Мирон мержанов биография. Репрессированный архитектор сталина

В истории есть странная, но привычная несправедливость: мнимые заслуги и случайные поступки исторических деятелей иной раз загораживают их настоящие, большие свершения. Так случилось и с архитектором Мироном МЕРЖАНОВЫМ, которого помнят только как "личного архитектора Сталина", каковым он, к слову, и не являлся.

МИРОН МЕРЖАНОВ, а вернее - Мюрон Мержанян, родился в Нахичевани-на-Дону, небольшом городе, который потом стал частью Ростова. Впоследствии, уже став Мироном, учился в питерском институте гражданских инженеров и подрабатывал чертёжником у знаменитого тогда архитектора Александра Таманяна. С началом Первой мировой его мобилизуют в телеграфную роту, где он служит до самого конца войны, после чего возвращается в Ростов. С Москвой его тогда не связывает ничего. В столицу он не рвётся, предпочитая заниматься любимым делом, строительством, на родине. Типичная биография заметного, но провинциального архитектора, увлечённого конструктивизмом и отчасти неоклассицизмом. Если бы не одно на первый взгляд рядовое событие, Мирон Иванович, скорее всего, стал бы "главным архитектором" Северного Кавказа, застраивая Ставрополь, Прикумск и Грозный. Но событие всё-таки произошло.

Восхождение

СПРАВЕДЛИВОСТИ ради надо сказать, что оно было связано опять-таки с Северным Кавказом. В 1929 г. был объявлен конкурс на проект здания санатория РККА в Сочи. Победа в этом конкурсе сразу вывела Мержанова как минимум в пятёрку лучших советских архитекторов. А санаторий РККА, вскоре переименованный в честь "первого красного офицера" Клима Ворошилова, стал символом города, и это при том, что тягаться ему пришлось, например, с Щусевым. Разумеется, проектные работы для стройки союзного масштаба производились в Москве. И уже в начале 30-х гг. Мержанову поручают строительство Ближней дачи Сталина. Забавный парадокс - с конструктивизмом и формализмом стали бороться в 1931 г., причём с благословения вождя. И как раз в разгар этой борьбы Мирон Мержанов сдаёт Сталину его дачу, выстроенную, по большому счёту, как раз в конструктивистском ключе. Изюминка в том, что дача вождю очень понравилась именно своей скромностью и функциональностью. Результатом сталинского благоволения стала чуть ли не сотня заказов на подобные конструктивистские дачи для членов Политбюро и наркомов по всему Подмосковью и Черноморскому побережью.

А Мержанов становится главным архитектором ВЦИК, принимая на себя ответственность за знаменитый Генеральный план реконструкции Москвы 1935 г., согласно которому, в частности, должны были снести ГУМ и построить на его месте здание Наркомтяжпрома. Сам Мержанов тоже не остаётся в стороне, проектируя Институт мировой литературы им. Горького, который должен был занять одну из "золотых точек" московского рельефа - стрелку слияния рек Яузы и Москвы (см. фото). Вот как пишет Мержанов о глобальном проекте: "Институт займёт одну из вершин треугольника - Дворец Советов - Дом Наркомтяжпрома - Институт мировой литературы". На мгновение забыв о нравственно-этической подоплёке Генплана (снос храма Христа Спасителя, ГУМа и китайгородских переулков), можно сказать, что идеи главного архитектора ВЦИК поражают своей мрачной ложноклассической красотой и оставляют далеко позади выкрутасы его современника Альберта Шпеера, главного архитектора Третьего рейха. К сожалению или к счастью, это уж кому как, но ни один из глобальных проектов не был осуществлён. Правда, на месте ИМЛИ им. Горького Чечулин и Ростковский построили в конце 40-х жилую высотку - Дом на Котельнической. Желающие могут сравнить её с проектом Мержанова.

Но, как главный архитектор ВЦИК, Мержанов всё меньше занимается собственно архитектурой, переключившись на более насущные вопросы, "которые ставили перед ним партия и правительство". Например, по воспоминаниям сына архитектора, Бориса Мержанова, Сталин во время обсуждения проекта и строительства очередной своей южной дачи в Мюссере всё время переводил разговор на оформление помещения для заседаний будущего Верховного Совета. Немного погодя вождь дал задание использовать под зал заседаний Андреевский и Александровский залы Большого Кремлёвского дворца: "Наш парламент должен заседать только в Кремле!" И за работой Мержанова следил весьма внимательно, контролируя каждый шаг, из-за чего между Сталиным и Мержановым возникали трения. Так, одобрив цветовое сочетание мебели в зале и президиуме (полированный орех и зелёный сафьян), Сталин заявил, что сафьян надо заменить на дерматин. "Но отечественный дерматин для этого не годится, а американский стоит дороже, чем русская натуральная кожа!" - ответил Мержанов. На что вождь строго сказал: "Не в деньгах дело. Это первый в истории рабоче-крестьянский парламент. Делайте из американского дерматина".

Второй раунд, правда, остался за Мержановым. Сталин, увидев на главной трибуне герб СССР, вырезанный из дерева, подозрительно спросил: "А почему не бронзовый?" Мирон Иванович ответил, что, по его мнению, резьба по дереву здесь смотрится лучше. Сталин сказал, что бронза в советском парламенте уместнее. Мержанов стал горячо настаивать на своём, но, увидев, с каким выражением на него смотрят члены Политбюро, осёкся. Однако вождь уступил и, разведя руками, сказал: "Ну что я могу сделать? Раз Мержанов мне приказывает деревянный герб, пусть будет деревянный". В конце концов Сталин смирился со всеми идеями Мержанова, а увидев в столе президиума специальную ёмкость для папок и бумаг, своеобразно поблагодарил архитектора: "Спасибо, Мирон! А то так надоело государственные дела под ж... держать!" Оказывается, Мержанов ещё давно заметил, что Сталин, садясь в президиум, кладёт бумаги на сиденье своего стула, и решил это исправить.

Триумф

ПРИМЕРНО то же самое происходило и в процессе проектирования самого, пожалуй, масштабного творения Мержанова на посту главного архитектора ВЦИК - специальных нагрудных знаков для Героев Советского Союза. Для Сталина уже было очевидно, что это будет Золотая Звезда и что носить её следует на левой стороне, над всеми остальными орденами СССР. От Мержанова требовалась только "тонкая доводка" идей вождя. Эскизов Мирон Иванович сделал много - звезда в лавровом венке, звезда на фоне Кремлёвской стены и Мавзолея Ленина и более вычурные вариации. Зная характер Сталина, Мержанов волновался, поскольку ни в одном проекте не был до конца уверен. Ситуацию исправил лётчик Михаил Громов, зашедший к Мержанову в гости. Уже будучи к тому моменту Героем Советского Союза, Громов заинтересовался знаками, посмотрел эскизы и забраковал все. Мирон Иванович был вынужден добавить самый простой вариант - то, к чему мы все привыкли. Сталин, мельком взглянув на эскизы, сразу выбрал последний вариант, правда, усомнившись насчёт размеров: "А не слишком ли она мала?" Через год последовал ещё один вызов - вождю потребовался знак Героя Соцтруда: "Сделайте что-то подобное, но чтоб оно было новым". Задача головоломная и неконкретная, но Мержанов с ней справился. Кстати, все эскизы подавались Сталину без показухи - на простом планшете, без багета и даже без поясняющих надписей. Сын архитектора как-то спросил: почему так? "Сейчас мне и самому это странно, - отвечал Мирон Иванович. - Но в то страшное время, идя к страшному человеку, мы думали не о форме, а прежде всего о содержании. И Сталин такой подход к делу одобрял". Впрочем, одна показуха была всё-таки устроена - для последнего решения по Золотым Звёздам были приглашены актёры, демонстрирующие медали. Причём медали по настоянию Сталина были сделаны разных размеров. В конце концов вождь удовлетворённо кивнул: "Ваш размер, Мирон Иванович, был правильным".

Арест и забвение

ДОВЕРИЕ Сталина к Мержанову в какой-то период было почти безграничным. Его неоднократно приглашали на дачные новоселья, где вождь взял за правило первый бокал "Киндзмараули" поднимать "за тварца и страитэля этава замэчателнава дома" - случай для СССР тех лет уникальный. Обычно первый тост звучал примерно так: "За вдохновителя наших побед, великого Сталина!" Даже начальник охраны Сталина, известный своими грубыми выходками генерал Власик, вёл себя с Мержановым вежливо и прямого хамства не допускал. И вдруг в 1943 г. Мирона Мержанова арестовывают! "Причин можно найти сколько угодно, - говорит внук архитектора Сергей Мержанов. - От вредительства до обвинений в формализме. И все они будут дутые. В реальности же я считаю, что Сталина и деда поссорил Берия. А причина нелюбви Берии к деду, хоть это в семье и не любят упоминать, - женщина, одна из дочерей Горького. Так дед оказался в ссылке. А потом туда же отправился и мой отец. Да и я сам тоже родился в ссылке... И этот арест, конечно, сказался очень плохо не только на судьбе нашей семьи, но и на творческом наследии Мирона Ивановича. Он получился как бы дважды засекреченным - один раз как архитектор Сталина, а второй - как ссыльный. Дошло до того, что имя Мержанова перестали упоминать даже в связи с его шедевром - сочинским санаторием, который в 1937 г. получил Гран-при на Парижской выставке и который показывали как символ города при каждом телевизионном прогнозе погоды в СССР. Экскурсоводы в Сочи получили инструкцию "не разглашать имени архитектора" и, похоже, придерживаются этого правила до сих пор. И то же самое касается медалей "Золотая Звезда"...

Вышло так, что от творческого наследия Мержанова в Москве осталось совсем немного. На месте зала заседаний Верховного Совета СССР воссоздали старые залы, Андреевский и Александровский, интерьер ресторана Дома архитекторов переделали. А возведённые уже после ссылки ВНИИ "Инструмент" и "Станкоимпорт" в процессе строительства изуродовали так, что сам Мержанов сетовал: "Я был конструктивистом, затем был вынужден стать "классиком", а теперь вообще не понимаю, чего от меня хотят". Пожалуй, в почти нетронутом виде действительно остались только Ближняя дача Сталина в Кунцеве да Звезда Героя Советского Союза, сменившая только название и цвет муаровой ленточки на колодке.

Мирон Иванович Мержанов (Миран Оганесович Мержанянц , 23 сентября 1895 - декабрь 1975) - советский архитектор. В 1934-1941 годах - личный архитектор И. В. Сталина, автор проектов дач Сталина и высших руководителей СССР в Кунцеве, Мацесте, Бочаровом Ручье.

В 1943-1954 годах репрессирован, работал в архитектурных «шарашках» от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда (1938-1939).

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. Все три сына Ивана стали талантливыми специалистами - каждый в своей области. Средний сын и младший брат Мирона Мартын стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 еженедельник «Футбол», младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер. До начала Первой мировой войны Мирон успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

Тридцатые годы

В 1929 году Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934 года, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивистские элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 году Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, совместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

В 1943-1954 годах репрессирован, работал в архитектурных шарашках от Сочи до Комсомольска-на-Амуре. Автор проектов Золотых Звёзд Героя Советского Союза и Героя социалистического труда (1938-1939).

Биография

Ранние годы и начало карьеры

Архитектор родился в городе Нахичевань-на-Дону (сегодня - в черте Ростова-на-Дону) в преуспевающей армянской семье. Отец Иван служил чиновником и управляющим на фабрике купца Унаняна в Славянске, и приходился дальним родственником И. К. Айвазовскому. Все три сына Ивана стали, каждый в своей области талантливыми специалистами. Средний сын и младший брат Мирона Мартын стал известным спортивным журналистом, основавшим в 1960 еженедельник «Футбол», младший Яков работал театральным художником в Москве, но рано умер. До начала Первой мировой войны Меран успел закончить классическую гимназию и поступить в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров. Подрабатывал чертёжником в мастерской А. И. Таманяна, затем был призван в войска, но на фронт попасть не успел.

После октябрьской революции бежал из голодного Петербурга домой, в Ростов. Пытаясь избежать призыва в деникинские войска первой линии, добровольно вступил в инженерный батальон белой армии, а после её разгрома поселился в Краснодаре. В 1920-1923 годах продолжил обучение в Кубанском политехническом институте, легко вошёл в круг местных профессионалов, в 1922 году женился на дочери кисловодского архитектора, Елизавете Эммануиловне Ходжаевой.

Первая самостоятельная постройка Мержанова - собственный дом в Кисловодске (1925). За ним последовали

  • крытый рынок в Ессентуках
  • здание Госбанка в Пятигорске
  • один из корпусов санатория «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске

В этих постройках, формально принадлежащих к конструктивизму, проявился почерк Мержанова, сохранившийся до конца его дней - стремление к эффектной монументальности построек, в сочетании с романтизацией, зрительным облегчением конструкций, а также излюбленная деталь архитектора - угловые балконы и угловые ниши, разрывающие гладкие стены зданий. Позже Мержанов называл своими главными учителями И. В. Жолтовского и Фрэнка Ллойд Райта.

Тридцатые годы

В 1929 году Мержанов выиграл открытый конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи, который курировал лично К. Е. Ворошилов. Санаторий, финансировавшийся займом среди военных, был открыт 1 июня 1934 года, и в том же году ему было присвоено имя Ворошилова. Архитектор и нарком стали личными друзьями; дружба эта сохранилась и после отставки Ворошилова и освобождения Мержанова. Санаторий выстроен в конструктивистской манере, но Мержанов намеренно маскировал наиболее жёсткие конструктивисткие элементы, гармонично соединив простые геометрические формы с горным рельефом побережья. Образ санатория и примыкающего к нему фуникулёра был растиражирован пропагандой, и Мержанов вошёл в обойму наиболее востребованных советских архитекторов.

В 1931 году Мержанов был вызван в Москву и назначен главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. Одновременно с завершением ворошиловского санатория, по заданиям ЦИК Мержанов выстроил комплекс государственных дач «Бочаров Ручей». Руководил проектированием Военно-морской академии в Ленинграде, проектированием зданий для нового города Комсомольск-на-Амуре, совместно с А. К. Буровым построил московский Дом Архитекторов. Во второй половине тридцатых Мержанов строит в Кисловодске два крупных санатория - «Санаторий-отель НКВД» (ныне «Кисловодск») и «Красные камни». Это уже бесспорно сталинская архитектура, причём не ограниченная в средствах на качественную отделку камнем, и сохранившая типичный для архитектора «южный» романтизм.

В 1933-1934 годах Мержанов спроектировал первую сталинскую дачу - т. н. ближнюю дачу в Кунцеве. Первоначально одноэтажный дом был надстроен до двух этажей в 1943 (по другим источникам 1948), когда архитектор уже сидел в заключении; автор проекта перестройки неизвестен, но вероятно, что был использован проект самого Мержанова. В 1934 году, удовлетворённый заказчик вызвал Мержанова лично и поставил задачу спроектировать комплекс государственных дач в Мацесте, в 1935 году - на Холодной речке близ Гагр. Все эти объекты спроектирован в стиле модернизированной классики (см. постконструктивизм), равноудалённой и от конструктивизма, и от «сталинского ампира», что дало некоторым авторам (Д. Хмельницкий) утверждать, что личные вкусы Сталина существенно отличались от того, что фактически насаждалось в советской архитектуре.

В 1938 году Мержанов разработал ряд проектов Золотой Звезды Героя Советского Союза (первые Герои награждались только орденом Ленина); был выбран наиболее лаконичный вариант. В 1939 году он предложил два варианта медали «Серп и Молот», на этот раз был выбран самый миниатюрный. Официальное утверждение Звёзд состоялось 1 августа 1939-го и 22 мая 1940 года.

Арест и «шарашки»

После начала Великой Отечественной войны Мержанов проектировал объекты гражданской обороны Москвы, в том числе обустройство станции метро Маяковская перед историческим собранием 6 ноября 1941 года. После эвакуации большинства московских архитекторов в Чимкент Мержанов и К. С. Алабян остались в Москве.

12 августа 1943 года Мержанов, его жена и близкий круг сотрудников были арестованы. 8 марта 1944 года Мержанов был приговорён без суда к 10 годам лагерей по статье 58, ч. 1а, 8, 10, 11, 17, 19 УК РСФСР. Обвинительное заключение основывалось исключительно на показаниях узкого круга сотрудников Мержанова и факте его службы у Деникина. То, что в октябре 1941 года он остался в Москве, стало доказательством «измены». Жена Мержанова умерла в лагерях в середине сороковых, а сам архитектор, этапированный в хорошо знакомый ему Комсомольск-на-Амуре, был выдернут из общего барака лагерным начальством и вновь занялся проектированием. В Комсомольске по его проекту построены городской Дворец культуры и ДК авиазавода.

В 1948 году Мержанов был этапирован в Москву, где В. С. Абакумов лично поставил ему задачу - спроектировать для МГБ санаторий в Сочи. Для работ были развернуты две Архитектор работал в сухановской тюрьме и в шарашке в Марфино (где познакомился с А. И. Солженициным. В 1950 году проект был утверждён Абакумовым, и Мержанов приступил к постройке своего крупнейшего и, вероятно, лучшего произведения - санатория имени Дзержинского. Однако вскоре после ареста Абакумова, в конце 1951 года, Мержанов был отстранён от постройки, и до марта 1953 года сидел в иркутской тюрьме, затем в красноярской пересылке (санаторий достроили в 1954).

Освобождение

Формально освобождённый в 1954 году на бессрочную ссылку, Мирон Мержанов обосновался в Красноярске. С 1954 года возглавлял «Красноярскгражданпроект» (главным архитектором города был также ссыльный армянин, Геворг Кочар). По проектам Мирона Мержанова в Красноярске тогда были построены краевой Дом Советов на площади Революции, Центральный райком КПСС, красноярское отделение Госбанка на ул. Дубровинского, главный корпус медицинского института, Дворец культуры завода Красмаш - попытка вернуться от ампира к конструктивизму, пристройка к кинотеатру "Совкино".

Был реабилитирован 30 мая 1956 года. В 1960 году М.И. Мержанов уехал из Красноярска в Москву. Работал в Моспроекте-1. Скончался в 1975 году.

    Здание администрации Красноярского края

Семья

  • Сын - Мержанов, Борис Миронович (род. 1929), доктор архитектуры.
  • Брат - Мержанов, Мартын Иванович (1900-1974).
  • Внук - Мержанов, Сергей Борисович (род. 1959).

Самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Архитектор Мирон Мержанов, казалось, вытянул счастливый билет: он проектировал санаторий РККА в Сочи, дружил с Климентом Ворошиловым, построил несколько сталинских дач. Мержанова называли «домашним архитектором» вождя и отмечали, как высоко Сталин ценит талант зодчего. Однако удача сопутствовала Мержанову лишь до 1943 года: в разгар войны его приговорили к десяти годам лишения свободы. Отныне архитектор мог работать только в условиях «шарашки».

Мирон Иванович Мержанов (настоящее имя архитектора - Миран Оганесович Мержанянц) появился на свет в городе Нахичевань-на-Дону. Интересно, что в его семье все были по-своему талантливы. Возможно, сказывалось родство с Иваном Айвазовским - тоже, к слову, отказавшимся от армянской фамилии. Один из братьев будущего архитектора расписывал театральные декорации, другой освещал в прессе спортивные события. Мирон же выбрал другую сферу деятельности - одновременно и творческую, и требующую знания точных наук.

Первая постройка, спроектированная Мержановым, датируется 1925 годом. Архитектор не стал далеко ходить и построил дом в Кисловодске для себя. За этим последовали общественные сооружения: благодаря Мержанову в Ессентуках появился крытый рынок, а в Пятигорске - здание Госбанка.

Мирон Мержанов был дальним родственником Айвазовского

В 1929 году зодчий получил задание куда более высокого уровня: он выиграл конкурс на проектирование санатория Рабоче-крестьянской Красной армии в Сочи, успешно выполнил эту задачу и даже подружился с Климентом Ворошиловым, именем которого здравница и была названа. Мержанов стал главным архитектором хозуправления ЦИК СССР. За назначением последовало участие Мержанова в строительстве Дома архитекторов в Москве и Военно-морской академии в Ленинграде, а также проектирование санатория для сотрудников органов госбезопасности.


Дача Сталина в Волынском

Талант архитектора не остался без внимания Сталина. В первой половине 1930-х он заказал Мержанову проекты нескольких своих дач - в Гаграх, в Мацесте, в Волынском. Вероятно, это Мержанова и подвело: он слишком много знал. Сталинские имения считались объектами государственной важности, их было строжайше запрещено фотографировать, а чертежи и эскизы не мог хранить у себя дома даже сам архитектор. Их либо прятали в специальных хранилищах, либо же сразу уничтожали.

Жена архитектора Мирона Мержанова погибла в лагере

В августе 1943 года Мержанова и его супругу арестовали. Архитектору предъявили обвинения по 10-й части 58-й статьи - «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений». «Домашнего архитектора» Сталина приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Подобная участь ждала и жену Мержанова - только, в отличие от мужа, пережить это испытание ей не удалось, в середине 1940-х женщина погибла. В 1948 году был также арестован и осужден сын Мержанова Борис.


Мержанов с супругой и сыном

Архитектор пробыл несколько лет в лагере, затем был отправлен в Комсомольск-на-Амуре, где получил приказ спроектировать несколько зданий. В 1949 году о его выдающихся способностях вспомнило и высшее партийное руководство. Мержанова этапировали на Лубянку, но не добавили ему срок, как он опасался, а перевели в Сухановскую тюрьму. Там архитектору выделили подобие рабочего кабинета и приказали творить - проектировать санаторий МГБ в Сочи. Следующим местом, в котором довелось оказаться заключенному Мержанову, стала «шарашка» в Марфине, где в ту пору находился Александр Солженицын. Позднее прозаик упоминал некогда любимого Сталиным архитектора в произведении «В круге первом».


Мирон Мержанов после освобождения

Когда Мержанов перестал быть нужен, его отстранили от работы над проектом и снова отправили в «места не столь отдаленные». Освобожден архитектор был в 1954 году, однако мог жить только в Красноярске - отныне его ждала бессрочная ссылка. Тогда же он начал заниматься и красноярским градостроительством - по проекту Мержанова были построены краевой Дом Советов, Центральный райком КПСС и многие другие здания. Впрочем, в 1956 году ссылка, грозившая стать вечной, завершилась: Мержанов был реабилитирован. До своей смерти в 1975 году он работал в Москве.

На вопрос: «Что объединяет уникальные и единственные во всем Подмосковье дома на улицах Циолковского и Карла Маркса, городские "Черёмушки" на улице Гагарина, поликлинику Центральной горбольницы №1 на Октябрьской, детский сад со скульптурными изображениями сказочных героев "Белочка", высотный дом на привокзальной площади, въезд в город со стороны Болшевского шоссе (улица Садовая) и стадион "Вымпел"?» - сегодняшний королёвец даже и не юного возраста вряд ли ответит правильно и однозначно (увы!). Лишь считанные единицы скажут примерно так (хочется верить): «Это детища главного архитектора Калининграда Любови Петровны Гулецкой» . И будут абсолютно правы: именно эта худенькая и маленькая женщина создала неповторимый архитектурный облик нашего Старого города, воочию продемонстрировав потрясающие высоты непревзойденного до сих пор градостроительства.

В дополнение к сказанному приведу цитату из статьи к 100-летию Гулецкой другого уважаемого архитектора, историка архитектуры, дизайнера Сергея Борисовича Мержанова: «Тому, кто был знаком с ней, она запомнилась человеком, удивительным образом сочетающим в себе поистине военную четкость мысли и исполнение задуманного - с редкой доступностью в общении, а непередаваемое чувство юмора - с колоссальной ответственностью за свое дело. Но для всех - даже для тех, кому не посчастливилось знать Любовь Петровну, - в наследство останутся ее творения. Останется архитектура - по словам классика, "летопись мира, которая говорит тогда, когда молчат уже и песни, и предания…"» .

СТРАНИЧКИ БИОГРАФИИ

30 сентября (по документам 4 апреля?) 1911 года в городе Вильно (ныне Вильнюс), в доме предводителя дворянства Федора Федоровича Замковского(в гостях у своего дядюшки!) родилась девочка, которую в соответствии с православной традицией назвали Любовью (в этот день вспоминают святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию).

Отец маленькой Любы - Петр Алексеевич Гулецкий был врачом, мать - Александра Сильвестровна Кулеш - учительницей. Интересно отметить, что брат последней был инженером-строителем, одна из его построек - Центральный рынок в Риге, возводившийся первоначально как ангар для «Цеппелинов» (дирижаблей).

Вскоре семья Гулецких перебирается в Одессу, где Петр Алексеевич становится главным врачом военно-морского госпиталя (будучи гражданским человеком). Эту должность, уже в чине действительного статского советника, он занимает вплоть до 1918 года. Александра Сильвестровна не работала, посвящая все свое время детям: дочерям Марии (умрет в пятилетнем возрасте) и Любови и сыну Алексею (погибнет подо Ржевом в 1942 году; его имя среди других участников Ржевской битвы увековечено на памятной стеле).

После окончания гимназии прекрасно рисовавшая с детства Любочка Гулецкая поступила в Одесский Политехникум изобразительных искусств на архитектурный факультет, который окончила в самом начале 30-х годов.

Студентка Гулецкая (конец 1920-х годов),

фотография из архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые

Писала она и акварелью, специально ездила на этюды и в дни юности, и в последующие годы… Ее живописные работы бережно сохраняются в семье до сих пор. Вот пара из них:

Ростов Великий (

Цветущий кактус «Царица Ночи» ( из архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые)

В 1932 году Любовь Петровна перебралась в Москву.

В начале своей карьеры молодой архитектор Гулецкая много работала над проектами лечебных учреждений и сопутствующей инфраструктуры, будучи сотрудницей больничного сектора « Гипрогора» (Российский институт градостроительства и инвестиционного развития) - одной из ведущих проектных организаций России в области градостроительного планирования территории Российской Федерации , ее регионов и городов , проектирования центров городов , жилых, общественных, производственных зон и комплексов, курортно-рекреационных и природоохранных территорий.

От «Гипрогора» же ей дали квартиру в деревянном доме в Кусково, на территории усадьбы графов Шереметьевых, где она с мужем и сыном Алексеем (родился в 1936 году) прожила почти тридцать лет.

С 1940 года до середины 1960-х годов Гулецкая трудилась в «Росгражданпроекте»: проектировала и строила в Костроме и Владимире (c 1949 по 1952 годы), Ижевске и в Средней Азии.

Примерно в 1956 году совместно с архитектором О.Н.Русаковым и художниками Е.Е.Лансере и К.И.Белогуровой участвовала в реставрационных работах павильона «Шелководство» (бывший павильон Молдавской ССР) Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ до1959 года, сейчас ВДНХ).

Фотография из интернета

В 1958 году Л.П.Гулецкая с семьей переехала в подмосковный Калининград, где ей предложили стать главным архитектором и возглавить проектную мастерскую. Кстати сказать, заниматься нашим городом она начала задолго до переезда, еще в 1947 году, перейдя из « Гипрогора» в закрытую проектную организацию (проектировала калининградские промышленные сооружения на закрытых территориях наших предприятий).

Первоначально жила на улице Карла Маркса в доме №10, квартиру в котором ей выделил лично Алексей Михайлович Исаев, так как дома тогда были ведомственными. А когда ею же был построен первый 9-этажный дом на привокзальной площади с магазином «Заря» на первом этаже, переехала сюда, на улицу Калинина, № 2, где и прожила последние сорок лет жизни. Почему на нем до сих пор нет мемориальной доски с именем фактически выстроившего наш уникальный Старый город архитектора - уму непостижимо!

Фотография из интернета

«ОНА ФОРМИРОВАЛА ОБЛИК ПОДМОСКОВНОГО КАЛИНИНГРАДА»

Ее первенец, 1950-й год

Улица Циолковского, №19

Год 1953-й

Улица Циолковского:

Улица Циолковского, дом № 16/23


Улица Циолковского, дом № 16/23, восточный фасад


Улица Циолковского, дом № 20/22 (фотография из интернета)


Улица Циолковского, дом № 17/21


Улица Циолковского, дома № 17/21 и № 15/16 (общежитие),

фотография после 1953-го года из архива О.Глаголевой


Улица Циолковского, дом № 17/21 (восточный фасад), фотография из интернета


Улица Циолковского, дом № 21/20 (западный фасад)


Улица Циолковского, дом № 21/20 (восточный фасад)

К сожалению, автору статьи не удалось сфотографировать эти великолепные панорамы из трех домов по обе стороны бывшей главной городской магистрали (тогда улицы Сталина, ныне Циолковского) по причине отсутствия надлежащего уровня техники (может быть кто-то из профессиональных фотографов поможет?).

Улица Карла Маркса

«Королёвский дом», улица Карла Маркса, № 25


Первые городские вазоны на «Королёвском доме», фотография Александра Опалева, 2015 год

К сведению: об этом уникальном в своем роде «Королёвском доме» написан большой материал, который в скором времени будет размещен на нашем сайте.

Ниже представлена фотография, пожалуй, самого роскошного и последнего дома Гулецкой в «южном» городском квартале:

Улица Карла Маркса, дом № 27/21 ( фотография из интернета)

Год 1955-й

Достраивается дом № 18 «южного квартала»:

Улица Циолковского, дом № 18 (фрагмент с навершием и эркерами)

Оформляется квартал, ограниченный улицами Калинина, Циолковского и Карла Маркса с детским садом «Белочка» в центре.

Фрагмент здания бывшего КУМа (Калининградского универсального магазина на первом этаже),

улица Циолковского, дом № 10

Парадный вход в детский сад «Белочка», улица Циолковского, дом № 12

Фрагмент барельефного «пояса» детского сада «Белочка»

На рубеже 1950-60-х годов

На месте старых дач и бараков по улице Гагарина (бывшая Молотова) строятся калининградские «Черёмушки»:

Фотография из архива Г.А.Хрусталёвой

«Все дома "Черёмушек" в соответствии с типовыми проектами должны были стоять, как оловянные солдатики, торцами к магистрали. Но архитектор Л.П.Гулецкая настояла на использовании приема "каре", при котором каждые четыре дома образуют внутренний дворик, необходимый для создания уюта и защиты от внутриквартальных сквозняков.

Понимая, что дома должны выходить не просто на какую-то улицу, а на Пионерскую - межгородскую магистраль с обилием транспорта, Любовь Петровна предусмотрела отступ зданий от "красной линии" и запроектировала в образовавшейся свободной полосе высадку деревьев и кустарника» .

1960-е годы

«В Завокзальном районе Гулецкая решила сделать улицу Садовую как бы въездными воротами в город со стороны Болшевского шоссе, соединив углами по два дома с каждой стороны в начале улицы. Прием спаренности домов углами она повторила и на улице Грабина.

Большие начальники называли это не иначе, как "фантазиями", попутно намекая архитектору, что с ней может случиться за "срыв программы по скорейшему обеспечению трудящихся современным жильем". Однако время показало, как права была архитектор, думая не просто о микрорайоне, а о профессионально выполненном микрорайоне - о домах, в которых людям будет удобно жить, о дворах, где им будет приятно отдыхать» .

Фотография их архива Н.А.Клементьева

«Во всем, к чему прикоснулись руки Гулецкой, отражены уважение к своей профессии, забота о людях (выделено мной. - О.Г.). Она не боялась отстаивать свои профессиональные убеждения. Одним из подтверждений тому служит реализация плана слияния двух городов-соседей Костина и Калининграда в 1960 году.

В то время на площади Калинина еще находился старый стадион, но, согласно Генплану развития города, на площади должны были остаться только культурно-административные учреждения, а для спортивной зоны необходимо было найти другое место. Л.П.Гулецкая предложила строить стадион ближе к озелененной зоне Акуловского канала, собственно, там, где он стоит и поныне.

Но кому-то из руководства пришла в голову мысль строить в этом самом месте... кирпичный завод!

Ничего себе, если кирпичный завод встанет в центре нового единого города! - ужаснулась Гулецкая и пошла «в верха» отстаивать свою правоту.

Тебе сказано: будет завод! - ответил чиновник. - Или положишь книжечку.

Он имел в виду партийный билет, но при этом не знал, что Любовь Петровна не была членом партии!

Возможно, все кончилось бы плачевно и для архитектора, и для города, но за ее спиной стояли Королёв и Исаев. При необходимости она прибегала к их помощи. Они, в свою очередь, уважали ее мнение как специалиста.

А результат налицо: без стадиона "Вымпел" (построен в 1961-м), расположенного фактически в центре современного Королёва, но при этом образующего свою, особую, зону, уже трудно представить себе наш город» .

ПОЧЁТНЫЙ АРХИТЕКТОР РОССИИ

Хорошо знавший Любовь Петровну все тот же Сергей Борисович Мержанов поделился и такой интересной историей, к которой имел самое непосредственное отношение: «Где-то в 2000-2001 годах было принято решение ввести новое звание "Почётный архитектор России" - в дополнение к действующему "Заслуженный архитектор России". Положение о звании "Почётного архитектора" разрабатывалось в Госстрое России, в основном, силами Управления архитектуры, где я как раз тогда работал.

В первоначальном варианте этого Положения была такая строка: "Звание присваивается исключительно действующим архитекторам " (а не пенсионерам, какие бы заслуги они не имели).

И тут - то ли на какой-то коллегии, связанной с архитектурным наследием, то ли в приватной профессиональной беседе с кем-то из руководства, - я поведал о судьбе Любови Петровны, которой вскоре должно было исполниться 90 лет. И то ли начальник Управления, то ли даже заместитель министра спросил: "А Госстрой может как-то отметить Гулецкую?"

Любовь Петровна Гулецкая (1911-2002),

фотография их архива Н.А.Клементьева, публикуется впервые

Тут же вспомнили про это новое звание и про то самое возрастное ограничение, и тут же… ввели в Положение исключение: так называемые "особые случаи" - как раз для тех архитекторов, творчество которых, в силу объективных причин, ранее не афишировалось (а иногда даже умышленно секретилось). Таким образом Любовь Петровна Гулецкая удостоилась этого звания - одной из первых в его истории.

Ну а я вместе с тогдашним главным архитектором Королёва А.Н.Паниным ездил к ней домой для вручения Диплома и медали. Причем, в первый и последний раз приехал не просто как историк архитектуры, а как чиновник Госстроя РФ.

Было несколько репортажей в разных городских газетах, приезжало телевидение. А через полгода (26 апреля) Гулецкая умерла…»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Дело Любови Петровны продолжил ее внук - Николай Алексеевич Клементьев , окончивший МАРХИ (Московский Архитектурный институт). Член Союза архитекторов, сейчас он руководит крупной московской проектной фирмой, построившей, в частности, международный аэропорт «Курумоч» в Самаре:

Фотография из интернета

Правнучка Анисия Клементьева выбрала более женскую специальность: после окончания МГХПА имени С.Г.Строганова («Строгановки») по специальности «Художественное проектирование интерьеров» и стажировки в Лондоне, организовала свою фирму «Koshka Interiors» и занимается дизайном общественных и жилых интерьеров в России и Европе.

Фотография из интернета

© Расспрашивала и фотографировала Ольга ГЛАГОЛЕВА

Глубочайшая благодарность Николаю Алексеевичу Клементьеву и его матушке Марии Наумовне Данишевской

за предоставленные информацию и фотографии

Сергей Мержанов. Ее творениями стали улица Циолковского и Черёмушки. «Калининградская правда» №124 от 1 ноября 2011 года.

Сергей Мержанов. Новый архитектурный облик города. «Калининградская правда» №85 от 2 августа 2011 года.