Евгений базаров перед лицом любви и смерти. Евгений базаров перед лицом смерти - анализ произведения и характеристика Базаров перед лицом смерти сообщение

Базаров перед лицом смерти - один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении "Отцы и дети". Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.

Роман Тургенева

Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом. В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.

Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову - пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать. На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение - девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка - мать внебрачного сына отца Аркадия. Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой - Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.

Судьбы героев

Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле - лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.

Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов - на ее сестре, Одинцовой Кате.

Проблемы романа

В романе Тургенева "Отцы и дети" оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает. Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа. Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.

Образ Евгений Базарова

Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.

У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы. Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией. При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.

Нигилизм

Базаров - сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг - не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.

Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, - это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.

Встреча с Одинцовой

Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.

Крах идеалов

Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь - это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя. Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека. Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.

Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной. Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим. Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.

Смерть Базарова

При этом автор не дает нам забыть, что Базаров - это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.

При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" это только подтверждает. Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе. Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.

На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый. Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем. Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.

Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда Базаров находится перед лицом смерти, требует более детального изучения.

Начнем с того, что Базаров – это главный герой романа «Отцы и дети».

Произведение относится к «вечным», так как Тургенев изобразил вечно актуальные проблемы. С самого начала и до смерти у читателей возникает много вопросов. Почему автор так поступил с героем? Как он к нему относится? Почему смерть Базарова имеет такое большое значение? Чтобы ответить на все и разобраться, нужно проанализировать этот эпизод и его краткое содержание.

Базаров – уникальный человек. Он умный и сообразительный, хорошо понимает людей, циничный, но при этом чуткий и добрый. Мышление у Базарова своеобразное. Он не верил в любовь, описанную поэтами, не верит в моральные устои. Для него существует лишь жизненный путь, где каждый принимает личные решения.

Базаров – нигилист. И его нигилизм реальный, серьезный, стойкий. Он не притворяется, чтобы выглядеть по-особенному. Суть его нигилизма в том, что хочет жить ради чего-то большого, и служить на благо обществу.

Анализируя образ Базарова, в глаза бросается его отношение к обществу. Себя он ставит выше других людей. Он не хочет проявлять такие чувства, как симпатия, нежность или понимание.

Чтобы внести коррективы, автор знакомит своего героя с умной и красивой женщиной. Теперь все понимание Базарова начинает разрушаться. Он влюбляется. Если раньше для него существовала лишь физиологическая любовь, то теперь он принимает это возвышенное чувство.

Как умирает Базаров? По случайности. Он работал с телом мертвого крестьянина и через порез заразился тифом. У него было время все обдумать, привести мысли в порядок. Герой спокоен. Он не переживает о случившемся. Его стойкость поражает. Читатель испытывает только уважение к этому человеку.

Эпизод смерти Базарова открывает нам героя с другой стороны. Мы видим, будто он снимает свою броню, и открывается перед нами таким, какой он есть. Это странно. Если раньше его колкие замашки часто раздражали, то теперь мы видим простого человека и понимаем причины всех его действий.

Базаров сожалеет о том, что еще многое не успел сделать. Он становится добрее на последнем этапе своей жизни. Он меняет отношение к родителям, признает их любовь и теплоту. Что касается его нигилизма, то приближение смерти вызывает в нем бурю эмоций. Он думает, что уже не нужен России, раз умирает так рано.

Эти мысли становятся заключительными. В самый последний момент гибнут его идеи, гибнет и он сам. Жалко, что рядом не было близкого человека, которому Базаров смог бы передать свою веру. Так бы ему было бы легче. Он бы оставил после себя частичку.

В одном из изданий «Русского вестника» в 60-е годы 19-го века вышло произведение главный герой которого прочно вошел в историю русской литературы. Центральный образ в романе «Отцы и дети» сложен и многогранен. По словам самого автора, Евгений Базаров стал самой симпатичной и интересной из созданных им фигур. Этот представляет собой натуру резкую, цельную и вызывающую споры. Примечательно, что только в конце романа, когда оказался Базаров перед лицом смерти, писатель раскрыл его характер в полной мере.

Фигура сумрачная и дикая…

Так назвал один из литературных критиков Базарова - героя романа, в который Тургенев вложил свою душу и несколько лет кропотливого труда. Базаров перед лицом смерти оказывается в одной из последних глав этого произведения. Автор демонстрирует в этом эпизоде то, как в последние дни жизни в душе героя происходят изменения. Писатель изображает в заключительных главах переосмысление всей жизни Базарова.

Будучи разночинцем и не признавая общественные устои, на которые опирается большая часть людей, которые его окружают, он угрюм, несколько циничен в выражениях и бывает довольно резок. Но главное - он умен. В нем есть нечто решительное и неординарное, что может спасти русское общество. По крайней мере, так полагал автор. Создавая Тургенев изобразил некий вариант нового человека.

Любимое детище Тургенева

Излюбленным героем стал для русского писателя Базаров. Перед лицом смерти он несколько меняется. В конце произведения чувство сострадания вызывает этот образ у читателя. Но почему с Базаровым Тургенев поступил столь жестоко? Ведь, по его собственному признанию, этот персонаж являлся любимым его детищем. Воплотив в разночинце-нигилисте образ нового человека, он уничтожил его, а вместе с тем и все его идеи.

Представитель нового времени

Дело в том, что в середине девятнадцатого века Тургенев наблюдал появление новых людей. Писатель понимал, что происходит нечто новое. Взгляды и убеждения этих людей не гармонировали с устоями старого общества. Они вызывали удивление, смешанное с раздражением. Но что-то в этих людях было свежее, вселяющее надежду и веру. Тургенев радовался их появлению, однако не мог себе представить их дальнейшую судьбу. А потому написал лишь то, что знал. То, каким изображен Базаров перед лицом смерти, возможно, подтверждает мнение писателя об уме нового человека, но несостоятельности его идей, которые, по крайней мере, в шестидесятые годы не могли еще быть воплощены в реальность.

Одинцова и Базаров

«Перед лицом смерти» - сочинение по литературе, которое на основании одного из эпизодов Тургенева дает возможность школьнику узнать о переоценке идей и убеждений, наступающих в конце жизни почти каждого человека. Базаров с презрением относился к простым земным радостям. Он также считал пошлостью любовные отношения. Лишь наука имела в его жизни значение. Но каких бы сверхчеловеческих взглядов он ни придерживался, любовь и в его сердце зародилась. Насмешкой над его идеями можно назвать внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой. Иронией над его научными изысканиями стала которая привела к неизлечимой болезни. Совершенно неожиданно предстал Базаров перед лицом любви и смерти - то есть пред тем, что всю свою жизнь отвергал.

Одиночество

Этот персонаж весьма отличается от прочих героев: Кирсанова, Ситникова, Кувшиной. Последние представляют собой его карикатурное подражание. Базаров никого не оставляет равнодушным. Он вызывает и интерес, и раздражение, и любопытство. Но трагедия его заключается в том, что он чрезвычайно одинок. Даже в родительском доме, где его любят и боготворят, этот герой не находит поддержки. Любовь и понимание - это цена, которую он заплатил за свои идеи. Осознал свою ошибку Базаров перед лицом смерти.

Анализ эпизода, в котором изображены последние дни из его жизни, дает представление о его внутренней силе и душевном богатстве. Он способен понять несостоятельность своей жизни. Он осознает, что наука, которая составляла смысл его существования, не спасет его.

Запоздалый урок

Базаров перед лицом смерти также понимает, что не так уж велика стала бы его роль в судьбе России. Нужен ли он своей родине? Что он для нее сделал? Ответы на эти вопросы теперь ему известны. Он совершил чудовищно мало по сравнению с теми, кто ежедневно тяжело и много трудится.

Его жизнь заключалась в основном в размышлениях, которые, впрочем, имели в своей основе великую истину. Отрицая все и вся, он проявлял свою очевидную неприспособленность. И только оказавшись на смертном одре, он осознал все свои ошибки. Жить, отвергая все общепринятые человеческие идеалы и ценности, невозможно. Существовать в одиночестве и без любви - непросто. Базаров это понимает. Он хочет жить. Но также и осознает, что конец, увы, неизбежен.

После смерти

После эпизода, в котором автор приводит ключевые размышления и выводы героя, несколько слов сказано и о прочих персонажах. А главное - о том, какой след в их сердцах оставил молодой нигилист, покинувший этот мир так рано. «Базаров. Перед лицом любви и смерти» - сочинение, в котором следует не только дать характеристику главного героя романа, но также и проанализировать его отношения с другими персонажами.

Его смерть стала настоящей трагедией лишь для тех, кому по-настоящему, искренне он был дорог, независимо от его нигилистических идей и суждений. Настоящую любовь испытывали к нему родители. Это чувство не зависело от каких-либо внешних причин. Мать и отец любили своего сына независимо от его мировоззрения. Для остальных персонажей также смерть Базарова не прошла незамеченной.

Но ни на одного из них трагическая гибель этого человека не оказала неизгладимого впечатления. Неизвестно, смог ли Базаров сделать что-то серьезное для науки. Автор однажды сказал, что хотел сделать Базарова трагическим лицом. А по закону жанра такого героя в конце произведения непременно должна настигнуть смерть.

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» - роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Кто такой Базаров?

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача — "жить для великой цели обновления мира".

Отношение к окружающим

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность - все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви - это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Смерть Базарова - случайность?

Итак, в финале романа главное событие - смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности - небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Отношение Базарова к смерти и к себе

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Понимание истинных ценностей

Перед лицом смерти меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь - родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.