Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения

Кравченко Алёна

Творческая работа ученицы 4 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской фестиваль творчества младших школьников

«Радуга талантов»

Номинация «Первые шаги в науку»

Формирование гениальной личности

в начальной школе

(на примере гения Эпохи Возрождении Леонардо да Винчи)

4 «Б» класс, МБОУ гимназия № 8

Руководитель: Пунанцева Ольга Николаевна,

Учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 8

Мурманск

2012

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………. 4

  1. ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ
  2. ГЛАВА 2. « ПРИЗНАКИ (КРИТЕРИИ) ГЕНИАЛЬНОСТИ»
  1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
  2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ
  3. ЦЕПКАЯ ПАМЯТЬ
  1. ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема

Формирование гениальной личности в начальной школе

(на примере гения Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи)

4 «Б» класс, МБОУ гимназия №8

Аннотация

Актуальность данной работы состоит в том, что феномен гениальности вызывает огромный интерес на протяжении нескольких столетий но, несмотря на это, тема до конца не изучена. Путь становления гения проходит несколько этапов: задатки, способности, одарённость, талант-гений. Среди учащихся начальной школы есть способные и талантливые дети, которым данная работа, поможет развить задатки гениальности. На примере общепринятого гения Леонардо да Винчи рассматривается три признака гениальности: любознательность, концентрация внимания и память, как условия развития задатков гениальности у учащихся в начальной школе.

Сочетание приёмов и методов привело к достижению поставленной цели.

Полученные данные: изучен и систематизирован материал в виде сборника упражнений для тренировки концентрации внимания и памяти, составлены диаграммы

Выводы: В ходе данного исследования удалось установить, что начать формировать задатки гениальности возможно уже в начальной школе. А при правильном питании, разумном занятии спортом и ежедневных тренировках можно улучшить концентрацию внимания и памяти.

ВВЕДЕНИЕ

Впервые о теме своей исследовательской работы я задумалась на уроке окружающего мира, когда мы проходили эпоху Возрождения и её самых ярких представителей. Больше всего меня поразил Леонардо да Винчи

Оказалось, что он был не только великим художником, но и инженером, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, одним из лучших в свое время певцом, пловцом, наездником, фехтовальщиком, архитектором и даже кулинаром. Мне стало интересно, и я задумалась над вопросом: А возможно ли начать формирование гениальной личности уже в начальной школе?

Цель: изучить особенности и условия формирования задатков гениальности в начальной школе

Задачи:

Объект исследования: феномен гениальности

Предмет исследования: особенности гениальности на примере Леонардо да Винчи.

Методы работы: анализ литературы по теме исследования; анкетирование; наблюдение; метод сравнительного анализа, анализ результатов.

Гипотеза: Развить задатки гениальности возможно уже в начальной школе.

Актуальность темы: Феномен гениальности вызывает огромный интерес на протяжении нескольких столетий но, несмотря на это, тема до конца не изучена. Путь становления гения проходит несколько этапов: задатки, способности, одарённость, талант-гений. Среди моих одноклассников есть способные и талантливые дети, которым данная работа поможет развить задатки гениальности. На примере общепринятого гения Леонардо да Винчи мы рассмотрим три признака гениальности: любознательность, концентрацию внимания и память, как условия развития задатков гениальности у учащихся в начальной школе.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих возможностей личности.

В отличие от одарённой личности, гений связан с созданием новых творений, открытий раннее неизведанных путей творчества. Гениальность выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий.

В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Они могу проявиться в успешной учебе, в том, что у разных детей различные склонности к разным предметам, и они с разной глубиной осваивают знания. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными. Способности развиваются на протяжении всей жизни. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.

Учёные сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Правдивость этих слов легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимается музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы.

Способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей.

В 4 «Б» классе гимназии № 8 было проведено анкетирование, с целью выяснения интересов учащихся. В нём принимали участие 28 человек. Результаты анкетирования показали, что наибольший интерес у ребят вызывает изучение английского языка -17ч. (61%), на втором месте: занятие спортом -13ч. (46%) , на третьем: музыка - 7ч. (25%). Несколькими видами заняты-15ч. (54%) (Приложение№1)

Таким образом, можно утверждать, что разнообразие видов деятельности учащихся 4 «Б» даёт возможность для комплексного развития их способностей. А развитие способностей и их тренировка – путь к гениальности.

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ (КРИТЕРИИ) ГЕНИАЛЬНОСТИ

2.1.Любознательность

От природы каждый человек любознателен. Маленький ребёнок в период от 3 до 6 лет задаёт много вопросов. Уже в начальной школе у большинства ребят желание задавать вопросы снижается. Это связано с неумением правильно задавать вопросы, а иногда и с невозможностью получить на них ответ.

Учащимся 4 «Б» класса был задан вопрос: «Сколько времени, по вашему мнению, тратят на вас ваши родители?» В анкетировании приняли участие 28 человек. Результаты анкетирования: до 1 часа -7 ч. (25%); от 3 до 5 часов -10 ч.(36%); более 5 часов -7 ч.(25%) (Приложение к главе 2)

Для сравнения вопрос: «Сколько времени, Вы, тратите на своих детей?» мы задали родителям. Данные анкетирования: до 1 часа-1 ч.(4%); от 3 до 5 часов-17 ч. (61%); более 5 часов – 10 ч.(36%) (Приложение№2)

Данные результаты свидетельствуют о том, что взрослые и дети по - разному оценивают совместно проведённое время.

Познакомившись с биографией Леонардо да Винчи, мы выяснили, что он обладал большим кругом интересов. Его образование было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности.

Мы проанализировали перечень предметов изучаемых гением и сравнили его с предметами, изучаемыми на начальной ступени гимназии. (Приложение). Ряд предметов совпал, кроме того появился новый круг предметов, который способствует физическому и эстетическому развитию личности. У современных школьников есть возможность ответить на вопросы: читая книги, посещая музей, театры, кружки,пользуясь Интернетом.

Таким образом, чтобы развить любознательность, необходим интерес, интрига, возможность задавать вопросы и терпеливо, доступно на них отвечать. У учащихся 4 «Б» класса в гимназии и в семье есть все возможности удовлетворить и развить любопытство.

2.2. Концентрация внимания

Концентрация внимания - умение управлять своим вниманием. Где внимание - там результат. Важно сконцентрировать своё внимание на том, что для тебя действительно важно.

Возвращаясь к личности Леонардо да Винчи, обратим внимание на то, что он мог

годами осмысливать некоторые задачи. Потом возвращался к тем из них, которые в своё время были не решены и достигал результата.

Человек может жить вполне нормальной жизнью, но параллельно продолжать осмысливать какую-то проблему. Именно такая способность концентрировать некоторые части своего интеллекта на глобальной проблеме и служит яркой характеристикой гения.

Исследовав данные проводимого исследования внимания учащихся 4 «Б» класса при поступлении в 1 класс и сравнив их с результатами в 4 классе, получили следующие данные: высокий уровень 13ч.(54%) - 20ч.(83%); хороший 3ч.(13%) - 3ч.(13%), средний 4ч(16%) - 1ч.(4%); низкий 4ч.(17%) – 0ч.(0%). Улучшение результата – 11ч. (46%). Количество обследуемых -24 человека.

Изучив специальную литературу по данному вопросу, удалось найти и систематизировать упражнения для тренировки и концентрации внимания. (Приложение)

Таким образом, можно утверждать, что концентрацию внимания нужно изучать в динамике. Полученные результаты исследования учащихся 4 «Б» класса показали хорошую динамику, а подобранные упражнения смогут помочь дальнейшему развитию внимания.

2.3. Цепная память

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов, включающий этапы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации.

Память это основа личности. Среди многих выдающихся личностей встречаются примеры феноменальной памяти. Например: Леонардо да Винчи. Он мог пристально наблюдать за целым коллективом людей, за тем, как они радуются и смеются, а потом пойти к себе в мастерскую и зарисовать их лица по памяти с невероятной точностью.

Развитие и совершенствование памяти не проходит со временем, а лишь возрастает.

Для выявления цепкости памяти учащихся 4 «Б» класса было проведено наблюдение. В течение недели несколько предметов в классе переставлялось на разные места. В конце недели учащимся было предложено вспомнить, где стояли эти предметы в определённый день. Результаты: точно воспроизвели всё - 15 ч.(54%); воспроизвели частично – 11ч.(39%); не справились с заданием – 2 ч.(7%).

Изучая специальную литературу, мы подобрали несколько интересных упражнений и игр. (Приложение)

Тренировать память можно и на уроках: письмо по памяти, заучивание стихов, заучивание исторических дат, запоминая даты жизни писателей.

Таким образом, при длительных и системных тренировках возможно улучшить память. Учащиеся 4 «Б» класса показали хороший уровень зрительной памяти. ГЛАВА 3 ПУТИ РАЗВИТИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Решение стать гением - отличная цель. До пределов гениальности Леонардо да Винчи конечно дорасти вряд ли получится, но все же... Рецепт становления такой личности сложен, труд велик, но результат - всегда активно работающий мозг. Ежедневное стремление к познанию нового, занятие музыкой, иностранными языками, физкультурой поможет приблизиться к цели. Существует несколько шагов развития гениальности:

  1. Правильное питание серого вещества. Ему необходимы разнообразные элементы,

но без излишеств. В рационе должны преобладать фрукты и овощи.

  1. Для того чтобы иметь "гибкий" мозг, нужно обладать гибким телом. Люди,

занимающиеся спортом, имеют лучшую память. Хорошо заниматься бегом, плаванием. Немаловажно, что спорт должен сочетаться с хорошим сном. Во время сна наш мозг воспроизводит новые способы запоминания.

  1. Ежедневные тренировки. Необходимо бороться с однообразием или устоявшими

В сознании привычками, например, чистить зубы, держа щетку в левой руке, если вы обычно чистите правой. Умственная гимнастика, которая заключается в играх и упражнениях на внимательность, зрительную и слуховую память, на скорость реакции, логики и счета ещё один вид тренировки.
С чего же начать тренировки? С изучения нового языка. Носители нескольких языков, являются более умными. Лучше выбрать язык, совершенно далекий от русского (корейский, китайский, японский). Китайцы, корейцы, японцы являются интеллектуально более развитыми народами, благодаря сложности языка, изучение которого развивает мозг во всех областях. Другой путь тренировки мозга - учеба игре на каком-либо музыкальном инструменте. В нашем классе идёт углублённое изучение английского языка, ребята посещают занятия в лингвистических центрах « Лингва» и « Логос». 7 человек занимаются в вокальном ансамбле «Нотки», 6 человек обучаются игре на музыкальных инструментах. Спортсмены класса – победители и призёры соревнований, обладатели юношеских разрядов.

Мы проанализировали, как влияет выбранное направление деятельности на успеваемость. Среди ребят, интересующихся английским языком -16 ч. (94%) обучается на 4 и 5.Среди ребят, занимающимися спортом- 10 ч.(77%) обучается на 4 и 5 . Среди ребят, занимающихся музыкой – 6ч. (86%) обучается на 4 и 5.

Таким образом, можно утверждать, что при правильном питании, занятии спортом и ежедневных тренировках внимания, памяти возможно начать развитие гениальности в любом возрасте. А у ребят 4 «Б» класса для этого есть все предпосылки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот уже почти пять столетий неизменный интерес вызывает не только художественное наследие Леонардо да Винчи , но и его теоретические труды, открытия и изобретения . Великий Леонардо ди сер Пьеро да Винчи оставил потомкам много загадок и тайн.

Творческая личность, талант, гений - восходящие ступени творческого развития человека, разные меры оценки его достижений. Гений является высшей ступенью, завершающей развитие творческой личности. Гений - это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но не всякий талант - гений.

И пусть не каждый сможет достичь высот Леонардо да Винчи, стремиться к этому должен каждый. В ходе данного исследования удалось установить, что учащиеся 4 «Б» класса занимаются разнообразными видами деятельности: изучением языка, спортом, музыкой, а некоторые даже несколькими видами. У них созданы все предпосылки для развития любознательности. А при правильном питании, занятии спортом и ежедневных тренировках можно улучшить концентрацию внимания и память. Ведь эти признаки гениальности развить у себя могут все. Для этого необходимо лишь 1 процент таланта и 99 процентов труда. (Томас Эдисон) И чем раньше начнутся тренировки внимания, памяти, чем больше мы проявим любознательности, тем ближе мы будем к высшей ступени творческого развития.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что развитие задатков гениальности возможно в начальной школе нашла своё подтверждение. Проводить наблюдения, сопоставлять полученные данные и изучать эту тему планируется дальше, ведь рассмотрено лишь три критерия гениальности личности.

На основе проведенного исследования и собранных данных о Леонардо да Винчи мы подготовили классный час, презентацию, которую в дальнейшем можно будет использовать на уроках окружающего мира при изучении тем: «Эпоха Возрождения», «Великие люди». Нами собран и систематизирован в виде сборника упражнений материал для развития памяти и концентрации внимания. Он сможет быть полезен как учителям, так и ученикам нашей гимназии. Собранный, систематизированный и обработанный материал об интересах, увлечениях одноклассников может быть использован в следующем году новым классным руководителем. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(написать позже)

Вставляем литературу и форматируем текст по требованиям! Теория вся, заканчиваем приложения и с богом!!!

город Винчи

чертёж вертолёта

картина Крещение Христа

наставник Андреа Вероккьо

Автопортрет

Сумка созданная по эскизу Леонардо

Анатомия

Имя Леонардо да Винчи, известно, наверное, каждому. Художник создал самую знаменитую и загадочную картину всех времен - «Джоконда», или, как ее еще называют, «Мона Лиза». Но не только своими полотнами славится этот удивительный человек.

Леонардо да Винчи был настоящим гением! Он жил более 500 лет назад, во времена, когда люди передвигались в основном на лошадях и даже представить себе не могли другого «транспорта». А Леонардо мог! Среди его работ есть чертежи воздушного шара и вертолета, автомобиля, танка, он даже разработал костюм для подводного плавания. Но тогда построить что-либо по проектам мастера было невозможно, ведь технологии еще были развиты слабо. Прошли сотни лет прежде, чем аппараты, придуманные Леонардо да Винчи, повторно изобрели и внедрили в нашу жизнь.

Незаконнорожденный сын

Великий художник и изобретатель жил в 15 веке. Он родился в небольшой итальянской деревушке, которая раскинулась рядом с городком Винчи. Отсюда и имя да Винчи, буквально означающее «Леонардо из города Винчи». Будущий гений появился на свет поздно вечером 15 апреля 1452 года. Родителями мальчика были богатый нотариус Пьеро да Винчи и простая крестьянка по имени Катерина. Они не были женаты, потому что принадлежали к разным социальным классам.

После рождения маленький Леонардо остался жить с матерью, а его отец женился на девушке из знатного рода. Но так получилось, что жена не смогла родить Пьеро детей, поэтому он забирает незаконнорожденного сына к себе в Винчи и принимает его в семью. Мальчику тогда было три года.

Леонардо не ходил в школу. Читать, писать, считать он учился на дому. В процессе обучения выяснилось, что мальчик одинаково хорошо пишет как левой, так и правой рукой. Сегодня людей с такими способностями называют амбидекстрами. Учеба мальчику давалась легко. Он был очарован природой и часами мог наблюдать за животными, растениями, птицами. Когда Леонардо было пять лет, его семья переехала во Флоренцию, где и начался творческий путь художника.

Ученик превзошел учителя

К 15 годам будущий гений уже отлично играл на музыкальных инструментах и хорошо рисовал. Наброски привлекли внимание отца и он решил отнести рисунки сына к известному скульптору и живописцу Андреа Вероккьо. Мастеру работы понравились. Леонардо остался жить в мастерской Вероккьо, где учился, работал и получал жалованье.

Пять лет юный подмастерье осваивал техники рисования, делал фрески и скульптуры. Однажды в мастерскую потупил заказ - нужно было написать картину для монастыря «Крещение Христа». Наставник и ученик работали над полотном вместе. Леонардо должен был нарисовать часть пейзажа и одного из ангелов (того, который изображен слева). Ходит легенда, что образ ангела, написанный учеником, настолько поразил Вероккьо, что из презрения к себе он забросил живопись и не создал больше ни одной картины.

Из художника в организаторы праздников

К 30 годам Леонардо да Винчи уже считается одним из самых популярных художников Флоренции. Несмотря на успех, он неожиданно переезжает в Милан.

В Милане в те времена правил герцог Людовико Сфорца. Он то и стал покровителем Леонардо. При дворе герцога художник занимается не только живописью. Он также устраивает придворные пиршества и праздники, организует грандиозные представления. В его задачи входила, в том числе, разработка масок и костюмов, различных устройств для развлечения гостей. Помимо этого, Леонардо проектировал различные военные орудия и технику, которые могли бы помочь герцогу выстоять в борьбе с врагами.

По ночам же мастер расчленял тела умерших людей: он хотел знать, как человеческий организм устроен изнутри, как работают мышцы и внутренние органы.

Прощание с Миланом и создание «Джоконды»

В Милане художник провел 13 лет. Но в 1499 году в город вторгаются французы и заключают Людовико Сфорца под сражу. Оставшись без покровителя, Леонардо да Винчи отправляется в другие города в поисках работы. За несколько лет он побывал в городах Мантуя, Венеция, после чего снова вернулся во Флоренцию.

Мастер продолжает заниматься анатомией, наукой, посвящает много времени разработке новых изобретений. Именно во Флоренции Леонардо да Винчи начал писать портрет «Моны Лизы», которому суждено было стать самым главным шедевром человечества. Картину мастер всегда возил за собой и работал над ней до конца свой жизни.

Умер Леонардо да Винчи во Франции, где провел свои последние годы. Случилось это 2 мая 1519 года. Великому мастеру тогда было 67 лет. Все свои картины и чертежи он завещал двум своим ученикам.

6 удивительных фактов о Леонардо да Винчи

  1. Существует только один автопортрет художника. Его Леонардо написал уже в старости. Нам остается только догадываться, как выглядел художник в молодости. Ученые предполагают, что он был высоким, симпатичным, хорошо сложенным и сильным молодым человеком.
  2. В 2001 году в Норвегии построили мост по эскизам Леонардо да Винчи. Мост имеет необычную изогнутую форму и по нему очень любят гулять как местные жители, так и туристы.
  3. Леонардо очень любил природу и животных. Он не ел мяса и покупал на рынках птиц, после чего выпускал их из клеток на волю.
  4. Художник был первым человеком на земле, изобразившим эмбрион человека.
  5. Леонардо да Винчи был не только живописцем, музыкантом, изобретателем, но и модельером. Среди его работ есть эскиз женской сумки. В 2012 году современные модельеры изготовили сумку по дизайну да Винчи. Аксессуар получился очень красивым и изысканным.
  6. Писал художник не слева направо, как большинство людей, а справа налево. Поэтому, чтобы понять его записи, приходится приставлять к ним зеркало и считывать тексты с отражения. Считается, что необычную манеру письма он выбрал для того, чтобы зашифровать свои записи. Когда это было нужно, Леонардо да Винчи писал традиционным способом, то есть слева направо.

Легендарные произведения мастера

Портрет «Джоконда»

Самая знаменитая картина нашей планеты находится в парижском Лувре. Считается, что на полотне изображена знатная жительница Флоренции Лиза Герардини дель Джокондо. Таинственная улыбка Моны Лизы уже сотни лет не дает покоя искусствоведам и ученым. Чему она улыбается? Одни исследователи считают, что девушка беременна, другие утверждают, что в момент написания картины, её развлекают музыканты клоуны, третьи говорят, что она улыбается, потому что влюблена в художника.

Фреска «Тайная вечеря»

Полотно украшает стену монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, расположенного в Милане. На картине изображен пасхальный ужин Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Во время этой трапезы Иисус сказал, что один из апостолов его предаст. Леонардо да Винчи писал полотно с использованием яичной темпры (краски на основе яичного желтка), из-за этого шедевр начал разрушаться еще при жизни автора. Интересно, что в годы Второй мировой войны церковь была практически полностью разрушена, но стена с фреской осталась цела.

Изобретения, опередившие время

Автомобиль

Леонардо да Винчи придумал проект автомобиля за 300 лет до того, как машины вошли в жизнь людей. Его автомобиль был выполнен из дерева (как телега), а в движение транспорт приводили две пружины.

Водолазный костюм

Изобретатель придумал водолазный костюм, ласты и спасательный круг.

Летательные аппараты

Леонардо да Винчи верил, что люди смогут подняться в воздух. Среди его чертежей есть проекты вертолета, дельтаплана, воздушного шара.

Цитаты Леонардо да Винчи

Порицай своего друга наедине и хвали на людях.

Жалок тот ученик, который не превзошел своего учителя.

Кто боится опасности, тот от нее и погибает.

Кто мало думает, тот много ошибается.

Офтальмолог из Лондонского городского университета Кристофер Тайлер заявил, что у известного художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, вероятно, было прерывистое расходящееся косоглазие.

Выяснить это помогло исследование шести картин, рисунков и скульптур художника. Ученый считает, что это заболевание помогало Леонардо да Винчи в создании точных и выразительных портретов.

Напомним, что при косоглазии один или оба глаза при взгляде на объект отклоняются от центральной оси. Со стороны видно, что роговицы расположены несимметрично по отношению к углам или краям век.

Косоглазие бывает врожденным и приобретенным. В первом случае оно возникает из-за генетических отклонений или проблем во время вынашивания ребенка.

Приобретенное косоглазие чаще всего проявляется из-за различных глазных заболеваний, например высокой степени близорукости, глаукомы или катаракты. Косоглазие может развиться и после тяжелых травм или перенесенных заболеваний, таких как корь, скарлатина, дифтерия.

Среди художников косоглазие встречается не редко. Например, Рембрандт, Дюрер и Дега тоже страдали данным заболеванием. Это видно из их автопортретов, на которых заметно неправильное положение роговицы одного из глаз.

Офтальмолог Кристофер Тайлер предположил, что этот недуг мог быть и у Леонардо да Винчи. В своем исследовании врач проанализировал несколько портретов, скульптур и автопортретов мастера, измерив в них угол косоглазия - то есть угол, на который зрачки отклонялись от срединной линии.

Одним из первых объектов стали статуя Давида и терракотовый бюст, получивший название «Молодой воин» работы Андреа дель Верроккьо. Искусствоведы считают, что моделью для молодого воина был сам Леонардо, который на тот момент был подмастерьем Верроккьо.

Статуя Давида работы Андреа дель Верроккьо

Ученый заметил, что внешне воин и Давид во многом похожи, и у обеих скульптур Тайлер выявил косоглазие.

На полотнах Леонардо «Иоанн Креститель» и «Спаситель мира», где тоже, вероятно, есть изображение художника, офтальмолог нашел признаки косоглазия у героев.

Анализ выравнивания глаз на портретах и скульптурах говорит о том, что да Винчи страдал прерывистым расходящимся косоглазием. В расслабленном положении угол косоглазия, по-видимому, составлял -10,3 градуса, но когда художник фокусировался, глаза возвращались в правильное положение, - пояснил автор исследования.

Ученый предположил, что эта особенность помогала художнику замечать всю глубину цвета и объемы объектов, которые он изображал. Об этом говорил и сам Леонардо да Винчи, когда писал: «Первое, что нужно учитывать, это то, имеют ли предметы нужные контрасты, соответствующие их [трехмерному] положению».

Цитаты : 1. Счастье достается тому, кто много трудится. 2. Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. 3. Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. 4. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. 5. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. 6. Критикуя, критикуй мнение, а не его автора. 7. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. 8. Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую чувствуют. 9. Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину. 10. Глаз меньше ошибается, чем разум.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Леонардо — великий итальянский художник эпохи Возрождения, скульптор, архитектор, инженер и ученый, изобретатель, анатом, ботаник, музыкант, писатель, философ и полимат.
Основной вклад (чем известен): Леонардо является наиболее разносторонне одаренным человеком, из когда-либо живших на земле и всеобще признан как наиболее универсальный гений всех времен. Его широкий круг интересов и способностей делает его архетипом человека эпохи Возрождения. Он был основоположником стиля Высокого Возрождения и оказал огромное влияние как на своих современников так и на современных художников. Автор Моны Лизы (Джоконды) и Последней Вечери.
Вклады:
Художник и скульптор. Леонардо был, и в настоящее время известен, прежде всего как художник. При этом он единодушно признается одним из величайших художников всех времен.
Одной из ранних работ Леонардо был портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), который был написан в флорентийской мастерской, во время его ученичества у Андреа Верроккьо. В 1478 году Леонардо стал независимым мастером. Его первой работой был алтарь для часовни Палаццо Веккьо, в флорентийской ратуши, который никогда так и не был завершен. Среди его ранних работ были Благовещение (1475-80), так называемая Мадонна Бенуа (1478). Его первая большая картина, «Поклонение волхвов», которую он начал в 1481 году, также осталась незавершенной, потому что в следующем году он переехал в Милан.
Работая в Милане в период (1482-1499), Леонардо создал несколько своих самых известных работ. Ему было поручено написать Мадонну в Гроте для Братства Непорочного Зачатия. Существуют две разные картины с практически одинаковым сюжетом, одна из которых сейчас находятся в Лувре, была написана в 1483-1486 годах и другая в Национальной галерее в Лондоне (1495-1508). В 1485 году Леонардо создал «Витрувианского человека», который сегодня рассматривается как культурная икона. В 1488-1490 годах Леонардо да Винчи написал свои известнейшие картины — Даму с горностаем и Мадонну Литту. Знаменитая фреска Леонардо «Тайная вечеря» для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане была начата в 1495 и завершена в 1498 году.
Когда в 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию, он создал ряд своих наиболее выдающихся шедевров. В своих произведениях этих лет, он сосредотачивал внимание на изображении человеческой жизненной силы, например как в картине Леда и лебедь (1502). Его великая работа Мона Лиза (ок. 1503 — 1506), представляющая портрет жены флорентийского купца. Загадочная и неоднозначная полуулыбка Джоконды является одной из отличительных черт картины.
Эта работа наряду с Тайной вечерей, рассматривается как самый известный и выдающийся шедевр всех времен.
Среди картин, которые он создал в данный период были Мадонна и младенец со святой Анной (1508-1509) и Бахус (1513-1515). Эти работы являются примером нового стиля Леонардо туманного- сфумато, представляющего тонкие переходы тонов. В 1513 году он создал загадочную картину молодого Св. Иоанна Крестителя, а также один из своих самых известных рисунков Автопортрет (ок. 1510-13).
Хотя сохранилось только около пятнадцати его завершенных картин, все они считаются мировыми шедеврами. Эти несколько сохранившихся работ, вместе с его дневниками, которые содержали рисунки, научные диаграммы и мысли о природе живописи, оказали влияние на последующие поколения художников. Его труды по искусству утвердили в живописи идеалы изображения и выражения, заложили стандарты трехмерного искусства, правила создания рисунка и работы с пространством, изображения пейзажей, а также света и тени.
К сожелению ни один из его скульптурных проектов не был доведен до конца и фактически не осуществился в том виде, в котором он был задуман.
Мировую известность ему принесли его картины «Тайная вечеря» и особенно «Мона Лиза» (Джоконда).
Леонардо очень любил эту работу и брал ее собой во все свои путешествия. Мона Лиза, как и многие из его картин, включала ландшафт и использование воздушной перспективы. Леонардо был одним из первых художников который ввел проблематику воздушной перспективы в искусство.
Существует история о написании «Тайной вечери». Леонардо первым нарисовал Иисуса. Несколько лет спустя Леонардо в качестве модели для Иуды нашел опустившегося уголовника, не понимая, что это был тот же самый человек. Но нет никаких доказательств того, что Леонардо действительно использовал одного и того же натурщика.
Архитектор. Леонардо создал проект «Идеальный город» (1484), двухуровневые мосты через реку, арочный мост, проект церкви с центральным куполом.
Изобретатель. Леонардо известен своим уникальным талантом изобретателя. Он создал большое количество гениальных изобретений, среди которых: подводная лодка, танк, велосипед, робот, прожектор, увеличительное стекло, устройства для концентрации солнечной энергии, калькулятор, механический гриль, передвижные дома, скафандр и ласты.
Некоторые его эскизы представляли собой предвидение таких современных изобретений, как вертолет, планер, дельтоплан, аэроплан и парашют. Его летательные аппараты, воплощали рациональные принципы аэродинамики, которые он разработал после тщательного изучения полета птиц.
В области механики он создал проекты, прокатных машин, металлургических печей, печатного станка, подъемного крана, деревообрабатывающего оборудования, ткацких станков.
Только немногие из его проектов возможно было осуществить при его жизни, но некоторые из его небольших изобретений, таких, как автоматизированная моталки катушки и машины для испытания прочности на растяжение провода были созданы.
Ученый. Леонардо проводил научные исследования на протяжении всей своей жизни и вследствие этого значительно обогатил состояние знаний в области анатомии, геологии, ботаники, архитектуры, механики, оптики, математики и гидродинамики.
В анатомии он изучал циркуляцию крови и действие глаза. Он сделал детальные рисунки строения человеческого тела, которые высоко ценятся и сегодня. Леонардо описал многие свойства зрения, такие как «иррадиация», которая заключается в том, что светлые объекты кажутся больше, чем темные.
Он сделал открытия в области метеорологии и геологии, описал влияние Луны на приливы и отливы, изложил базовую тектоническую теорию плит, заложил основы современного представления о формировании континентов и раскрыл природу ископаемых раковин.
Он был одним из создателей науки гидравлики и, вероятно, разработал ареометр, его инновационные проекты каналов и ирригационных систем по-прежнему применяются в практике. Его многочисленные эксперименты в области гидравлической техники позволила ему точно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. В ботанике он предложил описание законов филлотаксии, гелиотропизма и геотропизма, описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев по годовым кольцам.
Философ. Леонардо был также гениальным и своеобразный философом и мистиком. Картины Леонардо полны философских и духовных размышлений, а некоторые его полотна и записи содержат таинственные загадки. Так для обострения восприятия мира и развития воображения Леонардо создавал загадки и предсказания: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» (Интернет, телефон). Невидимые деньги будут поступать к многим, которые потратят их на торжество. (Электронные денежные переводы). Леонардо также предложил оригинальный метод активизации воображения: «Для того, чтобы возбудить ум, созерцайте стены покрытые бесформенными пятнами. Старайтесь найти в них горные пейзажи, деревья, сражения и лица «. Его научные теории, как и его художественные нововведения, были основаны на тщательных научных наблюдениях. Он считал, что сила восприятия и способность к зарисовке полученных наблюдений, являются универсальным ключом к тайнам природы.
Основные труды: Портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), Благовещение (1475-1480), Мадонна Бенуа (Мадонна с гвоздикой) (1478-1480), Поклонение волхвов (1481), Мадонна в гроте (Лувр) (1483-1486), Витрувианский человек (1485), Дама с горностаем (1488-1490), Мадонна Литта (1490), Тайная вечеря (1498), Леда и лебедь (1502), Мона Лиза (1503-07), Мадонна в скалах (1505-08), Мадонна и младенец со святой Анной (1508-1509), Вакх (1513-1515), Св. Иоанн Креститель (1513-16), Автопортрет (1514 — 1516).

Жизнь:

Происхождение: Леонардо родился 15 апреля 1452, в тосканском городке Винчи, расположенном в нижней части долины реки Арно, примерно в 25 милях к западу от Флоренции. Он был незаконным сыном Мессера Пьеро ди Фруосино Антонио да Винчи, флорентийского нотариуса и Катерины, красивой крестьянской девушки. Леонардо не имел фамилии в современном смысле этого слова, «да Винчи» просто означает родом из «Винчи»: Его полное имя при рождении было «Леонардо ди сер Пьеро да Винчи». Он провел свои первые пять лет в деревне Анчиано, затем жил в доме своего отца, дедушки, бабушки и дяди Франческо, в небольшом городке Винчи. Его отец женился на шестнадцатилетней девушке по имени Альбиера, которая любила маленького Леонардо, но умерла молодой. Когда Леонардо было шестнадцать лет его отец снова женился на двадцатилетней Франческе Ланфредини.
Образование: Леонардо получил неформальное образование, в процессе которого он изучал латынь геометрию и математику. В 1466 году его отец отдал учится художественному ремеслу известному художнику Андреа Верроккьо (1435-1488).
Оказали влияние: Андреа Верроккьо
Основные этапы профессиональной деятельности:
1. Флорентийский период (1466-1482). В 1466 году, в возрасте четырнадцати лет, Леонардо поступил учеником к художнику Андреа ди Чионе, известного как Верроккьо, студия которого считалась одной из лучших во Флоренции. Там он обучился искусству живописи, скульптуры и различным ремеслам.
К 1472 году в возрасте двадцати лет, Леонардо получил квалификацию мастера гильдии Святого Луки, сообщества художников и врачей (1466-1478).
В январе 1478 он получил свой первый независимый заказ по созданию алтаря для часовни Святого Бернара в Палаццо Веккьо. В этом же году он покинул студию Вероккьо и больше уже никогда не жил в доме своего отца. В 1480 году он переехал во дворец Медичи и работал в саду у площади Святого Марка во Флоренции.
2. Миланский период (1482-1499). В 1482 году он поступил на службу к герцогу Миланскому Лодовику Сфорца в качестве художника и инженера. В Милане его художественный и творческий гений развернулся в полную меру. Кроме того в 1490 году он начал свой проект написания трактатов о «науке живописи», о архитектуре, механике и анатомии.
Живя в Милане между 1493 и 1495 Леонардо в налоговых документах, среди своих иждивенцев, указывал женщину по имени Катерина. Она умерла в 1495 году и перечень приведенных похоронных расходов позволяет предполагать, что эта женщина была его матерью.
3. Период странствий (1499-1519). Когда в 1499 году, французы вторглись в Милан Леонардо покинул город и начал кочевой образ жизни, который он главным образом посвятил своим научным исследованиям. В 1499 году в поисках работы Леонардо переехал в Мантуе, а затем в Венецию.
Второй флорентийский период (1500 -1508). По возвращении во Флоренцию в 1500 году, он проживал с монахами в монастыре Сантиссима Аннунциата.
В 1502 году Леонардо поступил в качестве военного инженера и архитектора на службу к Чезаре Борджиа, герцогу Романьи и сыну папы Александра VI. Для того, чтобы завоевать расположение герцога, Леонардо создал карту крепости Чезаре Борджиа, и план города Имола. Этим самым он заложил основы современной картографии. Выступая в качестве военного инженера он руководил строительством крепостей в Папской области в центральной Италии и много путешествовал по Италии со своим покровителем.
Однако, он не остался в Милане и в 1503 году вновь вернулся во Флоренцию. Там 18 октября 1503 Леонардо вернулся в гильдию Святого Луки и служил там в комиссии художников.
Флоренция была в состоянии войны с Пизой и Леонардо служил городу-государству в качестве военного инженера, продолжая одновременно свои научные исследования.
В 1504 умер его отец, и Леонардо пришлось улаживать проблемы с наследством со своими братьями.
Леонардо начал работу над большой фреской Битва при Ангиари для Синьории, посвященной памяти битвы при Ангиари, в которой Флоренция одержала победу над Пизой. Он посвятил два года проектированию картины и в 1505 году создал полный размер эскиза, но так никогда не завершил ее в настенной живописи.
Второй миланский период (1508-1513). После пяти лет занятия живописью и научными исследованиями во Флоренции, в 1508 он вернулся в Милан. Там он жил и проводил плодотворные научные исследования в своем собственном доме в Порта Ориентале в округе Санта-Бабила.
Римский период (1513-1516). С сентября 1513 до 1516 года Леонардо провел большую часть своего времени в Бельведере в Ватикане в Риме, где в это же время жили Рафаэль и Микеланджело. Позже он короткое время работал в Болонье и Венеции.
Французский период (1516-1519). В 1516 году он поступил на службу королю Франции Франциску I и уже никогда не возвращался в Италию.
Во Франции он жил рядом с резиденцией короля в королевский замке Амбуаз, в собственном доме, подаренным Фрэнсисом I.
Именно здесь он провел последние три года своей жизни, в обществе своего друга и ученика, графа Франческо Мельци, получая от короля плату в 10000 экю.
Универсальный гений. Леонардо более чем кто-либо заслуживает звания Homo Universalis, универсальный человек. Он был совершенным творцом во всех видах искусства, первооткрывателем в большинстве отраслей науки, и выдающимся изобретателем в области техники. Он был почти одинаково талантлив и успешен в архитектуре, скульптуре, машиностроении, геологии, гидравлике и военной технике.
Основные этапы личной жизни: Два события детства повлияли на всю его оставшуюся жизнь. Маленький Леонардо увидел как коршун упал с неба, завис над его колыбелью и своим хвостом открыл ему рот.
Позже он расценивал это событие как предзнаменование. Кроме того, как то во время прогулки в горах, он обнаружил пещеру и ему стало страшно, когда он представил, что там скрываться большое чудовище, и одновременно он почувствовал непреодолимое желание узнать, что находится там внутри.В 1490 году да Винчи установил опеку над десятилетним мальчиком Джан Джакомо Капротти. Позже мальчик получил прозвище Салай или Салаино («маленький дьявол). Он был описан Джорджо Вазари, как «изящный и красивый юноша с вьющимися волосами, который очень радовал Леонардо». Однако год спустя Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его «вором, лжецом, упрямцем и обжорой» Салаино оставался его товарищем, слугой и помощником в течение следующих тридцати лет.
Леонардо встречался с Никколо Макиавелли, отношения с которым позже переросли в близкую дружбу. Также среди его друзей была Изабелла д’Эсте, которая была его ближайшим другом женщиной.
Леонардо умер в Кло-Люсе, 2 мая 1519. Франциск I стал близким другом и согласно Вазари Леонардо умер у короля на руках. Леонардо был похоронен в часовне Святого Губерта в Шато Амбуаз, Франция).
Его главным наследником был Мельци, который получил также деньги, картины Леонардо, его инструменты, библиотеку и личные вещи. Салаино также не был забыт, и получил половину виноградников Леонардо и картину Мона Лиза.

Личность. Леонардо был художником, наделенным выдающейся физической красотой, сверхчеловеческими способностями и таинственной силой. Он обладал гигантскими любопытством по отношению к физическому миру и неограниченным стремлением к знаниям, при этом масштаб и глубина его интересов были беспрецедентными.
Кроме этого он был красивый, высокий, веселый и приветливый мужчина, приятный собеседник и талантливый оратор, хороший спортсмен, прекрасный музыкант и импровизатор.
Джорджо Вазари, в своей книге «Жизнь художников» писал о нем: «единственный человек удивительно наделенный небесами красотой, грацией и талантом в таком изобилии, что ему не было равных в истории человечества».
Леонардо от рождения был левшой и писал свои дневники зеркальным письмом, справа налево. Этот специальный прием, который требует для чтения зеркало, помог ему сохранить многие из его записей в тайне.
Изюминка : Всплеск общественного интереса к его жизни состоялся в 2003 году, в связи с публикацией бестселлера — триллера Дэна Брауна – «Код да Винчи». В его картинах существуют скрытые сообщения, которые можно назвать «Картины в картинах». Он был первым человеком в истории, проведшим достаточно точные исследования анатомии человека, и сделавшим точные рисунки человеческого тела. Отчасти он делал это в процессе тайного рассечения и изучения трупов. Леонардо работал у Миланского герцога Людовико Сфорца, в течение почти восемнадцати лет (1482-99). Леонардо был строгим вегетарианцем. Зигмунд Фрейд в своем эссе, написанном в 1910 году пытался разрешить тайну Леонардо да Винчи. Он подверг анализу сложное детство Леонардо, его подсознание и движущие мотивы. Так он сделал вывод, что изображение Девы Марии и Святой Анны (1508) представляет собой защитную реакцию на наличие у него двух матерей. Согласно Фрейду частичное завершение Мадонны и наличие многих других незавершенных работ Леонардо — символично и является бессознательным выражением переживания опыта лишения его матери. Эксперты утверждают, что гермафродитизм и эротизм проявляются в ряде работ Леонардо, например в таких как Мона Лиза и Св. Иоанн Креститель. Некоторые итальянские антропологи и эксперты установили, что отпечатки пальцев матери Леонардо говорят о том, что она была «восточного происхождения» и, вероятно, арабкой. Зигмунд Фрейд говорил о нем: «Леонардо да Винчи был человеком, который проснулся рано в темноте, в то время как другие все еще спали».


1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них “дозреет”. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она “живая”. На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

3. Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая “мельница” дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

4. Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

5. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - “незавершенка”. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал “окна незаконченности”. Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.