Очарованный странник проблема любви к родине. "очарованный странник" - анализ повести лескова

Сочинение

В творчестве Н. С. Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более — русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем — это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина — это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя — это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин правдоискатель земли русской История создания повести «Очарованный странник» Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник» Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения "Очарованный странник").

Произведения Лескова производят неизгладимое впечатление на человека. Со школьной скамьи каждый знаком с несколькими его работами. Одним из таких является повесть «Очарованный странник», которое признано одним из самых знаменитых его произведений.

Лесков создавал повесть с 1872 по 1873 год. Задумка пришла автору во время путешествия по Карелии. По местным водам он отправился на остров Валаам к монахам. Именно там создавалось произведение и через год было готово к печати с названием «Черноземный Тельмак». Тогда Лескова отказали, объясняя крайне не интересным сюжетом и недоработанностью. Тогда Лесков обратился в другой журнал, где его согласились опубликовать.

Название «Очарованный странник» несёт в себе мысль путешествия главного героя в поисках собственной души, развития. Он странствует как по ладожскому озеру, так и по своему внутреннему миру. Странник стремится познать свое предназначение, а самое главное – своего места на земле и жизни. Обо всем этом говорит второе слово в названии, а первое указывает на способность сердца героя очаровывать я своей страной, природой, способность любить и ценить окружающую среду. Часто в повести автор использует словосочетание «колдовские чары» - это значит, что герой будто не сам совершает различные действия, а под влиянием чего-то высшего.

В произведении 20 глав, но они не представляют собой единую композицию. Они словно расположены хаотично, как шло вдохновение автора. Можно сказать, что это череда случайных событий. Флягин много рассказывает о своей жизни, и она такая же сумбурный и хаотичная. Неслучайно в повести имеется целый цикл легенд, ведь в повести заложена биография одного из святых, чья жизнь была наполнена божественными знаками. Это видно по рассказу о детстве странника, где бог свыше указывает ему на путь судьбы, а во взрослая жизнь переполнена аллегорией и высоким смыслом. Кульминацией всего произведения является искушение главного героя бесами, с которыми он справляется с помощью веры в Бога.

Таким образом, мы видим, как много заложено в повести Лескова. Не сразу удалось заметить ценность произведения, но оно все равно вышло в свет и смогло наставить на истинный путь многих читателей. Ведь это очень важно в современном мире.

Вариант 2

Автором произведения "Очарованный странник" является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.

Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа - Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.

В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.

После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями. Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги. С этих пор он начинает прислуживать им.

Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми. В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.

Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу. Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок. Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.

На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя. Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.

В "Очарованном страннике" Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.

Анализ 3

В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.

Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.

Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.

В конце повести путь героя не завершен. Он ищет возможность послужить с верой за Отечество, чтобы найти окончательное пристанище своей неприкаянной душе.

Несколько интересных сочинений

  • Ромадин Н.М.

    Николай Романович Ромадин 1903-его года рождения. Действующий член Академии Искусств. Был лауреатом Сталинской и Ленинской премий за свои пейзажи. Славу художнику принесли картины пейзажи военных лет.

  • Музыка в моей жизни - сочинение 4, 9 класс

    Во все времена музыка являлась вдохновением для многих великих людей. Она наполняла душу человека прекрасными образами, которые всплывали в сознании под звуки лучших мелодий. Это величайшее достижение в области искусства.

  • Жанр Повестей Белкина Пушкина

    Произведение писателя представляет собой собрание пяти повестей, включенных в один сборник с предисловием, который выпускается без фамилии автора.

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Каждого из нас обижали хотя бы, потому что конфликт - это неотъемлемая часть человеческой природы. Некоторые люди и вовсе обижаются на успехи других, это зависть

«Очарованный странник» - повесть Н. С. Лескова. Она повествует об одном из лесковских праведников. Это человек, проживший бурную и насыщенную жизнь, в конце которой он принял решение стать монахом.

История создания . Николай Лесков в 1872 году совершил путешествие на остров Валаам, где расположен один из самых известных русских монастырей. Это подвигло его на создание произведения о простом страннике.

Примерно через полгода повесть была написана. Как и другие произведения Лескова, она выдержана в «народном» духе. Первый издатель отказался печатать повесть по причине якобы её «сыроватости». Однако затем произведение напечатал журнал «Русский мир».

Смысл названия . Любовь к жизни, к окружающим, в тоже время не защищенность. Поиск себя, прошел немалый путь. Умение видеть красоту мира, вернее природы и очаровываться. Жизнь героя повести Флягина была тяжелой, но он умел восхищаться.

Герои . Иван Флягин, монах, цыган, хозяева, отец Илия, хан Джанкар, цыганка Груша, жена и дети.

Сюжет . Произведение состоит из двадцати глав, каждая из которых представляет собой вполне законченный рассказ. Герой повести - Иван Флягин по прозвищу Голован; к моменту повествования он уже давно принял монашеский постриг.

Действие начинается на судне, плывущем к Валааму. Пассажиры просят Флягина рассказать о своей жизни, что он с удовольствием и делает. Был он крепостным; родился он в семье кучера и с детства был приучен к вождению и уходу за лошадьми. Однажды, управляя упряжкой, он для развлечения стал стегать одного монаха, который от этого умер. Ночью монах приходит к нему во сне и открывает ему, что мать «обещала его Богу», поэтому он много раз будет находиться на волоске от смерти, но не сможет умереть, пока не примет постриг.

Так и происходит: он спасает своего первого барина от смерти, отказывается совершить самоубийство, участвует в военных действиях на Кавказе и переживает ещё много приключений, однако не может умереть. Впоследствии он смиряется с этим своим даром (или проклятием). Ему удаётся побывать в плену у татар, влюбиться в цыганку, стать конэсёром (специалистом по лошадям, состоящим на службе при барине), убить нескольких человек.

За свои боевые заслуги он становится офицером и с почётом отправляется в отставку, после чего пытается работать в Петербурге то чиновником, то артистом. Наконец, поняв, что он нигде не может пристроиться, Голован принимает окончательное решение уйти в монастырь.

Жанр произведения. Как и другие произведения Лескова, «Очарованный странник» представляет собой сказ. Автор имитирует устную речь героя, вводит в неё просторечные и диалектные слова, особую манеру разговора. В повести имитируется речь не только Флягина, но и других персонажей.

Проблематика. Иван Флягин, по замечанию одного из критиков, напоминает Илью Муромца. Это настоящий богатырь, сильный, физически крепкий, но он силён также и духовно. Голован сохраняет стойкость, оптимизм и бодрость духа, несмотря на выпадающие на его долю страдания. Герой живёт полноценной жизнью, наслаждается ею, какой бы тяжёлой она ни была, а под старость лет выполняет своё высшее предназначение, давая обет монашества.

Критики отмечали, что Лесков слишком уж идеализирует своих праведников, в том числе и Голована. На это писатель отвечал, что его персонажи создавались на основе реальных людей; например, о Флягине ему рассказывала бабушка. Создавая свои «легенды», писатель старался придать им вид максимально достоверных произведений. Примечательно, что Флягин, подобно героям других лесковских произведений, является человеком «простого звания».

Лесков возвеличивает своих праведников, происходящих из народа, и глубоко им сочувствует. Сам Лесков говорил, что таким образом он выполняет пожелание Гоголя, высказанное им в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Вместе с тем эти произведения были на одной волне с творчеством других русских писателей тех лет (таких как Тургенев или Некрасов), которые повернулись лицом к народу.

Простой человек в «Очарованном страннике» выглядел столь величественно, что повесть заслужила признание в официальных кругах и даже при дворе. И это при том, что в ней осуждается несправедливость властей и произвол дворян по отношению к крепостным, слугам и беднякам.

Чему учит автор ? Повесть построена по житийному канону. Здесь и рассказ о детстве героя, и его жизнеописание, и борьба с искушениями. Однако рассказ ведётся не суровым каноничным церковным языком, а в непринуждённой сказовой манере; житие представляет собой занимательный и в определённой степени юмористический рассказ, полный захватывающих приключений. В таком вот удобоваримом виде Лесков преподносит свои главные идеи - высокое предназначение человека, стремление к нравственному совершенству и тяготение к простому русскому народу как носителю истинной праведности.

Николай Семенович Лесков – замечательный русский писатель 19 века, настоящий художник и чародей образного слова. Он пришел к своему призванию поздно, почти в тридцать лет. В дальнейшем отдал себя литературе всецело, работал без отдыха и никогда не испытывал недостатка в замыслах, в материале.

Лесков покорил читателей удивительно разносторонними знаниями жизни каждого сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа ему нет равных.

В своих произведениях мастер художественного слова критикует русскую действительность, помещиков – самодуров, духовенство. Сатирически остро он обличает взяточничество, разгульный образ жизни, подхалимство перед начальством.

Большое внимание писатель уделял проблеме народа. Он восхищался талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю.

История создания и краткий анализ повести «Очарованный странник»

Николай Семенович Лесков

Дата написания произведения – 1872 год. Лесков едет на Валаам, в этих святых местах автору истинно народных рассказов приходит в голову мысль написать повесть о страннике.

Это хроника жизни одного героя. В ней нет центрального события, к которому стягивались бы остальные. Разнообразные эпизоды повествования следуют друг за другом.

Рассказчик, Иван Северьянович Флягин, человек уже пожилой, начинает повествование о своей жизни с детских лет. Выпавшие на его долю тяжелые испытания связаны одной нитью.

История главного героя очень необычна. Это народный богатырь эпохи крепостничества, обладающий огромной физической силой. Он смел, искренен и прямодушен до наивности, отзывчив к чужому горю.

Талантливость Ивана Северьяныча заключена в обостренном чувстве красоты. Он ощущает прекрасное в природе, в женском очаровании, в слове. Речь его завораживает неповторимой поэтичностью. Несмотря на проступки, читатель чувствует в герое чистую и благородную душу.

Флягин горячо любит родину. С возрастом патриотизм его становится шире и сознательнее. Мужчина предчувствует грядущую войну, он мечтает принять в ней участие и умереть за родную землю.

Большое число эпизодов в повести дает возможность выявить характер Флягина, противопоставить народному герою персонажей из другой среды. Лесков показывает крепостного мужика сильной, яркой личностью, а дворян – неблагородными и слабыми людьми.

Главные герои повести «Очарованный странник»

Иван Северьянович Флягин (Голован) – инок, в прошлом конэсер;

Грушенька – молодая красавица – цыганка.

Второстепенные герои

Граф и графиня – первые хозяева Флягина.

Барин из Николаева, взявший Ивана в няньки для маленькой дочки.

Мать девочки и ее новый муж.

Князь – хозяин фабрики, у которого Голован служил конэсером.

Хан Джангар – степной коневод, торговец лошадьми.

Краткий пересказ повести по главам

Глава 1

Пассажиры судна плывут по Ладожскому озеру и по пути заходят в Корелу. После посещения поселка заходит разговор об этом унылом месте. В спор вступает неизвестный путешественник в монашеском одеянии.

Своим обличием мужчина напоминает настоящего русского богатыря. Он рассказывает, что был конэсером, знатоком лошадей.

Много раз главный герой погибал и все не мог погибнуть. Изумленные слушатели просят рассказать его историю жизни.

Глава 2

Иван Северьянович Флягин, сын кучера, родился крепостным в Орловской губернии. Мать вымолила его появление у Бога и умерла сразу после родов. Мальчик все детство провел на конюшне и научился прекрасно разбираться в лошадях. Когда Иван подрос, его посадили форейтором на шестерку лошадей.

Однажды он повез графа в гости. По пути они встретили спящего монаха на стогу сена. Флягин случайно, ради шутки, засек несчастного насмерть. Ночью убитый явился к Головану и сказал, что Иван был матерью обещан богу. Монах озвучил знамение: парень будет много раз погибать и не погибнет, в конце ему предначертано пойти в чернецы.

Через некоторое время юный кучер повез графа с женой в Воронеж. По дороге он чудом справился с непослушными лошадьми, едва не погиб, но спас господ. Этим поступком герой заслужил их особое благоволение.

Глава 3

Дома на конюшне Голован заводит двух голубей. Кошка повадилась таскать маленьких птенцов. Разозлившись, юноша сильно высек воровку и отрубил ей хвост. В наказание Ивана жестоко выпороли и заставили бить камни для дорожки. Не выдержав унижения, парень решил покончить жизнь самоубийством. От смерти его спас цыган, который предложил идти вместе в разбойники.

Глава 4

По просьбе хитрого цыгана Флягин крадет из барской конюшни двух лошадей. Молодой человек не хочет больше воровать и решает идти к заседателю, как беглый. Тот за серебряный крест выписывает фальшивый паспорт. Иван приходит в город, чтобы наняться на работу. Там он встречает барина, который берет Флягина в няньки для своей маленькой дочки. Жена этого господина сбежала с ремонтером.

Лекарь советует Головану закапывать девочку в песок, чтобы вылечить, выправить ее ножки. Юноша так и делает каждый день во время прогулок на лиман. Там он встречает мать ребенка. Убитая горем женщина со слезами умоляет отдать дитя. Главный герой отказывается из чувства ответственности перед хозяином.

Глава 5

Барыня приводит на лиман своего нового мужа. Тот предлагает тысячу рублей в обмен на девочку. Флягин начинает дразнить и издеваться над ремонтером. Дело доходит до драки.

На берегу появляется барин с оружием. Иван, видя любовь этих молодых и чувствуя жалость к женщине и ребенку, не берет денег и уезжает вместе с новыми господами в Пензу. В городе он вынужден оставить молодоженов, так как у него нет паспорта.

Главный герой попадает на ярмарку. Там он видит торговца лошадьми хана Джангара. Татарин продает красивую кобылу, за которую предлагают много денег разные господа.

Два азиата садятся пороть друг друга нагайками на спор. В результате кровавого поединка Чепкун Емгурчеев выигрывает лошадь.

Глава 6

Хан Джангар выставляет на продажу прекрасного коня. Ремонтер очень хочет купить скакуна, но у него не хватает денег. Флягин садится пороться за барина с татарином Савакиреем и забивает несчастного до смерти. Русские господа хотят отвести преступника в полицию. Азиаты прячут Ивана и увозят с собой в степь.

В Рынь-песках Голован прожил десять лет. Он лечил лошадей и помогал женщинам. Чтобы русский не смог убежать, его «подщетинили”: зашили в подошвы ног рубленую конскую гриву. Превозмогая дикую боль, невольник научился ходить на вывернутых ногах, почти на щиколотках. Татары по-своему жалели его и дали двух жен. Пять лет так прожил главный герой, жены рожали ему детей, затем Иван попал в другую степь к Агашимоле.

Глава 7

На новом месте Флягин опять получил двух жен, которые родили от него восьмерых детей. Православный пленник не считал их своими, так как отпрыски были некрещеные.

За долгий период Иван не смог привыкнуть к степям. Он тосковал по родным местам. По ночам несчастный выползал за ставку и со слезами на глазах молился.

Глава 8

Голован потерял надежду когда-нибудь вернуться домой. Он словно превратился в бесчувственную статую и уже не хотел молиться.

К татарам приходят два русских миссионера. Они пытаются обратить татар в свою веру. Но азиаты не верят в доброго бога, привести в другую религию их можно только страхом.

Иван умоляет монахов помочь ему высвободиться из плена, в ответ слышит отказ. Позже он находит одного из путников убитым на озере и хоронит по христианскому обычаю. Второго Иван так и смог найти, но уверен, что и его убили азиаты.

Глава 9

Через год в ставку пришли два странных человека из Хивы, не знавших ни слова ни на русском, ни на каком-то другом, понятным азиатам, языке. Они хотели купить лошадей.

Незнакомцы начали пугать татар своим огненным богом Талафой. Ночью посетители исчезли, а Флягин нашел оставленный ими ящик. В нем оказались фейерверки.

Иван застращал перепуганных взрывами татар и заставил принять православную веру. Едкой землей он вытравил из ступней щетину и сбежал из плена.

Три дня Голован шел по степи и вышел на берег реки к рыбакам. Всю ночь он пил с ними водку и рассказывал о себе. Утром бывший пленник пошел в Астрахань.

В городе он начал сильно пить и очнулся в остроге. Из тюрьмы его отправляют на родину. Овдовевший граф велел высечь Ивана, затем выдал ему паспорт и отпустил на волю.

Глава 10

Свободный Иван начинает ходить по ярмаркам. Он зарабатывает деньги, помогая богатым господам выбирать хороших лошадей. Цыгане злятся на знатока и жаждут отомстить ему.

Голован знакомится с барином, который нанимает его в качестве конэсера. Временами главный герой уходит в запой, но очень хочет покончить с этим дурным делом. Барин полностью доверяет Ивану, крупные суммы денег всегда находятся на хранении у конэсера.

Глава 11

Однажды Флягин идет в трактир, имея при себе много денег. В кабаке он встречает странного человека. Тот заявляет, что обладает особым талантом и может отучить Ивана от пьянства. Для этого он заставляет Ивана выпить с ним. Вместе они сильно напиваются, обоих выставляют из заведения.

Глава 12

Под действием заговора мужчине начинает мерещиться разная чертовщина. Мужик, с которым Иван пил в кабаке, делает над ним разные гипнотические действия. Голован боится, что тот отнимет у него деньги, но они целы. Вдруг он видит, что остался один, и заходит в первый попавшийся дом.

Глава 13

Он попадает в избу с огромным количеством народа. Там Иван видит очень красивую цыганку Грушу. Девушка очаровывает его своими песнями. Влюбленный спускает на нее все деньги барина, а было у него около 5 тысяч.

Глава 14

После заговоров магнетизера Флягин больше не пьет. Князь рассказывает ему, что тоже влюбился в цыганку и выкинул за нее пять тысяч. Теперь красавица живет в его доме.

Глава 15

Добрый, но переменчивый барин быстро охладел к Груше - необразованной и однообразной. Он все чаще оставляет ее с Голованом наедине. Цыганка не знает, что у князя в городе есть бывшая, так и не ставшая официальной, жена – Евгения Семеновна, от которой у него есть дочь.

Когда-то обманутая женщина, очень добра, её любят многие жители города. Князь подарил дочери доходный дом, этим они и живут. Но главная его дума князя теперь о новой пассии.

Иван приезжает в город и останавливается у Евгении Семёновны. Скоро туда должен пожаловать и его хозяин.

Глава 16

Флягин подслушивает разговор Евгении Семёновны и князя. Тот заявляет женщине, что хочет купить суконную фабрику и жениться на дочери предводителя. Цыганку он решает выдать замуж за своего конэсера.

Голован занимается в городе делами фабрики. Вернувшись домой, он узнает, что князь куда-то увез Грушу, которая вот-вот должна родить.

Глава 17

Перед свадьбой барина цыганка приходит на зов Ивана, который ищет её по лесу. Она плачет и говорит, что вернулась за смертью.

Глава 18

Убитая горем девушка рассказывает, что князь тайком вывез ее в лес и приставил к ней трех охранниц. Несчастная сумела обмануть их и сбежала.

Груша просит помочь ей - убить её: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Иван пытается отговорить Грушу. Та уверяет, что не сможет жить после женитьбы изменника. Она грозится убить молодоженов. Вся в исступлении

Груша хочет переплыть озеро и убить невесту. Разговор происходит на крутом берегу озера, а на другом берегу виден ярко освещенный дом и слышна музыка - там празднуют свадьбу.

Иван толкает Грушу, она поскальзывается на скользком берегу и падает с обрыва в реку.

Глава 19

В ужасе Иван бежит с того места, ему кажется, что за ним гонится бес. По пути он встречает пару стариков. Муж и жена опечалены тем, что их сына забирают в солдаты. Флягин жалеет пожилых людей, называется Петром Сердюковым и уходит в рекруты.

Главный герой попадает на Кавказ и служит там 15 лет. Полковник хвалит его за геройство в сражении. Иван отвечает, что он вовсе не молодец, а великий грешник, и рассказывает офицеру свою историю.

За боевые заслуги Головану дают звание, орден и отправляют в отставку. Служба в адресном столе у него не ладится, и мужчина решает идти в артисты. Там он вступается за молодую актрису, Ивана выгоняют из труппы.

Оставшись без пищи и крова, странник, наконец, решает уйти в монастырь, вымаливая свои грехи и молясь за душу убитой девушки. Он становится послушником, для старшего пострига Флягин считает себя недостойным.

Глава 20

Слушатели спрашивают, не искушал ли в монастыре бес Ивана. Тот рассказывает, что черт являлся к нему в обличии молодой цыганки. Однажды из-за видений Голован сбил все свечи около иконы. В наказание его посадили в погреб. Там у послушника открылся дар пророчества.

Теперь очарованный странник плывет в Соловки на богомоление. Он собирается на войну и хочет поклониться святым перед смертью.

На этом заканчивается удивительная история жизни Ивана Северьяновича Флягина, подробный список его добрых и плохих дел. Главный герой странствует по свету в поисках смысла своего земного существования. Нелегкая дорога приводит его к богу. В этом и заключается основная мысль трагикомедии великого русского писателя.

Здесь приведен текст в сокращении, но из него ясно, о чем повесть. Чтобы почувствовать все волшебство художественного слова Лескова, понять значение и характеристику всех образов и персонажей, нужно прочесть текст произведения полностью.

В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. "Очарованный странник" - сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

"Очарованный странник" начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников. Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть. Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

Знакомство с главным героем повести

Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и "смеха ради" забил однажды на возу монаха. Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот - "обещанный сын" Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока "истинная погибель" не придет, и Флягин пойдет в чернецы. Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство. Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

Работа нянькой у барина

Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. "Очарованный странник" Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина. Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины. Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

У татар

Повесть "Очарованный странник" продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера. Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча "подщетинивают". Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину. У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. "Очарованный странник" продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя "едкую землю" в ящиках.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети. Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город. В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает "на оброк".

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят "пьяные выходы". Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги. Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает "выход", но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим. Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Встреча с Грушенькой

Повесть "Очарованный странник" по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина. Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

Дальнейшие приключения

Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть. Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку. После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол "справщиком", но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

Монастырская жизнь

Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой. На целое лето его однажды сажают за очередную "битву" в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? "Очарованный странник" заканчивается следующим образом. Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

Краткий анализ

Лесков "Очарованный странник" написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как "естественный человек", который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем. Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем. Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности. Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота - женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого "богатыря" - обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема. Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.