Персонажи животные в русских народных сказках. Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении национального характера

Кренделев Антон

Сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.

Человек приписал животным способность рас­суждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть сред­ствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.

Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IV районные юношеские «Филологические чтения»

МОУ Михайловская СОШ

Кренделев Антон

МОУ Михайловская СОШ, 5 класс, 11 лет

Конкурсная работа

Жанр «Исследование»

«Образы животных в русских народных сказках»

Педагог-наставник:

Яблокова Светлана Владимировна

Учитель русского языка и литературы

п. Михайловский, Ярославский муниципальный район, 2010г.

1.Введение 2 стр.

2. Глава «Образы животных в русских народных сказках»

1.1 Лиса семерых волков проведет 5стр.

1.2. Волк меняет шерсть, но не характер 7 стр.

1.3. Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит 9 стр.

1.4. Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки 11 стр.

3.Заключение 12 стр.

4. Список литературы 14 стр.

Введение

Что такое сказка? Это красивый мир волшебства и превращений, в котором мы живем в детстве, где заканчивается реальность и начинается этот мир, удивительный и непостижимый. Это мир, в котором добро побеждает зло, наверно, поэтому этот жанр так любим детьми.

А если говорит научным языком, сказка- вид повествовательного, в основном прозаического фольклора. Ее истории уходит в далекое прошлое. Слово « сказка » записано в письменных источниках XVI века. От слова « казать ». Значение: перечень, список, точное описание. Современное значение слово приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово XI века - кощуна.

Существует несколько видов русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Цель моей работы - выявить особенности образов животных в народных сказках. Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач:

  1. выявить место и особенности изображения животных в сказках в сказках;
  2. посмотреть, являются они главным или второстепенным лицом;
  3. рассмотреть особенности характера;

Для написания своей работы я использовал несколько источников народных сказок.

Данный вид сказок существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Сказка о животных – это произведения, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Вопрос о первоначальных истоках фантастики в сказках о животных много десятилетий волнует ученых. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия. Особенность этих сказаний состояла в том, что звери были наделены разнообразными человеческими качествами, но в зверях видели именно зверей. Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках, которые по традиции восприняли из древнего баснословия некоторые его существенные черты. Такова сказка о медведе на липовой ноге. Это сказочное повествование неизвестно в Западной Европе. Его происхождение чисто восточнославянское. Система персонажей русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, но лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, а из домашних птиц – гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.

В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчише- из-под куста хватыш», трусоватый заюнок- кривоног, по горке скок».

Лиса семерых волков проведет

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточно-славянских сказок, сделалась лиса.

Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Лиса Патрикеевна, лисица-красавица, лисица-масляна губица, лиса-кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул ее, не ворохнется. Обрадовался мужик, взял лису, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь с места, сам пошел впереди. Лисица повыбросила с воза всю рыбу и ушла. Смекнул мужик, что лиса была не мертвая, да уже поздно. Делать-то нечего.

Лисица всюду в сказках верна самой себе. Ее хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжет напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде. Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказка часто изображается торжество лисы. Она упивается местью, чувствует полное превосходство над доверчивыми героями. Сколько в ней находчивости и сколько мстительного чувства! И то и другое так часто встречаются у людей с практическим, изворотливым умом, обуреваемым мелкими страстями.. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов.

Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»), меняет скалку на гусочку, гусочку - на овечку, овечку - на бычка, грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу с расчетом прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»), учится летать («Как лиса училась летать»), велит волку идти к присяге, чтобы увериться в правильности его слов: действительно ли на овце волчий кафтан. Волк сдуру сунулся в капкан и попался («Овца, лиса и волк»). Лиса крадет припасенный мед («Медведь и лиса»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, неверная, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, корыстная, расчетливая, жестокая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера.

Волк меняет шерсть, но не характер

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»). Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Кого разумеет народ в этом образе ? В сказках волк беспредельно глуп. Феноменальная глупость порочит волка. В таком изображении выразились не столько реальные особенности того человеческого типа, которые собой олицетворяет волк, сколько отношение к нему.

Задумаемся над тем, почему волк принимает удары от разгневанных баб, пришедших на реку по воду, почему, едва пережив одну беду, волк попадает в другую. Сказка кончается гибелью волка. Волк помирает жестокой смертью, чтобы в новой сказке ожить и вновь принять злую смерть. Какое неистребимое зло изгоняется, казнится народом?

Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает одно право - право сильного, право зубов, - без этой черты волк не волк. Социальный прототип этого сказочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лиходеев и преступников, от которых ему приходилось тяжко.

Сказки о волке не скрывают, кого они имеют в виду... Ирония вымысла состоит в обыгрывании народного обычая.

Сказка о том, как волк зарезал свинью («Свинья и волк»), рисует в образе волка жестокого и неумолимого господина, который взыскивал с крестьян за потраву. Жил старик и при нем старуха. Только и скота у них, что свинья. Черт ее понес, да в чужую полосу - в овес. Прибежал туда волк, «схватил он свинку за щетинку, уволок ее за тынинки и изорвал».

В таких сказках есть то острое социальное иносказание, которое делало сказку интересной и взрослым. Фантастические повествования говорят о социально-классовых отношениях. Игнорировать этот смысл нельзя, если мы не хотим видеть в сказках только забаву.

Фантастический вымысел и в этих сказках связан с их идейным замыслом. Боярин, господин жесток, как волк, от него нельзя ждать пощады, с ним можно поступать только так, как советует пословица: «Верь волку в тороках», т. е. убитому. В сказке передано как бы существо волчьего закона, по которому слабый становится жертвой сильного. Князю, боярину не надо было хитрить. Его право - право жестокого и сильного господина. Таков и сказочный волк. Сказочники мстили угнетателям, изобличали их нравственную грубость, отсутствие ума: система социального угнетения, прибегающая к силе кулака, розги и оружия, не требовала от ее учредителей и защитников умственного напряжения.

Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспроизведен в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь - зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя. Он давит все, что попадает ему под ноги.

Глупость медведя - рознь волчьей глупости. Волк недогадлив, а не глуп. Глупость медведя - глупость человека, располагающего властью. Свою силу медведь употребляет не по разуму. Есть предположение о том, что медведь представляет собой человека, облеченного властью.

Медведь - хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели роль помещика. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы, которую почему-то называли десятиной) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. Через такую призму становиться понятным не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Стоит заметить, что в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. За этими образами стоит мысль: «может ты барин и силен, но я умен и при своем останусь!»

Есть сказки, где медведь одаривает Машу подарками, а ее ленивую сестру наказывает. Тут образ медведя несет в себе образ природы, доброй и злой доли. Если человек трудиться честно, то природа его награждает своими дарами, а кто ленив у того вода не течет.

Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки

Из домашних животных и птиц положительным героем в сказках выступают кот. В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка ) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, возьмем цикл сказок " Кот, петух и лиса" , которые у А.Н. Афанасьева идут под номерами. Сказки эти очень похожи, да по суть почти одинаковы. В них лишь сменяются некоторые герои. Он выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. То есть в этих сказках кот выступает как положительный герой. Подводя итог разговору о коте, можно отметить общие черты. Во-первых, везде звери боятся кота. Во-вторых, у кота всегда есть имя, причем с отчеством. Кот бескорыстен в дружбе. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Однако положительность этих персонажей весьма условна. Сказка о том, как петух выгнал лису из заячьей избы («Лиса, заяц и петух»), в основе своей веселая юмореска. Ирония состоит в том, что петух - лисья пожива - сумел напугать любительницу белого куриного мяса. Иронична сказка «Кот на воеводстве» - она делает любителя избяного тепла, запечного жителя героем по стечению обстоятельств: волк, спрятавшись в куче листьев, зашевелился; кот думал, что там мышь, прыгнул, волк прянул в сторону, и начался общий переполох - бегство зверей. Только в сказке «Кот, петух и лиса» кот действительно герой. Вероятно, эта сказка с самого начала была создана для детей.

Следует сделать вывод, что во всех просмотренных русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомится сметанкой или свежей мышкой. Может устроит "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные.

Заключение

В ходе работы над данной темой мы провели анкетирование среди учащихся 3- 6 классов. Были предложены следующие вопросы:

  1. Сколько сказок о животных вы прочитали?
  2. Какие звери встречались в сказках чаще?
  3. Какие черты присуще?
  4. Чему учат сказки о животных?

Опрос дал следующие результаты:

1 вопрос: 1 сказка-6%

2 сказки -18%

Несколько- 76%

2 вопрос: волк - 7%

Медведь-18%

Лиса – 75%

3 вопрос: Лисе – хитрость

Медведю – глупость

Волку - злость

  1. вопрос: Доброте

Любви

Не обижать маленьких.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить: сказки о животных носят не только развлекательно-забавный характер, но и поучительный.

Человек приписал животным способность рассуждать и говорить, но и неверные представления людей были пронизаны стремлением понять жизнь животных, овладеть средствами их приручения, защиты от нападения, способами промысла.

Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в-третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Волк, как и медведь, в народных поверьях предстает животным, в честь которого устраивали праздники. Его не называли настоящим именем, боясь, что тем самым накличут и его самого. Существо враждебное и опасное, волк вызывал почтение и страх.

По опыту люди знали, что волк - существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое. Между тем в сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно голодный, вечно избиваемый зверь.

Выраженное в поверьях почтительное отношение к лисе тоже противоречит откровенной насмешке, с которой в сказках рассказывается о ее частых промахах и неудачах. Поверья русского народа и вообще поверья восточнославянских народов позволяют со всей уверенностью предполагать, какие животные были героями мифических рассказов и преданий древнего баснословия.

Использованная литература

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка М., «Просвещение», 1977
  2. Афанасьев. А.Н. Народные русские сказки / Под ред. Грузинского. - Изд. 3-е. - 1897.
  3. Ведерникова Н .М. Русская народная сказка М., «Наука»

4)Фокеев А.Л. «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество» изд. «Лицей»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.

Проект «Персонажи-животные в русских
народных сказках»

Цель: познакомиться с персонажами-животными в русских народных сказках.

Задачи: узнать особенности сказки о животных, историю и причины появления сказок с главными персонажами-животными, выявить животных наиболее часто встречающихся в русских народных сказках.

Работая над проектом мы пришли к выводу, что сказки о животных - самая древняя группа сказок, в основе которых лежат необычные герои. Эти сказки связаны с устаревшими мирами, в которых животные- персонажи стояли у истоков творения мира. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными. Так появились персонажи- животные в русских народных сказках. В сказке, как и в жизни есть положительные и отрицательные персонажи. Каждому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих слабость, неловкость, глупость, хитрость, трусость, злость, силу. Русские народные сказки мы помним с раннего детства, родители нам рассказывали когда нам было 1,2 года они остались в нашей памяти. Прочитав, вспомнив русские народные сказки мы пришли к выводу, что из многочисленного ряда животных -персонажей шесть из них встречаются наиболее часто.

Лиса.

Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

Медведь.

Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда - наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум - медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными.

Кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей.

Заяц.

Заяц - герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Петух.

Петух в сказках предстает перед нами в двух видах. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет. А иногда в сказках выступает мудрым помощником своих друзей. Проявляет себя как истинно бесстрашный и сильный положительный персонаж русских сказок.

Волк.

Волкв сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает, или хочет съесть.

Выводы:

Некоторые сказочные герои вызывают у нас антипатию.

Таких героев мы определяем по их отрицательным качествам и поступкам.

Нам неприятна и внешность таких героев.

Не нужно стараться быть похожими на таких героев.

Сказки передаются из поколение в поколение.

В их основе - нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Эпиграф из сказки «Король-ворон» гласит:

Зло живёт не только в сказке -

В жизни ходит без опаски.

Но добро покуда живо -

Сказка древняя не лжива.

Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема дифференциации сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования.

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери (Лиса и журавль, Лиса, заяц и петух, Лиса-повитуха, Лиса и дрозд, Волк-дурень и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди - объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека (Волк у проруби, Собака и волк, Мужик, медведь и лиса и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, - лишь поэтическая условность: "Приключения животных спроецированы на людскую жизнь - и человеческим смыслом они-то и интересны". Отсюда основные темы русских сказок о животных - человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типологизации сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме (Теремок, Колобок, Петушок и бобовое зернышко и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным (Волк и семеро козлят, Кот, петух и лиса и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне (Волк и лиса); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие форму политического памфлета (Повесть о Ерше Ершовиче).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных (Звери в яме, Лиса и волк, Лиса-повитуха, Лиса и журавль, Лиса-исповедница и др.); Сказки о диких и домашних животных (Собака и волк, Волк и семеро козлят, Кот, лиса и петух и др.); Сказки о человеке и диких животных (Лиса и ее хвост, Мужик и медведь, Старая хлеб-соль забывается, Медведь - липовая нога, Лисичка со скалочкой и др.); Сказки о домашних животных (Коза лупленная, Лошадь и собака и др.); Сказки о птицах и рыбах (Журавль и цапля, Петушок и бобовое зернышко, Курочка Ряба и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях (Лиса и рак, Теремок, Колобок, Солнце, мороз и ветер, Война грибов и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц - гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей - это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк - как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь - как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы - как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено парадоксальное сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: "Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…". Анималистические сказки отличаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лаконизмом художественных средств выражения.

Композиция русских сказок о животных также отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными ("Лиса и журавль", "Журавль и цапля" и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке "Лиса и волк" существует три сюжетных мотива - "Лиса крадет рыбу из саней", "Волк у проруби", "Битый небитого везет". Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

В данной работе будет проводиться исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных - лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой - женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы. Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

Сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.

В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса»), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц»). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.

Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.

Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь – липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.