Урок внеклассного чтения по литературе по рассказам В. П

«Последний поклон»


«Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

«Последний поклон»


«Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Творчество В.П. Астафьева преимущественно изучено в идейно-тематическом плане: тема войны, тема детства и тема природы.

В «Последнем поклоне» сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка. Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему вкус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела. Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе.

Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»), В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы. Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки. Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно.

С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

Для нас важно, что В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

Заметим, что В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью. Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев.

В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле. В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Обратимся к работам исследователей. А.Н. Макаров в книге «Во глубине России» одним из первых сказал, что «Астафьев пишет историю своего современника», указав этим на определенную связь между всеми его произведениями, охарактеризовал природу его таланта как лиро-эпическую.

А. Ланщиков основное внимание сосредоточил на автобиографии, пронизывающей произведения писателя. И. Дедков называет главным предметом прозы В. Астафьева народную жизнь. B. Курбатов касается вопросов сюжетного сложения в произведениях В.П. Астафьева, намечая, таким образом, и его творческую эволюцию, изменение жанрового мышления, поэтики.

В литературоведческих работах поставлен вопрос о связи творчества В.П. Астафьева с классической традицией русской литературы:

  • - толстовская традиция (Р.Ю. Сатымова, А. И. Смирнова);
  • - тургеневская традиция (Н.А. Молчанова).

Произведение написано в форме повести в рассказах. Отметим, что форма подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.

Заметим, что произведение о Родине, в том значении, как понимает её Виктор Астафьев. Родина для него:

  • - это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком;
  • - это природа, суровая, необыкновенно красивая - мощный Енисей, тайга, горы.

Каждый отдельный рассказ "Поклона" раскрывает отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в главе «Гори, гори ясно».

Повествование ведётся от первого лица - мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити - гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла - утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков - помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка и игры. Главная героиня "Поклона" - Витькина бабушка Катерина Петровна становится для читателя произведения Астафьева как - бы «нашей общей русской бабушкой», потому что собирает в себе в редкой, живой полноте всё, что ещё осталось на родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким - то вне словесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда откуда то дарованное, данное. Ничего писатель в ней не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться (одно слово - “генерал”). И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: «Дети родились - радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?». Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, черта которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще представляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах "общественного мнения", подсчитывая собственные страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие.

В "Последнем поклоне" всё вокруг ещё древне - родное, колыбельное, благодарное жизни и вот этим всё вокруг животворящее. Животворящее, исконное начало.

Надо заметить, что такой образ бабушки - не единственный в отечественной литературе. Например, встречается он у Максима Горького в "Детстве". И его Акулина Ивановна очень - очень похожа на бабушку Катерину Петровну Виктора Петровича Астафьева.

Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было. Тогда бабушка уходит из повествования, начинаются новые будни, всё темнеет, и является в детстве такая жестокая, страшная сторона, что писатель долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть "Поклона", грозный оборот своей судьбы, своё неизбежное "в людях". Не случайно последние главы "Поклона" были закончены Астафьевым только в 1992 году.

Вторую часть "Последнего поклона" корили порою за жестокость. Но подлинно действенна она была не якобы мстительной нотой. Какое там мщение? При чём тут оно? Литератор вспоминает своё горькое сиротство, свое изгнанничество и бездомность, общую отверженность, свою ненужность в мире. «Когда, казалось, для всех порой было бы лучше, если бы умер» - как писал он сам уже взрослым. И сказано это им было не для того, чтоб теперь победительно восторжествовать: что, взяли! - или чтобы вызвать сочувственный вздох, или ещё раз припечатать то бесчеловечное время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему литературному астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно можно тогда, когда сознаёшь, что живёшь невыносимо по чьей - то очевидной вине, помнишь эту очевидность и ищешь сопротивления. Но разве маленький, цепкий герой "Последнего поклона" Витька Потылицын что - то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся быть счастливым, красоту не пропустить. Если кто и срывался, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который из дали уже прожитых лет и с высоты своего понимания жизни со смятением спрашивал мир: как могло случиться, что невинные дети оказались поставлены в такие жуткие, бесчеловечные условия существования?

Не себя он жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, и только желанием разделить с ним последнюю картошку, и последнюю каплю тепла, и каждый миг его горького одиночества.

Если Витька выбрался тогда, то благодарить за это надо бабушку его Катерину Петровну, бабушку которая молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем самым из далекой дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть бы тем, что успела научить прощению и терпению, и умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра, и держаться этой самой крупицы, и благодарить за неё.

Астафьев посвятил теме русской деревни ряд произведений среди которых особо хотелось бы отметить повести "Последний поклон" и "Ода русскому огороду".

В сущности, в "Последнем поклоне" Астафьев выработал особую форму сказа - полифонического по своему составу, образуемого сплетением разных голосов (Витьки-маленького, умудренного жизнью автора-повествователя, отдельных героев-рассказчиков, коллективной деревенской молвы), и карнавального по эстетическому пафосу, с амплитудой от безудержного смеха до трагических рыданий. Эта повествовательная форма стала характерной особенностью индивидуального стиля Астафьева.

Что же до первой книги "Последнего поклона", то ее речевая фактура поражает невообразимой стилистической пестротой.

Выпущенная в 1968 году отдельным изданием первая книга "Последнего поклона" вызвала массу восторженных откликов. Впоследствии, в 1974 году, Астафьев вспоминал:

Ян чжэн

КНР, Нанкин

Образ главного героя в повести В. П. Астафьева «Последний поклон»

В автобиографической книге В. П. Астафьева «Последний поклон» повествование ведется в двух планах - плане прошлого (Я,) и плане настоящего (Я2). От Я, до Я2 проходит путь духовного развития главного героя.

Ключевые слова: образ «я»; два временн&х плана; раздвоение и единство личности.

Повесть в рассказах «Последний поклон» создавалась В. П. Астафьевым в течение почти всей его творческой жизни. Первые главы книги сначала писались как самостоятельные рассказы. Заметим, что часть из них, являясь хорошим материалом для уроков «естественной педагогики» [Ланщиков 1992: 6], в настоящее время входит в школьную программу -«Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет» и нек. др. Книга Астафьева - это повествование о собственном детстве, т. е. ее можно поставить в один ряд с такими автобиографическими произведениями русской классики, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького. Повествование в «Последнем поклоне» идет от 1-го лица. Однако роль повествователя в повести неоднозначна. В одних случаях он передоверяет рассказ другому лицу (как герой-повествователь), иногда же сам выступает как свидетель и комментатор происходящего (как автор-повествователь). Таким образом, происходит раздвоение субъекта речи, и получается «объективно-субъективный образ, где объективность идет от реально существовавшего героя, а субъективность - от автора, от выбора и трактовки описываемых эпизодов» [Бойко 1986: 9].

«В текстах автобиографических произведений возникает временная перспектива, актуализируется сопоставление двух временных планов по принципу "теперь - тогда": Я пишу о себе в прошлом и настоящем... Мысль моя живет не только в прошлом (как память), но и в настоя-

Ян Чжэн, кандидат филол. наук, старший преподаватель Нанкинского ун-та, КНР. E-mail: [email protected]

щем (как осознание себя во времени). Будущего может не быть вовсе, или может быть оно кратковременно, схематично и фрагментарно» [Николина 2002: 392]. И эти два субъекта - Я: (Витя Потылицын в прошлом, в детстве) и Яр (взрослый автор Виктор Астафьев в настоящем) - представляют собой нерасторжимое единство. На пути от Я: к Яр происходит духовная эволюция персонажа, в автобиографической прозе о детстве герой и автор слиты воедино.

Образ взрослого «я» вырисовывается прежде всего через многочисленные авторские отступления (лирические и публицистические), где прямо и четко выражается отношение повествователя к действительности. В этом плане особый интерес представляет рассказ «Монах в новых штанах», где происходит переплетение собственных голосов героя-повествователя и автора-повествователя. Повествование начинается в настоящем времени и ведется мальчиком Витей как действующим лицом. Ему поручена определенная работа, за которую он может «выручить» деньги:

Мне велено перебирать картошки... Картошки, что покрупнее, отбираются для продажи в город. Бабушка посулилась на вырученные деньги купить мануфактуры и сшить мне новые штаны с карманом1.

Материю, или мануфактуру, так называется швейный товар <...> бабушка купила. <.. .> Сколько я потом на свете ни жил, сколько штанов ни износил, материи с таким названием мне не встречалось. <...> Много в детстве было такого, что потом не встречалось больше и не повторилось, к сожалению.

Четко разграничиваются Я1 и Я2, когда автор-повествователь оценивает и осмысливает поведение, переживания и мысли своего прошлого «я» с иных «точек зрения». Так, в первом рассказе «Далекая и близкая сказка» повествователь описывает переживания главного героя, впервые в жизни услышавшего скрипку:

Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка - скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется <.. .> Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце <.. .> О чем же это рассказывала мне музыка? Про обоз? Про мертвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне? Почему жалко самого себя? И тех вон жалко, что спят непробудным сном на кладбище.

Приведенный отрывок текста формально принадлежит автору-повествователю, а на самом деле здесь показан внутренний мир маленького мальчика в момент звучания музыки, повествование наполнено явно детским мироощущением, поэтому субъектом речи данного отрывка является Яг В конце этого рассказа взрослый повествователь (Я2) через много лет так передает свои первые детские впечатления от услышанной музыки, переосмысливает их:

Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. Глупый был. Малый был (здесь и далее курсив мой. - Я.Ч.). Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть».

Здесь Я1 стал объектом мышления Я2, который оценивает свое прошлое «я» с иной временной (уже во время войны) и пространственной (уже в каком-то польском городе) дистанции. Таким образом, в смене субъектов речи выражается авторская позиция по отношению к роли музыки в человеческой жизни, и вообще к роли искусства в целом.

По мере того как взрослеет главный герой, четкое разграничение Я: и Я2 постепенно стирается, происходит сближение их голосов. В иных случаях они могут

быть так слиты, что разделить их невозможно. Например, в рассказе «Без приюта» взрослеющий герой Витя иногда берет на себя субъектные, оценочные функции автора-повествователя:

Тишка приучал меня курить подобранные на улице бычки. «Пить вино, уродовать людей, воровать - уже могу. Осталось курить научиться - и порядок!»

Подобного рода самооценки, пронизанные горечью и болью, - один из любимых приемов, используемых Астафьевым в «Последнем поклоне» для выражения отношения Я2 к Яг Часто взрослый автор смотрит на своего «Alter ego» (другого «я») с сочувствием, любовью и даже с легкой иронией. Например, в том же рассказе: после ухода Ндыбакана, товарища по беде, Витя снова остался один и как бы в отчаянии зовет своего друга:

Ндыбакан, Ндыбакан! Где ты есть-то? Во

дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне был поддержкой и опорой!

Здесь за легкой иронией, выраженной в цитировании знаменитых тургеневских строк, скрывается сочувствие автора своему герою, даже не столько ему самому, сколько всем невинным детям, рано попавшим в «горнило» жизни. В свое время, следуя за мыслью Гейне, Астафьев писал, что «если мир расколется, трещина прежде всего пройдет по судьбам детей» [Астафьев 1998: 613].

В результате раздвоения Я: и Я2 в автобиографической повести создается специфический образ «я». В отличие от героя-повествователя (Вити Потылицына), который изображен в «деяниях», поступках, в общении с окружающими, его двойник Виктор Астафьев, человек думающий, чувствующий, сосредоточен в значительной степени на осмыслении жизни вообще и жизни деревни Овсянки в частности; он обращен к своему внутреннему миру, своим переживаниям и размышлениям, что является своеобразным осознанием себя во времени.

Изображая действительность в разных временных и пространственных координатах, автор показывает изменения Крестьянской Вселенной в ее прошлом и настоя-

щем, изображает процесс гибели «Крестьянской Атлантиды». «Предощущение, дыхание гибели» передается именно через «элегическую интонацию, через отнесение наиболее светлых эпизодов к прошлому» [Гончаров 2003: 101-102]. При этом автор отдает явное предпочтение прошлому, с душевной болью отзывается о трагической судьбе родной деревни. Так, в концовках некоторых рассказов авторское повествование сознательно выходит на современность. К примеру, рассказ «Легенда о стеклянной кринке» завершается следующими словами:

А я, ненормальный человек, все о каком-то бедном подраненном глухаре горюю, о прошлых временах, о кринке, об ягодах, об Енисее, о Сибири - зачем и кому это нужно?

Однако образ взрослого автора-повествователя (Я2) в повести не статичен, его чувства и мысли претерпевают серьезные изменения. Глава «Пир после победы», в какой-то мере итоговая, подводящая черту всему, что было связано с детством, отрочеством и юностью героя, с войной, заканчивается оптимистически:

И в сердце моем, да и моем ли только, подумал я в ту минуту, глубокой отметиной врубится вера: за чертой победной весны осталось всякое зло, и ждут нас встречи с людьми только добрыми, с делами только славными. Да простится мне и всем моим побратимам эта святая наивность - мы так много истребили зла, что имели право верить: на земле его больше не осталось.

Но это лишь промежуточный этап в развитии взрослого «я», который в заключительных главах повести, написанных в начале 1990-х гг., становится иным. В комментариях к «Последнему поклону» Астафьев писал:

Не вдруг, не сразу, но понял я, что чего-то в «Поклоне» не договорил, «перекосил» книгу в сторону благодушия, и получилась она несколько умильной, хотя я к этому сознательно и не стремился, а все же жизнь пообтесал, острые углы пообпиливал, чтобы дорогие читатели, советские прежде всего, за них штанами не цеплялись и коленки не ушибли. А ведь жизнь-то тридцатых годов не из одних веселых детских игрушек и затейливых игр состояла, в том числе и моя

жизнь и жизнь близких мне людей. Продолжались раздумья, воспоминанья, продолжалась во мне книга. <.. .> Книга ушла из детства дальше, в жизнь, и двигалась вместе с нею, с жизнью.

Осознав это, Астафьев начинает «ужесточать» ранее написанное, в частности «Пастуха и пастушку» автор переписывал несколько раз, сгущая краски. То же происходит с отдельными главами «Последнего поклона». Например, в рассказ «Фотография, на которой меня нет», он добавил 5 страниц о коллективизации, раскулачивании, при этом многое повторил из того, что было написано четко и определенно еще в 1970-е гг. в рассказе «Бурундук на кресте», где, казалось бы, уже был подведен итог:

ШУМКИНА Е.Н. - 2010 г.

  • Библейские реминисценции в повести Б. К. Зайцева «Голубая звезда»

    ИВАНОВА Н.А., ЛЯПАЕВА Л.В. - 2010 г.

  • Цель:

    • познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева; показать, какую связь имеет автобиография писателя с его повестью “Последний поклон”; кратко проанализировать основные главы повести; показать учащимся, как происходило становление личности главного героя повести, подготовить учащихся к подробному анализу главы повести “Фотография, на которой меня нет”;
    • развитие речи учащихся, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; развитие умений анализа художественно текста;
    • воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к людям.

    Оборудование: книги В.П. Астафьева последних лет, фотографии, газетные статьи, компьютер, проектор.

    На доске эпиграф :

    Мир детства, с ним навечно расставанье,
    Назад ни тропок нету, ни следа,
    Тот мир далек, и лишь воспоминанья
    Все чаще возвращают нас туда.
    К. Кулиев

    Ход урока

    1. Сообщение темы урока

    Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие по повести В.П. Астафьева “Последний поклон”. Во время этого путешествия попытайтесь осознать то, что чувствовал главный герой произведения и как происходило становление его личности. Мне бы хотелось, чтобы этот урок был и уроком – открытием, чтобы никто из вас не ушёл с пустым сердцем.

    Мы начинаем знакомство с творчеством замечательного русского писателя В.П. Астафьева. В современной литературе В.П. Астафьев – один из последовательных сторонников отражения жизненной правды в своих произведениях, конфликтов, героев и антиподов.

    Сегодня на уроке мы поговорим о чувствах, которые воплотил писатель в своей автобиографической повести “Последний поклон”, чтобы быть готовыми к анализу одной из глав повести “Фотография, на которой меня нет”.

    2. Знакомство с биографией писателя

    Учитель: С наиболее яркими эпизодами жизни и творчества писателя нас познакомят двое учащихся. (Один из них излагает факты биографии, другой – голос автора во времени.)

    (Учащиеся знакомят с биографией и личными жизненными впечатлениями писателя. Одновременно показывается презентация о жизненном пути В.П.Астафьева.)

    3. Из истории создания повести “Последний поклон”

    Учитель: Творчество В.П. Астафьева развивалось далее в двух направлениях:

    • Первое – поэзия детства, что вылилось в автобиографический цикл “Последний поклон”.
    • Второе – поэзия природы, это цикл произведений “Затеси”, роман “Царь-рыба” и др..

    Мы ближе познакомимся с повестью “Последний поклон”, созданной в 1968 году. Эта повесть – своеобразная летопись народной жизни, начиная с конца 20-х годов двадцатого века и до конца Отечественной войны.

    Повесть не создавалась целостно, ей предшествовали самостоятельные рассказы о детстве. Повесть же сложилась, когда была создана её предпоследняя глава “Где-то гремит война”. То есть повесть возникла как бы сама по себе, это наложило отпечаток на особенность жанра – повесть в новеллах.

    А повести о детстве и юности – давняя и теперь традиционная тема в русской литературе. К ней обращались и Л.Толстой, и И.Бунин, и М.Горький. Но в отличие от других автобиографических повестей в каждом рассказе-главе Астафьева кипят чувства – восторга и негодования, счастья и горя, радости и печали, прежде всего чувства.

    Вопрос классу: Вспомните, как в литературе называются произведения, которые проникнуты чувствами и переживаниями автора? (Лирические.)

    Учитель: Следовательно, мы можем говорить о преимуществе лирического начала в повести. В каждой главе автор выражает то, что в данный момент чувствует сильно и искренне, и поэтому каждый эпизод превращается в нечто, содержащее представление и о времени, в котором жил главный герой, и о событиях, которые он пережил, и о людях, с которыми его свела судьба.

    4. Путешествие по повести

    Учитель зачитывает слова В.Астафьева: “Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о бабушке и дедушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры”.

    Учитель: Первоначально цикл рассказов так и назывался “Страницы детства” и чудесный эпиграф К. Кулиева предварял его.

    (Учитель обращает внимание учащихся к эпиграфу и зачитывает его.)

    Учитель: Первая глава повести называется “Далёкая и близкая сказка”. О событиях, описанных в этой главе, нам расскажет Таня Ш.

    (Пересказ-анализ главы ученицей. Во время рассказа тихо звучит “Полонез” Огиньского. (используется компьютер))

    Вопрос классу:

    – Какие чувства вызывала мелодия, которую играл Вася-поляк, у Вити? Какими чувствами писатель наполнил этот рассказ? С помощью каких средств выразительности автору удается передать все чувства героя?

    Учитель зачитывает цитату из рассказа: “В эти минуты не было вокруг зла. Мир был добр и одинок, ничего-ничего дурного в нем не умещалось… Щемила сердце жалость к себе, к людям, ко всему миру, таящему страдания и страх”

    Вопрос классу: Как вы поняли, о чем этот рассказ-глава? (Об искусстве быть человечным.)

    Учитель: И мелодия, и чувства позволили художнику превратить этот рассказ во вступление к обширному и разностороннему повествованию о России.

    Следующая глава, на которой мы остановимся, “Ночь темная-темная”. О событиях этой главы расскажет Андрей К.

    (Пересказ-анализ главы учеником.)

    Вопрос классу: – Какие события вызвали тяжелые переживания лирического героя повести? Чему научили его эти события?

    Учитель: Но самым обаятельным, самым значительным, покоряющим образом, проходящим через всю повесть, является образ бабушки Катерины Петровны. Она очень уважаемый на селе человек, “генерал”, о каждом заботилась и каждому готова была прийти на помощь.

    Глава “Бабушкин праздник” проникнута особым чувством автора. С её содержанием нас познакомит Марина Н.

    (Пересказ-анализ главы “Бабушкин праздник”.)

    Вопрос классу: Героиню какого произведения напоминает вам Катерина Петровна своим характером, жизненными взглядами? (Бабушку Алеши Пешкова из повести М.Горького “Детство”.)

    Учитель: В заключительных главах повести рассказано о посещении героем 86-летней бабушки и о смерти её.

    Учитель зачитывает слова писателя:

    “Бабушка умерла, а внук не смог поехать, чтобы похоронить её, как обещал, потому что еще не осознал тогда всю огромность потери. Потом осознал, но поздно и непоправимо. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет… И некому прощать…”

    Учитель: Если всю повесть “Последний поклон” назвали “прощанием с детством”, то в главе “Приворотное зелье” – кульминация этого произведения. С содержанием этой главы нас познакомит Аня Н.

    (Пересказ-анализ главы “Приворотное зелье”.)

    Учитель: Астафьев говорил: “Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они – большая и маленькая – неразделимы, они – друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и трудиться”

    И завершает повесть глава “Пир после победы”. С событиями, описанными в этой главе нас познакомит Дима К.

    (Пересказ-анализ главы “Пир после победы”.)

    Учитель: Наиболее важным в этой главе является то, что в ней поставлен вопрос о нравственном осознании героем своего высокого назначения в жизни, в истории, его непримиримости к недостаткам.

    Вопрос классу: Какие чувства в этой главе терзают душу Вити Потылицына? (Нерешительность, сомнения, новое познание мира, искренность, гуманность)

    Учитель: Витя Потылицын высказывает в этой главе свою “концепцию личности”: “Желаю покоя и радости не только себе, а всем людям”

    Он испытывает ответственность за всё зло, творимое в мире, не может примириться с любым унижением человека.

    Большой путь прошел Витя Потылицын – с раннего детства до знаменательного пира после победы, и этот путь – часть жизни народной, это история духовного формирования главного героя, как и Алёши Пешкова из повести М. Горького “Детство”.

    “Последний поклон” – самая “заветная” книга в творческой биографии В.Астафьева.

    5. Итог урока

    Учитель: Мы закончили небольшое путешествие по повести “Последний поклон”. Как вы поняли, о чем эта повесть? (Об осознании главным героем в процессе его становления торжества доброты и гуманности над темными силами зла)

    6. Заключение

    Учитель: В.Астафьев создает произведения, которые проникнуты чувством ответственности человека за всё сущее на земле, необходимости борьбы с разрушением жизни.

    Это и его роман “Печальный детектив” (1986 г.), рассказ “Людочка” (1989 г.). В них автор анализирует многие беды современного мира. В романе последних лет своей жизни “Прокляты и убиты” он вновь обратился к военной теме, этой же теме посвящена и его повесть “Обертон”, написанная в 1996 году.

    Новым в этих произведениях становится стремление автора сказать правду об этих трагических годах, изображение событий войны с позиции христианской нравственности.

    7. Домашнее задание