Сравнительная таблица евгения онегина и автора. Мировоззрение А

1 слайд

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1 глава
День Онегина

Урок литературы в 9 классе

Цели урока:

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

Онегин

1. Отношение к мнению света

3. Отношение к искусству, к театру

5. Отношение к природе

Проследим за «маршрутом» Онегина (анимированная схема) *Далее учитель вместе с учащимися идёт по гиперссылкам

«К Таlon помчался он…»
(строфы 15-16) перечитываются строфы, даётся словесный комментарий

Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху

Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина

В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

Что ели дворяне в ресторане в те годы?

7 слайд

Просмотр видеоэпизода

Беседа по вопросам:

Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?

Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

Кабинет Онегина

Вспомните, как выглядит кабинет Онегина?

Как его характеризует интерьер его жилища?

На балу
(строфы 27-28, 33-34)

Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

Завершение дня. Просмотр видеофрагмента

Ответим на первый вопрос урока:

Почему Пушкин описывает только один день героя?

Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.»

При такой жизни счастлив ли Евгений?

Почему?

Проверим работу на уроке

Вопросы сравнения

Онегин

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

«Волшебный край!»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

Пушкин – творец

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

Причины хандры Онегина

Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

Каковы его черты?

Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

Высший свет – общество насквозь фальшивое

Каким образом он хотел избавиться от скуки?

Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню

Почему не спасло чтение книг?

Он не увидел в книгах правды жизни

Почему он не стал сочинителем?

Упорный труд ему был тошен

Избавился ли он от скуки в деревне?

Почему?

Он не способен видеть красоты природы

1 глава – история болезни души Онегина.

Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?

Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга

Из чего складывается этот день?

Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь

Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны

Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть

Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть

Ответ от Ѐатмир F.C.D.M.[гуру]
создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком.. . Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской - будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина.. . И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас.. .
Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится “резкий, охлажденный” ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм.
Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее “высокой страстью”. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: “Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок”. По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же “входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам”, а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом “отворотился и зевнул”. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Для Онегина любовь - это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению.
Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что “и в деревне скука та же”
Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: “Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат”. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою

Самое любимое произведение Пушкина - роман “Евгений Онегин”, над которым он работал много лет, Белинский называл “энциклопедией русской жизни”. По словам поэта, роман был плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое

Оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа - молодой помещик Евгений Онегин - человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты”, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки… Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит:

“Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

что изменяли ей всечасно,

что обманула нас она…”.

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится “резкий, охлажденный ум” Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет:

“Мы все учились понемногу,

чему-нибудь и как-нибудь,

но воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть”.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь - это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин - поэт, а Онегин “не мог ямба от хорея отличить”. Даже “деревня, где скучал Евгений…” очень нравится Пушкину, он говорит, что “деревня была прелестный уголок…”. Онегину “в глуши, в деревне все скучно”, а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Этим сравнением Пушкин все – таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой - друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин - тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна - милый, “верный идеал”, а Онегин считает ее не более чем “наивной девочкой”. В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от “черствого” Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

…я так люблю

Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман “Евгений Онегин”, очень привык к нему:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык –

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига - создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

Цели урока

  • Обучающая
  • - продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
  • Развивающая
  • - развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательная
  • - воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.

Ход урока

Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

Пробуждение Онегина - "всё равно".

Онегин в театре - "недоволен", "в: рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел".

Онегин в своём кабинете - "боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант", "он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил" (попутно замечаем, что "боязнь ревнивых осуждений" приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

Онегин на балу - "полусонный в постелю с бала едет он".

Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он "три часа" занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

"...рано чувства в нем остыли ;
Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели :"

"...разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец:"

"...к жизни вовсе охладел .
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего".

Как автор называет это состояние Онегина? Это "русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII строфа), "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же причина "тоскующей лени", в результате чего образовалась "пустота" в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: "забав и роскоши дитя", "блистательные победы", "вседневные наслаждения" (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя "однообразна и пуста", так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра - закономерный результат жизни, потраченной на "забавы" и "наслаждения".

Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

- "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".

- "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги".

- "Два дня ему казались новы
Уединенные поля:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом уже увидел он,
Что и в деревне скука та же:".

Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на страже". Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы - автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

Автор Онегин
Театр "Волшебный край!"

"Мои богини!"

"Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".
Бал "Я был от балов без ума"

"Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость"

"Полусонный в постелю с бала едет он"
Деревня "Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой"

"Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины"

"Роща, холм и поле
Его не занимали боле"

"В деревне скука та же"

Любовь "Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил"
"Но я, любя, был глуп и нем"
"Как рано мог он лицемерить"

":рано чувства в нем остыли"

Творчество "И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу"
"Онегин: за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его"

Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

"Прошла любовь, явилась муза:
Пишу, и сердце не тоскует :" (LIX строфа)

Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас "неподражательная странность" Онегина, "мечтам невольная преданность" и "резкий, охлаждённый ум" находят себе применение лишь в "язвительных спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в "злости мрачных эпиграмм".

Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

Домашнее задание.

Чацкий, Молчалин, Онегин - люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий - дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского "туза", тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.

Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем "Онегина" вместе. Печорин и наше время: Эссе - Л.: Дет. лит.,1985