Анализ «сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» пушкина. Главные герои «Сказки о царе Салтане Какие чувства молодого царя сумел выразить

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальцо,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

«Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку!

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!»

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника...

Трижды громкий клич прокликали -

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,

Над плохими бойцами подсмеивает:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку».

Вдруг толпа раздалась в обе стороны -

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников,

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямливает

Да кудряву бороду поглаживает.

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже» как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, басурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег:

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло...

Вот молча оба расходятся,

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первой купца Калашникова,

И ударил его посередь груди -

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его висел медный крест

Со святыми мощами из Киева,

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

«Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!»

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

И увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Разделы: Литература

Концепция произведения. Постановка диагностических целей, распределение материала по урокам.

Возраст учеников, рекомендация программы, литературоведческий анализ позволяют создать общую методическую концепцию: читая и анализируя произведение М.Ю. Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с историческим прошлым Руси и фольклором, показав значение картин быта XVI века и отражение фольклорных традиций в авторских представлениях героев и форме произведения.

В центре внимания будет проблема долга, чести и человеческого достоинства. Эту проблему мы будем рассматривать как традиционное для русской художественной литературы испытание человека. Раскроем позицию автора, восхищавшегося простым человеком из народа, перед подвигом которого бессильны и время, и власть.

Опираясь на концепцию поэмы и особенности ее художественной формы, учитывая особенности учеников, формируем диагностические цели, отвечая на вопросы:

  1. Что могут узнать ученики из наших уроков?
    Узнают о том, что судьба М.Ю. Лермонтова схожа с судьбой А.С. Пушкина не только в плане непримиримости с самодержавием и произволом властей, но и в плане отношения к ним властей. Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – единственный в литературе XIX века – воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху по народным песням; о роли устного народного творчества в создании характеров и формы произведения. Узнают о жизни, быте, нравах Руси XVI века; о том, что поэт, недовольный современной действительностью (XIX век), переносит нас в далекое прошлое, чтобы « там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
  2. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?
    Будут продолжать совершенствовать литературоведческие понятия: тема, идея, композиция художественного произведения, особенности поэмы. Освоят понятия: лиро-эпический жанр; авторское отношение и способы его выражение в поэме; продолжает осваивать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, повторы), былинный стих.
  3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать?
    Работая с текстом поэмы, будут учиться:
  • сопоставлять героев не только друг с другом, но и с работами художников, и на этом основании проникать в глубины характеров персонажей, учитывая авторский взгляд;
  • определять характер героев по их поступкам, отношению к другим персонажам;
  • определять авторское отношение к героям.

Будут совершенствовать:

  • умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действие;
  • умение определять тему, проблематику, идею произведения; соотносить название произведения с его идеей;
  • умение выразительно читать и в чтении интонационно передавать чувства героев и их отношение друг к другу.
  1. Какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время уроков и после него дома?
    В результате ученики сумеют:
  • ответить на вопросы: «Почему М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…»? «Почему в таком порядке расположены имена в названии?», «Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?», «Справедлив ли суд царя?»;
  • создать словесные портреты героев;
  • передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову ее выразить;
  • выделить элементы композиции поэмы, ее особенности и объяснить их роль;
  • объяснить, почему в поэме так много старинных слов, постоянных эпитетов, сравнений, повторов;
  • выразительно прочитать диалоги героев;
  • точно охарактеризовать каждого персонажа, раскрыть их отношения друг к другу.

Система уроков по теме:

  1. Тайны Древней Руси.
  2. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»
  3. Фольклорные традиции в «Песне…»

Первый урок в системе играет роль создания установки на чтение. Поскольку М.Ю. Лермонтов – постоянный автор в школьных учебниках, ученикам известны многие факты его биографии. К 7 классу уже знакомы с такими произведениями, как «Бородино», «Три пальмы», «Утес», «Листок», в которых представлены основные мотивы его творчества: чувство одиночества и тоски, жажда борьбы и свободы, любовь поэта – изгнанника к оставляемой родине, восхищение подвигом русского воина. Теперь ученикам предстоит познакомиться с исторической песней, вскрывающей конфликт власти и простого человека, обреченного на гибель.

К первому уроку ученикам было предложено на основании мемуарных материалов и воспоминаний современников рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова и ответить на вопросы: «В чем сходство судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина? Чем это сходство объяснить?» (факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэтов).

Для того, чтобы создать определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентировать детей на восприятие поэмы, познакомим их с историческим материалом: «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курсом лекций по русской истории» В.О. Ключевского, отрывками из «Домостроя» и произведениями «смежных» искусств: картинами И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрациями с изображением старой Москвы И. Билибина, Б. Кустодиева, П.Коровина, запечатлевшими сурового правителя Руси и его незабываемое время, важными для понимания идейного содержания и образов «Песни…».

Прежде, чем приступить к чтению поэмы, выясним значение и роль старинных слов и выражений. Далее нам нужно определить учебную задачу, которая будет нам диктовать приемы работы с текстом и виды деятельности учеников. В качестве проблемного вопроса выберем следующий: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путем?» Размышления детей над этим вопросом поведут учеников к идее произведения.

Какие эпизоды и художественные элементы произведения помогут нам прийти к его идее? Прежде всего мы должны выявить конфликт и особенности его художественного воплощения. Для этого выделим элементы композиции: экспозицию, завязку действия, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В центре внимания автора сначала оказывается Иван Грозный, потом верный его опричник Кирибеевич, за ними – Алена Дмитриевна, купец Калашников, а потом вновь царь, Кирибеевич, Калашников. В кульминации погибает Кирибеевич, в развязке – Калашников. Но в поэме есть еще действующие лица – гусляры, упоминанием которых начинается и заканчивается каждая глава. Хотя они и условные повествователи, но именно их чувства и отношения и помогают определить авторскую позицию по отношению к героям и жанр произведения.

В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич – семья Калашниковых» и «Калашников – царь», есть еще один – конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.

Наша задача – осознать, какие качества ценит в людях автор, что объединяет семью Калашниковых и что отличает их от мира людей, наделенных властью. Таким образом, в центре второго урока – анализ образов «Песни…»

2-й урок. Проект урока «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»

Создан на основе программы по литературе для 7-го класса под ред. В. Я. Коровиной, учебника-хрестоматии и методических рекомендаций. На 1-м уроке ученики знакомились с историческими материалами, живописью, рисующими жизнь старой Москвы, а также с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, во многом объясняющими, почему он обратился к далекому прошлому. Познакомились с текстом «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока:

  • на уроке ученики продолжат формировать и совершенствовать умения сопоставлять героев, определять характеры персонажей по их речи и поступкам;
  • поймут, какую роль играет композиция в воплощении авторской позиции и какие средства помогают автору в создании героев;
  • интонационно передавать чувства героев и их отношения друг к другу; сопоставлять литературные образы с образами художников.

Ход урока

1. Этап выявления восприятия (беседа).

Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

Какие картины старой Москвы и ее быта рисует поэт? Помогают ли они объяснить поведение героев?

Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

В чем вы видите главную проблему поэмы?

Проверка домашнего задания . (К уроку дети должны были еще раз перечитать поэму, выделив в ней элементы композиции и создать слайд-шоу по произведению, используя иллюстративный материал и интернет – ресурсы).

Воспроизвести содержание поэмы с демонстрацией слайдов в строгом соответствии с развитием действия (рисунки 1-9), выделить элементы композиции(приложение 1), выявить конфликты.

Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? (это и будет учебная задача).

2. Этап анализа произведения, или работы с текстом. (Анализ образов).

В экспозиции «Пир в царских палатах» центральное место отведено царю. Каким его показывает М.Ю. Лермонтов и как его видят художники?

а) Сравнение описания царя Лермонтова и В. Васнецова, И. Репина. (Словесное рисование).

Какие сравнения и эпитеты употребляет гусляры для характеристики царя?

Какие художественные детали, по-вашему, особенно выразительны? Можно ли назвать Ивана Грозного мудрым и справедливым?

У Лермонтова царь улыбается, он как будто весел…, но присмотримся повнимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

Что заставляет хмуриться Ивана Васильевича?

Кому на пиру царь уделяет больше внимания? Почему?

Что вы знаете об опричниках? Как относится к ним царь? Как это проявляется в поэме?

б) Устный рассказ о Кирибеевиче.

О чем грустит опричник?

Почему он рассказывает царю об Алене Дмитриевне, но не говорит, что она замужняя женщина?

Помог бы ему царь, если бы знал это?

в) Характеристика Алена Дмитриевны с привлечением иллюстрации П. Коровина.

Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

Почему удивился Калашников, не застав жены дома? Как объяснить слова, которыми встречает муж жену? Что вы помните о Домострое?

Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

г) Сопоставительный анализ. Кирибеевич – Калашников (демонстрация слайдов: «Купец Калашников в лавке», «Кулачный бой» (худ. И. Билибин, Б. Кустодиев), «Смерть опричника», «Калашников держит ответ перед царем», «Прощание купца с братьями»).

Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?

д) Выразительное чтение по ролям диалога Кирибеевича и Калашникова перед боем.

Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев? Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом? Применимы ли к героям «Песни…» заключительные строки «Бородино», вынесенные в название темы нашего урока?

Выразительное чтение строк о смерти Кирибеевича и Калашникова.

Каким чувством они проникнуты? Чем вы объясните это чувство?

Как гибнут Кирибеевич и Калашников? Какую память о себе оставляет каждый?

е) Сопоставление отрывка из поэмы Лермонтова с отрывком из народной песни о Степане Разине «Схороните мне братцы…», «Схоронили его за Москвой-рекой…»

В чем сходство? В каком отрывке больше поэтичности? В чем убеждают?

3. Заключительный этап.

В третьей главе мы вновь встречаемся с царем.

Какова его роль в поэме? Ведь главное столкновение происходит между Калашниковым и Кирибеевичем.

Почему царь приказал казнить победителя кулачного боя? Справедливо ли он поступил?

Каков жанр этого произведения? Почему М.Ю. Лермонтов называет его «Песней…»? Проясняет ли это авторскую позицию?

Темой и сюжетом «Песня…» связана с XVI веком.

Почему поэт обратился к далекому прошлому?

Удалось ли ему передать колорит той эпохи? В чём?

Какие фольклорные традиции продолжает поэт в своем произведении?

4. Домашнее задание:

  • выучить наизусть отрывок из поэмы «Восход Зари…»;
  • подобрать музыкальные темы к образам «Песни…»;
  • выписать на карточки примеры изобразительных средств, старинных слов, выражений. (для игры).

На заключительном уроке , посвященном фольклорным традициям в «Песне…», важно выяснить, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, он проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение, где каждый образ, каждая сцена поэмы отмечены могучим лермонтовским талантом. В этом нам помогут сопоставления «Песни…» с былинами (о Ставре Годиновиче), народными песнями. Литературная игра, с помощью которой покажем особенности использования тропов в поэме, ее связь с фольклором, обсудим проблему долга и чести, будет заключительным аккордом, в системе уроков, после чего дети напишут сочинения по поэме.

Повесть «Суламифь» состоит из 12 частей. Её главными героями стали царь Соломон, его жена Астис и Суламифь – простолюдинка, в которую влюбился царь.

Сначала автор рассказывает о правлении великого царя, его мудрости и богатствах, которыми он славился далеко за пределами своей страны. Затем говорится о том, каких женщин предпочитал Соломон. У него было огромное количество жён и наложниц, а также множество танцовщиц и рабынь. Кроме этого, Соломон вступал в близкие отношения с царицей Балкис, которая считалась прекраснейшей женщиной в мире. Бог подарил великому царю не только мудрость, славу и богатства, но и красивое тело и некоторые экстраординарные способности. Ни одна женщина не могла устоять перед Соломоном.

Однажды царь влюбился в простую, но очень красивую девушку, по имени Суламифь. Девушка работала на одном из царских виноградников, помогая своим братьям. Именно там Суламифь и Соломон познакомились и сразу же полюбили друг друга. Соломон представился новой знакомой царским поваром, а затем назначил ей свидание ночью. Когда, наконец, их встреча состоялась, Соломон признался любимой, кто он на самом деле. Суламифь переезжает во дворец.

Пока царь наслаждается любовью с новой наложницей, одна из его жён – Астис – присутствует при жертвоприношении в храме Изиды. Законная супруга взбешена тем, что царь предпочёл ей простолюдинку. Астис хочет убить девушку. Для этих целей она выбрала начальника царской стражи по имени Элиав. Расчётливая царица знает, что Элиав давно в неё влюблён, а значит, исполнит то, что она от него потребует. Астис обещает начальнику стражи сделать его царём над собой. Элиава не приходится долго уговаривать. Наёмный убийца отправляется в царские покои.

В свою последнюю ночь Суламифь печальна и не отвечает на ласки царя. Когда Соломон пытается узнать, что с ней происходит, девушка признаётся, что чувствует приближающуюся смерть. Суламифь пытается встать с ложа, но в этот момент её пронзает меч Элиава. Убийцу удалось найти и казнить. Царь узнал, кто стал заказчиком преступления, и изгнал Астис из своей страны. Наказав заговорщиков, Соломон так и не смог утешиться. Он всё время находился рядом с телом возлюбленной и ни с кем не разговаривал.

Характеристика персонажей

Царь Соломон

Великий царь – лицо, безусловно, историческое. Как на самом деле выглядел этот человек, и каким был его характер, современные историки могут только догадываться. Соломона традиционно описывают, используя превосходные степени: самый красивый, самый могущественный, самый богатый. Не отошёл от этой традиции и Куприн.

Образ Соломона идеален. Царь был справедливым правителем и судьёй, совершал добрые дела, понимал языки животных и птиц, обладал даром исцеления. Помимо этого, он умел обольщать женщин и быть искусным любовником. Автор симпатизирует своему персонажу, рассказывая о нём с удовольствием, рассматривая его с разных сторон, как драгоценный камень. Соломон сумел угодить и Богу, и людям.

Юной возлюбленной царя всего 13 лет. Характер девушки меняется в ходе развития сюжета. Когда Соломон впервые видит Суламифь, перед ним предстаёт наивная, немного испуганная девочка.

Но любовь меняет главную героиню. Первым её «взрослым» поступком становится продажа серебряных серёжек, которые были единственным богатством девушки. На вырученные деньги она купила мирру, ароматическую смолу, чтобы умастить ей своё тело для первого свидания с любимым. Эта маленькая жертва свидетельствует об огромной силе нового для Суламифь чувства, которому она отдалась без остатка, не думая о последствиях. Девушка была вознаграждена за свою жертву неделей любви в объятьях царя.

Проведя с мудрым Соломоном совсем немного времени, Суламифь изменилась. Она приобрела мудрость, свойственную её возлюбленному и мистический дар прорицания. Всего за неделю из наивной девочки главная героиня превратилась в опытную чувственную женщину, став для царя ещё более желанной.

Царица Астис

Астис – обладательница неестественной красоты, которая быстро наскучила Соломону. Автор описывает её следующим образом: набелённая, нарумяненная, синие волосы, глаза, «как у зверя». Только глаза, которые невозможно скрыть под краской, раскрывают сущность царицы. Жадная, жестокая и развратная Астис не терпит соперниц.

Красота и возраст

Новая возлюбленная супруга намного моложе царицы. Астис может обойти Суламифь происхождением и воспитанием, но не возрастом. Ни за какие драгоценности она не сможет вернуть молодость.

У Соломона было много наложниц и жён. Но Астис ревновала именно к Суламифь. Простолюдинке досталась редкая красота и столько внимания величайшего из царей. Ради того, чтобы избавиться от соперницы, царица готова стать любовницей начальника царской охраны. Цель для Астис всегда оправдывает средства.

Любовь – сокровище нашей жизни. Эту идею автор развивает в течение всего повествования. Соломону достались все богатства этого мира. У царя было столько золота, что он отдавал его на изготовление щитов для стражников. Серебро же в его правление стоило не более обыкновенного булыжника. Царь мог позволить себе любую прихоть.

Однако главным богатством Соломона была возможность любить и быть любимым. Многие великие цари, получив власть и богатство, переставали ценить простые человеческие радости. Грозные правители черствели душой. Женщины становились для них обыкновенным объектом плотских утех. Соломон же способен уважать каждую женщину, вне зависимости от её происхождения. Это и привлекало в царе представительниц прекрасного пола. Каждая возлюбленная Соломона чувствовала себя в его объятьях уникальной и единственной.

Анализ произведения

Библейскими стихами и легендами была навеяна «Суламифь» Куприна. Краткое содержание этого произведения можно пересказать всего в нескольких словах. Однако смысл, заложенный в «Суламифь» автором можно понять только после полного прочтения.

Развитие сюжета начинается не в самом начале повествования. Завязка драмы происходит только в четвёртой главе. До этого автор описывает жизнь и деяния царя Соломона, рассказывая о его вкусах и пристрастиях. Цель первых трёх глав состоит в том, чтобы познакомить читателя с личностью величайшего из царей как можно лучше.

В повести очень реалистично изображены армейские будни, несправедливость в отношении к младшим чинам и общая бесчеловечность и жестокость в армии.

Следующая наша статья посвящена повести , основной темой которой является вечная, чистая и бескорыстная любовь.

Куприн не стремится к исторической достоверности. Если имена Суламифь (Суламита) и Соломон можно встретить в Библии, имя Астис не встречается в источниках. Автор хотел создать произведение о любви и ревности. Главным героем он выбрал легендарного царя. Библейское сказание вдохновило Куприна на создание продолжения истории. Он перемещает Суламифь во дворец, одевает её в шелка и золото и наделяет пророческим даром, благодаря которому девушка предчувствует свою смерть. Астис была отправлена в храм Изиды, где во время жертвоприношения жрецов задумала убийство соперницы.

Фальсификация фактов, которую позволил себе автор, не только не искажает смысл истории, но и наоборот, делает её ещё более увлекательной. Возможно, никакой Астис не существовало. Однако роль этого персонажа состоит в том, чтобы создать трагедию, которая могла бы затронуть душу читателя.

Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр В словах Петра обращаюсь к политику

Ответы:

Какой рассказ? ничего не поняла

Похожие вопросы

  • Ben comes from a small place in England. Now he is in London. What does he think of the English capital? Example: London is (big) than his place. London is bigger than his place. The houses in London are (high) than in his place. The streets are (long) than in his place. The squares are (big). The hotels are (cosy) than in his place. The cars are (good) than in his small town. The shop windows in London are (beautiful) than in his place. The parks in London are (interesting) than in his small town. The weather in London was (sunny) than in his place. In the cafs he could eat (good) food than in his place. But soon he saw that the people in his town are (pleasant). When Ben was home from the capital, he was (happy) than in London. переведите плиз умоляю