Деревянная игрушка медведи с молотками. Богородская деревянная игрушка

Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

Изображения людей и зверей были в обычаях восточных славян еще с глубочайшей древности. Фигурки имели символическое значение: медведь – символ могущества, козёл – покровитель урожая, баран и корова – плодородия, олень - изобилия. Деревянная игрушка благодаря обилию лесов существовала в России почти повсеместно. Центром же производства деревянной игрушки считаются село Богородское и Сергиев Посад, а временем возникновения в привычном нам виде – XV век.

История промысла
В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву (первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) его сына Андрея), в 1595 году оно стало собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно они заложили основы резьбы по дереву, прославившей нынешнюю «столицу игрушечного царства» на весь мир. Село Богородское стало одним из центров народного творчества и русского прикладного искусства.
Крупнейший феодал, Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад, еще с XIV века играл роль в общественной и политической жизни страны. Монастырь притягивал богомольцев, и к тому же был крепостью, охраняющей подходы к столице, что содействовало его материальному благосостоянию. В XV ремесленники стали объединяться вокруг монастыря, который обеспечивал им процветание. Здесь работали искусные иконописцы, резчики по дереву и кости, токари. Посад не только отправлял искусно выполненные деревянные изделия царям и патриархам («троицкие» дары), но и получал заказы от вседержителей. То есть деревообделочные промыслы Троице-Сергиева монастыря издавна высоко ценились, а богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи. Сергиев Посад называли «русской игрушечной столицей». Во многих окрестных сёлах делали игрушки (их называли «щепным товаром» и «топорщиной»), а самым знаменитым стало село Богородское. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями одного ствола.
На рубеже XVII-XVIII веков в России складывались промыслы, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий (промысел - форма бытования, когда ремесло служит средством к существованию семьи или всей деревни, и целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий).
Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, неизвестно, но более 300 лет из уст в уста рассказывают легенду о Сергии Радонежском, который вырезал из дерева куклы и дарил детям. Есть и другие предания. По одному из них житель Сергиева Посада продал куклу из липового чурака в 9 вершков (40 см) купцу, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена. По другому, в селе Богородском мать, чтобы позабавить детей, делала им игрушки. Куклы из ткани рвались, из соломы рассыпались. Тогда женщина вырезала игрушку из дерева. Дети прозвали ее Аука, а когда она надоела, отец отвез ее на ярмарку. Третье предание повествует о глухонемом мещанине Татыге, который вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу. Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, он сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей.

С тех пор большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, а кукла стала называться «богородской». А Сергиев Посад к началу XIX века превратился в русскую столицу игрушечного царства. Местный базар поражал многообразием деревянных игрушек: токарных, столярных, резных.
Первое время богородские кустари изготовляли лишь отдельные части, из которых посадские собирали целые игрушки. Потом богородцы стали полностью делать игрушки «в белье» (неокрашенное дерево), а в Сергиевом посаде их расписывали и продавали. Такая экономическая зависимость богородских мастеров продолжалась довольно долго, кроме того, им зачастую приходилось работать на заказ и по моделям Сергиевских игрушечников. Что в итоге сформировало единую систему образов и сюжетов, с годами сложившуюся в самостоятельный художественный стиль резьбы, сформировавший промысел с названием «Богородская игрушка», который занял исключительное место в русской художественной промышленности. По сей день деревянные резные игрушки зачастую не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, иногда зачищая «стеклянной» бумагой.

Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, и целые композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь», а главное отличие богородских игрушек от всех прочих – подвижные детали, приводимые в действие легким движением пружины.

Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичное крестьянское производство. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными, неокрашенными, а красоту наводили узорной резьбой.

Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании в различных сюжетных постановках.
Мастера, работая примитивным инструментом, умели создавать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности, животных и людей, персонажей из народной жизни, басен и сказок.

С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское, в тот же период наступил расцвет богородского резного кустарного производства. Резьбой в деревне занимались в основном мужики, так как кроме мастерства необходимы физическая сила и свободное время, ведь работали по 14-16 часов в сутки (сейчас большинство резчиков – женщины). Но часто вся семья участвовала в работе: старшие сыновья готовили материал, вырубали топориком основную форму без предварительных эскизов. Младшие дети ошкуривали готовые фигурки, выполняли другие простые операции. Работали сидя, держа заготовку на коленях (ногу плотно обматывали тряпкой для предохранения от порезов). Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушки. Мастера делились на «фигуристов» (резавших человечков), «зверистов» и «птичников».



Изделия изготовлялись с осени и до весны (перерыв в сельскохозяйственных работах). Уже на первом этапе становления промысла появились произведения, считающиеся сегодня шедеврами народного искусства. Промысел хоть и возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным давлением посадского типа культуры (симбиоз городских и крестьянских традиций в купе с влиянием фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных живописцев).
Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью Московского губернского земства (1890-1900), которое стремилось возродить лучшие традиции богородского промысла. К началу XX века промысел переживал трудные времена. Наплыв дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому вытеснению традиционных изделий ручной работы. Художественный уровень игрушек снизился, а некоторые их виды и вовсе исчезли. Мастерам помогали расширить ассортимент изделий, организовывали их сбыт. При поддержке С.Т. Морозова был открыт Московский Кустарный музей, позже – мастерская, объединившая научно-исследовательскую деятельность, учебное заведение, продажу игрушек в России и за рубежом. Это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.
Профессиональный художник, коллекционер, основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Николай Дмитриевич Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить древние традиции. Поняв, что старые работы не увлекают кустарей, он переориентировал их на резьбу в народном стиле, но по образцам профессиональных художников (лубковые образы, мотивы картин и старинных гравюр), что привносило в игрушку натуралистичную трактовку и излишнюю детализацию.

У идеи были и противники (например, художник и коллекционер А. Бенуа), которые считали такое спасение промысла искусственным. До сих пор ведется спор, больше вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел. Бартрам искал «игрушечную» форму, близкую детскому восприятию и в конце 1900-х годов он перешел от объемного изображения к силуэтному, считая, что «силуэт фигуры служит началом изобразительного искусства у ребенка».



К тому же в его подвижных игрушках элементы двигались не одинаково ритмично, а медленно и вразнобой, так что каждая фигурка привлекала внимание. Однако Бартрам отказался от силуэтных игрушек, заметив, что дети предпочитают объемную форму и разработал познавательные серии для коллективной игры: игрушки-яйца, архитектурные игрушки и этнографические игрушки-комплексы.



Н.Д. Бартрам поощрял создание уникальных скульптурных композиций, посвященных фольклорной и исторической тематике. Что соответствовало традиции: Богородские мастера всегда откликались на происходящее. Военные победы русской армии в XIX столетии, сложная эпоха гражданской и первой мировой войн, коллективизация запечатлена в скульптурных композициях: появились наборы солдатиков, фигурок в военных мундирах, всадников, жанровых композиций на тему русско-турецкой кампании. В качестве образцов использовали и заграничные образцы игрушек с движением, творчески интерпретированные местными резчиками.




В 1911 году местные жители решили организовать артель и учебные мастерские, а в 1913 Главным управлением земледелия и землеустройства была создана образцово-показательная мастерская с полным пансионом для учеников от 7 лет и инструкторским классом по резному делу под руководством выпускника Императорской академии художеств К.Э. Линдблата (позднее его место занял Г.С. Серебряков, активное внедрявший зарубежные образцы, в основном из Германии и Швейцарии, что оставило неизгладимый след в истории традиций промысла). Методику обучения разработал и ввёл мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву. Тогда же мастеровые основали «Кустарно-игрушечную артель» - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т.д. (создатели А. Я. Чушкин и Ф.С. Балаев), в её состав вошли 19 талантливых резчиков, которые работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис привели к упадку промысла. Хотя в первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продаваемые на экспорт, с приходом большевиков богородский промысел начал служить делу мировой революции – мастера вырезали тачанки, чекистов, революционеров, героев борьбы за господство мирового пролетариата.




В 1923 году с приходом новых мастеров организацию преобразовали в артель «Богородский резчик», при которой работала школа. Но основную часть резчиков представляли семьи, передававшие знания из поколения в поколение. Ведь любой промысел держится на династиях. Наряду с традиционной продукцией мастера создавали уникальные работы для различных выставок на темы новой советской жизни.





Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время заострилась наметившаяся в земский период проблема «станковизма». В 1930-х годах появилась так называемая игрушка-скульптура, и два последующее десятилетия в дела промысла вмешивались художники-профессионалы и критики (в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП)).



Не только в Богородском, но и на других промыслах началась откровенная политизация: мастерам навязывали темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты, в том числе формы насильственно менялись и стилизовались под влиянием мелкой пластики мастеров Гжели, гарднеровского фарфора и других промыслов.


В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы, чему способствовали условность форм фигурок и яркость запоминающихся образов. Но и сказочные темы решались как декоративная скульптура, а не как игрушка





Историческая тема в это время потеряла актуальность, но возродилась в годы Великой Отечественной войны, на время отодвинув работу над игрушкой на второй план. Хотя и тут пришлось, например, вырезать не простого солдатика, а красноармейца, одетого по уставу с полной деталировкой знаков отличия, создавать сложные скульптурные композиции с серьезным патриотическим пафосом, разрабатывать темы подвигов партизан и разведчиков, участия животных в боевых действиях. Это превращало детскую игрушку в станковую скульптуру, разрушая образ и назначение куклы. С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, спорт.





В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику художественной резьбы. Этот период оценивается по-разному. С одной стороны традиционная артельная организация труда была ликвидирована и заменена фабричной. После этого «офабричивания» промысел медленно умирал под давлением художественной (местной) промышленности, плана, вала и других чуждых народному творчеству понятий. С другой стороны, прослеживался явный всплеск нового интереса к народной культуре. Художники и мастера промысла внимательно изучали и творчески осваивали традиции богородской резьбы, разрабатывали образцы изделий, посвященные сюжетам русской истории, отечественному фольклору. К тому же НИИХП не только диктовал мастерам ассортимент, темы и сюжеты, но и спасал народные промыслы от разрушения (которое все же настигло их с приходом свободного рынка в постперестроечный период). Но мастерам работать было все сложнее. В 1970-х годах вблизи деревни развернулась гигантская стройка союзного масштаба - гидроаккумулирующая электростанция. Здесь основали поселок строителей ГАЭС, провели новые дороги, построили многоквартирные дома, для чего уничтожили деревни, снеся бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубили сады, а вместе с ними ушли и традиционные посиделки, и простота сельского общения. Новоселы даже не слышали о местном промысле художественной резьбы, а главный архитектор считал, что деревня не представляет архитектурной ценности и отжила свой век. Отмирали многолетние корни богородского промысла. От прежней жизни остались несколько изб, мастера переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Еще в 1984 году Г.Л. Дайн писала в журнале «Декоративное искусство СССР», что рядом с новостройками маленькой и жалкой становится деревня, не спасет которую и охранная зона, изменятся быт людей, их духовно-нравственный облик, значит и богородское искусство.
В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы мастера-художники разрабатывали образцы, воплощаемые мастерами-исполнителями. После 1980-го года олимпийский мишка вытеснил богородского деревянного медведя, а прекратившийся спрос на продукцию фабрики поставил ее на грань закрытия.
Лучшие образцы изделий в то время выпускались только усилиями мастеров-надомников, которые работали вне плана и выбирали сюжет по своему вкусу. А в период перестройки плачевное положение значительно ухудшилось. В начале 1990-х годов страна переходила к рыночным отношениям, Богородская фабрика была приватизирована и преобразована в два предприятия: ЗАО «Богородский резчик» и ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». В настоящее время богородский промысел борется за выживание. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы, далекие от народной традиции.
В богородском художественно-промышленном техникуме закладывается прочный фундамент, на основе которого в дальнейшем строится, развивается, совершенствуется мастерство: студенты овладевают академическим рисунком, живописью, скульптурой, проектной графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу, поощряют участие в различных конкурсах и выставках. Училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Но, познав секреты и нюансы богородского стиля, выпускники часто работают в своём индивидуальном стиле, что в значительной степени возвращает к проблеме «станковизма» - игрушка перестает быть куклой для детей и превращается в станковую скульптуру для коллекционирования. Вторая немаловажная проблема – приток студентов из субъектов федерации, далеких областей и республик, который сводит к нулю классическую традицию, поскольку выпускники не остаются работать на фабрике, а возвращаются туда, где знаменитая русская деревянная игрушка не нужна.

Технология резьбы
Материалом для резьбы служит мягкая древесина липы, реже осины и ольхи. Заготавливать дерево можно только зимой, когда в древесине меньше влаги. Молодые деревья имеют рыхлую неупругую древесину, для резьбы подходят деревья в возрасте 50-70 лет. После снятия коры липу просушивают от 2 до 4 лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. (Старые мастера ускоряли сушку запариванием древесины в русской печи на вольном жару – после выгреба угольев. В чугун клали полено, на дно наливали немного воды, накрывали и ставили в жаркую пустую печь до утра, потом сушили чурку нескольких дней при комнатной температуре.) Затем ствол распиливают, поленья делят на кругляки – «горбушки» (часто использую часть спила) для горизонтально ориентированных фигур, или разрубают на треугольные бруски для вертикальных кукол. В готовом изделии всегда прочитывается изначальная трехгранная форма. Сучков должно быть как можно меньше – они плохо смотрятся на изделиях, поэтому их обходят или вырезают, стараются также не захватывать в заготовку ядро ствола, массив должен быть с часто расположенными годичными кольцами, без рыхлин и пятен. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу, обрисовывая шаблон карандашом, делает запилы ножовкой, затем зарубку топором, намечая общие контуры фигурки. Лишняя масса дерева снимается стамесками, тонкая работа выполняется специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием («щучка»). Мастер должен бережно относиться к материалу, любоваться красотой древесины и извлекать из нее художественные эффекты. Резчики издавна выполняли резьбу без предварительных эскизов - смаху, отсюда возникло название «маховая резьба» (только профессионалы, обучавшиеся в училище, приучены рисовать эскизы и делать образцы из глины или пластилина). Отходы липы (щепа) идут на мелкие детали или подставки для композиций.


Игрушки токарной работы и резные, состоящие из нескольких частей, собирают из отдельных деталей. Гладкие части скульптуры обрабатывают шкуркой до бархатистости. Хотя старые мастера обходились без наждачной бумаги (которую называли «стеклянной»), все операции выполняли только ножом и стамеской. Сейчас некоторые игрушки покрывают бесцветным лаком или расписывают.

Классические богородские игрушки не окрашивают (бельё), они не имеют покрытий, для отделки различными мелкими стамесками наносят так называемую «роспись» неглубокими порезками – бороздками, имитирующими густую шерсть, мягкую кожу, оперение птиц, гривы и хвосты коней, складки одежды человека, траву и т.д. Благодаря фактурной обработке поверхности дерева, изделия отличаются четкостью и ритмической ясностью силуэтов, игрой светотени, проработкой мельчайших деталей, сочетанием орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью.

Ассортимент изделий
Наиболее ранние произведения богородских резчиков, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к концу XVIII – началу XIX века. Это нарядные куклы в костюмах гусаров и барынь, крестьян и крестьянок, многофигурные скульптурные композиции, резные миниатюры («китайская мелочь» – раскрашенные трехсантиметровые фигурки; некоторые источники утверждают, что они продавались стаканами (по 5-6 фигурок) за копейку – деньги по тем временам немалые.) и многие другие персонажи. Из этих игрушек можно составлять разнообразные жанровые сценки.





Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, барыни и няньки, кормилицы с детьми, солдаты и пастушки, мужики и рыбаки, дровосеки и музыканты, крестьяне и баре, монахи и монахини, кони и упряжки, медведи и курочки, зайцы и лисички. Все персонажи отличаются сочетанием реализма и юмора, характерной передачей поз и жестов, многофигурные скульптурные композиции рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, чаепитиях, а животные выглядят очеловеченными.









Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам), с кнопкой, с пружиной, с балансом (детали крепятся на ниточке к шару). Стоит нажать кнопку, потянуть планку, качнуть шар – фигурка оживает. Незамысловатые, но интересные по конструкции механизмы делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной, а звук обостряет динамику игрушки. В работе над подвижной игрушкой важно мышление конструктора. Оживляя жанровые сцены, на деревьях колеблются листочки, закреплённые на тонких проволочках. Подвижными «Курочками» играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. А «Кузнецы», обычно изображающие мужика и медведя, стали символом промысла и самого села, войдя в его флаг. Рассказывают, что в конце XIX века на Всемирной выставке в Париже знаменитый французский скульптор Роден назвал «кузнецов» гениальным произведением народного искусства, а получив такую игрушку в подарок, бережно ее хранил.









Кроме традиционной игрушки (резной, токарной, расписной, подвижной) мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и корпусы для часов, иконостасы, наличники, занимаются реставрацией любой сложности.










Несмотря на экономические трудности, искусство резьбы по дереву продолжает развиваться. Мастера используют метод творческого варьирования при изготовлении каждого изделия. На предприятиях регулярно проводятся конкурсы, в том числе тематические, по созданию новых образцов изделий.
Богородские мастера-художники – участники многочисленных выставок. Всероссийские выставки, проводимые в огромных залах (Большой Манеж, ЦДХ), требуют соответствующего масштаба произведений. Так появляются двухметровые медведи и огромные ложки выше человеческого роста. А значит, с одной стороны, крупные экспозиции помогают мастерам вписаться в современную художественную среду, с другой, отдаляют их от традиций народного промысла.
Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Иногда она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла. Резчики находят оригинальные формы, позволяющие соединить традицию и реалии XXI века, например, подвижная композиция, в которой вырезанный по всем канонам богородский медведь колотит лапой по клавиатуре компьютера. Другие мастера работают в ином ключе – выбирают мотивы и сюжеты, не свойственные промыслу: ангелы и святые, Дед Мороз и Буратино, пластически близкие то масс-культу, то стилизованным станковым вещам. Часть художников, сохраняя традиции, продолжают работать в архаичном стиле, характерном для народной резьбы, воссоздавая старые и разрабатывая новые образцы, а некоторые в поисках решения пластической формы, изобретают новые варианты игрушек. В результате, лишившись естественной среды бытования, народная игрушка стала для нас произведением искусства, частью народного творчества, художественным явлением. Если люди и покупают богородскую скульптуру, то не в качестве детской куклы, а лишь как украшение дома, зачастую оформленного в современном стиле. Какие тенденции окажутся преобладающими, сохранит ли в их противоборстве промысел жизнеспособность – покажет время.















История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село - родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Легенда

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском - точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, чтобы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил её в своей лавке для украшения, но игрушка ту же была куплена с выгодой для купца.

Богородское

Богородское - село старинное. Уже в XV–XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Артель «Богородский резчик»

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

Мальчик на лыжах с собакой. 1950-60 гг. Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Направления деятельности

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности:

  • участок резной белой игрушки,
  • участок скульптуры,
  • участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи,
  • участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка,
  • матрешка.

, CC BY-SA 4.0

С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Известность

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.


, CC BY-SA 4.0

Далеко за пределами Московской области известны богородские мастера-чудодеи: , Н.И. Максимов, М.А. Пронин, А.Я. Чушкин, А.А. Рыжов, И.К. Стулов, С.А. Паутов, И.М. Польский, М.Я. Дворников, .

Богородские резчики - участники многочисленных выставок: их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке,Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга работает постоянная выставка, где экспонируются известные композиции «Как мыши кота хоронили», «Чудо-Юдо Рыба-Кит» и многие другие произведения.

Богородская фабрика - обзор

Мы с вами уже видели знаменитую богородскую игрушку на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Пора отправляться и в само подмосковное Богородское. Там находится фабрика, где делают эти игрушки, а при ней - музей. Опознать фабрику довольно легко: уже над воротами здесь стоят резные фигуры.

Деревянная скульптура встречает нас и во дворе фабрики - надо только присматриваться.

Музей расположен в самом комплексе фабрики. Так что смело внутрь, где на двери написано «вход» - там уже вам объяснят, что и как.
Объяснят в том числе, что традиция деревянной резьбы в Богородском очень давняя. Ею издавна украшали и вещи совершенно бытовые: коромысла, прялки и все такое прочее.

Когда здесь появились игрушки? Нередко называют XVII век. Однако точную дату, конечно, назвать затруднительно. Музей при фабрике - тогда еще артели «Богородский резчик» - возник больше ста лет назад. Первоначально как ассортиментный кабинет - то есть собрание образцов для внутреннего пользования. Но впоследствии открылся и для публики. Здесь собраны произведения борогодских мастеров с XIX века и по сей день - всего в коллекции свыше трех тысяч экспонатов.

Начиналась богородская игрушка с персонажей и сюжетов бытового характера.

Разумеется, здесь присутствуют и солдатики.

Фигурки раннего времени в основном небольшие - традиционная игрушка была прежде всего ориентирована на детей. И вот здесь выделяется то обстоятельство, что игрушка движется - хотя вряд ли ее первые авторы смогли бы научно рассуждать о пользе развития микромоторики.

Здесь есть несколько технологий. Вот игрушка кнопочная - в движение она приходит при нажатии кнопки или клавиши на пьедестале. Тогда лиса попытается схватить Колобка, а медведь примется рубить полено.

Второй кинетический прием - баланс. Чтобы привести такую игрушку в действие, надо раскачать подвешенный снизу шарик. Так устроены классические богородские «курочки», клюющие зерно.

Здесь также возможны самые разнообразные персонажи и сюжеты.

Наконец, самое классическое - «планочки». Так устроены знаменитые «Мужик и медведь», которые - если планки подвигать относительно друг друга - по очереди бьют по наковальне.

Неслучайно именно эта игрушка стала эмблемой Богородской фабрики и красуется на ее фасаде. А в музее она представлена даже во вполне человеческий рост - маленькие посетители могут ощутить себя в роли одного из героев.

Вот еще вариант «планочной» игрушки.

И разновидность того же приема - здесь планки движутся по принципу гармошки.

Есть и более редкие способы приведения игрушек в движение. В основном это уже более крупные и детализированные композиции.

Тут мы уже переходим к своеобразному жанру «кабинетной скульптуры». Изначально тут были сельские сценки, экипажи, «чаепития». Но иногда и исторические персонажи.

Но все-таки главным героем богородской резьбы издавна был медведь. Иногда сам по себе, иногда вместе с человеком.

Но вот мы добираемся до витрин советского периода и видим сюжеты совсем иные.

Мужик и медведь представляют нам советский герб. А следующая сцена - «Декрет о земле».

Вообще Ленина довольно много и в разных вариациях и видах. Хотя в большом количестве экземпляров такие вещи все-таки не делались - в основном производились на заказ в качестве официальных подарков.

А вот эти «три богатыря» - на самом деле Фрунзе, Буденный и Котовский. И прочие Чапаевы и тачанки тоже присутствуют.

Но та же эпоха дает нам сказочные и литературные сюжеты.

А вот и юный Пушкин с Ариной Родионовной.

Что забавно - скульптуры, изображающие политиков, иной раз заказывают богородским мастерам и сегодня. Мне называли, в частности, имена Путина и Лужкова. Жаль, но в музейной экспозиции их изображения не представлены.

Зато, разумеется, представлены не только по-прежнему во множестве производящиеся детские игрушки (где теперь заяц может появиться не только с барабаном, но и с ноутбуком), но и скульптура кабинетная. В основном сейчас это анималистика.

Тут есть и любопытные варианты горельефов.

Причем такая кабинетная скульптура вполне может доходить до размеров вполне парковых - в полный медвежий рост.

Еще новшество последнего времени - появление религиозных сюжетов (все-таки Сергиев Посад недалеко).

И конечно, показана сама технология ручной резьбы - разумеется, на примере мишек. Материалом служат мягкие породы дерева - в основном липа.

А вот и хозяйка музея Наталья Александровна, которая расскажет и все эти, и еще многие другие подробности.

Выходим на улицу - и еще раз рассматриваем установленные там парковые скульптуры. Сюжеты в основном сказочные. Ну, или «медвежьи».

А вот такими заиндевевшими стояли деревья по дороге в Богородское. Ну, подобного же зрелища в любое время не обещаю - зависит от погоды.

В принципе регулярно музей при богородской фабрике открыт по будням, до 17 часов. Однако, во-первых, можно заказать экскурсию и даже мастер-класс и по субботам - только делать это нужно заранее.

Во-вторых, в мае здесь, на территории фабрики, пройдет традиционный фестиваль - это 16-17-18 мая, то есть пятница, суббота и воскресенье. Фестиваль, разумеется, открыт для публики.

Ну, и в третьих, в музее всерьез подумывают о том, чтобы сделать субботу в принципе открытым экскурсионным днем. Будем ждать на сей счет информации.

Теперь как доехать.

Во-первых, попасть тем или иным способом в Сергиев Посад. Можно на автомобиле (что удобно, хотя чревато пробками на выезде из Москвы). Можно на электричке (которые, как выяснилось, ходят в направлении Сергиева Посада достаточно часто - ждать больше получаса в любое время дня, скорее всего, не придется).

Далее для автомобилистов: въехав в Сергиев Посад и двигаясь по главной дороге, не пропустите вскоре после оставшейся слева Лавры поворот налево же на Углич-Калязин. Далее по схеме, представленной на сайте музея (а проще говоря, все время прямо, вплоть до поворота направо по огромному указателю «Загорская ГАЭС»).

Для тех же, кто едет общественным транспортом: прямо напротив железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде расположен автовокзал. Откуда можно доехать до Богородского автобусом либо маршруткой с одним и тем же номером 49. Маршрутка ходит чаще и едет быстрее. Автобус - реже и по расписанию (примерно раз в час). Вообще преимущество он имеет, пожалуй, только для регулярно ездящих местных жителей, у которых для него заведены проездные, а для однократной поездки маршрутка все-таки удобнее.

В любом случае ехать надо до конечной остановки. От которой немного пройти вперед по ходу движения (ориентир - здоровая красно-белая труба). Официальный адрес фабрики - Богородское, д.79 Б (именно так, без улицы).