Чем желтков отличается от других маленьких людей. История персонажа

И. А. Куприна можно назвать одним из «королей» прозы. В его произведениях особое место занимает любовь. Рассказ «Гранатовый браслет» пропитан неземной любви. Сюжет произведения разворачивается в любимой Куприным Одессе. В нем сравниваются большое чувство чиновника с очерствелой душой людей, стоящими выше Желткова.

Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы. Желтков высокого роста и худощавого телосложения. Он обладает возвышенным чувством.

Желтков влюблён в Веру Шенину, холодную аристократку. Он считает ее необыкновенной. Сам он так же является весьма необыкновенным человеком. Из письма, которое Желтков написал к именинам Веры, можно понять его духовный облик. Он не на что надеяться, но он готов пожертвовать всем. В его словах ощущается преклонение, уважение, отвага. В качестве подарка Вере он преподнес гранатовый браслет. Он принадлежал матушке Желткова,в то время уже покойной, поэтому был очень ценен героем. Кроме того, браслет обладает интересной историей. По поверью он дает дар предвиденья и оберегает от насильственной смерти его владелицу.

Смысл жизни героя заключался в бесконечной любви. Больше ничего ему было не надо. Желтков был наполнен сладкими мыслями о своей возлюбленной. Герой считал, побег из города не сможет противостоять его чувствам. Он не смог бы отпустить мечты о Вере. К сожалению, его любовь не была взаимной. Безответная любовь имеет губительную силу. Желтков писал в своем письме, что его не интересует ни наука, ни политика, ни окружающий мир, словом абсолютно ничего, кроме своей любимой Веры. Его жизнь заключалась только в ней. Написал он это письмо до своего самоубийством. Своим обращением он поднял чувства до уровня трагизма. Теперь перед Верой открывается другой мир, наполненный неизведанных чувств. Выходит, Желтков любил до последнего вздоха, до последнего стука своего сердца.

Неважно кто ты: токарь, начальник, писатель, депутат, кассир, командир-перед любовью все оказываются на одном уровне. Желтков вызывает чувство сострадания, так как безответная любовь - это тяжелая ноша. Но только в ней он видел смысл жизни, только она дарила ему моменты пропитанные счастьем и безумством. Наверное, самое страшное быть безразличным ко всему вокруг и видеть перед собой лишь предмет своего воздыхания.

Сочинение Желтков с портретной характеристикой

Ни одно произведение русской литературы посвящено теме любви. Это чувство в любом из своих проявлений движет людьми, миром. Отношения между влюбленными зачастую переходят в привычку. Однако одного из своих героев рассказа "Гранатовый браслет" А. И. Куприн наделил бессмертным чувством - любовью, которая не угасла до самой смерти.

Несмотря на то, что общая характеристика Желткова не отличалась ни яркой внешностью, ни особыми проявлениями мужской силы, поступками и идеями, однако в конце произведения этот герой сосредотачивает на себе внимание всех окружающих. Он становится понятным, раскрывается благодаря своему богатому внутреннему миру, где имеет место чистая, искренняя любовь.

Занимая должность маленького чиновника "в каком-то казенном учреждении", он не выделялся ни заслугами, ни внешним видом. Неприглядный вид щуплого, невысокого молодого человека не старше сорока лет больше напоминал нежную девицу с ямочкой на подбородке и "мягкими волосами". Его бледность кожи, беспорядочные движения, нервозность ("застегивал и расстегивал пуговицы") завершали образ неуверенного с виду, скрытного человека.

Отсутствие собственного жилья у Желткова подтверждало его неблагополучное материальное положение. Судя по описанию комнаты, которую он снимал, у него было немного денег. Проживал он в неосвещенной, небольшой комнате со старой мебелью. Однако, несмотря на подобные характеристики, в этом человеке оказалась нескончаемая энергия, которая давала силу и способность переносить любое давление на жизненном пути благодаря той минуте, когда он впервые в цирке встретил Веру Шеину. С того момента любовь затмила все. Он не видел в ней недостатков, это был его идеал. Порой жизнь казалась Желткову пыткой, так как он не видел ни доли взаимности. Возлюбленная все годы находилась под его наблюдением. Но он не хотел ничего менять, наслаждаясь возможностью любить.

Этот человек не отличался особым виденьем мира. Он был обычным мужчиной, способным по-настоящему любить одну женщину всю жизнь. Несмотря на ее замужество, холодность, в душе теплилась надежда на взаимность. Это чувство давало ему неземные силы, ощущение счастья. Отношение к герою меняется от начала к концу рассказа. Из тихого, неизвестного он превращается в думающего мужчину с бушующими страстями. Однако остается наедине со своими чувствами, выражая мысли лишь в письмах. Он был верен и себе, и Вере. И счастлив лишь от мысли, что горячо ее любит. Подарок Желткова в виде гранатового браслета - это не что иное, как желание ощутить невидимую духовную связь с женщиной после того, как она его получит.

Таким образом Куприн наделил Желткова чувством, которое толкает человека на подвиги. В душе таких людей есть место для доброты, терпения, самопожертвования и верности, желания отдать себя без остатка.

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии.

Ни одна семья немыслима без ребенка в семье. Все эти дети нуждаются в заботе, поддержке, внимании и защите. Но от кого и чего их нужно защищать?

А. И. Куприн написал красивую и грустную историю о любви, которую бы хотелось испытать каждому человеку. Рассказ "Гранатовый браслет" именно о таком возвышенном и бескорыстном чувстве. И сейчас читатели продолжают дискутировать о том, правильно ли поступила главная героиня, отказав своему поклоннику. Или, возможно, воздыхатель сделал бы ее счастливой? Чтобы рассуждать на эту тему, нужно дать характеристику Желткову из "Гранатового браслета".

Описание внешности поклонника Веры

Что примечательного есть в этом господине и почему автор решил сделать его главным персонажем? Может, в характеристике Желткова в рассказе "Гранатовый браслет" присутствует что-то необычное? Например, во многих романтических историях у главных героев красивая или запоминающаяся внешность. Следует сразу отметить: в рассказе не указывается имя главного персонажа (возможно, его зовут Георгий). Это можно объяснить попытками писателя показать незначительность человека в глазах общества.

Желтков был высок ростом, худощавого телосложения. Лицо его больше похоже на девичье: мягкие черты, голубые глаза и упрямый подбородок с ямочкой. Именно последний пункт указывает на то, что несмотря на кажущуюся податливость натуры, этот человек на самом деле упрям и не любит отступаться от своих решений.

На вид ему было 30-35 лет, т. е. это уже взрослый мужчина и вполне сформировавшаяся личность. Во всех его движениях проглядывало нервическое: пальцы беспрестанно теребили пуговицы, а сам он был бледен, что указывает на его сильное душевное волнение. Если опираться на внешнюю характеристику Желткова из "Гранатового браслета", можно сделать вывод о том, что он обладает мягкой, восприимчивой натурой, склонен к переживаниям, но в то же время не лишен настойчивости.

Обстановка в комнате главного героя

Впервые своего персонажа Куприн "выводит" на суд читателя во время визита мужа и брата главной героини. До этого о его существовании было известно только по письмам. К характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" можно добавить описание его жилищных условий. Небогатое убранство комнаты подчеркивает его общественное положение. Ведь причиной того, что он не мог открыто общаться с Верой, было социальное неравенство.

Комната была с низкими потолками, круглые окна едва освещали ее. Из мебели была только узкая кровать, старый диван и стол, покрытый скатертью. Вся обстановка говорит о том, что квартиру занимает человек совсем небогатый и не стремящийся к уюту. А Желткову этого и не нужно было: в его жизни была только одна женщина, с которой он мог быть счастлив, но она была уже замужем. Поэтому мужчина и не думал о создании семьи. То есть характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" дополняет важное качество - он однолюб.

Показателен тот факт, что в доме маленькие окна. Комната - это отражение существования главного героя. У него в жизни было мало радостей, она полна трудностей и единственным светлым лучом для несчастного была Вера.

Характер Желткова

Несмотря на ничтожность своего положения, главный герой обладал возвышенной натурой, иначе он бы не был способен на такую бескорыстную любовь. Мужчина служил чиновником в какой-то палате. О том, что у него было денег, сообщается читателю из письма, в котором Желтков пишет, что не смог бы подарить Вере подарка, достойного ее, из-за ограниченности в средствах.

Желтков был воспитанным и скромным человеком, не считал себя наделенным тонким вкусом. Для хозяйки комнаты, которую он снимал, Желтков стал как родной сын - таким учтивым и добросердечным было его обхождение.

Муж Веры разглядел в нем благородную и честную натуру, которая не способна на обман. Главный герой сразу признается ему, что не сможет разлюбить Веру, потому что это чувство сильнее его. Но он больше не будет ей докучать, потому что об этом попросила она, а спокойствие и счастье его возлюбленной важнее всего на свете.

История любви Желткова к Вере

Несмотря на то что это безответный роман в письмах, писатель смог показать возвышенное чувство. Поэтому необычная любовная история занимает умы читателей уже несколько десятилетий. Что до характеристики Желткова в "Гранатовом браслете", то именно готовность довольствоваться малым, способность к бескорыстной любви, выдает благородство его души.

Он впервые увидел Веру 8 лет назад и сразу понял, что она - та самая, просто потому, что нет на свете женщины лучше.

И все это время Желктов продолжал ее любить, не ожидая никакой взаимности. Он следил за ней, писал письма, но не с целью преследования, а просто потому что искренне любил. Желтков не желал ничего для себя - для него важнее всего было благополучие Веры. Мужчина не понимал, чем заслужил такое счастье - светлое чувство к ней. Трагедия Веры состоит в том, что она лишь в самом конце поняла, что это была та самая любовь, о которой мечтают женщины. Она почувствовала, что Желтков ее простил, потому что его любовь была бескорыстна и возвышенна. В "Гранатовом браслете" Куприна характеристика Желткова - это не описание одного человека, но истинного, постоянного, драгоценного чувства.

Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким

Максим Горький написал пьесу "На дне", в которой все действующие лица являются "маленькими людьми". Действие происходит в ночлежке. Здесь собраны все отбросы общества: пьяницы, убийцы и воры. Все они жестоки, у них нет чувства сострадания, желания помочь ближнему. У Клеща умирает жена, а ему все равно. Сестра калечит родную сестру, все вечно пьют и никому нет дела до другого. Они сами виноваты в том, что с ними произошло, у них нет сил и упорства бороться с судьбой. Оскорбления в данном обществу становятся нормой. Никто не хочет сказать друг другу ласкового, теплого слова. Потом в их однообразной, жестокой и мерзкой жизни появляется Лука. Он способен сострадать, утешать людей. И постепенно на время некоторые люди становятся чуть добрее. Лука приносит им надежду на лучшую жизнь, он нежен и добр с ними. Когда же он уходит, все собираются бежать за ним, искать его. А все только потому, что этот простой и тоже "маленький человек" подарил им надежду и сочувствие, все то, чего они так долго ждали. Лука похож на библейский персонаж, на паломника. Он воплощение добра и справедливости. И эта схожесть не случайна. Горький обращает внимание читателя на то, что в нашей жизни не хватает сочувствия и тепла. Он призывает помогать ближнему, а ведь это важно для любого человека.

Таким Горький рисовал нам "маленького человека" в реалистических произведениях, что в корне отличается от героев его ранних романтических произведений. В пьесе "На дне" мы можем провести аналогию с "Преступлением и наказанием".

Достоевский тоже призывал к состраданию. В этом взгляды Горького и Достоевского совпадают, а значит Горький также испытал на себе влияние образа «маленького человека» Пушкина , опосредствованное Николаем Гоголем.

«Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете " Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь - это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь - это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна - человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар - это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется нам фигурой, возвышающейся над окружающими . Он не угнетен как герои «маленький человек» Пушкина , скорее наоборот морально он выше всех остальных, но это и губит его.

Тема «маленького человека» у А.Н. Островского

У А.Н.Островского представления о "маленьком человеке" больше похожи на чеховские, но есть в них что-то и от Достоевского. В пьесе "Бесприданница" "маленьким человеком" является Карандышев. Он не хочет чувствовать себя человеком третьего сорта, как это было у Чехова, но при этом он осознает свою несостоятельность в обществе, как и персонажи Достоевского. Карандышев хочет влиться в это общество, в общество, где его не ждут, где он никому не нужен. Но в то же самое время он хочет унизить унижавших его. Это желание мести делает его бесчувственным по отношению к своей невесте, которой поведение Карандышева доставляет мучения. В "Грозе" Тихон и Борис, несмотря на их внешнее несходство, одинаково безвольны. Никакого уважения к ним не испытывает ни автор, ни читатели. Женские образы в этих пьесах, наоборот, очень яркие. Главная героиня пьесы "Бесприданница" - Лариса Огудалова. Советы её матери таковы: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Но Лариса Огудалова - человек цельный, неспособный изворачиваться и лгать. Душа ее открыта людям. И жить по-другому она не хочет. Катерина Кабанова, как и Лариса, готова умереть, но не жить в пошлом, лживом мире. Смерть для них обеих становится единственным выходом. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова похожи на Соню Мармеладову. Они не сливаются с общей массой мелочных и желчных людей. Соня - духовный человек, она ни на кого не обижается и помогает всем. Лариса тоже не похожа на всех, она не следует правилу: "Без хитростей на свете не проживешь». Перед смертью она всех прощает, хотя, наверно, она и не обижается ни на кого. При всех их одинаковых духовных качествах, внешние проявления у этих героинь разные. Соня с виду очень скромный и даже робкий человек. Лариса и Катерина - натуры более решительные и сильные внешне, но все они одинаково твердые духовно. Позиция Островского совпадает с позицией Тургенева, который изображал своих девушек на порядок выше нравственно, чем окружающих их мужчин.

«Гранатовый браслет», безответно влюбленный в княгиню мелкий чиновник. Преследует объект страсти письмами, в финале повести кончает с собой.

История создания

Александр Куприн работал над «Гранатовым браслетом» в Одессе осенью 1910 года. Произведение изначально задумывалось как рассказ, но разрослось до повести. Работа затянулась, и в начале декабря, судя по письмам Куприна, повесть еще не была закончена.

В основу сюжета легла реальная история, которая произошла с женой члена Государственного совета Д.Н. Любимова. Прототипом Желткова стал некий мелкий телеграфный чиновник Желтиков, безответно влюбленный в эту даму.

«Гранатовый браслет»

Желтков - мелкий чиновник контрольной палаты лет 30-35. Высокий и худощавый человек с мягкими и длинными волосами. Вид Желткова выдает тонкую душевную организацию - бледная кожа, нежное «девичье» лицо, детский подбородок с ямочкой, голубые глаза и нервные тонкие пальцы. Руки героя постоянно выдают его нервное состояние - дрожат, теребят пуговицы, «бегают» по лицу и одежде.


Желтков - главный герой повести "Гранатовый браслет"

Герой мало зарабатывает и считает себя человеком, лишенным тонкого вкуса, поэтому не имеет ни возможности, ни права преподносить объекту собственной неразделенной страсти - княгине - дорогие подарки. Герой увидел даму в ложе цирка и немедленно влюбился в нее. С тех пор прошло восемь лет, и все это время влюбленный Желтков пишет Вере письма. Вначале герой еще ждал взаимности и думал, что барышня из ложи ответит на его письма, однако Вера ни разу не уделила незадачливому поклоннику внимания.

Со временем Желтков перестает надеяться на взаимность, но продолжает время от времени писать Вере и тайно следить за ее жизнью. В письмах Желтков точно описывает, где и с кем видел Веру, даже в каком та была платье. Кроме объекта своей страсти, герой не интересуется ничем - ни наукой, ни политикой, ни жизнью собственной и других людей.

Герой хранит вещи Веры. Платок, который дама забыла на балу, а герой присвоил. Программу выставки, которую Вера оставила на стуле, и прочее в этом духе. Реликвией для Желткова стала даже написанная Верой записка, в которой та запрещала герою писать ей. Желтков видит в Вере единственный смысл собственной жизни, однако при всем этом не считает себя маньяком, а только влюбленным.


Вера Шеина из повести "Гранатовый браслет"

Однажды Желтков присылает княгине подарок на именины - фамильный гранатовый браслет, который принадлежал еще прабабке героя, а затем и его покойной матушке. Брат княгини, Николай, выходит из себя из-за этого подарка и принимает решение вмешаться, чтобы раз и навсегда прекратить «домогательства» Желткова.

Николай находит, где живет герой, и требует, чтобы тот прекратил преследовать сестру, а в противном случае грозится принять меры. Сама Вера тоже обходится с Желтковым недружелюбно и просит оставить ее в покое. Тем же вечером герой умирает, покончив с собой, однако в предсмертной записке не винит Веру в собственной смерти, а по-прежнему пишет о любви к той. Только на прощании Вера поняла, что та сильная любовь, о которой мечтает каждая женщина, была так близка, но она от нее отказалась.

У Желткова был мягкий и тактичный характер. Квартирная хозяйка называла героя «чудесным человеком» и относилась к нему как к родному сыну. Желтков искренен и не способен на ложь, порядочен. У героя слабый голос и каллиграфический почерк. Мужчина любит музыку, в особенности . Из родственников у героя один брат.


Иллюстрация к повести "Гранатовый браслет"

Герой снимал комнату в многоэтажном доме на Лютеранской улице. Это бедный дом, где темно на лестничных площадках, пахнет керосином, мышами и стиркой. Комната Желткова скверно освещена, с низким потолком, бедно меблирована. У героя есть только узкая кровать, потрепанный диван и стол.

Желтков - противоречивый персонаж, который проявил трусость в любви, но изрядную смелость, принимая решение застрелиться.

Экранизации


В 1964 году вышла экранизация «Гранатового браслета», которую снял режиссер Абрам Роом. Образ Желткова в этом фильме воплотил актер Игорь Озеров. Господин Желтков, точное имя которого в повести не указано, в фильме назван Георгием Степановичем. В повести герой подписывается инициалами Г.С.Ж., а квартирная хозяйка, у которой Желтков снимал жилье, называла героя «пан Ежий», что соответствует польскому варианту имени «Георгий». Однако сказать наверняка, как звали героя, нельзя.

В фильме также снялись актеры Юрий Аверин (в роли Густава Ивановича фон Фриессе) и в роли князя Шеина, мужа главной героини Веры Шеиной, роль которой сыграла актриса .

Цитаты

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас».
«Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас...»
«Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь».

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» увидел свет в 1907 году. В его основе лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
В центре его находится повествование о чувствах мелкого чиновника Желткова к холодной красавице княгине Вере Николаевне Шеиной. Шеины – типичные представители русской аристократии начала 20 века. Автор замечает, что на всех членах этой семьи лежал, в той или иной степени, отпечаток вырождения.
Так, сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна, была несчастна в браке. Пожилой и некрасивый муж не привлекал ее, и эта молодая еще женщина искала утешения в многочисленных романах, от которых, впрочем, тоже не получала желаемого. От нелюбимого мужа у Анны Николаевны родились слабые и некрасивые дети, на которых тоже лежал след вырождения.
Брат Веры Николаевны, Николай, вообще не был женат. Он насмешливо и презрительно относился к браку и любви, считая все это выдумками и романтическими сказками. Да и сама Вера Николаевна испытывала к своему мужу какие угодно благородные и возвышенные чувства, но только не любовь.
Куприн показывает нам, что люди разучились любить. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
И вот в этой убогой и серой, по сути, действительности появляется яркий луч света – любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере. Поначалу это чувство воспринимается семьей героини совершенно негативно – невсерьез, презрительно и насмешливо. Николай Николаевич кипит возмущением – как этот плебей посмел докучать его сестре! Василий Львович, муж княгини, видит в этой истории всего лишь забавный случай, казус.
Так что же представляет собой история любви мелкого чиновника Желткова? Куприн достаточно подробно излагает ее нам в рассказе. Сначала мы в искаженной, насмешливо-издевательской форме слышим эту историю от князя Шеина, причем муж Веры Николаевны пророчески говорит о смерти маленького чиновника. Затем, постепенно, по ходу действия, мы узнаем о реальном ходе вещей.
Г.С. Желтков служил чиновником контрольной палаты. Однажды в его жизни (на горе или радость?) произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
Кроме того, нам становится известно, что чиновник следил за Верой Николаевной, старался бывать там, где бывала она, чтобы еще раз увидеть объект своего обожания, подышать одним с ней воздухом, прикоснуться к ее вещам: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
Вера Николаевна, да и мы следом за ней, начинаем задаваться вопросом - а уж не сумасшедший ли этот Желтков? Может быть, его страстное и глубокое увлечение было следствием душевной болезни: «И что это было: любовь или сумасшествие?» Но сам герой отвечает на этот вопрос в последнем письме к княгине. Он проверял себя и сделал вывод, что его чувство – это дар небес, а не болезнь. Ведь Желтков не претендует на внимание своей возлюбленной, ему было хорошо лишь от осознания того, что Вера Николаевна существует.
В знак своей любви чиновник дарит княгине самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность в виде гранатового браслета. Возможно, материально этот браслет не представлял большой ценности – неказистый, дутый, грубо обработанный. Его главным украшением были пять кроваво-красных гранатов, «разбавленных» одним зеленым, располагающимся посередине. «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти», - писал Желтков в сопроводительном письме к этому подарку.
Чиновник подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было. Я думаю, что этот жест княгиня, даже простив своей воли, оценила по достоинству.
Но жертвенная и возвышенная любовь Желткова закончилась трагически – он по своей воли ушел из жизни, чтобы не мешать княгине Шеиной. Даже свое физическое существование этот человек положил на алтарь высокого чувства. Важно, что герой никому не говорил о любви, не добивался расположения или внимания Веры Николаевны. Он просто жил, наслаждаясь тем, что ему подарила судьба. И ушел из жизни с чувством великой благодарности за то, что ему довелось испытать.
Куприн показывает, что любовь такой силы и жертвенности не могла не оставить след в душе людей, причастных к этой истории. В Вере Николаевне Желтков пробудил тоску и светлую грусть по любви, помог раскрыться ее истинным потребностям. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Даже муж Веры Николаевны, князь Шеин, испытал невольное уважение к чувству Желткова: «Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
Таким образом, любовь, подаренная маленькому чиновнику Желткову свыше, наполнила его жизнь смыслом, стала источником света не только для этого человека, но и для окружающих. История чувства Желткова к княгине Вере еще раз подтвердила, что любовь – главное в жизни человека. Без этого чувства жизнь превращается в бессмысленное и пустое существование, неизбежно приводящее к смерти. Смерти души и божественного духа в нас.