Тест по поэме Н. В

Тест Гоголя «Мёртвые души».
1. Экипаж Чичикова — …
а) тарантас; +б) бричка; в) кибитка.
2.Имя-отчество Чичикова:
а) Пётр Иванович; б) Иван Петрович; +в) Павел Иванович.
3. О ком идёт речь: «Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки её что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками»?
а) Коробочка; +б) жена Манилова; в) дама приятная во всех отношениях.
4. Кто из героев поэмы мечтал «…под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чём-нибудь, углубиться»?
+а) Манилов; б) Собакевич; в) Чичиков.
5. Описание чьего жилища приводится здесь: «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; +в) Коробочка.
6. Имя слуги Чичикова:
а) Захар; б) Осип; +в) Петрушка.
7. О каком герое поэмы говорится, что он был «исторический человек»?
а) Плюшкин; +б) Ноздрёв; в) капитан Копейкин.
8. Какое прозвище было у Плюшкина?
а) «босой»; +б) «заплатанной»; в) «оборванный»
9. Какую цену запросил Собакевич за умерших крестьян?
а) 50 рублей; +б)100 рублей; в) 200 рублей.
10. Кто из помещиков потчевал Чичикова индюком «ростом с телёнка, набитым всяким добром: яйцами, рисом, печёнками и невесть чем…»?
а) Ноздрёв; +б) Собакевич; в) Коробочка.


11. Увлечение губернатора — …
+а) вышивание по тюлю; б) плетение из бисера; в) рисование.
12. Имя-отчество Собакевича:
+а) Михаил Семенович; б) Михаил Иванович; в) Иван Михайлович.
13. Какой чин имел Чичиков?
а) статский советник; +б) коллежский советник; в) тайный советник.
14. Имя кучера Чичикова:
а) Иван; +б) Селифан; в) Степан.
15. О ком идёт речь: «Словом, он успел приобресть совершенную народность, и мнение купцов было такое, что… хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст»?
а) губернатор; +б) полицеймейстер; в) прокурор.
16. Чьё жилище описывается: «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»?
а) Ноздрёв; +б) Манилов; в) Собакевич.
17. Кто из героев поэмы говорил о себе, что он «незначащий червь мира сего…, что испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду…»?
+а) Чичиков; б) губернатор; в) прокурор.
18. В какую игру играли Чичиков и Ноздрев?
а) в домино; +б) в шашки; в) в шахматы.
19. Кто из героев рассказывает повесть о капитане Копейкине?
+а) почтмейстер; б) полицеймейстер; в) председатель палаты.
20. Увлечение Петрушки — …
+а) чтение; б) игра в карты; в) игра на губной гармошке.
21. Кто такой Софрон Мижуев?
+а) Зять Ноздрёва; б) один из крестьян Собакевича; в) учитель Павлуши Чичикова.
22. Куда хотел «перевезти» Чичиков купленных крестьян?
+а) в Херсонскую губернию; б) в Пензенскую губернию; в) в Рязанскую губернию.

1143000Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский авиамеханический колледж»
Методическая разработка
ВИКТОРИНА
«Души мертвые и живые»
по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Владимир 2015
Пояснительная записка
Нелегкие времена переживает учебная дисциплина Литература. И дело не столько в том, что сокращается количество часов на ее изучение, сколько в том, что интерес студентов к чтению художественной литературы упал практически до нуля. Даже самые трудолюбивые студенты, имеющие в зачетных книжках лишь «4» и «5», при встрече с литературой стараются заменить процесс общения с книгой чтением краткого ее пересказа или экранизацией. А размышление над проблемами произведения и характерами героев подменяют зазубриванием ответов на вопросы, извлеченных из интернета.
В этих непростых условиях преподавателю приходится искать такие формы урока, при которых можно будет активизировать и читательский интерес, и исследовательский в отношении прочитанного.
Одной из форм такого «активизирующего» урока является литературная игра или викторина. Викториной называется игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные общей темой.
Использование литературной игры на уроках или во внеурочной деятельности преподавателя решает сразу несколько учебных задач: чтобы иметь шанс на победу (а желание победить всегда присуще большинству подростков), необходимо внимательно прочитать текст произведения. Значит первая задача – повышение интереса к чтению - будет решена. Если начать изучение произведения на уроках с уведомления студентов о том, что итоговой работой по нему будет соревнование между командами (особенно, если состязаться придется с командой другой учебной группы), то активизируется интерес и к изучению исторической обстановки времени написания произведения, и к характерам героев, и к авторскому замыслу, и даже к отдельным внешним деталям романа: как выглядит герой, что он говорит, с кем и как общается и т.п. (Ведь неизвестно, какие знания понадобятся на игре, а выиграть так хочется!). Значит, будет решена и задача повышения интереса к изучению различных аспектов произведения. Игра даст возможность пополнить свои знания, систематизировать их и закрепить, так как все ответы на вопросы будут озвучены и при необходимости прокомментированы преподавателем или жюри. Кроме того, литературная игра позволит преподавателю и оценить знания студентов, так как такая форма четко выявляет конечные знания студентов (на игре уже нет времени искать подсказки в интернете, и каждый студент оперирует уже закрепившейся в сознании информацией). При этом форма игры дает студентам возможность проявить творческие способности, научиться работать в команде, нести ответственность за общий результат, развить лидерские качества и т.п. Недаром Фридрих Шиллер заметил, что «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». То есть посредством игры будут решены и воспитательные задачи урока. Таким образом получается, что старинная форма урока – игра оказывается очень подходящей для использования в современном учебном процессе.
Способы проведения викторины различны:
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопросы поочереди каждой из команд. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграл.
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопрос первой команде, если ответа нет, этот же вопрос задается второй команде. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.
Можно не делить участников на команды, а задавать вопросы всем играющим, после чего выявить набравшего больше других баллов.
Можно организовать игру так, что команды сами будут придумывать и задавать сопернику вопросы.
Можно в различных заданиях применять разные формы проведения игры, такой вариант сложнее в организации для преподавателя, но интереснее для студентов.
В данном методическом пособии я предлагаю вариант литературной викторины по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с использованием материалов и по биографии писателя.
Данное мероприятие рассчитано на 1,5 – 2 астрономических часа, поэтому под него необходимо отводить две пары или проводить его во внеурочное время как внеклассное мероприятие.
Литературная викторина по поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души»
«Души мертвые и живые»
«Будьте не мертвые, а живые души»
Н.В. Гоголь
Цели:Повышение интереса к чтению художественной литературы и к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в частности, популяризация произведений Н.В.Гоголя, нравственное воспитание студентов, формирование стремлений к духовному обогащению, к активной жизненной позиции, воспитание патриотизма,проверка знаний по изученному произведению, раскрытие творческих способностей студентов.
План
Разминка.
Угадай героя.
Угадай эпизод (инсценировки).
Ответы на сложные вопросы, требующие обсуждения в команде.
Вопросы болельщикам.
Конкурс капитанов.
Заключение.
Подведение итогов.
Ход викторины:
Задание 1. Разминка
(отдельные несложные вопросы, оцениваются 1 баллом за правильный ответ)
Вопросы команде 1:
1. С какой целью Чичиков скупает мертвые души?
(заложить в Опекунский совет как живых и получить под них деньги)
2. Две главные мечты Манилова?
(построить мост через пруд и подземный ход под ним)
3. Назовите «исторического человека»? (Ноздрев)
4. Какой помещик назван «прореха на человечестве»? (Плюшкин)
5. Какой из помещиков смог обмануть Чичикова? (Собакевич)
6. Кому из чиновников «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или
погреба, и на столе все будет»? (полицеймейстеру)
7. Кто из помещиков подарил, а не продал Чичикову свои « мертвые души»? (Манилов)
Вопросы команде 2:
Как Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? (поэма)
Историю жизни какого помещика поведал Гоголь? (Плюшкина)
Кто из чиновников «был добрый малый и вышивал по тюлю»?
(губернатор)
Как называлась беседка у Манилова? («Храм уединенного размышления»)
Какое прозвище дал Чичиков Коробочке? (дубиноголовая)
Кто из помещиков дороже всего продал Чичикову мертвые души?
(Собакевич)
О ком сказано: «Он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все
делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире»? (о прокуроре)
Задание 2. Угадай героя
(ответы оцениваются в 2 балла)
Вопросы командам:
« Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость
горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-ан-
глийски 2-3 клумбы с кустами сиреней; пониже пруд, поктытый зеленью…»
(Манилов)
2. «темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном
столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся ма-
ятником, к которому паук уже приладил паутину».
(Плюшкин)
1.«Впереди виднелся дом с мезонином, красной крышей и дикими стенами, - дом
вроде тех, какие строят для военных поселений. Было заметно, что при по-
стройке зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий хотел сим-
метрии, хозяин – удобства»
(Собакевич)
2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-
то птицами, зеркала с темными рамками…за всяким зеркалом заложены были
или письмо, или старая колода карт, или чулок»
(Коробочка)
1. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком то-
нок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»
(Чичиков)
2. «…он был человек видный, черты лица его не были лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства»
(Манилов)
«Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета,
рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и на
ступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий,какой
бывает на медном пятаке»
(Собакевич)
«Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей,
как мыши… На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было
разобрать: чулок ли, подвязка ли, только никак не галстук»
(Плюшкин)
Кто так говорит: «Разинь, душенька, ротик»
«Препочтеннейший, прелюбезнейший»
«Майский день, именины сердца»?
(Манилов)
Кто сказал:«Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником
погоняет»?
(Собакевич)
Задание 3. Угадай эпизод и действующих лиц
(разыгрываются 3 сценки, отрепетированные заранее, обе команды определяют эпизоды и записывают ответы на листочки, после окончания листочки передаются жюри, ответы каждой команды зачитываются и оцениваются в 3 балла каждый правильный)
1. Чичиков и Собакевич. Покупка мертвых душ.
2. Плюшкин и ключница. Поиск четвертушки бумаги в доме Плюшкина
Встреча просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях. Первая
привезла второй историю о покупке мертвых душ.
(Текст сценок смотри в Приложении 1)
Задание 4.Ответы на сложные вопросы с предварительной подготовкой
(Обеим командам выдаются сразу 3 вопроса в письменном виде, на подготовку ответов 5 минут, отвечает любой игрок команды устно, зачитывая вопрос перед ответом. За правильный ответ – 5 баллов за каждый) Задание можно изменить, заменив вопросы ведущих на вопросы, которые заранее готовят команды друг другу.
Вопросы 1 команде:
1.Зачем введена в поэму «Повесть о капитане Копейкине»?
(Для изображения беззакония и бездушия чиновников как общероссийского явления и
оправдания протеста народа против произвола чиновников в борьбе за свои права)
2. Почему Чичиков смог найти с помещиками общий язык?
(В Чичикове есть многие из черт помещиков. Он «ни то, ни се» и мечтателен, как
Манилов; в шкатулке Чичикова все безделушки разложены, как у Коробочки;
Чичиков мечтает пожить в свое удовольствие, во всю ширь души, как Ноздрев,
хитер и расчетлив как Собакевич и т.п.)
3.Есть ли в поэме «живые души»? Кто они, почему?
(Умершие крестьяне, которые живут не для себя, а для людей, сумели, вопреки
тяготам бытия, сохранить живой интерес к жизни, способны на сострадание,
взаимопомощь,умеют радоваться мелочам жизни.)
Вопросы 2 команде:
1.Как относится Гоголь к появлению в России подобных Чичикову людей?
(Чичиков – выразитель новых тенденций развития русского общества, он предприниматель. Он энергичен, деятелен, находчив,не так закостенел и обабился, как помещики, он не так жаден, умеет ради достижения цели держать себя в узде, в отличие от чиновников. На момент написания поэмы Чичиков – будущее России. Но Гоголя это совсем не радует. Чичиков – подлец. Свое благополучие он строит на чужих бедах: оттолкнул старого умирающего учителя, обманул начальника и его дочь, брал взятки и т. п. Он ставит эгоистические цели, пользуется безнравственными средствами, чтобы их достичь. Он герой своего времени, но это еще один повод постараться изменить российскую действительность)
2.Кто «мертвые души» в поэме? Обоснуйте.
(Помещики, чиновники, Чичиков. Они ведут бесполезное существование,
интеллектуально и духовно не развиваются, не имеют позитивной жизненной цели,
не стремятся кдушевному контакту с людьми, не способны любить,сострадать,
сопереживать окружающим, радоваться мелочам жизни)
3.Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?
(Поэма–это форма лиро-эпической поэзии, основные черты которой: развернутый
сюжет и развитый образ лирического героя - повествователя, который активно
включается в действие. Лирический герой эмоционально откликается на все события
произведения, оценивает героев и их поступки, отрицает Россию помещиков и
чиновников и утверждает Россию живого русского народа.
Без лирических отступлений поэма утратила бы мотив любви к России и надежды на
возрождение духовности. В «Мертвых душах» на 1 месте чувства автора: его грусть
по поводу происходящего в России и его надежда на возрождение страны, а не
события, происходящие с главным героям, как это должно быть в романе)
Задание 5: Вопросы болельщикам
(параллельно с выполнением 4 задания командами)
(задаются сидящим в зале, по 1 баллу за правильный ответ отдается команде, чей болельщик первым ответил на вопрос)
1.У кого из помещиков два года лежала книга, заложенная на 14 странице?
(Манилов)
2.Кого из героев поэмы характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство?
(Плюшкин)
3.Кому принадлежат слова: «Почел за долг познакомиться и принести лично свое
почтение»; «Вы изволили пойти»; «Я имел честь покрыть и вашу взятку»?
(Чичиков)
4.Определите героя по описанию: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный
молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль
бакенбардами»
(Ноздрев)
5.В какой последовательности посещал Чичиков помещиков?
(Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)
6.Кого из героев характеризуют: кулачество, человеконенавистничество, мракобесие,
грубость?
(Собакевич)
7.Кто из помещиков жил среди развлечений?
(Ноздрев)
8.Кто из чиновников рассказал «Историю о капитане Копейкине»?
(почмейстер)
9.Кем представляют чиновники Чичикова, узнав о его действиях с мертвыми душами?
(Фальшивомонетчик, капитан Копейкин, Наполеон, беглый преступник)
10.Какое прозвище дали мужики Плюшкину?
(Заплатанной)
11. Что сближает помещиков и чиновников
(все они мертвые души)
12.С чем сравнивает Н.В. Гоголь Русь в конце поэмы?
(с птицей – тройкой, т. е. тройкой лошадей, несущейся по просторам вселенной)
Задание 6 Конкурс капитанов:
выразительное чтение отрывков из текста поэмы (домашнее задание, отрывки выбирали сами капитаны или преподаватель предложил лирические отступления финала поэмы и про молодость души)
7.Перед подведением итогов - чтение ведущим стихотворения Н.Некрасова о Гоголе.
(Смотреть Приложение 2)
8.Подведение итогов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценка 1 Покупка мертвых душ у Собакевича
Ч. - Я хотел было поговорить с вами об одном дельце. По существующим положениям нашего государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. Чтоб таким образом не обременять присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма в части оплаты податей за крепостных… При всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, поэтому я, чувствуя личное уважение к вам, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Я готов взять на себя эти расходы и выкупить, так сказать, ваши несуществующие души.
С. - Вам нужно мертвых душ?
Ч.- Да, … несуществующих.
С.- Найдутся, почему не быть
Ч.- А если найдутся, то вам, без сомнения... будет приятно от них избавиться?
С.- Извольте, я готов продать
Ч.- А, например, как же цена?.. хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...
С.- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!
Ч.- По сту?!
С.- Что ж, разве это для вас дорого? А какая бы, однако ж, ваша цена?
Ч.- Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!
С.- Эк куда хватили - по восьми гривенок!
Ч.- Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя.
С.- Ведь я продаю не лапти.
Ч.- Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди.
С.- Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?
Ч.- Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубля, извольте, дам, а больше не могу.
С.- Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену!
Ч.- Не могу, Михаил Семенович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, однако ж по полтинке еще прибавлю.
С.- Да чего вы скупитесь? Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом! Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
Ч.- Но позвольте, зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это всё народ мертвый.
С.- Да, конечно, мертвые. Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди.
Ч.- Да всё же они существуют, а это ведь мечта. Нет, больше двух рублей я не могу дать
С.- Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте - по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства!
Ч.- Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фуфу. Что ж он стоит? кому нужен?
С.- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен.
Ч.- Два рублика
С.- Ну, извольте, и я вам скажу тоже мое последнее слово: пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!
Ч.- Как вы себе хотите, я покупаю не для какой-либо надобности, как вы думаете, а так, по наклонности собственных мыслей. Два с полтиною не хотите - прощайте!
С.- Ну, Бог с вами, давайте по тридцати и берите их себе!
Ч.- Нет, я вижу, вы не хотите продать, прощайте!
С.- Какая ж ваша будет последняя цена?
Ч.- Два с полтиною.
С.- Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа. Уж хоть по три рубли дайте!
Ч.- Не могу.
С.- Ну, нечего с вами делать, извольте! Убыток, да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему. Согласен на 3 рубля.
Ч. –Договорились!
Сценка 2 Плюшкин и ключница
П –Лежала на столе четверка чистой бумаги, да не знаю. куда запропастилась: люди у меня такие негодные! Мавра! А Мавра! Куда ты дела, разбойница бумагу?
М – Ей – Богу, барин,не видывала, опричь небольшого лоскутка,которым изволили прикрыть рюмку.
П – А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
М – Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
П – Врешь. ты снесла пономаренку:он маракует, так ты ему и снесла.
М – Да пономаренок,если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
П – Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! Вот посмотришь, как припекут!
М – Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвертки?Уж скорее другой какой бабьей слабостью, а воровством меня еще никто не попрекал.
П – А вот черти –то тебя и припекут! Скажут: « А вот тебе, мошенница,за то,что барина –то обманывала!» , да горячими –то тебя и припекут!
М – А я скажу « Не за что! Ей – богу, не за что,не брала я …» Да вон он лежит на столе Всегда понапраслиной попрекаете!
П – Ну что ж ты расходилась так?Экая занозистая! Ей скажи только одно слово,а она уж в ответ десяток!Поди –ка принеси огоньку запечатать письмо Да стой,ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси – ка мне лучинку!
Сценка 3 Две дамы
Какой веселенький ситец!
Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтоб не коричневые были крапинки, а голубые.
Милая, это пестро.
Ах, нет, не пестро.
Ах, пестро.
Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
Как не носят?
На место их фестончики.
Ах, это нехорошо, фестончики!
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Нехорошо, если все фестончики.
Мило до невероятности. Шьется в два рубчика: широкие проймы и сверху… юбка вся собирается вокруг, как, бывало, в старину, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтоб была современная бель-фам.
Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.
Я сама тоже…Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода… ни на что не похоже!
Я выпросила у сестры выкройки нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.
Так у вас разве есть выкройка?
Как же, сестра привезла.
Душа моя, дайте мне ради всего святого!
Ах, я уже дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее.
Кто же станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уже слишком странно будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим.
Да ведь она тоже мне двоюродная тетка.
С мужниной стороны… Это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбленье… Видно вы хотите прекратить со мной всякое знакомство.
Ну чтож наш прелестник?
2. Ах, боже мой! Что ж я так сижу перед вами! Вот хорошо! Вы ведь знаете, с чем я приехала к вам? Позвольте же, позвольте только рассказать…
Как вы ни восхваляйте ни превозносите его – а я скажу прямо, и ему в глаза скажу, что он негодный человек, негодный, негодный, негодный.
Да послушайте только, что я вам открою.
Распустили слухи, что он хорош, а он совсем не хорош, и нос у него самый неприятный нос.
2. Позвольте же, позвольте же только рассказать вам, душенька. Ведь это история, понимаете ли, история…
Какая же история?
2. Вообразите: приходит ко мне сегодня протопопша – и что бы вы думали: наш – то смиренник, приезжий – то наш, каков, а?
Как, неужели он и протопопше строил куры?
2. Ах, пусть бы еще куры, это бы еще ничего. Приехала к ней помещица Коробочка, перепуганная и бледная как смерть и рассказывает, совершенный роман: вдруг в глухую полночь раздается стук в ворота, ужасный, какой только можно представить, кричат: « Отворите, не то будут выломаны ворота.»
Да что Коробочка, разве молода и хороша собою?
Ничуть, старуха!
Ах, прелесть! Так он за старуху принялся.
Да ведь нет, душенька, совсем не то, что вы полагаете. Является вооруженный с ног до головы и требует « Продайте, говорит, все души, которые умерли». Коробочка отвечает « Я не могу продать, потому что они мертвые.» – « Нет, говорит, они не мертвые, это мое, говорит, дело знать, мертвые ли они, или нет; они не мертвые, не мертвые, кричит, не мертвые».
Это однако ж странно, что бы могли значить эти мертвые души?
Здесь не мертвые души, здесь скрывается что-то другое.
А что ж, вы полагаете здесь скрывается.
Ну, как вы думаете
Как я думаю? Я признаюсь, совершенно потеряна
Ну слушайте ж, что такое эти мертвые души. Мертвые души…
Что, что?
2. Мертвые души…
Ах, говорите ради бога!
2. Это просто выдумано для прикрытия, а дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку!
Приложение 2
Н.А. Некрасов. В день смерти Гоголя. 21 февраля 1852
Блажен незлобливый поэт, Питая ненавистью грудь,
В ком мало желчи, много чувства: Уста вооружив сатирой,
Ему так искренен привет Проходит он тернистый путь
Друзей спокойного искусства. (…) С своей карающею лирой.
Любя беспечность и покой, Его преследуют хулы:
Гнушаясь дерзкою сатирой, Он ловит звуки ободренья
Он прочно властвует толпой Не в сладком ропоте хвалы,
С своей миролюбивой лирой. А в диких криках озлобленья.
Дивясь великому уму, И веря и не веря вновь
Его не гонят, не злословят. Мечте высокого призванья,
И современники ему Он проповедует любовь
При жизни памятник готовят… Враждебным словом отрицанья. (…)
Но нет пощады у судьбы Со всех сторон его клянут,
Тому, чей благородный гений И, только труп его увидя,
Стал обличителем толпы, Как много сделал он, поймут,
Ее страстей и заблуждений. И как любил он – ненавидя!
Список литературы
1. Н.В. Гоголь «Мертвые души».-Любое издание.
2. Литература / Ред. Сигов В.К.- М., 2009.
3. Русская литература 19 века. / Ред. Архангельский А.Н. в 2-х частях. Часть 1., М.,
2002.
4. Козак О.Н. Литературные викторины.- С.-Пб: «Союз», 1998.
5. Алиева Л.Ю. Литература: тесты, контрольные вопросы.- М.: Издат-Школа, 1998.
6. Тесты. Литература/Автор – составительИ.М. Михайлова.- М.: Дрофа, 2002.
7. Геймбух Е.Ю. Русская литература 19 века. Учебное пособие.- М.: Издательский
отдел УНЦ ДО, 2003.

Гоголь Николай Васильевич - Контрольные вопросы к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Еще народу русскому

Пределы не поставлены.

Пред ним — широкий путь?

kontrolnye-voprosy-k-poeme-n.-v.-gogolya-mertvye-dushiконтрольные вопросы с выборочными ответами к поэме н. в. гоголя «мертвые души»
Как вы думаете, почему А. С. Пушкин, выслушав первые главы «Мертвых душ» (эти главы читал ему сам Гоголь), воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия»?

Как вы можете объяснить название поэмы?

Какие черты объединяют изображенных Н. В. Гоголем персонажей?

Их объединяют отсутствие высоких побуждений, безразличие к судьбам родины и народа, корыстолюбие, узость интересов, грубый эгоизм, притупление всех человеческих чувств, умственное убожество и ограниченность.

Эти пороки типичны: они присущи и помещикам, и городским чиновникам, хотя проявляются в разной форме. Корыстолюбие, взяточничество, стремление не служить, а услужить, завистливость, подсиживание друг друга, сплетни, клевета — таковы характерные черты чиновничьего аппарата. И помещики, и чиновники, и «приобретатель» Чичиков — мертвые души, которые владеют и распоряжаются душами живыми.

Что важнее: общие черты помещиков и чиновников или их индивидуальные различия? Почему вы так думаете?

Случайно ли сходство изображенных Гоголем в «Мертвых душах» городских чиновников и персонажей «Ревизора»?

Как готовился Чичиков к своему жизненному поприщу? Что наказывал ему отец?

Чем отличается это наставление от «завещания» отца Молчалина? Чичиков с детства проявлял способности бесчестного «делового» человека: умел произвести благоприятное впечатление, угодить тем, от кого зависел, провернуть выгодную сделку, а добившись своего, предать, отвернуться от обманутого им человека (вспомним его школьные спекуляции, отношение к учителю; затем «путь наверх» в канцелярии). Он на всю жизнь запомнил совет отца пуще всего на свете беречь копейку, которая «никогда не предаст». Отцовский наказ Чичикову очень напоминает «завещание» отца Молчалина: оба учили своих сыновей приспосабливаться к жизни, пользуясь бесчестными средствами, но время внесло свои поправки в родительские наставления: если Молчалин-старший превыше всего ставил связи и благосклонность нужных людей, то отец Чичикова в период капитализации России считал, что самое верное средство преуспеть в жизни — деньги.

Как построена галерея помещиков-уродов? Какова последовательность рассказа о каждом из них? По сути, главы, посвященные помещикам, построены по одному плану. Считаете вы это достоинством или недостатком произведения? Почему?

Какую роль в «Мертвых душах» играет «Повесть о капитане Копейкине»? Почему именно она была запрещена цензурой?

Как в поэме раскрывается тема народа? Как по-вашему, согласился бы Гоголь со словами Некрасова:
Еще народу русскому

Пределы не поставлены.

Пред ним — широкий путь?

Назовите основные темы лирических отступлений в «Мертвых душах». Какова их роль в раскрытии идейного содержания произведения?

Лирические отступления раздвигают рамки повествования. В них раскрывается образ автора — патриота, верящего в великое будущее своей родины, в ее народ. В лирических отступлениях проявляется тонкая наблюдательность, остроумие, гражданское мужество писателя. Темы их очень разнообразны: о толстых и тонких (гл. I), о слабости русского человека (гл. II), о скрытом значении образа Чичикова (гл. XI), об отношении автора к жизни в юности, зрелом возрасте и старости (гл. VI), об отношении читателей к писателю-романисту и писателю-сатирику (гл. VII).

Особое место в раскрытии идейного содержания поэмы занимают размышления автора о судьбах беглых крестьян Плюшкина и «Русь-тройка», утверждающие веру писателя в будущее России.

Вопрос № 1.
Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. А. С. Пушкин. +
  3. Л. Н. Толстой.
  4. И. С. Тургенев

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

  1. Роман.
  2. Поэма. +
  3. Рассказ.
  4. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  1. Метафора.
  2. Оксюморон.
  3. Эпитет.
  4. Сравнение.

Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

  1. Иван Павлович.
  2. Павел Николаевич.
  3. Павел Иванович. +
  4. Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов. +
  4. Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  1. Плюшкин. +
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх - четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв. +
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  1. Плюшкин.
  2. Коробочка. +
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв.
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 11.
Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

  1. Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б.Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А.Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме Н. В. Гоголя выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б.Образ дороги - символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.

1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?

Гоголь, долго и упорно размышляя над предназначением своего творения, пришёл к выводу, что цель его – показать всю Русь с присущими ей противоречивыми чертами, истинного русского человека во всей его полноте, с многогранностью национальных характеров и особенностей. Писатель хотел раскрыть перед нами все затаённые уголки русской души, съедающие изнутри недостатки и скрытые достоинства русского человека, окружённого повседневной паутиной мелочей, дел и событий. Гоголь, думая о будущем произведении, начинает чувствовать в себе даже миссионерскую мощь: он горит желанием помочь своему отечеству путём пробуждения «мёртвой», уснувшей души русского человека лучшим лекарством – очищающим смехом. Поэма была предназначена как разоблачающее, спасительное средство для «дремлющей» России, Гоголь считал, что это – его долг, его возможность быть столь же полезным своим писательским делом, как и любой простой государственный служащий полезен отечеству. Николай Васильевич намеревался создать грандиозное, всеобъемлющее сочинение, состоящее из трёх взаимосвязанных и вытекающих одна из другой частей. Они символизировали уникальный путь России от «летаргического сна» к осознанию, пробуждению, очищению и стремительному нравственному саморазвитию.

Таким образом, можно сказать, что замысел поэмы «Мёртвые души» был широчайшим по своему охвату персонажей, характеров, идей, событий и явлений сложной русской жизни.

2. Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы?

Поэма «Мёртвые души» кажется противоречивой уже по обозначенному автором жанру произведения. Ведь, как нам известно из определения, поэма – это жанр литературы, отличающийся стихотворной формой. Получается, что Гоголь раздвигает существующие жанровые рамки и создаёт, как мы сейчас её называем, поэму в прозе. Почему это произошло? Ответ кроется ещё в одном противоречии: размышляя над своим творением, писатель твёрдо держался за идею создания невероятно масштабного, общечеловеческого произведения, хотел уподобить, приравнять его к эпопее, проводя аналогию его между такими огромными произведениями, как «Божественная комедия» Данте и поэмы Гомера. И осуществление всех этих мыслей в прозе было возможно лишь благодаря многочисленным лирическим отступлениям по ходу повествования, напоминающих читателю о грандиозности замысла, о его дальнейшем развитии по ещё неведомому, но великому пути.

И, наконец, одно из главных сюжетных и композиционных противоречий – возможность самой реализации всех идей Гоголя. Писатель буквально грезил о том, чтобы создать сильнейшее по воздействию на всех читателей произведение. В нём он хотел ярко и точно показать деградацию, застой, пробуждение и становление на путь истинный порочных русских душ. Однако он не хотел просто представить миру художественный идеал, возникший у него в голове. Наоборот, всеми своими силами и гением он пытался нарисовать живого человека, будто бы рядом с нами стоящего, осязаемого и реально существующего. Писатель хотел буквально воплотить человека, вдохнуть в него живой дух. И это трагично противоречило действительному осуществлению: такая задача оказалась не только не по силам Гоголю, но и неподвластной времени, отведённому самому творцу.

3. Есть ли противоречие в сочетании «мёртвые души»? Какие значения скрывает это сочетание?

Противоречие в этом словосочетании очевидно: ведь это – литературный оксюморон (таковы же, например, «живой труп», «грустная радость» и др.). Но, обращаясь к самой поэме, мы обнаруживаем и другие смыслы.

Во-первых, «мёртвые души» – это просто умершие крепостные крестьяне, «охота» за которыми составляет главную задачу Чичикова для достижения личного своего благосостояния.

Но здесь, и это во-вторых, открывается и другое значение, более важное для идейной составляющей произведения. «Мёртвые души» – это «сгнившие», порочные души того помещичьего и чиновничьего круга, в котором вращается Чичиков. Эти души забыли, что такое настоящая жизнь, исполненная чистых, благородных чувств и следования человеческому долгу. Чисто внешне все эти люди кажутся живыми, они разговаривают, ходят, едят и т.д. Но внутреннее их содержание, душевное наполнение мертво, оно либо навсегда канет в лету, либо с огромными усилиями и страданиями может возродиться.

В-третьих, кроется ещё один потаённый смысл словосочетания. Он представляет собой религиозно-философскую идею. Согласно христианскому учению, душа человека не может быть мёртвой по определению, она всегда жива, лишь тело может умереть.

Получается, что Гоголь усиливает значение возрождения, обновления «грязной» души, уподобляя её простой человеческой плоти.

Тем самым можно сказать, что даже такое короткое и ёмкое название поэмы помогает писателю передать и раскрыть огромное множество идей и тем, отображённых в произведении.

4. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

Религиозно-нравственные искания писателя напрямую связаны с замыслом «Мёртвых душ». Можно сказать, что всё произведение построено на религиозных, нравственных и философских идеях.

Николай Васильевич стремился показать в поэме перерождение «грешников» в «праведников». Он тесно связывал нравственное перевоспитание и самовоспитание главного героя с христианской догматикой. Ведь по-христиански жить – это жить по божественным заповедям, в соблюдении которых отображаются лучшие черты человека. Верить в единого Бога, быть уважительным, не завидовать, не воровать и не красть, быть почтительным и вообще в сущности своей праведным – вот религиозно-нравственный идеал, который Гоголь хотел воплотить в произведении. Он считал, что преображение насквозь порочного человека всё же возможно с помощью смеха над самим собой, очистительных страданий, а затем принятия следования истине. Более того, писатель верил, что такой пример перевоплощения русского человека, а скором времени и всей России, может послужить «маяком» для других наций и даже для всего мира. Вполне возможно, что он мечтал о недостижимом идеале – всемирном, вселенском возрождении из пучины грехов и установлении праведности.

Гоголь тесно связал свои искания с замыслом поэмы, буквально соткав из этих мыслей всю «канву» произведения.

5. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?

В поэме показаны характеры многих помещиков, описан их быт, пристрастия, нравы. Но только у двух людей присутствует предыстория, рассказ об их прошлом. Это Плюшкин и Чичиков.

Дело в том, что такие личности, как Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв и другие показаны ярко, «во всей своей красе» и очень правдоподобно, мы можем полностью сложить своё впечатление о них и предсказать им их дальнейшую судьбу. Эти персонажи – представители «застоя» человеческой сущности, они такие, какие есть, со всеми их пороками и несовершенствами, и другими они уже не станут.

Что же касается Чичикова и Плюшкина, то здесь открывается одна из граней великого замысла писателя. Два этих героя, по мнению автора, ещё способны к развитию, обновлению своей души. Поэтому и у Плюшкина, и у Чичикова есть биография. Гоголь хотел провести читателя по всей линии их жизни, показать полную картину становления их характера, а затем преобразования и нового формирования характеров в последующих томах. Ведь, на самом деле, нельзя понять всю сущность человека, пока ты не познакомишься со всей его историей, со всеми его жизненными перипетиями, и Гоголь это прекрасно осознавал.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что писатель любую деталь своего повествования строил не случайно, а по определённым принципам, помогающим реализовать его замысел наиболее полно.