«Эксон Вальдез» - катастрофа в проливе принца Уильяма. Выброс нефти из танкера «Престиж

«Заправка»

24 марта 1989 года через четыре минуты после полуночи супертанкер «Эксон Вальдез» налетел на риф в проливе Принца Уильяма, что возле Аляски. В результате катастрофы в чистейшие прибрежные воды вылилось более 10 миллионов галлонов сырой нефти.

О возможной катастрофе ученые начали предупреждать буквально чуть ли не наследующий день после того, как на Аляске обнаружили нефть, а случилось это, кстати, не так давно, в 1968 году. Сначала шли долгие споры о том, как перебрасывать «черное золото в другие штаты, на нефтеперерабатывающие заводы. Предлагались разные варианты, в том числе и постройка нефтепровода через Канаду вплоть до Калифорнии. Однако пересилило вполне понятное нежелание прокладывать «свой» нефтепровод через территорию пусть дружественной, но все же чужой страны, и в результате остановились на супертанкерах.

В короткие сроки был проложен небольшой нефтепровод от мест добычи до порта Вальдез, куда и подходили заливаться танкеры. В этом порту 23 марта к концу дня супертанкер, принадлежащий компании «Эксон» с соответствующим названием «Эксон Вальдез», принял в свои танки 1 миллион 260 тысяч баррелей нефти. А незадолго до отправки капитан танкера Хэзлвуд, его третий помощник Грегори Казен и рулевой Роберт Каган посетили береговой кабачок и, вопреки всем правилам, «приняли» вовнутрь некоторое количество горячительных напитков…

Позже свидетели сообщили, что капитан и раньше был не против «заправиться» и делал это как на берегу, так и на борту судна во время плавания. Хэзлвуд даже лечился одно время от алкоголизма, правда, безрезультатно, но, несмотря на этот порок, компания его ценила, как очень хорошего капитана, выплачивала 150 тысяч долларов в год и увольнять не собиралась.

Железом по камню

В 9 часов 10 минут вечера капитан появился на мостике своего танкера, который поднимал якоря, чтобы направиться в Лонг-Бич (штат Калифорния). Лоцман Уильям Мерфи, по правилам, обязан был вести корабль два часа, пока не обогнет мелководье и подводные камни. Когда лоцман, сделав свое дело, покинул борт «Эксон Вальдез» капитан Хэзлвуд связался по радио с местной береговой охраной и сообщил, что он изменил курс корабля и направил его во входной канал, так как предназначенный для выхода судов канал был забит льдом. Без десяти полночь капитан сдал вахту третьему помощнику Казену. Второй помощник капитана Ллойд Кейн в это время спал в своей каюте.

В предпринятом капитаном маневре не было ничего особенного, и береговая охрана с легкостью дала бы танкеру разрешение, если бы не потеряла в тот момент радарную связь с судном.


Итак, капитан Хэзлвуд приказал Казену войти во входной канал и отправился к себе в каюту заполнять необходимые документы. В следующий момент «Эксон Вальдез» по непонятным причинам отклонился от курса, по которому ему следовало идти, более чем на милю и опасно приблизился к подводным скалам. Одна из причин отклонения, возможно, заключалась в том, что рулевой Роберт Каган, слишком резко повернув корабль к входному каналу, совершил обратный маневр, чтобы снизить ход и вернуться на положенный курс.

Этот маневр был внесен в судовой журнал. Что еще проделал рулевой Каган на мостике - неизвестно, но через 15 минут все услышали и ощутили мощный удар корпуса супертанкера о скалы…

Текучая смерть

Капитан Хэзлвуд бросился на мостик и, по плавному раскачиванию трехсотметровой махины тут же понял, что корабль центром корпуса сел на риф. Как потом выяснилось, в стальном днище судна образовались огромные пробоины, некоторые из них достигали пяти метров в длину. Восемь из пятнадцати танков были разорваны, и нефть вытекала из них губительными языками.

Несмотря на порочную страсть, Хэзлвуд действительно был хорошим капитаном. Прежде всего, он убедился, что самостоятельно с рифа не сойти, так как «Эксон Вальдез» может либо перевернуться, либо развалиться пополам. И капитан принял единственное в этом случае правильное решение: используя мощность машин, он удерживал корабль в стабильном положении, крепко прижав его к рифу и ограничив, таким образом, выброс нефти в море.

Вскоре восстановилась радарная связь с береговой охраной. Но, по невыясненным причинам работники этой службы появились на борту корабля только через три часа после катастрофы.

Когда рассвело, люди были потрясены последствиями этой аварии. На огромных участках моря, покрытых тонкой, мертвой пленкой нефти, плавали трупы морских птиц и выдр…


Первые команды по уборке нефтяного пятна появились только через десять часов, вопреки положенным пяти. За это время из разорванных танков в воды пролива вылилось 40 миллионов литров нефти. Прибывшие на место катастрофы рабочие с помощью своей техники не смогли справиться с таким гигантским нефтяным выбросом. Стоял штиль, и химические очистители нельзя было использовать.

Береговая охрана, которая по закону должна иметь всегда под рукой суда, способные справиться с подобной катастрофой, держала все свои корабли в Сан-Франциско, за две тысячи миль от места трагедии.
В воскресенье, 26 марта, подул ветер. Он взбивал пену на покрытой нефтью поверхности моря и сводил на нет все попытки снять ее. Пятно, покрывшее 900 квадратных миль, попытались поджечь, но безуспешно.

Кто виноват?

Итоги катастрофы для природы оказались ужасными. По самым скромным подсчетам погибли 86 тысяч птиц, в том числе 139 редчайших белоголовых орлов, 984 морские выдры, 25 тысяч рыб, 200 тюленей и несколько дюжин бобров. Были уничтожены миллионы мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. Не исключено, что тысячи умерших морских выдр утонули в море и остались «неучтенными». Некоторые участки побережья необходимо было промывать моющими химическими средствами по нескольку раз.

Ученый-эколог Пол Уиллард сказал по этому поводу: «Выброс нефти произошел в самом худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Уильяма изрезаны бесчисленными пещерами и бухтами, где собралась вытекшая нефть и оставалась там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье».


Несмотря на то, что «Эксон» спешно выделила миллиард долларов на очистку берегов, а так же выплатила компенсации рыбакам и другим людям, которые понесли прямой урон в результате выброса нефти, на компанию обрушился шквал критики. Газеты призывали людей не покупать продукцию компании, и игнорировать ее автозаправочные станции, что американцы с охотой и сделали. Нужно было срочно найти и наказать виновных.

Разумеется, виновным оказался капитан Хэзлвуд и не только потому, что капитан полностью отвечает за все судно, но и за его пристрастие к выпивке. Однако последующее, более подробное исследование показало, что Хэзлвуд в этой критической обстановке действовал достойно и с большим умением.

Судьи пришли к выводу, что большую роль в катастрофе сыграли такие факторы как общая усталость команды. Дело в том, что в эту ночь на борту огромного танкера работали только двадцать моряков, то есть, меньше половины положенного экипажа. К тому времени, когда командование кораблем принял капитан Хэзлвуд, двадцать четыре человека были уволены.

Часть вины понесла береговая охрана, которая в самый серьезный момент умудрилась потерять связь с кораблем. Если бы этого не случилось, она имела бы возможность предупредить команду, что корабль отклонился от курса и зашел в опасные воды. После катастрофы компания ввела на своих судах новые, более строгие антиалкогольные правила. Однокорпусные танкеры, действующие в проливе, заменены на двухкорпусные. Но для загубленной природы это очень слабое утешение.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт наук о Земле
Кафедра физической географии, экологии и охраны природы

Реферат по дисциплине «Охрана природы» на тему

«Крупнейшие экологические катастрофы в современной истории»

Выполнил работу:
студент 4 курса 3 группы

Шапошников В.А

Преподаватель:

Д.Н.Гарькуша


Ростов -на –Дону 2015 г

Введение ………………………………………………………………...……2

4

Выброс нефти из танкера «Эксон Вальдес» ……………………………..5

Выброс из-под буровой установки «Исток-1» ……………………………8

Пожар на химическом предприятии «Сандоз» в Базеле ……………….8

Бхопальская катастрофа …………………………………………….……..9

Взрыв нефтяной платформы «Deepwater Horizon» ……………….…….10

Пожар на нефтяной платформе «Пайпер-Альфа» ....................................13

Авария на АЭС Фукусима-1 ………………………………………………14

Чернобыльская авария ………………………………………………….....18

Заключение: …………………………………………………………………22

Список используемых источников …………………………………….…23

Введение:

Экологическая катастрофа -необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.

Растущие потребности общества и производства обусловливают дальнейшее ускорение темпов научно-технического прогресса. Вполне понятно, что чем выше исторический этап развития общества, тем в большей степени состояние природной среды детерминируется целевозлагающей человеческой деятельностью. Углубление и расширение масштабов такой деятельности могут привести к глобальным противоречиям в развитии цивилизации, которые можно преодолеть только путем проведения коренных изменений в рамках развития самого общества.

Современная экологическая ситуация складывалась стихийно в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей. Человек достиг высот современной цивилизации благодаря тому, что постоянно меняла природу в соответствии со своими целями. Люди достигали целей, на которые рассчитывали, но получали последствия, которых не ожидали.

Выброс нефти из танкера «Престиж»

Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.

19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210 км от берегов Галисии. Останки корабля легли на грунт на глубине ок. 3700 м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти. Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. Разлив нефти стал самым масштабным экологическим бедствием за всю историю Испании и Западной Европы.

В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров Атлантического побережья Европы, над ликвидацией последствий аварии работали 300.000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в? 4 млрд.

Хайме Доресте (Jaime Doreste), адвокат испанской неправительственной организации «Экологи в действии» заявил, что все последствия для здоровья и окружающей среды от нефтяного пятна не были обнародованы. В исследовании, опубликованном испанскими экологами в 2010 году, сообщается, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания легких.

Выброс нефти из танкера Эксон Вальдес - авария танкера компании Exxon «Эксон Вальдес». Авария произошла 23 марта 1989 года у берегов Аляски.

В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

Эта авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море вплоть до аварии буровой установки DH в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года.

Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В этом районе обитал лосось, морская выдра, тюлень и множество морских птиц. В течение первых дней после аварии нефть покрыла огромный район в проливе принца Вильгельма.

Причины инцидента и ликвидация последствий.

Было определено множество причин, которые привели к возникновению инцидента.

Exxon Shipping Company не смогла осуществить надзор за капитаном судна, экипаж танкера плохо отдохнул и его было недостаточно. NTSB установил, что это вообще широко практикуется в промышленности и побудила Exxon выполнять рекомендации безопасности.

Третий помощник не смог точно выполнить манёвр судна, возможно из-за усталости или чрезмерного объёма работы.

Exxon Shipping Company не смогла соответствующим образом обеспечить работу радара системы предупреждения столкновений (RAYCAS) компании Raytheon. Если бы он функционировал, то предупредил третьего помощника о угрозе столкновения с Блайт-рифом, так как на соседней с Блайт-рифом скале был установлен радарный отражатель, чтобы лодки, входящие в пролив шли по курсу.

Компания Эксон обвинила капитана Хейзлвуда в том, что танкер сел на мель.

Согласно материалам курса «Безопасность программных систем» профессора Нэнси Г. Ливсон из Массачусетсткого технологического университета есть другие причины инцидента:

Экипажам танкеров не было известно о том, что Береговая охрана прекратила практику проводки судов мимо Блайт-рифа.

Нефтяная промышленность обещала, но так никогда и не установила современное оборудование по наблюдению за айсбергами.

Танкер Exxon Valdez отклонился от обычного курса, чтобы избежать столкновения с небольшими айсбергами, которые могли быть в этом районе.Экипаж танкера в 1989 году был вдвое меньше экипажа в 1977 году, люди работали по 12-14 часов за смену плюс сверхурочно. После заливки нефти экипаж спешил покинуть Вальдес.

Береговая охрана не провела инспекции танкера, и число его обслуги было сокращено.

Недостаток оборудования и людей затруднили очистку от нефти.

Первые действия по очистке заключались в использовании диспергентов, поверхностно-активных веществ и растворителей. 24 марта частная компания распыляла с вертолёта диспергент. Поскольку поверхность моря была спокойной, больших волн не было, и диспергент не перемешивался с нефтью, его использование было прекращено. Однако проверка имела относительный успех: из 113 400 л нефти образовалось 1134 л отстоя, который мог быть удалён. На ранних стадиях был проведён ликвидационный поджиг нефти, изолированной от остального региона огнестойким ограждением. Он был достаточно успешным, однако из-за неблагоприятной погоды не были проведены дополнительные поджиги. К дополнительному сжиганию нефти не стали прибегать из-за неподходящей погоды.

К механической очистке приступили сразу же после катастрофы, используя боны и скиммеры, но скиммеры не могли быть готовы раньше 24 часов, прошедших после аварии, толстый слой нефти, перемешанный с бурыми водорослями засорял оборудование.

Компания Эксон повсеместно критиковалась за вялые усилия по очистке. Джон Девенс, мэр Вальдеса, заявил, что его земляки чувствовали себя преданными неадекватным ответом компании на возникший кризис. Тем не менее, Эксон потратил на мероприятия по очистке такую сумму, которая превысила какие бы то ни было расходы при предыдущих нефтяных утечках. Более 11 тысяч местных жителей штата Аляска работали вместе с сотрудниками Эксона по всему региону, пытаясь спасти окружающую среду.

Ввиду того, что в берегах пролива принца Уильяма есть множество пещер, куда стекала и собиралась нефть, её решили удалить оттуда, подавая горячую воду под высоким давлением. Однако эта мера уничтожила бактериальную популяцию береговой линии, многие из этих организмов (например, планктон) были основой пищевых цепочек береговой морской фауны, а другие (например, некоторые виды бактерий и грибов) могли разлагать нефть. В то время как научное, так и общественное мнение склонялось ко всеобщей очистке, более развивалось понимание процессов самовосстановления природной среды. Несмотря на массовые усилия по очистке, согласно данным исследования NOAA , более 98 тыс. л нефти впиталось в песчаные почвы береговой линии. Это количество сокращается по меньшей мере на 4 % ежегодно.

В 1992 году компания Эксон выпустила видеофильм под названием «Учёные и растекание нефти на Аляске». Фильм был распространён по школам с пометкой «видео для студентов». Критики заявили, что фильм плохо отражает процесс очистки от нефти.

Как кратковременные, так и долговременные последствия утечки нефти были всесторонне рассмотрены. Вскоре после аварии погибли тысячи животных, наиболее достоверные оценки определяют числа в 250 тыс. морских птиц, как минимум 2800 каланов, приблизительно 12 речных бобров, 300 тюленей, 247 белоголовых орланов и 22 косатки, также погибли миллиарды лососёвых и сельдяных икринок. Последствия разлива нефти ощущаются даже сегодня. Были отмечены сокращения численности популяции различных видов океанических животных, а также задержка роста популяции горбуши. В последующие годы отмечалась высокая смертность среди каланов и уток, поскольку они потребляют пищу из загрязнённой почвы. Остатки нефти также попадают на их мех или перья.

На протяжении почти 20 лет после аварии группа учёных университета Северной Каролины установила, что последствия длятся гораздо дольше, чем ожидалось. Команда оценила, что для восстановления некоторых видов арктических обитателей потребуется 30 лет. Компания Exxon Mobil отвергает любые заявления по этому поводу, заявляя, что они не ожидают, того, что оставшиеся фракции нефти вызовут какие либо долговременные экологические последствия, в соответствии с 350 рецензируемыми исследованиями.

Последствия аварии и вынесенные уроки:

Произошло падение численности местных морских видов (особенно моллюсков, сельди и котиков).

Акт об утечке нефти также наметил постепенный переход к двойным корпусам, что предусматривало слой между нефтяными резервуарами и океаном. Хотя наиболее вероятно, что двойной корпус не предотвратил бы катастрофу танкера, но согласно результатам исследования Береговой охраны это, скорее всего, сократило бы утечку нефти на 60 процентов.

После аварии губернатор Аляски Стив Коупер выпустил постановление, согласно которому два буксира должны эскортировать каждый загружённый танкер, проходящий проливом Принца Уильяма до входа Хинчинбрук. Этот план был развёрнут в 1990-х годах, один из буксиров был заменён на 64-метровый эскортный спасательный транспорт. Большинство танкеров, посещающих Вальдес, более не имеют одинарный корпус. Конгресс ввёл в действие закон, предписывающий к 2015 году, чтобы все танкеры были с двойным корпусом.

Международный союз рабочих нефтяной, химической и атомной промышленности, представляющий интересы почти 40 тыс. рабочих объявил о своей оппозиции бурению в национальном арктическом парке дикой природы, пока Конгресс не осуществит всеобъемлющую национальную политику в области энергии.

Cтраница 1


Выброс нефтепродуктов в процессе горения происходит при несколько иных условиях. К выбросу способны главным образом темные нефтепродукты - нефть, содержащая 3 8 % влаги, и мазут, содержащий до 0 6 % влаги. Необходимыми условиями для выброса являются наличие на дне резервуара водяной подушки, прогрев всей массы нефтепродукта до границы раздела его с водой. Как показали опыты, выброс происходит в тот момент, когда нефтепродукт нагреется на границе раздела значительно выше 100 С. Соприкосновение нагретого до высокой температуры не-фтепродукта с водой приводит к быстрому парообразованию.  

При выбросе нефтепродуктов и сжиженных газов и их испарении возникают облака газопаровоздушных смесей (ГПВС), которые при поджигании от искры могут быстро сгорать (так называемый дефлаграционный взрыв) с образованием высокотемпературного огненного шара или взрываться по детонационному механизму. При взрывном разрушении оболочек хранилищ образуются поражающие людей осколки.  

Ущерб от выбросов нефтепродуктов в окружающую среду в течение времени t (как было установлено, t - случайная величина) можно выразить некоторой функцией времени Э23 - f (t) Очевидно, что f (t) монотонно возрастает.  

Загрязнение окружающей среды углеводородами происходит главным образом в результате аварийных или преднамеренных выбросов нефтепродуктов в процессе их транспортировки и особенно при использовании продуктов переработки нефти. Ограничимся здесь обсуждением известных, а значит, поддающихся контролю источников загрязнения, с которыми сталкиваются на трех стадиях нефтяного производства: при добыче, транспортировании и очистке.  

В последние годы серьезные загрязнения морей и океанов происходят за счет аварийного или иного выброса нефтепродуктов. Эти загрязнения опасны своей масштабностью и высокой экологической опасностью.  

Во-первых, нефтяные пленки, образующиеся на поверхностях объектов природной среды при разливах и выбросах нефтепродуктов (в том числе и на водных поверхностях), существенно изменяют условия обитания всех видов живых организмов, нарушают многие естественные процессы и взаимосвязи, выводят из равновесного состояния экосистемы, лишая их внешних связей.  

При зажигании форсунок следует соблюдать осторожность: рабочий должен вводить факел через окно форсунки, стоя в стороне, чтобы не было выброса нефтепродукта на него.  

РТП совместно с капитаном или лицом, его заменяющим, в ходе тушения пожара на танкере организуют непрерывную разведку пожара (с участием членов экипажа судна), чтобы вовремя определить изменение обстановки на судне, состояние смеси паров нефтепродуктов с воздухом в грузовых танках, а также вероятность выброса нефтепродуктов.  

Выброс - явление редкое, но очень опасное. Выброс нефтепродукта наступает в том случае, когда образовавшийся гомотермический слой нефти или мазута, нагретый до температуры более 140 - 150 С, достигает слоя подтоварной (донной) воды. При этом вода перегревается, значительная часть ее переходит в пар, который и выбрасывает нефтепродукт из резервуара. Десятки тонн нефтепродукта могут быть выброшены на большое расстояние и покрыть территорию в несколько тысяч квадратных метров со всеми расположенными на ней резервуарами и сооружениями.  

Выброс углеводородов обычно происходит в результате коррозии оборудования (трубопроводов, резервуаров), пропуск фланцевых соединений, запорной арматуры, ошибках персонала при проведении технологических операций, некачественный ремонт. На сливо-наливных эстакадах выброс нефтепродуктов происходит в результате ошибок при наливе нефтепродукта.  

При пожарах резервуаров с топливом необходимо вырезать отверстие над уровнем горящего топлива в стенке резервуара для заведения через него средств пожаротушения. Ручные операции по вырезанию отверстий, когда газосварщиков на люльке автоподъемников поднимают к горящему резервуару, являются чрезвычайно опасными для их жизни и здоровья, т.к. в случае внезапного выброса нефтепродуктов через край резервуара или образуемую прорезь в стенке возможна гибель газосварщиков или тяжелые ожоговые травмы.  

Насыщенный пар при малейшем охлаждении начинает конденсироваться. Водяной конденсат является вредным балластом в паре, так как произвести полезную работу вода не сможет, а кроме того, ее присутствие в паре, используемом для технологических целей, опасно, так как может вызвать вскипание и выброс нефтепродуктов.  

Как известно, потребление нефти и газа на планете, происходящее в огромных количествах, значительно превышает скорость и количество образования их в недрах земли. Вместе с тем значительная доля нефти и газа (до 10 %) утрачивается в процессе переработки и транспортировки, загрязняя окружающую природную среду. Через факельные системы нефтеперерабатывающих заводов постоянно происходит выброс нефтепродуктов в атмосферу. Сбрасываются в окружающую среду жидкие и твердые отходы предприятий нефтехимии.  

Земельные ресурсы являются одним из основных богатств нашей страны. Отрицательное воздействие на почву оказывает ветровая и водная эрозия, а также труд человека. Деятельность промышленных предприятий часто приводит к загрязнению почвы. Например, авария на нефтепроводе приводит к выбросу нефтепродуктов на поверхность и в грунт, из-за чего нефтяная пленка покрывает участок почвы, делая невозможным продолжение в нем биологических процессов, а также отрицательно влияет на режим циркуляции подземных вод, загрязняет их.  

Аварийные резервуары, как правило, размещают вне территории, занятой производственными цехами и установками. Чтобы температура спускаемой в аварийную емкость жидкости была ниже температуры ее самовоспламенения, ее пропускают через холодильник или прокладывают аварийный трубопровод в траншее, по которой циркулирует холодная вода. Иногда разрешается устанавливать аварийные резервуары на территории, занятой производственными цехами и установками, на расстоянии не менее 40 м от этих цехов и установок. Аварийные емкости опускают в землю на такую глубину, чтобы обеспечить самотек спускаемой жидкости. Чтобы полностью отвести со дна резервуара остатки огнеопасной жидкости и воду, его дно делают с уклоном. Для приема горячего нефтепродукта аварийную емкость снабжают линией подвода пара с целью прогрева аварийной линии и емкости. На случай возможного выброса нефтепродукта из аварийного резервуара его оборудуют выбросовой трубой. Труба, размещаемая в центре крыши резервуара, соединяет емкость с канализационной системой завода.  

Страницы:      1

Текст научной статьи по специальности «Охрана окружающей среды. Экология человека»
Автор Владимиров В. А., д.т.н., ЦСИГЗ МЧС России

Журнал: Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования
Выпуск № 1 / том 4 / 2014

Введение

Сложно переоценить роль нефти в современной мировой экономике. Она является преимущественным сырьем для производства современных синтетических материалов, транспортных топлив, занимает важное место в структуре топливноэнергетических балансов, продукты ее переработки используются в производстве электроэнергии и тепла. Использование нефти определяет уровень экономического развития и жизни современного человека.
Вместе с тем следует отметить, что на всех стадиях нефтепользования, начиная от разведки и добычи нефти и кончая утилизацией ее отходов, в той или иной мере за счет разливов нефти, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, водную сферу и на сушу происходит загрязнение окружающей среды, отрицательное воздействие на здоровье людей.
Важно подчеркнуть, что в принципе ни одна стадия нефтепользования не является безотходной и чем больший объем работ выполняется, тем интенсивнее образуются на этих стадиях нефтегенные потоки, сильнее их отрицательное влияние на окружающую среду. Аварийные ситуации при этом лишь усиливают и концентрируют это влияние.
Следует отметить, что основными причинами возникновения крупных аварий и катастроф в России в нефтяном комплексе, являются :
- низкий технический уровень и качество установленного оборудования, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации оборудования;
- недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов, включая производства с повышенным риском;
- нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях.
Рассмотрим источники, причины, масштабы и экономические последствия разливов нефти на различных стадиях нефтепользования, создающие серьезные не только экономические, но и экологические проблемы.

1. Источники и причины разливов нефти

Для добычи нефти создается комплекс производственных сооружений, как правило, разобщенных территориально, но взаимосвязанных системами трубопроводов, энергопередач и организацией работы. К основным сооружениям этого комплекса относятся скважины (бурящиеся, эксплуатируемые, нагнетательные и наблюдательные), компрессорно-насосные станции, сборные пункты, нефтехранилища, пункты первичной подготовки нефти, трубопроводы, отстойники, площадки для сжигания газа и конденсата, электрические подстанции и др.
Каждое из перечисленных сооружений представляет собой потенциальный источник разливов нефти, либо выбросов вредных веществ в атмосферу, а многие из них того и другого, что может быть причиной загрязнения окружающей среды.
Прежде всего, центрами формирования нефтегенных потоков на промысле являются бурящиеся и эксплуатируемые скважины.
На стадии бурения скважины и подготовки ее к эксплуатации основными компонентами нефтегенных потоков являются буровые растворы и различные химические реагенты (кислоты, поверхностно-активные вещества, соли, а также цементные растворы). Они являются доминирующими загрязнителями на этапе бурения.
Буровые растворы (промывочные жидкости), применяемые для смазки и промывки стволов скважины во время бурения, представляют собой сложную полидисперсную систему, состоящую из жидкой фазы (вода, нефть, дизельное топливо) и твердой фазы (глина, частицы кварца и известняка, другие нерастворимые минералы). В состав этой системы входят химические реагенты: утяжелители (барит, оксиды железа), понизители водоотдачи, пептизаторы, структурообразователи, коагуляторы, в том числе кислоты (соляная, уксусная, плавиковая), используемые для обработки забоя скважины, и метанол, применяемый для предотвращения гидратообразования. Объемы буровых растворов при проходке глубоких добычных скважин достигают нескольких тысяч кубометров. При проходке одного погонного метра ствола скважины получается в среднем 0,2 м3 отработанного бурового раствора.
Кроме того, на стадии бурения формируются большие объемы буровых сточных вод, которые образуются на ситоконвейерах при их промывке от породы, извлекаемой из скважины глинистым раствором, охлаждении буровых насосов, смывке глинистого раствора, разлитого во время спускоподъемных операций. Объем буровых сточных вод на цикл бурения составляет 5000-8000 м. Их физико-химические свойства зависят от состава и количественного соотношения содержащихся в них веществ: глинистого раствора, утяжелителя, измельченных пород, химических добавок к буровому раствору, включения нефти, отработанных масел. В буровых сточных водах содержатся: углещелочной реагент, конденсированная сульфит-спиртовая барда, карбоксиметилцеллюлоза, гипан, окзид, нитролигнин, синтетические поверхностно-активные вещества (ПАВ) и другие реагенты, многие из которых являются защитными коллоидами.
Буровые сточные воды могут содержать до 9500 мг/л органических веществ, в том числе 5000-8000 мг/л нефтепродуктов.
На стадии эксплуатации скважины служат центрами временных нефтегенных потоков, которые возникают при аварийных ситуациях, ремонтных работах и от других причин, нарушающих работу скважины. Основным веществом, составляющим нефтегенные потоки от эксплуатационных скважин, является пластовая жидкость, представляющая собой нефть, содержащую растворенный газ и некоторое количество пластовой воды, как правило, высокой минерализации.
Пластовые попутные воды имеют химический состав, зависящий от геологического возраста и стратиграфического положения продуктивного пласта, минерализацию в пределах от 1 до 300 г/л. Они бывают двух основных видов: жесткие - хлоридно-кальциево-магнивые и щелочные - гидрокарбонатно-натриевые. Пластовые воды кроме нефти содержат значительное количество солей органических кислот (нафтеновых, жирных), органические вещества (фенолы, эфиры, бензолы) и токсичные элементы (бор, литий, бром, стронций).
Нефтегенные потоки от скважин загрязняют почву, поверхностные и грунтовые воды, нарушают почвенные и водные биоценозы. Основной механизм их распространения - гравитационный. Движение этих потоков происходит по поверхности в сторону уклона местности с просачиванием в почвенные горизонты и рыхлые отложения. Попадая в движущиеся водотоки, нефтегенные потоки рассеиваются, смешиваются с потоками от других источников, загрязняя при этом значительные территории.
Аналогичны по составу нефтегенные потоки при прорыве (авариях) промысловых трубопроводов, по которым пластовая жидкость поступает от скважин на сборные пункты и установки первичной подготовки нефти.
Протяженность промысловых нефтепроводов в России порядка 400 тыс.км. Основными причинами аварий на промысловых нефтепроводах являются: коррозия, наезд техники, увеличение давления, пульсация, динамические нагрузки, разморожение, разгерметизация, механические повреждения трубопроводов, вибрация гребенки, неправильно организованная работа, нарушение технологии, усталость металла, заводской брак, подвижка грунта. Подавляющее большинство аварий (до 83%) происходит в результате коррозии труб, при этом в основном коррозия имеет электрохимический характер, хотя имеют место и сквозные локальные коррозионные повреждения - свищи, как правило, вызванные действием блуждающих токов. Более 5% случаев аварийного разрушения нефтепроводов происходит в результате внутренней коррозии труб, вызванной наличием в нефти следов воды.
Установлено, что существенное влияние на рост числа аварий на промысловых нефтепроводах оказывает характер местности, на которой они произошли. Выделяют следующие основные типы местности по разному оказывающие влияние на нефтепроводы: заболоченная местность, болото, низина, территория куста, грунт, траншея, дорога, берег водоема и подводные переходы.
По опыту нефтепромыслов Западной Сибири в 60% случаев аварии происходят на нефтепроводах, проложенных на болотах и в 26,8% - на заболоченной местности, что объясняется повышенной коррозийной активностью почв в данных условиях. В 5,5% - при водных переходах, вследствие коррозии металла труб под действием солей и кислот, растворенных в воде .
Особенности нефтегенных потоков, формируемых при авариях на промысловых нефтепроводах, в их подземном, внутрипочвенном движении и дренировании, как правило, в водоемы и водотоки. Такие потоки особенно опасны, так как они не поддаются воздействию поверхностных факторов разрушения (в частности, фотохимическому и микробиологическому разложению), и, кроме того, их значительно труднее обнаружить и предотвратить дальнейшее распространение.
Потенциальными центрами формирования нефтегенных потоков на нефтепромыслах являются сборные пункты и установки первичной подготовки нефти, где происходит отделение газа, обезвоживание нефти, разрушение водонефтяной эмульсии. В системах газовых потоков периодически появляются продукты полного и неполного сгорания конденсата, накапливающегося в системах сбора нефти в результате неполного отделения газовых компонентов. В состав газовых компонентов входят углеводороды, сероводород, окислы углерода, серы, азота. Среди продуктов неполного сгорания тяжелых углеводородов образуются полиароматические углеводороды, в частности, бенз(а)пирен. Многие компоненты газовых потоков осаждаются вместе с аэрозолями на поверхности растений почв и водоемов. Следует отметить, что валовые выбросы вредных веществ нефтедобывающей отраслью в атмосферу составляют более 2 тыс.т/год . Водные потоки формируются в результате сбрасывания или утечек сточных вод, отделенных от нефти в результате обезвоживания. Состав сточных вод в основном аналогичен составу вод нефтяных пластов.
Сточные воды обычно сбрасываются в специальные бассейны, природные и искусственные резервуары, их стараются утилизировать, закачивая в продуктивные пласты для поддержания пластового давления. В принципе неизбежны утечки этих вод и загрязнение ими почв, грунтовых вод, водоемов, наземных и водных биоценозов. Утечка сточных вод и их попадание в окружающую среду происходит либо на компрессорно-насосных станциях, либо на нагнетательных скважинах в результате аварии.
Водные потоки соленых сточных вод по распространению и масштабам являются самыми большими на нефтепромысле, а их воздействие на экосистемы превосходит воздействие других нефтегенных потоков.
Следует заметить, что с увеличением в последние годы добычи нефти в море возрастает загрязнение нефтью Мирового океана. Одним из источников этого загрязнения является утечка нефти с плавучих буровых установок и морских стационарных платформ как при бурении и добыче нефти, так и при имеющих место авариях. Объемы этой утечки составляют порядка 1% от общего количества нефти, попадающего в Мировой океан от различных источников.

В целом источники поступления нефтяных углеводородов в Мировой океан представлены следующим образом (млн. т/год): .
Морская транспортировка (кроме аварийных разливов) 1,83
Аварийные разливы 0,3
Речной сток, включая сточные воды городов 1,9
Сточные воды прибрежной зоны 0,8
Атмосферные выпадения 0,6
Естественные нефтяные скважины 0,6
Добыча нефти в море 0,08
Всего: 6,11

Большие потери нефти и нефтепродуктов имеют место при их транспортировке как по магистральным нефтепроводам, так и водным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Учитывая огромную протяженность магистральных трубопроводов, характерную для нашей страны (около 70 тыс.км), они представляют большую экологическую опасность при транспортировке нефти по ним. Ежегодно на них происходит сотни случаев утечки нефти по различным причинам, которые приводят в целом к огромным ее потерям и «замазученности» больших территорий.
Основными причинами разливов нефти при эксплуатации магистральных нефтепроводов являются в принципе те же, что и промысловых. Так, например, согласно данным статистики на магистральных трубопроводах в СССР в 1980-1990 гг. произошли крупные эксплуатационные аварии по следующим причинам (в скобках - число аварий):
- подземная коррозия (516);
- брак строительно-монтажных работ (280);
- дефект трубы (108);
- механические повреждения (83);
- нарушение правил эксплуатации (47);
- внутренняя эрозия и коррозия (29);
- стихийные бедствия (26);
- дефект оборудования (17);
- прочие (43).
Особенно большую опасность представляют магистральные нефтепроводы в местах перехода через искусственные и естественные препятствия (автомобильные и железные дороги, реки, озера), например, на подводных переходах. Участки трубопровода, расположенные под судоходными трассами или в каналах, наиболее подвержены более серьезным механическим повреждениям в результате таких естественных причин, как эрозия отмели, оползание дна, а также перемещение якоря в процессе дноуглубительных работ.
Очень серьезным источником потенциальной опасности загрязнения нефтью водных объектов являются танкеры и другие нефтеналивные суда. Доля нефтегрузов составляет порядка 40% объема всех перевозимых в мире морем грузов, а в количественном выражении в 2000 г. этот объем составлял до 1,53 млрд.т. Необходимость и рост объемов морских перевозок нефти и нефтепродуктов обусловлен:
- значительным удалением мест добычи нефти от мест ее потребления;
- ростом объемов нефти, добываемой на морских нефтепромыслах;
- увеличением общего объема добываемой и потребляемой нефти.
Что касается России, то транспортировка нефти и нефтепродуктов морским транспортом осуществляется главным образом на экспорт и относительно в небольших количествах.
Основными путями поступления нефти и нефтепродуктов в водную среду при их транспортировке водным транспортом являются:
- сбросы в водную среду промывочных, балластных и льяльных вод с судов;
- сбросы в портах и припортовых акваториях, включая потери при загрузке бункеров наливных судов;
- катастрофы судов.
По разным источникам в Мировой океан ежегодно попадает от 5 до 100 млн.т нефти при этом аварийные разливы дают всего 12-15% от всех поступающих в океан нефтепродуктов.
Следует отметить, что около половины потерь нефти при транспортировке водным транспортом приходится на загрузку балласта и очистку танков. После разгрузки пустые танки танкера заполняются морской водой, которая служит стабилизирующим балластом на обратном пути. Морская вода образует эмульсию с нефтепродуктами, оставшимися в танках. Содержащий нефтепродукты балласт сливается в море на небольшом расстоянии от порта назначения. Аналогично освобождаются от балласта и суда других типов.
Основными же причинами аварийных разливов нефти являются столкновения танкеров, их посадка на мель, взрывы и пожары, а также крушение судов из-за их технического состояния и метеорологических условий. Достаточно сказать, для примера, что только за три года с 1965 по 1967 гг. 91 танкер сел на мель и 238 танкеров столкнулись и получили повреждения. При этом в 39 случаях (12% от числа всех аварий) произошли утечки нефти.
В меньшей степени в разливах нефти виновен железнодорожный транспорт, хотя серьезные его аварии, сопровождаемые разливами нефти, имеют место.
Основными причинами этих аварий являются:
- износ основных производственных фондов (путевое хозяйство, подвижной состав, связь и др.);
- организационно-технические недостатки (управление, квалификация кадров, дисциплина и др.).
Существенный вклад в загрязнение нефтью окружающей среды, воздействие на природу вносят нефтеперерабатывающие заводы и базы хранения нефти и нефтепродуктов. Даже при безаварийной работе этих объектов происходят значительные выбросы в атмосферу и утечки вредных веществ.
В составе вредных выбросов в атмосферу на нефтехимических предприятиях присутствуют следующие соединения (доля суммарного выброса) :
- углеводороды - 23%;
- оксиды серы - 16,6%;
- оксиды азота - 2%;
- оксиды углерода - 7,3%.
В сточных водах этих предприятий находятся такие соединения, как сульфаты, хлориды, соединения азота, фенолы и соли тяжелых металлов.
Крупные предприятия, производящие широкий ассортимент нефтехимической продукции, выбрасывают в атмосферу и водоемы вредные вещества от 50 до 100 наименований (см. ниже). При этом валовый выброс вредных веществ от источников отдельного предприятия составляет 20-90 тыс.т в год .
При авариях на предприятиях переработки нефти и нефтехимических предприятиях, основными причинами которых являются износ основных производственных фондов, низкая квалификация кадров, нарушения технологии производства, происходят большие выбросы нефти, нефтепродуктов и вредных веществ, приводящие к значительным загрязнениям (заражениям) окружающей среды, воздействию на людей.

Характерные вещества, выбрасываемые в атмосферу и водоемы объектами
крупного нефтехимического производства: загрязняющее вещество (класс опасности) и ПДК мг/м 3
Азота оксиды (3) 0,4
Аммиак (4) 0,2
Ацетон (4) 0,35
Альдегиды (ацетальдегид) (3) 0,01
Стирол(2) 0,04
Сероуглерод (2) 0,03
Серная кислота (2) 0,3
Сернистый ангидрид (30) 0,5
Сероводород (2) 0,008
Бензол (2) 1,5
Бутанол (3) 0,1
Бутадиен (4) 3
Бутилацетат (4) 0,1
Триметилкарбинол (3) 0,3
Толуол (3) 0,6
Триполифосфат натрия (-) 0,5
Ванадия оксиды (1) –
Углеводороды предельные (4) 5
Взвешенные вещества:
Неорганические (-)0,5
Органические (3) 0,1
Углеводороды непредельные (4)
Углерода оксид (4) 3
Уксусная кислота (-)5
0,2
Гидроксид натрия (2) 0,01
Гексаметилдиамин (1) 0,001
Формальдегид (2) 0,035
Фенол (2) 0,01
Фурфурол (3) 0,05
Диметилформамид (2) 0,03
Динил (даутерм) (2) 0.01
Дибутилфталат (2) 0,1
Фтористый водород (2) 0,03
Диметилдиоксан (2) 0,01
Дициклопентадиен (2) 0,01
Хлорметил (-) 0,06
Хлорэтил (4) 0,2
Хлорвинил (1) 0,005
Хлористый водород (3) 0,2
Хлор (-) 0,1
Хрома оксид (1) 0,0015
Железа оксид (3) 0,04
Изобутилен (4) 3
Изопрен (3) 0,5
Изобутилкарбинол (4) 0,075
Циклогексан (4) 1,4
Кремния оксид (-) 0,02
Ксилол (3) 0,2
Марганца оксид (2) 0,01
Метанол (3) 1,0
Метилаль (3) 0,15
Метилгидрапиран (4) 1,2
Метилтетрагидрапиран (4) 1,2
МТБЭ (4) 0,5
Метилфенилкарбинол (-) 0,05
Неонолы (-) 0,04
Циклогексанон (3) 0,04
Цинка оксид (3) 0,05
Этилбензол (3) 0,02
Этиленгликоль (3) 1,0
Этилцеллозольв (3) 0,05
Этилена оксид (3) 0,3
Этанол (4) 5
Этилмеркаптан (-) 3*10 -5
Этилендиамин (-) 0,003
Эпихлоргидрин (-) 0,2
Этилкарбитол (-) 1,5
Олова оксид (3) 0,02
Пропилена оксид(1) 0,08
Пиперилен (3) 0,5
Тримеры пропилена (4) 0,05

Основными же источниками загрязнения природной среды на нефтебазах и складах нефтепродуктов являются :
- испарение нефтепродуктов при приеме, выдаче и хранении нефтепродуктов;
- аварийные проливы при выполнении технологических операций;
- нарушение герметичности резервуаров и трубопроводных коммуникаций, в том числе из-за коррозии;
- выход из нормального режима эксплуатации технических средств обеспечения;
- нарушение правил эксплуатации технических средств и технологического оборудования;
- образование неутилизированных отходов.
Следует отметить, что, как показывает опыт эксплуатации резервуарного парка, основная часть всех потерь нефтепродуктов (до 75%) приходится на испарение, т.е. за счет выбросов в атмосферу, в то время как потери на аварийные проливы и утечки составляют до 25%.
В качестве примера ниже приведены данные по годовым потерям бензина в зависимости от количества циклов сливно-наливных операций, которые свидетельствуют, что даже при безаварийной работе происходят значительные потери нефти и нефтепродуктов, приводящие к загрязнению окружающей среды .

Годовые потери бензина в зависимости от количества циклов сливно-наливных операций, т:
Вместимость резервуара м 3: число операций слива и налива, (шт.):
400 м 3: 2,9/4 (12 шт.), 8 9,4/12 (48 шт.), 4 15,9/22,6 (96 шт.);
1000 м 3 6,7/11,5 (12 шт.), 19,4/29,4 (48 шт.), 36,4/58,4 (96 шт.):
2000 м 3 12,6/22,2 (12 шт.), 35,5/55,6 (48 шт.), 66,0/100,3 (96 шт.):
3000 м 3 20,5/34,8 (12 шт.), 57,9/85,3 (48 шт.), 107,0/159,7 (96 шт.);
5000 м 3 28,4/50,4 (12 шт.), 80,8/126,2 (48 шт.), 156,6/227,2 (96 шт.).

Примечание: числитель - в средней климатической зоне; знаменатель - в южной климатической зоне.

Аварийные же проливы и утечки в условиях эксплуатации нефтебаз могут создавать предпосылки к существенным загрязнениям природной среды. Следует отметить, что нередко утечки в небольших количествах со временем становятся постоянными источниками загрязнения сточных вод и порой длительное время остаются без должного внимания. В ряде случаев эти утечки приводят к накоплению нефтепродуктов под землей, попаданию их в грунтовые воды и речные системы. Так, например, инфильтрация нефти и нефтепродуктов привела к образованию их крупных подземных залежей в гг. Грозном, Ангарске, Моздоке, Туапсе, Ейске, Орле, Новокуйбышевске, Уфе, Комсомольске-на-Амуре и др.
Причинами утечек из технологического оборудования нефтебаз чаще всего являются: свищи и трещины сварных соединений в стенках резервуаров и трубопроводов, возникающие в результате коррозии; неплотность запорной аппаратуры (особенно сливных магистралей); негерметичность разъемных соединений; износ рабочих органов вентилей и задвижек технологической обвязки, уплотнений насосов, валов привода магистральных задвижек.
Причинами же аварийных выбросов нефтепродуктов обычно являются повреждения резервуаров и другого технологического оборудования при эксплуатации, создание сверхдопустимых избыточных давлений или вакуума внутри резервуаров, увеличение напряжений в металлоизделиях из-за неравномерной осадки или усиления вибрации корпуса резервуара, коррозия металла в результате хранения нефтепродуктов с повышенным содержанием серы и других агрессивных сред, отстойной воды.
Весьма актуальной для большинства развитых стран остается пока проблема утилизации отходов нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также от использования нефтепродуктов. Несмотря на огромные затраты для решения этой проблемы во многих высокоразвитых странах (США, Япония, Германия и др.) до сих пор отсутствуют оптимальные способы утилизации отходов нефтяной промышленности. Причина во многом заключается в том, что безотходных технологий не существует и при практически полном исключении вредных выбросов в атмосферу или воду, основная масса токсичных компонентов концентрируется в виде твердых или пастообразных (полужидких) отходов. По данным американских специалистов на крупных предприятиях нефтяной промышленности (с переработкой 15-16 тыс.т нефти в сутки) за год накапливается порядка 40 тыс.т твердых или пастообразных нефтесодержащих отходов.
Изложенное свидетельствует, что большие потери нефти и нефтепродуктов происходят на всех стадиях нефтепользования и приводят к значительным загрязнениям почвы, растительности, животного мира, поверхностных и подземных вод, атмосферы.
Причем нефтяные загрязнения, обусловленные аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, по своим последствиям сопоставимы с теми, что имеют место при обычной производственной деятельности. Более того, несмотря на то, что в обществе принято считать аварии и аварийные разливы нефти основной причиной нефтяного загрязнения, данные научных исследований убеждают в противоположном. Например, свыше 85% нефтяных загрязнений попадает в гидросферу при «нормальных», безаварийных ситуациях .

2. Некоторые наиболее катастрофические разливы нефти

Примеров катастрофического разлива нефти достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.
Авария в Усинском районе Республики Коми произошла на нефтепроводе Возей - головные сооружения АО «Коминефть» в августе 1994 г. . Суть аварии в образовании за короткий период (12-26 августа) многочисленных свищей в нефтепроводе на значительном его протяжении, из которых произошла массовая утечка нефти. Образование свищей и утечки нефти происходили постоянно и ранее, но в упомянутый отрезок времени этот процесс был особенно интенсивным. В результате, по данным АО “Коминефть”, на грунт с последующим попаданием в водотоки вылилось 14 тысяч тонн сырой нефти. По другим данным, количество вылившейся нефти 79 тысяч тонн.
Представление о масштабах этого разлива дают материалы Усинского Комитета по охране природы:
- «Характер излива - бурлящие фонтаны и потоки»;
- «Нефтесодержащая жидкость бурлящим потоком изливается на болото и по водотоку попадает в р.Пальник-Шор»;
- «Русло водотока, впадающего в р.Пальник-Шор, от места аварии и до впадения его в р.Пальник-Шор залито нефтью. На поверхности воды в р.Пальник-Шор, на протяжении 500 метров в районе моста автодороги Возей - Головные сооружения сплошной слой нефти».
Конкретные последствия катастрофы выразились в значительном экономическом ущербе, негативном влиянии на здоровье населения, опасном загрязнении воды наземных и подземных водотоков, порче сельскохозяйственных земель, особенно заливных лугов в поймах рек, ухудшении состояния сельскохозяйственных животных и рыб, качества мясомолочной и рыбной продукции, нанесении большого ущерба биоте региона.
Экономический ущерб от нефтегенной аварии в Усинском районе был обусловлен убытками от потери нефти, затратами на ремонт нефтепровода и ликвидацию аварии, а также трудно учитываемыми экологическими и социальными последствиями.
Авария в Новороссийском порту , происшедшая 28 мая 1997 года в нефтегава-ни Шесхарис, во многих отношениях уникальна.
В ночь с 27 на 28 мая 1997 года стояла тихая, по-летнему теплая погода. Безмятежно спал Новороссийск. На несколько часов снизил свою кипучую трудовую активность крупнейший на юге России морской порт.
Информация об утечке сырой нефти в акватории нефтегавани Шесхарис между причалом 7-8 и пожарным пирсом поступила к диспетчеру порта в 00 часов 20 минут. Он, не медля, сообщил о случившемся исполняющему обязанности капитана порта, по распоряжению которого тотчас была задействована имеющаяся на такой случай схема оповещения.
Вскоре выяснилась причина аварии. Она оказалась до банальности простой. Чуть выше Сухумского шоссе в районе нефтебазы лопнула, не выдержав нагрузки, труба магистрального нефтепровода. Автоматические аварийные заглушки почему-то не сработали. В результате нефть пересекла Сухумское шоссе и по склону горы хлынула в Черное море. Примерно за полчаса разлилось около 400 тонн.
В целом авария на нефтепроводе в районе Новороссийска привела к потере большого количества нефти, значительному загрязнению акватории и береговой черты, затрате большого количества средств на ликвидацию последствий аварийного разлива нефти, вскрыла серьезные недостатки в организации работ, взаимодействии сил и средств, участвующих в работах.
Авария танкера «Эксон Вальдиз» на Аляске произошла ночью 24 марта 1989 года на подводных скалах рифа Блай (Аляска) В стальном днище 300-метрового корабля образовались огромные пробоины, некоторые из них достигали пяти метров в длину. Восемь из пятнадцати танков были разорваны. В море было выброшено 11 миллионов галлонов сырой нефти (почти 50 тысяч тонн). Впрочем, это лишь официальная оценка, основанная на данных самой компании Еххоп. Существует мнение, что они занижены раза в четыре.
Выброс нефти при крушении танкера произошел в самом худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Вильяма изрезаны бесчисленными пещерами и бухтами, где собралась вытекшая нефть и оставалась там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье.
Нефть, вылившаяся из аварийного танкера, воспринимавшаяся до той роковой ночи лишь как богатство и гордость Аляски, стала «черной смертью», покрывшей 2400 километров пляжей и погубившей целые поколения лососей, от 3,5 до 5,5 тысяч каланов, полмиллиона морских птиц, десятки китов. По жизням и по душам людей, населяющих эти берега, крушение «Эксона Валдиз» нанесло такой удар, от которого до сих пор, по их собственным словам, «шрамы еще не зажили».
Нефть выплеснулась на берега залива Принца Вильяма, бухты Кука, полуострова Аляска, острова Кадьяк. Пострадали три национальных парка, три природных заказника и один национальный лес.
Итоги катастрофы для природы оказались ужасными: погибли 86 тысяч птиц, в том числе 139 редчайших белоголовых орлов, 984 морских выдры, 25 тысяч рыб,200 тюленей и несколько дюжин бобров. Были уничтожены миллионы мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. Высказывались опасения, что тысячи умерших морских выдр утонули в море. Некоторые участки побережья необходимо было промывать моющими химическими средствами до семи раз. До трагедии 24 марта 1989 года в заливе Принца Вильяма обитали 13 тысяч каланов - больше, чем на всей Камчатке, включая Командорские острова. Около 1000 трупов их было собрано после разлива, погружены на несколько грузовиков и вывезены, якобы, для исследований (потом их просто сожгли). Те, которых отмывали, и выпускали на волю, тоже, как показали наблюдения, жили недолго: нефть, оказавшаяся внутри, убивала их не сразу, но верно. Нынешняя популяция каланов в заливе Принца Вильяма составляет лишь 46% от прежней. На 80% уменьшилась и популяция тюленей. Восстановление численности гагары ожидается только в 2065 году (из морских птиц она пострадала сильнее всех: 74% от числа всех найденных погибших птиц, а число это - полмиллиона). Численность горбуши восстанавливается только за счет «искусственников» - продукции рыборазводного завода.
Авария танкера «Торри Каньон» произошла ранним утром 18 марта 1967 г. По своим параметрам это был один из крупнейших кораблей в мире. Вся мировая пресса писала, что «Торри Каньон» является предвестником новой эпохи - эпохи глобальной транспортировки нефти морским путем, что будущее за крупнейшими танкерами, которые будут обеспечивать энергетическим сырьем все население земного шара. Но разыгравшаяся трагедия стала серьезным напоминанием всему миру: неосмотрительная и чрезмерная техногенная деятельность людей грозит новыми бедствиями - таким глобальным загрязнением природы, которое может иметь необратимые последствия для жизни всего человечества.
Всю ночь корабль следовал точно на север, по направлению к Англии. В своих огромных трюмах он вез 120 тысяч тонн сырой нефти из Кувейта, предназначавшейся для перекачки в Милфорд-Хейвене (графство Южный Уэльс). По расчетам штурмана они должны были обогнуть Бишопскую скалу с западной стороны, однако его расчеты оказались неверными.
В 8.50 «Торри Каньон» со всего хода наткнулся на скрытый под водой первый из «Семи камней» и намертво застрял. На мгновение капитан потерял дар речи. Он понял, что привел свой гигантский танкер - маломаневренный даже в спокойную погоду и при идеальных условиях видимости - на максимальной скорости прямо на группу скал, нанесенную на все карты мира. Это был не просто удар, это могло означать гибель его танкера. Он немедленно потребовал сведений о полученных повреждениях. Никакой надежды - танкер плотно сидел на камнях и из его трюмов во всю хлестала нефть.
С 18 по 27 марта осуществлялись постоянные безуспешные попытки снять танкер со скал. 27 марта разыгравшийся шторм, образовавшиеся волны разломили танкер пополам. При этом еще 50 тысяч тонн нефти вылилось в море. 27 марта вся Корнуолль-ская береговая линия от Лэндс-Энда до Ньюкуэя оказалась черной от нефти.

3. Масштабы и экономическое значение разливов нефти

Как отмечено выше разливы (потери) нефти и нефтепродуктов происходят на всех стадиях нефтепользования. В целом по России по разным оценкам на почву разливается от 2 до 10% добываемой нефти. Причем потеря до 2% добываемой нефти считается нормативно допустимой. Если учесть, что в России сегодня добывается порядка 400 млн.т нефти, то ее потери каждый год составляют не менее 8-40 млн.т.
Если же учесть, кроме того, что при авариях, да и при нормальной эксплуатации объектов нефтепользования, сопровождаемых разливами нефти и нефтепродуктов, нередко происходит остановка скважин, перекачки нефти и нефтепродуктов, работы многих объектов нефтепользования, проводятся работы по ликвидации последствий этих разливов, то все это создает весьма актуальную проблему как в экономическом, так и экологическом плане.
Вот несколько примеров.
При крупной аварии в августе 1994 г. на нефтепроводе Возей - Головные сооружения АО «Коминефть» (Усинский район Республики Коми) с целью уменьшения объемов разлива нефти с 26 августа была остановлена добыча нефти на 92 скважинах с суточной добычей 1260 т нефти. С 6 сентября было остановлено уже 643 скважины с суточной добычей около 13000 т нефти (примерно 53000 т нефтесодержащей жидкости). Эта остановка продолжалась до 11 сентября 1994 г., приведя к значительным потерям товарной нефти. Кроме того, до 100000 т нефти было потеряно в результате ее вылива из нефтепровода на окружающую территорию. Кроме потерь нефти значительные убытки были связаны с ликвидацией экологических последствий аварии. Официальный ущерб от загрязнения только водных объектов, определенный Департаментом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми, составил более 311 млрд.рублей (в ценах 1995 г.).
По данным за последние годы экономический ущерб от порывов на нефтепроводах и затрат на ликвидацию их последствий в среднем составляет порядка 2 млн.руб. на одну аварию. Убытки же от повреждений эксплуатируемых магистральных нефтепроводов ежегодно исчисляются миллиардами рублей.
При аварии танкера у южного побережья Аляски в прибрежные воды вылилось более 40000 т.нефти. Затраты на очистные работы составили 2 млрд.долларов, компенсации за ущерб природе и населению - 3,5 млрд.долларов. Еще на 15 млрд. долларов были выставлены судебные иски.
За период освоения Тюменского Севера площади оленьих пастбищ за счет строительства объектов нефтепользования и загрязнения почв нефтью сократились более чем на 10% (6 млн.га). Пожарами уничтожено более 1 млн. га оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Масштабы домашнего оленеводства, как основы существования коренного населения в регионе, постоянно снижаются. В Обском рыбопромысловом бассейне из-за прямого загрязнения водоемов, прокладки трубопроводов и строительства дорог 25 рек полностью потеряли рыбохозяйственное значение и около 20 - частично. В результате потеряно более 20 тыс.га нерестилищ, уловы ценных промысловых пород рыб (сиговых, осетровых, лососевых и др.) с начала 90-х годов ХХ столетия снизились в 3 раза. В целом убытки составили десятки млрд.рублей.
Нефтегазовая промышленность России ежегодно выбрасывает в атмосферу 2,5 млн.т загрязняющих веществ, сжигает в факелах порядка 6 млрд м3 нефтяного газа, оставляет неликвидированными десятки амбаров с буровым шламом, забирает около 800 млн. м3 пресной воды, нарушает около 13 тысяч гектар земель (рекультивируется менее половины), образует порядка 600 тыс.т нефтесодержащих отходов.
Приведенные примеры наглядно подтверждают, что разливы нефти и нефтепродуктов, имеющие место на всех стадиях нефтепользования, как при нормальной эксплуатации объектов нефтепользования, так и при авариях на них приводят к весьма значительным экономическим потерям и неблагоприятным экологическим последствиям.
Нередко значительных масштабов как по экономическим потерям, так и экологическим последствиям достигают разливы нефти и нефтепродуктов на отдельных объектах нефтепользования и в отдельных регионах.
Так в середине 70-х годов прошлого века в результате имевших место разливов нефти в Мексиканском заливе и Южной Калифорнии в море попало, по разным данным, от 0,5 до 1 млн.т нефти. Оценка риска аварий на шельфе США в Мексиканском заливе показала, что число аварийных разливов нефти объемом более1000 баррелей (134 тонны) на каждый млрд.баррелей добытой и перемещенной нефти составляет в среднем:
- при буровых работах на платформах - 0,79;
- при транспортировке по трубопроводам - 1,82;
- при танкерных перевозках - 3,87;
- суммарная величина - 6,48.
В нефтяной промышленности России эти показатели значительно выше, причем на всех стадиях нефтепользования. Количество случаев утечек нефти на млрд баррелей добываемой нефти исчисляется тысячами.
Как отмечалось выше, сильное загрязнение почвы и воды, прежде всего, происходит при бурении скважин буровыми шлаками. Большие потери нефти имеют место при эксплуатации месторождений, прежде всего, за счет различного рода аварий. В целом в настоящее время на территории России только в сети внутрипромысловых трубопроводов ежегодно отмечается около 40 тыс. случаев разрывов, «свищей» и других некатегорированных аварий, что приводит к значительным потерям нефти и загрязненности территории.
Серьезной экологической проблемой является проблема обустройства нефтяных месторождений и использование попутного нефтяного газа. В настоящее время в Российской Федерации лишь порядка 40% нефтяного газа подвергается переработке с целью получения сырья для нефтехимических предприятий и сжиженного газа. Еще 40% сжигается без переработки на ГРЭС, а 20% уничтожается на промыслах путем сжигания в открытых факелах.
В результате ежегодно в атмосферу выбрасываются миллиарды кубометров попутного газа, содержащего метан, углекислый газ, и создающие парниковый эффект. Эти фонтаны представляют собой неконтролируемые выбросы из скважин нефти и газа, продолжающиеся длительное время, иногда - до месяца.
По экспертным оценкам, в Западной Сибири ежегодно сгорает в факелах до 10 млрд.куб.м попутного газа, загрязняя продуктами сгорания (оксиды углерода, азота и др.) прилегающие территории. От работы одной буровой скважины за год в атмосферу поступает до 2 тонн углеводородов и сажи, 30 тонн оксидов азота, 8 тонн оксидов углерода, 5тонн диоксида серы. В радиусе 500 м от буровой только со снегом на поверхность почвы осаждается 2,4-4,4 тонн/кв.м твердых частиц.
Следует отметить, что нефть и нефтепродукты, как указывалось выше, являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-х годов прошлого века в океан ежегодно поступало около 6 млн.т нефтяных углеводородов, что составляло около 0,23% годовой мировой добычи нефти и значительно превышало потери нефти при потоплениях и повреждениях танкеров за всю вторую мировую войне (4 млн.т). Впоследствии потери нефти заметно уменьшились и все же и сегодня представляют значительные величины.
Источники поступления нефтяных углеводородов в Мировой океан, представленные в табл. 1, свидетельствуют, что наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обусловливает присутствие постоянных полей загрязнений на трассах морских путей.
Гораздо меньшие масштабы разливов нефти наблюдаются при авариях речных танкеров, однако их последствия бывают более неблагоприятными, если учитывать значения рек для населения, использующего эти воды. Так в 1993 г. у причала г.Кстов (Нижегородская область) произошел пожар и взрыв танкера водоизмещением 600 т с утечкой бензина в р.Волга. В том же году в Рыбинском водохранилище танкер «Волго-нефть 124» с грузом дизтоплива 4019 т столкнулся с баржей «Бельская», имеющей на борту 3600 т дизтоплива. Через пробоину из баржи вытекло 40 тонн дизельного топлива.
Большие массы нефти поступают в моря с суши по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнения нефтью из этого источника превышает 2 млн. т в год. Со стоками промышленности и нефтеперерабатывающих заводов в море ежегодно попадает до 0,5 млн.т нефти.
Наблюдается значительное загрязнение нефтью морей Российской Арктики как за счет речного стока, так и переноса загрязнений морскими течениями. Следует отметить, что загрязнение нефтяными углеводородами рек Сибири, начиная с 70-х годов ХХ века, возросло более чем на 50%, что незамедлительно сказалось на уровне загрязнения арктических морей России. Благодаря Северо-Атлантическому течению в Северный Ледовитый океан в год переносится около 1 млн.т нефтяных углеводородов. Баренцево море сегодня является зоной разгрузки течений атлантических вод. В связи с этим наиболее высокие концентрации нефтяных углеводородов наблюдаются именно здесь: от 0,7 до 1,5 мг/л (при ПДК-0,05 мг/л). Анализ показывает, что морями, требующими особого внимания, вследствие повышенной экологической уязвимости и все возрастающей степени промышленного освоения, являются Баренцево, Белое и Карское моря, Восточно-Сибирское море, Чукотское море и море Лаптевых имеют более благоприятную экологическую обстановку в связи с удаленностью от основных источников загрязнения.
В последние годы в связи с увеличением добычи нефти на морских месторождения возрастает вклад в загрязнение Мирового океана за счет морских буровых платформ.
Изложенное свидетельствуют, что не только при авариях на объектах нефтепользования, но и при их нормальной эксплуатации нередко имеют место масштабные разливы нефти и нефтепродуктов, которые приводят к большим экономическим потерям, ухудшению экологической обстановки, а в некоторых случаях и к экологическим катастрофам.
Энергетическая деятельность человеческого общества, в том числе функционирование нефтяного комплекса, играет, как отмечалось выше, ключевую роль во влиянии на окружающую среду. Учитывая современное состояние окружающей природной среды, предполагаемое дальнейшее развитие нефтяной индустрии должно осуществляться с учетом уменьшения ее влияния на окружающую среду и обеспечения перехода России к устойчивому развитию, при котором должны сбалансировано решаться проблемы социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений.

Литература
1. Безопасность России. Энергетическая безопасность. (Нефтяной комплекс России). /Авторский коллектив/. М.: МГФ «Знание», 2000, с. 432.
2. Слащева А.В. Источники загрязнения окружающей среды нефтепродуктами. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, вып.9, 1997, с.54-59.
3. Перенага О.П., Давыдова С. Л. Экологические проблемы химии нефти. Нефтехимия, 1990, т.39, № 1.
4. Волчков С.В.,Прусенко Б.Е., Сажин Е.Б. и др. Анализ причин аварий на промысловых нефтепроводах Западной Сибири. Сборник научных трудов «Морские и арктические нефтегазовые месторождения и экология», - М, РАО Газпром, 1996, с.26.
5. Мещеряков С.В. Проблемы экологии в топливно-энергетическом комплексе России. Химия и технология топлив и масел. 2000, № 2, с.12-14.
6. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И. и др. Охрана окружающей среды. - Л. Гидрометеоиздат, 1991.
7. Гриценко А.И., Акопова Г.С., Максимов В.М. Экология. Нефть и газ. - М, Наука, 1997, с. 598.
8. Ахметова Т.И., Мухутдинова Т.З., Мухутдинов А.А. Проблемы аналитического контроля объектов окружающей среды в районе расположения нефтехимических производств. Экология и промышленность России, 2001, февраль, с.39.
9. Сыроедов Н.Е., Попов А.В. Проблемы экологии при хранении и транспорте нефтепродуктов. ЦНИИТЭнефтехим, - М, 1994, с. 58.
10. Гурвич Л.М. Нефтяное загрязнение гидросферы, - М, 1997.
11. Ерцев Г.Н., Баренбойм Г.М., Таскаев А.И. Опыт ликвидации аварийных разливов нефти в Усинском районе Республики Коми. - Сыктывкар, 2000, с. 183.
12. Владимиров В.А., Измалков В.И. Катастрофы и экология. - М, Контакт-Культура, 2000, с. 380.
13. Владимиров В.А., Долгин Н.Н., Богачев В.Я. и др. Катастрофы конца ХХ века. - М.: Геополитика, 2001, с. 424.
14. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Радиационная и химическая безопасность населения. М.: Деловой экспресс, 2005, с. 543.

Трегедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.


3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.


4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.


7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.