Наложение одного красочного слоя на другой называется. Методика создания живописной композиции в технике гуаши

С чего начинать рисовать? Таким вопросом нередко задаются начинающие художники, когда приступают к работе. Однако опытные рисовальщики давно знают ответ на него, потому что в классической художественной школе есть замечательный принцип ведения работы. Рисовать или писать следует от общего к частному, от большего к меньшему.

Чтобы понять это наглядно, достаточно вспомнить как рисуют маленькие дети. Часто ребенок сосредоточивается на подробном рисовании какого-либо предмета, не задумываясь о его размерах и о том, как он вписывается в окружение. Дети могут нарисовать маленькую фигурку на большом листе. Случается так, что нарисованный предмет находится где-нибудь в углу листа, а вокруг пустое пространство. Дети в силу своего возраста не воспринимают весь лист как единое целое, поэтому рисуют все по отдельности.

Нечто подобное происходит когда начинающие художники приступают к рисунку или живописи. Хочется передать всю красоту отдельной детали, нарисовать ее в подробностях, не задумываясь о единстве картины, о том как эта деталь должна быть подчинена окружению. Но когда на «добросовестно» проработанный фрагмент посмотришь издалека, отойдя от мольберта, то видишь, что все не так уж и хорошо как казалось вблизи. Сама деталь может и удалась на славу, однако, не вписалась в остальной рисунок, поэтому в целом вышло все криво. Рассмотрим это на примере.

Предположим, художник рисует портрет. И начинает работу сразу с прорисовки глаза, забыв про все остальное. Далее рисует нос, губы, все лицо и контуры головы. Потом завершает весь портрет. Т. е. начал рисунок с глаза, а закончил всем силуэтом головы (смотрите иллюстрацию). В итоге, сам глаз получился, но сместился в сторону. То же самое произошло и с носом, и с губами. Поэтому портрет вышел не только непохожим, но и кривым.

Но почему такое произошло? Потому что художник сначала стал рисовать малые объекты, а потом закончил крупными формами. Т. е. вел работу от меньшего к большему. Но если бы он начал работу с контуров головы, овала лица (т. е. с крупного), а потом перешел к носу, губам, глазам (меньшему) — вышеописанной ошибки не произошло бы (точнее, вероятность этого была бы меньше). Ведь, наметив основу крупных форм, намного легче вписать в нее мелкие детали. Легче сравнить расстояния и пропорции. А если начинать с мелочей, не определив большие силуэты, то подогнать одно к другому впоследствии будет очень сложно. Поэтому художники используют последовательность рисования от большего к меньшему. И хотя сам по себе этот способ не гарантирует успеха, он значительно помогает в работе. Но разве нельзя рисовать так, как хочется? В любой последовательности? Великие мастера с большим опытом могут начать рисунок от точки «А» и закончить в точке «В», не задумываясь о последовательности. У них все получается уже на интуитивном уровне, так как за плечами огромный опыт. Но в большинстве случаев рекомендуется начинать работу не с мелочей, а с общих, больших масс, смотря на картину в целом. Ведь и большие мастера, даже если и нарушают классические этапы рисунка, в уме все равно видят картину целиком, не фрагментарно.

Видеть целое среди мелких деталей очень важно по целому ряду причин. Одна из них — это умение обобщать. Без обобщения нельзя представить себе ни рисунок, ни живопись. Обобщение — это не только способ облегчить работу. Посредством обобщения художники создают иллюзию, при которой живопись или рисунок способны оживать. Возьмем, к примеру, букет цветов. Если его начать писать с отдельных лепесточков, и таким подробным письмом продолжать работу до конца, то живопись может не только содержать ошибки, но и быть менее выразительной, «сухой». Однако, если художник начнет работу с больших масс, обобщая и объединяя цветки в группы, а потом будет писать отдельные цветки подробно, то такая последовательность поможет не запутаться в оттенках, видеть главное, оживлять живопись. Оживлять эффектом отбора, когда художник обобщает второстепенное и выделяет главное. Соседство подробного и обобщенного создает иллюзию, в которой изображаемый вид словно оживает.

Такой отбор требует от человека умения видеть картину в общем, умения обращать внимание на основное, не сосредоточиваться на мелочах. Когда у художника в этом отношении «поставлен глаз», он сумеет лучше определить, что нужно обобщить и как это сделать. Глядя на картину под таким углом, художник сможет точнее определить пропорции, лучше увидеть цветовые и тоновые отношения.

Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колоритом. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.


104. П. СЕЗАНН. В лесу


Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, композиционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.



105. А. А. ИВАНОВ. Явление Христа народу


106. А. А. ИВАНОВ. Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу»


В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, помещенные в конце данной книги.

Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщины. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произведения с помощью специальных инструментов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.





107. Акварельные, гуашевые и масляные краски




108 а. Акварель б. Гуашь в. Масло


До конца XVII – начала XVIII веков художники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно ученикам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.

Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природных элементов (минералов, растений) они изготовлены. Основа всех красок – пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое- нибудь другое масло. Клеевые краски – это акварель, гуашь, темпера. В старину изготавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.

Тесты живопись 4 кл.2 пол.

1.Какой из этих цветов не является «теплым»:

А) желтый;

Б) красный;

В) оранжевый;

Г) синий

2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:

А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;

Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;

В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;

Г) пропорциональное изменение предметов.

3 . Основные цвета это…

А) красный,фиолетовый,зеленый;

Б) красный, синий, желтый;

В) желтый,синий,зеленый;

Г)желтый,синий,оранжевый.

4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:

А) локальным цветом

Б) колоритом

В) контрастом

5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:

А) от общего к частному;

Б) от холодного к теплому;

В) от светлого к темному.

6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.

А) контражурное

Б) фронтальное

В) боковое

7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.

А) абстрактная

Б) декоративная

В) реалистическая

8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.

А) лепка формы

Б) цвето-тональные отношения

В) проработка деталей

9. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность – это:

А) живопись

Б) рисунок

В) ДПИ

10 . Работа, выполненная с натуры – это:

А) этюд

Б) эскиз

11. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:

А) фас

Б) профиль

В) три четверти

12. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.

А) техника живописи

Б) материалы гуашевой живописи

13. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется

А) углем

Б) фломастером

В) карандашом

14. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:

А) колорит

Б) светлота

В) монохром

15. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:

А) рефлекс

Б) локальный цвет

В) полутон

16. Основные задачи реалистической живописи:

А) писать живо, броско

Б) писать отношениями

В) использовать больше цвета

17. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:

А) вода

Б) скипидар

В) ацетон

18. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:

А) «Маринами»

Б) «Светланами»

В) «Еленами»

19. Наложение одного красочного слоя на другой называется:

А) лессировка

Б) алла прима

В) по-сырому

20. Какой цвет не является хроматическим:

А) красный

Б) белый

В) синий

Г) голубой

21. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:

А) светлотным контрастом

Б) колоритом

В) цветовым контрастом

22. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:

А) анатомической конструкции черепа

Б) истории искусств

В) линейной перспективы

23. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:

А) лессировка

Б) по-сырому

В) «alaprima»

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ

Кузьмина Г.Н.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО МЭЦ
(живопись, изобразительное искусство)

Тесты на знание основных критериев живописи

1.Какой из этих цветов не является «теплым»:
А) желтый;
Б) красный;
В) Оранжевый;
Г) синий
2. Какое определение наиболее соответствует понятию «воздушная перспектива»:
А) искусство изображать на плоскости трехмерное пространство;
Б) изменение величины предметов зависимости удаленности их от точки наблюдения;
В) изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения;
Г) пропорциональное изменение предметов.
3. Основные цвета это…
А) красный,фиолетовый,зеленый;
Б) красный, синий, желтый;
В) желтый,синий,зеленый;
Г)желтый,синий,оранжевый.
4. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется:
А) локальным цветом
Б) колоритом
В) контрастом
5. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности:
А) от общего к частному;
Б) от холодного к теплому;
В) от светлого к темному.
6. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов.
А) контражурное
Б) фронтальное
В) боковое
7. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой.
А) абстрактная
Б) декоративная
В) реалистическая
8. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы.
А) лепка формы
Б) цвето-тональные отношения
В) проработка деталей
9. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации:
А) реалистическая
Б) декоративная
В) абстрактная
10. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция.
А) декоративная
Б) абстрактная
В) реалистическая
11. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавть действительность – это:
А) живопись
Б) рисунок
В) ДПИ
12. Работа, выполненная с натуры – это:
А) этюд
Б) эскиз
13. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:
А) фас
Б) профиль
В) три четверти
14. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами.
А) техника живописи
Б) материалы гуашевой живописи
15. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется6
А) углем
Б) фломастером
В) карандашом
16. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью:
А) два часа
Б) четыре часа
В) тридцать минут
17. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине- это:
А) колорит
Б) светлота
В) монохром
18. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это:
А) рефлекс
Б) локальный цвет
В) полутон
19. Основные задачи реалистической живописи:
А) писать живо, броско
Б) писать отношениями
В) использовать больше цвета
20. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи:
А) вода
Б) скипидар
В) ацетон
21. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние:
А) проработка деталей
Б) цветовые отношения
В) лепка формы
22. С чего начинается работа над живописным этюдом:
А) проработка деталей
Б) компоновка в формате
В) построение
Г) прокладка основных цветовых и тональных отношений
23. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе:
А) белый
Б) фиолетовый
В) серый
Г) черный
24. Если художник изображает только морские пейзажи, то их называют:
А) «Маринами»
Б) «Светланами»
В) «Еленами»
25. Наложение одного красочного слоя на другой называется:
А) лессировка
Б) алла прима
В) по-сырому
26.Какой цвет не является хроматическим:
А) красный
Б) белый
В) синий
Г) голубой
27. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется:
А) светлотным контрастом
Б) колоритом
В) цветовым контрастом
28. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях:
А) анатомической конструкции черепа
Б) истории искусств
В) линейной перспективы
29. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда:
А) светлее
Б) темнее
В) точно такой же
30. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется:
А) лессировка
Б) по-сырому
В) «alaprima»
31. Выберите правильную последовательность:
А) обобщение, компоновка, лепка формы, построение
Б) компоновка, лепка формы, построение, обобщение
В) построение, компоновка, лепка формы, обобщение
Г) компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО ЖИВОПИСИ
1. Г
2. В
3. Б
4. Б
5. А
6. А
7. В
8. В
9. Б
10. Б
11. А
12. А
13. В
14. А
15. В
16. А
17. А
18. Б
19. Б
20. А
21. Б
22. Б
23. Б
24. А
25. Б
26. Б
27. А
28. А
29. Б
30. В
31. Г

Создавая живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности. Обычно художник начинает работу нал картиной или настенной росписью с нескольких композиционных эскизов небольшого размера, в которых конкретизирует своп замысел. С этой же целью он может выполнить этюды с натуры.

Для создания интересного живописного полотна необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Увидеть интересный композиционный мотив в жизни не так-то просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее противоположные стороны оставались подвижными, тогда можно будет легко изменять формат, увеличивать пли уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если нет рамки, то можно просто сложить ладони гак, как показано на рисунке.

Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изображает художник на полотне, а содержание или тема может быть гораздо шире, то есть по одной теме можно создать произведения с различными сюжетами.

Важно еще до начала изображения попытаться представить будущую картину. Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, чтобы найти наиболее выразительную композицию. На этом этапе определяется формат картины (вытянутый по вертикали, прямоугольный, квадратный, вытянутый по горизонтали и др.) и ее размер.

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали, удобен для изображения эпического действия. Мы уже говорили о том, что формат, построенный на основе пропорции золотого сечения, хорошо подходит для изображения широкого пейзажного мотива. Формат, полученный способом увеличения квадрата полной диагональю, одинаково удобен для изображения пейзажа, натюрморта и тематической композиции.

Чрезмерное увеличение формата но вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата но горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции. При выборе формата следует учитывать расположение основных объектов композиции -- по горизонтали или вертикали, развитие сюжета -- слева направо, в глубину картины и т.д.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяют как формат для портрета, так как эта конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения.

Художники используют и форматы сложной конфигурации, состоящие из сочетания двух геометрических фигур, например полукрута и прямоугольника.

В эскизе прорисовываются общая композиционная схема, расположение тт взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза. Далее переходят к рисунку композиции, затем живописному ее воплощению.

Один из интересных этапов работы -- сбор натурного материала: наблюдения окружающей жизни, наброски и зарисовки дома и на улице в зависимости от выбранного сюжета. Можно собирать натурный материал сразу после выбора сюжета или заняться этим после первого эскиза композиции.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины, используя карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой кальки или картона, если рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Если что-то не получается в рисунке, можно еще раз отправиться на этюды, проработать детали, вызвавшие затруднения, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Можно даже сделать новый композиционный зеки.", с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры, уточнить замысел.

После этого переходят к живописному решению полотна. Сначала жидко разведенными красками выполняют подмалевок, в котором определяются общие цветовые и тоновые отношения предметов, их локальный цвет. Затем приступают к основному этапу -- собственно живописному решению полотна. Лучше всею вести работу от общею к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и елеля за моделировкой объема. Необходимо уточнить контрасты и нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения следует убрать лишние летали, ослабить контрасты, выделить главное.

Перечисленные этапы выполнения живописного произведения очень важны, особенно в учебных целях. Однако бывает, художники отказываются от какого-нибудь этапа. Все работают по-разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а другие пишут сразу начисто, без предварительного рисунка карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все летали для картины, делает этюды при различных состояниях природы, рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах, изучает необходимый исторический пли искусствоведческий материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной памяти и воображению и вообще отказывается от изучения натуры.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой формы, передачей пространства и колоритом. Так любил работать П.Сезанн, особенно когда писал свои пейзажи или натюрморты с натуры. Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, композиционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают выполнять все необходимые этапы для создания живописного произведения. Так любил работать Л.А.Иванов. Он провел огромную подготовительную работу к картине «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные в Государственной Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.

Все вышесказанное о работе над живописным произведением не нужно понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок. Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших результатов, овладеть мастерством.