Можно ли назвать героев мертвых душ современными. "Мертвые души": смысл названия

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Образ Чичикова в поэме Мертвые души с цитатами» для 9 класса. Характеристика личности Чичикова. Почему рыцарь копейки — мертвая душа? Способен ли он к нравственному возрождению?

Не все люди понимают истинное величие «Мертвых душ». Многие считают, что это «книжка, которую задавали читать в школе» и не больше. На самом же деле поэма Гоголя — не просто нудная часть школьной программы, это образы, характеры, портреты, которые живы с 19 века до нашего времени, и никогда, к сожалению, не исчезнут. Мертвые души здесь не только помещики, но и отчасти главный герой, Павел Иванович Чичиков. Живая он душа или мертвая – вопрос спорный. Так попытаемся же разобраться в образе одного из первых аферистов в русской литературе.

Многие говорят, что Гоголь относился к своему герою скорее положительно, ведь изначально его задумкой было «перевоспитать» Чичикова к третьему запланированному тому, но до нас дошел только один, а потому ссылаться мы можем только на него. В первой части Чичиков — мертвая душа, пусть и не соотносимая по «пошлости» с помещиками. Сам Гоголь считает почти так же: «А добродетельный человек все-таки не взят в герои».

Можно даже назвать его «героем своего и нашего времени», ведь Чичиков — человек с мелкими страстями. Сколько молодых людей сейчас одержимы алчностью, сколько аферистов прикрываются почетным именем «бизнесмен»? Чичиков именно такой, причем, с детства: тогда он превратно понял пресловутое отцовское «береги копейку». В пошлости души Чичикова винят его отца, который якобы научил его плохому. Но это не совсем так. Довольно примечательно, что Гоголь пишет: «Он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». То есть, писатель проводит разграничивающую линию между сыном и родителями. Ведь Чичиков по натуре своей именно ближе к мещанству, чем к своим дворянским корням.

Хоть его отец и был беден, он учил сына «науке мудрой скупости», а не судорожному поиску прибыли любыми путями. Сам же Чичиков старший «занимал все должности в доме». То есть, он не столько стремится к наживе, сколько просто экономит. И сына он учил нравственности и практичности, а не дурным вещам: «Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Единственное, что можно вменить отцу в вину так это его монолог о жуткой жадности и бережливости. Но ведь он не следовал этому так яро, как сделал это сын. У Павлуши, видимо, с рождения была заложена эта мерзкая черта.

Имение Чичикова

И Чичиков стал быстро превращаться в того, кем ему, похоже, суждено было стать изначально. Подмасливание к преподавателям, циничное отношение к дружбе, лицемерие и жадность — все это только прогрессировало в нем. Гоголь пишет: «Нельзя, однако же, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были да того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которых положено было не трогать».

Как нам кажется, последние слова автора написаны с иронией. Для героя все упирается в деньги, он мечтает о красивой жизни и бережет, чтобы приумножить и потом ни в чем не нуждаться. Это вполне здравые мысли, а у Чичикова к тому же явно виден талант к ведению бизнеса, но он настолько циничен, что это уже не мечты, а маниакальность. Идти по головам, равнодушно играть на чувствах – все дозволено ради того, чтобы жить припеваючи. Вся его биография – скользкий путь от одной аферы к другой.

Как Гоголь видит своих героев

Гоголь почему-то видел в Чичикове человека, способного к перевоспитанию, но позже сжег второй том из-за отсутствия «жизненной правды» и не приступал к третьему. Может быть, отчасти и потому, что Чичиковы не перевоспитаются никогда? Сам автор противоречит себе в выражениях. Описывать биографию Чичикова он начинает со следующих слов: «Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!». А позже он же смягчает выражение: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».

Рисуя этот противоречивый образ, Гоголь хотел показать современникам, чем плохи беспринципные бизнесмены, которые воспитаны не на нравственных идеалах, а на жажде богатств и роскоши. Дал ли писатель шанс таким людям на покаяние и возвращение к праведной жизни – вопрос дискуссионный. Возможно, в продолжении поэмы вектор развития духовных качеств героя кардинально поменялся бы, но Павлуша так и застыл в истории практичным циником, повторяющим как «Отче Наш» свое «Береги копейку». Чичиковы — беда России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! Справедливее всего назвать его: хозяин, при­обретатель. Н. Гоголь. Мертвые души В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость в появлении лю­дей другой жизненной ориентации, ловких и предприимчи­вых, таких как Павел Иванович Чичиков. В образе Чичикова мы видим «человека уже средних лет и осмотрительно-охлажденного характера», он отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик «херсон­ский», но все-таки дворянин), «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок». Этот образ постоянно находится в развитии, поэтому так неопределен; Чичиков наделен способностью подстраиваться под события, характеры, обстоятельства, он гибок, ловок, многолик. Отец оставил в наследство маленькому Павлуше пол­тину меди и завет старательно учиться, угождать учите­лям и начальникам, сторониться друзей и самое главное - беречь и копить «копеечку», ибо все могут предать, только копейка поможет и спасет. Неукоснительно выполняя со­веты отца, Чичиков продвигался по жизни и понял вскоре, что понятия чести, достоинства, моральных принципов, о которых отец умолчал, только мешают при достижении целей. Стремление к приобретательству и накоплению было развито в Чичикове с детства, в жертву ему он приносил многие удовольствия, которыми мог бы воспользоваться в жизни. Ум и изворотливость помогали главному герою наживаться, обманывая товарищей, начальников, госу­дарство. Много работая в юные годы, терпя в жизни ущемления и лишения, Чичиков начинает свою карьеру с обмана по­вытчика и его дочери, а затем - взяточничество, присвое­ние казенных денег, крупные махинации на таможне. Судь­ба его складывалась так, что он всякий раз терпел фиаско, однако снова устраивался и с еще большей энергией осу­ществлял очередное мошенничество, оправдываясь тем, что все пользуются своей должностью, «все приобретают» и если бы не взял он, то взяли бы другие. Мы понимаем, что в России в те времена такое поведение чиновников было естественным, но Чичиков отличался ото всех какой-то непостижимой осторожностью и расчетливостью. К своим «приобретениям» он всегда шел очень целенаправленно, планомерно, не спеша. Тщательно продумал он и аферу с мертвыми душами, которые после покупки собирался за­ложить в опекунский совет, как живых, и на этом деле разбогатеть. При покупке столь необычного товара Чичиков пред­стает перед нами в качестве непревзойденного психолога. Он прекрасно умеет общаться с людьми, используя в своих целях как их достоинства, так и недостатки. Общаясь с чиновниками и помещиками, Чичиков с каждым из них ведет себя совершенно по-разному, умело приспосабливаясь к их характерам и социальному положению: то сен­тиментален, то груб, то упорен и настойчив, то льстив и вкрадчив. Своей энергичностью, деловитостью, умом он выгодно выделяется на фоне вялых, часто глупых, не име­ющих определенных целей помещиков. Однако, общаясь с мерзавцами, мошенниками, бездельниками, глупцами, Чи­чиков не становится от этого честнее, благороднее, человеч­нее. Называя своего героя «мошенником из мошенников», «подлецом», Гоголь не только высказывает свое отношение к такому типу людей, но и старается показать нам, что приобретательство становится страшным бичом общества. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличает­ся от «мертвых душ» помещиков и чиновников, с которы­ми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной ни­щете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость. Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал ка­питал, деньги как средство, дающее независимость, поло­жение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его ни­когда не интересовали, и шел Чичиков к своей единствен­ной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки. Гоголя тревожило и беспокоило появление чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. В своей «Авторской исповеди» писа­тель признался: «Я думал, что... лирическая сила... помо­жет мне так ярко изобразить недостатки, что их вознена­видит читатель, если бы даже нашел их в себе самом». Однако мы видим, что в наше время чичиковы находят сферы приложения своим идеям, энергии, корыстолюби­вым планам. Бороться же с ними способно не только ра­зумное законодательство, вставшее на защиту народа, но и каждый человек в отдельности, развивая свои внутренние качества, воспитывая свои сердце и душу.

У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод…» Гоголю даже тяжело определить его положение, дать имя этому новому явлению. В конце концов слово найдено: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель». Это представитель новых, буржуазных отношений, которые составляются в русской жизни.

Чичиков вырос хотя и в дворянской, но бедной семье, в домике с маленькими окнами, которые не отворяли ни зимой, ни полетом. Бедность, унижение, одинокость постепенно убедили Павлушу в том, что есть лишь один способ, чтобы утвердиться в жизни - деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой».
Испытав неудачи на службе, Чичиков ставит себе справедливый вопрос: «Почему же я? зачем на меня обрушилась беда?… и почему должен я пропасть червем?» Чичиков не хочет «пропасть» и ищет пути приспособления к новой жизни. Придуманный им способ обогащения можно назвать авантюрой, аферой. Но ему подсказало само время: беспорядок в стране, тяжелое положение крестьян. «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Богу, не мало. Помещики проигрывались в карты, закутались и промотались как следует; все полезло в Петербург служить: имена брошены, управляются как попало, подать уплачивается с каждым годом труднее». Товар, который скупает Чичиков, даже сегодня непривычный ни для слуха, ни для ума - мертвые души. Но как бы не страшила непривычность аферы, предлагаемой помещикам, очевидная выгода ее закрывает глаза на то, что и в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души».

И вдобавок Чичиков владеет многими качествами человека «нового времени», «дельца», «спекулянта»: и приятность в поведении и уступках, и живость в деловых делах - «все оказалось, что нужно для этого мира». Одного только не оказалось в ловком предпринимателе - живой человеческой души. Все живые понуждения Чичиков выдворил со своей жизни. Человеческие чувства, «блистающая радость» жизни уступили месту практицизму, идеи успеха, расчета. В конце первого тома Чичиков не достиг своей цели. Он не только испытал коммерческие неудачи, а и понес моральный убыток. Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не дернули Чичикова отказаться от мечты в жизни «во всех довольствах, со всякими благосостояниями». И мне кажется, что он ее когда-нибудь осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудача сделает его более опытным, хитрым. Или не поэтому улыбается Чичиков, что мчится на тройке верстовым путем?

    Манилов- персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...

    В 30-е годы XIX века Н.В.Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и поэтому радостно воспринимает «подсказку» Пушкина - сюжет о «мертвых душах». 292 литература В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию...

    Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость...

    Произвол помещиков, тяжелая жизнь крепостных крестьян, пьянство, лень- все это без прикрас было показано Гоголем в поэме “Мертвые души”. Россия - богатая, бедная, добрая, уродливая, глупая, любящая, злая - встает перед нами на страницах произведения....

    Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому...

Первое, что отличает Чичикова и Плюшкина от остальных персонажей поэмы, это наличие у них прошлого – биографии. Биография этих героев – это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение – через покаяние.

Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался «провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению». Героя зовут Павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. Если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, должен был переродиться, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. И уже в первом томе есть предпосылки к этому. Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Автор даёт Чичикову право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья». «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы...»; «неприятно, смутно было у него на сердце...»; «какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им» – фиксирует Гоголь моменты внутреннего голоса у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда в лирических отступлениях внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним – например, отступление об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке («Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!»). Гоголь доверяет Чичикову рассказать о русском богатырстве, восхититься мощью и простором Руси. Основа трагизма и одновременно комизма этого образа в том, что все человеческие чувства в Чичикове спрятаны глубоко внутри, а смысл жизни он видит в приобретательстве. Совесть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, создавая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру...». В конце концов, Чичиков оправдывает свое преступление. Это путь деградации, от которого предостерегает своего героя автор. Писатель призывает Чичикова, а вместе с ним и читателей, вступить на «прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине», это путь спасения, возрождения живой души в каждом.

Глава о Плюшкине композиционно выделена Гоголем, она расположена ровно посередине путешествия Чичикова по окрестным помещичьим усадьбам. Глава начинается и заканчивается лирическими отступлениями, чего не было при описании других помещиков. Все остальные рассказы построены по одной схеме: Чичиков знакомится с усадьбой, с домом, потом покупает крестьян, обедает и уезжает. Но глава, посвящённая Плюшкину, как бы прерывает эту однообразную цепочку: показана история жизни, развёрнутая биография героя, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. В далеком прошлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам «Мертвых душ»: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать». Становится понятно, что сначала Плюшкин был совершенно другим человеком. В раннем Плюшкине есть только возможность его будущего порока. На это намекают «мудрая скупость» и отсутствие «слишком сильных чувств». Гоголь описывает умирание изначально неплохого человека.

Если во всех других помещиках подчеркивалась именно их типичность, то в Плюшкине автор видит не столько характерное для помещичьей России явление, а своего рода исключение. Даже Чичиков, видавший «немало всего рода людей», такого «еще не видывал», да и в авторской характеристике Плюшкина сказано, что «подобное явление редко попадается на Руси». То состояние, в котором его находит Чичиков, и впрямь ужасающе. Рисуя портрет Плюшкина, автор сгущает краски до предела: Чичиков не мог даже «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик», – и решил, в конце концов, что перед ним ключница. Но, пожалуй, даже и ключница не наденет то тряпье, которое носит Плюшкин: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились, что походили на юфть, какая идет на сапоги». Гоголь даёт уничтожающую характеристику Плюшкину – «прореха на человечестве». Но умерла ли его душа до конца? Невероятно важно в раскрытии образа Плюшкина не только описание его одежды, но и его внешности. Хотя Гоголь и пишет, что лицо этого персонажа не представляло собой ничего особенного, оно выделяется из галереи прежних лиц: «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». У Плюшкина самые живые из всех героев глаза. Пусть не человеческие, но живые! При упоминании имени товарища на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Это значит, что в нём осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. В шестой главе содержится подробное описание сада Плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. Сад – это своеобразная метафора души героя. Только у него в имении находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда Чичикова.

Очень важно знать замысел второго и третьего томов «Мертвых душ». Из всех героев первого тома Гоголь хотел провести через очищение к возрождению души в третьем томе только двух – Чичикова и Плюшкина. Значит, позиция автора далеко не так прямолинейна, как может показаться на первый взгляд. Именно у Плюшкина, по мнению автора, остаётся хоть и ничтожный, но всё же шанс на духовное перерождение.

Итак, Чичиков и Плюшкин, в отличие от других персонажей поэмы, показаны в развитии, но в развитии обратном, то есть в деградации, и, по замыслу Гоголя, должны были возродиться во втором томе произведения.

А вот Манилову, например, деградировать некуда. Он давно застыл, как закладка в книжке, что лежит на четырнадцатой странице уже два года.

Главным произведением Николая Васильевича Гоголя, несомненно, была поэма «Мертвые души», первый том которой был написан в 1842 году. Поэма писалась большей частью за границей, куда уехал Гоголь после неудачной премьеры «Ревизора», но автор всё же повествует о России, о её настоящем и будущем. По изначальной задумке произведение должно было состоять из трёх томов. В первом томе описывалась российская действительность, со всеми её беспорядками, творившимися в обществе и в правящих кругах, во втором томе предлагались пути возрождения, а в третьем - общество, возможно, утопического райского завтра, которое в итоге должно воцариться на русской земле. Но писатель так и не смог до конца справиться со своей задачей, поэтому второй том «Мертвых душ» дважды сжигался своим создателем. До третьего дело так и не дошло.

Но первый том был сохранен и издан. На фоне аферы Павла Ивановича Чичикова (покупка умерших крестьян, но ещё числящихся по ревизской сказке живыми) Гоголь мастерски изображает многообразную русскую жизнь разных слоев населения и показывает отрицательные стороны правителей. Одновременно раскрывалась и вся глубина главной темы произведения. Понятие «мертвых» и «живых» в поэме постепенно переходят из своего истинного лексического значения в символическое. Помещики и чиновники города N - это представители так называемых «мертвых душ», которые давно остановились в своем духовном развитии, а Чичиков - это типичная «живая душа», человек, который должен вывести Россию на путь возрождения.

Гоголевский Чичиков - очень необычный образ, олицетворяющий собой великую силу, побеждающую всякое зло. На протяжении первого тома он всё время находится в разъездах. Его домом, в отличие от «мертвых» помещиков является дорога. Дорога ведет к светлому будущему, символизирует жизнь. Уже в самом начале поэмы Гоголь дает описание своему главному герою:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако не так, чтобы молод.

Автор описывает своего героя не как человека, а как мистическое существо без определённых внешних данных. Читатель не должен отвлекаться на внешний вид Чичикова, чтобы не упустить главного - его миссии. Афера Павла Ивановича производится не ради денег, как может показаться на первый взгляд. Это своеобразная проверка, в итоге показывающая «мертвы» ли души помещиков или есть надежда на их воскрешение.

В лице одного героя Николай Васильевич представляет Россию будущего, а Россия настоящего показана в лицах многих помещиков и чиновников. Это говорит о том, что один единственный Чичиков гораздо «живее» всех Маниловых, Ноздревых и Собакевичей вместе взятых.

Чичикову досталась очень непростая жизнь. Он рано остался без родителей и вынужден был вступить во взрослую самостоятельную жизнь. Ему приходилось пробиваться с помощью своих манер и обходительности, поскольку особых талантов у главного героя не было. Он с детства был очень внимательным и усидчивым, поэтому на всю жизнь запомнил наказ отца:

…а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь.

Павел Иванович покорно исполняет волю отца и смыслом его жизни становится «складывание копейки». Гоголь рисует его как очень загадочную личность, ведь скрытность - это главное качество афериста:

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью.

Но, как и любому живому человеку, Чичикову свойственны разные эмоциональные проявления, например, чувство страха. Наверное, только Ноздрёв видит истинную сущность своего гостя, поскольку он сам не безгрешен. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве», - с большим воодушевлением сообщает Ноздрёв. Чичиков погубил свою карьеру из-за чрезмерной жадности, но ошибки и упущения не пугают героя. Потеря прибыльной должности лишь придает ему сил для совершения новых афер. Он всегда был незаурядной и никогда неунывающей личностью. У него был огромный профессиональный опыт, накопленный за долгое время службы, а в частности - превосходное знание человеческих душ. Блестящая идея насчет покупки умерших крестьян посетила героя именно в минуту уныния, ведь сделка обещала быть очень прибыльной.

Павел Иванович Чичиков превосходно разбирается в людских характерах, и ему не составляет большого труда найти индивидуальный подход к каждому. Например, с Маниловым он культурен и обходителен, а с Ноздревым груб и бесцеремонен. Он соединяет в себе черты каждого собеседника и умело пользуется ими в нужный момент. Единственной преградой в плане Чичикова оказалась «дубинноголовая» Коробочка, приехавшая в город узнать, почем сейчас мертвые души "ходют". Именно она бросает тень на нашего авантюриста, а уже вслед за ней весь город узнаёт, что приезжий господин обманул всех. Подлость всегда будет наказана ответной подлостью. Совершенно закономерен тот факт, что Чичиков терпит поражение. Из-за своей жадности он не смог предугадать такой печальный финал, потому что был умён, и встреча с глупостью не входила в его планы. Как оказалось, хорошие манеры, железная хватка и расчетливость героя не всегда могут предсказать ему возможные последствия, потому что в огромной стране очень часто невозможно понять, кто есть кто. Начало буржуазной эпохи помогла Чичикову в приобретении отличных от помещиков качеств.

Павел Иванович Чичиков - человек нового времени, обладающий одновременно профессиональными и авантюрными качествами. Хотя Чичикова называют славным малым, слово «делец» в его случае все же носит отрицательный характер. Вот почему главный герой вызывает в нас смешанные чувства: с одной стороны, он неплохой человек, умный и оптимистичный, но с другой стороны, его страстью являются деньги, которые заставляют героя жить нечестно.