Владимир михайлович ануфриев. Владимир михайлович ануфриев Мишкин мундир

И сразу же кусок бутерброда буквально застрял в его горле, он закашлялся, мать обернулась, посмотрела на него со своей рассеянной улыбкой плохо видящего человека, которая могла показаться высокомерной тем, кто не знал, что у матери минус шесть, и, поняв, в чем дело, сильно хлопнула Мишку по спине маленьким крепким кулаком. Кусок вылетел из Мишкиного горла, он сглотнул - и совершенно неожиданно для себя в голос заревел.

Он уже давно, класса с третьего, не плакал в голос, и мать страшно удивилась. Она бросила нож, вытерла руки кухонным полосатым полотенцем и прижала голову сидящего на табуретке Мишки к шершаво-скользкому животу халата.

Прошло, - удивленно повторяла она, - ну, ведь все проскочило? Что же случилось, Мишенька, что случилось? Ну, успокойся, что случилось? В школе? Ну, что ты? Ты у меня, как маленький, перестань, ведь тебе же тринадцать лет уже!..

Мишка не мог перестать реветь, и ответ, громко втягивая носом слезы и даже заикаясь, выдавил:

Ты еврейка, - и от этого заплакал еще сильнее, - ты еврейка, у нас есть другая, шпионская фамилия, меня отдадут в малолетнюю колонию, да, отдадут?

Ему было стыдно реветь, как маленькому, но он уже ничего не мог с собой поделать.

Мать молчала. И от этого молчания Мишкины слезы очень быстро высохли, он высвободил голову из материных рук, отодвинулся и снизу посмотрел ей в лицо.

Он увидел, что глаза матери закрыты, а из-под век тихо ползут слезы, губы кривятся, рот открывается, и он понял, что сейчас и она заплачет в голос, и от этого замолк.

В то же время в прихожей открылась дверь, голоса отца и дяди Феди, громкие, как всегда бывают голоса людей, вошедших с холода, сразу наполнили всю квартиру неразборчиво-веселым разговором, потом послышалось внятное отцовское «Мама, нам по рюмке скорей, околели!», раздался стук сбрасываемых с помощью упора-рогульки сапог, две пары домашних тапочек пошлепали к кухне, и Мишка понял, что объяснять отцу, да еще при дяде Феде, почему они с матерью плачут, будет просто невозможно. Он вскочил, бросился, протолкнувшись в коридоре между отцом и соседом, в прихожую, схватил с гвоздя и вскинул на плечо велосипед «Орленок», купленный ему недавно, на последний день рождения, вылетел на лестницу, выскочил из подъезда, с грохотом хлопнув дверью на спружинившем толстом куске автомобильной резины, с ходу, на бегу, больно плюхнулся на узкое седло и понесся, привставая и крепко надавливая на педали, по дворовым асфальтовым дорожкам, между пожухлыми бурыми вениками на улицу, вырвался на опустевшую площадь и принялся накручивать большие круги и восьмерки.

Дул ветер, сдвигая к вискам еще ползущие по щекам слезы, с темно-серого неба редко капал холодный дождь, черные листья уже никто не убирал, они сбились к краю трибуны и лежали там валиком. Понемногу на площади стали появляться и другие велосипедисты, началось обычное кружение, в будние дни возникавшее в сумерках, после конца второй школьной смены и приготовления уроков первой, а сегодня ради праздника начавшееся среди дня. Многие мальчишки ездили, косо стоя под рамой, на взрослых харьковских велосипедах, некоторые - на трофейных, пошедших уже ржавчиной, один парень из девятого «А» - даже на тяжеленном австрийском с карданной передачей. На этом фоне Мишкин «Орленок» с высоко поднятым седлом, низким рулем с повернутыми к земле рогами и с хромированным насосом выглядел неплохо.

И постепенно Мишка влился в кружение, совершенно отдался этому вытесняющему любые мысли занятию езды по площади - и обо всем забыл. Он только жалел, что Нина на площади никогда не появлялась, поскольку у нее велосипеда не было, да она и кататься не умела, а возить на раме, как некоторые старшеклассники возят старшеклассниц, он много раз ей предлагал, но она стеснялась.

Впрочем, даже и ее отсутствие недолго огорчало Мишку, и вскоре он уже просто нарезал и нарезал крути мимо трибуны, под крупным, но редким дождем, ни о чем не думая. Велосипед летел, наклонялся на повороте, и серый воздух плотно и туго входил в Мишкину грудь.

Он вернулся домой, когда начало быстро темнеть, в пятом часу, и, как и ожидал, застал там уже гостей.

В прихожей на вешалке кучей висели парадные мундиры и фуражки, в том числе один мундир с серебряными узкими витыми медицинскими погонами, из чего следовало, что в гостях был дядя Гриша Кац, и одна голубая фуражка с малиновым околышем дяди Левы Нехамкина. Был еще и мятый мундир соседа дяди Феди Пустовойтова со связистскими молниями на неровно пришитых петлицах и целлулоидным холостяцким подворотничком.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Степан Семёнович Раевский (21.04.1918-29.06. 1996) Писатель, переводчик, книгоиздатель. Родился в с.Межадор Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Окончил Визингскую среднюю школу и десятимесячные курсы по подготовке в вуз. С 1934 учился в Коми пединституте. С 1938 по 1940 был учителем языка и литературы в Мохченской средней школе Ижемского района. В 1949 - редактор Коми книжного издательства, затем с 1958 - его директор. Он много сделал для развития литературы в республике, по изданию произведений для детей, учебников для школ. В 1975 за создание учебников "Луч солнца", "Утренняя заря", "Родина" ему была присуждена Государственная премия Коми АССР им.Куратова И.А. Он член Союза писателей с 1957. Всего им было создано шесть учебников по коми литературе. Много сделал по переводу русской литературы на коми язык.

«Мича серпас» («Красивый узор»)

Рассказ переносит нас в летний лес, где три девчонки - сестрички собирают землянику. Ее так много! Вся она крупная как на подбор. А какая она сладкая! Быстро набрали ягоды, и только брат не положил ни одной ягодки в корзинку, рука его с ягодкой тянулась в рот. Раевский живо показывает азарт детей во время сбора ягод: быстро собирали, соревновались, им любо, они счастливы, горды. Вывод писатель делает в конце рассказа пословицей: что соберешь, то и съешь. Лес человека кормит, но надо для этого приложить свои силы, труд, терпение. « Озъя йов» («Земляника с молоком»)

Эдуард Юрьевич Шим (23.08.1930 – 13.03.2006) Настоящая фамилия Шмидт. Русский писатель, драматург, сценарист. Окончил Ленинградское архитек-турно - художественное училище. Начал печататься с 1949 года. Пишет преимущественно для детей. В книгах ставятся вопросы отношения человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

«Березовый сок»

Дед с внуком едут по лесу на телеге за грибами, перед нами осенний лес. Красиво: «Тут просторно, светло, половина листьев уже осыпалась.» Писатель использует сравнения при описании грибов: красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в веселых веснушках. Олицетворение: трясутся новые плетеные корзины. Шим напоминает юным читателям, чтобы они не забывали о бережном отношении к природе. Рассказ «Война с грибами».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Георгий Алексеевич Скребицкий Писатель. Георгий Алексеевич очень любил природу, наблюдать за животными и птицами, с большой теплотой относился к ним. В своих рассказах воспитывал у детей любовь к природе и животному миру. Все о чем рассказывает Георгий Алексеевич с ним случилось когда он был еще маленьким.

Рассказ начинается с загадки: на колу дворец, а во дворце певец. Конечно, это про скворца. Писатель говорит о пользе этой птицы: « Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.» Знакомит с повадками и нравами пернатого друга человека: то песенки распевает, то засвистит, затрещит, то лягушкой заквакает, то, как курица, закудахчет, то начнет скрипеть. Наблюдая, автор подмечает: «Скачут скворцы по полю, ищут на земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища,» «Полезная птица скворец, а уж какая занятная». «Скворец»

В рассказе автор переносит нас в березовый перелесок в самом начале лета. «Солнечный день, все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света.» При описании природы автор не скупится на эпитеты: листья золотые, изумрудные.; олицетворения: струятся ветви берез, бегут синеватые тени. Описывает кукушку, которую никогда до этого не видел: «…хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках… значит, она не на сову, а на ястребка похожа» С большой теплотой рассказывает Скребицкий о крылатых друзьях. Хочет, чтобы все дети были добры, жалели бы братьев меньших. Открывает все новые и новые тайны, и нет конца тайнам о Родной природы. «Лесной голосок»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Геннадий Яковлевич Снегирев Один из известных писателей – натуралистов. Книги Геннадия Яковлевича интересны для людей всех возрастов, особенно неоценимы они для экологического воспитания самых маленьких. Его известные книги: «Обитаемый остров», «Про оленей», «Хитрый бурундук» , «В разных краях», «Чудесная лодка», «Про пингвинов» и т.д. Рассказы Снегирева ближе к поэзии, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателей любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев – как проводник по чудесной стране, имя которой – Россия. (К. Паустовский)

«Песцовая земля»

Александр Витальевич Кокачев Писатель, художник иллюстратор. Родился в 1925 году.

Это сказка о лесном малыше, о его подружке - белочке Уре. С ними в лесу происходят разные приключения. Книга состоит из двух частей, первая – загадки, чтобы их отгадать, надо знать фауну наших северных лесов. И не беда, если ты не сразу справился с загадками, прочитаешь вторую часть книги, отгадаешь загадки. Вторая часть книги - сказка, состоящая из одиннадцати небольших главок. Каждая главка имеет свое название. Глава «Спор грибов» повествует о появлении Ухрюмона. Выпал он из корзинки с грибами у тети Даши, темно – желтый комочек, с хвостиком, глаза большие, сразу же убежал от нее, нашел белочку и начал с ней дружить. Из главы «Палка – выручалка» узнаем, как Ухрюмон ищет возможности выживать. В «Схватке» Ухрюмон сражается со щукой и выигрывает. В главе «Изобретение» удивляемся находчивости героя, он изобретает штаны, используя лишайник. Для ночлега друзья выбрали безопасное место – дупло белки. Постепенно Ухрюмон начал говорить. «Ухрюмон»

Сказка Кокачева очень познавательная, она как – то ненавязчиво, незаметно вводит нас в северный лес, знакомит нас с растительный миром тайги и его обитателями. Так как читатель уже ознакомился с первой частью книги - загадками, не смог отгадать их, то будет очень внимательно читать сказку, мысленно искать ответы. Да и сам главный герой – Ухюмон – какой – то необычный, такого еще не видели.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Владимир Михайлович Ануфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника".

Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят докопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу»

В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир»

В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика»

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

1. Ануфриев В.М.«Прыгни выше, Юхан», Сыктывкар, 1996 г. 2. Ануфриев В.М.«Мишкин мундир», Сыктывкар 1989 г. 3. Демин В.Н. «Писатели Коми» в 2- х томах, Сыктывкар.2001 г. 4. Демин В.Н.«Под кронами сосен», Сыктывкар, 1989 г. 5. Запорожцева И.В. «Пастух и белый олень», Сыктывкар, 1980 г. 6. Кокачев А. «Ухрюмон», Сыктывкар, 1995 г. 7. Латышева В.А.«Классики и современники», Сыктывкар, 2005 г. 8. Мартынов В.И. «Литераторы земли Коми», Сыктывкар, 2000 г- 9. Раевский С. С.« Подарок ко дню рождения», Сыктывкар, 1995 г. 10. Скребицкий Г.А.«Крылатые соседи». Москва, 1977 г. 11. Снегирев Г. Я.«Песцовая земля», Москва, 1978 г. 12. Шим Э.Ю. «Жук на ниточке», Москва, 1978 г. 13. Энциклопедический словарь школьника «Коми литература»,Сыктывкар, 1995г. Список литературы:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Прыгни выше, Юхан» «Мишкин мундир»,

Рочев Е. «Бегут, бегут олени» М.: 1989г. Скребицкий Г. «Крылатые соседи»

«Рассказы и сказки о природе» «300 страниц про зверей и птиц»

«Лесные сказки» «К то на кого похож?»

Геннадий Снегирев «Дикий зверь» «Бобровая хатка»

Снегирев Г. «Домик осьминога» Снегирев Г. «Песцовая земля»

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

воспитатель I квалификационной категории.

Методическая разработка ООД Тема: «Природоведческая литература Республики КОМИ» (Подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Развитие речи» - приобщение к художественной литературе

Цель: Расширить кругозор детей в творчестве писателей Республики Коми.

Задачи:

  • Познакомить с писателями природоведческой литературы Республики Коми;
  • раскрыть красоту природы родного края,
  • развивать национальную гордость, обычаям, языку, культуре народов Коми;
  • Обогатить словарный запас;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, к родной природе .

УДД у детей развивается представление об окружающем мире, расширяется словарный запас. Дошкольники приобретают знания о животном и растительном мире Р. Коми через художественные произведения. Использование иллюстраций формирует у детей наиболее реалистичное представление об окружающем мире.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, презентация «Природоведческая литература Республики Коми».

Дидактическое обеспечение: детские книги писателей Республики Коми.

1. Организационный момент. I часть (просмотр презентации)

Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством писателей Республики Коми.

Слайд – 1 -5 Ирина Васильевна Запорожцева - Учёный и поэтесса, доктор геолого – минералогических наук.

Ирина Васильевна открывает мир людей, которые находятся в поиске, открывают неизвестное. Она рассказывает о труде геофизиков, о жизни северян на просторах суровой тундры, о северной природе.

В произведении «Две вороны» - писательница заостряет наше внимание на взаимоотношения человека с дикими птицами.

Запорожцева, характеризуя ворон, отмечает, что Машка была осторожной, Сашка - важный, очень доверчивый, за что и поплатился; его подстрелил вновь прибывший геолог: «… упал черный Сашка на белый снег…» Горько оплакивала Сашку повариха, геологи молчали, не говорили ничего. Так они выразили свое отношение к проступку этого «чужака», а в произведении «Маленький оленевод» писательница рисует образ Саши, настоящего оленевода, который не боится холода, не болеет, далеко ездит на оленях с отцом капканы проверять, не плачет, когда с нарт падает. Вот такой настоящий оленевод растет в тундре.

Слайд – 6- 9 Степан Семёнович Раевский - это писатель, переводчик, книгоиздатель. Он много сделал для развития литературы в республике, по изданию произведений для детей, учебников для школ. В 1975 за создание учебников «Луч солнца», «Утренняя заря», «Родина». Всего им было создано шесть учебников по коми литературе. Много сделал по переводу русской литературы на коми язык.

Раевский Семен Степанович – автор двух книг для ребят, это небольшие сборники рассказов для детей о неповторимой красоте северной природы, об интересных наблюдениях в лесу, о повадках зверей, о радости общения с лесными просторами.

В рассказе «Мича серпас» («Красивый узор») чувствуется дыхание осени в лесу (кругом тихо, вот и опять осень наступила), обращает внимание на поведение птиц (не поют как летом, они отдыхают, готовятся в дальнюю дорогу), замечает смену времен года (деревья кругом будто красивой краской покрашены), в рассказе показано «горение» осени. Это достигается наличием в рассказе постоянных эпитетов (солнечные краски, ало – красные грозди рябины, золотые кисти), сравнений (деревья как будто покрыли краской, сидит как жар – птица), олицетворений (ветки шепчутся друг с другом, листья покрывают землю золотистым ковром). Эти приметы, сравнения, народные по характеру звучания, оживляют рассказ. Делают его эмоционально насыщенными. А в рассказе «Озъя йов» («Земляника с молоком») переносит нас в летний лес, где три девчонки - сестрички собирают землянику. Ее так много! Вся она крупная как на подбор. А какая она сладкая! Быстро набрали ягоды, и только брат не положил ни одной ягодки в корзинку, рука его с ягодкой тянулась в рот. Раевский живо показывает азарт детей во время сбора ягод: быстро собирали, соревновались, им любо, они счастливы, горды. Вывод писатель делает в конце рассказа пословицей: что соберешь, то и съешь. Лес человека кормит, но надо для этого приложить свои силы, труд, терпение.

Слайд – 10 - 12 Эдуард Юрьевич Шим - настоящая фамилия Шмидт. Русский писатель, драматург, сценарист. Пишет преимущественно для детей. В книгах ставятся вопросы отношения человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

В рассказе «Березовый сок» описывает весенний лес, сетует, что какой – то недобрый человек обрубил у самых корней молодую березку. Писатель поднимает проблему охраны природы. Поэтичность рассказу придают эпитеты: мокрая береза; сравнения - совсем как вода: переносное значение слова: руки злые. Вывод звучит в конце рассказа из уст дедушки: «Эй, люди, руки злые, а голова дурная… ну, захотелось соку – возьми от старой березы, которую все равно зимой на дрова срубим».

Рассказ «Война с грибами» - дед с внуком едут по лесу на телеге за грибами, перед нами осенний лес. Красиво: «Тут просторно, светло, половина листьев уже осыпалась». Писатель использует сравнения при описании грибов: красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в веселых веснушках. Олицетворение: трясутся новые плетеные корзины.
Эдуард Юрьевич Шим напоминает в своем произведении юным читателям, чтобы они не забывали о бережном отношении к природе.

Слайд 13 - 15 Георгий Алексеевич Скребицкий - писатель. Очень любил природу, наблюдать за животными и птицами, с большой теплотой относился к ним. В своих рассказах воспитывал у детей любовь к природе и животному миру. Все о чем рассказывает Георгий Алексеевич, с ним случилось, когда он был еще маленьким.

В рассказе «Скворец» - произведение начинается с загадки: на колу дворец, а во дворце певец. Конечно, это про скворца. Писатель говорит о пользе этой птицы: « Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.» Знакомит с повадками и нравами пернатого друга человека: то песенки распевает, то засвистит, затрещит, то лягушкой заквакает, то, как курица, закудахчет, то начнет скрипеть. Наблюдая, автор подмечает: «Скачут скворцы по полю, ищут на земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища,» «Полезная птица скворец, а уж какая занятная».

А в рассказе «Лесной голосок» автор переносит нас в березовый перелесок в самом начале лета. «Солнечный день, все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света». При описании природы автор не скупится на эпитеты: листья золотые, изумрудные; олицетворения: струятся ветви берез, бегут синеватые тени. Описывает кукушку, которую никогда до этого не видел: «…хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках… значит, она не на сову, а на ястребка похожа».
С большой теплотой рассказывает Скребицкий о крылатых друзьях. Хочет, чтобы все дети были добры, жалели бы братьев меньших. Открывает все новые и новые тайны. И нет конца тайнам о Родной природы.

Слайд - 16 – 17 Геннадий Яковлевич Снегирев - один из известных писателей – натуралистов. Книги Геннадия Яковлевича интересны для людей всех возрастов, особенно неоценимы они для экологического воспитания самых маленьких. Его известные книги: «Обитаемый остров», «Про оленей», «Хитрый бурундук» , «В разных краях», «Чудесная лодка», «Про пингвинов» и т.д.

Рассказы Снегирева ближе к поэзии, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателей любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев – как проводник по чудесной стране, имя которой – Россия. (К. Паустовский)

В рассказе «Песцовая земля» переносит нас, читателей, на Дальний восток. Волей случая Сережа попадает на остров, наблюдает за дикими животными: китами, песцами, улитками, кайрами, узнает, что есть такая профессия - зверовод, это тот, кто разводит зверей, изучает их, подкармливает в естественных условиях. Сережа увидел птичий базар, помогал кормить песцов, заметил, что все они разные: есть хитрые, они подкрадывались и отнимали корм у других песцов. Есть и такие, которые совсем не брали корма - они бегали на птичий базар и там воровали яйца.

Слайд 18 - 20 Александр Витальевич Кокачев – писатель, художник иллюстратор. Родился в 1925 году.

Сказка «Ухрюмон» - о лесном малыше, о его подружке - белочке Уре. С ними в лесу происходят разные приключения. Книга состоит из двух частей, первая – загадки, чтобы их отгадать, надо знать фауну наших северных лесов. И не беда, если ты не сразу справился с загадками, прочитаешь вторую часть книги, отгадаешь загадки.
Вторая часть книги - сказка, состоящая из одиннадцати небольших главок. Каждая главка имеет свое название.
Глава «Спор грибов» повествует о появлении Ухрюмона.
Выпал он из корзинки с грибами у тети Даши, темно – желтый комочек, с хвостиком, глаза большие, сразу же убежал от нее, нашел белочку и начал с ней дружить.
Из главы «Палка – выручалка» узнаем, как Ухрюмон ищет возможности выживать. В «Схватке» Ухрюмон сражается со щукой и выигрывает.
В главе «Изобретение» удивляемся находчивости героя, он изобретает штаны, используя лишайник.
Для ночлега друзья выбрали безопасное место – дупло белки.
Постепенно Ухрюмон начал говорить.

Сказка Кокачева очень познавательная, она как – то ненавязчиво, незаметно вводит нас в северный лес, знакомит нас с растительный миром тайги, знакомит с его обитателями. Так как читатель уже ознакомился с первой частью книги - загадками, не смог отгадать их, то будет очень внимательно читать сказку, мысленно искать ответы. Да и сам главный герой – Ухюмон – какой – то необычный, такого еще не видели.

Слайд – 21 – 22 Егор Васильевич Рочев - Коми писатель. Родился тундре в семье оленевода. Цикл рассказов о сыне оленевода Лёве показал умение автора писать для маленьких читателей. Первая его книга "Батьлöн ордым" (1971 ) также была посвящена людям тундры. А повесть "Сьöлöмын вурыс", вышедшая на русском языке под названием "За каждый свой шаг..." (1979 ), рассказывала о строителях Сыктывкарского лесопромышлен-ного комплекса. И здесь автору, конечно, тоже было что сказать: ведь он сам трудился на стройке. . Его книга для детей "Маленький Митрук и большая тундра" издана на русском, украинском , эстонском , удмуртском и молдавском языках.

В книге «Маленький Митрук и большеземельская тундра». Обаятельный маленький герой Митрук постигает все тонкости оленеводческого мастерства, наблюдая за отцом – оленеводом и его товарищами. Мальчик понимает своих друзей – оленей, учится предсказывать погоду, знает, почему так, а не иначе ведет себя оленье стадо, и все это идет от векового опыта предков. Мы узнаем, что в тундре можно легко ослепнуть от яркого солнца и белоснежных сверкающих просторов, если не защищать глаза солнцезащитными очками. В повести много интересного о жизни оленеводов. Рочев подчеркивает в Митруке его человечность, его душевную тонкость, способность к сопереживанию, например, чтобы дикий гусь не попал в капкан, поставленный отцом, Митрук разряжает капкан так, что сам попадает в него. Он уже много знает и умеет - знает, как заманить в западню куропатку, откуда появились менуреи, самые сильные и крепкие олени – самцы, умеет бросать аркан и поймать… пока не живого оленя, а только носовую часть нарт. Он многое постигает самостоятельно. Так он чуть не сжег свой чум, выдернув арканом основной опорный шест. Он размышляет о том, откуда взялись звезды, как рождается дождь, откуда возникла луна.

Слайд – 23 – 27 Владимир Михайлович Ануфриев - родился в городе Сыктывкаре. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста.

В произведении «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу» , главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы.
Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят
докопаться:
- Осина, почему такая золотая? -Это лишайники?
Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья.
В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу.

В сборнике Ануфриев «Мишкин мундир» с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций.

В рассказе «Про плавунчика» автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе.

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе «Хозяйственный поползень» : - « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы.

Воспитатель: В произведениях коми писателей даются зарисовки природы нашего Коми края. Рассказывается о богатствах нашей земли, о ее красоте. Они рассказывают о жизни детей, о трудностях, которые они испытывали.
Суровая природа Севера оказывает существенное влияние на формирование особых качеств характера человека: стойкости, выносливости, настойчивости, решительности и смелости, стремление к взаимовыручке и поддержке. Человек вынужден был проявлять изобретательность и мужество. Чтобы выжить, победить в единоборстве с северной природой, человек надеется прежде всего
на самого себя. Складывается особый северный характер.

2. Физкультминутка: коми народная игра «Мышь и угол»

Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные – мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол

Мышка, мышка дай мне угол!

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из – за одного угла в другой, а кот наблюдает за ними, если останется какой – либо угол пустым, занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:

Мышка, мышка дай мне угол!

3. Создание выставки книг.

Воспитатель: Ребята! Давайте создадим в нашей группе выставку детских книг писателей Республики Коми (слайды – 30 – 35)

4. Рассматривание иллюстраций в книгах. Беседа.

5. Рефлексия. IV часть.

С какими писателями мы познакомились?

О чем писала Ирина Васильевна
Запорожцева? (ответ - о жизни северян, о северной природе, о взаимоотношения человека с дикими птицами).

О чем рассказывалось в произведениях Раевского Семена Степановича? (ответ детей о неповторимой красоте северной природы, об интересных наблюдениях в лесу, о повадках зверей, о радости общения с лесными просторами).

О чем писал Эдуард Юрьевич Шим? (ответ - об отношении человека к природе).

О чем писал в своих рассказах Георгий Алексеевич Скребицкий? (ответ – о любви к природе и животному миру).

К какому литературному жанру относятся рассказы Геннадия Яковлевича Снегирева? (ответ – к поэзии).

О чем говорилось в сказках Александра Витальевича Кокачева? (ответ – о северном лесе, знакомит нас с растительный миром тайги и его его обитателями).

Назовите произведения Владимир Михайлович
Ануфриев? (ответ - «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу», «Мишкин мундир», «Про плавунчика», «Хозяйственный поползень»)

Список литературы:

1. Ануфриев В.М.«Прыгни выше, Юхан», Сыктывкар, 1996 г.
2. Ануфриев В.М.«Мишкин мундир», Сыктывкар 1989 г.
3. Демин В.Н. «Писатели Коми» в 2- х томах, Сыктывкар.2001 г.
4. Демин В.Н.«Под кронами сосен», Сыктывкар, 1989 г.
5. Запорожцева И.В. «Пастух и белый олень», Сыктывкар, 1980 г.
6. Кокачев А. «Ухрюмон», Сыктывкар, 1995 г.
7. Латышева В.А.«Классики и современники», Сыктывкар, 2005 г.
8. Мартынов В.И. «Литераторы земли Коми», Сыктывкар, 2000 г-
9. Раевский С. С.« Подарок ко дню рождения», Сыктывкар, 1995 г.
10. Скребицкий Г.А.«Крылатые соседи». Москва, 1977 г.
11. Снегирев Г. Я.«Песцовая земля», Москва, 1978 г.
12. Шим Э.Ю. «Жук на ниточке», Москва, 1978 г.
13. Энциклопедический словарь школьника «Коми литература»,Сыктывкар, 1995г.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Владимир МихайловичАнуфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника". Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотятдокопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу» В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир» В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика» О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе: « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная, начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

(р. 17. 06. 1958)

Род. в г. Сыктывкар в семье служащих. Окончил Горьковский ун-т (1982). Кандидат биол. наук. Работал в Биол. институте Сибирского отделения АН СССР (1982- 85). С 1985 - в Институте биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН; ст. научный сотрудник (с 1992).

Член СП России (1999).

Гос. премия Республики Коми за работы в области биологии (1999).

Живет в Сыктывкаре.

  • - Японовед-лингвист. Род. в с. Посвет Приморской обл. Ок. япон.-кит. отд. ВВИ. До начала 1930-х преп. ДВГУ. Сторонник фундаментальной яз. подготовки специалистов-японистов. Затем переехал в Москву...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - Род. в Ленинграде в семье военнослужащих. Окончил заочно ист. ф-т Томского ун-та. Работал снабженцем на заводе, учителем в школе, инженером-снабженцем, рабочим-вахтовиком, корреспондентом газ. "...
  • - Заведующий кафедрой Института повышения квалификации "Атомэнерго"; родился 29 июня 1940 г. в г. Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Режиссер, сценарист, художник. Заслуженный деятель искусств России; родился 7 августа 1948 г. в г. Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заместитель директора Института востоковедения РАН; родился в 1945 г.; доктор филологических наук; основное направление научной деятельности: политическая социология; увлекается изучением политической жизни России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускник Московского областного государственного института физической культуры. Мастер спорта международного класса. Призер этапов Кубка мира. Заслуженный тренер России...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ОАО "Завод им. Тарасова" с 1987 г.; родился 27 октября в г. Куйбышев...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Пенза в семье рабочих. Окончил Пензенскую сельскохозяйственную академию. Работал озеленителем, мастером по озеленению, методистом в службе семьи "Юнона" , зав. отделом в центре культуры и досуга...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший руководитель государственного унитарного предприятия "Ростэк" ; родился 10 марта 1937 г.; окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в 1972 г.; с 1994 г. работал в таможенной службе...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, полковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 168 и 523 иап, был командиром эскадрильи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-испытатель. Работал в ОКБ М. Л. Миля. Погиб при испытании Ми-10...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - хирург...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий лабораторией системных исследований ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела; родился 24 августа 1933 г. в г. Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор УК «ЮграФинанс» Возглавил компанию в начале 2007 года. Более 14 лет проработал на руководящих должностях в московских кредитно-финансовых учреждениях...

    Финансовый словарь

  • - хирург, род. в 1873 г. По окончании курса в Имп. военно-медицинской академии оставлен по конкурсу при ней для усовершенствования на 3 года. В 1901 г. назначен профессором Имп. томского унив. по кафедре...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - хирург, создатель научной школы, академик АМН СССР. Ученик Н. А. Вельяминова. Труды по вопросам урологии, пластической хирургии и др. Впервые в России выполнил радикальную операцию при эхинококке печени...

    Большой энциклопедический словарь

"Ануфриев, Владимир Михайлович" в книгах

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) психиатр, невролог... Воспитание должно создавать личность с самостоятельной инициативой, с критическим отношением ко всему окружающему. ... Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное

Чунихин Владимир Михайлович

Из книги «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин…» [СИ] автора

Чунихин Владимир Михайлович

Чунихин Владимир Михайлович:

Из книги Переворот автора Чунихин Владимир Михайлович

Чунихин Владимир Михайлович:

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Владимир Михайлович Бехтерев 1857–1927 «Нет, – весь я не умру» – так образно, словами великого Александра Сергеевича Пушкина, можно описать извечную, иногда подсознательную надежду человека на то, что личность с физической смертью не перестает существовать, а продолжает

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ

Из книги 100 великих учёных автора Самин Дмитрий

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ (1857–1927)Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января (1 февраля) 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. В 1865 году его отец Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927 гг.) невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного

Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Петляков Владимир Михайлович

БСЭ

Петров Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Владимир Михайлович Бехтерев

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Владимир Михайлович Бехтерев Психиатр, невропатолог.Родился 1 февраля 1857 года в деревне Сорали Вятской губернии в семье мелкого чиновника. В девять лет поступил в Вятскую гимназию. Читал все, что попадало под руки. В списке книг, в те годы прочитанных Бехтеревым, рядом с

Комаров Владимир Михайлович

БСЭ

Конашевич Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Корецкий Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Косарев Владимир Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

ШМЕЛЕВ, Олег (Грибанов, Олег Михайлович, 1915-1992); ВОСТОКОВ, Владимир (Петроченков, Владимир Владимирович, 1915-?), сотрудники КГБ, писатели

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ШМЕЛЕВ, Олег (Грибанов, Олег Михайлович, 1915-1992); ВОСТОКОВ, Владимир (Петроченков, Владимир Владимирович, 1915-?), сотрудники КГБ, писатели 73 Ошибка резидента.Загл. повести (1966); экраниз. в 1968 г., реж. В.