Рассказы на тему смелость и трусость. На какие поступки толкает человека трусость

Понтий Пилат - трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость - один из серьезнейших грехов (по роману "Мастер и Маргарита").

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого - трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость - синоним

Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979

До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.

Комментарий ФИПИ:

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Словарная работа

По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.

Синонимы
Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
Трусость – малодушие, нерешительность.

В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?

  • В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
  • В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)

Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.

Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.

В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной» .

Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же - на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.

Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу - не высовывайтесь!» - дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие - обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.

От Глебова требуется только одно - решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь - тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».

Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх - совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, - страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор» . Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».

«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.

«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание - предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах <…> нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… <…> Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» - обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.

Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», - говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.

Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», - пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга» , - говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.

Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов - трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».

Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.


Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
  • В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)
  • Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
  • Испуган - наполовину побежден. (А. В. Суворов)
  • Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
  • Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
  • Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
  • Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
  • Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
  • Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
  • Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
  • Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
  • Бояться любви - значит бояться жизни, а бояться жизни - значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • На что толкает человека трусость?
  • Как страх связан с бесчестием?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?

Тема : «Смелость и трусость»

Введение : Тема смелости и трусости воистину неисчерпаема. Эти качества становятся особенно заметны и важны в наиболее трудные времена для того или иного государства и общества. Это может быть, скажем, засуха. Согласно древнеегипетским мифам, именно в такой трудный момент предательски убивают бога Сета.

Людей спасает только его воскресение. Это с некоторыми оговорками можно считать первой литературной обработкой означенной темы. Впрочем, было ещё шумерское сказание о Гильгамеше. Но более подробно вспомним бессмертную «Илиаду» Гомера. Существует много интерпретаций произведения слепого сказителя. В одной из них троянцы - безрассудные храбрецы, а вот греки таковы только с большими оговорками. Ведь, если подумать, что такое их придумка с деревянным конём?

Можно это назвать военной хитростью, а можно и просто подлостью, необходимость которой вызвана боязнью воинов осаждённого города. Но это дела давно минувших дней. Вспомним о веке XIX, взяв для примера творчество Н.В. Гоголя. Речь пойдёт, конечно, о «Тарасе Бульбе». В противопоставлении двух сыновей старого казака имеется в виду не только предпочтение Андреем любви, а Остапом - верности товарищам.

Брат, ставший предателем, не просто дал волю чувствам. Он захотел комфорта и почёта в более цивилизованном по тем временам обществе. Жизнь в казацком стане не сравнить, конечно, с той, которую он познал в польском замке. Любовь стала в данном случае оправданием трусости. Может быть, и спорная точка зрения, но имеющая право на существование. Ведь Николай Васильевич не был романтиком, чтобы ограничиться описанием любовной истории. Он отражал в зеркале своего творчества реальность, которая сплетена из очень разных сторон жизни.

Аргумент : Трусость и предательство можно считать разными сторонами одной медали. Одно влечёт за собой другое. Сколько угодно примеров даёт совсем недавняя, трагическая и героическая история. Имеется в виду Великая Отечественная война. У тех, кто добровольно сдавался в плен немцам, не было выбора. Их просто вынуждали вступать в полицейские части, а то и в армию генерала Власова, воевавшую на стороне гитлеровцев. Впрочем, выбор был.

Тут можно вспомнить эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». Это совершенно незаслуженно забытое сейчас произведение было во многом переломным для своего времени. Трилогия охватывает три года войны, но главное там - описание трагического 1941 года. Наверное, только Симонов, учитывая его авторитет, мог осмелиться написать правду об этом времени.

Отступление, неразбериха первых месяцев, глупые приказы генералов. И в то же время - такие люди, как Серпилин. Незаслуженно осуждённый в 1937 году, он не затаил злобу, а стал одним из лучших военачальников, благодаря которым не сбылись мечты немцев о молниеносной победе. В небольшом эпизоде Серпилин противопоставляется другому герою, Баранову. Это именно тот, кто в своё время написал на него донос. Он не трус в традиционном понимании слова. Но приспособленчество и готовность на любую подлость для собственной безопасности и карьеры довели его и до трусости.

А Серпилин даже мстить не стал, просто разжаловал бывшего друга. И он, не выдержав, застрелился. Даже не из-за пострадавшей гордости, а именно струсив. В романе, таким образом, свёл счёты с жизнью ещё один человек. Это Козырев, возглавивший военно-воздушные силы СССР незадолго до войны. Недавний лейтенант наделал на высоком посту столько ошибок, что, осознав это, он не нашёл другого выхода кроме пули в висок. Выбор, казалось бы, одинаковый, а вот причины, которые к этому привели, совершенно разные.

Наиболее очевидно смелость и трусость противопоставляет Василь Быков. Хотя его Сотников в одноимённой повести не выглядит героем. Наоборот, на первых страницах кандидатом в герои кажется его антипод, Рыбак. Он силён, приспособлен к непростой жизни, находчив. Да и товарища своего не бросает, хотя тот может выдать их своим кашлем в любую минуту. Но проза Быкова тем и отличается, что он доводит своих героев до предела. Их суть обнажается тогда, когда остаётся возможность последнего выбора: смерть, или подлость, предательство.

Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны. Но в повести он рядовой боец партизанского отряда. Слабый, больной интеллигент, он только среди партизан перестал бояться смерти. Потому, что уже «перебоялся». А до этого, на фронте, ему приходилось «прятать в себе тихое удовлетворение, что пуля минула его». Ему было стыдно такого, вполне понятного чувства. Также он боялся «тихо и незаметно погибнуть в бою». Ещё один страх вызван нежеланием стать обузой для своих. Потому ему и неловко, когда Рыбак тащит его, нездорового и раненого, к лесу. А вот простого, животного страха смерти он никогда не испытывал.

Причиной предательства Рыбака стал именно такой страх. Стремление во что бы то ни стало сохранить жизнь. Он всё понимал. Когда бежал к кустам, бросая прикрывавшего его Сотникова, стало вдруг не по себе. Но подумал не о долге, а о том, что он скажет в отряде, когда доберётся до лагеря. Однако даже это не помешало бросить товарища. Случайно тот остался жив, и они вновь встретились. Но плена избежать не удалось. Сотников тоже осознаёт его, как самое страшное, что могло случиться. Но он, раненый, даже смешной, совсем непохожий на солдата, несгибаем. Даже осмеливается смеяться в глаза избивающим его полицейским.

Со скорой смертью он уж смирился. Все мысли сосредоточены на том, что умереть надо так, чтобы это было показательно для селян, которых обычно заставляли смотреть на казни. Истинная суть Рыбака выявляется постепенно. Он приспособленец. Возможно, воюя на фронте, в регулярной части, он, если бы не попал в критическую ситуацию, даже был бы на хорошем счету. Но сейчас он, уже пробираясь к своим с раненым Сотниковым, начинает думать о том, удастся «вывернуться», или нет.

Судьба поставила его перед ещё более сложным выбором. После допросов и пыток его товарищ пытается спасти жизнь другого. Он говорит, что Рыбак не виновен, стрелял он. Да и в дом, где прятались, они залезли без ведома хозяев. Крестьян это не спасёт. Рыбака бы, наверное, не спасло тоже. Но когда приходит время выбирать, он сдаётся сразу, без раздумий. Его согласие на предложение стать полицейским уже не вызывает удивления у читателя. Это естественно, учитывая поведение этого человека ранее.

К виселице он ведёт Сотникова, ещё как будто не веря, что придётся это сделать. Но выбивает подставку из-под его ног. Когда тело недавнего друга повисло в петле, он растерян, но вскоре с облегчением слышит приказ встать в строй. «Шагом марш», - и Рыбак бездумно шагнул в такт с другими. «Можно было подумать, что он в отряде, среди своих». Этому человеку неважно, чьи команды выполнять, лишь бы это не заставляло думать его самого.

Василь Быков знал, о чём писал. Он прошёл войну от первых до последних дней. Был трижды ранен. Среди имён захороненных в одной из братских могил значится и его имя. К счастью, это оказалось ошибкой. В любом случае, он понимал переживания и чувства героев своих книг. Наверняка не раз видел проявления и мужества, и трусости. Персонажи его романов и повестей всегда невзрачны, не похожи на былинных богатырей. Преодолеть свою слабость и вполне понятный испуг, остаться до конца человеком, это и есть подвиг для Быкова, а вовсе не пафосность ситуации. В этом на них похож и Сенцов, главный герой «Живых и мёртвых». Он случайный человек на фронте, военный корреспондент, по собственной воле оставшийся в окружённом полку Серпилина.

Заключение : Смелость… Разве можно назвать таким Сотникова? Он, вроде бы, не бросается с гранатой под танк. Но именно люди, способные при всех слабостях в конце концов выполнить свой долг, заслуживают право на положительность у Василя Быкова. Его смерть с мыслями о том, что она обязательно должна что-то означать, выглядит агитационной. Но изображена она сдержанно и реалистично, без всякой героизации. Таких подвигов, на самом деле, совершались тысячи, для той войны они были обыденностью. Иначе бы не было мая 1945 года.

Рассуждения о смелости и трусости могут завести очень далеко. Это понятно, ведь произведений на их тему за всю историю развития литературы написано множество. Можно вспомнить даже забитого и униженного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». И этот человек нашёл в себе мужество возмутиться, когда его лишили самого ценного, что у него было. Но такая смелость стоит недорого. Гораздо правильнее вспомнить в заключение ещё раз об Остапе из «Тараса Бульбы».

Его крик к отцу перед смертью разносится, кажется, по многим русским и советским книгам. Но смог бы сын казака умереть, как Сотников? Без зрителей, не напоказ, обречённым на полное забвение, зная только, что иначе невозможно? В этом и величие подвига людей, подобных партизану из повести Василя Быкова. Погиб и Серпилин в трилогии Симонова. Случайно, от осколка снаряда, незаметно. Он сделал своё дело. Как и всякий человек, чьё мужество помогает другим осознать своё предназначение.

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Смелость и трусость"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой "Война и мир" Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Смелость и трусость» 2017-2018 учебный год Мелкумян Жанна Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ «Гимназия № 17» г.о. Электросталь

2 слайд

Описание слайда:

Литература часто заставляет читателя задуматься о таких противоположных нравственных качествах, как смелость и трусость, которые, между тем, тесно связаны между собой: о том, что в одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак о преимуществах смелости и порочности трусости о готовности к решительным поступкам и стремлении спрятаться от опасности о проявлении смелости и трусости при решении ключевых жизненных вопросов о том, что наиболее ярко эти противоположные проявления человеческой личности раскрываются на войне Смелость и трусость

3 слайд

Описание слайда:

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны. Дионисий Галикарнасский Храбрый - это не тот, ...который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды - это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь Антон Макаренко

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Этимологический словарь Смелость Трусость Смелый-Общеслав.Суф. производное отсмѣти«сметь»Осмеливаться, отваживаться, находить в себе силы, смелость для чего-нибудь. Сметь -Общеслав.Преф.производноеот исчезнувшегомѣтитого же значения, родственно др. в. нем.muot«мужество, гнев», лат.mos«воля, норов», греч.mēnis«гнев» и т.д Трусость -Происходит от сущ. трус, изпраслав. *trǫsъ,связ. чередованием с *tręsǫ(см. трясу́, трясти); т. е. «тот, кто трясётся», дрожит Кроме того, сравнивают с польск.truchliwy«пугливый» илатышск.traušâtiês«бояться»

6 слайд

Описание слайда:

Толкование понятий Смелость Трусость Способность человека преодолевать чувство страха и растерянности,решительность в поступках, это уверенность в себе, это умение взять на себя ответственность и идти на оправданный риск ради определенной цели. Душевная слабость, результатом которой являются боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание; это поведение человека, который не в состоянии совершить поступки из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами; это нежелание навлечь на себя неблагоприятныепоследствия,чей-либо гнев из-за страха потерять имеющиеся блага или общественное положение.

7 слайд

Описание слайда:

Словарь синонимов Смелость Трусость отвага отважность бесстрашие решимость непреклонность непоколебимость мужество геройство храбрость боязливость пугливость робость малодушие колебание нерешительность мнительность паника страх

8 слайд

Описание слайда:

Преимущества смелости Обеспечивает уверенность в собственных силах Помогает идти вперёд и достигать своих целей Уважение чужого мнения и готовность отстаивать свои идеалы Умение брать на себя ответственность Способность подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость – залог успеха «Смелость -это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха» Марк Твен

9 слайд

Описание слайда:

Последствия трусости Из-за одного труса может быть проиграно сражение, из-за одного сражения - война, из-за одной войны может быть потеряна страна. Трусливый человек боится пробовать и рисковать. Прячется за чужие спины. Боится сказать правду и нести ответственность за свои мысли и поступки. Изворотливость, лживость, приспособленчество, беспринципность, эгоизм- частые спутники трусости Трусость – серьёзный недостаток, перерастающий в большой порок «Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий» Р. Декарт

10 слайд

Описание слайда:

Риторические вопросы Для чего человеку нужна смелость? Нужна ли смелость в любви? Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Можно ли воспитать в себе смелость? Почему важно быть смелым в жизни? Как сила воли связана со смелостью? Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»? К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Кого можно назвать трусом? Чем отличается истинная смелость от ложной? Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Как влияет трусость на формирование личности?

11 слайд

Описание слайда:

Пословицы и крылатые фразы Смелый там найдёт, где робкий потеряет Смелый сквозь огонь пройдёт, только крепче станет От смелого смерть бежит, а враг перед смелым дрожит Смелому уважение – трусу- презрение Смел не тот, кто смерти не боится, смелее тот, кто победить врага стремится Смелый умирает один раз, трус умирает тысячу раз Смелость города берет. Где смелость, там и победа. На смелого собака только лает, а труса кусает.

12 слайд

Описание слайда:

Пословицы и крылатые фразы На колеблющегося не рассчитывай, на воду не опирайся. Враг побежит, если ты не побежишь. Бить мертвого тигра - выдавать трусость за храбрость. Один трус - всему войску гибель. Кто испытывает страх, у того в глазах двоится. Шпага труса не имеет ни ручки, ни лезвия. Большая отвага о себе молчит. Волков бояться - в лес не ходить. Трус и тени своей боится.

13 слайд

Описание слайда:

Высказывания о смелости и трусости Смелость Трусость «Смелость – это не отсутствие страха; быть смелым - значит не бояться собственного страха»(Словарь парадоксальных определений) «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего» Л. Берне «Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед»Г. Сакс «Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий»Р. Декарт «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»Ж.Ж. Руссо «Страх - плохой наставник»Плиний Младший «Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость»Б. Джонсон «Испуган - наполовину побежден»А.В.Суворов «Отвага заменяет крепостные стены»Саллюстий Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. О.Бальзак «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»У.Черчилль Трусость никогда не может быть моральной.М. Ганди «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»М. Твен Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.И. Гёте Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.Аристотель В нашем мире опасность всегда угрожает тем, кто еёбоится.Д.Б.Шоу

14 слайд

Описание слайда:

Может ли смелый человек бояться? Человеку свойственно испытывать страх. Смелый – не тот, кто ничего не боится; смелый боится, но мужественно преодолевает свой страх, не поддаётся ему, бросает вызов нерешительности, смотрит в лицо опасностям. Смелость - это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела.

15 слайд

Описание слайда:

Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Все люди сотканы из противоречий: тот, кого считают трусом, может при определенных обстоятельствах поступить смело, и, наоборот, смелый человек может почувствовать страх. Таким образом, смелость и трусость живут рядом. Данные качества присущи каждому человеку. Смелость и трусость как контрастные состояния души

16 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений: 1)Смелый погибнет, но не отступит 2)Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства. 3)Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс 4)Смелость - начало победы. Плутарх 5)Когда можно оправдать трусость? 6)На самом ли деле удача сопутствует смелым? 7)Когда нужно быть смелым? 8)Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. Конфуций 9)Согласны ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость? 10)В душах трусливых нет места для счастья. М. Сервантес 11)Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков

17 слайд

Описание слайда:

Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

18 слайд

Описание слайда:

Структура итогового сочинения: Вступление – в этой части следует поработать с антонимическими понятиями СМЕЛОСТЬ /ТРУСОСТЬ порассуждать о смелости/трусости, поведении смелого/трусливого человека Риторические вопросы, пословицы, поговорки, афоризмы также уместны во вступлении Основная часть включает аргументацию. В нем нужно привести как минимум 2 аргумента из литературы. Например: А.С. Пушкин "Капитанская дочка", сравнение Гринева и Швабрина. М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", предательство Понтия Пилата и расплата за него. Также можно приводить цитаты и пословицы. Заключение – в этой части необходимо подвести итог. Объем итогового сочинения - от 350 слов

19 слайд

Описание слайда:

Варианты вступления Смелость и трусость… Что же это такое? Это два совершенно противоположных проявления человеческого характера, которые проявляются в ситуации нравственного выбора. Как поступить в сложных обстоятельствах: подвергнуть себя опасности, сохранить самообладание, проявив волю, решительность, храбрость или смалодушничать, показав свою беспринципность, трусость? На страницах многих литературных произведений представлены разные герои и персонажи, которые проявляют и смелость, и трусость. Смелость... Трусость…. В основе данных понятий лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовность к решительным поступкам и стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

20 слайд

Описание слайда:

Список литературы к направлению "Смелость и трусость" В. Быков. «Сотников», «Журавлиный крик», «В списках не значился» 2. Л. Н. Толстой. «Война и мир» 3. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 4. Б. Васильев. «А зори здесь тихие...» 5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» 6. А.И. Гончаров «Обломов» 7. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон» 8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 9.Н. Кондратьев «Сашка» 10.М. Горький «Старуха Изергиль» 11.В.А. Каверин «Два капитана» 12.И.С. Тургенев «Враг и друг» 13.А. Грин «Победитель» 14.Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» 15.М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,«Герой нашего времени» 16. В.К.Железников «Чучело» 17.В.Ф.Тендряков «Весенние перевёртыши» 18.О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим тематическое направление «Смелость и трусость» с нескольких позиций: Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях; Смелость и трусость в жизни; Смелость и трусость в любви; Смелость и трусость в умах, душах, характерах; Смелость и трусость в умении признать правду или признать свои ошибки.

23 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого В экстремальных ситуациях идёт проверка человека на прочность, и он проявляет себя либо как отважная, волевая личность, либо показывает свою трусость.

24 слайд

Описание слайда:

Истинная и ложная смелость Истиннаясмелость Ложная смелость Бескорыстие Эгоизм Способность на подвиг во имя общего блага Показной героизм во имя себя, своего блага, своей карьеры Мужество, дисциплинированность Самоуверенность,выпячивание себя на первый план Тушин, Тимохин с солдатами Долохов и штабные

25 слайд

Описание слайда:

Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие.

26 слайд

Описание слайда:

Маленький, скромный капитан Тушин перед боем говорит, что боится смерти, в бою же « Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Тушин поджег Шенграбен, остановил со своей батареей движение французов в центре сражения, но вовсе не думал, что он герой «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого

27 слайд

Описание слайда:

«Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Один из героев Шенграбенского сражения- Тимохин. До боя мы видим обыкновенного человека, тихого, нескладного. В его внешности нет ничего героического. В бою же он и его рота проявили мужество, выдержку. Тимохин- храбрый, бывалый воин, его рота пришла на выручку остальным.А в результате боя ещё и захватила пленных и трофеи.

28 слайд

Описание слайда:

Штабной офицер Жерков отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ Багратиона об отступлении. Но Жерков испугался ехать туда, так как там было опаснее всего. «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Лжегероизм

29 слайд

Описание слайда:

Долохов храбр и решителен в бою, но для него война- способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. Им движут эгоистические, карьерные цели, когда он докладывает о своем успехе в сражении командиру и просит запомнить его подвиг. «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Лжегероизм

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

«Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Николай Ростов перед сражением полон желания показать свою храбрость, но при виде падающих от пуль людей ему стало страшно, что его могут убить. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Страх Николая Ростова- это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

32 слайд

Описание слайда:

Николай Ростов смог впоследствии преодолеть в себе трусость и стать храбрым офицером. Залогом его будущей храбрости стала короткая мысль: «Да, я трус». Если человек имеет мужество назвать себя трусом; стыдится своего страха, то рано или поздно он преодолеет его.

33 слайд

Описание слайда:

Смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. МИНИ-ВЫВОД

34 слайд

Описание слайда:

«Сотников» повесть В. Быкова Повесть «Сотников»- это рассуждение о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и смелости, верности долгу и предательстве. Трусливый друг опаснее врага. Л.Н.Толстой

35 слайд

Описание слайда:

«Сотников» повесть В. Быкова Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Страх смерти заставляет Рыбака стать полицаем, хотя он надеется при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Рыбак проявляет малодушие и трусость, предаёт друга, с которым делил тяготы воинской партизанской службы. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины.

36 слайд

Описание слайда:

«Сашка» Рассказ В. Л. Кондратьев Даже на полях сражений обычные люди могут найти в себе силы и остаться настоящими людьми: вот и Сашка не кичится своей смелостью, он даже не думает о трусости, он просто живет в тяжелых условиях и остается человеком.

38 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин Хитрость – сила трусливого. Смелый погибнет, но не отступит Смелым можно назвать человека, который до конца остаётся верным своим взглядам, не отступает даже перед лицом опасности. В качестве примера можно привести повесть "Капитанская дочка" и ее главного героя Петра Гринева. Смелость и трусость в умах, душах, характерах

39 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин В этом произведении противопоставлены два персонажа: Гринев и Швабрин. Гринев проявил свою смелость и отвагу во время захвата крепости, он стоял до последнего и был готов умереть. Швабрин же поступил низко и подло - перешел на сторону врага, этим он и показал свою трусость.

40 слайд

Описание слайда:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова Мцыри – образец силы человеческого характера. Он мужественный юноша. Лучше умереть в борьбе, чем всю жизнь прозябать, сознавая безвыходность своего положения и невозможность ничего изменить. Герой решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину.

41 слайд

Описание слайда:

«Старуха Изергиль» рассказ М. Горького Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа Горького.

42 слайд

Описание слайда:

«Белый пудель» рассказ А.И. Куприна Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет Сережа, герой рассказа А.И. Куприна

43 слайд

Описание слайда:

«Чучело» повесть В. Железникова Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов. Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят. Но страх превратил его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества. Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки.А страх – это то, что присуще каждому.

44 слайд

Описание слайда:

В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться.

45 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость в жизни «Премудрый пескарь» Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская "премудрость" умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

46 слайд

Описание слайда:

«Премудрый пескарь» Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пескарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так пескарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?

47 слайд