Добро и зло в понимании булгакова. Сочинение Булгаков М.А

М.А. Булгаков – роман «Мастер и Маргарита». В рома­не Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Во­ланд – сатана, традиционно должен быть абсолютным воп­лощением зла, но он зачастую восстанавливает справедли­вость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире чело­веческого общества. И так было во все времена. Об этом пи­сал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки про­куратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат от­правляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него обще­ство. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все мораль­ные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их не­зыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана оп­ределяет «истинное лицо» многих персонажей-деятелей куль­туры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, – бездельник, кутила и пьяни­ца; Никанор Иванович Босой – взяточник и мошенник; про­летарский поэт Александр Рюхин – лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все про­делки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жиз­ни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что ре­альный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием – это и есть главное дья­вольское действо. В этом мире нет места творчеству и люб­ви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обще­стве. И здесь мысль Булгакова пессимистична – для на­стоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существуют добро и истина, но им Приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.

Здесь искали:

  • добро и зло в романе мастер и маргарита
  • добро и зло в романе мастер и маргарита сочинение
  • сочинение добро и зло в романе мастер и маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков - великий мастер, своим талантом несущий свет, не скрывая при этом тьмы...
Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и творил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора. В тридцатые годы он был из числа “запрещенных”. После публикации начала “Белой гвардии” до конца жизни ему не удалось опубликовать ни одного значительного произведения. И только через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали доступны читателю. Долгое время оставалось “в тени” последнее произведение Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это сложное, многогранное произведение. Жанр его был определен самим автором как “фантастический роман”. Посредством сочетаний реального и фантастического Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества. Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страницы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извечная тема добра и зла.
Пока существует на земле человек, будут существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.
Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд - художественно переосмысленный образ сатаны. Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, - пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Иванович Босой - выжига и плут, буфетчик варьете - вор, поэт А. Рюхин - закоренелый лицемер. Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: “Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних...”
А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в далекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно”. Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину - это незыблемый постулат. И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе. Человек лет двадцати семи, у которого связаны руки и который физически абсолютно беспомощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возражать: “...рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Это человек - Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди “несчастливые”. Иешуа заинтересовал прокуратора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горькой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не может обрести покой, но Иешуа - воплощение нравственной силы добра в романе - прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа. И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании Христос - личность мыслящая и страдающая, несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый источник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе. Мастер, как и Иешуа, дорого платит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслугам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продолжается. Из поколения в поколение люди ищут и будут искать нравственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.
Я думаю, таким борцом является сам Булгаков. Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и многим поколениям.
Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между добром и злом.
Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в романе “Мастер и Маргарита”. Итак, перед нами Москва конца двадцатых - начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца: “...ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях... По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой...” Это Воланд - будущий виновник всех беспорядков в Москве.
Сомнений нет в том, что Воланд - представитель “темной” силы. (Воланд переводится с древнееврейского как “черт”.) Важно обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из “Фауста” Гете: “Я - часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Мефистофель в Фаусте - сатана, который карает грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними признаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В действиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах москвичей. Он явился в Москву с одной целью - узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь. Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление нажить “легкие” деньги. И Воланд делает такой вывод: “Ну что же... Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...”
Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездомный, сгорает “Дом Грибоедова”. Но разве это дело рук самого Воланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда! Коровьев и кот Бегемот. Но более всего в своих несчастьях виноваты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем хотя бы в ресторан “Дома Грибоедова”, где проводят свое свободное время члены МАССОЛИТа. Здесь, “оплывая потом, официанты несли над головами запотевшие кружки с пивом”, “плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука”, “грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню”. Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, описанную в Библии, одним словом “ад”.
Попадая на бал сатаны, мы можем убедиться в том, что человечество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжегшая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша, продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в “ведомство” Воланда, в “ведомство” “тьмы” попадают только умершие. Только тогда, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, которое человек совершил при жизни.
В “ведомство” Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Маргаритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.
Как много людей, попавших под власть сатаны! Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин “света”? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ершалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Первый из них считает, что злых людей не бывает и что самый страшный грех - это трусость. Вот это тот человек, который достоин “света”. Впервые он предстает перед Понтием Пилатом “в стареньком и разорванном хитоне. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри - это Иисус Христос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу - тридцать три года, когда их распяли. И Иешуа - самый обыкновенный человек, сирота, а Иисус Христос - “сын Божий”. Но дело не в этом. Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Ершалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и души. Он спаситель человечества. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасении. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от преступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.
Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? “Свет” и “тьма” стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, - это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Мир - это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существовать.
Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” помогает взглянуть на окружающий мир по-новому. Я считаю, что этот роман помогает найти и распознать, что есть добро и что есть зло.

Макиевская Кьяра

Кьяра очень любит роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Она прошлась по всем булгаковским местам в Москве, была на спектаклях по этому роману.Я рада, что у меня есть ученики, трепетно относящиеся к нашей классической литературе,понимающие её прелесть и достоинства. Я счастлива, что у меня есть думающие и размышляющие ученики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»

В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем. В своём произведении автор задумывается о роли настоящей любви в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.
В отличие от многих других классических авторов М.А. Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из "Фауста": "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из ключевых героев романа - Воланда. Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой новой страницей и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее. В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм. Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса чёрной магии в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются истинные лица москвичей. Тогда Воланд отметит: "Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного. Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером. Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные жизненные ценности и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь.
Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты. Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему "совершили благо".
Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила литературным критикам и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и идеальной женщиной, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и интеллигентных людей, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа.

Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как "добрый человек" и "злой человек". С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора. Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу. Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом - любимым псом.
В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды. И на его душе лежит тяжкий грех за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и довольной жизнью. Равнодушие и жестокое хладнокровие - вот что отличает Иуду от Понтий Пилата. Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни.
Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло, хороших людей и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М. Булгаков выразил очень важную мысль: "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень. Добро и зло являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности - души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе "Мастер и Маргарита" он лишь показывает возможные дороги на жизненном пути, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман "Мастер и Маргарита" остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.


Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошую литературу не портит время.

Мир героев Булгакова разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует, как зло, так и добро. Эти деления очень условны.

Воланд и его свита

Олицетворение зла. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо.

- так кто же ты, наконец?

- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

“Фауст” И. Гете

Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра, жестоки.

Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая, деньги всем желающим, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время, эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.

Фрида

Юная девушка, над которой надругался хозяин кафе, где она работала. В следствии, чего родился нежеланный ребенок от насильника. Младенец напоминал ужас и боль, которые испытала героиня. К тому же, она понимала, что не сможет выкормить, воспитать малыша. Она душит его, вложив в рот платок, после чего закапывает в лесу. Теперь Фрида живет в аду. Во всех смыслах этого слова. Ведь ад, как известно, у каждого свой. Ежедневно, просыпаясь, девица видит на тумбочке свой роковой платок. Она его сжигала, топила, рвала, уничтожала. Но все это бесполезно.

Женщина постоянная гостья на балу у Сатаны. Среди преступников, убийц, висельников, моральных инвалидов. Но можно ли считать ее злом? Она стала жертвой насилия. А у ребенка не могло быть хорошей жизни. Малыш рос бы голодным оборванцем, всеми унижаемым, возможно, стал бы преступником.

Абадонна

Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя, персонаж. Оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой, производит сильное впечатление. А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому. Он слеп, как Фемида, оттого, не оказывает предпочтения.

У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить. Тогда чем он лучше Фриды?

Иешуа как образ добра в романе

Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.

Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.

Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.

Вывод

М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.

Сочинение по произведению на тему: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла - Воланд.

Иешуа - это воплощение чистой идеи. Он - философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», - обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус - жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа - не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание - нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки.

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

bulgakov/master_i_margarita_37/