Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой. «Я тебя выбрал»

Б.Тихомиров. «Лазарь! Гряди вон» - лучшее, что есть о романе "Преступление и наказание".

Описание книги:
Роман Ф.М. Достоевского был опубликован более 140 лет назад. За время его полуторавекового изучения накоплено значительное количество ценных наблюдений, предложены различные прочтения и интерпретации.
Одна из главных задач, поставленных в книге - собрать всё наиболее ценное, плодотворное, необходимое современному читателю, что наработано несколькими поколениями исследователей романа. Это не просто конгломерат чужих наблюдений, соображений, цитат.
Сделанное предшественниками подвергнуто критическому анализу, осуществлённому с точки зрения современного научного видения творчества Достоевского, обобщено и выстроено с единых методологических позиций.

Отрывок для урока
«Я тебя выбрал». Пути раскаяния и спасения Раскольникова и Сони Мармеладовой


В мире Достоевского «легче» принести себя в жертву близким. Но возможно ли, если ты не «подлец-человек», такую жертву принять?! и продолжать считать себя человеком?! Великая жертва любви, которую проносит Сонечка близким, объективно подталкивает Мармеладова к самоубийству, Катерину Ивановну – к сумасшествию. Такова художественная логика романа-трагедии…

Раскольников и Сонечка потому и «сходятся» у Достоевского за чтением евангельского рассказа о «величайшем чуде» воскресения, воспринимая его (пусть и существенно по-разному) как непосредственно относящееся к их личности, их судьбе, - что, самоопределяясь в трагедийной ситуации диаметрально противоположно – один на путях преступления, другая на путях христианской жертвы, они оба равно мучительно переживают (пусть опять существенно по-разному) свое состояние как состояние смерти. И эта констатация, пожалуй, самое глубокое обнаружение принципиальной трагедийности мира романа. Логически неизбежно (хотя в романе это не показано) идет к гибели Соня, не слушая никаких доводов разума, и Раскольников, слушаясь только разума…
Роман Достоевского - это христианская трагедия, где смерть чревата воскресением. Больше того, смерть является необходимым условием воскресения, ибо христианская идея воскресения не есть идея возвращения старой жизни, идея «реанимации», но – идея нового рождения через смерть. И эта идея – сокровенная сердцевина художественной концепции «Преступления и наказания». «Достоевский свидетельствует о положительном смысле прохождения через зло, через бездонные испытания и последнюю свободу…Отпадение, раздвоение, отщепенство никогда не являлись для Достоевского просто грехом, это для него также – путь…зло должно быть преодолено и побежден, но оно дает обогащающий опыт возможность преодолеть его изнутри, а не внешне лишь бежать от него и отбрасывать его, оставаясь бессильным на его темной стихией». (Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства».)
С раскольниковского поклона-поцелуя – «за великое страдание твое» и начинается в романе воскресение находящейся на грани отчаяния героини. Только через Раскольникова, его глазами смогла героиня взглянуть на себя со стороны – увидеть и оценить значение своего страдания как искупления. И это оказывается воистину спасительным для нее. Но необходим и такой герой, как Раскольников, который в себе несет бездну страдания, чтобы он мог оценить страдание Сонечки, увидеть в нем символ страдания всего человечества и преклониться перед ним. В чем сокровенный смысл Сонечкиного призыва? У Достоевского мораль – не только, с одной стороны, система ограничений и запретов («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»), и не только христианские сострадание и любовь – с другой. Мораль – это и великий всеобщий связующий закон. Герои писателя открывают это самой своей трагической судьбой. Раскольников, взрывая в своей идее моральный закон как преграду на пути преступления, утверждаясь в «праве на кровь», по существу, еще до убийства порывает духовные связи с миром, с Богом….
Сонечка же, вынужденная «переступить», но мучительно страдающая от осознания своей греховности, тем самым, страданием своим, свидетельствует, что и за чертой моральный закон для нее непреложен, свят, всецело сохраняя свое абсолютное значение. Страдание «до чудовищной боли» оказывается здесь единственно возможной формой сохранения героиней и «в грехе» духовного единства с людьми. Поэтому в романе именно Соня указывает измученному нравственной пыткой герою путь восстановления разрушенных преступлением связей с миром, с Богом, путь спасения…Герой мучительно страдает на протяжении всего романа, но такого страдания, к которому призывает его Соня, страдания – самоосуждения, страдания-раскаяния он не знает вплоть до финала…
В основе страдания-самоосуждения Сонечки лежит ее глубокое убеждение в абсолютности, божественном происхождении моральных норм. Раскольников же, по его собственным словам, «принцип убил», разрушил в своих теоретических построениях религиозно-нравственный абсолют, не только пришел к убеждению относительности моральных норм, но и к пониманию морали как «зла»… Теория в своих глубинных основаниях владеет героем и на каторге…Именно «мысль», философская теория Раскольникова и лишает героя возможности самоосуждения, которого он теперь так страстно взыскует. И здесь за Сонечкой преимущество наивного, не затронутого миропонимания…

1. В каких словах выражено отношение Чацкого к службе?
а) «Подписано, так с плеч долой»;
б) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
в) «Ну как не порадеть родному человечку!»;
г) «Мне только бы досталось в генералы»;
д) «Ведь надобно ж зависеть от других».

2. За кого хочет Фамусов выдать дочь замуж?
а) За Скалозуба;
б) за Чацкого;
в) за Молчалина;
г) за Репетилова;
д) за Загорецкого.

3. Кому открывает свои истинные чувства Молчалин?
а) Чацкому;
б) Фамусову;
в) Хлёстовой;
г) Софье;
д) Лизе.

4. Куда приглашает Чацкого Репетилов?
а) В своё поместье;
б) на репетицию спектакля;
в) на заседание тайного общества;
г) на бал;
д) на именины.

5. Против чего восстаёт Чацкий в монологе «В той комнате незначащая встреча…»?
а) Против крепостного права;
б) против взяточничества;
в) против галломании;
г) против подхалимства;
д) против поколения «отцов».

6. Кого представляет Онегин в качестве своего секунданта?
а) Загорецкого;
б) лакея;
в) автора;
г) Петушкова;
д) мосье Трике.

7. Чем кончается сон Татьяны?
а) Онегин выводит Татьяну из леса;
б) Татьяна встречает медведя;
в) Ленский спасает Татьяну от чудовищ;
г) Татьяна видит Ольгу;
д) Онегин убивает Ленского.

8. В чём переменилась Татьяна к моменту встречи с Онегиным в Петербурге?
а) Стала великосветской дамой;
б) осталась прежней;
в) увлеклась театром;
г) разлюбила Онегина;
д) разочаровалась в жизни.

9. С чего начинался типичный день Онегина в Петербурге?
а) С завтрака в ресторане;
б) с чтения;
в) с разбора приглашений на вечер;
г) с посещения места своей службы;
д) с приёма посетителей.

10. Где находится А.С.Пушкин во время восстания декабристов?
а) В Москве;
б) за границей;
в) в Одессе;
г) в Михайловском;
д) в Петербурге.

11. Какое слово пропущено в строках из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: «Мой друг, < …> посвятим / Души прекрасные порывы» ?
а) «Отчизне»;
б) «свободе»;
в) «искусству»;
г) «науке»;
д) «России».

12. К какому произведению Пушкина взят эпиграф «Береги честь смолоду» ?
а) «Полтава»;
б) «Евгений Онегин»;
в) «Выстрел»;
г) «Капитанская дочка»;
д) «Станционный смотритель».

13. К кому обращается Пушкин в стихотворении «19 октября 1825 года»: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» ?
а) К лицеистам;
б) к декабристам;
в) к поэтам;
г) к дворянам;
д) к офицерам.

14. Каков жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Психологический роман;
б) историческая повесть;
в) семейная хроника;
г) приключенческий роман;
д) поэма.

15. Какие вещи Печорина отдаёт повествователю Максим Максимыч?
а) Книги;
б) дневники;
в) письма;
г) рисунки;
д) оружие.

16. Каким образом Печорин испытывает судьбу в главе «Фаталист»?
а) Стреляет в себя, не зная, заряжен ли пистолет;
б) обезоруживает убийцу Вулича;
в) становится под выстрел Грушницкого;
г) следит за контрабандистами;
д) преследует Казбича.

17. Какой эпитет использует Лермонтов в первой строчке стихотворения «Родина»: «Люблю отчизну я, но < …> любовью» ?
а) «Хладною»;
б) «слабою»;
в) «тщетною»;
г) «странною»;
д) «тёмною».

18. О чём мечтает герой поэмы Лермонтова «Мцыри»?
а) Стать монахом;
б) о любви;
в) отомстить врагам;
г) о богатстве;
д) вернуться на родину.

19. Какое произведение посвящено теме «маленького человека»?
а) А.С.Пушкин. «Дубровский»;
б) М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»;
в) Н.В.Гоголь. «Шинель»;
г) И.С.Тургенев. «Рудин»;
д) И.А.Гончаров. «Обломов».

20. Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»?
а) И.А.Гончаров;
б) А.С.Грибоедов;
в) Ф.И.Тютчев;
г) И.С.Тургенев;
д) Н.С.Лесков.

21. Кому из персонажей комедии «Ревизор» принадлежит фраза: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» ?
а) Хлестакову;
б) Городничему;
в) Ляпкину-Тяпкину;
г) Осипу;
д) Почтмейстеру.

22. Кто из героев «Мёртвых душ» сравнивается с медведем?
а) Плюшкин;
б) Ноздрёв;
в) Манилов;
г) Чичиков;
д) Собакевич.

23. Каким лирическим отступлением завершается поэма «Мёртвые души»?
а) О «метком русском слове»;
б) о «птице-тройке»;
в) о «толстых» и «тонких»;
г) о двух типах писателей;
д) о юности.

24. Кому из героев «Мёртвых душ» даётся следующая характеристика: «Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…» ?
а) Ноздрёву;
б) Селифану;
в) Копейкину;
г) Чичикову;
д) Манилову.

25. Кто из русских писателей погиб в Тегеране?
а) М.Ю.Лермонтов;
б) Ф.И.Тютчев;
в) А.А.Фет;
г) А.С.Грибоедов;
д) Н.А.Некрасов.

26. О чём мы узнаём из сна Обломова?
а) О любви Обломова к Ольге;
б) о детстве Обломова;
в) о службе Обломова;
г) о путешествии Обломова;
д) о болезни Обломова.

27. Кому из героев романа Гончарова «Обломов» даётся следующая характеристика: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были неважны их цели» ?
а) Волкову;
б) Судьбинскому;
в) Штольцу;
г) Обломову;
д) Захару.

28. Какое произведение начинается со строк: «Не мысля гордый свет забавить, / Вниманье дружбы возлюбя, / Хотел бы я тебе представить / Залог достойнее тебя…» ?
а) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»;
б) Н.А.Некрасов. «Железная дорога»;
в) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»;
г) М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»;
д) В.А.Жуковский. «Светлана».

29. Какая сцена является кульминацией драмы Островского «Гроза»?
а) Свидание Катерины и Бориса;
б) проводы Тихона;
в) самоубийство Катерины;
г) признание Катерины в неверности;
д) прощание Катерины и Бориса.

30. Кому в драме «Гроза» даётся следующая характеристика: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится»?
а) Дикому;
б) Кудряшу;
в) Борису;
г) Тихону;
д) Кулигину.

31. Какое высказывание принадлежит Базарову?
а) «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» ;
б) «Да ведь надобно же и строить» ;
в) «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем» ;
г) «И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она?» ;
д) «Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом».

32. О чём просит Павел Петрович Кирсанов брата после дуэли?
а) Поехать с ним за границу;
б) простить Базарова;
в) почитать стихи Пушкина;
г) жениться на Фенечке;
д) отпустить на волю крестьян.

33. В каком году происходит действие в романе Тургенева «Отцы и дети»?
а) 1812;
б) 1825;
в) 1861;
г) 1881;
д) 1859.

34. Кем называет себя Ситников?
а) Аристократом;
б) учеником Базарова;
в) другом Павла Петровича;
г) поклонником Одинцовой;
д) «лишним человеком».

35. К кому из героев романа Тургенева «Отцы и дети» относится следующая характеристика: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего» ?
а) К Фенечке;
б) к Кукшиной;
в) к А.С.Одинцовой;
г) к К.С.Одинцовой;
д) к княгине Р.

36. Почему странники в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» не могут увидеться с Ермилом Гириным?
а) Он отказывается от встречи;
б) он сидит в остроге;
в) его нет в живых;
г) он на заработках в столице;
д) его забрали в солдаты.

37. Чему мечтает посвятить жизнь Гриша Добросклонов?
а) Литературному творчеству;
б) борьбе за народное счастье;
в) научной деятельности;
г) крестьянскому труду;
д) семье.

38. Почему Матрёна Тимофеевна ищет заступничества у губернатора?
а) Её несправедливо обвиняют в смерти ребёнка;
б) её мужа не в очередь забирают в солдаты;
в) её сына хотят высечь за потерю в стаде;
г) её насильно выдали замуж;
д) её преследует барин.

39. Какую комедию разыгрывают крестьяне перед князем Утятиным?
а) Изображают бунт;
б) уходят искать счастливого человека;
в) притворяются нищими;
г) ухаживают за ним, как за младенцем;
д) делают вид, что крепостное право не отменили.

40. Какое слово пропущено в строке из стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»): «Мысль изреченная есть < …>» ?
а) «Свет»;
б) «ложь»;
в) «сон»;
г) «быль»;
д) «пыль».

41. Кто из русских поэтов был вынужден из-за бедности служить в армии?
а) Ф.И.Тютчев;
б) М.Ю.Лермонтов;
в) А.А.Фет;
г) Н.А.Некрасов;
д) В.А.Жуковский.

42. За что был осуждён на годы каторги Ф.М.Достоевский?
а) За роман «Бедные люди»;
б) за написание и распространение революционных прокламаций;
в) за проигрыш казённых денег в рулетку;
г) за участие в революционном кружке;
д) за покушение на царя.

43. Что видит Раскольников в своём третьем сне, описанном в романе?
а) Гибель человечества;
б) убийство лошади;
в) убитую старуху;
г) гибель Петербурга;
д) деревенскую баню с пауками.

44. Что является главной причиной преступления Раскольникова?
а) Нищета;
б) желание помочь родным;
в) бунт против социальной несправедливости;
г) идея об избранности;
д) эгоизм.

45. Как Свидригайлов узнаёт о преступлении Раскольникова?
а) Раскольников сам признаётся ему в преступлении;
б) ему говорит об этом Соня;
в) от Дуни Раскольниковой;
г) из дневника Раскольникова;
д) подслушивает признание Раскольникова Соне.

46. Какой путь к спасению указывает Раскольникову Соня?
а) Уйти в монастырь;
б) покаяться и сознаться в преступлении;
в) скрыться за границу;
г) заняться благотворительностью;
д) пойти на войну.

47. От чего, по мнению Л.Н.Толстого, зависит исход сражения?
а) От талантливости полководца;
б) от строгой дисциплины;
в) от духа войска;
г) от выгодной позиции;
д) от численного перевеса.

48. Какую победу, по мнению Л.Н.Толстого, одержали русские в Бородинском сражении?
а) Пиррову;
б) нравственную;
в) бесспорную;
г) громкую;
д) славную.

49. Какой переворот происходит в душе Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения?
а) Он восхищается гением Наполеона;
б) он становится глубоко верующим человеком;
в) он перестаёт восхищаться царём;
г) он побеждает свой страх;
д) он разочаровывается в славе.

50. Какова причина дуэли Пьера Безухова и Долохова?
а) Слухи о связи Долохова и Элен;
б) спор о Наполеоне;
в) нечестная карточная игра Долохова;
г) насмешки Долохова над масонством;
д) отказ Сони Ростовой выйти замуж за Долохова.

51. Кто из героев «Войны и мира» не присутствует на Бородинском сражении?
а) Пьер;
б) Н.Ростов;
в) Кутузов;
г) А.Болконский;
д) Долохов.

52. На чём сосредоточены все интересы Наташи Ростовой после замужества?
а) На артистической карьере;
б) на политике;
в) на светской жизни;
г) на семье;
д) на сельском хозяйстве.

53. Что предсказывает монах главному герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?
а) Он попадёт в плен к татарам;
б) он укротит дикую лошадь;
в) он будет много раз погибать, но не погибнет;
г
) он сбежит от своих господ и станет конэсером;
д) он полюбит цыганку.

54. Что толкает Катерину Измайлову, героиню очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», на преступление?
а) Жадность;
б) любовь;
в) жажда власти;
г) безумие;
д) голод.

55. Для какого литературного направления характерен конфликт между мечтой и действительностью?
а) Романтизм;
б) символизм;
в) критический реализм;
г) сентиментализм;
д) классицизм.

56. Какое общее образно-выразительное средство использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках про животных?
а) Метафору;
б) антитезу;
в) сравнение;
г) аллегорию;
д) метонимию.

57. Какой порок ярче всего выражен в Иудушке Головлёве?
а) Взяточничество;
б) лень;
в) пустословие;
г) сладострастие;
д) тщеславие.

58. Кто из русских писателей получил военно-инженерное образование?
а) А.П.Чехов;
б) И.А. Гончаров;
в) Ф.М.Достоевский;
г) Л.Н.Толстой;
д) М.Ю.Лермонтов.

59. Кому из чеховских героев даётся следующая характеристика: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» ?
а) Беликову;
б) Дымову;
в) Рагину;
г) Астрову;
д) Старцеву.

60. Какому поступку своей невесты ужасается герой рассказа «Человек в футляре»?
а) Она едет верхом на лошади;
б) она катается на велосипеде;
в) она посещает женские курсы;
г) она хочет стать пианисткой;
д) она назначает ему свидание на кладбище.

61. В финале какого чеховского рассказа доктор оказывается среди своих пациентов?
а) «Палата № 6»;
б) «Случай из практики»;
в) «Ионыч»;
г) «Человек в футляре»;
д) «Хирургия».

62. Как определял А.П.Чехов жанр пьесы «Вишнёвый сад»?
а) Водевиль;
б) комедия;
в) трагедия;
г) драма;
д) феерия.

63. Кто произносит финальный монолог в пьесе «Вишнёвый сад»?
а) Раневская;
б) Аня;
в) Трофимов;
г) Фирс;
д) Гаев.

64. Кто из героев «Вишнёвого сада» обращён в будущее?
а) Лопахин и Варя;
б) Гаев и Раневская;
в) Трофимов и Аня;
г) Яша и Дуняша;
д) Епиходов и Шарлотта.

65. Какая фраза принадлежит Лопахину?
а) «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках» ;
б) «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье» ;
в) «Моя собака и орехи кушает» ;
г) «Дорогой, многоуважаемый шкаф!» ;
д) «Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! »

66. Для драматургии какого литературного направления является обязательным требование единства места, времени и действия?
а) Критического реализма;
б) романтизма;
в) классицизма;
г) социалистического реализма;
д) символизма.

67. Что происходит с героиней рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»?
а) она умирает;
б) она уходит в монастырь;
в) она выходит замуж;
г) она эмигрирует;
д) она берёт на воспитание ребёнка.

68. В каком рассказе Бунина обличается бездуховность буржуазной цивилизации?
а) «Господин из Сан-Франциско»;
б) «Холодная осень»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Чистый понедельник»;
д) «Старуха».

69. Каков исход дуэли Ромашова и Николаева в повести Куприна «Поединок»?
а) Николаев погибает;
б) Ромашов ранен;
в) противники остаются невредимыми;
г) Ромашов погибает;
д) оба противника ранены.

70. Как узнаёт Вера, героиня рассказа Куприна «Гранатовый браслет», о смерти Желткова?
а) От мужа;
б) от генерала Аносова;
в) из газеты;
г) из письма Желткова;
д) от квартирной хозяйки Желткова.

71. Кто из русских писателей первым получил Нобелевскую премию?
а) М.А.Шолохов;
б) И.А.Бунин;
в) И.А.Бродский;
г) А.И.Солженицын;
д) Б.Л.Пастернак.

72. В каком произведении изображаются последние дни Иисуса Христа?
а) А.И.Куприн. «Суламифь»;
б) А.П.Чехов. «Страх»;
в) Л.Н.Андреев. «Иуда Искариот»;
г) М.Горький. «Исповедь»;
д) И.А.Бунин. «Окаянные дни».

73. Какая фраза из пьесы М.Горького «На дне» принадлежит Сатину?
а) «Правда – бог свободного человека!»;
б) «Человек – может добру научить… очень просто!»;
в) «За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»;
г) «Без имени – нет человека»;
д) «Видно, враньё-то… приятнее правды».

74. Что предлагает Ваське Пеплу Василиса?
а) Начать новую жизнь;
б) жениться на ней;
в) уехать в Сибирь с Наташей;
г) убить её мужа;
д) лечиться от пьянства.

75. Какое зрелище предпочитает герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Шариков?
а) Комедию;
б) кино;
в) оперу;
г) цирк;
д) балет.

76. Зачем Воланд устраивает сеанс в Варьете?
а) Чтобы вселить в людей ужас;
б) чтобы посмотреть, изменились ли люди;
в) чтобы вызвать панику среди населения;
г) чтобы прославиться;
д) чтобы разоблачить черную магию.

77. Какой эпизод является кульминацией второй части романа «Мастер и Маргарита»?
а) Арест Бегемота;
б) пожар в Грибоедове;
в) бал сатаны;
г) возвращение мастера;
д) полёт Маргариты.

78. Что должен был сделать Иешуа Га-Ноцри, чтобы спасти свою жизнь?
а) Отречься от своих слов;
б) убить Пилата;
в) сбежать от стражников;
г) сознаться во всём;
д) выдать Левия Матвея.

79. О чём объявляет мастер Пилату в финале романа?
а) О том, что тот свободен;
б) о том, что тот виновен;
в) о том, что тот обманут;
г) о том, что тот арестован;
д) о том, что тот неизлечимо болен.

80. В чьей квартире Маргарита устраивает разгром?
а) Алоизия Могарыча;
б) доктора Стравинского;
в) Михаила Берлиоза;
г) Тимофея Квасцова;
д) критика Латунского.

81. Что даруют мастеру высшие силы?
а) Покой;
б) свет;
в) силу;
г) свободу;
д) любовь.

82. Какое стихотворение А.А.Блока начинается со строк: «Опять, как в годы золотые, / Три стёртых треплются шлеи, / И вязнут спицы расписные / В расхлябанные колеи…» ?
а) «Скифы»;
б) «Россия»;
в) «Фабрика»;
г) «Незнакомка»;
д) «Поэты».

83. Кто идёт впереди патруля в поэме Блока «Двенадцать»?
а) Матрос;
б) дьявол;
в) Святой Пётр;
г) Христос;
д) Иван.

84. Кто был основателем акмеизма?
а) С.А.Есенин;
б) В.В.Маяковский;
в) Ф.К.Сологуб;
г) В.Я.Брюсов;
д) Н.С.Гумилёв.

85. К какому литературно-художественному направлению принадлежал Маяковский?
а) Символизму;
б) футуризму;
в) имажинизму;
г) акмеизму;
д) конструктивизму.

86. Какая тема является главной в творчестве Есенина?
а) Народа;
б) дружбы;
в) любви;
г) революции;
д) родины.

87. К какому жанру относится произведение Е.И.Замятина «Мы»?
а) Исторический роман;
б) фантастический роман;
в) роман-антиутопия;
г) семейная хроника;
д) роман воспитания.

88. Что обнаружил главный герой романа Замятина «Мы» за стенами Единого Государства?
а) Выжженную пустыню;
б) нетронутую природу;
в) брошенную военную технику;
г) море;
д) Древний Дом.

89. Для чего строители в повести А.Платонова «Котлован» отправляются в деревню?а) Проводить коллективизацию;
б) за продуктами;
в) на отдых;
г) набирать рабочую силу;
д) просвещать крестьян.

90. Кто не является героем повести «Котлован»?
а) Вощев;
б) Дванов;
в) Чиклин;
г) Пашкин;
д) Жачев.

91. Какое событие показывает бессмыслицу рытья котлована?
а) Смерть Козлова;
б) высылка кулаков;
в) увольнение Вощева;
г) смерть Насти;
д) обнаружение гробов.

92. Где происходит действие в романе А.Фадеева «Разгром»?
а) В Киеве;
б) на Дальнем Востоке;
в) на Дону;
г) на Западной Украине;
д) в Сибири.

93. Кому из литературных героев принадлежит фраза: «Я согласен на медаль» ?
а) Григорию Мелехову;
б) старшине Васкову;
в) Василию Тёркину;
г) Андрею Соколову;
д) Сотникову.

94. Герой какого произведения попадает в начале войны в плен к фашистам?
а) В.Астафьев. «Прокляты и убиты»;
б) В.Распутин. «Живи и помни»;
в) М.Шолохов. «Судьба человека»;
г) Б.Василев. «А зори здесь тихие…»;
д) К.Симонов. «Живые и мёртвые».

95. О чём жалеет Иван Денисович, герой рассказа А.Солженицына, услышав сигнал об окончании работы?
а) О том, что он попал в лагерь;
б) о том, что работа не закончена;
в) о том, что давно не писал писем жене;
г) о том, что не остался в лазарете;
д) о том, что отнёс обед Цезарю.

96. За что осуждён бригадир Тюрин в рассказе «Один день Ивана Денисовича»?
а) За принадлежность к семье кулака;
б) за религиозные убеждения;
в) за потерю оружия;
г) за шпионаж;
д) за дезертирство.

97. Что отдаёт Матрёна дочери Фаддея Кире?
а) Письма;
б) пальто;
в) деньги;
г) козу;
д) горницу.

98. В какой из книг С.Довлатова герой, оказавшись в эмиграции, вспоминает советский период своей жизни?
а) «Зона»;
б) «Чемодан»;
в) «Наши»;
г) «Иностранка»;
д) «Заповедник».

99. Кто из писателей принадлежит к направлению постмодернизма?
а) С.Довлатов;
б) В.Распутин;
в) В.Пелевин;
г) В.Аксёнов;
д) Б.Акунин.

100. Кто из поэтов вырос в доме Мурузи на Литейном проспекте?
а) А.Блок;
б) И.Бродский;
в) Б.Пастернак;
г) А.Кушнер;
д) А.Тарковский.


«Преступление и наказание» - роман, написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, затрагивающий ряд социальных, философских и психологических проблем. В основе произведения лежит реальное событие, о котором писатель прочитал в заметке из хроники происшествий в газете: «Сын одного купца Черткова убил старуху-процентщицу за её скупость и алчность». Ф. М. Достоевского волновала судьба простых людей и их нищенское существование, поэтому социальные вопросы стояли в центре его внимания. Автор обращался и к внутреннему миру героев. В романе его интересовало душевное состояние главного героя до преступления и после. Как писал сам Ф. М. Достоевский о своём романе, «это – психологический отчет одного преступления».

В центре романа – фигура Родиона Раскольникова, бывшего студента, захваченного новыми идеями, общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние петербургского общества. Как убежден герой романа, человечество можно разделить на два «разряда», один из которых «право имеет» и тем самым обеспечивает исторический процесс, а другой – это «твари дрожащие», расходный материал для первых. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни. Тем самым, важную часть романа составляет развенчание ложных, по мнению писателя, социалистических идей. Всё действие «Преступления и наказания» выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления.

Началом душевного исцеления Раскольникова становится встреча с Соней Мармеладовой, авторским идеалом святости и благочестия. Свой нравственный грех же она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Вера в бога и нравственные принципы позволяют Соне пройти через жизненные испытания и подать руку помощи другим. Вопрос религии, веры занимает особое место в романе. Ф. М. Достоевский находит смысл человеческой жизни и спасение души в постижении христианских идеалов. Важным эпизодом романа является чтение «убийцей и блудницей» притчи о Лазаре из Евангелия. По мнению писателя, именно там Раскольников должен найти ответы на мучающие его вопросы и встать на путь исправления. Притча заканчивается тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробу четыре дня. Чтение этого эпизода связывает преступление и будущее «прозрение» Раскольникова. Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и герой когда-нибудь обретет веру в бога, найдёт душевный покой. И именно Соня Мармеладова подводит главного героя к тому, что подлинное освобождение не в приговоре суда, а в искуплении греха через покаяние перед людьми, землей, миром и Богом.

Эпилог романа переносит нас в каторжную жизнь Раскольникова после его признания перед судом. Но раскаивается ли он в своём преступлении? Нет, и Достоевский прямо говорит об этом: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние… О, он бы обрадовался ему!» Тяжелая физическая болезнь, олицетворяющая болезнь духовную, мучит Раскольникова. И даже каторжники, такие же преступники, презирают его: «Ты в бога не веруешь! – кричали ему.- Убить тебя надо». Но всё меняется. Раскольников осознает, как дорога ему Соня и в душе его происходит переворот. Теперь он понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Исцелился ли Раскольников? Ф. М. Достоевский не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако писатель заканчивает роман словами о постепенном обновлении и перерождении человека, и тем самым даёт надежду на возможное «воскресение» героя.

Таким образом, в роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достовеским заложена мысль о том, что только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путём к преобразованию общество. Это произведение становится ответом писателя на духовно-культурную ситуацию, сложившуюся в России в послереформенные годы. Только вера в бога может спасти человека и исцелить его.

Обновлено: 2018-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

есть сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? и получил лучший ответ

Ответ от P@fnut`ya[мастер]
Объяснаю популярно: смысл эпилога в том, что Раскольников благодаря единению с природой и
беззаветной любви и заботе Сони спасается от своих бредовых идей о "право имеющих" и прочих
забавных товарищах. Одна из самых крутых фишек, что в конце эпилога автор упоминает о Евангелии, лежащем у г-на Раскольникова под подушкой, чем хотел подчеркнуть, что вера- один из путей спасения не только Родиона, но и всех нас.
Короче, Достоевский-первый медиапроповедник Всея Руси. Круче него только Джойс Майр! =)
Источник: шиза

Ответ от TriPS [эксперт]
Соня спасла Раскольникова в том смысле, что облегчила участь Раскольникова, облегчила его страдания


Ответ от Mona_Liza_Overdrive [эксперт]
в принципе, Достоевский - действительно один из самых наиболее религиозных писателей. он считал, что путь к человеческому спасению лежит через веру. через религию. в данном случае - через православие. а поскольку православие - это признание человека слабым, несовершенным и грешным в сравнении с Богом, то здесь очень важен мотив покаяния. Раскольников покаялся в содеянном - и спасся. фигурирует мысль о том, что Господь Бог всё простит, если искренне покаяться и обратиться к нему. Соня как символ непогрешимости и чистоты в грязных обстоятельствах, как символ бесконечной любви к ближнему (что в принципе тоже подразумевается под православием), приводит Раскольникова к этому самому покаянию, читай - к спасению. и последний сон Раскольникова - это его понимание того, насколько мало в мире Людей.. сколько в мире греховного, наносного, ненастоящего.. герой видит, понимает, осознаёт и раскаивается, чем и заслуживает свой путь к спасению.