Приемная семья. Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике

Усыновление несовершеннолетних

Многие годы в Москве традиционно приёмная семья не являлась распространённой формой устройства детей. Возможно, связано это было с двумя проблемами: во-первых, в Москве, в отличие, скажем, от Московской области не было никакого законодательства о приёмной семье, что ставило органы опеки и попечительства районов в ситуацию, когда многие вопросы создания, оформления, поддержки приёмных семей приходилось решать самостоятельно, разбираясь в законодательстве и выполняя функцию «первопроходцев»; во-вторых, в Москве активно развивалась такая форма устройства детей, как патронат, который, хотя и не является семейной формой устройства, но «выбирал» желающих заняться воспитанием детей-сирот как профессиональной деятельностью на дому.

В чем состоит основное отличие приемной семьи от известных форм устройства: усыновления и опеки? Необходимо понимать, что приёмная семья — профессиональная семья. Приёмные родители, хотя и называются родителями, но, всё же, они не усыновители, и не опекуны, в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель. Они - профессиональные родители. Это не значит, что ребёнка они любить не будут, но это значит, что их деятельность по воспитанию должна быть более осмыслена, и более специфична, чем у опекуна или усыновителя. Если усыновление и опеку можно отнести к непрофессиональным семьям, то приемная и патронатная семьи относятся к профессиональным замещающим семьям. В приемной семье один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, не вступают с ним в алиментные и наследственные отношения и получают средства на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Именно потому, что труд взрослых по воспитанию детей оплачивается, приемные семьи относят к профессиональным. И, следовательно, эта работа должна быть качественной. Существенное отличие приемной семьи от других форм принятия ребенка на воспитание состоит, еще и в том, что отношения между ребенком и взрослыми носят и временный характер до совершеннолетия. Одной из особенностей приемной семьи является сохранение связей с кровными родственниками и невозможность сохранения тайны появления ребенка в семье.

Почему законодатель предусмотрел именно заключение договора о приёмной семье? Прежде всего, для того, чтобы отразить в нем особые условия воспитания, содержания, образования детей, передаваемых в приёмную семью. В договоре о приёмной семье должны указываться, например, особые условия содержания и воспитания ребёнка-инвалида, ребёнка с задержкой развития. Там же могут быть оговорены особенности образования ребёнка. Вот для чего нужен и договор о приёмной семье, и сама приёмная семья - создать для ребенка особые, необычные условия для жизни, которые «среднему» ребёнку не нужны. «Особые условия» могут быть лишь такие, которые можно проконтролировать. Для ребёнка-инвалида на коляске - создание в жилом помещении специальных приспособлений, особая расстановка мебели, особые условия по оборудованию комнаты ребёнка, ванной комнаты. Для ребёнка, имеющего задержки в развитии - посещение специальных занятий в специализированных центрах по назначению специалиста. Для ребёнка, страдающего аллергией, астмой, другим заболеванием - создание совершенно конкретных условий жизни (например, отсутствие животных в доме, обязательность соблюдения диеты и т.п.).

Приемный родитель, создавая приёмную семью и принимая ребёнка на воспитание, добровольно ограничивает себя в определённых возможностях - теперь значительная часть жизни его будет посвящена ребенку, или даже нескольким. Особое внимание - особенным детям, вот, если хотите, девиз приёмной семьи. Именно поэтому государство выделяет деятельность приёмной семьи. И дополнительной оплатой, и льготами по трудовому стажу, и иными льготами и привилегиями. Вся деятельность, направленная на развитие приёмных семей должна происходить с учётом того, что приёмная семья - особая форма устройства особого ребёнка.

Это не значит, что приёмную семью не могут образовать «обычные» семьи для «обычных» детей. Запрета делать этого в законодательстве нет. Но и смысла - тоже. Акцентировать внимание государства на те семьи, которые не требуют подобного повышенного внимания - и распыление ресурсов, и дополнительные неприятные ощущения от назойливого внимания и для родителей, и для детей.

В первую очередь, стоит определить критерии, по которым определяется, готовы ли данные кандидаты в приёмные родители стать приёмной семьёй. Если говорить о профессионализации приёмной семьи, то необходимо выяснить, какие именно реабилитационные функции способна выполнять данная семья, каких особых детей способна принять. Следующее - создание обучающих и поддерживающих центров для работы с приёмными семьями. Если мы понимаем, что приёмная семья - семья профессиональная, то специальные компетенции родителям надо где-то получить, и где-то повышать свою квалификацию.

Практика показывает, что число семей, готовых с теплом и лаской, с искренним участием и желанием помочь, взять на свои плечи взращивание «сложных» детей - число таких семей велико. Примерно каждая десятая семья, собирающаяся принять ребёнка (на все формы устройства) делает это из альтруистических соображений, то есть ребёнок изначально, сознательно ищется не для того, чтобы «заполнить гнездо», не для того, чтобы «у нас был ребёнок», а для того, чтобы ещё один малыш обрёл семью, шанс на счастливую человеческую жизнь.

Однако, остановлюсь на вопросе, который неизбежно возникал во всех регионах, где приемная семья получала более пристальное внимание, чем другие формы семейного устройства. Наиболее типичен пример, когда бабушка, являвшаяся опекуном собственного внука в течение ряда лет, приходит в орган опеки и заявляет, что не хочет быть опекуном, а хочет создать приемную семью. Причина - банальна: приёмным родителям больше платят. Как выходить из этой ситуации? Если под приёмной семьёй мы понимаем семью профессиональную, то в данном случае, её создание, очевидно, нецелесообразно. Ну, и главный аргумент состоит в том, что приёмная семья - форма договорная, форма решения проблем жизненного устройства и воспитания ребёнка. А не тех взрослых, которым «удобнее» или «более денежно» стать приёмным родителем. Орган опеки и попечительства вправе такой договор не заключать. Более того, в большинстве случаев это делать и нецелесообразно.

Основной контингент детей, передаваемых на воспитание в приемные семьи - это прежде всего, так называемые «непопулярной группы», скажем, дети старше 10 лет, дети-инвалиды, дети, имеющие значительные задержки в развитии, посещающие вспомогательные школы. В любом случае, вероятность передачи «сложного» ребёнка в приёмную семью существенно выше, чем на усыновление. Если деятельность органов опеки и попечительства оценивать, например, по соотношению количества устроенных на семейные формы детей, к общему количеству детей, оставшихся без попечения родителей, появится интерес и необходимость «раздавать» не только грудничков, но и тех деток, которых «никто не берет», сложных в воспитании детей, инвалидов, подростков, детей с отставанием в развитии. Семья всё исправит, как показывает опыт, даже самые, казалось бы, «безнадёжные» находят место в жизни, если рядом с ними - добрый, чуткий, и - главное - свой, родной человек.

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2008 года Федерального закона об опеке и попечительстве в РФ произошли существенные изменения, – теперь органом опеки и попечительства, осуществляющий все юридически значимые действия в отношении несовершеннолетнего и принимающего правоустанавливающие решения, является орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, а не по месту принятия решения об опеке или заключения договора. Статья 9 этого Федерального закона прямо обязывает органы опеки при перемене места жительства опекаемого передать дело по месту фактического проживания ребенка. Законодательно предусмотрен только двухсторонний договор между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем. Более того, Положение «О приемной семье» совершенно однозначно устанавливает между кем и кем должен быть заключен такой договор – «Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

Таким образом, если граждане проживают в одном регионе, а берут ребенка в другом регионе или в ситуации как в городе Москве, когда полномочия внутримуниципального образования не распространяются за пределы района, то даже при заключении договора о приемной семье, через три дня с момента передачи ребенка орган опеки обязан передать дело и полномочия органу опеки по месту проживания ребенка у опекуна (приемного родителя). Таким образом, орган опеки и попечительства, заключивший договор утрачивает полномочия по опеке и договор вместе с ним. Орган опеки по месту Вашего жительства будет обязан принять дело ребенка и уже по его усмотрению может заключить договор о создании приемной семьи. Заключение трехсторонних договоров с 1 сентября является и незаконным, и не соответствующим духу и логике Семейного законодательства, так как гражданским законодательством не предусмотрена солидарная ответственность органов опеки в отношении одного и того же несовершеннолетнего.

Оптимальная процедура заключения договоров с 1 сентября 2008 года о создании приемной семьи в ситуации когда приемные родители проживают в одном регионе, а берут ребенка из другого, такова:

Подготовка заключения о возможности быть приемным родителем по месту проживания кандидатов в приемные родители.

Передача ребенка органом опеки по месту нахождения ребенка под опеку.

Регистрация ребенка по новому месту жительства до исполнения ребенку 18 лет.

Общеизвестно, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья .

В России существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее подробно законодательно описанными на федеральном уровне являются три основных формы устройства детей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья . Кроме того, существуют и другие формы: гостевая семья («семья выходного дня»), патронатное воспитание и детский дом семейного типа. Они также имеют юридическое оформление, но оно менее детализировано. Семейные формы устройства детей являются наиболее предпочтительными, поскольку дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Приемную семью необходимо четко отличать от других семейных групп, выполняющих аналогичную функцию: опекунской семьи, семьи-усыновителя, семейного детского дома.

Опекунская семья, как правило, предполагает родственные связи ребенка (прямые или косвенные) с опекунами, выбор которых производится органами опеки и попечительства на основании решения суда. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершенно­летнего ребенка движимого и недвижимого имущества, а также оказывает в случае необходимости помощь советом и прямым действием для защиты прав опекаемого. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка в своих личных целях, а лишь выполняет контрольную функцию для сохранения матери­альных ценностей опекаемого вплоть до его совершеннолетия .

Семья усыновителей, по существу, является новой юриди­ческой и фактической семьей ребенка, в которой усыновленный обретает статус родного, кровного ребенка, получает фамилию усыновителей и зачастую новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязаннос­тям родных детей в семье .

Есть также определенная разница между пребыванием детей в приемной семье и в семейном детском доме. Главное отличие состоит в том, что семейный детский дом предназначен для детей-сирот и детей-социальных сирот, т.е. имеющих биологи­ческих родителей, которые лишены своих родительских прав. Таким образом, в семейном детском доме пребывание детей обусловлено отсутствием контактов с биологическими родите­лями. Вместе с тем специалисты (психологи, педагоги, практи­ческие работники) сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих кровных родителей - процедура крайне нежелатель­ная .

В отличие от семейного детского дома, приемная семья запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики в области под­держки и защиты детства, которое заключается в сохранении семьи для ребенка [ 22].

Структура и существование приемной семьи устанавливается законодательными актами. В соответствии с п.1-3 «Правил создания приемной семьи…», граждане (супруги или отдельные лица, не состоя­щие в браке), взявшие на воспитание не менее восьми детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в при­емную семью, именуются приемными детьми . Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получа­ют денежное пособие. Работа приемных родителей включается в их тру­довой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближен­ные к нормальной семейной жизни.

В приемных семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по пре­доставлению органов опеки и попечительства. Направление в семей­ный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специ­альный договор .

В России к началу 2014 года насчитывалось 3576 приемных семей, в которых воспитывалось более 17,7 тысяч детей . Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране их число заметно сокращается, а новые почти не создаются.

Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения проблем или до определе­ния дальнейшей судьбы . Временную приемную семью отличает от опе­кунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профес­сиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных педагогов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессио­нальной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных ро­дителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме .

Фостеровская (замещающая) семья - новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходи­ма тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из родной семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в семье, болезнь или смерть родителей и др. Временная приемная семья как форма защиты детства является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран, например в Швеции . В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения, это связано с экономическими, социальными и политическими проблема­ми переходного периода нашей страны. Жизненный уровень большей части населения России настолько низок, что зачастую речь идет о вы­живании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Деятельность приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, на­правления в детский дом, интернат или другое учреждение . При возвращении ребенка в родную семью предполагается устране­ние тех условий, при которых он был оттуда изъят: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др. Нахождение ребенка в такой при­емной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковре­менное нахождение означает необходимость срочной помощи в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психичес­кие недостатки), в ней должны создаваться особые условия для нор­мального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуаци­ей. Основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологичес­кими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если послед­нее невозможно, тогда он находится в приемной семье до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей его судьбы. Факти­чески замещающая приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кри­зисных условий .

В Российской Федерации правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151-155 Семейного кодек­са РФ , которые конкретизируются «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423) , федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (принят Гос.Думой 11 апреля 2008 года, № 48-ФЗ) и рядом других документов.

С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками се­мьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объ­единенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством , с другой - в контексте соответствующих статей Се­мейного кодекса РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства):

    приемная семья основывается на договоре, который заключается вписьменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка всвоей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и орга­ны опеки и попечительства;

    лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-вос­питателями. Ими могут стать бездетные супруги или те, у кого есть соб­ственные дети - как взрослые, так и несовершеннолетние;

    труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается взависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; повышенную оплату име­ют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

    воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются де­нежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

    приемная семья пользуется различного рода льготами в соот­ветствии с решениями, принимаемыми органами местного само­управления .

Поскольку главное назначение приемной семьи - удовлетворение права ребенка жить и воспитываться в семье, Семейный кодекс РФ и «Правила создания приемной семьи…» много внимания уделяют созданию пра­вовых предпосылок физического, психического, нравственного разви­тия ее воспитанников.

В Семейном кодексе РФ не содержится никаких предписаний отно­сительно количества детей, принимаемых в приемную семью. А соглас­но п. 3 «Правил создания приемной семьи…», их число не должно превышать восьми человек, включая родных и усыновленных, так как в противном случае решение педагогических задач родителями-воспитателями ста­нет затруднительным, а то и просто невозможным . Тем более что в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, име­ющие серьезные дефекты развития.

Чтобы приемная семья была способна выполнять свои функции, ст. 153 Семейного кодекса РФ закрепляет основные признаки приемных родителей. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка . Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий (п.4 «Правил создания приемной семьи…»). Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей) .

Серьезными гарантиями обеспечения интересов ребенка в прием­ной семье служат также правила, предусматривающие:

    представление лицами, желающими стать приемными родителя­ми, документов, подтверждающих наличие у них, во-первых, условий для семейного воспитания приемных детей и, во-вторых, медицинского заключения, выдаваемого после освидетельствования кандидата в прием­ные родители;

    знакомство будущего приемного родителя с ребенком, подлежа­щим передаче в приемную семью;

    получение будущими приемными родителями достоверной ин­формации о несовершеннолетнем, которого они хотят взять на воспита­ние; одним из ее источников служит медицинское заключение о состоя­нии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;

    согласие ребенка, достигшего 10 лет, на передачу его в приемную семью .

Все сведения, характеризующие потенциальные возможности приемного родителя как воспитателя, позволяют заключить договор о передаче несовершеннолетнего в семью, способную обеспечить его ин­тересы. А достоверная и полная информация о ребенке позволит при­емным родителям выбрать в последующем наиболее подходящие мето­ды и способы семейного воспитания.

После заключения договора о передаче ребенка в приемную семью возникают:

    права и обязанности приемных родителей. Согласно п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ, эти права и обязанности полностью совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя). Кроме того, прием­ные родители становятся обладателями прав и обязанностей, преду­смотренных в каждом конкретном случае при заключении договора;

    права воспитанника в приемной семье. По своему содержанию они совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку в соот­ветствии со ст. 54-57 Семейного кодекса РФ. Т.е. воспитанник имеет право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, выражать свое мнение. Что касается его имуще­ственных прав, то эти права тождественны перечисленным в ст. 60. .

Таким образом, все стороны приемной семьи как социального явления жестко регламентируется нормативными актами – Семейным кодексом, Постановлениями Правительства, федеральными законами. Эти документы определяют порядок образования, взаимоотношения родителей и детей, их права и обязанности.

Усыновление | Опека или попечительство (Приёмная семья | Патронат)Наставничество – вид помощи (не является устройством ребенка)
С учетом изменений, внесенными законами №-48 и 49-ФЗ от 24 апреля 2008 г.,

С принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве в РФ» от 24 апреля 2009 года № 48 с 1 сентября 2008 года в России существуют только ДВЕ формы семейного устройства - усыновление и опека. Регионы могут утверждать и регулировать своими законодательными актами такие договорные ВИДЫ опеки, как приёмная семья и патронат.

Усыновление (удочерение)

- принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью/сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

♚ Особенности:

- Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. - Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия. - Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения. - Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. - Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление устанавливается гражданском судом. - Государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единоразовую компенсацию в размере 8 тыс. рублей. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, Белгородская, Московская области. - Более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой. - Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён. - Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Опека и попечительство

- принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребенка.Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка.
На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

♚ Особенности:

- Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда. - Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо. - Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. - По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет. - Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий. - Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении. Существует ежегодная финансовая отчётность. - Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
- Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.

Приёмная семья

- возмездная разновидность опеки. По отношению к ребёнку приёмные родители являются ему опекунами. Приёмная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребёнка. Ребёнок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж не начисляется.
Приёмным родителем может быть один человек или супруги. Как правило, действует норма: один опекун - один ребенок, за исключением передачи в одну семью детей-родственников или сиблингов. В семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе с кровными).
Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или простую опеку, например: для воспитания в одной семье 2–3 и более детей братьев, сестёр; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
Весьма высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребёнка.

♚ Особенности (в отличие от простой опеки):

- Требования к кандидатам менее жёсткие, чем к усыновителям, но более жёсткие, чем к простым опекунам. - Сложнее оформить, чем опеку, т.к. требуется оформлять договор о создании приёмной семьи. Орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если это имеет только материальную подоплёку. - На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу, а также приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например, региональные органы опеки по договору могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечении опекаемого; в некоторых случаях может выделяться служебное жильё, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. - Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребенка в приёмной семье, приёмные родители обязаны соблюдать план по защите прав ребёнка. - Контакты с кровными родственниками ребёнка могут быть обязательны и включены в требования к приёмной семье.

Патронат

- возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами. По отношению к ребёнку патронатные воспитатели (с 1 сентября 2008 г.) являются ему опекунами. Патронатная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между патронатным воспитателем и органами опеки. По сути, это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят на патронат из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж тоже теперь не начисляется.
Под патронат передаются дети, которым временно требуется принимающая семья или в случае, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребёнка в семье. Основная цель данной разновидности опеки - социализация ребёнка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к другим формам: опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным и зависит от ситуации.

♚ Особенности:

- Эта разновидность опеки действует только в тех регионах Росси, где после 1 сентября 2008 года изданы или переизданы законодательные акты,регулирующие создание патронатных семей, например, в Пермском крае, Московской области и т.д. - Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется временная замещающая семья, или реабилитация в семье. - Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при простой опеке. - Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение). - Ежемесячно на содержание ребенка выплачиваются средства на содержание, размер и порядок выплаты средств устанавливается региональным законодательством, а также выплачивается вознаграждение за услуги по воспитанию. - Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения. - Работа по планам, устанавливаемым органом опеки с привлечением учреждения по патронату. Самый жёсткий контроль над воспитателем ребёнка и детальная отчётность за расходование выплачиваемых на его содержание средств. - Контакты с родителями и родственниками ребёнка,как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

♚ Примечание:

при ВСЕХ формах и видах устройства ребёнка в семью предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребёнка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых, а также нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.

Наставничество

- гостевой режим, семья выходного дня-вид помощи ребёнку без оформления его постоянного проживания в семье, он не является устройством ребёнка в семью. Ребёнок остается воспитанником детского учреждения. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Законодательно этот вид помощи ребенку введен совсем недавно (Семейный кодекс часть 3 статьи 155.2), и опыта применения по новым правилам пока не имеет. Многое зависит от личного опыта понимания необходимости её применения местными органам опеки и детским учреждением, из которого предполагается брать ребёнка.
Такая форма помогает ребёнку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения,прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях наставничество используется как подготовка ребёнка и семьи к постоянному размещению на опеку или усыновление.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребёнка появляется "родственник" и друг, что делает ребёнка не столь одиноким, повышает самооценку ребёнка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

♚ Особенности:

- Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок. - Возможно взять детей, отобранных из многодетных семей или у осуждённых родителей и которым крайне сложно найти постоянную семью и в ином случае обречённых жить в детском доме. - Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться семье и ребёнку друг к другу,позволяет понять, верное ли решение принято. - При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть. - Директор не обязан разрешить вам брать ребёнка. - Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7–8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что у ребенка могут быть не только родители, но и "родственники", взрослые друзья. - Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово. Нам известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности, мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Определение путей решения вопросов социальной поддержки замещающих семей. Правовое регулирование опеки и усыновления детей-сирот. Задачи и направления деятельности Службы развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Сущность понятия патронатного воспитания и его законодательные аспекты. Отличие патронатного воспитания от других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок организации и опыт патронатной семьи в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Изучение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ. Обзор документов, необходимых для осуществления опеки, усыновления и создания приемной семьи. Анализ опыта отдела опеки и попечительства г. Комсомольск-на-Амуре в работе с детьми.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2011

    Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Социальное сиротство как феномен российского общества. Основные причины социального сиротства. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие института приемной семьи в Свердловской области. Семейная воспитательная группа.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2010

    Тенденции и динамика развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе. Государственная политика в области их социальной защиты. Сравнительный анализ современных моделей решения проблемы сиротства.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014