами этикетности, выявляющей социально-иерархические дистанции. Здесь неожиданно соседствуют контрастные варианты обхождения. Кнуров солидно неразговорчив в общении с Огудаловой и как бы не замечает Карандышева. Под стать Мокию Парменычу и Вожеватов, позволяющий небрежно-распорядительный тон с Огудаловой и едкую насмешливость в обращении с Карандышевым. Огудалова свободно переходит от фамильярной манеры говорить с Васей к льстивым заискиваниям перед Кнуровым. И Карандышеву знакомы тонкости обхождения: к Вожеватову он обращается небрежно, а к Кнурову - почтительно-боязливо. Многочисленных оттенков и в самом деле не сосчитать. Каждый демонстрирует свое искусство обхождения. При этом “все себя любят”, как скажет Лариса. Этикетное поведение, служащее самоутверждению в земном бытии, лишено одухотворяющего начала и потому воплощает ложную иерархию ценностей.

Резонерство персонажей “Бесприданницы” выглядит неорганичным, подобно моралистическим маскам героев “Недоросля” Фонвизина. Перекличка резонеров “Бесприданницы” и пьес классицизма имеет пародийно-комический характер. Если герои трагедий и комедий XVIII в. носят маски проповедников новой морали, то персонажи “Бесприданницы” строят из себя “идолов” мещанской среды. Это резонерство предстает искусственным и смешным потому, что не имеет под собой какой-либо нравственной основы. Они возводят амбицию, позерство, ложь в ранг серьезного и высокого принципа. Герои Островского любуются собой в формах резонерства.

Паратов и Карандышев объединены автором в их лицедействе, направленном на импозантное и красивое самоутверждение: каждый обдуманно создает свой внешний облик, чтобы выделиться на общем фоне и поразить город. Стихия поведения Паратова - бесшабашность, безудержный разгул, чарующий бряхимовцев, в том числе и Ларису. Карандышев тоже поначалу без осуждения отмечает радостное оживление в городе по приезде “блестящего барина”. Но драматург проницательнее своих героев, он не склонен обольщаться “широкой натурой” Паратова. Островский взывает к трезвой и вместе с тем ироничной оценке поведения героя как самопредставления, как “спектакля”. Вспомним: Паратова ждут в Бряхимове, но он задерживается, чтобы произвести шум и эффект.